УДК 316.346.32-053.6:[165.74 + 316.647.5]
Умарова Зара Ясуевна
кандидат философских наук, доцент Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М.Д. Миллионщикова
ГУМАНИЗМ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Umarova Zara Yasuevna
PhD in Philosophy, Assistant Professor, Grozny State Technical University of Oil
HUMANISM AND TOLERANCE AMONG YOUNG PEOPLE
Аннотация:
В статье рассматривается проблема гуманизма и толерантности в молодежной среде на современном этапе развития общества. Рост масштабов применения информационных технологий требует поиска новых подходов и решений возникающих проблем. В связи с этим в молодежной среде остро востребованы такие ценности, как гуманизм и толерантность, которые помогут раскрыть действительные возможности человека, преодолеть духовный кризис и имеющиеся противоречия.
Ключевые слова:
гуманизм, толерантность, молодежь, общество, духовное единство, кризис, справедливость, противоречия, человеколюбие, ценности.
Summary:
The article discusses humanism and tolerance among young people in the current stage of society development. The growth of information technology requires new approaches and solutions to emerging problems. In this context such values as humanism and tolerance are in high demand among youth, since they can help a person to discover his or her capabilities, overcome the spiritual crisis, and resolve existing conflicts.
Keywords:
humanism, tolerance, youth, society, spiritual unity, crisis, justice, conflict, humanity, values.
Современный этап развития общества характеризуется как переходный период к постиндустриальному информационному обществу. Особенностью информационного общества является применение новых информационных технологий, с которыми человек сталкивается каждый день. Глобальная сеть Интернет активно используется в повседневной жизни молодого человека. И не всякая информация, которую получают неопытные, молодые люди, положительно влияет на них. Представитель молодого поколения сегодня должен быть свободным, с высоким чувством ответственности, не позволять ни коллективу, ни средствам массовой информации собой манипулировать.
В настоящее время во всех сферах общественной жизни происходит усиление кризисных тенденций, будущее представляется крайне неопределенным и часто решения принимаются спонтанно и необдуманно. Происходит стремительное развитие техники и экономики, меняются условия труда и быта. Все это в комплексе требует новых знаний и переоценки ценностей. Свое мнение по вопросу непрекращающегося развития общества представил Н.А. Бердяев: «Нельзя удержать человека и мир в полусонном состоянии, в бытовой косности. Развитие в мире неизбежно, необратимо происходит, потому что пробуждается творческая свобода человека, потому что опыт человеческий усложняется и расширяется, потому что раскрываются противоречия жизни. Мир не есть замкнутая система, на него действует со всех сторон бесконечность. И бесконечность порождает в нем новый опыт, ставит все новые и новые противоречия, которые должны быть преодолеваемы в испытаниях» [1, с. 199].
В современных условиях все заметнее становятся социально-культурные различия между поколениями, достаточно остро стоит проблема молодежи. Преемственность поколений нарушается, ценности утрачиваются под влиянием информационных технологий, экранной культуры, когда живое общение заменяется общением через интернет-ресурсы. Преодоление кризиса в отношениях представителей молодого поколения возможно благодаря обращению к принципам гуманизма и толерантности.
Гуманизм (от лат. Ьитапиэ - 'человеческий', 'человечный'), возникший в эпоху Возрождения, обращается к внутреннему миру человека. Толерантность (от лат. tolerantia - 'терпение', 'терпимость', 'принятие', 'добровольное перенесение страданий') является производным от гуманизма. Категории гуманизма и толерантности остро востребованы в современном обществе. Диалектическая взаимосвязь между данными принципами состоит в том, что толерантность - это особый путь развития, ведущий к гуманизму. С точки зрения философского осмысления про-
блема гуманизма и толерантности в молодежной среде требует особого внимания, так как у молодых людей нет достаточного жизненного опыта, вследствие чего они часто подвержены различным влияниям.
Путь взросления и становления личности, усвоения социальных ценностей и норм для молодого человека является непростым в связи с тем, что ему приходится преодолевать огромные противоречия, чтобы утвердиться и состояться как полноценный и полноправный член общества. Для этого нужно, с одной стороны, превратить поток информации в новые знания в духе времени, а с другой стороны, сохранить ценности, идущие от поколения к поколению. В преемственности поколений проявляются лучшие качества характера: не избегать трудностей, создавать мир вокруг себя, уделять внимание и проявлять сострадание к своему ближнему, протягивать руку помощи нуждающимся. Если такие ценности, как долг, справедливость, честь, достоинство, толерантность, будут приоритетными среди молодежи, то станет возможным преодоление любых трудностей, любого кризиса общественного развития. Для того чтобы преодолеть кризис отношений людей в обществе и проявить гуманизм, нужно быть толерантным.
Сегодня наблюдается рост потребностей молодых людей, которые не всегда оказываются удовлетворены. Молодой человек противоречит миру, как бы бросает ему вызов. Его собственное «я» никогда не довольствуется достигнутым, представителю молодого поколения не хватает опыта для решения возникающих проблем, для осознания того, что «я» есть единичное, которое входит общее «мы». «Общественный идеал - это образ самого гуманного, справедливого и совершенного общества, установление которого является конечной целью деятельности и моральной активности людей» [2, с. 19]. Дело спасения мира и человечества находится в руках молодежи, которая должна осознавать, что человек везде есть человек, независимо от национальности, языка, культуры и вероисповедания.
Необходимо предпринимать попытки решения возникающих проблем не силовыми методами, а путем диалога, который будет взаимно выгодным и может способствовать сближению сторон. Всякий диалог должен носить благожелательный характер, важно стремиться к поиску согласия, взаимопонимания между представителями всех религиозных общин, которыми так богата сегодня Россия. В центре учения всех мировых религий стоит проблема человека и его познавательных возможностей. Сегодня не одно общество пока не может гордиться тем, что оно в полной мере наделено качеством толерантности. Молодежи следует учиться толерантности как образу жизни, как ценности, которая требует понимания того, что каждый человек является частью общества. Каким будет это общество - зависит от каждого и всех.
Ценности историчны, так как они вырабатываются в процессе бытия человека. Такие ценности, как гуманизм и толерантность, общественно значимы, и с ними должны считаться все разумные люди. Время необратимо, и нельзя тратить его бесцельно. Толерантность и гуманизм, несомненно, именно те ценности, которые необходимы для мирного сосуществования. Руководствуясь этими ценностями, следует искать точки соприкосновения, которые помогут найти истину, победить несправедливость, жестокость, озлобленность. Толерантное мышление представляется не только предпочтительным, но и наиболее соответствующим современному этапу мировой цивилизации.
Мир меняется, возникают проблемы в экономике, политике, культуре, которые нужно решать общими усилиями всех граждан. Такие категории, как гуманизм и толерантность, заявляют о всеединстве в планетарном сознании, ориентируются на индивидуума, на конкретного человека как уникальное явление, призывают человека уважать себя, все человечество, каждое живое существо. Ведь если мы хотим жить лучше, то должны и быть лучше. «Опасность для человека заключается в самоуверенности, будто он уже есть то, чем он мог бы быть» [3, с. 453].
Гуманизм и толерантность выдержали испытание временем, доказав свою значимость как непреходящие ценности. Все стремления человека, нацеленные на его духовное развитие, будут связаны с конкретными задачами общества, будут ими порождаться, им подчиняться. Современный молодой человек начинает по-другому видеть себя и окружающий его мир, меняется его отношение к прошлому, сковывающее его инициативу в настоящем. Он стремится преодолеть противоречия окружающей его действительности, преобразовать внешний мир, который он создает в своем сознании. В настоящее время молодежи, чтобы понять себя и смысл человеческого бытия в быстроменяющемся мире, необходимо учиться у великих мыслителей, которые учили жить во имя общего блага. Следование данному правилу способно положительно повлиять на формирование массового сознания молодежи, их поведение в повседневных отношениях. Категорический императив И. Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также силу принципа всеобщего законодательства» [4, с. 347].
Жизнь каждый день бросает человеку вызовы, которые приносят новые проблемы, для решения которых требуется большая мудрость: чтобы не ошибиться, нужна толерантность, чтобы
понять и принять - гуманизм. В философии Шопенгауэра человеческая жизнь выступает как постоянная борьба сил эгоизма и злобы. Эгоизм не способен принимать противодействия своим стремлениям. Это возбуждает его «неудовольствие, гнев, ненависть: он видит здесь своего врага, которого надо уничтожить» [5, с. 196]. В обществе, члены которого руководствуются принципами толерантности и гуманизма, раскрываются действительные возможности человека. У разумного молодого человека они безграничны, так как он может быть носителем добра, справедливости, истины. Будущее мира на планете зависит от молодежи, которой следует научиться ценить каждый день жизни, искать ее смысл в искусстве, живописи, науке. Новые информационные технологии делают нашу планету обозримой, человечество впервые в своей истории остро переживает планетарную общность.
Современный научный подход к категориям толерантности и гуманизма наиболее ярко представляют гуманисты А.А. Багданов, И.М. Борзенко, В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев, А.Л. Чижевский, которые призывают к мирному сосуществованию, к общечеловеческой солидарности. Перед каждым человеком и перед всем человечеством в целом стоит сложная задача - сохранить планету от термоядерной угрозы, экологического кризиса. Большую роль в решении этой задачи играет молодежь, представители которой сегодня должны взаимодействовать как единый механизм, чувствовать свою причастность к общему делу. Молодым людям необходимо достигнуть согласия на основе гуманизма и толерантности, не ущемляя собственные интересы, а проявляя взаимное уважение с целью обмена опытом для удовлетворения общественных потребностей и служения во благо человека и общества. Гуманизм и толерантность - взаимосвязанные ценности, суть которых заключается в человеколюбии. Русский философ И.А. Ильин по этому поводу пишет: «Смирение побуждает любовь, увеличивает ценность человека и возносит его духовно» [6, с. 518].
Сегодня во многих вузах России преподается философия гуманизма и толерантности. Российским гуманистическим обществом издан учебник «Человечность человека», в научно-исследовательских центрах: в Институте философии РАН, Уральском МИОНе, Институте социологии РАН, Институте толерантности Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы - разрабатываются проблемы толерантности, которые также поднимаются на симпозиумах и конференциях.
Будущее человечества находится в руках молодежи, которая должна стремиться не к превосходству над другими, а к солидарности. Взаимоотношения между представителями молодежи должны строиться на принципах толерантности и гуманизма, которые помогут понять суть проблем, позволят действовать со знанием дела и укажут путь к познанию человеческого бытия.
Ссылки:
1. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. С. 199.
2. Гадаев В.Ю. Современная чеченская молодежь: поиск духовных ориентиров. Назрань, 2005. С. 19.
3. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 453.
4. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Сочинения : в 6 т. Т. 3. М., 1966. С. 347.
5. Шопенгауэр А. Об основе морали // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992. С. 196.
6. Ильин И.А. Собрание сочинений. Т. 3. М., 1994. С. 518.
References:
Berdyaev, NA 1994, The philosophy of free spirit, Moscow, p. 199, (in Russian).
Gadaev, VY 2005, Modern Chechen youth: search for spiritual guidance, Nazran, p. 19, (in Russian).
Ilyin, IA 1994, Collected Works, vol. 3, Moscow, p. 518, (in Russian).
Jaspers, K 1994, The meaning and purpose of history, Moscow, p. 453, (in Russian).
Kant, I 1966, 'Critique of Practical Reason', Works: in 6 vols, vol. 3, Moscow, p. 347, (in Russian).
Schopenhauer, A 1992, 'On the basis of morality', Freedom of faith and morals, Moscow, p. 196, (in Russian).