Дараган Наталья Демьяновна
ГУМАНИЗМ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
В данной статье автор, определяя феномен гуманизма, характеризует его как культурное явление, представляет имеющиеся в литературе точки зрения на определение этого понятия, дает свою классификацию основных форм гуманизма, выделяет гуманизм принципов и гуманизм идеалов. Вместе с тем гуманизм исследуется им и как система общественных отношений. В работе показано, что при таком подходе создается теоретико-методологическая основа для рассмотрения гуманизма как факта культур, тем самым возникает возможность выявить его материальные основания, объяснить существование множества его определений разнообразием общественных отношений, в которых он проявляется.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/2/20.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 2(76) C. 82-86. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
достижение цельности, унисона всех элементов правовой жизни. Не составляет исключения и правосознание, которое для его эффективного функционирования должно иметь согласие всех его структурных элементов, основных видов (форм) и уровней.
Итак, принцип корреляции российской правовой идеологии и психологии заключается в том, что в сфере правовой психологии возникают и созревают интуитивные, элементарные, базовые представления о праве, правовых феноменах и правовых ценностях, которые затем объективируются, «кристаллизуются», систематизируются в правовой идеологии. В свою очередь, правовые принципы как духовные основания права, например гуманизм, справедливость, формальное равенство и т.д., научно обоснованные в рамках правовой идеологии, должны реализоваться на уровне правовой психологии. Таким образом, гармоничное развитие российской правовой идеологии и правовой психологии обеспечит адекватное отражение правовой реальности в сознании субъекта и возможность обратного - регулятивного и социально-конструирующего воздействия правосознания на развитие общества.
Список литературы
1. Гусарова М. А. Понятие правосознания в современных интегративных теориях (на примере концепций А. В. Полякова и И. Л. Честнова) // Общество: философия, история, культура. 2017. № 1. С. 28-31.
2. Зорькин В. Д. Право в условиях глобальных перемен: монография. М.: Норма, 2013. 496 с.
3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ). М.: Эксмо, 2011. 32 с.
4. Нерсесянц В. С. Право - математика свободы. Опыт прошлого и перспективы. М.: Юристъ, 1996. 160 с.
5. Нефедов С. И. Проблемы правовой идеологии в современной России // Гражданское общество и правовое государство. 2011. Т. 1. С. 88-92.
6. Новгородцев П. И. Нравственная проблема в философии Канта. М.: Университетская типография, 1903. 29 с.
7. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб.: Лань, 2000. 608 с.
8. Политико-правовые ценности: история и современность / под ред. В. С. Нерсесянца. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 256 с.
9. Томсинов В. А. Кризис правосознания как причина разрушения государства // Правосознание российского общества: типологическая характеристика: коллективная монография / под ред. В. В. Сорокина и А. А. Васильева. Барнаул: Издательство АГУ, 2013. С. 208-234.
LEGAL IDEOLOGY AND LEGAL PSYCHOLOGY IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY: ANALYSIS OF CORRELATION LINKS
Gusarova Marina Aleksandrovna, Ph. D. in Sociology, Associate Professor Russian State University of Justice in Krasnodar Suriman@mail. ru
The article is devoted to the problem of legal ideology construction in the modern Russian society. Correlation of legal ideology and legal psychology as essential elements of legal conscience is in the centre of attention. The current situation of dissonance between legal ideology and legal psychology is described by the author as a crisis one and therefore requiring revision of fundamental spiritual grounds and principles of their correlation. The conclusion is drawn about the necessity to harmonize individual and socially important legal values in the basis of legal ideology of modern Russia.
Key words and phrases: legal consciousness; legal ideology; legal psychology; crisis of legal consciousness; legal values; individualism; freedom; formal equality; fairness; conciliarism.
УДК 1; 177.7 Философские науки
В данной статье автор, определяя феномен гуманизма, характеризует его как культурное явление, представляет имеющиеся в литературе точки зрения на определение этого понятия, дает свою классификацию основных форм гуманизма, выделяет гуманизм принципов и гуманизм идеалов. Вместе с тем гуманизм исследуется им и как система общественных отношений. В работе показано, что при таком подходе создается теоретико-методологическая основа для рассмотрения гуманизма как факта культур, тем самым возникает возможность выявить его материальные основания, объяснить существование множества его определений разнообразием общественных отношений, в которых он проявляется.
Ключевые слова и фразы: гуманизм; гуманизация; культура; личность; исторический процесс; социальные отношения; общество.
Дараган Наталья Демьяновна, к. филос. н., доцент
Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал)
Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
daragan. natalya@mail. ги
ГУМАНИЗМ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Вопросы гуманизма интересовали людей с давних времен, поскольку непосредственно касались каждого живущего на нашей планете. В настоящее время многие жители нашей страны поставлены в экстремальные
условия выживания, поэтому основные свои силы они тратят главным образом на зарабатывание денег в ущерб психическому здоровью и моральному благополучию. Это часто является одной из причин агрессивного поведения и равнодушия по отношению к другим людям и к миру природы.
Анализ сложившейся ситуации в России показывает, что у нас существует проблема, связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к самому себе, обществу, природе. Для того чтобы сохранить и развивать человеческую цивилизацию, люди должны четко ориентироваться в основополагающих идеях и понятиях, которыми им необходимо руководствоваться, очеловечивая мир. К таким понятиям, безусловно, относится и гуманизм. В этой связи есть необходимость рассмотреть его с позиций сегодняшнего дня.
Несмотря на обилие конкретных подходов в литературе, общим, как представляется, является рассмотрение гуманизма главным образом как духовного явления. На наш взгляд, гуманизм можно исследовать и как явление культуры, и как систему общественных отношений. Думается, что выявление сущности гуманизма требует именно такого анализа проблемы, поскольку позволяет определить материальные основы гуманизма как факта культур, его существенные свойства, понять, чем гуманизм отличается от других социальных феноменов.
Изучение литературы по проблеме гуманизма позволяет заключить, что авторы предлагают различные подходы к трактовке понятия гуманизма. Думается, что причина этого в значительной степени в том, что в разных исторических ситуациях оно наполнялось содержанием, вытекающим из имеющих место социокультурных условий. Отсюда можно сделать вывод, что гуманизм как явление культуры выступает исторически обусловленной системой идей, а множество его определений объясняется разнообразием общественных отношений, в которых он проявляется.
Считаем, что можно выделить два основных подхода к определению термина «гуманизм». Так, одни авторы характеризуют гуманизм как конкретно-историческое явление, связанное с культурой эпохи Возрождения [3, с. 11-13], другие же говорят о гуманизме как о системе мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье [14, с. 196]. В философской литературе также предлагаются различные классификации форм гуманизма. По нашему мнению, наиболее интересной является точка зрения Мартина Хайдеггера. Он, основываясь на историографическом понимании этого феномена, выделил и охарактеризовал такие его виды: латинский, христианский, эпохи Возрождения, немецких гуманистов XVIII века, К. Маркса, экзистенциализм [16, с. 319-323]. Однако, с нашей точки зрения, М. Хайдеггер не учитывал гуманистические представления древних обществ Востока, некоторые концепции Нового времени, а также гуманистические принципы, провозглашенные буддизмом, иудаизмом и исламом. Соглашаясь с Хайдеггером, мы вместе с тем считаем целесообразным дополнить его классификацию. Основные формы гуманизма, по нашему мнению, - это гуманизм древних обществ, эпохи Возрождения, Нового времени, К. Маркса, экзистенциализм и современный планетарный гуманизм. Вместе с тем, говоря о гуманизме как феномене культуры, следует различать также гуманизм принципов и гуманизм идеалов. В этой связи можно говорить о мыслителях, которые были гуманистами идеалов, и мыслителях, которые являлись этическими гуманистами. Определяя отличие гуманизма принципов от гуманизма идеалов, следует отметить, что гуманизм принципов ориентирован на настоящее, а гуманизм идеалов - на будущее. Конечно, в разных странах и в разные исторические периоды гуманистические воззрения имели свои особенности, что в значительной степени объяснялось различными национальными и культурными традициями, уровнем социально-экономического развития государств и, конечно, субъективными склонностями личностей, выдвигавших эти идеи.
Анализ современных реалий позволяет заключить, что гуманизм нашего времени, который часто определяется как планетарный, можно разделить на светский и религиозный. Светский гуманизм выступает как культурно-просветительское организованное движение и как система идей. Религиозный же гуманизм не является организованным широким общественным движением. Он выступает главным образом как определенная социальная деятельность и как система принципов. Многочисленные гуманистические организации породили разные формы бытования современного светского гуманизма, и в работах гуманистов даются различные классификации. На наш взгляд, основными его разновидностями являются экологический, социальный и политический.
Термин «экологический гуманизм» появился во второй половине XX века как конкретизация гуманистических представлений применительно к природе. Являясь разновидностью светского гуманизма, он провозглашает отказ от насилия над человеком и насилием человека над природой, уважение к природе, самоограничение вместо потребительства, необходимость нравственного самосовершенствования, сохранение разнообразия природы. Экологический гуманизм требует осознания каждым человеком того, что лично он несет ответственность за охрану окружающей среды от загрязнения, сохранение животного и растительного мира и что эту ответственность он обязан возлагать только на самого себя.
Значимой формой планетарного гуманизма сегодня выступает социальный гуманизм. Он исходит из того, что желаемой нормой отношений между людьми должны быть принципы справедливости, равенства, человечности, причем личность должна руководствоваться ими во всей своей повседневной жизнедеятельности, во взаимоотношениях со всеми вступающими с ней в контакт людьми. Провозглашаются также ценность и уникальность каждого человека, уважение его достоинства, его права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью, признание всех основополагающих прав человека, утверждается благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности. Социальные гуманисты призывают человечество остановить войны, насилие и жестокость, утверждают, что на всех людях лежит ответственность за мир, в котором они живут. Идеи, провозглашаемые ими, лежат в основе морали разных общностей людей.
Политический гуманизм определяет принципы, регулирующие взаимоотношения стран, народов, человека и государства, отдельных личностей в политической сфере. Он исходит из того, что гуманистическая
политика - это реализация интересов личности, гармоничное развитие ее способностей и всестороннее удовлетворение потребностей народа, провозглашает такие ценности, как свобода, правовое государство и верховенство закона, демократия, социальная справедливость, право участия граждан во всех областях политической жизни, политический плюрализм. Источником политического гуманизма являются социалистические и либеральные идеи. Сегодня политический гуманизм - это идеология различных политических движений. Как показывает практика, в XX веке на государственном уровне во многих странах были закреплены некоторые принципы политического гуманизма.
История общества свидетельствует, что она определяется как экономическими, так и духовными факторами, среди которых главенствующую роль играют те, что связаны с экзистенциальной жизнью. Конечно, переживания человеком своего существования различны. Однако важнейшей гранью любой человеческой жизни является защита собственного достоинства, свободы и права на счастье, а это составляет основу гуманизма как факта культур. Чтобы раскрыть материальные основы идеального, мы проанализируем движение истории и тем самым рассмотрим гуманизм как систему общественных отношений. При этом мы исходим из того, что гуманизм - это человечность человека и его отношений к самому себе, другим людям, природе, а гуманизация - процесс очеловечения человека, межличностных отношений и раскрытия в более полном объеме потенций личности. Такой подход был намечен еще отечественными философами В. Ж. Келле и М. Я. Ковальзоном, которые справедливо указывали, что одним из аспектов исследования истории человечества является характеристика ее с точки зрения развития человека, что позволяет глубже ее понять, выявить ее гуманистический смысл [8, с. 62].
Поскольку о доисторической эпохе не существует никаких письменных сведений и то, что утверждают исследователи этого времени в значительной степени гипотетично, не представляется возможным определить характер взглядов людей, их взаимоотношений, ответить на вопрос о том, были ли у них гуманистические воззрения. На наш взгляд, становление гуманистических идей связано с развитием цивилизаций Древнего мира, становлением государств, социально-экономического неравенства, частной собственности, письменности, права.
Осмысливая реалии доиндустриальной эпохи, можно заключить, что социально-имущественное расслоение общества, развитие частной собственности, разделения труда, государственности, права, появление и развитие городов, создание гражданских отношений, философии, распространение грамотности, рост потребности в книгах, изменение положения непосредственных производителей свидетельствуют о неоднозначности изменений, происходящих тогда. Исторический опыт говорит о том, что в существующей системе общественных отношений имели место как позитивные, так и негативные тенденции, как гуманистические, так и антигуманистические. Так, гражданская история показывает, что в городах, которые постепенно становятся центрами ремесленного производства, ремесло становится особой специальностью, основным занятием определенной группы лиц, его развитие способствует углублению имущественного неравенства людей. Наряду с этим, в этом процессе есть и позитивный, гуманистический момент, ведь мастер искал и находил в труде не один лишь источник материальных благ, труд доставлял ему удовлетворение. Совершенствование мастера из поколения в поколение вело к созданию высокой традиции в ремесле и к предельному раскрытию его производственных и художественных возможностей. В Древнем мире, как известно, широкое распространение получает такая форма личной зависимости, как рабство. Бесспорно, рабство - форма порабощения человека человеком, проявление антигуманистических отношений. Между тем введение института рабства при тогдашних исторических условиях было и большим шагом вперед. В связи с этим можно выделить две стороны возникновения рабства. Во-первых, рабовладельческий способ производства лучше других обеспечивал социальный и экономический прогресс общества - дальнейшее развитие технологического и общественного разделения труда, товарного производства и торговли, строительства общественно необходимых сооружений и на этой основе - расцвет духовной культуры. Во-вторых, создание института рабства было прогрессом даже для самих рабов, так как сохраняло им жизнь, ведь, как известно, прежде их убивали, а еще раньше поедали.
Как представляется, поскольку в государствах Древнего мира у людей появляется потребность в творческом, теоретическом обосновании и объяснении своих успехов и достижений, разъяснении особенностей своих проблем и трудностей, это выводит на арену истории многочисленные группы индивидов, занятых интеллектуальной и творческой деятельностью: жрецов, философов, ученых, художников, литераторов и т.д. Именно они дали импульс расцвету культуры и философии. Общеизвестно, что древние цивилизации оставили человечеству летописи, научные и философские трактаты, художественную литературу (трагедию, комедию, лирику, эпос и т.д.), театр. Тогда были заложены основы естественных наук (математика, астрономия, медицина, биология и т.д.), созданы выдающиеся памятники изобразительного искусства и архитектуры.
Мыслители, стремясь объяснить достоинство человека в мире, определить условия его самореализации, понимая необходимость совершенствования, очеловечения межличностных отношений, обращаются к разработке системы ценностей, принципов и норм жизни, которые бы способствовали прогрессу и процветанию человеческой цивилизации, предлагают свои представления об идеальном общественном устройстве. Не случайно в философских и общественно-политических произведениях философов Древней Греции и Рима, Индии и Китая можно найти немало гуманистических идей. Как показывает анализ литературы, эти идеи являются исторически обусловленной системой, вместе с тем на их содержание влияют как национальные, религиозные, культурные традиции народов, так и субъективные склонности мыслителей. Постепенно становятся популярными такие гуманистические ценности, как достоинство личности и ее свобода отстаивать свои интересы в рамках закона, самостоятельность, верность долгу, составляющая моральную гарантию исполнения законов, благоговейный долг перед богами, Родиной, согражданами, требующий отдавать предпочтение их интересам, а не своим. Принципы гуманизма присутствуют в иудаизме, в исламе, а также лежат в основе буддистской и христианской этики. Известно, что иудею предписывается почитать отца и мать, не убивать, не прелюбодействовать, не красть,
не лжесвидетельствовать, не желать ничего, что принадлежит ближнему. Подобные заповеди есть и в буддизме. Коран оговаривает для личности систему существования, которая основана на всем хорошем и свободна от всего злого. Он призывает людей не только жить добродетельно, но также утверждать добродетель и искоренять порок, стремиться к добру и запрещать зло. Нагорная проповедь Христа также является проявлением гуманистического мировосприятия. Христианство, на наш взгляд, сыграло положительную роль в разрушении института рабства, ведь оно своими догмами, в частности, о всеобщем равенстве людей перед Богом, фактически отрицало рабство. Основам рабовладения противоречила и церковная политика. Известно, что на церковных соборах, созывавшихся в ^^ веках, много говорилось об освобождении рабов. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что вместе с развитием, очеловечением социальных отношений происходит изменение духовного опыта человечества, в нем появляется тенденция утверждения идей гуманности, человеколюбия, взаимопомощи.
Как известно, на рубеже XV и XVI веков в западноевропейском обществе наряду с феодальным укладом формируется и капиталистический. Думается, что с возникновением буржуазного государства, экономическую основу которого составляет частная собственность, гуманизируются общественные отношения. Этот вывод можно сделать, исследуя особенности социальных отношений, при которых наемный работник раскрепощается, превращается в индивида, формально равного другим товаровладельцам, что дает ему право свободно менять работодателя, беспрепятственно продавать свои руки на рынке труда. Капиталистические экономические отношения вызывают у людей мощные экономические стимулы (заработок, прибыль, снижение издержек производства, повышение производительности труда и т.п.), побуждавшие к внедрению новой техники, технологии, организации производства, а также к развитию своих собственных способностей. Возникновение капитализма вызвало крупные сдвиги и в духовной культуре. Вместе с капитализмом появились средства массовой информации, развивалась система образования. Вместе со школами и развитием всех видов печати культура все в большей и большей степени стала проникать в массы. Генезис капитализма сопровождался и появлением конституций, на страже которых стояло государство, а также становлением либеральной идеологии, которая провозглашает господство таких гуманистических принципов, как свобода, равенство, братство, утверждает развитие демократической системы управления обществом. Выявляя противоречивые гуманистические тенденции капитализма, следует отметить, что здесь формируются нации, утверждается национальный суверенитет, развиваются и укрепляются межгосударственные отношения, но вместе с тем происходит и усиление отчуждения между ними.
Исторический опыт подтверждает, что развитие капитализма в Западной Европе во второй половине XIX века сопровождалось ростом нищеты. Этот факт также свидетельствует о противоречивости процесса гуманизации. Многочасовой рабочий день, тяжелые условия труда, мизерная зарплата толкали рабочих на борьбу против существующих порядков. Поэтому возникло и начало набирать силу рабочее движение. В этих условиях возник марксизм, который оказал огромное влияние на общественную жизнь Европы, а затем и всего мира. По нашему убеждению, отличительная черта гуманизма Маркса - культ человека и вера в возможность развития его созидательных способностей. Это протест против отчуждения личности и превращения ее в вещь. Во всех странах Европы стали возникать социал-демократические партии, руководствовавшиеся идеями марксизма. В России произошла революция. Социалистические идеи, утверждающие право каждого человека на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, овладели сознанием больших масс людей во всем мире.
Известно, что в конце 1920-х - начале 1930-х годов разразился мировой экономический кризис. Перед западноевропейским обществом неотвратимо встала жесткая альтернатива: или саморазрушение под натиском острых противоречий, или реформы и преобразования. Был выбран второй путь. Вот почему была создана система социальной защиты, включающая предоставление государственных гарантий для населения, установление обязанности работодателя обеспечить социальное страхование наемных работников с их частичным участием, а также обязанности работника по дополнительному личному страхованию, обеспечиваются базовые условия жизнедеятельности: государственное (бесплатное) здравоохранение, равные возможности семьям в воспитании детей (пособия на детей), предотвращается массовая безработица. Бесспорно, здесь можно говорить о гуманизации общественных отношений.
В 40-50-е годы XX века в наиболее развитых странах наступает эпоха научно-технической революции, в результате которой появляются новые возможности для развития личности. Ее следствием является изменение структуры трудовых ресурсов, уменьшение доли физического и увеличение доли умственного высококвалифицированного и творческого труда. На данном этапе экономика приобретает смешанный характер, происходит ее переориентация от погони за чисто количественным ростом производства в сторону улучшения качества жизни. Государство становится более демократичным и социальным, более гуманным, поскольку существенно расширяется сфера внеэкономических социальных программ. Но в этом обществе и в настоящее время существуют такие проблемы, как безработица, большая имущественная дифференциация, неравноправность и др.
Общественная практика конца XX - начала XXI века свидетельствует, что в развитых странах постепенно расширяются возможности для реализации творческих сил человека, развития его потенций, ведь материальное производство требует от работника не только высокой квалификации, но и креативности. Вместе с тем усиливается зависимость личности от техники. Она начинает порабощать индивида и в определенной мере уже властвует над ним. Поэтому окружающий мир становится для людей все более отчужденным. Неудовлетворенность своим существованием порой способствует развитию у человека негативной самооценки, нарушает его контакты с другими людьми, вызывает депрессивное состояние, порождает агрессивность, а также приводит к отчуждению от гуманистических ценностей. Безусловно, нельзя не согласиться с точкой зрения, что в современном мире человек бывает более нравственно безобразен, чем в менее гуманном прошлом, но тем не менее важно учитывать, что сегодня его уже судит индивид, обладающий другим сознанием, другим культурным потенциалом, другим мировосприятием.
Итак, вместе с гуманизацией общественных отношений и раскрытием гуманистического потенциала человека происходит распространение идей гуманизма, а они, в свою очередь, влияют на этот процесс. Наряду с вышесказанным, следует признать, что гуманизация условий социальной жизни реализуется только через деятельность людей, а гуманистические воззрения не могут влиять на человека без его воли, желания, умственного напряжения, определенной работы мысли, личность сама должна захотеть претворять их в жизнь.
Список литературы
1. Балашов Л. Е. Гуманистический манифест. М.: Academia, 2000. 15 с.
2. Балашов Л. Е. Тезисы о гуманизме [Электронный ресурс]. URL: http://www.humanism.ru/documents/70-tezis.html (дата обращения: 12.01.2017).
3. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М.: URSS, 2014. 224 с.
4. Бессонов Б. Н. Гуманизм и духовное развитие обществ. М.: Изд-во РАГС, 2006. 275 с.
5. Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Человечность человека. Основы современного гуманизма: учебное пособие для студентов. М.: Российское гуманистическое общество, 2005. 388 с.
6. Гивишвили Г. В. Феномен гуманизма. М.: Российское гуманистическое общество, 2001. 400 с.
7. Гивишвили Г. В. Философия гуманизма. М.: Поколение, 2009. 487 с.
8. Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история: проблемы теории исторического процесса. М.: Политиздат, 1981. 288 с.
9. Круглов А. Что такое гуманизм? [Электронный ресурс]. URL: http://www.humanism.ru/documents/71-what-is-humanism.html (дата обращения: 12.01.2017).
10. Кувакин В. А. Характеристики гуманистического мировоззрения [Электронный ресурс]. URL: http://www.humanism.ru/ documents/72-xapakmepucmiku.html (дата обращения: 12.01.2017).
11. Куртц П. Запретный плод. Этика гуманизма / пер. с англ. И. В. Кувакина; ред. В. А. Кувакин. М.: Российское гуманистическое общество, 2002. 222 с.
12. Куртц П. Мужество стать. Добродетели гуманизма. М.: Российское гуманистическое общество, 2000. 160 с.
13. Летурно Ш. Эволюция рабства. М.: Издание Т-ва «ИД Сытина», 1897. 357 с.
14. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М.: Гардарики, 2006. 1072 с.
15. Фролов И. Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989. 559 с.
16. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии / пер., сост. и послесл. П. С. Гуревича; общ. ред. Ю. Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. С. 319-325.
17. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527 с.
18. Schrodinger E. 'Nature and the Greeks' and 'Science and Humanism'. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 172 p.
HUMANISM IN THE CONTEXT OF WORLD HISTORY AND CULTURE
Daragan Natal'ya Dem'yanovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (Branch) of Rostov State University of Economics
daragan.natalya@mail. ru
Defining the phenomenon of humanism the article characterizes it as a cultural phenomenon, presents points of view on definition of this notion in literature, gives a classification of the main forms of humanism, and singles out humanism of principles and humanism of ideals. At the same time humanism is examined as a system of social relations. The work shows that such approach creates a theoretical and methodological basis for consideration of humanism as a fact of cultures, thereby it becomes possible to reveal its material foundations, to explain existence of a great number of its definitions by diversity of social relations, in which it manifests itself.
Key words and phrases: humanism; humanization; culture; personality; historical process; social relations; society.
УДК 954(571.1):378 Исторические науки и археология
В статье анализируются возникновение и развитие сети вечерних и заочных отделений средних специальных учебных заведений в Западной Сибири в послевоенные годы (1946-1958). Показывается своеобразие развития среднего образования без отрыва от производства в изучаемый период. Раскрываются объективные и субъективные причины, оказывавшие влияние на изменение сети заочных и вечерних отделений средних специальных учебных заведений. Рассматриваются изменения в отраслевой структуре заочных и вечерних отделений.
Ключевые слова и фразы: Западная Сибирь; послевоенные годы; среднее образование без отрыва от производства; отраслевая структура; сеть.
Дианов Алексей Григорьевич, к.и.н., доцент
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск dianov_60@mail. ги
РАЗВИТИЕ СЕТИ ВЕЧЕРНИХ И ЗАОЧНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1946-1958)
Задачи, сформулированные в «Законе о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.», исходили из необходимости на основе дальнейшего развития технического