Научная статья на тему 'Гуманизация в высшей медицинской школе'

Гуманизация в высшей медицинской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение / воспитание / гуманизация / молодые врачи / education / training / humanization / young doctors

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И В. Ковач, Е Н. Дычко, А В. Самойленко, И А. Романюта, В И. Шарыпов

Снижение внимания к воспитательным задачам во время обучения в высшей медицинской школе ослабило гуманистические качества выпускников вузов. А ведь отечественная медицина всегда славилась высоким содержанием гуманистических идей: нравственностью, духовностью, добротой, милосердием, чувством долга врачей многих поколений. Необходимо обязательное изменение всего учебновоспитательного процесса в медицинских вузах с четкими ориентирами на гуманизацию молодых специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Decrease of consideration to educational problems during the training reduced humanistic features of graduates in the medical school. Nevertheless, local medicine was always famous for meaning of humanistic ideas: morality, immateriality, kindness, charity, call of duty in doctors of many generations. It is necessary to change all training and educational process in medical schools with clear marks for humanization of young specialists.

Текст научной работы на тему «Гуманизация в высшей медицинской школе»

УДК 331.101.4:614.258

ГУМАНИЗАЦИЯ В ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЕ

И. В. Ковач, Е. Н. Дычко, А. В. Самойленко, И. А. Романюта,

В.И. Шарыпов

Днепропетровская государственная медицинская академия

Резюме

Снижение внимания к воспитательным задачам во время обучения в высшей медицинской школе ослабило гуманистические качества выпускников вузов. А ведь отечественная медицина всегда славилась высоким содержанием гуманистических идей: нравственностью,

духовностью, добротой, милосердием, чувством долга врачей многих поколений. Необходимо обязательное изменение всего учебновоспитательного процесса в медицинских вузах с четкими ориентирами на гуманизацию молодых специалистов.

Ключевые слова: обучение, воспитание, гуманизация, молодые врачи.

Summary

Decrease of consideration to educational problems during the training reduced humanistic features of graduates in the medical school. Nevertheless, local medicine was always famous for meaning of humanistic ideas: morality, immateriality, kindness, charity, call of duty in doctors of many generations. It is necessary to change all training and educational process in medical schools with clear marks for humanization of young specialists.

Key words: education,training, humanization, young doctors.

Литература

1. Дичко Є.Н. Роль куратора в дослідницькому пошуку студента -стоматолога / Є. Н. Дичко, Н. В. Лихолєтова// Куратор и студенческое самоуправление: тезисы докл. - Днепропетровск, 1993. - С.26.

2. Дычко Е. Н. Интенсификация научно-исследовательской работы студенческого научного общества по стоматологии/ Е. Н. Дичко, М. К. Драгобенник, С. В. Кравченко// Стоматология. - 1990.- Т. 69, №1. - С.89-90.

3. Самойленко А. В. Досвід навчальної роботи з інтернами / А. В. Самойленко, В. І. Шарипов, І. А. Романюта // Матеріали II (IX) з’їзду Асоц. стомат. України. - К., 2004.- С.68 - 69.

4. Самойленко А. В. Деякі аспекти післядипломної освіти лікарів -стоматологів / А. В. Самойленко, І. В. Романюта, Є. Н. Дичко// Впровадження засад Болонської системи: Всеукр. навч.-метод. конф., 14 - 15 трав. 2007 р.: матеріали доп. - Тернопіль, 2007. -

С.341 - 342.

В настоящее время все более актуальным становится вопрос гуманизации молодого специалиста, выпускника высшей школы, как составная часть образовательного и воспитательного процесса подрастающего поколения. Формулировка и содержание гуманизации заключается в следующем: высокий профессионализм, нравственность, духовность, доброта, милосердие, патриотизм, чувство долга. Эти качества всегда были присущи интеллигентному человеку, патриоту своей Родины, высокопрофессиональному специалисту, влюблённому в свою гуманную профессию. Именно сейчас остро стоит вопрос об обязательной гуманизации, всегда присутствовавшей веками в самой гуманной врачебной профессии [3,4]. По-видимому, правы те, кто настаивает на необходимости коренного, радикального и быстрейшего изменения в

нынешнем образовании и воспитании врачей, молодых выпускников отечественных медицинских вузов. Ведь не секрет, что заметно участились случаи бездушного, невнимательного, порой даже жестокого обращения врача к своим пациентам, преступного равнодушия, низкой культуры и квалификации, ограниченной эрудиции, служебных преступных действий - это далеко не полный перечень пороков в нашем отечественном здравоохранении.

Врач-алкоголик, врач-наркоман, врач-убийца - становится

привычным подобное словосочетание, что противоречит всякой логике и высоким принципам морали и профессиональной чести. Подобное явление не только режет слух, но абсолютно неприемлемое в жизни нормального общества молодого государства. Можно с уверенностью считать, что все это - изъяны нашего больного общества, где все более очевидны крупные просчеты во всей системе образования и воспитания молодежи [1,2]. Очевидно, не снимая полностью вины с конкретного виновника, необходимо признать существенные издержки во сей системе обучения в нашей стране. Студенты, как и все учащиеся, малоинициативные, пассивные участники учебного процесса, они учатся преимущественно по принуждению, не проявляют необходимого интереса к своей будущей профессии, стали предельно прагматичными, что часто шокирует профессионалов - преподавателей. Интерес к овладению знаниями, в том числе профессиональными, престиж знаний резко падает, несмотря на ряд реформ и оздоровительных мероприятий в министерствах, имеющих отношение к вузам. По данным социологических исследований, лишь каждый третий студент более-менее систематически занимается в течение всего учебного года, а каждый второй - время от времени. По признанию 15 % студентов, они отдают себя учебе лишь при подготовке к экзаменационной сессии. Это является прямыми признаками скатывания в пропасть, то

есть наше общество настойчиво становится самым безграмотным, непросвещенным, непрофессиональным, малокультурным и духовно нищим. О галопирующем в сторону незнания уровне образования в Украине свидетельствует ВНО 2011 года: 30% абитуриентов не

справились с заданием по математике. Самое смешное: невежи в математике зачастую идут на технические специальности. А в вузах ведь изучают высшую математику.

Интересно, что 80% выпускников вузов не могут справиться с заданиями, отвечающими степени трудности старшеклассникам средних образовательных школ. По классификации ЮНЕСКО коэффициент интеллектуализации молодежи нашей страны находится в зоне 40-50 места среди стран мира, в то время, как 20 - 30 лет тому назад мы твердо занимали третье место по этому показателю. Выходит, страна согласилась с тем, что ее населяют полупрофессионалы, полуремесленники, полуинтеллигенты, полуученые. И в это время, как мир сотрясают кризисы. С таким багажом трудно и невозможно реализовать экономические, социальные, культурные задачи. И еще некоторые цифры. Социологи считают, что 60 - 70% студентов не видят реальной возможности влиять на учебный процесс, их волнуют материальнофинансовые проблемы, устройство быта, достойное будущее после окончания вуза. И никакой романтики, никаких гуманистических идей. Характерно, что такие результаты наблюдений имеют место фактически среди учащихся вузов самых разных профессий, в том числе врачебных.

Исходя из опыта образования в передовых странах Европы, Японии, Китая необходимы безотлагательные реалистические меры в нашей стране. И здесь речь идет не только о достойном финансировании учебного процесса. Прежде всего, обучение врачебной профессии должно быть в неразрывной связи с передовой научной и технической мыслью. На уровне ректоратов, деканатов, кафедр и каждого вузовского преподавателя

необходимо расширять и укреплять вузовские научные исследования и разработки, смело привлекая к ним студенческую молодежь. И не формально, а реально.

Для реализации такой важной идеи следует существенно укрепить научно-производственную базу вуза и каждой кафедры, как

общемедицинской, так и клинической. Этому способствуют фундаментальные и активные исследования, проводимые каждым преподавателем.

Должен быть кардинально новый подход к кадрам образования, высшей школы, как в центре, так и в конкретном вузе, никогда не стареет формула «воспитание самих воспитателей». Кадры сферы высшего образования должны соответствовать современным требованиям жизни, ведь работник высшей школы должен обладать высокой образованностью, широкой культурой, мощным творческим потенциалом, способностью увлечь и повести студенческую молодежь за собой, пробудить в ней интерес к дому и свой профессии, иметь четкую гражданскую позицию.

Пристальное внимание в системе медицинских вузов должно быть уделено развитию духовных запросов молодых людей. При этом

гуманитарная подготовка включает достаточное место в воспитательном процессе нравственности, духовности, милосердия и отзывчивости, доброты и чувства сострадания - т. е. тех высоких черт характера, которые должны органически присутствовать в каждом враче.

В то же время и средняя школа должна отказываться от излишней информации школьных дисциплин, особенно физики, химии, математики. То есть, поменьше технизации учебного процесса, но побольше внимания гуманитарным дисциплинам. Именно такие науки воспитывают у молодежи доброту, духовность, сострадание. По опыту западных стран подобное переориентирование в учебном процессе, в т. ч. в вузах, дает

благотворные плоды - в обществе стало меньше жестокости, насилия, чёрствости, безразличия к судьбе человека. В высшей школе откровенно не хватает уроков по нравственному и эстетическому воспитанию.

Органическое единство высокого уровня обучения с четко обозначенными профессиональными знаниями с обязательными элементами методического и идеологического воспитательного плана -насущная задача современной высшей медицинской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.