Знакомя учащихся с жизнью и творчеством В.В. Маяковского, невозможно не остановиться на творчестве В. Маяковского - художника, не показать его ранние реалистические произведения, не рассказать о работе поэта в Окнах Роста. Особая страница - это Маяковский - драматург. Увидев фрагменты его комедий «Клон» и «Баня», учащиеся более полно представят всю многогранность этого великого творца. Точно также представление о самобытности и многогранности таланта В. Высоцкого у учащихся будет не полным, если они не узнают о Высоцком - гениальном актере.
Мультимедийные средства незаменимы при проведении бинарных уроков, которые объединяют в пределах одного или двух уроков несколько предметов. Например: Урок литературы, русского языка и музыки по теме: «Рок-музыка и рок поэзия» может быть начата со словарной работы, прослушивания рока, подтверждения определения с собственными выводами, возникшими в результате прослушивания, а объяснение, почему от «рок-н-ролла» возникла новая форма «рок», поможет учащимся понять некоторые явления языка. Такое сокращение весьма характерно для непринужденной речи. Нахождение аналогов: метрополитен.-.метро, кинематограф - кино, фотографии - фото и т. к. Прослушивание песен В. Цоя, анализ (каждый слог ударный в слове перемен, сонорные согласные, эффект натянутой струны). Выводы учащихся о западноевропейском и советском роке.
Проектное обучение в наших школах использовалось давно, но возрождение его произошло в связи появлением в России программы Intel «Обучение для будущего», т. к. задействованные в ней мультимедийные средства значительно расширяют возможности этого метода, делают его привлекательнее и интересней для молодежи. Кроме библиотечных уроков и работы с каталогами, ребят учим выходить в Интернет и работать в нем, что вызывает большой интерес.
Учитывая, что лицеисты работают в локальной сети, появляется возможность для развития нового вида разума сетевого человека - машинного интеллекта [2] при изучении литературы и других гуманитарных предметов, такой вид работы позволяет лицеистам сравнивать свой взгляд на проблему с позиций оппонентов «Творцы» и «Эксперты», глубоко изучают материал, скурпу-лёзно ищут аргументацию своей точки зрения, что искореняет равнодушие на уроках. Какие заинтересованные споры возникают порой в классе, какие интересные аргументы и нетрадиционные точки зрения высказывают ребята. А это значит, что сделан шаг к решению главной проблемы -искоренена скука, появляется заинтересованность, активизируется познавательная деятельность учащихся, формируются навыки самостоятельной работы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Компьютерное образование: методология, теория, практика / под ред. проф. А.В. Петрова. Волгоград: Перемена, 2002. 238 с.
2. Протасов В.И. и др. Оценивание знаний студентов при использовании метода генетического консилиума, «Социономикон» международный сборник научно-практических работ. Вып. 4. Ростов н/Д.: № 8. 2007. С. 370-373.
3. Гребенщиков Г.Ф., Бобырев А.В., Приходько В.Е., Шутова Е.В. Инновационные технологии муниципальной системы среднего общего образования. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2008. 248 с.
Н.Д. Дараган ГУМАНИЗМ КАК ДУХОВНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Вся человеческая история свидетельствует, что гуманизм всегда играл важную роль в жизни, как отдельной личности, так и общества в целом и занимал важное место в системе общечеловеческих ценностей. Идеи гуманизма определяют отношение человека к разным явлениям, связанным с его существованием. Они мотивируют его деятельность, направляют и обосновывают её. Поэтому проблема содержания идей гуманизма не носит чисто академического характера. Она
напрямую обращена к практике. Об определяющей роли гуманизма в общественном сознании можно судить по тому, что ни философские, ни политические, ни художественные направления, созданные в прошлом и претендовавшие на роль духовного и практического лидера, не обходились без того, чтобы объявить себя образцом гуманизма.
Практика показывает, что гуманистические принципы и идеалы выдержали испытание временем, доказали свою ценность и общезначимость. Однако частое их декларирование порой приводит к искажению в сознании людей гуманистических идей, их девальвации. В этой связи есть необходимость выявить сущность и значение гуманизма.
Актуальность отмеченной проблемы также становится очевидной, поскольку реалии современной мировой и российской действительности (экономический упадок в странах Восточной Европы и на территории бывшего Советского Союза, обострение национальных конфликтов в разных частях земного шара, экологической, продовольственной и сырьевой проблем, угроза терроризма, глобализация, компьютерная революция, нынешний мировой финансовый кризис и пр.) требуют глубокого осмысления многих фундаментальных вопросов бытия человека и общества. Всем понятно, что глобальная историческая ситуация стала сегодня пограничной: возможны и гибель человечества и его выживание. Вот почему в настоящее время возникает необходимость разработки концепций будущего развития цивилизации. Никто сегодня не будет спорить с тем, что в начавшемся третьем тысячелетии человечество хочет жить с надеждой, дающей возможность продолжения жизни, решения обострившихся глобальных проблем и движения истории как поля реализации способностей человека в духовно и социально изменяющемся мире. В этой связи обращение к проблеме гуманизма приобретает особую значимость, поскольку проекты будущего должны иметь гуманистический характер. Нельзя не согласиться с утверждениями, что российская цивилизация должна стать обществом свободных и равноправных граждан, стремящихся к знаниям, обществом равных возможностей. Ведь только в этом случае можно будет говорить о продолжении нашей истории.
Как показывает анализ современной действительности, гуманистическая проблематика сейчас не столь общезначима как прежде. Зарубежные и отечественные специалисты всё больше говорят о кризисе гуманизма. Этим, видимо, объясняется и тот факт, что в настоящее время в работах философов, ученых и писателей этой проблеме не уделяется должного внимания.
Рассуждая о гуманизме как духовном образовании, необходимо, прежде всего, уяснить сущность этого понятия. Термин «гуманизм», как известно, происходит от латинского «Иитап^Б» (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским философом и оратором Цицероном (106-43 до н. э.). Для него humanitas - это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В обыденном сознании гуманизм обычно отождествляется с человечностью, человеколюбием. Анализ философской и художественной литературы приводит к выводу о том, что зарубежные и отечественные мыслители дают различные трактовки гуманизма. В разных исторических ситуациях это понятие наполняется конкретным содержанием, вытекающим из существующих социокультурных условий. Отсюда можно заключить, что гуманизм как духовное явление выступает исторически обусловленной системой идей. Многоплановость и обилие дефиниций гуманизма, на наш взгляд, объясняются сложностью и богатством социальных отношений, в которых он проявляется. Вот почему к гуманистической традиции надо подходить, опираясь на принцип историзма.
В работах отечественных авторов, как правило, выделяется два аспекта применения термина «гуманизм»: в узком и широком смысле слова. Они практически единодушны во мнении, что в узком смысле слова - это конкретно-историческое явление, связанное с культурой эпохи Возрождения. Причём ренессансный гуманизм понимается и как определённая профессиональная область деятельность, которая заключалась в занятиях и преподавании грамматики, риторики, поэзии, моральной философии, и как специфическое мировоззрение. Стало быть, гуманизм в узком смысле локализован в пространстве (Западная Европа) и во времени (эпоха Ренессанса). (См.: Бат-кин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978. С. 11-13). Гуманизм в широком смысле слова обычно определяется как система воззрений, признающая ценность чело-
века как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы справедливости, равенства, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Думается, что, характеризуя гуманизм как духовное образование, следует различать гуманизм принципов и гуманизм идеалов. При такой трактовке можно говорить о мыслителях, являющихся гуманистами идеалов, и мыслителях, которые были этическими гуманистами. Конечно, в разных странах и в разные периоды истории гуманистическая мысль имела свою специфику, что в значительной степени объясняется различными национальными, религиозными, культурными традициями народов, уровнем социально-экономического развития государств и, несомненно, субъективными склонностями мыслителей.
Принцип гуманизма предполагает отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, её права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью, признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности. Под гуманистическими идеалами имеются в виду проекты будущих идеальных обществ, представления о гармонически развитой личности, описания совершенных государств, якобы существующих где-то в настоящем или существовавших когда-то в прошлом, а также представления о рациональном исправлении недостатков существующего общественного устройства, планы социальных реформ.
Как представляется, гуманизм как элемент мировой культуры, как нравственный принцип проявился еще в древнем мире. Уже от эпохи Древнего царства в Египте (III тысячелетие до н.э.) к нам дошли высказывания типа надписи жреца Шеши: «Я спасал несчастного от более сильного... Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего её. Я хоронил не имеющего сына своего...». Большое количество подобных текстов свидетельствует о существовании сильной гуманистической струи, пронизывающей культуру Древнего Египта.
Принципы гуманизма присутствуют и в иудаизме, а также лежат в основе буддистской, христианской и мусульманской этики. Основные положения морали иудеев изложены, как известно, в Библии в законодательстве Моисея. Проявлением гуманизма, безусловно, является заповедь, предписывающая почитание отца и матери, а также следующие нормы: «не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не пожелай ничего, что принадлежит твоему ближнему». Буддизм, возникший позднее, впервые обращается к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности.
Будда учил, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства. Для буддизма в человеке важны только его личные заслуги. Так, словом «брахман» Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения. Он проповедовал такие заповеди: не убей, не бери чужого, не лги, не пьянствуй, не прелюбодействуй; а также добродетели щедрости, благонравия, смирения, очищения и т. п. Христианство, история которого начинается в I веке н.э., провозглашает равенство всех людей перед Богом и обещает своим приверженцам обретение свободы и счастья в царстве небесном. Библейские сюжеты утверждают идеалы справедливости и равенства. Нагорная проповедь Христа, произнесённая Иисусом перед народом (согласно Евангелиям от Матфея и от Луки) содержит основные этические нормы, являющиеся нравственным ориентиром, которому должен следовать каждый христианин. Отмечается, что христианин должен быть «кротким», «алчущим и жаждущим правды», «милостивым», «чистым сердцем», «миротворцем» и т. п. Заповедуется творить милостыню тайно, не гневаться, любить врагов своих, не клясться, не судить, не вожделеть к женщине, не разводиться, не собирать сокровищ и др. В исламе (самой молодой из мировых религий) нравственным считается всё то, что ведет к благосостоянию индивидуума или общества, а то, что вредит ему - безнравственным. Ислам уделяет большое внимание и любви к человеку. Коран оговаривает для личности систему существования, которая основана на всем хорошем и свободна от всего злого. Он призывает людей не только жить добродетельно, но также утверждать добродетель и искоренять порок, стремиться к добру и запрещать зло. В Коране провозглашаются такие ценности: покорность, скромность, контроль над чувствами и желаниями, правдивость, чистота, терпение, непоколеби-
мость и выполнение обещаний. Первейшей обязанностью мусульманина является долг по отношению к ближайшим родственникам, родителям, мужу, жене и детям, затем к другим родственникам, соседям, друзьям и знакомым, сиротам и вдовам, нуждающимся в общине, собратьям мусульманам, всем людям на земле. Согласно Корану, мусульманин должен исполнять свою моральную ответственность не только по отношению к людям, но и по отношению к животным, полезным деревьям и растениям. Например, охота на птиц и животных ради развлечения запрещена. Также запрещено вырубать деревья и растения, которые дают фрукты, кроме случаев, когда в этом есть острая нужда. Как видим, на основе главных нравственных качеств личности ислам строит систему морали, с помощью которой человечество может реализовать свой гуманистический потенциал.
В разные исторические эпохи среди философов были этические гуманисты, которые сформулировали принципы, касающиеся назначения человека, смысла его жизни, характера взаимоотношений между людьми. Как представляется, гуманизм принципов разрабатывался на Востоке (Конфуций, Хан Юй, Мен-дзы и др.), на Западе (Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций, И. Кант, Л. Фейербах и т. к.) и в России (Н. Сорский, М. Грек, В.Н. Татищев, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин и др.). Эти мыслители были убеждены в безграничных возможностях человека и в его способности к совершенствованию, в его праве на счастье, они защищали достоинство личности. Итак, гуманизм принципов направлен, прежде всего, на утверждение и защиту ценностей существующих индивидов, т. к. на настоящее.
Гуманисты идеалов также были и в России, и на Западе, и на Востоке. Их концепции строились как с учётом реальных возможностей своего времени, так и на основе теоретических предположений и утопических проектов. Гуманистические идеалы - это идеальное государство Платона, идеал бесклассового социального устройства, представленный в главном произведении Т. Мора «Книжка поистине золотая и равно полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия», «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона, учение К. Маркса о коммунизме как обществе реального гуманизма, проекты таких мыслителей Востока как Моцзы, аль-Фараби, Низами, Ибн-Рушд и др. Некоторые мыслители предлагали и практические пути реализации своих идеалов. К. Маркс и его последователи, как известно, считали социальные революции «локомотивами истории». По их убеждению, только революция обеспечит переход к гуманному общественному строю, только насилие (диктатура пролетариата) может облагородить существующий мир и человека. Вместе с тем в общественной мысли есть системы, где речь идёт об эволюционных путях гуманизации социальных отношений, есть и такие, где ничего не говорится о путях построения образца государственного устройства. Таким образом, гуманизм идеалов в отличие от гуманизма принципов ориентирован на будущее.
Гуманизм - это исторически изменяющаяся система воззрений. История гуманизма как духовного образования свидетельствует, что его виды изменялись в ходе истории. В советской философской литературе варианты гуманизма определялись как «религиозный» и «атеистический», «абстрактный» и «конкретный», «консервативный» и «революционный». Здесь учитывается наличие в обществе разнообразных идеологических направлений, однако игнорируется исторический подход к гуманизму как факту культур. М. Хайдеггер, основываясь на историографическом понимании гуманизма, называет такие его виды: латинский, христианский, эпохи Возрождения, немецких гуманистов XVIII века, К. Маркса, экзистенциализм (См.: Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. М., 1988). С нашей точки зрения, эта классификация, базируясь на принципе историзма, вместе с тем является не достаточно полной. В ней не принимаются во внимание гуманистические представления Древних обществ (Египта, Индии, Китая, Греции), где эти идеи глубоко осознавались самыми мудрыми представителями человечества (Будда, Платон, Конфуций и др.), гуманистические принципы, провозглашенные иудаизмом, буддизмом и исламом, а также некоторые концепции Нового времени. Поэтому, принимая в целом позицию Мартина Хайдеггера, мы считаем необходимым дополнить её. Итак, по нашему убеждению, можно выделить следующие основные виды гуманизма: светский и религиозный. Светский гуманизм - это гуманизм Древних обществ, латинский, эпохи Возрождения, Нового времени, К. Маркса и экзистенциализм.
С латинским гуманизмом, по Хайдеггеру, мы встречаемся в эпоху Римской республики. Он возник от встречи римского латинства с образованностью позднего эллинизма. История говорит нам о том, что в Риме были провозглашены такие гуманистические ценности: самостоятельность, достоинство личности и её свобода отстаивать свои интересы в рамках закона; верность долгу, составляющая моральную гарантию исполнения законов; благоговейный долг перед Богами, родиной, согражданами, требующий отдавать предпочтение их интересам, а не своим.
Гуманизм как культурное движение возникает в Италии в сер. XIV столетия, а на переломе XV - XVI веков распространяется по всей католической Европе. Гуманистическая культура Возрождения, использовавшая духовное наследие античности, включала достижения в области философии, живописи, скульптуры, архитектуры и художественной литературы. Её центральная идея -признание ценности человека, его прав, интересов, творческих способностей, целью человеческого существования объявляется счастье в реальном мире. От Эразма Роттердамского идёт традиция понимать христианство как систему ценностей, осуществляемой в повседневной жизни. Вера в могущество человека и его разума проявилась в предложенных идеалах социального устройства, а также в идеях рационального исправления недостатков существующего общества. У гуманистов Ренессанса человек, таким образом, рассматривается в его земном предназначении.
Носителями гуманистических идей в Новое время были Ф. Бэкон, И.В. Гёте, И.Г. Гердер, Вольтер, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, Л. Фейербах, Ф. Шиллер и др. Для них человек - субъект автономного поведения и собственного самосовершенствования. Они говорили о его достоинстве и свободе, самоценности личности, отстаивали её право на свободное пользование достижениями науки и культуры. Этот гуманизм был часто протестом против унижения человеческого достоинства в условиях абсолютистских режимов, феодально-сословных привилегий и религиозной нетерпимости. В Новое время были выдвинуты предложения об устранении недостатков существующего общества, предлагалось распространять научные знания, идеи добра и справедливости. Выдающийся английский философ XVII века Ф. Бэкон в повести «Новая Атлантида» изобразил процветающее идеальное общество, в котором жизнь организована на рациональных основах науки и развитой техники, где внедряются в быт их достижения.
Проблема гуманизма в «Капитале» выступает как существенный аспект решения К. Марксом проблемы человека. Он исходил из того, что история есть постоянный процесс развития личности, её совершенствования, что историческое развитие делает самоцелью целостность её развития. К. Маркс утверждает, что человек - есть цель производства. По его мнению, в докапиталистических обществах люди не создали условий, обеспечивающих всесторонность их развития, не выработали полноту своих отношений. Исследуя капитализм, он установил, что здесь созревает основное материальное условие для всестороннего развития личности - огромный рост производительных сил, впервые образуется система всеобщего обмена продуктами труда, универсальных отношений и всесторонних потребностей. К. Маркс открывает тенденцию капиталистического производства к перемене труда. Вместе с тем он заключает, что естественный процесс развития производительных сил ставит на повестку дня вопрос о превращении рабочего, простого носителя частичной общественной функции во всесторонне развитого человека. Таким образом, по его убеждению, крупная промышленность, создаваемая капиталом, требует всесторонне развитого рабочего. В этой связи им рассматривается вопрос о том, создаёт ли капитализм условия для всестороннего развития всех людей.
Согласно К. Марксу, важнейшие предпосылки для всестороннего развития личности - создание человека с богатыми потребностями и возможность их полного удовлетворения, создание свободного времени для всех, превращение труда в «действительно свободный труд». Анализируя социальную действительность, современником которой он являлся, К. Маркс приходит к выводам о том, что капитализм, порождая человека с богатыми потребностями, не может удовлетворить в полной мере даже самые необходимые потребности всех людей, здесь свободное время господствующих классов создаётся за счет превращения жизни трудящихся в рабочее время, этот строй не может развить и многие человеческие возможности. Исходя из этого, Маркс заключает, что поскольку капитализм не создаёт условий для всестороннего развития всех людей, препятствует
совершенствованию его активных, созидательных возможностей, необходимо «насильственное свержение капитала». Пролетарская революция у него - единственное условие и главное средство освобождения человека. Обращаясь сегодня к наследию К. Маркса, следует иметь в виду, что он говорил о нежизнеспособности капитализма сер. XIX века. По нашему мнению, история подтвердила его правоту, поскольку модернизированный капитализм XX - нач. XXI в.в. радикального отличается от того, который исследовался в «Капитале». Верно и то, что девиз коммунизма «каждому по потребностям» не смог опереться на реалии жизни. Думается, что и современная англосаксонская модель капитализма также нуждается в изменении. Мировой финансовый и экономический кризис, свидетелями которого мы являемся, подтверждает это. Таким образом, отличительная черта гуманизма Маркса - культ человека и вера в возможность развития его созидательных способностей. Это протест против отчуждения личности и превращения её в вещь.
Экзистенциализм является гуманистической философией XX века и представляет собой форму протеста против мировых войн, массового уничтожения людей и попрания человеческого достоинства. Экзистенциальная философия защищает стремление человека к неповторимости и оригинальности. В центре данной концепции - проблемы уникальности человеческого существования. Экзистенциалисты поставили вопросы о судьбе человека, о смысле жизни, о выборе и личной ответственности. Наиболее крупные представители экзистенциализма в Германии - М. Хайдеггер, К. Ясперс, во Франции - Г. Марсель, Ж.-П. Сартр, А. Камю, в Италии - Н. Аббаньяно, в США -У. Баррет.
В экзистенциалистских концепциях личности отмечено, что общество призвано обеспечивать возможность свободного духовного развития каждой личности, гарантируя ей правовой порядок, ограждающий её от посягательств на её свободу. Но роль общества остаётся при этом, в сущности, отрицательной. Окружающий мир, где господствует хаос, случайность и анархия, враждебен личности, угнетает и обезличивает её, подавляет и разрушает индивидуальность, навязывает личности трафаретные вкусы, нравы, убеждения и привычки. Общение индивидов, осуществляемое в таком мире, не является подлинным, оно лишь подчеркивает одиночество каждого. Свобода, которую общество может предоставить человеку, это - свобода политическая, экономическая и т.п., но это есть неподлинная свобода. В глубинных слоях неподлинного существования скрывается экзистенция или подлинное существование. Экзистенция выражает уникальность человека, указывает на его скрытые возможности. Наиболее явно она проявляется в пограничных ситуациях (это состояния сильного эмоционального стресса, связанного с переживанием страха смерти и абсурдности жизни). По ту сторону социальной сферы, в мире духовной жизни индивида начинается подлинная свобода. Она есть внутреннее состояние, настроенность, личное переживание. Причем в экзистенциализме свобода предстаёт как тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать как все, но только ценой отказа от себя как личности.
Согласно экзистенциализму, в обыденной жизни человек «забывает», например, что он смертен и что его жизнь конечна. Он легко выходит из перипетий обыденной жизни, отбрасывая такого рода размышления в сторону. Только в пограничной ситуации, когда вопрос о его существовании ставится в наиболее радикальной форме, индивид становится самим собой и может выбирать между добром и злом, жизнью и смертью, верой и разумом и т.п. Он обретает собственное «я», соприкасаясь с высшим видом бытия - трансценденцией, представляющей собой потустороннее бытие, непостигаемое и недоступное в условиях обычной жизни. В зависимости от того, как понимается высшее бытие, экзистенциализм делят на атеистический (Хайдеггер, Сартр) и религиозный (Ясперс, Марсель).
Итак, гуманизм как духовное явление есть совокупность определённых философских, этических, политических, правовых и религиозных взглядов и принципов. Это культурный, идеологический и социально-политический феномен. Можно говорить о гуманизме идеалов и гуманизме принципов. Существуют разные виды гуманизма. Они различаются по цели, средствам и путям осуществления. Но общим для них является то, что все они провозглашают человечность человека и его отношений к самому себе и к другим людям.