Научная статья на тему 'Исторические судьбы глобального гуманизма'

Исторические судьбы глобального гуманизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
612
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / СВЕТСКИЙ ГУМАНИЗМ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ И ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ПОЛ КУРТЦ / ВАЛЕРИЙ КУВАКИН / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ / HUMANISM / SECULAR HUMANISM / THE INTERNATIONAL HUMANIST AND ETHICAL UNION / PAUL KURTZ / VALERY KUVAKIN / HUMANIST MANIFESTO

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кефели Игорь Федорович

В статье анализируется эволюция гуманистической традиции в контексте философского и культурологического знания. Прослеживается характер организационного оформления на протяжении XX в. гуманистического движения, представители которого институционально объединились в Международный этический и гуманистический союз (МГЭС). Раскрывается смысловое содержание и целевое назначение ряда гуманистических манифестов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical fate of global humanism

The article analyses the evolution of the humanist tradition in the context of the philosophical and cultural knowledge. Traces the nature of institutionalized throughout the twentieth century, the humanist movement, whose representatives institutionally merged into the International Humanist and Ethical Union (IHEU). Reveals the semantic content and purpose of a number of humanist manifestos.

Текст научной работы на тему «Исторические судьбы глобального гуманизма»

УДК 177.7

И. Ф. Кефели Исторические судьбы глобального гуманизма

В статье анализируется эволюция гуманистической традиции в контексте философского и культурологического знания. Прослеживается характер организационного оформления на протяжении XX в. гуманистического движения, представители которого институционально объединились в Международный этический и гуманистический союз (МГЭС). Раскрывается смысловое содержание и целевое назначение ряда гуманистических манифестов.

Ключевые слова: гуманизм, светский гуманизм, Международный этический и гуманистический союз, Пол Куртц, Валерий Кувакин, гуманистический манифест

Igor F. Kefeli Historical fate of global humanism

The article analyses the evolution of the humanist tradition in the context of the philosophical and cultural knowledge. Traces the nature of institutionalized throughout the twentieth century, the humanist movement, whose representatives institutionally merged into the International Humanist and Ethical Union (IHEU). Reveals the semantic content and purpose of a number of humanist manifestos.

Keywords: humanism, secular humanism, the International Humanist and Ethical Union, Paul Kurtz, Valery Kuvakin, humanist manifesto

Приступая к анализу гуманистической традиции в контексте современной философии, необходимо, в первую очередь, определить «философский статус этой традиции»1, а также обозначить ее воплощение в социальной практике.

Ныне гуманизм не относят к числу ведущих философских направлений или разделов философского знания. И все же какое место занимает гуманизм в контексте тех идейных движений, которым присущи попытки возвращения философии ее первоначальным смыслам, таким как «любовь к мудрости и стремление к благой жизни»?

Нелишне будет упомянуть, что зарождение гуманизма было обусловлено радикальными социокультурными изменениями, характерными для европейского общества и произошедшими в преддверии наступление Нового времени, которое полностью изменило онтологический и социальный статус человека.

Гуманизму была присуща оппозиция средневековому теоцентристскому мировоззрению, признание самоценности человека и его достоинства. В основе гуманистического мировоззрения заключалось признание за человеком как меры всех вещей, свободы в многообразных ее проявлениях, которая противостоит государ-

ственным и религиозным институтам, разрушает сложившуюся социальную иерархию, присущую феодальному обществу.

Гуманизм создал человека в современном понимании, превратив индивида в индивидуальность, личность. Как воодушевленно об этом заявил Дж. Пико делла Мирандола (в «Речи о достоинстве человека») словами Бога, обращенных к человеку нового мира: «Я ставлю тебя в центр мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь»2.

Прошли века... на дворе XXI, в преддверии которого М. Маклюэн с заметным огорчением изрек: «После трех тысяч лет специалистского взрыва и нарастания специализма и отчуждения в технологических расширениях наших тел, наш мир благодаря драматическому процессу обращения начал сжиматься. Уплотненный силой электричества, земной шар теперь - не более чем деревня»3.

Современный гуманизм получил организационное оформление в XX в., институционально объединившись в Международный этический и гуманистический союз (МГЭС), включающий более 5 млн членов. Деятельность союза регламентирована документами - декларациями и хартиями, например, гуманистическими манифестами, которые были опубликованы в 1933, 1973 и 1999 гг.

В 1980 г. Советом по светскому гуманизму была опубликована «Декларация светского гуманизма». Следовательно, современный гуманизм с присущей ему логикой развития следует рассматривать как особый целостный социокультурный феномен, который прошел в своем развитии следующие этапы:

- становление современного гуманизма (середина XIX в. - начало 30-х гг. XX в.);

- процесс институционализации гуманистического движения (начало 1930-х гг. -начало 1980-х гг.);

- дивергенция светского и религиозного гуманизма (начало 1980-х гг. - настоящее время).

1. Становление современного гуманизма. Н. В. Лашко отмечает: «Впервые термин «гуманизм» в значении определенного взгляда на жизнь, личной философии появился в работах датского философа Г. Сибберна (Gabriel Sibbern, 18241903) в книге «О гуманизме» («On humanisme», 1858)4. В дальнейшем этот термин получил развитие в работе «Современные гуманисты» в книге («Modern humanists») британца Дж. М. Робертсона, опубликованной в 1891 г., где он применил термин «гуманист», при характеристике взглядов мыслителей, отстаивавших свое право «светского взгляда на жизнь». Также важную роль в утверждении нового значения понятие «гуманизм» сыграли работы британского философа-прагматиста Ф. Шиллера, Джона Дьюи и др. В середине 1910-х гг. работа Дж. Дьюи привлекла пристальное внимание представителей американской унитаристской церкви, так во введении к своей книге «Гуманистические проповеди» Куртис В. Ризе отмечал:

«Во-первых, гуманизм не является материализмом, поскольку он выражает органический, а не механистический взгляд на жизнь. Во-вторых, гуманизм не является позитивизмом, т. е. религией, которая пытается заменить традиционное богослужение служением Человечеству (Humanity) - т. е. абстракции, которой в реальности не соответствует ни один конкретный объект. В-третьих, гуманизм не является рационализмом, поскольку для него разумность (intelligence) является функцией организмов, проявляющихся на различных стадиях их развития, а зависимость от Разума не менее опасна, чем зависимость от Библии или от Папы. В-четвертых, гуманизм не является атеизмом»5. Версия гуманизма, предложенная унитаристами, во многом определяет направление развитие гуманистических идей и в настоящее время. Перешагнув границ и перестав быть локальной, сугубо американской идей, гуманистический манифест унитаристов, утверждающий высшими ценностями права человека на жизнь, свободу и саморазвитие, стал флагманом идеологии «глобального гуманизма».

2. Следующий этап - институционализация гуманистического движения -начинается с публикации в 1933 г. программного документа религиозного гуманизма - манифеста «Humanist Manifesto I», автором которого стал философ Рой Вуд Селларс (1880-1973). Он предложил создать нетрадиционную гуманистическую религию, унифицирующую все традиционные мировые религии, центром которой должна стать ориентация на мирские ценности. Селларс писал: «Нынешняя эпоха породила огромные сомнения в традиционных религиях, и не менее очевиден тот факт, что любая религия, претендующая на то, чтобы стать объединяющей и движущей силой современности, должна отвечать именно теперешним нуждам. Создание такой религии - главнейшая необходимость современности»6.

«Гуманистический манифест I», крайне радикальный по характеру, стал документом, положившим начало гуманистическому движению в различных вариантах: гуманизм религиозный, натуралистический, научный, этический и др. Так США стали родиной современного гуманизма, охватившего в 1930-1940-е гг. многие страны и регионы планеты. Начало гуманистического движения на европейском континенте было положено в Голландии, где в 1945 г. была основана организация Гуманитас (Humanitas), проводившая социальную работу среди людей, далеких от церкви.

Официально термин «гуманизм» вошел в научное употребление в конце 80-х гг. ХХ в. в Нижней Саксонии - Бремене и Гамбурге (Западная Германия), хотя уже в 20-е гг. движение нерелигиозных общин приобрело известность и широту.

В первой половине XX в. гуманистическое движение сформировалось в Индии, начало данного процесса связано с публикацией в конце 1910-х гг. трехтомной книги «Философия гуманизма» («Philosophy of Humanism») непальского мыслителя Д. Сингха (Jai Prithvi Bahadur Singh, 1877-1940). В своем труде он отстаивал идеи всемирного братства и мирного сосуществования. В 1927 г. по его инициативе в Бангалоре (Южная Индия) был создан Гуманистический клуб и стал издаваться «Гу-

манистический журнал» («Humanist Magazine»)7. В декабре 1946 г. в Бомбее состоялась четвертая конференция Радикальной демократической партии, где индийский гуманист М. Н. Рой (Manavendra Nath Roy, 1887-1954) основал «Радикальное гуманистическое движение» (Radical Humanist Movement), в 1969 г. преобразованное в «Индийскую радикальную гуманистическую ассоциацию» (IndianRadicalHu-manistAssociation; IRHA)8.

Гуманистическую направленность имели работы американского философа и писателя испанского происхождения Дж. Сантаяны (1863-1952): он утверждал, что главная задача философии заключается не в бесплотных попытках объяснить мир, а в выработке по отношению к нему «моральной позиции».

Крупные европейские философы также разделяли идеи гуманизма своих американских и индийских коллег, среди примкнувших к гуманистическому движению можно отметить президента Британской гуманистической ассоциации в 1965-1970 гг. Альфреда Айера (1910-1989). Среди ярких представителей европейского гуманистического движения особое место занимаете инициатор создания Международного гуманистического и этического союза (МГЭС) Г. Дж. Блэкхем, автор трудов «Гуманизм» («Humanism», 1968), «Будущее нашего прошлого: от Древней Греции к глобальной деревне» («The future of our past: from ancient Greece to global village», 1996) и др.

У. А. Смит (Warren Allen Smith) 9, предложил собственную классификацию гуманизма:

1) гуманизм - отношение к человеческим интересам или к изучению гуманитарных дисциплин (study of the humanities);

2) древний гуманизм - системы философии Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Лукреция, Перикла, Протагора или Сократа;

3) классический гуманизм - реинтерпретация гуманистических идей античности, ставших популярными в эпоху Ренессанса;

4) теистический гуманизм - взгляды христианских экзистенциалистов и современных теологов, утверждающих человеческую способность работать над своим спасением совместно с Богом;

5) атеистический гуманизм - отражает идеи, представленные в творчестве Жан-Поля Сартра и др.;

6) коммунистический гуманизм - убеждения некоторых марксистов, полагающих, что последовательным натуралистом и гуманистом был К. Маркс;

7) натуралистический (научный) гуманизм - эклектический набор установок, рожденных в современную научную эпоху и сконцентрированных на вере в высшую ценность и самосовершенствование человеческой личности. 10

«Натуралистический гуманизм», по мысли Смита, получил широкое распространение в 1950-х гг., чему способствовало издание работ американского философа Корлисса Ламонта (1902-1995), заложившего фундамент «светского гуманиз-

ма» в своей самой известной работе «Философия гуманизма» («The philosophy of humanism»), ставшей классическим трудом по «натуралистическому гуманизму».

В 1973 г. Пол Куртц и Эдвин Уилсон составили «Гуманистический манифест II» (Humanist Manifesto II), который учитывал новую историческую реальность и отразил мировоззренческие поиски второй половины ХХ в.

В манифесте авторы, представили различные позиции философов - сторонников современного гуманизма - по вопросам демократии и гражданских свобод, подчеркнув важность плюралистических подходов в решении сложных проблем, стоящих перед человечеством11. Авторы обозначили угрожающие человеческому существованию опасности, такие как бездумная эксплуатация окружающей среды, опасность техногенных катастроф, обусловленных развитием ядерных и биологических технологий, демографическая проблема, а также распространение набирающих популярность культов и учений, призывающих к смирению и изоляции.

В Манифесте II утверждалась концепция создания всемирного светского (се-кулярного) общества, которое будет способствовать не удовлетворению потребностей правящего меньшинства, а направит усилия на «реализацию и раскрытие потенциала каждого человека».

3. Дивергенция светского и религиозного гуманизма как самостоятельных идейных движений. В 1952 г. в Амстердаме был основан Международный этический и гуманистический союз (МГЭС, International Humanist and Ethical Union, IHEU)12 чему содействовали 7 национальных гуманистических организаций, таких как Австрийское этическое общество, Американская гуманистическая ассоциация, Американский этический союз, Бельгийская гуманистическая лига, Британский этический союз, Голландская гуманистическая лига, Индийское радикальное гуманистическое движение. В настоящее время союз включает 90 организаций из более чем 30 стран. Именно члены данного союза в конце 70-х гг. предложили выработать дефиницию «гуманизм», которая установила бы формальные критерии для принятия в союз новых членов.

В 1980 г. П. Куртц предложил программный документ - «Декларацию светского гуманизма» («A Secular Humanist Declaration»), который окончательно зафиксировал идейное различие между светским и либерально-религиозным гуманизмом. Пафосом его идеи стала опора на разум, на научный метод познания, который можно применять в обыденной жизни. Куртц предложил решение вопросов этики и морали вне религиозной традиции, исключительно с опорой на научную позицию с использованием научных методов исследования.

В результате многочисленных дискуссий в 1991 г. на заседании Правления МГЭС, проходившего в Праге, было утверждено следующее определение гуманизма, который понимается как демократическая, нетеистическая и нравственная жизненная позиция (life stance), утверждающая право и долг человеческих существ

самим определять смысл и образ собственной жизни. Как следствие, эта позиция отрицает супранатуралистические воззрения на действительность.

Важно подчеркнуть, что авторы так называемой формулы «минимального утверждения», предложили «самим определять смысл и образ собственной жизни», при этом в основу положили исключительно западноевропейскую традицию гуманизма.

Humanist Manifesto II - это программа, представленная семнадцатью тезисами, условно разделенными на четыре раздела: 1-4 - «Религия», 5-6 - «Индивид», 7-11 -«Демократическое общество», 12-17 - «Мировое сообщество». В тезисах раскрывается отношение к содержанию понятий «смысл жизни», «гражданские свободы» и «демократия», подчеркивается необходимость создания мирового сообщества, опирающегося на разумное экологическое и экономическое планирование, декларируются и отстаиваются права индивида на аборты, развод, самоубийство, сексуальный выбор и эвтаназию, признается равноправие атеистического и либерально-религиозного гуманизма13.

Дискуссии, разворачивающиеся вокруг проблем, заявленных в многочисленных гуманистических манифестах, сосредоточены, главным образом, на создании общепринятой дефиниции термина «гуманизм», а также на объяснении самого феномена гуманизма. Только выработав общую позицию, можно будет определить перспективы развития общемирового гуманистического движения, которое бы отражало духовные, социально-политические и экономические интересы всех мировых цивилизаций.

Необходимость объединения теории и социальной практики стимулировала современных светских гуманистов к поиску решения современных глобальных проблем, среди которых, по их мнению, актуальными в ближайшее время станут: 1) технологический прорыв; 2) ориентация современных светских гуманистов на поиски решения глобальных проблем; 3) этика глобальной кооперации; 4) демография и экология; 5) глобальные войны в глобальном мире; 6) защита прав человека; 7) этика будущего, 8) сексуальность и гендер; 9) религии будущего; 10) воспитания детей и моральное образование; 11) биомедицинская этика; 12) будущего гуманистического движения14.

Вместе с тем проблем в современном глобальном мире не стало меньше, а накопившиеся противоречия оказались еще более острыми по сравнению с прошлыми эпохами. С одной стороны, идет процесс глобализации - мир становится единой семьей народов, с другой, тенденция к религиозно-этнической локализации формирует мировые враждующие лагеря. В мире сильно стремление к укреплению фундаменталистких религиозных течений, стремящихся возродить «архаическую религиозность».

В сложившейся ситуации необходимо сформировать новый гуманистический подход с учетом исторических реалий. В России пристально следят за идеями

глобального гуманизма, предлагая свою интерпретацию данного феномена. Так, В. А. Кувакин в статье «Гуманистическое движение», рассматривая состояние гуманистического движения в России, отмечает: «Более глубокому (по сравнению с гуманистическими установками западных мыслителей, как отмечает автор. - И. К.) пониманию человека и гуманизма способствовали многие выдающиеся деятели русской культуры, особенно Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. А. Бердяев, а во второй половине XX в. и диссидентское правозащитное движение, творчество и деятельность таких выдающихся представителей отечественной культуры, как А. И. Солженицын и А. Д. Сахаров»15.

В. А. Кувакин не просто рассуждает о проблемах этики и гуманизма, он основал Российского гуманистического общества (РГО), став его бессменного руководителем. РГО ставит своей целью поддержку и развитие идей светского гуманизма, гуманистического стиля мышления и психологии, гуманного образа жизни. С осени 1996 г. РГО и Исследовательский центр РГО при МГУ им. М. В. Ломоносова выпускает ежеквартальник «Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов».

Однако следует отметить, что отечественные гуманисты имеют твердое понимание в том, что «современные российские светские гуманисты, не будут обреченно ждать, когда счастливая судьба, сильный справедливый и добрый правитель или снизошедшая с небес «русская идея» наконец-то спасут Россию... активное отношение к себе и окружающему, деятельная, мужественная, творческая, самостоятельная и жизнестойкая позиция может обеспечить достойное положение человека в обществе»16.

Декларация РГО утверждает: «одной из опор современного демократического общество являются институты светского государства и светские ценности. Неотъемлемой частью светского мировоззрение является гуманизм - самое прогрессивное и динамичное мировоззрение современности», которое, обретя статус идеологии и сопрягаясь с активной социальной позицией, будет способствовать реальной социокультурной трансформации современного российского общества17.

Генеральная ассамблея МГЭС в «Амстердамской декларации» (2002 г.), приуроченной к 50-летию со времени создания МГЭС, вновь проходившая в Амстердаме, провозгласила следующие семь принципов современного гуманизма (ввиду удивительной краткости и четкости приведу их полностью):

1. Гуманизм этичен. Он утверждает ценность, достоинство и автономию отдельной личности, а также право каждого человеческого существа на максимально возможную свободу, совместимую с правами других людей. Гуманисты считают своим долгом заботиться обо всем человечестве, включая будущие поколения. Гуманисты исходят из того, что моральность является внутренне присущей чертой человеческой природы и основана на понимании других людей и учете их интересов. Мораль не нуждается во внешней санкции.

2. Гуманизм рационален. Он старается использовать науку для созидания, а не для разрушения. Гуманисты верят, что решение проблем этого мира лежит в сфере человеческой мысли и человеческого действия, а не в сфере божественного вмешательства. Гуманизм призывает к применению методов науки и свободного исследования для решения проблем человеческого благополучия. Но гуманисты также считают, что использование науки и технологий должно соотноситься с общечеловеческими ценностями. Наука предоставляет нам средства, а общечеловеческие ценности определяют цели.

3. Гуманизм поддерживает демократию и права человека. Гуманизм направлен на максимально возможное развитие каждого человека. Он рассматривает демократию и человеческое развитие как право. Принципы демократии и прав человека не ограничены сферой государственного управления и могут применяться в сфере различных человеческих отношений.

4. Гуманизм настаивает на том, что личная свобода должна сопровождаться социальной ответственностью. Гуманизм стремится строить мир на основе идей свободного человека, ответственного перед обществом. Гуманизм признает нашу зависимость от природы и нашу ответственность перед ней. Гуманизм не догматичен, он не навязывает своим последователям никакого кредо. Гуманисты привержены образованию, свободному от индоктринации18.

5. Гуманизм является откликом на широко распространенный запрос на альтернативу догматической религии. Крупные мировые религии утверждают, что они основаны на откровениях, верных на все времена, и пытаются навязать свою картину мира всему человечеству. Гуманизм признает, что надежное знание мира и самих себя рождается в длительном процессе наблюдения, оценивания и корректирования.

6. Гуманизм признает ценность художественного творчества и воображения. Он признает трансформирующую силу искусства. Гуманизм принимает важность литературы, музыки, визуальных и драматических искусств для личного развития и реализации.

7. Гуманизм - это жизненная позиция, направленная на максимально возможную реализацию посредством стремления к нравственной и творческой жизни. Гуманизм предлагает этические и рациональные средства, чтобы ответить на вызовы нашего времени. Гуманизм может быть образом жизни для любого человека в любой точке Земли19.

Подведем итог нашему, далекому от полноты, анализу становления глобального гуманизма. Гуманизм как мировоззренческая основа понимания смысла человеческого существования зародился в недрах античной культуры и возродился в буквальном смысле в эпоху Возрождения. Еще римский философ II в. н. э. Авл Геллий

усматривал в humanitas греческий корень, обозначающий «учение и наставление в честных науках»20.

Studiagumanitatis, как система знания и образования эпохи Возрождения, была ориентирована на формирование мировоззрения гуманистического антропоцентризма, сосредоточившего внимание на «человеческой природе». Из недр Studiagumanitatis вышли утопический социализм Т. Мора и Т. Кампанеллы и «христианский гуманизм» Э. Роттердамского. В «Руководстве христианского воина» Эразм утверждал, что светские знания необходимо усваивать, поскольку они появились задолго до рождения христианства. Вот такой достаточно широкий спектр мировоззренческих установок ренессансного гуманизма, тесно взаимодействуя на протяжении последующих веков и десятилетий с различными мировоззренческими школами, стал еще более необъятным в настоящее время. И справедливости ради стоит отметить, что приведенные выше тезисы «Амстердамской декларации» достаточно корректно и воспроизводят мировоззренческие установки ренессансного гуманизма. Хотелось бы еще раз упомянуть идею евпраксофии, предложенную П. Куртцем. «Гуманист-евпраксофист, - подчеркивал он, - человек с космическим мировоззрением, основанным на формирующейся научными достижениями целостной картине мира, а также разделяющий сумму практических ценностей...»21. Не исключен вариант, что евпраксофия выступит той самой мировоззренческой основой в реализации указанных выше семи принципов современного гуманизма. Более того, свою миссию в глобальном мире гуманизм выполняет как мировоззренческий фундамент образования, воспитания и просвещения, как интеллектуальная, моральная и правовая основа социального равенства и справедливости. Современный гуманизм - пространство диалога и межкультурных коммуникаций, один из наиболее эффективных интегративных механизмов в формировании базовых ценностей и идеологических ориентиров в контексте мировой культуры XXI в.

Примечания

1 Об этом см.: Лашко Н. В. Эволюция идеалов гуманизма в условиях глобализации: социал.-филос. анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Балт. гос. техн. ун-т «Военмех» им. Д.Ф.Устинова. СПб., 2012. 16 с.

2 Мирандола Пико делла Дж. Речь о достоинстве человека // Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991. С. 221.

3 Маклюэн Г. M. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.; Жуковский: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2003. С. 6-7.

4 Об этом см.: Лашко Н. В. Указ. соч.

5 Who's who in Hell: a handbook and international directory for humanists, free-thinkers, naturalists, rationalists and non-theists / complied by W. A. Smith. New York: Barricade Books, 2000. Р. 542.

6 Современный гуманизм: док. и исслед. // Здравый смысл: журн. скептиков, оптимистов

и гуманистов: ежеквартальник: спец. вып. / сост. В. А. Кувакин. М.: Рос. гуманист. о-во, 2000. С. 67-68. URL: http: // humanism. ru (дата обращения: 20. 10. 2015).

7 Who's who in Hell. Р. 1017.

8 Hiorth F. Introduction to Humanism. Pune: Indian Secular Society, 1996. Р. 127-146.

9 У. Смит предложил подробную характеристику видов гуманизма в своей работе «Кто есть кто в аду: справочник и международная адресная книга для гуманистов, свободомыслящих, натуралистов, рационалистов и нетеистов» (Who's who in Hell: a handbook and international directory for humanists, free-thinkers, naturalists, rationalists and non-theists / complied by W. A. Smith. New York: Barricade Books, 2000. 1237 p.).

10 См.: Лашко Н. В. Указ. соч.

11 Современный гуманизм. С. 11. URL: http: // humanism. ru (дата обращения: 20. 10. 2015).

12 Blackham H. J. Humanism. 2nd rev. ed. New York: Intern. Publications Service, 1976. Р. 135.

13 Who's who in Hell. Р. 547.

14 Building a world community: humanism in the 21st century: papers delivered at the Tenth Humanist World Congress / еd. by P. Kurtz with the cooperation of L. Fragell and R. Tielman. Buffalo, New York: Prometheus Books, 1989. 362 p.

15 Там же. С. 261-263.

16 Современный гуманизм. С. 2-3. URL: http: // humanism. ru (дата обращения: 20. 10. 2015).

17 Проект декларации российских гуманистов. URL: http: // humanism. ru (дата обращения: 28. 03. 2016).

18 Индоктринация - подготовка к усвоению системы верований, эзотерических знаний, а также указаний, даваемых человеку, допущенному к секретной информации (прим. автора).

19 URL: http: // humanism. ru (дата обращения: 25. 10. 2015).

20 См. подробнее: Культурология: основы теории и истории культуры / под ред. И. Ф. Кефели. СПб.: Специал. лит., 1996. С. 353.

21 Куртц П. Мужество стать: добродетели гуманизма. М.: Рос. гуманист. о-во, 2000. C. 40, 69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.