Пенионжек Евгения Владимировна, Жижилева Анастасия Александровна ПОНИМАНИЕ ГУМАНИЗМА КАК ПРИНЦИПА ПРАВООТНОШЕНИЙ
В статье рассматриваются аспекты становления и развития идеи гуманизма. Анализируются гуманистические воззрения философов. Авторы стремятся раскрыть смысл идеологии гуманизма для понимания исторического процесса становления идеи гуманизма. Выявлены особенности формирования правовой культуры личности как обязательного элемента в реализации углубленной правовой оценки политической обстановки в современных условиях. Общественное мнение представлено как элемент гуманистического мировоззрения. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/9/36.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 9(83) C. 139-141. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/9/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 177.7
Философские науки
В статье рассматриваются аспекты становления и развития идеи гуманизма. Анализируются гуманистические воззрения философов. Авторы стремятся раскрыть смысл идеологии гуманизма для понимания исторического процесса становления идеи гуманизма. Выявлены особенности формирования правовой культуры личности как обязательного элемента в реализации углубленной правовой оценки политической обстановки в современных условиях. Общественное мнение представлено как элемент гуманистического мировоззрения.
Ключевые слова и фразы: ценности; гуманизм; право; общественное мнение; правоотношения; культура личности; правовая культура.
Пенионжек Евгения Владимировна, к. филос. н., доцент Жижилева Анастасия Александровна
Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Екатеринбург penionzhec@yandex. т; zhizhileva 74@mail. т
ПОНИМАНИЕ ГУМАНИЗМА КАК ПРИНЦИПА ПРАВООТНОШЕНИЙ
Сегодня проблема модификации идеи человека и его ценности играет ведущую роль в практике общественных отношений, в особенности в такой области, как правовая действительность. Это обуславливается тем, что наше общество не стоит на месте, а развивается, открывает для себя неизвестное, ищет новые подходы для совершенствования социальных связей. Роли и статусное положение людей опосредованы набором культурных ценностей как совокупностью различных материальных и духовных социальных и правовых составляющих, направленных на создание человечеством функциональных средств для осуществления своей деятельности. Культура немыслима без «творца» - человека, и его врожденные потребности в прекрасном нацелены на создание духовных ценностей.
Феномен культуры - базовая категория человеческой жизнедеятельности, основанная на приоритетных ценностях, которые показывают важность и значимость различных предметов, явлений для человека, в которых он нуждается ежедневно. Сферы культурной жизни не ограничены набором материально воспроизводимого. Области культурных значений наполнены осмыслением практических элементов повседневности. Одним из важнейших феноменов культуры является право. Право - многоаспектная категория осмысления действительности в рамках различных наук, выступающая регулятором общественных отношений, основанная на системе общеобязательных, гарантированных государством правил поведения (норм). Нельзя не отметить, что право - это феномен культуры, который предоставляет субъекту самостоятельность в осуществлении своих прав, возможность распоряжаться своими средствами и силами на благо самого себя, общества и государства.
Человек как субъект общественных отношений может вступать в различные связи, в рамках которых о себе заявляет правовая реальность. Правоотношения - взаимоотношения между субъектами права по поводу объекта права (конкретных поставленных целей), возникающие в связи с данной деятельностью у сторон в виде прав и обязанностей. Такие общественные отношения полноценно реализуются, когда они наполнены ценностной составляющей гуманизма. Именно гуманизм является вектором развития общества. Термин «гуманизм» используется во многих смысловых значениях: так, например, мы можем сформулировать следующую дефиницию. Гуманизм - это система мировоззрения, которая включает в себя такие базовые элементы, как защита чести и достоинства личности, право на счастье, развитие и проявление способностей, которые составляют фундаментальную основу самой этой идеи.
Гуманизм как принцип правовой действительности обозначен в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации (статья 7); суть его заключается в том, что уголовное законодательство нацелено на обеспечение безопасности человека. Меры, применяемые к лицу, должны быть законными и не причинять физических страданий лицу, а также не умалять его человеческое достоинство [1, с. 14]. Гуманизм уголовного законодательства тесно соприкасается с положениями Конституции Российской Федерации, в которой говорится о том, что «достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» [4, с. 6]. Сущность принципа гуманизма заключается в установлении уголовным законом минимально ограничивающих мер уголовно-правового принуждения, а также в стремлении усилить направленность последних на достижение цели социализации человека, который совершил преступление.
Трансформация идеи гуманизма в различные эпохи привела сегодня к амбивалентности в понимании этой культурной ценности. С одной стороны, гуманизм понимается как ценность щадящего судопроизводства, а с другой, - как ценность возвращения в общество ресоциализированных элементов. На наш взгляд, следует раскрыть смысл идеологии гуманизма для понимания исторического процесса становления идеи гуманизма. Идеология гуманизма, в свою очередь, представляет систему идей, которая включает в себя ценностные ориентиры, различные средства реализации в жизни, а также перспективы, которые нацелены на обеспечение достойной жизни каждого. Для правильного понимания и дальнейшего усвоения гуманизма как части теории развития общества необходимо проследить с исторической точки зрения процесс становления идеи гуманизма.
140
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
«Интеллектуальная история человечества представляет собой конгломерат ценностных значений, определявших жизнь людей и их осмысление своего предназначения, их судьбу и тем самым реальные исторические события» [6, с. 140]. Как черта мировой культуры гуманизм заявляет о себе еще в Древнем мире. Античное понимание гуманизма раскрывается в принципе «человек есть мера всех вещей». Античная культура была порождением рабовладельческого общества, где величайшей ценностью, дарованной космическим порядком, считалась именно свобода человека [7, с. 75]. Гуманистические идеи достоинства личности непосредственно переплетались с доблестными деяниями человека, его свободой и правом на наслаждение радостями земной жизни. Средневековая культура характеризовалась новым пониманием сущности мира и истории, а значит, сущности человека и места его в истории [Там же, с. 79]. Во времена Средневековья права и свободы человека конституировались в неразвернутом виде, сама идея прав человека оказалась существенно приниженной. Этому способствовали господствующие в обществе сословная иерархия, развитая система принуждения. Доминирующую роль играла религия, которая пронизывала все сферы жизнедеятельности общества. Вследствие невежества людей, сопровождавшегося неграмотностью и неразвитостью этической культуры, в «умах» присутствовало негативное отношение, даже лучше сказать, отвращение к личности человека как к со-творцу всего созидаемого культурой.
Гуманистическое течение эпохи Возрождения, безусловно, способствовало утверждению прав личности и, в частности, признанию права на счастливую жизнь. Человек - высшее существо мира, таким образом, за свои деяния он отвечает исключительно перед Богом, он и подобен Богу, что сказывалось на его способности творить и воплощать в реальность свои мысли и таланты. Бог сотворил человека и наделил его безграничной божественной силой. Выдающийся мыслитель Индии Мохандас Ганди, отмечая роль гуманистов Ренессанса в утверждении гуманности, утверждал, что в руках Бога находится все, за исключением права каждой личности на самосовершенствование, следовательно, каждый человек является властелином своей судьбы [2, с. 57]. Следует признать то, что в дальнейшем гуманизм органично трансформировался в человеколюбие, которое обусловило мягкость в отношениях, сострадание, милосердие, дружелюбие к ближнему.
Но для эпохи Возрождения характерна и еще одна значимая черта - антропологизм. Это учение о сущности и назначении человека, где последний выступает как особый род бытия - действительность способа существования связей общества. Антропологизм раскрывает способности и возможности человека при осуществлении какой-либо деятельности, его поведения в обществе. Эпоха Возрождения заявила о гуманизме, связав его с ярко выраженными изменениями и явлениями общественной реальности, безусловно, провозглашая человека с его правами и свободами как высшую ценность бытия, характеризуя его реальное предназначение в мире, его цели, мотивы деятельности.
Общественная мысль эпохи Нового времени сконцентрировалась на развитии принципиально новых форм феноменов культуры: создание нового, еще никем не изученного, стремление к знаниям обусловили появление таких норм морали, как этикетные нормы. Люди начали демонстрировать активное желание учиться новому, получать образование, находить свое предназначение в рамках новой жизни. Дмитрий Иванович Писарев, известный философ XIX века, утверждал, что только просвещенный народ осознает в себе разумное начало, может вести здоровый во всех отношениях образ жизни. Он указывал, что, для того чтобы человек стал самим собой и счастливо жил, необходимо освободиться от предубеждений, боязливости, лени, привычки действовать на «авось», которые человек сам в себе культивирует, а также важно избегать общества «пустых» людей. Кроме того, образование, по мнению философа, призвано выполнять гуманизирующую функцию, а для этого оно должно быть направлено, прежде всего, на систему развития социокультурных навыков человека, проявляемых в выборе и освоении определенной процессии [3, с. 70-71].
Сегодня развитие такого явления социальной жизни, как общественное мнение - незаменимый фактор прогрессивного движения вперед социальных отношений. Общественное мнение как элемент гуманистического мировоззрения всегда выступало звеном взаимодействия личности и государства, что выражено отношением людей к различным социальным общностям, органам власти и т.д. Государство, выполняя свое функциональное предназначение, гуманно относится к гражданам, предоставляя различные гарантии в реализации их прав и свобод. А граждане, в свою очередь, осуществляют законом предписанное поведение. Такая практика общественных отношений и востребована сегодня как реализация гуманизма как принципа правоотношений. Человек как правовое существо в своей повседневности реализует идеологию гуманизма, согласно чему предписания закона являются воплощением гуманизма в жизнь.
Процессы гуманизации неразрывно связаны с воплощением общественного мнения в действительность. Человек выступает движущей силой во многих социально-экономических процессах: взаимодействие индивидов в производственных отношениях, реализация каждым человеком своего права на труд, решение вопросов образования и здравоохранения и иное. Рассматривая воплощенные в материальные ценности идеи гуманизации общественных связей (к примеру, произведения искусства, правовые кодексы), можно проследить активное совершенствование культурных ценностей. Изучение сегодня истории трансформации гуманизма благоприятно влияет на культуру личности каждого человека - формируются такие важные качества, как: уважительное отношение к окружающим, осознание самим человеком достоинства личности в сфере общественных отношений, инициативность, сопряженная со стремлением расширить сферы деятельности. Так, данные факторы обуславливают необходимость пролонгации процессов гуманизации в социальной сфере деятельности людей.
Правовая культура личности в рамках цивилизованного современного общества основывается на представлении о праве как явлении общества [7, с. 140], что, несомненно, стоит учесть в правовых отношениях
между субъектами, являющихся фундаментальной ценностью гуманизма. Понятие «право» многогранно, но стоит отметить его значимость для обсуждаемой темы. Право - обусловленная природой, человеком, обществом и выражающая свободу личности система, направленная на регулирование общественных отношений, которым присущи нормативность, общеобязательность, формальная определенность в официальных источниках [5, с. 60]. Каждый человек должен быть заинтересован в высоком уровне своей правовой культуры: практическая реализация полученных правовых знаний показывает широкий кругозор и заинтересованность по отношению к происходящим в стране различным ситуациям, которые требуют весьма углубленной правовой оценки и правильного понимания членами общества конкретной политической ситуации.
В условиях современного информационного потока происходит перестроение личности: меняется система ценностей, превалируют различные мнения над сознанием, эмоциональная составляющая деформируется под воздействием взаимообусловленных факторов, одним из которых является работа критического мышления. Это мышление высокого уровня, именно оно и отличает человека от животного, что характеризуется возможностью ставить под сомнение поступающую информацию. Развитие критического мышления требует от самого человека желания и стремления его развивать, совершенствовать. Под воздействием самостоятельной дисциплинированности и правильной направленности своих действий человек будет способен сформировать критическое мышление по отношению к ценностям современности для дальнейшего развития идей гуманизма.
Таким образом, ценность человеческой личности для современного общества определяется не происхождением или социальной принадлежностью человека, а личными заслугами и плодотворностью его деятельности. Достоинство человека определяется его образованностью, реализуемой в творческой свободе. Гуманизм направлен на развитие и признание этической мыслью самоценности человеческой личности. И именно на основании реализации в правоотношениях принципа гуманизма развиваются идеи счастья, справедливости и равенства людей.
Список источников
1. Бриллиантов А. В., Долженкова Г. Д., Жевлаков Э. Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный): в 2-х т. / под ред. А. В. Бриллиантова. 2-е изд-е. М.: Проспект, 2017. 792 с.
2. Григорян Т. В. Общечеловеческий гуманизм в философии М. К. Ганди и Дж. Неру // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 6 (20): в 2-х ч. Ч. 2. С. 56-59.
3. Григорян Т. В. Проблема гуманизма в социальной философии Д. И. Писарева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 11 (25): в 2-х ч. Ч. 2. С. 69-72.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
5. Матузов Н. И. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. 2-е изд-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2016. 245 с.
6. Пенионжек Е. В. Интеллектуальная история Европы: культурное пространство ценностных значений // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 1 (51): в 2-х ч. Ч. 1. С. 140-147.
7. Пенионжек Е. В. Культурология: учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2016. 220 с.
UNDERSTANDING HUMANISM AS A PRINCIPLE OF LEGAL RELATIONS
Penionzhek Evgeniya Vladimirovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Zhizhileva Anastasiya Aleksandrovna
Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation in Ekaterinburg [email protected]; [email protected]
The article examines aspects of forming and developing the humanistic idea, analyzes philosophers' humanistic views. The authors discover importance of humanistic ideology to understand the historical process of the humanism idea formation, identify specificity of forming the individual's legal culture as a necessary element to provide comprehensive legal evaluation of the modern political situation. Public opinion is represented as an element of humanistic worldview.
Key words and phrases: values; humanism; law; public opinion; legal relations; individual's culture; legal culture.