Научная статья на тему 'Проблема толерантности студенческой молодежи: опыт эмпирического исследования'

Проблема толерантности студенческой молодежи: опыт эмпирического исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
590
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / ГУМАННОСТЬ / ТЕРПИМОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / ОПРОС / HUMANISM / HUMANITY / TOLERANCE / STUDENTS / SOCIAL GROUPS / SURVEY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тевлюкова О.Ю.

Статья посвящена проблеме толерантности российской молодежи. Автор ставит вопрос о содержании понятий «толерантность», «терпимость», «гуманизм» и «гуманность». На основе материалов эмпирического исследования, проведенного Социологическим центром Новосибирского государственного университета экономики и управления, характеризуется толерантность и степень терпимости новосибирских студентов к отдельным категориям населения малообеспеченным слоям, людям с ограниченными возможностями здоровья, пожилым людям, трудовым мигрантам и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тевлюкова О.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of students'' tolerance: empiric research

The article considers the problem of Russian youth's tolerance. The author discusses the content of such concepts as "tolerance", "humanism" and "humanity." Based on the empirical research conducted by the Sociological Centre of Novosibirsk State University of Economics and Management the author assesses tolerance of Novosibirsk students towards certain categories of the population: low-income groups, people with disabilities, senior citizens, migrant workers, and others.

Текст научной работы на тему «Проблема толерантности студенческой молодежи: опыт эмпирического исследования»

УДК 316.75:316.344

Тевлюкова Оксана Юрьевна

Tevlyukova Oksana Yuryevna

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии Новосибирского государственного университета экономики и управления

ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

PhD in Social Science, Assistant Professor, Social Science Department, Novosibirsk State University of Economics and Management

THE PROBLEM OF STUDENTS' TOLERANCE: EMPIRIC RESEARCH

Аннотация:

Статья посвящена проблеме толерантности российской молодежи. Автор ставит вопрос о содержании понятий «толерантность», «терпимость», «гуманизм» и «гуманность». На основе материалов эмпирического исследования, проведенного Социологическим центром Новосибирского государственного университета экономики и управления, характеризуется толерантность и степень терпимости новосибирских студентов к отдельным категориям населения - малообеспеченным слоям, людям с ограниченными возможностями здоровья, пожилым людям, трудовым мигрантам и т. д.

Ключевые слова:

гуманизм, гуманность, терпимость, толерантность, студенческая молодежь, социальные группы, опрос.

Summary:

The article considers the problem of Russian youth's tolerance. The author discusses the content of such concepts as "tolerance", "humanism" and "humanity." Based on the empirical research conducted by the Sociological Centre of Novosibirsk State University of Economics and Management the author assesses tolerance of Novosibirsk students towards certain categories of the population: low-income groups, people with disabilities, senior citizens, migrant workers, and others.

Keywords:

humanism, humanity, tolerance, students, social groups, survey.

В последние годы в России на фоне неблагоприятной внешнеполитической обстановки, нестабильной социально-экономической ситуации, активных миграционных процессов наблюдается обострение межэтнических и культурных противоречий, рост национализма и религиозной нетерпимости. Эти процессы оказывают воздействие на подрастающее поколение россиян, создавая почву для появления ксенофобии и межэтнических конфликтов, в том числе в учебных заведениях. Молодежь живет и учится в культурно, этнически и религиозно неоднородной социальной среде, успешность социального взаимодействия здесь зависит от способности к толерантному мышлению и поведению. На современном этапе проблема толерантности студенческой молодежи приобретает особую значимость, что актуализирует эмпирические исследования в этой области.

В современной российской литературе «толерантность» часто выступает синонимом понятия «терпимость» и характеризуется как «терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям верованиям» [1, с. 223]. На наш взгляд, толерантность нельзя сводить к терпимости. Терпимость - это пассивное принятие окружающей реальности, непротивление неблагоприятным внешним воздействиям. Толерантность - признание права другого человека отличаться от тебя, готовность понимать и принимать иные культурные нормы, убеждения и модели поведения. В трактовке понятия «толерантность» необходимо опираться на понятия «гуманизм» и «гуманность». Гуманизм - это «система воззрений, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей» [2, с. 41]. С.Ю. Головин характеризует гуманность как «обусловленную нравственными нормами и ценностями систему установок личности, ...реализуемую в общении и деятельности - в актах содействия, соучастия и помощи» [3, с. 97].

Г.В. Осипов и Л.Н. Москвичев определяют толерантность как «готовность предоставить другим возможность свободы мысли и действия, такое отношение к жизнедеятельности других людей, которое способствует различного рода человеческим взаимодействиям и помогает им достичь определенных целей и результатов на основе признания правомерности иного образа жизни, поведения, культуры, интересов, убеждений и верований, чужого мнения, привычек и обычаев, мыслей и чувств» [4, с. 532]. Такое определение противопоставляет толерантность насильственным способам достижения целей и разрешения конфликтных ситуаций.

На уровне микросоциологии проблема толерантности изучалась Дж. Мидом и Г. Блумером. Согласно концепции символического интеракционизма, личности и социальные действия обозначаются символами, в символы вкладываются отношение, позиция и социальная установка. Присвоение смысла знакам и символам соответствует процессу самоидентификации. В процессе

межличностного взаимодействия индивиды интерпретируют символы друг друга [5]. Толерантность обеспечивается созданием символов, отвечающих общечеловеческим ценностям, таким как права человека, свобода самоопределения, признание ценности человеческой жизни и пр.

Изучение системы культурных ценностей и социальных ориентаций студенческой молодежи, определение уровня ее толерантности по отношению к различным социальным группам имеют большое значение для прогнозирования социокультурной обстановки в регионе и стране в ближайшие годы. Как показывают исследования, социальная активность молодежи во многом определяет направления и темпы экономического, политического и социокультурного развития общества [6, с. 249]. Для оценки молодежного потенциала развития города Социологическим центром Новосибирского государственного университета экономики и управления был проведен опрос «Городское пространство Новосибирска: взгляд студентов» [7]. Опрашивались студенты старших курсов новосибирских государственных вузов разного профиля - технического (НГТУ, 27,3 % к числу опрошенных), социально-экономического (НГУЭУ, 33,5 %), гуманитарного (СИУ РАНХиГС, 22 %), а также студенты крупнейшего коммерческого вуза (СибУПК, 17,3 %). Общее число опрошенных составило 1 273 чел., из них 56 % девушек и 44 % юношей.

Одной из задач исследования стало определение степени толерантности новосибирской молодежи. Как показал опрос, уровень толерантности студентов достаточно высок (70,6 %), всего 9,5 % опрошенных не считают себя толерантными, а 19,9 % затруднились дать ответ на данный вопрос. Наибольший процент толерантных людей находится среди студентов НГУЭУ и СИУ РАНХиГС (свыше 75 %), менее всего толерантность склонны проявлять студенты СибУПК (60,3 %).

Респонденты оценили степень своей терпимости к некоторым социальным группам. Наибольшую нетерпимость студенты проявляют к людям, ведущим асоциальный образ жизни (70,5 %). Почти в равной степени молодежь нетерпима к трудовым мигрантам (38,2 %) и лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией (36 %). Более половины студентов относятся нейтрально к представителям другого вероисповедания и различных субкультур (58,9 и 58,1 % соответственно), при этом религиозные различия воспринимаются как менее значимые, чем культурные.

Высокую степень толерантности студенты демонстрируют по отношению к пожилым людям - 66,6 %. В то же время опрос выявил различия в отношении студентов к людям с ограниченными возможностями здоровья. Если к инвалидам по зрению, слуху и т. п. с пониманием относятся 72,6 % опрошенных, то к инвалидам с нарушением умственного развития - только 54,2 %. Что касается малообеспеченных слоев населения, то мнения распределились приблизительно одинаково между нейтральным отношением (45,6 %) и терпимостью (48,8 %).

Несмотря на то что студенческая молодежь воспринимается как достаточно однородная группа, опрос выявил определенные различия во мнениях студентов, обучающихся в разных вузах. Существенно от общих показателей отличаются результаты опроса студентов коммерческого вуза - СибУПК. Они менее других склонны проявлять терпимость в отношении людей с ограниченными физическими и умственными возможностями, пожилых людей, малообеспеченных слоев населения (расхождение с общими цифрами составляет от 8 до 15 %), более нетерпимы в отношении представителей другого вероисповедания (22,9 %, что почти на 10 % выше общего показателя). При этом уровень их терпимости в отношении людей, ведущих асоциальный образ жизни, выше, чем у остальных студентов (15,1 %, в то время как у студентов НГУЭУ и НГТУ он ниже 5 %). Мнение студентов СибУПК также значительно отличается от общих показателей по вопросам патриотического сознания, предпочтительных форм социально-политической активности, протестных настроений и пр. [8].

Нормативно-ценностные представления молодежи формируются под воздействием макро- и микросоциальной среды. Внутривузовская среда оказывает существенное влияние на систему ценностей обучающихся, способствуя как профессиональному и гражданскому самоопределению личности, так и, при неблагоприятных условиях, - росту радикализма и нетерпимости. Воспитательная и просветительская деятельность в вузе должна быть направлена, в том числе, на повышение толерантности студенческой молодежи, что позволит сформировать у студентов установку на социальную интеграцию и взаимопомощь, создать психологические предпосылки для развития системы инклюзивного высшего образования.

Ссылки и примечания:

1. Краткий словарь по социологии / авт.-сост. П.Д. Павленок. М., 2014.

2. Там же. С. 41.

3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск, 1998.

4. Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2010.

5. Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. М., 1984. С. 173-179.

6. Тевлюкова О.Ю., Ровбель С.В., Наумова Е.В. Социально-политическая активность студентов крупного города (по материалам исследования) // Вестник НГУЭУ. 2016. № 1. С. 248-258.

7. Исследование финансировалось по внутреннему гранту НГУЭУ.

8. См.: Тевлюкова О.Ю. Общественно-политическая активность студенческой молодежи // Наука и образование: современные тренды. 2015. № 2 (8). С. 485-494.

References:

Bloomer, G 1984, 'Society as Symbolic Interaction', Modern foreign social psychology, Moscow, pp. 173-179, (in Russian).

Golovin, SY 1998, Dictionary of Practical Psychology, Minsk, (in Russian).

Osipov, GV & Moskvichev, Ln (ed.) 2010, Sociological Dictionary, Moscow, (in Russian).

Pavlenok, PD 2014, Concise Dictionary of Sociology, Moscow, (in Russian).

Tevlyukova, OY, Rovbel, SV & Naumova, EV 2016, 'The socio-political activity of students of a large city (according to studies)', Vestnik NGUEU, no. 1, pp. 248-258, (in Russian).

Tevlyukova, OY 2015, 'Social and political activity of students', Nauka i obrazovaniye: sovremennyye trendy, no. 2 (8), pp. 485-494, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.