Научная статья на тему 'Специфика становления негативных отношений межнационального и межконфессионального характера у молодежи и подростков'

Специфика становления негативных отношений межнационального и межконфессионального характера у молодежи и подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
553
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / РЕЛИГИЯ / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Машуков Хызыр Вячеславович

В статье рассматриваются проблемы межнационального взаимодействия и межконфессиональной толерантности в России. Работа направлена на анализ противоречий в современном российском обществе, которые формируют ряд причин внешнего и внутреннего характера, лежащих в основе распространения и укоренения национальной и религиозной нетерпимости в молодежной среде. Автор анализирует причины конфликтогенного потенциала молодежной среды и предлагает меры профилактики национальной и религиозной нетерпимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика становления негативных отношений межнационального и межконфессионального характера у молодежи и подростков»

УДК 304.4

Машуков Хызыр Вячеславович

научный сотрудник управления научных исследований и инновационной деятельности Кабардино-Балкарского государственного университета khiz@kbsu.ru

Специфика становления

НЕГАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА У МОЛОДЕЖИ И ПОДРОСТКОВ

Hyzyr V. Mashukov

research office. Department of the scientific researches and innovative activity, Kabardino-Balkarian State University khiz@kbsu.ru

Specifics of

FORMATION OF NEGATIVE ATTITUDES OF INTERNATIONAL AND INTERFAITH CHARACTER OF YOUTH AND TEENAGERS

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы межнационального взаимодействия и межконфессиональной толерантности в России. Работа направлена на анализ противоречий в современном российском обществе, которые формируют ряд причин внешнего и внутреннего характера, лежащих в основе распространения и укоренения национальной и религиозной нетерпимости в молодежной среде. Автор анализирует причины конфликтогенного потенциала молодежной среды и предлагает меры профилактики национальной и религиозной нетерпимости.

Ключевые слова: межэтнические проблемы, толерантность, этнокультурная интолерант-ность, религия, этнические группы.

Annotation. In the article the problems of international interaction and interfaith tolerance in Russia are considered. The work is directed on the analysis of contradictions in modern Russian society which form a variety of reasons of external and internal character, underlying the distribution and rooting of national and religious intolerance in the youth environment. The author analyzes the reasons of the conflictogenic potential of the youth environment and offers measures of prevention of national and religious intolerance.

Keywords: interethnic problems, tolerance, ethno-cultural intolerance, religion, ethnic groups.

Исследование, выявление и обоснование социально-психологических механизмов

укоренения в индивидуальном и групповом сознании негативных стереотипов и нетерпимости по отношению к представителям иных национальных и религиозных культур является одним из приоритетных задач для Северного Кавказа в настоящее время. Проблемы межнационального взаимодействия, межконфессиональной толерантности стоят остро не только в России, но и в любой стране, независимо от ее экономического уровня развития, так как в мире практически не существует моноэтничных государств [1].

Основные причины распространения и укоренения национальной и религиозной нетерпимости в молодежной среде кроются в сложных общественных процессах, происходящих в современной России и охватывающих все сферы экономической и политической жизни [2].

Происходящие в России затянувшиеся преобразования политического и экономического характера, неравномерность развития различных национально - региональных образований, различный уровень жизни, утверждающиеся процессы демократизации современного общества обострили ряд противоречий, среди которых:

- противоречие между тенденциями глобализации, с одной стороны, и тенденции национальной религиозной, культурной и политической фрагментации с другой;

- противоречие между необходимостью традиционного воздействия семьи на становление личности и разложением института семьи;

- противоречие, основанное на дифференциации населения по уровню материального обеспечения;

- противоречие между стремлением этнических групп к самоорганизации и потребностью дальнейшей интеграции регионального социума;

- противоречие между стремлением сохранить и развивать этнокультурную самостоятельность каждой из этнических групп и приверженностью сложившейся единой общероссийской духовной общности;

- противоречие между потребностью этносов изучать родную культуру и отсутствием институтов и квалифицированных кадров, способных ее удовлетворить;

- потребность обращения к религии и отсутствием культуры религиозного воспитания в стране.

56

Данные противоречия позволили сформировать ряд причин внешнего и внутреннего характера, лежащих в основе распространения и укоренения национальной и религиозной нетерпимости в молодежной среде. К внешним причинам относятся причины макро- и микро- значимые, конкретно, негативные средовые воздействия, непродуманная воспитательная деятельность и отсутствие четких ценностных ориентиров и другие. Отдельно можно отметить проблемы исторической памяти, которые особенно остро стоят на Юге России [3].

Выявление социально-психологических механизмов укоренения в групповом и индивидуальном сознании негативных стереотипов и нетерпимости требует рассмотрения проблем становления национальной и религиозной идентичности и закономерностей восприятия другого.

В психологической литературе социальная идентификация представлена в виде процесса, в котором по мере стабилизации отношений всех ее членов внутри группы идентификация ее членов становится более деперсонализированной, индивидуальные свойства становятся психологически относительно менее важными, чем общие групповые свойства. Национальная идентичность предполагает систему представлений того или иного народа о себе, о нем других народов, процесс формирования у народа представлений о собственной национальной идентичности, рассмотрение ее роли в его сознании в вопросах выявления влияния на судьбу народа, отношение к самому себе и другим народам [4].

Анализ данной проблемы показывает, что в настоящее время в современной России самоидентификация у представителей различных народов носит мозаичный и противоречивый характер. Нынешнее состояние современного российского общества, как отмечается в большинстве исследований, в значительной степени связано с так называемым «кризисом идентичности», предполагающем в условиях неопределенности и частичного разрушения государственных, профессиональных и социальных связей на всех этажах общества, потерю или деформацию социальной модели поведения как индивидов, так и социальных групп. Происходит своего рода «биологизация» поведения, упрощение мотивации, с одной стороны, а с другой -ее усложнение в связи с частичной переориентацией на нетрадиционные социальные и этнокультурные ориентиры. Подобными нетрадиционными для бывшего советского общества ценностными ориентирами являлись этническая и конфессиональная идентификация индивида[5].

К числу социально-психологических закономерностей восприятия «своей» и «чужой» групп относятся:

- преувеличение достоинств собственной группы;

- актуализация межгрупповых различий;

- «этническая» генерализация негативных эмоций;

- внешняя атрибуция для «своих» неудач, внутренняя - для «своих» побед;

- смещение оправдательно-обвинительных критериев;

- проекция-отчуждение собственной тени.

Перечисленные закономерности характерны как для этнических, так и для религиозных и любых других межгрупповых взаимодействий на всех уровнях социальных систем - от малых групп и организаций до этносов и государств.

Анализ социально-психологических механизмов распространения и укоренения национальной и религиозной нетерпимости в молодежной среде можно рассмотреть с позиции различных уровней.

Первый уровень связан с тенденциями общемирового характера, которые не могут не влиять в какой-то степени на ситуацию на локальном, региональном уровне. Ю. Попков, зав. сектором Института философии и права СО РАН выделяет несколько тенденций:

Первая связана с тенденцией глобализации, с одной стороны, и тенденцией национальной, религиозной, культурной и политической фрагментации - с другой. Реализация данной тенденции показывает, что, чем сильнее тенденции глобализации, тем больше активность разных субъектов, в том числе политических и этносоциальных», как сопротивление унификации.

Вторая тенденция связана с отказом от поиска такой модели социального порядка, которая была бы одинаково пригодна для всех стран и народов. Чем серьезнее попытки создания унифицированной модели, тем серьезнее сопротивление, и результат - противоположного значения.

Третья тенденция связана с усилением в проблеме взаимодействия национальных общностей роли политико-правового фактора, наряду с социально-экономическим, который приводит к политизации этничности и абсолютизации проблемы статуса титульных народов во внутренней политике многих стран.

Данные тенденции носят более общий характер и определяются общемировыми проблемами межнациональных и межконфессиональных отношений. Внешние причины второго уровня -процессы, происходящие внутри самой России.

Советская система образования и система общественных молодежных организаций в течение 70 лет способствовала сохранению народных традиций и обычаев, политической социализации. Советское государство руководило сетью организаций, осуществляющих молодежный досуг. В период политической ломки общества была нарушена налаженная система политической адаптации молодежи и общества. Это можно отнести к первой и более общей причиной анализируемого явления.

Вторая причина связана с падением авторитета семьи в молодежной среде. Традиционное влия-

57

ние семьи на формирующуюся личность размывается, что не может не сказаться на ослаблении социализирующей силы семейного воспитания.

Третья причина связана с углублением дифференциации населения России по уровню материального благополучия. Неполноценное питание, умноженное на неблагоприятную экологическую ситуацию, повышает уровень заболеваемости детей. Нищета способствует распространению венерических заболеваний среди подростков. Бытовые и социально-экономические аспекты толкают детей к наркомании. Среди наркоманов высок процент подростков.

Таким образом, формируется ослабленное физически и психически поколение молодых людей. Итогом изменения направленности запросов личности выступает деформация процесса первичной социализации. В неполной семье подросток чувствует себя чужим, никому не нужным, незащищенным, не уверенным в завтрашнем дне. Этому способствует общее физическое нездоровье нации, отягощенное пороками наркомании и алкоголизма.

Причины следующего уровня носят более локальный характер, но очень серьезны в системе анализируемого явления.

Зарождение национальной культуры и традиций, основы национального характера, религиозного воспитания закладываются в семье, на основе внутрисемейного общения. Объективные условия, связанные с обнищанием значительной части народа, делают определяющей семейную установку на выживании отдельной личности. Это приводит к тому, что на первый план выдвигаются ценности гедонистического характера [6].

В отличие от коммунистических ценностей, определяющих приоритет ценностей коллектива и интересов общества над личными потребностями, в настоящее время на первый план выступает система индивидуальных, прагматических ценностей. Прагматизм общества влияет на смысложизненные предпочтения молодежи. В целом они обычно хотят иметь хорошую профессию, много друзей, хорошую семью. Но все больший процент приходится на позиции: иметь много денег, открыть свое дело, иметь много вещей, машину и квартиру. В ценностной ориентации подростков усиливаются такие позиции, как самостоятельность, физическая сила, напористость. По данным социологов, до 80% студентов и учащихся считают смыслом жизни обеспечение материального благополучия, чтобы стать сильным и независимым. В сложных социально-экономических условиях расслоения общества на богатых и бедных подросток зачастую не может реализовать безболезненно свои жизненные установки и цели. На фоне обнищания и безработицы переориентация ценностей и обострение проблемы выбора стимулируют появление необоснованной ненависти к определенной личности или представителю отдельной национальности, служит источником противоправных действий и экстремизации межнациональных отношений [7].

По данным социологов, 41,9 % подростков отметили среди причин агрессии и насилия желание добиться власти над другими людьми. Как известно, цель любого политического движения -власть как таковая. Многомиллионная армия молодежи представляет определенный интерес для любой политической организации. Естественно, подростков толкают в ряды экстремистских движений и конкретные внутренние задатки, и особенности черт характера.

Среди причин локального характера - низкий уровень качества образования подростков и молодежи, невозможность получения качественного образования, приводящими к конфликтной ситуации между острой потребностью молодого человека в самореализации и материальной необеспеченностью. Стремление молодежи не всегда находит нужное созидательное русло.

Недостаточный уровень образования влечет за собой трудности профессионального роста молодого человека, соответственно, и невозможность больше зарабатывать. Острота материальной проблемы ухудшает жизнь молодой семьи, что порождает разводы и влечет естественную убыль населения.

Анализ процессов, происходящих в целом по России, в вопросах роста националистических настроений показывает, что первое поколение российских наци-скинов (в середине 1990-х гт.) состояло в основном из детей небогатых семей, учащихся школ, ПТУ и техникумов. Однако со временем ситуация изменилась. В Москве, Нижнем Новгороде, Воронеже, Краснодаре, Волгограде скинхеды - в большинстве своем дети из семей средних слоев, часто - представителей среднего и мелкого бизнеса. «Иногородцев» они воспринимают, в первую очередь, как конкурентов в бизнесе и мыслят категориями «семейного дела», надеясь вытеснить конкурентов не путем честного состязания, а с помощью политических механизмов, т.е. протекционистских мер,

направленных на ограничение деловой активности «непокоренного населения». Очевидно, что волны миграции в эти регионы заметно изменили этнический состав и соответственно межэтнические взаимоотношения [8].

Активной формой самореализации для современного молодого человека становится вступление в политические партии и группировки, в том числе националистического и экстремистского толка. В данном случае подключается защитный механизм, так как, вступив в группировку, молодой человек, чаще всего из неблагоприятной среды, ищет защиту, ощущение интереса к себе как к личности именно в объединениях асоциального или антисоциального характера.

Чувство уверенности в себе, серьезный фактор в самоутверждении подростка и юноши вырастает из принципа «стаи». Лидер «стаи» становится героем, достойным подражания и подчинения. В организации «скинхедов», например, нет формального лидера, им может стать каждый, ощущение власти достигается в противоправных действиях [9].

58

В последнее время активизировали свою деятельность и религиозные секты экстремистской направленности. Молодой человек, оставшийся наедине со своими проблемами, находит сочувствие и понимание в атмосфере секты. В процессе дальнейшей обработки он становится винтиком единого обособленного живого механизма, теряет стержень и забывает об обществе и семье. Если из политической партии еще можно выйти по идейным соображениям, то секту покинуть сложно. Ориентируясь на понятия «Член братства», молодежь проявляет религиозную нетерпимость, приправленную насилием. В деятельности такого рода организаций активно используется энтузиазм и оптимизм молодежи, как основа психической конституции молодого поколения.

Необходимо также отметить, что в настоящее время творческий потенциал молодежи в политической жизни страны используется не в полную меру, то есть в политическом сознании общества он существует сам по себе.

Литература:

1. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб., 2003. С.523.

2. Дозан М. Сравнительная политическая социология / М. Доган, Д. Пеласси. М., 1994. 272 с.

3. Кумь 1ков AM. Историческая память как фактор постсоветской реинтеграции России / А.М. Кумыков, А.В. Сериков // Научная мысль Кавказа. 2013. № 4 (76). С. 44.

4. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов-на-Дону, 1996. С. 64.

5. Кумыков AM. Кавказская идентичность в процессах современной российской социокультурной трансформации / А.М. Кумыков, XT. Тха-гапсоев Философия науки. 2011. № 51, С. 61-77.

6. Матвеев В.А. Россия и Северный Кавказ: исторические особенности формирования государственного единства (вторая половина XIX -начало XX в.): автореф. дис. на соиск. учен. степ.

к.ист.н., Ростов-на-Дону, 2006.

7. Сериков АД. Молодежный экстремизм на юге России: причины обострения и меры предупреждения. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 3. С. 135-142.

8. Гпушко В.С. Социальная стабилизация в российском обществе: роль регулирования миграционных процессов / В.С. Глушко, А.В. Сериков // Научная мысль Кавказа. 2010. № 4. С. 10-15.

9. Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков // Социо. 2001. № 2. С. 87-92.

10. Барков ФА. Тенденции интеграции и дезинтеграции в молодежной среде юга России и проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи / Ф.А. Барков, А.В. Сериков // Гуманитарий Юга России. 2014. № 2. С. 75-93.

Молодежная субкультура вполне уживается с агрессивными программами крайне правых националистических организаций. Шумные митинги, пикеты, побоища футбольных фанатов -это лишь верхушка айсберга. В зависимости от того, как государство строит свою политику, молодежь может стать активной поддержкой той или иной политической силы или ответить борьбой против политики. Многие политики в погоне за собственными рейтингами заметно активизируют дезинтеграционные процессы в своих регионах [10].

Таким образом, рассмотрение различных подходов к классификации форм проявления различного рода нетерпимости позволяет обобщить информацию, которая может быть использована в профилактике национальной и религиозной нетерпимости и вырабатывать методы профилактики и социальной вакцинации подобных негативных проявлений.

Literature:

1. Meshcheryakov B.G. Big psychological dictionary / B.G. Meshcheryakov, V.P. Zinchenko. SPb., 2003. P. 523.

2. Dogan M. Comparative political sociology / M. Dogan, D. Pelassi. M., 1994. 272 p.

3. Kumykov A.M. Historical memory as a factor of post-soviet reintegration of Russia / A.M. Kumykov, A.V. Serikov // Scientific Thought of the Caucasus. 2013. № 4 (76). P. 44.

4. Denisova G.S. Ethnic factor in political life of Russia of the 90th years. Rostov-on-Don, 1996. P. 64.

5. Kumykov A.M. Caucasian identity in the contemporary processes of Russian socio-cultural transformation / A.M. Kumykov, K.G. Tkhagapsoev // Science philosophy. 2011. № 51. P. 61-77.

6. Matveev V.A. Russia and North Caucasus: historical features of formation of the state unity (the second half of XIX - beginning of XX century). Rostov-on-Don, 2006.

7. Serikov A.V. Youth extremism in the south of Russia: causes of aggravation and measures of its prevention // Public and municipal administration. Scientific notes of NCASS. 2011. № 3. P. 135-142.

8. Glushko V.S. Social stabilization in Russian society: the role of migration process regulation / V.S. Glushko, A.V. Serikov // Scientific Thought of the Caucasus. 2010. № 4. P. 10-15.

9. Selivanova Z.K. Teenagers life orientation // Sotsis. 2001. № 2. P. 87-92.

10. Bakov F.A. Trends of integration and disintegration among the youth of south Russia and the problem of spiritual and moral education of youth /

F.A. Bakov, A.V. Serikov // A scholar of the south of Russia.2014. № 2. P. 75-93.

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.