МИР И МЫ
От редакции
Публикуя статью профессора Московского университета В.А. Кувакина о современном гуманизме как общественном движении, мировоззрении и учебно-воспитательной дисциплине, редакция журнала хотела бы обратить внимание читателей на актуальность, важность и оригинальность авторского подхода к наисложнейшей проблеме современной общественно-политической и духовной жизни. Этому есть свои объяснения: В.А. Кувакин, обращаясь к предмету своих основных научных интересов, выступает и как теоретик, и как практик. По его инициативе создан «Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов «Здравый смысл » - орган новой научно-просветительской организации - Российского гуманистического общества, призванного содействовать развитию гуманизма в наше переполненное антигуманными проявлениями время. Так что духовное оздоровление России становится для В.А. Кувакина и его единомышленников основным полем, а точнее сказать - плацдармом, на котором формируются виды на будущее страны, идущей к полноценному гражданскому обществу, истинно гуманистическому образу мышления и действия.
Разумеется, в теоретических суждениях, да и практических выводах нашего автора-дебютанта есть положения, вызывающие полемику. Что ж, мы будем очень рады, если такая полемика развернется, поскольку солидарны со старой и вечной истиной: только в споре рождается истина.
В том же ключе можно рассматривать и статью доктора философских наук А.П. Огурцова о новейших веяниях в современной педагогической мысли.
В. КУВАКИН, профессор Президент Российского гуманистического общества
Российское гуманистическое общество - научно-просветительская организация
Межрегиональное объединение содействия развитию гуманизма - Российское гуманистическое общество (РГО) - родилось 16 мая 1995 года. Оно имеет региональные отделения в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, Республике Коми, Тюмени, Иркутске, Татарстане. В структуре Общества - Центр исследований (ЦИРГО) и Центр образования (ЦОР-ГО), а также постоянно действующий
Современный гуманизм
семинар «Современный гуманизм и современная Россия». РГО - ассоциированный член Международного гуманистического и этического союза, объединяющего гуманистические организации 37 стран Европы, Азии, Латинской Америки, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии.
Российское гуманистическое общество - организация нового для нашей страны типа. Это мировоззренческое сообщество людей, разделяющих основные принципы научного мировоззрения, общечеловеческие нормы нрав-
ственности, ценности фундаментальных прав и свобод человека, принципы светской государственности, свободы разума и совести.
В соответствии с уставом главной целью Общества является защита и распространение идей светского (гражданского или секулярного) гуманизма в России, разработка новых форм просвещения, морального и культурного влияния во имя гуманизации человеческих отношений, укрепления демократии, освобождения общественного мнения от иллюзий и предрассудков, мешающих людям более трезво и реалистично воспринимать окружающую действительность и самих себя. Фактически Общество стало первой в истории России негосударственной организацией, поставившей своей целью поддержку и развитие идеи светского гуманизма, гуманистического стиля мышления и психологии, гуманного образа жизни.
Высшим смыслом своей деятельности РГО считает развитие и укрепление гражданского общества, содействие моральному оздоровлению России, защиту разума, свободы и достоинства ее граждан, помощь в выработке ими чувства ответственности за себя и свою страну.
Причинами, которые вызвали к жизни эту организацию, было стремительное падение нравов, сопровождавшее процессы социальных изменений в последние 10-15 лет, криминализация общества, радикальное изменение ценностной структуры информационного пространства, мировоззренческий вакуум в сознании людей, вымывание из педагогического процесса его воспитательной компоненты и т.д., т.е. оснований для создания хотя бы небольшого плацдарма здравого смысла и социально активного научного мировоззрения оказалось более чем достаточно.
Особенно очевидным «перекос» в
системе ценностей сказался в отношении к науке, рациональному познанию действительности. В ходе передела собственности о науке не просто забыли, что привело к массовому оттоку ученых за рубеж. На нее стали нападать все кому не лень - от шаманов и потомственных колдунов до экстрасенсов, «открывателей» «тонких полей», «живой» и «мертвой» воды, полуграмотных журналистов и тьмы всякого рода адептов «альтернативной науки». Более того, возникла организованная лженаука. Таков подлинный статус некоторых самозваных академий, «научных» направлений типа «торсионщи-ков» Шипова и Акимова, «новохронологической» школы А. Фоменко и др. Масштабы профанации, загрязнения информационного пространства и сознания россиянина достигли таких пределов, что первостепенным сегодня является борьба за науку, а не поиск «универсальной науки», «единого сакрального знания» и т.п.
Здравый смысл подсказывает: если наука - это, в принципе, специфический качественный феномен, который работает тем лучше, чем яснее он осознает свои границы и возможности, чем четче он маркирован и артикулирован, то живой человек, даже безотносительно к тому, ученый он или нет, живет тем лучше, чем лучше организовано пространство межличностных и социальных коммуникаций, чем толерантнее среда культуры, чем сильнее выражены индивидуальные мировоззрения людей на основе прочной системы общечеловеческих нравственных и правовых норм.
Фактически необходимо было принять вызов как банальному, но ставшему агрессивным невежеству, так и снобистскому и нигилистическому постмодернистскому поветрию, особенно сильно затронувшему некоторые группы гуманитарной интеллигенции. Ува-
жение к разнообразию культурных традиций и определенной вариативности культурных ценностей стали подменять принципиальным равноправием «языков культуры», включив в него и откровенную матерщину. В рамках личного мировоззрения и общения с самим собой, возможно, все это и допустимо. Но в обществе, от состояния которого так сильно зависит благополучие каждого из его членов, уравнивать ценности мифов, лженауку, шаманство, оккультизм, шарлатанство и т.д. с наукой, объективным знанием, простыми нравственными и правовыми нормами, очевидно, безответственно. Если же речь идет о «многоязычье» культуры в смысле наличия в ней таких вне- или ненаучных форм освоения действительности, как нравственная, правовая, художественно-эстетическая или даже политическая, то здесь вопрос состоит не в отыскании безликого и принципиального равенства этих знаний, а об их разнокачественной ценности. Поэтому ставить их на один - с точки зрения истинности - уровень с наукой будет большим заблуждением. В знаниевой области безусловный приоритет принадлежит науке, но в более широком смысле, т.е. в области плюральности фундаментальных человеческих ценностей, она в облике Истины вместе с Добром, Справедливостью и Красотой на паритетных началах восходит в Олимп высших ценностей.
Такие очевидные истины светским гуманистам приходится отстаивать тяжелым трудом, преодолевая сопротивление моды на всякого рода эксцентричность и декаданс, фальшивую альтернативность и т.д. В частности, этому был посвящен международный симпозиум «Наука, антинаука и паранормальные верования» (октябрь 2001 г.), организованный РГО, Комиссией Президиума РАН по борьбе с лженаукой и
фальсификацией научных исследований (председатель академик Э.П. Кругляков) и философским факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова.
Систематической работе по научно-гуманистическому просвещению посвящает себя орган Российского гуманистического общества «Здравый смысл». Первый номер журнала «скептиков, оптимистов и гуманистов» вышел в свет осенью 1996 года. С того времени было выпущено 23 регулярных и три специальных номера ЗС. Было опубликовано более 350 материалов различного жанра: от научных статей и обращений к общественности до афоризмов и писем читателей. Более 150 человек - от академиков до студентов и рядовых читателей - получили возможность высказаться на его страницах. Среди наших авторов - люди самых различных областей знания и деятельности. Это, в частности, академики В.Л. Гинзбург, Г.И. Абелев, Э.П. Кругляков, Е.Л. Фейнберг, профессора С.П. Капица, Ю.Н. Ефремов, М.Н. Грецкий, В.С. Хазиев, Д.И. Дубровский, В.А. Разин, З.А. Тажуризина, А.Ф. Зотов и др.
Материалы журнала в своей совокупности - это уникальный источник информации по философии, психологии и педагогике гуманизма и свободомыслия. Мы гордимся тем, что донесли до российских читателей важнейшие документы гуманизма ХХ века, убедительно свидетельствующие о том, что он как система взглядов и феномен мировой цивилизации способен преодолевать кризисы, избавляться от собственных иллюзий и ошибок, совершенствоваться и интегрировать в себя лучшие достижения науки, философии, художественного и - в целом - культурного опыта человечества.
Важнейшие среди этих международных документов - Гуманистический манифест I, Гуманистический мани-
фест II, Декларация светского гуманизма, Гуманистический манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму.
Издание Российским гуманистическим обществом ежеквартальника «Здравый смысл» не является самоцелью. РГО бесплатно рассылает его в библиотеки практически всех государственных университетов и педагогических институтов России, определенному кругу малоимущих читателей, а также передает часть тиража близким ему по духу общественным организациям или оргкомитетам соответствующих конференций или собраний.
В рамках библиотеки «Здравого смысла» Общество издает книги и брошюры по гуманизму, свободомыслию и научному скептицизму. Среди изданий такого рода: П. Куртц «Запретный плод. Этика гуманизма» (2002); В.А. Кувакин «Твой рай и ад. Человечность и бесчеловечность человека» (1998); П. Куртц «Искушение потусторонним» (1999); А. Круглов «Словарь. Психология и характерология понятий» (тт. 13, 1999); П. Куртц «Мужество стать. Добродетели гуманизма» (2000), «Современный гуманизм. Документы и исследования» (2000), «Возможность невозможного: Планетарный гуманизм для России и мира» (2001), П. Куртц, Г.В. Гивишвили «Феномен гуманизма» (2001), «Поругание разума» (2001), М.М. Богословский «Душа человеческая» (2002).
Членами РГО разработан пакет учебных программ и библиографии по гуманистике, т.е. философии, психологии и стилю мышления гуманизма, по его педагогике и истории (см. ЗС №12, 1999), по проблемам паранормальных верований и научному исследованию заявлений о сверхъестественных феноменах (см. там же), по ноосферному гуманизму (см. ЗС №13, 1999), по теории и истории свободомыслия (см. ЗС
№№ 3 и 5, 1997). Программы прошли апробацию в различных московских и подмосковных вузах.
Существенным результатом работы ученых - членов РГО - стало подготовленное к печати учебное пособие «Основы современного гуманизма» (объем 24,5 п.л.; авторы И.М. Борзенко, В.А. Кувакин, А.А. Кудишина). Гуманизм представлен здесь как культурно-историческая традиция, как концепция человека, мировоззрение и система ценностей, как психологическая школа и как педагогическая парадигма. Об этом проекте хочется сказать подробнее.
Книга рождалась в атмосфере прежде всего Российского гуманистического общества. Все эти годы мы теоретически и практически погружались в суть идей гуманизма, занимаясь и самообразованием, и социальной работой, связанной с деятельностью РГО. Точкой поворота стал для нас Гражданский форум, состоявшийся в Москве в ноябре 2001 года. Наше участие в нем, встречи и беседы с высшими представителями власти, особенно значимые дискуссии с участием руководства Министерства образования убедили нас в исключительной актуальности проблемы гуманизации образования как важнейшей составляющей моральной, мировоззренческой реконструкции России. В этом контексте встал практический вопрос о введении основ современного гуманизма в учебные программы всей системы народного образования. Наше соответствующее предложение было принято на Форуме и передано в Министерство образования.
Но необходимо было идти дальше. Следующим шагом стало написание этого учебного пособия, в котором мы постарались обобщить все то, что было наработано за эти годы РГО, его журналом «Здравым смысл», организованными российскими гуманистами международными конференциями в Моск-
ве (1997, 2001) и Санкт-Петербурге (2000). Большой школой для всех членов РГО были и являются ежемесячные научные семинары «Современный гуманизм и современная Россия», проводимые с 1995 года на философском факультете МГУ, а также опыт работы Московского и Коломенского центров исследований РГО, входящих в систему международных центров гуманистических исследований (Center for Inquiry International).
Теперь вся эта, признаемся, очень напряженная и трудная работа позади, и нам хотелось бы, чтобы она была доброжелательно встречена не только научной и педагогической общественностью, но и руководством отечественной системы народного образования. Прежде всего - Министерством образования Российской Федерации, региональными и местными отделами образования, особенно в крупных городах России, таких, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, и в других университетских центрах нашей страны. Понять наши заботы и надежды просто: все сколько-нибудь здравомыслящие и обеспокоенные морально-психологическим состоянием общества граждане хорошо осознают, насколько остро стоит проблема мировоззренческого вакуума и кризиса ценностей.
Особенно жгучим является вопрос о воспитании молодежи. Нельзя допустить, чтобы она стала потерянным поколением или оказалась в рядах правого или левого, профашистского, ультранационалистического или религиозного экстремизма и псевдопатриотизма. Потребность возврата к высоким идеалам просвещения и гуманности не в первую очередь стимулировалась именно этой тревогой за будущее страны.
Позволю себе завершить интродукцию учебного пособия по современно-
му гуманизму словами из Заключения: «Гуманизм - это не только человечность, система ценностей и психоинтеллектуальных процедур. Гуманизм -это и трезвый расчет. Любому здравомыслящему человеку понятно, что изменение сознания, фундаментальных установок и образа жизни является самым сложным и трудно регулируемым (и саморегулируемым) делом. Взрослый человек озабочен, прежде всего, вопросами повседневного, в основном материального, существования, а социальные институты, государство в первую очередь, - сохранением себя на основе ресурсов, имеющихся здесь-и-теперь. Вот почему российский гуманизм связывает свои главные надежды с молодежью, с теми гражданами России, которые по возрасту и естественным традициям любого сколько-нибудь нормального общества имеют потребность и возможность учиться, познавать, просвещаться. Этим обстоятельством определяется все содержание и направленность учебника по основам гуманизма.
Особая миссия гуманизации человека и общественных отношений лежит на тех, кто завтра придет в школы и другие образовательные учреждения страны и будет обучать школьников и студентов основополагающим ценностям личного и общественного бытия, кто будет учить их тому, как достойно реализовать человеческий потенциал и адекватно встретить будущее, его вызовы, его радости и угрозы. Гуманизм поможет им, а через них и России в целом, встретиться с самими собой, осознать весь бесконечный внутренний и внешний простор и богатство человека и общества. Он поможет обозреть неограниченные ресурсы человека и его мира и предложит методы реализации этого потенциала. Он поможет взять под контроль темную сторону жизни людей и с их облика и психоло-
гии «стереть случайные черты» (А. Блок).
Если жизнь каждого из нас - и вправду удивительный и уникальный шанс, захватывающее приключение, то, очевидно, нужно сделать все от нас зависящее, чтобы она была полна смысла и радости, чтобы она была наполнена творчеством и мужеством, свободой и чувством долга, стала просветом в небывалое и неожиданное.
Научить человека достойно жить в своем собственном внутреннем мире, в сложном и многомерном мире себе подобных, в социальных реальностях, в мире природы, бытия и небытия, известного и неизвестного - задача и ответственность, которые гуманизм берет на себя в надежде на отклик человека разумного и открытого добру».
Современный гуманизм как мировоззрение и глобальный феномен
Гуманизм (от латинского Ьытапш -человеческий, человечный) - это мировоззрение, которое провозглашает ценность человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей, на свободное и ответственное участие в жизни мира и общества.
Идеи гуманизма разделяли и разделяют многие люди. Это делает гуманизм не только мировоззрением отдельного человека, но и общественным явлением.
Первые ростки гуманизма ярче всего обнаружились в греко-римской культуре, особенно в Афинах (V в. до н. э.). В последующем гуманизм различным образом заявлял о себе в эпохи Возрождения и Просвещения, а также в XIX и ХХ веках. Социальный характер гуманизма позволяет дать ему еще одно определение. Гуманизм - это коллективное мировоззрение и культурно-исто-
рическая традиция, зародившаяся в древнегреческой цивилизации, развивавшаяся в последующие века и сохранившаяся в современной культуре как ее общечеловеческая основа.
Таким образом, гуманизм принимают и практикуют многие люди, тем самым превращая гуманизм в программу социальных преобразований, в моральную силу, в широкое и международное культурное движение.
Поскольку гуманизм как мировоззрение не связывает себя с определенной философской или иной системой идей, то исторически и теоретически существует большое многообразие гуманистических течений и школ. Главные среди них - религиозный и светский (секулярный или гражданский) гуманизм.
Гуманизм носит как дескриптивный характер, предлагая людям определенную картину мира, так и прескриптив-ный (нормативный), предписывая человеку некоторые правила поведения. Теоретически гуманист - это прежде всего доброжелательный, сознательный и ответственный человек, человек разумный и справедливый. Совершаемый личностью акт выбора своей человечности как основы своего мировоззрения означает не просто оценку ею хорошего в себе, но и принятие определенных обязательств перед самим собой.
Среди требований, которые светский гуманизм предъявляет человеку, различают: (1) личностные (экзистенциальные или смысложизненные); (2) нравственные; (3) гражданские или правовые; (4) эстетические; (5) интеллектуальные; (6) экологические.
К первым относятся требования жить здоровой и осмысленной жизнью, ко вторым - соблюдать общепринятые нормы морали, к третьим - следовать правовым нормам общежития, прежде всего зафиксированным в справедли-
вой и демократически принятой конституции, к четвертым - воспитывать эстетический вкус, умение отличать прекрасное от безобразного, к пятым - культивировать ценности разума, познания, критического мышления, к шестым - соблюдать экологическую этику, направленную на сбережение и оздоровление окружающей среды.
Изначально духу гуманизма было присуще уважение к разуму, познавательным, нравственным и гражданским добродетелям. Поэтому он придает большое значение идее просвещения и самообразования. Это позволяет рассматривать гуманизм как систему знания, психологию и концепцию воспитания.
Современный светский гуманизм -это и система знаний, основными блоками которой являются антропологические, философские, психологические, юридические, экологические и педагогические знания. С методологической и содержательной точки зрения нерелигиозный гуманизм базируется на научной картине мира (научном мировоззрении), общепринятых (простых) нравственных нормах, научном (методологическом или селективном) скептицизме, здравом смысле и новейших формах рациональности. В круг важнейших методологических принципов гуманизма входит принцип свободного критического исследования, включающий в себя не только базовые черты научного стиля мышления, но и идею распространения принципов и деятельности разума на все области природы, общества и человеческого поведения. Это предполагает недопустимость ограничений на научно-рациональное познание и экспериментальное исследование во всех областях культуры, включая этику, политику, религию, паранормальные верования, медицину. При этом такие исследования не должны противоречить законо-
дательству и нарушать базовые этические принципы, принятые в данном сообществе.
Светский гуманизм не разделяет религиозные взгляды на природу человека и универсума, полагая, что ни разум, ни наука, ни сколько-нибудь достоверный опыт или эксперимент не обнаруживают реальностей трансцендентного (сверхъестественного) ни в человеке, ни в окружающей его действительности. Вместе с тем светские гуманисты защищают принцип свободы совести и отделения церкви от государства и школы. Они выступают против политизации и идеологизации как религиозного, так и гуманистического мировоззрения, поскольку считают ошибочным или даже порочным превращение этих мировоззрений в орудия и средства борьбы за политическую и/или духовную власть в обществе. Такая установка предопределяет наличие существенной правозащитной функции гуманизма как общественного движения и компоненты гражданского общества.
Сторонники этого мировоззрения связывают происхождение феномена гуманизма с закономерностями мирового космоэволюционного процесса, т.е. гуманизм - естественный результат мировой эволюции. Гуманизму присущи основные черты мирового развития: творческий и открытый характер, пробабилизм и вероятност-ность, природная сингулярность. Последнее означает то, что в силу единственности бытия мира имеются единые глубинные природные (онтологические) корни человеческого существа. Из этого, в частности, вытекает то, что природное равенство людей является решающим фактором их равенства друг по отношению к другу, фактором единства человеческого рода. Такого рода равенство составляет первую и исходную предпосылку гуманизма как общечеловеческого мировоззрения, уравни-
вающего всех людей Земли в их достоинстве, правах и свободах.
Гуманистическое мировоззрение чуждо любым телеологическим концепциям развития природы и общества. Ни Вселенная, ни мировое человечество, ни личность не заключают в себе ни божественного замысла, ни какой-либо конкретной и заведомой цели (идеала) своей динамики. Мир, общество и человек - это открытые, свободные и вместе с тем внутренне детерминированные системы. Не признавая никаких конечных целей человеческого развития, гуманизм, вместе с тем, формулирует общие идеалы-ре-гулятивы. Один - общественный: свободное, демократическое, разумно и справедливо устроенное общество; второй - личный: свободная, здоровая и творческая личность, обладающая максимумом возможностей, предоставляемых ей ее собственным телом, разумом, волей, способностями, собственностью, так же, как и теми природными и социальными обстоятельствами, в которых она находится.
С точки зрения гуманизма, существует или должно существовать равноправие человека по отношению к другому человеку, природе, обществу и всем иным, известным или еще неизвестным ему реальностям и существам. То есть он отрицает бытие чего-то вы-с-шего, чем человек, будь то принцип, социум или, скажем, Бог.
В рамках гуманизма допускается возможность генезиса, эволюционного порождения, создания или творения личности, но отвергается редукция, т.е. сведение сущности человека к нечеловеческому и безличному: природе, обществу, потустороннему, небытию (ничто), неизвестности и т.д. Сущность человека - это сущность, обретаемая, созидаемая и реализуемая им самим в себе и в мире, в котором он рождается, живет и действует. Человек - это со-
творение, существо, которое на завершающем этапе своего становления участвует в рождении себя как человека разумного, самосознающего, достойного и равноправного партнера себе подобных, общества и мира.
Светский гуманизм, таким образом, - это выработанное человеком и идущее от человека к человеку мирское, общегражданское мировоззрение, выражающее идею абсолютного достоинства личности, ее внешне относительные, но неуклонно прогрессирующие к абсолюту самостоятельность, самодостаточность и равноправие перед лицом общества и мира, известного и неизвестного в нем.
Психологически гуманизм - это современная форма жизнеориентации человека, которая включает в себя рациональность, критичность, скептицизм, эмпатию, стоицизм, терпимость, сдержанность, осмотрительность, оптимизм, жизнелюбие, свободу, мужество, надежду, фантазию и продуктивное воображение. Как стиль мышления гуманизм аффирмативен и позитивен, ему присуща уверенность в неограниченных возможностях самосовершенствования человека, в неисчерпаемости его эмоциональных, познавательных, адаптивных, преобразовательных и творческих способностей.
Гуманизм - это мировоззрение без границ, поскольку не отталкивает от себя никого, кто сам не считает себя его противником, предполагает открытость, динамизм и развитие, возможность радикального пересмотра своих положений перед лицом изменений и новых перспектив человека и мира (принцип фаллибилизма).
Гуманистическое мировоззрение включает в себя требование признавать наличие или возможность антигуманного в личности, не игнорировать, а стремиться максимальным образом ограничивать силу и сферу влияния тем-
ной стороны человеческого естества. Притом гуманизм полон убежденности в способности людей все более успешно и надежно обуздывать свои негативные качества в ходе самосовершенствования человека и поступательного развития мировой цивилизации.
Как социальное явление гуманизм -это стремление объединенных гуманистическим мировоззрением людей практиковать его принципы во благо всех и каждого, продвигаться к максимально возможной гуманизации отношений между человеком и человеком, человеком и обществом, человеком и государством, обществом и государством.
Гуманизм - это больше, чем только этическая доктрина, поскольку в нем ставится задача собрать воедино и систематизировать все области и формы проявления человечности человека. Это значит, что в рамках гуманистического проекта интегрируются и культивируются на уровне мировоззрения и образа жизни нравственные, гражданско-правовые, политические, социальные, национальные и глобальные, философские, эстетические, научные, жизнесмысловые, экологические и все иные человеческие ценности.
Гуманизм помогает прояснить диапазон и утвердить законное многообразие, плюрализм политических ценностей, от которых требует лишь признать общечеловеческие ценности в качестве своей общей основы. В диалоге, конкуренции и обмене политическими идеями в обществе гуманизм способен, готов выполнять и выполняет такие функции, как коммуникативная (функция сообщения или трансляции), интегративная (функция объединения), координирующая (функция согласования и организации) и согласительная (функция примирения, поиска компромисса и согласия).
Он предлагает всем легальным, не-
диктаторским и неэкстремистским политическим партиям и движениям целостную, открытую и динамичную систему общеполитических и социальных ценностей, способных гуманизировать политические течения, институты и отношения.
Не будучи идеологией, гуманизм не является и не должен являться официальной государственной доктриной (если не считать такой «доктриной» права человека и гражданина), так же, как и какой-либо формой религии.
Гуманизм - это современный научно ориентированный скептицизм, который рекомендует трезво и критически относиться к так называемым паранормальным, экстрасенсорным, оккультным, магическим, спиритическим, ясновидческим, астрологическим, телекинетическим и т.п. явлениям. Правило гуманизма - необходимо независимое и объективное научное исследование заявлений о такого рода феноменах.
Гуманизм как глобальная альтернатива
Вплоть до конца XIX века мировая культура не знала сколько-нибудь организованных форм выражения и практики гуманизма. Первые ростки будущих гуманистических организаций появились в Англии, США, Германии и других странах Запада на рубеже XIX - XX вв.
В широком общественно-культурном смысле гуманизм был особенно тесно связан с англо-американским либерализмом и социализмом, немецкой социал-демократией, французской социалистической мыслью. Первые достаточно влиятельные формы организованного гуманизма стали возникать вокруг журнала «Freethinker» (с 1881 г. - Лондон), Всемирного союза свободомыслящих (World Union of
Freethinkers - основан в Брюсселе в 1880 г.). Существенную роль в становлении гуманистического движения сыграли различные организации европейских свободомыслящих, рационалистов, скептиков и агностиков, пацифистов. Ему способствовали возникшие в то время организованные формы благотворительности, т.е. организации типа Армии спасения или Красного креста, либеральные религиозно-этические общества, демократически и просветительски настроенные деятели культуры и науки.
Гуманистические установки были столь широко распространены в европейской культуре середины XIX - первой половины XX вв., как религиозной, так и скептической или атеистической, что невозможно выделить здесь каких-то лидеров или ведущих мыслителей. Ральф Эмерсон и Генри Торо, Оскар Уайльд и Бернард Шоу, Эрнст Геккель и Альберт Энштейн, Олдос Хаксли и Бертран Рассел, Марк Твен и Карел Чапек, Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм, Альберт Швейцер и Тейяр де Шарден, Корлисс Ламонт и Макс Шелер, Томас Манн и Габриель Марсель, Джон Дьюи и Джулиан Хаксли, Жан Пиаже и Карл Манхейм. К этим именам следует добавить теоретиков франкфуртской соци-логической школы (Т. Адорно, М. Хор-кхеймер) евромарксизма в Италии и Франции, философов «праксиса» в Югославии, гуманистически ориентированных польских мыслителей (А. Шафф и др.), видных представителей экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс). Эти и многие другие выдающиеся деятели западной культуры продвигали идеи гуманизма в общественное сознание, превращали их в естественную подпочву мышления и поведения граждан своих стран и всего мира. Безусловно, более глубокому пониманию человека и гуманизма способствовали многие выдающиеся дея-
тели русской культуры, особенно Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев, а во второй половине ХХ века и диссидентское правозащитное движение, творчество и деятельность таких выдающихся представителей отечественной культуры, как А.И. Солженицын и А.Д. Сахаров.
В целом прогресс гуманизма в Европе и США, Австралии и других странах был связан с прогрессом демократии, расширением и укреплением прав и свобод человека, с развитием антивоенного движения и организованных форм благотворительности.
Поиск социально значимых форм выражения гуманизма начался уже с начала ХХ века. Он был подстегнут ужасами первой мировой войны, заставившей человечество задуматься над выработкой хотя бы каких-то относительно гуманных правил международных отношений. Лига Наций была первым, хотя и неудачным, опытом оформить некоторые базовые принципы гуманизма, общечеловеческих правил общежития в виде международного права и международного института.
Крупнейшей вехой на пути осмысления и юридического признания основополагающих принципов светского гуманизма стала Всеобщая декларация прав человека, принятая на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций в 1948 году. Первые слова этого документа гласят: «Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира... Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека.»
Особо значимыми для гуманизма как мировоззрения являются статьи 18 и 19 Всеобщей декларации, в которых утверждаются принципы свободы убеждений:
«Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов...
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».
Между тем уже после первой мировой войны гуманизм ищет свои собственные программные и организационные формы выражения. В 1933 году большая группа ученых и видных общественных деятелей Европы и США подписала «Гуманистический Манифест I», в котором говорилось о необходимости существенной ценностной переориентации общества на основе здравого смысла, принципов демократии и социально ориентированной экономической политики. В его пятнадцати пунктах утверждались идеи несотворенно-сти Вселенной, естественного происхождения человека в результате эволюционного процесса, отвергался принцип дуализма души и тела; религия и в целом культура признавались продуктами социального развития человечества и его взаимодействия с природой. «.Природа универсума, как она представляется современной науке, - отмечалось в этом документе, - не дает какого бы то ни было сверхъестественного или космического обоснования человеческих ценностей». «Гуманистический Манифест I» объявлял несостоятельным общество, ориентированное на прибыль, и ратовал за установление
«социально ориентированного коллективного экономического порядка».
Характерно, что подписавшие Манифест были убеждены, что в современном обществе более не остается места теизму, традиционным церковным институтам, культам, обрядам и молитвам, вообще специфически религиозной деятельности. Вместе с тем отмечалось, что «религия должна сформулировать свои надежды и планы в свете научного духа и научной методологии». Это была, по существу, попытка предложить обществу гуманизм как светскую небогословскую религию, поэтому выдвинутые гуманистами положения были названы религиозным гуманизмом, в котором стирается различие между священным и мирским.
Спустя сорок лет, в 1973 году, увидел свет «Гуманистический Манифест II». Он отражал новые сдвиги и реальности мировой истории: распространение фашизма и его поражение во второй мировой войне, создание мирового социалистического лагеря, раскол мира на две противоборствующие системы, холодная война и гонка вооружений, создание Организации Объединенных Наций, ускоряющийся научно-технический прогресс, развитие демократии и укрепление движений за права человека на Западе на фоне улучшения материального благосостояния и качества жизни населения. Второй гуманистический манифест собрал подписи ученых и общественных деятелей как либеральной, так и социал-демократической ориентации. Он защищал права человека и демократические ценности, осуждал тоталитаризм, расизм, религиозные и классовые антагонизмы во всех их проявлениях. Манифест оставлял место и атеистическому, связанному с научным материализмом гуманизму, и гуманизму либерально-религиозному, т.е. отрицающему традиционные религии, существование сверхъесте-
ственного и загробную жизнь, и рассматривающему себя как выражение «искренней устремленности и духовного опыта», вдохновляющего на следование «высшим нравственным идеалам». Фактически на место религии ставились общечеловеческие нравственные нормы, этика, свободная от каких-либо теологических, политических и идеологических санкций. Центральной гуманистической ценностью было признано достоинство личности, свобода которой согласована с ответственностью перед обществом. Кроме того, манифест отстаивал ценности демократии, мира, международной безопасности и сотрудничества.
В 80-е гг. международное гуманистическое движение уточнило и дополнило свою мировоззренческую платформу «Декларацией светского гуманизма» (1980) и «Декларацией взаимной зависимости» (1988). В первой из них подчеркивалось принципиальное различие между религией и светским гуманизмом, что отражало общую тенденцию преобладающего большинства гуманистических организаций (коих к этому времени на всех континентах планеты насчитывались сотни) утвердить самостоятельный философский, нравственный и гражданский статус гуманизма. Представители этого направления отстаивали тезис о том, что светский гуманизм представляет собой комплекс моральных и научных ценностей, которые не могут быть приравнены к религиозной вере.
Принятая на Всемирном гуманистическом конгрессе в Буффало (США) «Декларация взаимной зависимости» имела целью дополнить «Всеобщую декларацию прав человека» кодексом взаимных нравственных, юридических и гражданских обязательств личности и общества в свете глобализации человеческих отношений.
Последние десятилетия уходящего
столетия были не менее динамичными, чем все предшествующие: рухнул коммунизм в СССР и странах Восточной Европы, прекратилось противостояние военных блоков, процессы демократизации получили новый импульс, ускорилась глобализация мировой экономики, произошли важные изменения в области массовой коммуникации, породившие всемирные информационно-кибернетические, экономические, финансовые, торговые и культурные реальности. Эти и другие глубокие перемены вызвали потребность в новой ин-тегративной оценке современной жизни и перспектив мирового сообщества с точки зрения гуманистического мировоззрения. Такая оценка и была дана в документе, получившем название «Гуманистический манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму».
К концу ХХ века гуманизм как общественное явление превратился в высокозначимый элемент гражданского общества практически всех демократических стран мира, он стал глобальным феноменом человечества, выражающим волю людей к достойной жизни и решимость мужественно встречать и отвечать на вызовы будущего.
Среди множества организаций гуманистов особое место принадлежит Международному гуманистическому и этическому союзу (International Humanist and Ethical Union), основанному в 1952 г. в Амстердаме, объединяющему сегодня национальные движения гуманистов более 37 стран и имеющему более ста ассоциированных чле-нов1, а также Международной акаде-
1 МГЭС регулярно проводит Мировые гуманистические конгрессы. Последний, XIV конгресс на тему «Гуманизм для человеческого развития и счастья» проходил в Бомбее (Индия) в 1999 году. Юбилейный, т.е. отмечающий 50-летие существования этой организации, состоится в июле 2002 г. в Амстердаме.
мии гуманизма (International Academy of Humanism), вокруг которой складываются центры исследований (Center for Inquiry), в рамках которых ведется научно-исследовательская, педагогическая, просветительская и издательская работа современных гуманистов. По данным бюллетеня Международного гуманистического и этического союза «Интернейшнл Хьюманист Ньюс», в различных странах к концу ХХ века издавалось около восьмидесяти журналов гуманистического характера. Крупнейшим издательским центром, публикующим гуманистическую литературу, остается на сегодня Прометеус Букс (Буффало, США), основанный президентом Международной академии гуманизма профессором Полом Курт-цем.
В СССР в 70-80-е годы большую роль в распространении гуманистических идей играло общество «Знание». Несмотря на жесткую политизацию просвещения со стороны идеологического отдела ЦК КПСС, десятки тысяч ученых, учителей, культурных работников вели масштабную просветительскую работу, моральной основой которой были не только (и даже не столько) специфические партийные императивы и принципы особого, пролетарского или социалистического гуманизма, сколько - фактически - общечеловеческие нравственные ценности. Впечатляющей была и издательская деятельность этого общества, выпускавшего брошюры по вопросам гуманистического мировоззрения и воспитания сотнями тысяч экземпляров.
В это же время предпринимались усилия создать специализированные социальные институты, пропагандирующие ценности и идеалы свободомыслия, гуманизма, научного мировоззрения и светской культуры. Обычно они исходили от трезвомыслящих ученых,
философов, этиков и религиоведов, отдававших себе отчет в том, что научно-гуманистическое мировоззрение и свободомыслие, находившиеся в услужении идеологического отдела ЦК и Комитета по делам религии и церкви (фактически филиала КГБ), - это не более чем карикатура на свободно провозглашаемые и выражаемые ценности, как и на признание естественности нравственных норм. Однако все эти усилия наталкивались на стену подозрения, и дело заканчивалось ничем.
В новейшей истории гуманизма в России особая роль принадлежит М.С. Горбачеву. Он и его ближайшие единомышленники А.Н. Яковлев и И.Т. Фролов впервые в отечественной культуре столь широко и настойчиво стали пропагандировать принципы гуманизма в качестве общечеловеческих ценностей, отдавая им безусловный приоритет в области мировоззрения и духовной жизни общества. К сожалению, их просветительская деятельность не привела к сколько-нибудь глубокой укорененности идей гуманизма в общественном сознании, но, к счастью, эта же самая просветительская работа послужила мощным (до сих пор не осмысленным и по достоинству не оцененным) амортизатором в ходе движения страны от старого к новому. Она помогла предотвратить возможность гражданской войны, массового насилия и выплеска негативных эмоций, мести, ненависти и многого из того, что копилось на темной стороне души россиян на протяжении многих десятилетий, если не веков, тоталитаризма в нашей стране.
Стабилизация общественной жизни позволяет надеяться на дальнейшее распространение идей гуманизма в российской культуре, на ассимиляцию общественным сознанием норм и ценностей правового демократического государства, открытого и зрелого гражданского общества.
Благотворный мировоззренческий эффект интеграции России и Запада должен проявиться в первую очередь во все большем признании приоритета общечеловеческих нравственных, юридических, гражданских, экологических и политических норм жизни, приоритета прав и свобод человека, т.е. тех ценностей, которые составляют стержень современного планетарного гуманизма.
Говорить о перспективах светского гуманизма в России в условиях переходности, незрелости общественного сознания, социальной пассивности и незрелой демократии далеко не просто, особенно в краткосрочной перспективе. Но в среднесрочной и тем более долгосрочной перспективе гуманизму предстоит расцвет и широкое распространение как мировоззрению свободных, творческих, полных достоинства и любви к миру разумных человеческих существ.
Литература
1. Борзенко И.М, Кувакин В.А, Кудиши-
на А.А. Основы современного гуманизма.- М., 2002.
2. Здравый смысл. Журнал скептиков, оп-
тимистов и гуманистов. №№ 1 - 24, 1976-2002.
3. Возможность невозможного: Планетарный
гуманизм для России и мира. Материалы международной научной конференции/ Сост. и ред. В.А. Кувакин. - М., 2001.
4. Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность
и бесчеловечность человека. (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). - СПб., 1998.
5. Куртц П. Запретный плод: Этика гума-
низма. - Изд. 2, исправленное - М., 2002.
6. Куртц П. Мужество стать: Добродетели
гуманизма. - М., 2000.
7. Наука и здравый смысл в России: Кризис
или новые возможности? Материалы международной конференции гуманистов/ Сост. и общая ред. В.А. Кувакин, П. Хеар, А.В. Разин. - М., 1998.
8. Наука и гуманизм - планетарные ценнос-
ти третьего тысячелетия. Тезисы международной научной конференции/ Сост. и ред. В.А. Кувакин. - М., 2000.
9. Поругание разума: Экспансия иррацио-
нализма в культуру. Тезисы к международному симпозиуму «Наука, антинаука и паранормальные верования»/ Сост. и ред. В.А. Кувакин. - М., 2001.
10. Современный гуманизм: Документы и исследования/ Общая редакция: А.Г. Круглов, В.А. Кувакин. - М., 2000.
А. ОГУРЦОВ, доктор философских наук
Институт философии РАН
Идейным истоком постмодернизма считается идеология «новых левых» - интеллектуального движения середины 60-х годов прошлого века, представленного прежде всего теоретиками Франкфуртской школы (Г. Мар-кузе, Т. Адорно, М. Хоркхеймер), которые выступили с неомарксистской
Антипедагогика: вызов
постмодернизма
критикой капитализма как репрессивной цивилизации и с контркультурным проектом, выражающим неприятие всех и всяческих запретов, провозгласившим реабилитацию чувственности и необходимость «сексуальной революции». Очевидно, что речь идет о некоем едином мыслительном комплексе,