УДК 172
Ашхотов Азамат Артурович
Ashkhotov Azamat Arturovich
аспирант Кабардино-Балкарского государственного университета [email protected]
PhD student, Kabardino-Balkarian State University [email protected]
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
HUMANISTIC TRADITIONS IN RUSSIAN STATE SYSTEM
Аннотация:
Summary:
Статья посвящена развитию идеи гуманизма в российской истории. Автором отображены основные этапы развития, становления и закрепления гуманистических традиций в России, начиная с древних времен до современности. Также указываются фамилии выдающихся мыслителей разных периодов российской истории, которые развивали и продвигали идеи гуманизма.
The article observes the development of humanism ideas in the Russian history. The author recounts principle stages of formation, progress and consolidation of humanistic traditions since ancient times up to date. Also, the paper registers some great philosophers of different eras of Russian history, who was improving and advancing the humanism ideas.
Ключевые слова:
гуманизм, российская история, гуманистические традиции, светскость, общество, русская философия.
Keywords:
humanism, Russian history, humanistic traditions, good breeding, society, Russian philosophy.
Русская традиция гуманности начала складываться в Киевской Руси. Она опиралась, с одной стороны, на нравственные народные устои, облаченные в мифологические и языческие формы, с другой - на христианскую этику, внедрявшуюся в народное сознание вместе с православием в Х-Х1 вв. Этическая составляющая древнерусского любомудрия носила явно не теоретический характер и во многом сводилась к описанию разного рода нравственных требований для верующего человека. Лишь в культуре Московской Руси XIV-XVI вв. можно найти первые ростки пробуждающегося интереса к «естественному» человеку, его природе и месту в мире. Знаменитый мыслитель - книжник Феодосии, прославившийся «своим новым учением», провозглашает равенство всех народов, всех вер. «Немцы, татары, русские - все суть едины у господа» [1], - заявляет он.
В конце XVII - начале XVIII в. наступает новый этап в истории русской культуры, когда европейские философская и гуманистическая традиции становятся достоянием русских ученых, писателей и общественных деятелей. Реформы Петра Великого заложили в России основы светской культуры, в рамках которой творили ведущие деятели эпохи русского Просвещения.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) - величайший русский ученый, просветитель -осуществил бесценный вклад в развитие отечественного естествознания, исторической науки, словесности, российского образования. Ломоносов, обладавший необыкновенной силой воли и мужеством противостоять препятствиям на жизненном пути, полагал, что жизнь человека на земле состоит в неустанном делании на благо человека и общества. Служение науке, вера в разум, преобразовательные, творческие и познавательные силы человека - все это сближает русского мыслителя с гуманистами предшествующих эпох и придает его творчеству и общественной деятельности, бесспорно, гуманистический характер.
В творчестве Гаврилы Романовича Державина (1743-1816) очевидно сказывается приверженность идеалам Возрождения. Его поэзия - это характерное для XVIII в. осмысление величия и красоты человека и бытия. Поэт видит в человеке отражение Боже величия и познает Творца через его творение. Воспевая человека, он восславляет Бога и наоборот, прославляя Творца, он поет хвалу его созданию: «...Ты во мне сияешь / Величеством Твоих доброт; / Во мне Себя изображаешь, / Как солнце в малой капле вод». Человек, по его мнению, поставлен Богом в центр Вселенной, и потому несет на себе печать Божественного совершенства [2].
Конец XIX - начало XX в. ознаменовался глубоким кризисом, охватившим всю европейскую культуру, явившимся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя.
Возникли совершенно новые течения в философии. Духовным источником религиозной философии явилось православие как специфический духовный и жизненный уклад. В центре ее
- SB -
внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. Она носит всеохватный характер. В ней с религиозных позиций были осмыслены такие проблемы, как:
- природа человека, его свобода, смерть и бессмертие;
- гуманизм и его кризис;
- смысл человеческой истории;
- ряд важных социальных вопросов.
Ярким и многогранным явлением в русской религиозной философии был Н.А. Бердяев. У него ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный механизм творчества - свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия: царство духа, царство природы, объективация - невозможность преодолеть рабские оковы царства природы, трансцендирование - творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.
О гуманизме Бердяев пишет в своих работах, таких как «Философия свободы», «Смысл творчества», «Русская идея».
В связи с анализом отношения Н.А. Бердяева к гуманизму, В.А. Кувакин отмечает: «Гуманизм характеризуется им такими негативными категориями, как «бездуховность», «децентрализация», «самоистребление» и т.п. Неподлинный способ бытия человека, отпавшего от бога, он истолковывает как закономерный результат внерелигиозного и секулярного, а следовательно, и гуманистического сознания.
Совершенно особую судьбу, по мнению мыслителя, испытал гуманизм в России. В работе «Русская идея» он отмечает, что Ренессанс в западноевропейском смысле слова у нас не был пережит, но остро и сильно был испытан кризис гуманизма, породивший множество социальных течений, в основе которых лежала человечность: «.Человечность остается одной из характерных русских черт, она относится к русской идее на вершинах ее проявления. жалость к падшим, к униженным и оскорбленным, сострадательность очень русские черты» [3].
Он был уверен, что секулярная гуманистическая культура, которую он называет нейтральной, становится все более и более невозможной в современном мире. Человечеству надлежит выбрать между двумя моделями развития культуры - светской и религиозной. Всем строем своей философии Н.А. Бердяев стремился показать тупиковость секулярной культуры, самоликвидацию гуманистической парадигмы. Но при этом он сознавал и невозможность возврата к Средневековью, поскольку человечество уже преодолело его в опыте ренессансного гуманизма. Предупреждал он и об опасности наступления «Нового Средневековья».
Новый этап в развитии гуманизма начался с возникновением марксизма. Соотношение марксизма и гуманизма, несмотря на кажущуюся разработанность вопроса в советский период, -тема острая и даже болезненная, особенно для России, где марксизм долгое время играл роль идеологического обоснования всех ее социальных, политических и мировоззренческих преобразований в течение практически всего ХХ в. и которые принесли ее гражданам, как реальные достижения, так и ничем невосполнимые горести и страдания. Споры о великом или трагическом для России значении марксизма не смолкают в ней до сих пор.
Анализ марксистской версии гуманизма показывает, что среди множества философских теорий и направлений, соотносящих себя с гуманистической традицией, только марксизм утверждает достижение реального гуманизма, что является, скорее всего, общей установкой на достижение некоего, хотя и динамического, финала человеческой истории, ее высшей фазы, теперь уже не столько коммунистической, сколько гуманистической.
Марксизм отказался от абстрактного, надклассового подхода к проблемам гуманизма и поставил их на реальную историческую почву, сформулировал новую концепцию гуманизма -пролетарский, или социалистический, гуманизм, вобравший в себя лучшие достижения гуманистической мысли прошлого.
Конец ХХ в. ознаменовался крушением советского союза, на его обломках возникло новое государство. Конституция РФ, принятая в 1993 г., провозгласила становление и развитие правового государства в новых экономических и политических условиях. Ее положения потребовали переосмысления многих понятий и ценностей, в том числе и по правам человека, которые нашли свое дальнейшее развитие в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», провозгласившей приоритетное значение развития личности, общества и государства.
Одним из важнейших конституционно-правовых принципов является принцип гуманизма. Этот принцип прослеживается в целом ряде статей и провозглашает признание человека высшей ценностью, а его права и свободы неотчуждаемыми и принадлежащими ему от рождения. В соответствии с данным принципом, государство обязано признавать, соблюдать, защищать права человека и гражданина.
В признании человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2 Конституции Российской Федерации) выражен гуманистический принцип конституционного строя России. Таким образом, гуманизм провозглашается важнейшим качественным признаком государства, его экономической, правовой систем, идеологии, основополагающим принципом деятельности всех органов власти и местного самоуправления, предприятий и учреждений, руководящей идеей, определяющей поведение каждой конкретной личности и его взаимоотношения с гражданским обществом.
В советских конституциях последних лет присутствовала иная гуманистическая формула: высшей ценностью объявлялись материальные и духовные потребности людей, что, однако, далеко не всегда реализовывалось на практике. Конституция России, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. на первый план выдвигает человека как самостоятельную, суверенную личность, способную позаботиться о самой себе. Для этого человеку предоставляются общепризнанные права и свободы, а государство берет на себя обязанность гарантировать их.
Конец ХХ начало XXI в. можно назвать периодом развития России как демократического государства. Следовательно, гуманистические идеи в этом государстве не могут быть отвергнуты. Именно в этот период следует упомянуть о формировании гуманистического движения в России.
Возникновение организованного гуманистического движения в нашей стране связано с деятельностью Российского (до 2001 г. - Русского) гуманистического общества (РГО).
Межрегиональное общественное объединение светских гуманистов «Русское гуманистическое общество» (РГО) было оформлено юридически 16 мая 1995 г. РГО, - сообщает руководитель этого общества В.А. Кувакин, - это мировоззренческое сообщество людей, разделяющих основные принципы научного мировоззрения, общечеловеческие нормы нравственности, ценности фундаментальных прав и свобод человека, принципы светской государственности, свободы разума и совести. РГО стало первой в стране негосударственной научнопросветительской организацией, поставившей перед собой цель всемерной поддержки и развития идей светского гуманизма, гуманистической психологии и гуманистического стиля мышления, гуманного образа жизни. РГО - ассоциированный член Международного гуманистического и этического союза, объединяющего многие десятки гуманистических организаций стран Европы, Азии, Латинской Америки, США, Канады и Австралии.
В 2001 г. было зарегистрировано Российское гуманистическое общество, ставшее преемником Русского гуманистического общества и получившее наименование Межрегиональной общественной организации содействия развитию гуманизма.
Российское гуманистическое общество - это, прежде всего, добровольная организация людей, уже считающих себя в достаточной степени подготовленными морально, мировоззренчески и психологически, чтобы вступить в Общество и делать для него, для себя и для других то, что предусмотрено его Уставными целями. РГО не считает приемлемыми такие способы работы с людьми, которые основаны на пропаганде или внушении, что так характерно, скажем, для партийно-политических или религиозных структур. Поэтому гуманисты, объединяющиеся вокруг Общества, ставят перед собой цели самообразования, участия в обсуждении ключевых вопросов свободомыслия, светской морали, прав и свобод личности, ценностей науки, человечных форм кооперации людей, социальной справедливости и т.д.
Человечество в своем историческом развитии выработало немало ценностей, которыми мы руководствуемся и на основе которых судим о поступках и поведении людей. К такого рода ценностям относятся культура, цивилизация, мораль, философия, религия. Именно они глобализируются и уникализируются в гуманизм. Вне гуманизма все эти ценности представляют собой разрозненные состояния [4].
В российской истории мы можем проследить путь гуманизма вне зависимости от эпохи и идеологии, которая главенствовала в этот период.
Одним из резервов, который может существенно облегчить трудное рождение новой России и - впервые в ее истории - свободного и ответственного гражданина, и является гуманизм как система ценностей, стиль мышления и психологии, как достойный образ жизни человека, уважающего себя, свой народ, свою культуру и мировую цивилизацию.
Следовательно, на современном этапе развития российской государственности самое важное и актуальное - это делать все возможное, чтобы препятствовать процессам дегуманизации и деморализации общества.
Ссылки:
1. Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы: очерки древнерусской духовности. Л., 1991.
2. Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Человечность человека. Основы современного гуманизма. М., 2002.
3. Бердяев Н.А. Русская идея. М., 1999.
4. Пуляев В.Т. О гуманизме, будущем России и социально-гуманитарном знании. URL: http://www.humanism.ru
References (transliterated):
1. Zamaleev A.F., Ovchinnikova E.A. Eretiki i ortodoksy: ocherki drevnerusskoy dukhovnosti. L., 1991.
2. Borzenko I.M., Kuvakin V.A., Kudishina A.A. Chelovechnost' cheloveka. Osnovy sovremennogo gumanizma. M., 2002.
3. Berdyaev N.A. Russkaya ideya. M., 1999.
4. Pulyaev V.T. O gumanizme, budushchem Rossii i sotsial'no-gumanitarnom znanii. URL: http://www.humanism.ru