Научная статья на тему 'К вопросу о современном гуманизме'

К вопросу о современном гуманизме Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2966
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / ЧЕЛОВЕК / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дараган Наталья Демьяновна

Основные формы современного гуманизма светский и религиозный. В настоящее время светский гуманизм приобретает глобальный характер. Он выступает как культурно-просветительское движение и как система идей. Важнейшими его разновидностями являются экологический, социальный и политический гуманизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о современном гуманизме»

го в себе не содержит по сравнению с мыслящей, а мыслящая - по сравнению с протяженной, что это две формы одного и того же. Параллельность снимается как неразрешенная форма противоречия и толкает его к тому, что и должно быть началом, а именно, к абсолютному тождеству мышления и бытия. «Я» Шеллинга не оставляет больше объективное как границу вне самого себя, а включает его в себя как свою противоположность. Благодаря этому «Я» стало субъектом-объектом. Шеллинг выдвигает принцип тождества мышления и бытия. Понятие является абсолютным бытием, абсолютной субстанцией, которая в то же время есть субъект, поскольку она реализует себя как бесконечное становление.

Понятие субстанции тем самым выступило необходимым условием представления о временной последовательности как момент постоянства и основание, для которого эта последовательность отсчитывается. Здесь понятие субстанции - основание представления об истории. Однако есть у Шеллинга и иное опосредование историчности сознания: «с первых моих шагов в философии появилась тенденция историчности, хоты бы в виде осознающего самого себя, приходящего к самому к самому себе Я» [5, 467]. Прихождение Я к самому себе предполагает, что первоначально оно было вне себя, а процесс прихода к сознанию самому сознанию не известен. Поэтому дело философии выявить, осознать этот путь. Логическая последовательность и логический субъект, перенесенные в сферу онтологии, вызвали представление о последовательности изменений в самом бытии. Постоянство рассматриваемого в последовательном изменении субъекта и самого процесса вызвало представление об истории, как необходимой последовательности изменений определенного субъекта. Применение единого неизменного логического принципа во всех изменениях вызвало представление о системе всех изменений.

Философия пошла дальше формы рассудка, поэтому возникла необходимость изменить и определения мысли, категории рассудка на формы разума, по Шеллингу, это формы умозаключения. Шеллинг различает форму и сущность. Форму - как момент различия, особенности, субъективности; сущность - как абсолютную форму или абсолютное познание, как всеобщее. Абсолютное тем самым становится единством всеобщего и особенного, сущности и формы, бытия и познания. Шеллинг преобразует трансцендентальный идеализм в идеализм абсолютный. Абсолютное же состоит в том, чтобы снять предшествующее ему основание и сделать себя интеллектом. Свободно для себя существующее, конкретное мышление постигает себя внутри себя как интеллектуально действительный мир, как истина всего природного. Этот разум, наделенный волей, оказывается абсолютно самодостаточным. Он является субъектом и его мощью, целью и средством. Его свобода реализуется в снятии, подчинении внешнего мира. Для этого разума необходимой средой является узаконенное единое право, единый всеобщий нравственный закон, единый критерий истины, единая система знания, а позже и единая экономическая и политическая система, информационная система и культурная среда.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Шеллинг, Ф.В.Й. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах // Соч.: в 2 т. - М.: Мысль, 1989. - Т. 2. - С. 107-108.

2. Heidegger, М. Gesamtausgabe / М. Heidegger. - Frankfurt а.М., 1988. - Abt. 2. Vorlesungen, 1919-1944. Bd.42.

3. Желнов, М. В. "Сущность свободы как истина" и "Сущность истины как свобода" (Идеи Ф. Шеллинга и М. Хайдеггера в наши дни) // Социальная теория и современность. - М., 1996. - Вып. 21. Трансцендентальная философия Шеллинга. - С. 52-80.

4. Библер, В. С. От наукоучения - к логике культуры. - М.,1991 и др.

5. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1974. - Т. 1. Наука логики. - С. 101.

6. Шеллинг, Ф.В.И. К истории новой философии (Мюнхенские лекции) // Соч.: в 2 т. - М., 1989. - Т. 2. -С. 465.

7. Желнов, М. В. Предмет философии в истории философии. Предыстория / М. В. Желнов. - М.: Изд-во Москов. гос. ун-та, 1981. - С. 545.

УДК 101.1

ББК 87

Н. Д. Дараган

К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОМ ГУМАНИЗМЕ

Аннотация. Основные формы современного гуманизма - светский и религиозный. В настоящее время светский гуманизм приобретает глобальный характер. Он выступает как культурно-просветительское движение и как система идей. Важнейшими его разновидностями являются экологический, социальный и политический гуманизм.

Ключевые слова: гуманизм, человек, общество, социальные отношения, история.

N. D. Daragan TO A QUESTION ON MODERN HUMANISM

Abstract. The secular and religious humanism are the basic forms of modern humanism. Now the secular humanism gets the global character. It acts a cultural - educational movement and a system of ideas. Its major versions are ecological, social and political humanism.

Key words: humanism, person, society, social relations, history.

В настоящее время традиции и идеи гуманизма приобретают особую актуальность, поскольку реалии мировой и российской действительности (экспорт революций, обострение социальных конфликтов в разных частях земного шара, экологической, продовольственной и сырьевой проблем, постоянные угрозы терроризма, тенденция глобализации, компьютерная революция, доминирующее влияние информационных технологий, экономический кризис и пр.) требуют выработки новых подходов к пониманию гуманизма, формированию его принципов с современных позиций. Пожалуй, никто не будет спорить с тем, что в XXI столетии человечество хочет жить с уверенностью в завтрашнем дне, дающей возможность продолжения жизни, решения обострившихся глобальных проблем и движения истории как поля реализации потенций личности в динамично изменяющемся мире. Поэтому обращение к проблеме гуманизма приобретает особую значимость. По нашему убеждению, проекты будущего должны иметь гуманистический характер. Этот вывод вытекает из анализа состояния человеческой цивилизации, где, как показывает практика, существует прямая связь между прогрессом промышленности, техники, науки, технологий и утверждением гуманистических ценностей. Таким образом, гуманизм обращен не только к настоящему, но и к будущему человечества.

Бесспорно, что гуманистические ценности претворяются в жизнь не автоматически, они действуют через определённые социальные механизмы. Говоря о воздействии гуманистических воззрений на сознание индивидов, также следует учитывать, что они не могут влиять на людей без их воли, желания, умственного напряжения, определенной работы мысли, каждый человек сам должен захотеть претворять их в жизнь. В этой связи актуальна задача гуманизации всей современной системы отношений, в которую включены люди. Гуманизацию я определяю как процесс очеловечения человека и общественных отношений и раскрытия в более полном объёме потенций личности. Гуманизация предполагает изменение ориентации нашего общества, что, прежде всего, связано с распространением гуманистических ценностных приоритетов в отношениях между государствами, нациями, социальными группами и отдельными личностями.

Анализ социальной действительности показывает, что история является объективным процессом гуманизации общественных отношений. Между тем следует учитывать, что этот процесс противоречив, поскольку в нём сочетаются прогрессивные и регрессивные тенденции. Важную роль в нём играют и субъективные факторы. Речь идет, прежде всего, о политике правительств и государств, деятельности гуманистических организаций, образовательных и просветительских учреждений, средств массовой информации, отдельных личностей и т.д.

С нашей точки зрения, история общества определяется как экономическими, так и духовными факторами, среди которых главенствующую роль играют те, что связаны с экзистенциальной жизнью личности. Конечно, переживания человеком своего существования различны. Однако важнейшей гранью человеческого бытия является защита собственного достоинства, свободы и права на счастье, стремление к самосохранению, а это составляет основу гуманизма как факта культуры.

Изучение литературы по проблеме гуманизма приводит к выводу о том, что гуманизм -это исторически изменяющаяся система воззрений. История гуманизма как духовного явления свидетельствует, что его формы изменялись в ходе истории. По нашему мнению, разновидности гуманизма различаются по цели, средствам и путям осуществления гуманистических идеалов и принципов. Однако общим для них является то, что все они провозглашают человечность человека и его отношений к самому себе и к другим людям.

Следует выделить следующие основные формы гуманизма: светский и религиозный. Анализ современных реалий позволяет заключить, что в нашу эпоху гуманизм становится глобальным феноменом мировой культуры. В этой связи можно утверждать, что это новый вид гуманизма, ведь он приобретает глобальный характер и имеет свои особенности. Поэтому его сегодня всё чаще называют планетарным. Светский гуманизм часто рассматривают как альтернативу теизму и технократизму. Основные принципы светского (секулярного) гуманизма изложены в трудах П. Куртца, Г. Блэкхема, Э. Флю, Р. Брауна, Р. Докинса, Т. Флинна, О. Дейси, Д. Копселла, Б. Карра и др.

Практика показывает, что сегодня секулярный гуманизм выступает как культурно-просветительское движение и как система идей. Гуманистическое движение имеет свою историю и особенности. Гуманистические воззрения в наше время наполняются конкретным содержанием,

вытекающим из существующих социокультурных условий, каковыми, прежде всего, являются: рост населения земного шара (нас уже свыше 7 миллиардов), сокращение заповедных мест на Земле, мест отдыха, рост числа автомобилей, технизация жизни людей, огромные различия между уровнем жизни высоко- и слаборазвитых стран, постоянная угроза терроризма, кризис духовности, что выражается в утрате у индивидов ощущения личной значимости и непонимании своей роли в жизни Вселенной, росте агрессивных настроений, падении традиционных моральных ценностей и усилении человеческих пороков.

Современный светский гуманизм ориентирован на науку, разум и демократию, на общечеловеческие нормы нравственности и права. Он приобретает планетарный характер, поскольку ориентируется на выработку норм поведения для всего мирового сообщества. Организации светского гуманизма обладают развитой инфраструктурой, в том числе в виде печатных изданий, радио- и телевизионных программ.

История свидетельствует, что в середине XX века происходит размежевание светского и религиозного гуманизма, причем светский гуманизм становится самостоятельным идейным движением. Сегодня светское гуманистическое движение развивается в разных странах мира как организованное движение. По мнению светских гуманистов нашей эпохи, раскрытие потенциально заложенного в каждом человеке ресурса человечности зависит как от личных усилий самих индивидов и правительств, так и от активности гуманистических организаций. Эти объединения строят свою деятельность на основе программных документов - деклараций, хартий и манифестов.

Идейной родиной гуманистического движения ХХ столетия являются США. Там в 1929 г. организуются гуманистическое общество Нью-Йорка (основатель - Чарльз Фрэнсис Поттер) и Голливудское гуманистическое общество (основано Теодором Куртисом Абелем). Тогда активное участие в деятельности этих обществ принимали и религиозные гуманисты. В Чикаго был основан журнал под названием "Новый гуманист", он способствовал распространению сведений о гуманизме. В нём в 1933 году был опубликован первый «Гуманистический манифест», где были сформулированы основные положения религиозного гуманизма. Подписание этого манифеста считается началом гуманистического движения современности. В 1935 г. в США была организована Ассоциация гуманистической прессы, позже она реорганизуется в Американскую гуманистическую ассоциацию. С 1941 г. эта организация стала основной гуманистической организацией в США. Печатный орган Ассоциации - журнал "Гуманист" продолжил традиции журналов "Новый гуманист" (издавался до 1937 г.) и "Гуманистический бюллетень" (издавался в 1938-1942 гг.). В настоящее время светское гуманистическое движение США представляет Американская гуманистическая ассоциация, её штаб-квартира находится в Амхерсте.

На европейском континенте гуманистическое движение зарождается в середине XX столетия в Голландии. Тогда была создана Голландская гуманистическая лига (ГГЛ), центральный орган которой обеспечивает и направляет деятельность своих отделений, обладающих определенной степенью автономии. Профессиональные руководители отделений занимаются обучением вновь вступивших членов. ГГЛ включает в себя такие службы, как отделения женщин, молодежи, мира, похорон, этического воспитания, профессиональной консультации, научных исследований, СМИ и др. Голландские гуманисты ведут активную работу с населением. Подготовку профессиональных советников в рамках ГГЛ осуществляет единственный в мире Гуманистический университет в Утрехте. Постепенно организованные формы гуманизма возникли и в других странах, в том числе и в России. В нашей стране функционирует Российское гуманистическое общество (РГО). Оно получило юридическое оформление 16 мая 1995 г. как межрегиональное общественное объединение нерелигиозных гуманистов.

Сегодня светские гуманисты объединены в Международный гуманистический и этический союз (МГЭС), который сотрудничает с ООН в вопросах окружающей среды, экономики, социальных и культурных прав. Поддержку со стороны организаций - членов МГЭС нашли такие документы ООН, как Конвенция прав ребенка, Конвенция о пытках и Женевская конвенция о беженцах. МГЭС принимал участие в кампании по борьбе с голодом и участвует в рабочей группе ООН по науке и этике. МГЭС координирует деятельность национальных и региональных групп гуманистов, помогает выстраивать стратегию работы на местах, способствует развитию новых гуманистических обществ, а также представляет интересы гуманистов в ООН, ЮНЕСКО и Совете Европы. До 1996 г. штаб-квартира МГЭС размещалась в Утрехте (Голландия), а с 1996 г. находится в Лондоне. Печатным органом МГЭС является ежеквартально выходящий журнал «Международные гуманистические новости». В 1980 г. была создана международная организация - Совет по демократическому и светскому гуманизму. С 1996 г. она стала называться Советом по светскому гуманизму. В 1983 г. Совет по демократическому и светскому гуманизму организовал Международную академию гуманизма. В 1991 г. с целью представления гуманистического мировоззрения и защиты прав неверующих в Совете Европы и Европейском парламенте была образована Европейская гуманистическая федерация (ЕГФ).

Можно выделить такие направления в деятельности светского гуманистического движения современности: а) разработка программ светского гражданского сервиса; б) преподавание в учебных заведениях дисциплин гуманистического цикла как реальной альтернативы религиозным программам обучения; в) защита прав и свободы совести неверующих граждан; г) научный анализ религий и независимая экспертиза заявлений о паранормальных феноменах.

На наш взгляд, важнейшие ориентиры разнообразных видов гуманизма как факта культур, сформировавшихся в разные исторические эпохи, - это честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надежность, доброжелательность, непричинение зла другим людям, согласие на сексуальные отношения, половая неприкосновенность ребёнка, ненанесение ущерба собственности, совестливость, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество. Гуманизм как духовное образование - это гуманизм принципов и гуманизм идеалов. Вместе с тем, необходимо учитывать, что все разновидности гуманизма имеют свою специфику.

Светский гуманизм в отличие от религиозного утверждает, что пути достижения и осуществления человеческого счастья нужно искать в условиях земного существования, что люди способны самостоятельно решать свои проблемы, не уповая к помощи Бога. Этот гуманизм исходит из того, наука должна способствовать решению проблем, как общества в целом, так и отдельных личностей, что в современном мире важно уделять внимание развитию системы образования и здравоохранения, культивированию критического мышления, а также противостоять любым попыткам навязать религиозные критерии государственным институтам.

Анализ духовной жизни современного общества позволяет заключить, что сегодня общепризнанны ценности взаимопонимания, диалога, толерантных взаимоотношений. Вместе с тем, в общественном сознании пока ещё не утвердилось понимание того, что каждая человеческая личность уникальна, неповторима, а потому является главной ценностью, что каждый индивид (независимо от пола, возраста, национальной и социальной принадлежности) имеет право на достойную жизнь.

Сегодня многочисленные гуманистические организации породили разные формы бытования светского гуманизма, а в работах гуманистов даются различные классификации. На наш взгляд, основными разновидностями современного светского гуманизма являются экологический, социальный и политический.

Поскольку экологическая проблема имеет глобальный характер, то её гуманистическое решение невозможно без международного сотрудничества различных регионов, стран и народов. Главная идея экологического гуманизма - утверждение гармонии человека и природы. Этот гуманизм требует осознания каждым человеком того, что лично он несет ответственность за охрану окружающей среды от загрязнения, сохранение животного и растительного мира, и что эту ответственность он не может возлагать ни на Бога, ни на судьбу - только на самого себя.

Социальный гуманизм определяет, что желаемой нормой отношений между людьми должны быть принципы справедливости, равенства, человечности. Личность должна руководствоваться ими в семейных, родственных, соседских, профессиональных и т.п. отношениях, т.е. в своей повседневной жизнедеятельности во взаимоотношениях со всеми вступающими с ней в контакт людьми.

В информационную эпоху, в которую мы живём, существует большое количество конфликтов между личностью и обществом, между отдельными группами людей в форме экстремизма, тоталитаризма, терроризма, углубляется пропасть между развитым Западом и остальным миром, часто имеет место жесткий диктат США, Германии, Франции и Великобритании над другими государствами. Даже в богатых странах продолжает существовать большая дифференциация в доходах населения. Причем практика свидетельствует, что мощь этих феноменов постоянно усиливается, что является источником страданий многих людей и оборачивается постоянной угрозой для их безопасности. По нашему убеждению, значимой формой гуманизма является политический гуманизм, определяющий ценности и ориентиры бытия современной цивилизации в политической области нашей жизнедеятельности. Стало быть, политический гуманизм определяет принципы, регулирующие взаимоотношения стран, народов, человека и государства, отдельных личностей в политической сфере.

Политическими ценностями, бесспорно, являются политическая свобода и ответственность, национальная безопасность, патриотизм, международная безопасность, мир и международное сотрудничество, демократия. Эти ориентиры имеют гуманистическое содержание. К гуманистическим ценностям, составляющим комплекс феномена, называемого демократизмом, относятся достоинство человека, приоритет личности над обществом, равноправие, справедливость, терпимость, здравый смысл, диалог, воля к компромиссу, сотрудничеству, социальному контракту и гражданскому миру. В этой связи необходимо также признать, что демократия в обществе зависит от его открытости, наличия гражданских свобод, свободной прессы, власти большинства и прав меньшинств, права на легальную оппозицию и соответствующее законодательство.

Всё вышеизложенное позволяет заключить, что во всех трёх типах светского гуманизма прослеживаются сходные черты. Речь идёт о признании актуальности гуманистических императивов времени, идее кардинального расширения духовного мира каждой личности, повышении уровня образованности и культуры, самосознания индивида и человеческого рода, консолидации и укреплении общечеловеческой солидарности в деле гуманного преображения общества и окружающей его природной среды.

Как свидетельствует действительность, в настоящее время религиозный гуманизм не является организованным широким общественным движением. Как представляется, он выступает главным образом как социальная деятельность и как система принципов. Причем, поскольку существует много религий, можно говорить о разновидностях религиозного гуманизма. Религиозными гуманистами можно считать и представителей американской унитаристской церкви, сыгравших значительную роль в становлении планетарного гуманизма. Они отрицают догмат о Троице, учение о грехопадении и таинстве. Унитаристская версия гуманизма продолжает существовать и сегодня.

Думается, что у разных форм религиозного гуманизма есть общие идеи. Так, религиозные гуманисты провозглашают, что человек, его права и свободы являются важнейшими ценностями современного общества, подчеркивают уважение идей справедливости и милосердия как норм отношений между людьми. В отличие от секулярного гуманизма религиозный исходит из того, что человек не может решить свои проблемы без обращения к Богу. Многие религиозные гуманисты провозглашают право человека на свободу выбора религии и вероисповедания, на образование (с желательным преподаванием основ религии), на труд, понимаемый как служение ближним и богоугодное дело, на разрешение конфликтов ненасильственными средствами, на альтернативную воинскую службу, свободный доступ священнослужителей в места лишения свободы и к военнослужащим, в больницы, приюты, дома инвалидов и престарелых, на исповедь и предсмертное религиозное утешение. История показывает, что религиозный гуманизм после второй мировой войны оказал значительное влияние на пацифистские движения за запрещение ядерного, химического и биологического оружия в США и европейских государствах.

Безусловно, принципы гуманизма присутствуют в этике таких влиятельных религий современности как иудаизм, буддизм, христианство и ислам. Анализ реалий нашего времени позволяет говорить о том, что представители этих конфессий опираются на них в своей деятельности в сфере образования, здравоохранения и социального обеспечения.

Основные положения морали иудеев изложены, как известно, в Библии в законодательстве Моисея. Проявлением гуманизма, безусловно, является заповедь, предписывающая почитание отца и матери, а также следующие нормы: «не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не пожелай ничего, что принадлежит твоему ближнему». Буддизм обращается к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности. Будда учил, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства. Для буддизма в человеке важны только его личные заслуги. Так, словом «брахман» Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения. Он проповедовал такие заповеди: не убей, не бери чужого, не лги, не пьянствуй, не прелюбодействуй; а также добродетели щедрости, благонравия, смирения, очищения и т. п.

Христианство провозглашает равенство всех людей перед Богом и обещает своим приверженцам обретение свободы и счастья в царстве небесном. Библейские сюжеты утверждают идеалы справедливости и равенства. Нагорная проповедь Христа, произнесённая Иисусом перед народом (согласно Евангелиям от Матфея и от Луки) содержит основные этические нормы, являющиеся нравственными принципами, которым должен следовать каждый христианин. Отмечается, что христианин должен быть «кротким», «алчущим и жаждущим правды», «милостивым», «чистым сердцем», «миротворцем» и т.п. Заповедуется творить милостыню тайно, не гневаться, любить врагов своих, не клясться, не судить, не вожделеть к женщине, не собирать сокровищ. Безусловно, эти ориентиры имеют гуманистическое содержание.

Христианский гуманизм - разновидность религиозного гуманизма. Сегодня его идеологи утверждают, что учение Христа преисполнено наивысшего гуманизма, поскольку, во-первых, оно признает не зависимую ни от каких общественных условий духовную ценность человеческой личности, созданной по образу и подобию Бога; во-вторых, оно провозглашает нравственные нормы и добродетели, проникнутые высшей человечностью и, в-третьих, утверждает, что социальное и культурное совершенствование общества должно опираться на христианские принципы. Практика показывает, что эти гуманистические положения по-разному используются различными группировками и течениями в современном христианстве.

Мусульманский гуманизм - также важная разновидность религиозного гуманизма, ведь в исламе нравственным считается всё то, что ведет к благосостоянию индивидуума и общества, а то, что вредит ему - безнравственным. Ислам уделяет и большое внимание любви к человеку. Коран оговаривает для личности систему существования, которая основана на всем хорошем и свободна

от всего злого. Он призывает людей не только жить добродетельно, но также утверждать добродетель и искоренять порок, стремиться к добру и запрещать зло. В Коране провозглашаются такие гуманистические ценности: скромность, контроль над чувствами и желаниями, правдивость, чистота, терпение, непоколебимость и выполнение обещаний. Первейшей обязанностью мусульманина является долг по отношению к ближайшим родственникам, родителям, мужу, жене и детям, затем к другим родственникам, соседям, друзьям и знакомым, сиротам и вдовам, нуждающимся в общине, собратьям мусульманам, всем людям на земле. Согласно Корану, мусульманин должен исполнять свою моральную ответственность не только по отношению к людям, но и по отношению к животным, полезным деревьям и растениям. Например, охота на птиц и животных ради развлечения запрещена. Также запрещено вырубать деревья и растения, которые дают фрукты, кроме случаев, когда в этом есть острая нужда. Таким образом, на основе главных нравственных качеств личности ислам строит систему морали, с помощью которой люди могут реализовать свой гуманистический потенциал.

Итак, важнейшие виды современного (планетарного) гуманизма - религиозный и светский (секулярный). Религиозный гуманизм - это система норм поведения и социальная деятельность, причем существуют разные его типы. Светский гуманизм - это не только определённый взгляд на бытие человека и общества, в настоящее время он заявляет о себе и как об организованном культурно-просветительском движении. Важнейшими его разновидностями являются экологический, социальный и политический гуманизм. Как видим, в современном гуманизме теория и практика неразрывно связаны и органически дополняют друг друга.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бессонов, Б. Н. Гуманизм и духовное развитие обществ / Б. Н. Бессонов. - М.: Изд-во РАГС, 2006. - 275 с.

2. Борзенко, И. М. Человечность человека. Основы современного гуманизма: учеб. пособие для студентов / И. М. Борзенко, В. А. Кувакин, А. А. Кудишина. - М.: РГО, 2005. - 388 с.

3. Жукоцкий, В. Д. Основы современного гуманизма: курс лекций / В. Д. Жукоцкий. - М.; Нижневартовск: Российское гуманист. общ-во, 2006. - 630 с.

4. Куртц, П. Запретный плод: Этика гуманизма / П. Куртц. - М.: РГО, 2002. - 222 с.

5. Куртц, П. Мужество стать. Добродетели гуманизма / П. Куртц. - М.: РГО, 2000. - 160 с.

6. Современный гуманизм. Документы и исследования. - М.: РГО, 2000. - 144 с.

7. Фролов, И. Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет / И. Т. Фролов. - М.: Политиздат, 1989. - 559 с.

УДК 115 ББК 60

В. И. Жданова

ОСОБЕННОСТИ СИНТЕЗА ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ВРЕМЕНИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема о соотношении концептов индивидуального и психологического времени. Описаны различные подходы к проблемам биологического, психологического и индивидуального времени.

Ключевые слова: время, психологическое время, индивидуальное время, социальный субъект, сценарии будущего.

V. I. Zhdanova

PECULIARITIES OF SYNTHESIS OF INDIVIDUAL-PSYCHOLOGICAL

CONCEPTS OF TIME

Abstract. The article considers the problem of correlation of the concepts of individual and psychological time. Describes the various approaches to the problems of biological, psychological, and personal time.

Key words: time, psychological time, personal time, social subject, scenarios for the future.

Когда рассматриваются проблемы, связанные с индивидуальным временем, то, естественно, уже на уровне онтологического различения следует представить свою точку зрения не только на индивидуальное время, но и на время психологическое. В истории философии характерной особенностью психологического времени, являлось некоторое переживание психологического настоящего. И этот момент, на наш взгляд, можно наблюдать уже у Аристотеля. Кстати, подобное понимание в определенной степени присуще и Э. Гуссерлю, который проблему настоящего дово-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.