Научная статья на тему 'Гуманизм К. А. Москаленко как смысл обучения и воспитания школьников (к 100-летнему юбилею педагога-новатора)'

Гуманизм К. А. Москаленко как смысл обучения и воспитания школьников (к 100-летнему юбилею педагога-новатора) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кантур Ольга Николаевна

Педагогическое наследие К.А. Москаленко. Разработанные учёным, педагогом-новатором в 60-е годы XX века гуманистические идеи и педагогическая система сохраняют свою актуальность, так как способствуют решению проблем обучения и воспитания современных школьников с позиции гуманистического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманизм К. А. Москаленко как смысл обучения и воспитания школьников (к 100-летнему юбилею педагога-новатора)»

ГУ МАНИЗМ К.А. МОСКАЛЕНКО как смысл обучения и воспитания школьников

(к 100-летнему юбилею педагога-новатора)

Ольга Николаевна Кантур,

заместитель директора лицея № 3 им. К.А. Москаленко г. Липецка, кандидат педагогических наук, е-mail: kantur.olga@mail.ru

В 2017 году исполняется 100 лет со дня рождения Константина Александровича

Москаленко. К.А. Москаленко родился 3 июня 1917 года в Сумской области

в семье сельской учительницы и железнодорожного рабочего. В 1926 году семья

переехала в Воронеж. В 1938 году окончил учительские курсы в Воронежском

1

педагогическом институте .

• гуманизм • ценности, гуманистические идеи • педагогическая система

• гуманистические отношения • гуманные технологии

Кем был К.А. Москаленко и в чём заключаются его заслуги?

К.А. Москаленко — это учёный, педагог-новатор, в 60-е годы XX века он был идейным вдохновителем и организатором массового движения творческих учителей страны и «Липецкого опыта» рациональной организации урока. Известность в стране и за рубежом получила его статья «Как должен строиться урок? В порядке обсуждения...», которая была опубликована в журнале «Народное образование» № 10 в 1959 году. Успешно окончив аспирантуру при кафедре психологии АПН РСФСР, он защитил диссертацию на тему «Оценка знаний учащихся при закреплении нового материала и её психологическое значение». В 1954 г. возглавив кафедру педаго-

1 Москаленко К.А. Автобиография / К.А. Москаленко. — ЛОКМ — НВ 6773/7-2 л.

гики и психологии Липецкого педагогического института (ныне педагогический университет), он активно включился в разработку проблемы гуманистического воспитания школьников как средства повышения качества учебно-воспитательно-го процесса и знаний учащихся. Оценивая вклад учёного в педагогическую теорию, В.П. Кузовлев писал о том, что К.А. Москаленко «и до настоящего времени является непревзойдённым образцом соединения передовой педагогической

» 2

мысли и творчества школьных учителей» .

2 Кузовлев В.П. Вступительное слово ректора ЕГУ им. Бунина, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы, председателя Комитета по науке, образованию, делам

семьи, спорту, молодёжи Липецкого областного Совета депутатов В.П. Кузовлева / В.П. Кузовлев / / Образование старшеклассников. Липецкий опыт: традиции и инновации: материалы Второй региональной научно-практической конференции. — Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. — С. 78.

Что представляет собой философский гуманизм? В чём заключается гуманизм

К.А. Москаленко?

Гуманизм — это собой особый принцип (тип) мировоззрения или система установок, в центре которых как высшая ценность находится человек с присущими ему убеждениями, способностями и безграничными возможностями, их свободному проявлению в деятельности или в общении способствуют доброжелательное и уважительное отношение к личности и её достоинству.

В задачи философского гуманизма всегда входило теоретическое осмысление места идеала в структуре морального сознания, специфики морали как стержня культуры, соотношение обыденного и теоретического в моральном сознании, элементы истинного в различных формах ценностного сознания

3

и т.п.

Особый интерес представляют те опорные точки философского гуманизма, в рамках которых выстраивал свою педагогическую деятельность и педагогическую систему Константин Александрович Москаленко. Именно они дали ему возможность разработать гуманистические идеи обучения и воспитания, а также создать педагогический инструментарий, которые и сегодня в условиях развития современной общеобразовательной школы помогают реально реа-лизовывать и формировать:

• деятельностный подход к обучению (научить детей учиться, применять все полученные навыки и знания в жизни);

• гуманистический подход к образованию школьников (научить детей действовать успешно на основе полученных знаний и навыков);

• социальные гуманистические отношения (достоинство, уважение, сотрудничество

и сотворчество).

3 Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: пер. с англ./ сост. Л.И. Василенко, В.Е. Ермолаева. — М.: Прогресс, 1990. — 459 с.

Важная составляющая гуманизма К.А. Москаленко — патриотизм, любовь к Родине, Отечеству. В годы Великой Отечественной войны он был солдатом-добровольцем, защитником Отечества, а за проявленное мужество и героизм получил право участвовать в Параде Победы в Москве, на Красной площади в 1945 году. Его патриотизм великодушия проявлялся ко всем субъектам образовательного процесса (учителям, детям, родителям), так как Родина — это люди, ценой жизни он защищал их в трудные военные годы.

Педагог-новатор К.А. Москаленко был учителем русского языка и поэтому мечтал о школе, русской по духу, этике, эстетике, культуре, досугу. Он писал: «Заела нас иностранщина. Безмерно жаль, что Россия разменивает свою психологию, свой шарм. Мораль — это мы, непохожие на других. А культура может быть только национальной... Одна из угроз, подступивших к нам вплотную, состоит в том, что каждое новое образование не хочет ни на что опираться. Это тоже свойство России»4. Эти слова являются доказательством истинного патриотизма педагога-новатора.

Гуманистическую направленность имеют и педагогические идеи, лежащие в основе педагогической системы, разработанной учёным в середине прошлого столетия.

В чём же заключается сущность гуманистических идей К.А. Москаленко и разработанной им педагогической

системы?

Сущность гуманистических идей заключается в простой истине К.А. Москаленко: ребёнка необходимо защищать всегда и везде, ему необходимо помогать, побуждать, воодушевлять и вести его к успеху и росту.

4 Шмаков С.А. Душу и сердце надо упражнять. О К.А. Москаленко // Лип. газ. — 1997. — 11 июня.

К основным гуманистическим идеям К.А. Москаленко относятся:

1. Обучение школьников на основе развития их мышления, удовлетворение их интересов и потребностей.

2. Ориентация учащихся на успех в учебной деятельности, использование педагогического

авансирования.

3. Уважение к личности учащегося, признание ученика субъектом, соавтором своего обучения.

Цель: разработка гуманистических технологий, обеспечивающих эффективность обучения, качество знаний учащихся и их подготовку к жизни.

Задачи:

. Определить условия, позволяющие гуманизировать образовательный процесс; . выявить субъектов и определить их функции в гуманизации образовательного процесса; разработать технологии, позволяющие гуманизировать образовательный процесс.

Концептуальный блок

Методологические подходы: аксиологический, антропологический, системный, личностно-деятельностный. Принципы: целостности, системности, мобильности, культурно-исторический, гуманистической направленности, предупреждения ошибок, взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Содержательный блок

Мотивационный компонент Личностный компонент Деятельностный компонент Рефлексивный компонент

Мотивация на создание условий гуманистического отношения кучащимся всех субъектов образовательного процесса. Учителя, ученики, родители — субъекты образовательного процесса. Подготовка учителей креали-зации гуманистических идей в образовательном процессе. Оценка отношений между учеником, учителем и учащимися.

Процессуальный блок

Обучение учительского корпуса реализации идей гуманистического отношения и воспитания учащихся. Реализация инновационных технологий в практике работы учителей (объединённый урок, комментированное письмо, поурочный балл, пятидневная неделя обучения), способствующая созданию гуманистических отношений как важного фактора, обеспечивающего повышение качества знаний учащихся и их подготовку к жизни.

Результативный блок

Результат: Внедрение системы в практику работы учителей и реализация гуманистических идей в современной образовательной школе. Гуманизированные отношения в системе ученик/учитель/учащиеся/родители.

Рис. 1. Педагогическая система К.А. Москаленко

Идеи К.А. Москаленко представляют собой целостную педагогическую систему гуманистического воспитания. Ценность педагогической системы состоит в том, что её реализация позволяла достигать высокого уровня результативности образовательного процесса не за счёт перегрузки учащихся учебным материалом, а за счёт внутренних резервов, создания атмосферы доброжелательности и сотрудничества, индивидуального и коллективного поиска, раскрытия творческого начала каждого ученика5.

В чём причина сохранения актуальности гуманистических идей и педагогической системы, разработанных К.А. Москаленко?

Реализация гуманистических идей К.А. Москаленко в школьной практике позволяет создать необходимый образ будущего выпускника, рассчитанный на долговременную перспективу, они отражают и практически воплощают необходимую форму воспитания с её характерным набором идеалов и ценностей.

Большое значение имеют положения, выдвинутые Н.А. Белкановым, который сделал чрезвычайно важный вывод о том, что «можно увидеть определённый параллелизм педагогической системы К.А. Москаленко и так называемой эмансипаторской педагогики, ориентированной на воспитание и образование свободно и критически мыслящей, автономной личности (Молленхауэр, Клафки). Однако у нашего земляка не было даже намёка на радикализм, неприятие действительности. Школьники мыслили критически, свободно, поскольку чувствовали уважительное отношение к себе, и они научились уважать других, в том числе и признавать их право на ошибку»6.

5 Кантур О.Н. Гуманистические идеи в педагогической системе Константина Александровича Москаленко: дис. ... на соиск. учён. степ. ... канд. пед. наук (13.00.01) /

О.Н. Кантур; ФГБОУ ВПО ЛГПУ. — Липецк, 2014. — 169 с.

6 Белканов Н.А. Липецкий опыт в контексте отечественного и мирового образования. — Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. — С. 15.

Значение гуманизма К.А. Москаленко заключается и в том, что идеи, которые он разрабатывал в 60-е и 70-е годы XX века, задаются как проблемы, решение которых в любой перспективе будет важной составляющей в развитии теории и практики обучения и воспитания. В настоящее время особую актуальность имеет проблема формирования социальных отношений в коллективе и через коллектив, благоприятных для развития личности и общества. Остро стоят проблемы нравственного выбора и внутренней свободы, личной и социальной ответственности, формирования гражданской позиции и нравственных качеств человека, его деловой активности.

В педагогическом наследии учёного есть ответы к решению данных проблем. Основываясь на теоретических положениях А.С. Макаренко о воспитании личности в коллективе, К.А. Москаленко были разработаны методы и приёмы коллективного воздействия на учеников, изменившие взаимоотношения между учащимися в процессе трудовой деятельности. Он отмечал: «Выполняя работу в едином школьном коллективе, ученик «испытывает на себе сильное общественное мнение класса, могучую силу детского коллектива, могуще-

» .. 7

ства почти непревзойдённого» .

С позиции К.А. Москаленко, каждый учащийся, занимая в школе определённую социальную нишу в коллективе сверстников, выполняет задачи, возложенные на него коллективом. При этом ученик осознаёт значимость порученного дела и несёт ответственность за качество его выполнения. Получившая одобрение учёных и учителей в 60-е годы XX века и сохранившая актуальность в настоящее время разработанная учёным технология комментированного письма может служить примером коллективного воздействия

7 Москаленко К.А. Психолого-педагогические основы повышения эффективности урока / К.А. Москаленко. — Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1968. — С. 65.

на обучение и воспитание школьников. Эта технология помогает педагогам не только обучать детей грамотному письму, но и раскрывает объективные закономерности развития личности ребёнка — постоянное стремление к общению с коллективом, постоянное стремление максимально проявить способности и удовлетворить духовные потребности в коллективе.

В процессе комментированного письма ребёнок, наблюдая, воспринимая, переживая, оценивая то, что говорят и делают одноклассники в процессе комментированного письма, опираясь на имеющийся у него опыт работы, интерпретирует происходящее в соответствии с новой познавательной задачей и соответственно реагирует на неё. У учащегося возникает выраженная потребность «быть таким, как все», стремление не отличаться от других, чувствовать себя её полноправным членом и ощущать признание этого факта одноклассниками. С другой стороны, решение чисто адаптационных задач на определённом этапе вступает в явное противоречие со свойственным каждому школьнику стремлением подчеркнуть индивидуальность, неповторимость. Происходит смена личностной задачи, возникает стремление доказать свою уникальность. Обращая внимание на учебную деятельность одноклассников, сравнивая их результаты обучения со своими результатами, у учащегося возникает потребность максимально проявить себя, развить способности.

Основную задачу педагога, учитывая культурно-исторические традиции отечественной школы, учёный видел в формировании особой нравственной интеллектуальной среды в процессе обучения, стараясь максимально использовать её воспитательные возможности. Педагог-новатор выступал против необоснованной требовательности учителей, которая перерастает в «допрос», недоверие к ученику, в оскорбление, переходящие нередко в конфликты между учителем и учеником. Он был убеждён в том, что оценивая учебную деятельность учащихся, учитель не должен впадать в крайности: либерализм в выставлении баллов или травмирование учеников несправедливо заниженными отметками.

Гуманизм учёного заключается в его убеждении в том, что в процессе обучения и воспита-

ния в личности учащихся необходимо проектировать положительные качества. Он был убеждён в том, что ребёнку необходимо помогать, его следует воодушевлять и побуждать, на каждом уроке учитель должен вести его к успеху и росту. Педагогическая система К.А. Москаленко ориентирована и на учителя, и на ученика, и на родителей. Основным мотивом деятельности субъектов педагогической системы К.А. Москаленко является ориентация на интересы и потребности ребёнка, на уважение к нему и безусловное принятие, на личностное развитие, на взаимодействие на пути к достижению общей цели. По убеждению учёного, при подготовке к уроку учитель «должен тщательно продумывать, что и как все 45 минут будут делать все ученики под руководством учителя, чтобы эта работа была разнообразной, самостоятельной, творческой, плодотворной, интересной, развивала бы активность, сообразительность, любознательность».

Заслуга К.А. Москаленко как педагога-новатора прежде всего в том, что он смог разработать и реализовать на практике гуманные технологии (поурочный балл, комментированное письмо, комплексное усвоение материала), которые помогают создавать интеллектуальную атмосферу учебного процесса, то умственное возбуждение, которым заражают учащиеся друг друга в ходе творческой работы. В процессе обучения между учащимися, учителем и учениками происходит столкновение мнений, отстаивание собственной позиции, есть возможность советоваться с одноклассниками, взаимно оценивать усилия и качество работы, исправлять допущенные ошибки. В результате умственное возбуждение нескольких учеников вызывает «детонацию» всех учащихся. Коллективный труд способствует всестороннему развитию школьников, так как «вызывает особый подъём, прилив сил в деятельности личности. Чтобы привести в движение эти силы,

необходимо придать всей деятельности учащихся коллективный и открытый характер, когда деятельность максимального числа учащихся предаётся гласности, то есть многие учащиеся (половина класса) говорят, рассуждают, спорят, объясняют, комментируют, отвечают и т.д.»8. Постоянное стремление ребёнка к общению с коллективом, стремление максимально проявить способности и удовлетворить духовные потребности позволяет учащимся обрести социальный опыт взаимодействия, реализовать способности, апробировать навыки эффективного поведения в определённой ситуации, воспитывать деловые качества.

Реализация педагогической системы К.А. Москаленко подразумевает внедрение гуманных методов, приёмов в практику работы учителей, гуманистических идей в образовательный процесс, формирование гуманистических отношений в системе ученик / учитель / учащиеся / родители.

Каковы результаты реализации гуманистических идей К.А. Москаленко в школьной практике?

Бережно относясь к традициям известного в прошлом столетии в стране «Липецкого опыта» и развивая гуманистические идеи К.А. Москаленко, учителя и учащиеся лицея совместно успешно реализуют множество образовательных проектов. К наиболее эффективным из них относятся интегрированные проекты: «Мой выбор — медицина» и «Химия в наши дни», которые «вышли на проектную мощность, реально работают, выполняют социальный заказ» .

8 Москаленко К.А. Психолого-педагогические основы повышения эффективности урока / К.А. Москаленко. — Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство,

1968. — С. 22.

9 Устинов К. Путь к успеху, или как стать обладателем совы (о лицее № 3 им. К.А. Москаленко) // Неоновый

город. — 2015. — № 8-9 (124). — С. 20-21.

Эти проекты направлены на популяризацию интереса к химии, расширение кругозора об окружающем мире у учащихся 7—8-х классов и ознакомление с медициной, изучение биологии и химии на профильном уровне, профессиональное самоопределение у учеников 9—11-х классов.

В рамках реализации проекта «Химия в наши дни» учащиеся 7—8-х классов:

• посещают (экскурсии) предприятия химической промышленности (Липецкая компания по производству лакокрасочной продукции);

• выполняют исследовательские, лабора-торно-практические работы, занимаются экспериментальной деятельностью под руководством научного руководителя;

• слушают публичные лекции, пишут под руководством научного руководителя содержательные публикации, участвуют

в олимпиадах.

Участвуя в реализации проекта «Мой выбор — медицина» под руководством координатора проекта, старшеклассники:

• посещают (экскурсии) больницу «Свободный Сокол» и другие медицинские учреждения города Липецка;

• отрабатывают в присутствии докторов навыки оказания неотложной помощи при остановке сердца и дыхания, при наличии инородного тела в дыхательных путях, способов временной остановки кровотечений при травмах конечностей;

• осваивают различные формы профессионального обучения и самообразования (посещают лекции по биологии и химии, занятия в биологической лаборатории Рязанского государственного медицинского университета им. И.П. Павлова, пишут под руководством научного руководителя содержательные публикации, участвуют

в олимпиадах).

Результаты реализации проектов налицо. За четыре года 15 учащихся лицея № 3 им. К.А. Москаленко стали студентами ведущих вузов страны: Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, Москов-

ского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимовой, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Рязанского государственного медицинского университета им. И.П. Павлова, Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко, Воронежского государственного университета (фундаментальная и прикладная химия), большое количество учащихся стали студентами Липецкого медицинского колледжа.

Работа с интегрированными проектами позволяет, с одной стороны, учащимся использовать результаты исследовательской и практической деятельности на уроках. С другой стороны, использование знаний основ химии на практике в лечебных учреждениях повышает их интерес к изучению данного предмета, развивает учебную мотивацию, содействует ранней про-филизации учащихся основной школы и профессиональному самоопределению старшеклассников. Реализация интегрированных образовательных проектов «Химия в наши дни» и «Мой выбор — медицина» позволяют воспитывать у учащихся:

• интерес к изучаемым наукам;

• чуткое, внимательное отношение к людям, к их здоровью;

• положительное отношение к своему здоровью, к здоровому образу жизни;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• трудолюбие, ответственное отношение к результатам своей деятельности, к выбору профессии.

Инновационная составляющая реализации проектов — непосредственное участие лицеистов в научной деятельности: научное общество

учащихся «НЕОН», научно-практические конференции в высших учебных заведениях города Липецка и за его пределами, освоение форм образования и самообразования в вузах города и страны.

Реализация и развитие гуманистических идей К.А. Москаленко:

• увлекательной учебной деятельности на уроках (урок-игра, урок-конференция, практическая или лабораторная работа и т.д.), научной организации деятельности учащихся;

• разнообразным внеклассным мероприятиям (тематические классные часы, викторины, школьные олимпиады, встречи с учёными и представителями разных профессий);

• внеурочной деятельности (научно-практические конференции членов научного общества «НЕОН» в лицее и

за его пределами, экскурсии на предприятия, по городам нашей страны и зарубежным странам, разнообразные проекты и конкурсы, кружковая деятельность).

Реализация гуманистических идей К.А. Москаленко в образовательном процессе позволила создать особый образ жизни коллектива, психологический климат и интеллектуальную нравственную атмосферу сотрудничества, сотворчества учащихся, учителей и родителей, которые целенаправленно содействуют духовно-нравственному воспитанию и развитию личности учащихся. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.