Научная статья на тему 'Организация обучения врачей – интернов по детской стоматологии в современных условиях'

Организация обучения врачей – интернов по детской стоматологии в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
171
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лекции / семинары / практические занятия / ролевые игры / конкурсы / кластерные тесты / lectures / seminars / practical classes / role-playing game / competitions / cluster tests

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Е. Н. Дычко, И. В. Ковач, А. В. Самойленко, И. А. Романюта, В. И. Шарыпов

Обучение врачей-стоматологов детской стоматологии в интернатуре требует применения академических методов преподавания в виде лекций, семинаров и практических занятий в объеме учебного плана. Вместе с тем уместны и эффективны ролевые игры, ситуационные задачи, кластерные тесты, конкурсное конспектирование и изображение в рисунках учебного материала и т. п., что усиливает усвоение профессиональных знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Е. Н. Дычко, И. В. Ковач, А. В. Самойленко, И. А. Романюта, В. И. Шарыпов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of dentists in the children’s dentistry in the internship needs using of academic methods of teaching in the form of lectures, seminars and practical classes in the extent of curriculum. Besides it is necessary and effective role-playing games, situations, cluster tests, note-taking and representation of educational material and so on, that improve mastering of professional knowledge.

Текст научной работы на тему «Организация обучения врачей – интернов по детской стоматологии в современных условиях»

УДК 378.141/22:616.31-053.2

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ - ИНТЕРНОВ ПО ДЕТСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Е. Н. Дычко, И. В. Ковач, А. В. Самойленко, И. А. Романюта,

В. И. Шарыпов

Днепропетровская государственная медицинская академия

Резюме

Обучение врачей-стоматологов детской стоматологии в интернатуре требует применения академических методов преподавания в виде лекций, семинаров и практических занятий в объеме учебного плана. Вместе с тем уместны и эффективны ролевые игры, ситуационные задачи, кластерные тесты, конкурсное конспектирование и изображение в рисунках учебного материала и т. п., что усиливает усвоение профессиональных знаний.

Ключевые слова: лекции, семинары, практические занятия,

ролевые игры, конкурсы, кластерные тесты.

Summary

Training of dentists in the children’s dentistry in the internship needs using of academic methods of teaching in the form of lectures, seminars and practical classes in the extent of curriculum. Besides it is necessary and effective role-playing games, situations, cluster tests, note-taking and representation of educational material and so on, that improve mastering of professional knowledge.

Key words: lectures, seminars, practical classes, role-playing game, competitions, cluster tests.

Литература

1. Організація навчання лікарів - стоматологів в інтернатурі [посібник для лікарів-інтернів та керівників] / Скрипнікова Т.П., Павленко Л.Г., Максименко П.Т.- Полтава, 1998.-62 с.

2. Ярова С.П. Оптимизация проведения аттестационного экзамена у врачей-интернов по специальности «терапевтическая стоматология» / С.П. Ярова, Ю.В. Думанский, Т.С. Осипенкова // Таврический медико-биологический вестник.- 2004.- №2.- С. 331-334.

3. Окушко В.Р. Идеология и практика зубоврачевания (к болонским соглашениям) / В.Р. Окушко // Новое в стоматологии.- 2005.-№2(126).- С.75-80.

4. Меланьин И.В. Дженерал-дантист или узкая специализация? / И.В. Меланьин // Стоматолог.- 2009.- №12.- С.42-48.

5. Ярова С.П. Пути совершенствования обучения врачей-стоматологов в очной интернатуре / С.П. Ярова, Н.В. Мозговая, Т.С. Осипенкова, Е.В.Комаревская // Украинский стоматологический альманах.- 2011.-№3.- С.99-101.

На современном этапе развития отечественной стоматологии требуется достойный уровень подготовки молодых специалистов. Следует согласиться с тем, что нынешняя профессиональная подготовка будущих врачей - стоматологов через обучение в интернатуре имеет свои наработки в условиях самостоятельного государства [1,3]. При этом особое значение имеет освоение теоретических вопросов при изучении природы возникновения и развития основных стоматологических заболеваний у взрослых и детей, отработки практических навыков по диагностике, лечению и профилактике патологии зубных, пародонтальных тканей и слизистой оболочки полости рта, доскональном овладении материалами, инструментами и специальным оборудованием для практического их

использования в профессиональной работе [2,4]. Освоение программного учебного материала врачами-интернами базируется на утвержденных стандартах и протоколах профессионального направления [1,5].

Для повышения уровня подготовки специалистов по детской стоматологии в последнее время разработано и внедрено в учебный процесс целый ряд современных и эффективных методических приемов, которые опираются на классические общепринятые в высшей школе методы: лекции по основным проблемам и темам стоматологии в соответствии с учебной программой по специальности, семинарские и практические занятия в условиях специализированной клиники.

На основании многолетнего опыта признано целесообразным и эффективным выяснение у врачей первого года обучения в интернатуре уровня базовых и остаточных знаний по детской стоматологии на первых занятиях учебного цикла путем проведения тестового контроля и собеседования с каждым интерном индивидуально, чем достаточно полно определяется не только общий уровень теоретических знаний по дисциплине, но и в каждом из разделов детской стоматологии: в кариесологии, пародонтологии, мукологии в детском возрасте.

Необходимо отметить, что кроме отработки на семинарских и практических занятиях учебных тем в соответствии с утвержденным планом высокую эффективность при усвоении необходимого материала показали творческие и нестандартные методические приемы, такие как ролевые игры («врач - родители - больной ребенок»), решение ситуационных задач клинического уровня на каждом занятии. Особую ценность при этом имеют наборы кластерных тестов, где отмечается логичная динамика освоения учебного материала каждого раздела дисциплины, особенно по анатомии и физиологии зубочелюстно - лицевой

области, диагностики, лечения и профилактики основных

стоматологических заболеваний в детской стоматологии.

При конкретной отработке каждой темы акцентируется внимание также на вопросах теоретической медицины по этиологии и патогенезу заболеваний как основы понимания природы патологического процесса, так необходимых современному врачу для планирования и выполнения лечебно - профилактических действий.

Весьма эффективной формой качественного усвоения каждой учебной темы врачами - интернами следует признать акцентирование внимания на вопросах теоретической медицины по этиологии и патогенезу основных стоматологических заболеваний у детей в современном понимании как основы представлений причин и механизмов развития патологии, т.е. природы патологического процесса. Этим закрепляется сознательное и глубинное понимание «поломок» в организме больного для выполнения осознанных и результативных врачебных манипуляций.

Одной из форм эффективного восприятия учебного материала является обязательное составление интерном конспекта к теме занятия при самостоятельной подготовке с одновременным сопровождением его наглядными изображениями в виде схем и рисунков. Каждому интерну рекомендуется четко изобразить как анатомическое строение образований зубочелюстно - лицевой области, так и этапы их динамического изменения в возрастные периоды развития зубов, челюсти, пародонта, СОПР, а также динамику патологических изменений при кариесе зубов, пульпите, периодонтите, пародонтите, патологии СОПР, что позволяет интерну предусмотреть наиболее результативную схему лечебной коррекции.

На практических занятиях целесообразно проводить конкурс содержательных и наглядных рисунков с соответствующей оценкой работы интернов.

Одновременно анализируются и рассматриваются современные источники научной и методической литературы (монографии, учебники, научные статьи в журналах) по вопросу более современных и эффективных способов диагностики, лечения и профилактики стоматологических заболеваний в детском возрасте на конкурсной основе для врачей - интернов по дисциплине за специальностью вообще, что стимулирует профессиональную заинтересованность.

В процессе проведения учебного цикла по дисциплине постоянно акцентируется внимание интернов на особенности анатомического строения, физиологии ЗЧЛО в детском возрасте в динамике развития детского организма, клинических проявлений основных заболеваний в организменном масштабе и тесной связи с развитием систем и органов, особенностей психофизиологических реакций ребенка в целом.

На занятиях особое внимание уделяется формированию вкуса молодых специалистов к возможностям и необходимости применения профилактических мер при кариесе зубов и заболеваниях пародонта в детском возрасте, предупреждении тяжелых последствий неэффективного лечения патологии зубов (одонтогенный хрониосепсис), биологическому сохранному лечению воспалительных процессов, к полноценному сохранению стоматологического здоровья путем профилактики и эффективного лечения. В то же время внимание интернов нацеливается на важнейшее значение не только восстановительной, но и эстетической стоматологии для современного человека.

В плане усовершенствования профессиональных мануальных навыков в условиях клиники по специальности детской стоматологии для врачей-интернов используется системный подход на всех уровнях учебного процесса. На первых занятиях в клинике отрабатываются виртуальные мануальные навыки на компьютере и на бумаге путем

выполнения рисунков в динамике развития заболеваний, патогенетической диагностики, этапов лечения и вторичной стоматологической профилактики. Выполняются показательные и индивидуальные приемы этапов мануальных действий на моделях зубов и челюстей при лечении кариеса, пульпита и периодонтита. Важнейшим условием качества врачебных действий детской стоматологии сохраняется сознательное понимание возможности применения мер первичной и вторичной стоматологической профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.