УДК 61:378:37.017.92
К ВОПРОСУ О ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
© 2005 г. Т. И. ВеЛИКОЛуГ
Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск
Гуманизация современной образовательной парадигмы и усиление в ней воспитательной компоненты обусловлено глобальными изменениями в жизни общества. И среди множества дефиниций, определяющих сущность человека — Homo sapiens на разных этапах его развития, выделяют одну из самых важных — Homo moralis, игнорирование которой приводит к различным деформациям в обществе и к которой снова приходится возвращаться как к определяющей нравственный императив. Нравственная дезориентация, потеря связей между прошлым и будущим, духовная пустота — все это приводит к формированию безнравственного поколения, которое в условиях рыночных отношений будет руководствоваться эгоизмом и стяжательством.
Новая образовательная парадигма позволяет формировать квалифицированного специалиста с широкой эрудицией, определенными нравственными ценностями, устойчивой гражданской позицией, высоким уровнем профессиональной и общей культуры.
В подготовке специалистов слабо обозначены задачи личностного, духовно-нравственного и эмоционального развития. Основной упор делается на привитие интеллектуальных умений, технологических навыков.
Модернизация содержания высокого профессионального образования связана с интенсивными поисками новых моделей, программ подготовки, введением в действие системы государственных стандартов, возрастающими требованиями к будущему специалисту, к его квалификационным характеристикам в части усиления его гражданской позиции, развития нравственных качеств [2].
Важнейшим понятием, раскрывающим содержание образования, является понятие «модель специалиста» и тесно связанные с ним характеристики.
Модель специалиста понимается как некий эталон, который должен быть достигнут при реализации вузовской подготовки.
Специфика той или иной профессии накладывает отпечаток на квалификационные характеристики, но существует общий подход российских и зарубежных ученых, дающих следующее определение модели специалиста.
Под моделью специалиста понимаются профессиональные, социально-психологические, творческие (креативные) и личностные качества, определяющие способности специалиста трудиться в условиях рыночных отношений, добиваться результатов, адекватных требованиям научного прогресса и общества. Существующая в настоящее время модель специалиста (см. таблицу) наиболее полно удовлетворяет профессиональным требованиям и только в некоторой мере — социально-психологическим.
Мировой опыт свидетельствует о том, что успехи в создании передовых технологий, развитии экономики и повышении интеллектуального знания никогда не достигались за счет экономии на гуманитарной культуре и процессе воспитания ценностных ориентаций. Именно поэтому происходит активная гуманизация модели современного образования во всех цивилизованных странах. Ключевые слова: гуманизация образования, воспитание, модель специалиста, управление качеством воспитательной работы.
Личностная сторона модели, о которой и пойдет речь, обеспечивается в незначительной мере; в существующей парадигме обучения ей уделяется явно мало внимания. Известные российские ученые Н. В. Талызина, А. Н. Леонтьев, В. Е. Шукшунов называют этот блок ахиллесовой пятой, когда лучшие естественнонаучные картины мира практически не оставляют места этике и нравственности в системе образования [7].
Надо сказать, что в «Законе о Федеральной программе развития образования России на 2000—2005 годы» и в последних инструктивных документах Минобразования России стало уделяться больше внимания аспектам воспитания, развития и личностной стороне деятельности специалиста.
Это нашло отражение и в программе вводного курса «Введение в специальность», задачами которого являются развитие интереса к выбранной профессии; формирование ценностных ориентаций, профессионально-личностной «Я»-концепции.
Возвращение к институту кураторов, создание структур, ответственных за социально-воспитательное направление в высшей профессиональной школе, совета по воспитательной работе в вузе говорит о смещении центра значимости в сторону воспитания.
Большинство исследователей приходят к заключению, что основной целью нравственного воспитания сегодня является развитие механизмов самоконтроля у каждого человека. Этот самоконтроль должен выражаться в виде абсолютных моральных принципов, в соответствии с которыми каждый человек пытается принимать решение относительно своего поведения. Это особенно актуально в условиях социально-экономических преобразований. Неудивительно, что самое распространенное определение понятия «свобода» в цивилизованных странах связано с выбором своей позиции и высокой моральной ответственностью за этот выбор.
В структуре системы управления качеством подготовки специалистов в вузе особое место стало отводиться подсистеме управления качеством воспитательной работы со студентами. При внимательном прочтении данной структуры, которая соответствует европейскому стандарту TQM (Всеобщее управление качеством), можно проследить основную цель — совершенствование всех процессов в вузе, направленных на обеспечение качества подготовки специалистов. При этом все должно быть подчинено созданию объективных предпосылок, условий для вовлечения всех сотрудников, всех структур в управление качеством подготовки. Такой комплексный подход касается и воспитательной работы. Необходимо отметить, что трудность в решении вопросов духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи состоит в том, что если в обучении есть критерии научного метода «правильно-неправильно», и задачи имеют однозначные решения, и человека можно научить той или иной технологии, ремеслу, то воспитание — это длительный процесс, который без системного подхода не дает сразу положительного результата [4].
Управление качеством воспитательной работы зависит от эффективных связей между всеми составляющими в образовательной системе. Именно системный подход обеспечивает формирование образовательного пространства, воспитательной среды в вузе.
Возрастающие требования к выпускнику высшей школы влекут за собой совершенствование системы подготовки и повышения квалификации преподавателей, особенно в части усиления психолого-педагоги-ческой компетентности.
Неслучайно ЮНЕСКО объявляет преподавание в высшей школе профессией, а современное педагогическое образование определяет как одно из главных звеньев во всей системе профессионального образования.
Творческого специалиста, обладающего устойчивыми ценностными ориентациями, может подготовить и воспитать только высоконравственный и творческий преподаватель [3].
Речь идет об эффективной реализации трех основных составляющих преподавательской деятельности:
— научно-предметной;
— психолого-педагогической;
— культурно-просветительской (основанной на признании важности нравственности в жизни современного человека и общества).
Преподавателя, эффективно реализующего эти составляющие в своей работе, называют в Европе «эффективный преподаватель» [1].
Следующее направление в системном подходе — гуманизация образования.
В переходе к новой образовательной парадигме особо важная роль принадлежит гуманизации профессионального образования. Гуманизация образования предусматривает реализацию основных принципов — гуманитаризацию и фундаментализацию его содержания.
Фундаментальное образование должно быть целостным, для чего отдельные дисциплины не рассматриваются как совокупность традиционных автономных курсов, а интегрируются в единые циклы фундаментальных дисциплин, связанных с общей целевой функцией и междисциплинарными связями. В свою очередь, отдельные циклы сопрягаются между собой через трансдисциплинарные коммуникации и пограничные области знания и культуры, обеспечивая целостность образования.
Принцип фундаментализации образования требует не только решать задачи формирования целостных знаний, умений и навыков, но и развивать у обучаемых способность самостоятельно анализировать взаимовлияние различных связей, создавать условия для саморазвития [4].
Гуманитаризация образования — это не просто увеличение числа преподаваемых гуманитарных дисциплин в вузе. Науки об обществе и человеке всегда представляют богатейший материал для человеческих поступков, жизненных ситуаций, позволяющих выра-
ботать систему ценностных установок и нравственных качеств.
Цель гуманизации образования — создание условий для развития научного мировоззрения, формирования правовой, нравственной и эстетической культуры и — самое главное! — проникновение норм, ценностей гуманитарного образования в структуру и содержание общей и профессиональной культуры специалиста [5].
Далее мы переходим к самому процессу обучения. Педагогическая сверхзадача в преподавании любой дисциплины состоит в том, чтобы культурно-этические критерии и ценностные ориентации ввести в содержание учебного процесса. Сегодня для работы в высшей школе преподавателю недостаточно быть просто информатором и просто передавать те или иные знания.
Любая предлагаемая информация, теория должна сопровождаться комментариями, обсуждениями способов ее применения; и среди множества профессиональных подходов обязательно должны звучать ценностные характеристики того или иного явления. Главное требование — это личностное отношение преподавателя к той или иной проблеме. В настоящее время в высшем профессиональном образовании появилось определение — «качество личностного обеспечения преподавательской деятельности» (ученые говорят о явном его дефиците).
Введение активных методов обучения, инновационных технологий, проблемных ситуаций, дилемм в учебный процесс осуществляется не только для того, чтобы оптимизировать процесс обучения, но и для того, чтобы еще раз подтвердить, что знание должно подаваться не как конечная истина или способ достижения максимального эффекта, а как способ формирования социально-ценностной активности, умение видеть свое место в профессиональной деятельности и осознавать нравственную ответственность за последствия своих действий, за свой нравственный выбор. Сегодня, как никогда, актуален тезис: «Важно не только знание профессиональных технологий. Важно, в чьих руках эти технологии!»
Все еще существует такой подход, что воспитание необходимо только для детей и подростков, вуз — это учебное заведение, где воспитательная система не нужна или она не так важна. Необходимо отметить и тот факт, что еще в феврале 1997 года Российский союз ректоров, обеспокоенный кризисом ценностей и всей системы социализации будущего специалиста, принял постановление, в котором записано: «Считать важнейшими задачами высшей школы на современном этапе улучшение воспитательной работы среди студентов, увеличение вклада высшей школы в воспитании других категорий молодежи и повышение воспитательного потенциала системы образования в целом» [6].
В Северном государственном медицинском университете организована служба воспитательной работы,
одной из основных задач которой является совершенствование форм и качества воспитательной работы с молодежью.
Введение института кураторства позволит решать проблемы в воспитательной работе со студенческой молодежью и выполнить две взаимосвязанные задачи: успешное обеспечение процесса социализации будущего специалиста и поддержку процесса индивидуализации и самореализации личности.
По данным опросов и анкетирования студентов, кураторы нужны на всех курсах. Поэтому на факультете социальной работы в качестве эксперимента кураторы введены с 1 по 5 курсы. Если на первых курсах кураторы помогают развитию интереса к выбранной профессии и успешной, безболезненной адаптации в вузе, то на старших это серьезная работа по успешному и продуктивному сотрудничеству преподавателей и студентов, помощь кураторов в решении различных сложных ситуаций, проблем; созданию условий для формирования правовой и общей культуры, социальной самореализации личности; формированию умений самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои действия; вовлечению молодежи в общественно-практическую деятельность.
Не секрет, что активность студентов падает на старших курсах, растет цинизм, неуважение к окружающим, нежелание участвовать в общественной деятельности, если студенты и участвуют в ней, то с позиции собственной выгоды.
Современная постановка воспитательного процесса в вузе должна учитывать прошлый положительный опыт отечественной педагогики по формированию нравственного сознания молодежи, который используют развитые страны мира.
Важно систематически разъяснять, что кроме учебы, которая является личным выбором и делом каждого, есть определенные нравственные потребности в совершении поступков, полезных дел для группы, курса, факультета, наконец, для своего университета
— начиная с обычных субботников, дежурств. Совместная деятельность формирует модели поведения и отношений, оказывающие влияние на последующую профессиональную жизнь. Работа со студентами всегда взаимообогащает — получают развитие полные значимости очеловеченные взаимоотношения и система ценностей, например, в ноябре 2003 года все преподаватели, кураторы факультета социальной работы, совет самоуправления студентов организованно провели ремонт всех аудиторий курса. Общее дело, неравнодушное отношение к проблемам факультета еще более сдружили, принесли удовлетворение и сплотили коллектив. Творчески и интересно прошла в университете «Неделя социальной работы».
Учитывая важность воспитательного процесса, кураторство на старших курсах могли бы осуществлять на общественных началах молодые ассистенты, клинические ординаторы, которые решили в дальнейшем заниматься преподавательской деятельностью в вузе.
Институт кураторов в состоянии оказать помощь в организации и координации мероприятий, которые предлагает профсоюзный комитет университета, способен оптимизировать систему студенческого самоуправления, что является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, с учетом опыта и традиций российской высшей школы, традиций университета. Самоуправление всегда распространялось на все виды студенческой жизни — от интеллектуальной и творческой до бытовой (касается работы в общежитии).
С помощью института кураторства можно реализовать на качественно новом уровне такие серьезные и востребованные программы, как программы «Здоровый образ жизни» и «Патриотическое воспитание студенческой молодежи», полнее использовать потенциал региональной общественной молодежной организации «Ассоциация студенческой молодежи», которая пока объединяет студентов факультета социальной работы и студентов факультета психологии. Целью ассоциации является создание условий для формирования социальных, творческих качеств личности будущего специалиста, его гражданской, правовой и нравственной позиции.
Направления деятельности организации:
— информационное;
— учебное;
— научно-исследовательское;
— волонтерское;
— работа службы «Телефон доверия»;
— международная деятельность;
— культурно-массовое.
Члены Ассоциации студенческой молодежи активно участвуют практически во всех общественных мероприятиях, которые проводят Управление социальной защиты населения, Управление здравоохранения мэрии г. Архангельска, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи администрации Архангельской области, различные государственные и общественные организации; работают в разных проектах, программах, таких, как «Лаборатория жизнедеятельности семьи», «Коррекционно-реабилитационная программа социальной адаптации деликвентных подростков», «Профилактика детской безнадзорности», в Центре социально-психологической помощи и поддержки пожилого человека «Воскресенье», участвуют в формировании и работе студенческих социальных отрядов и многом другом.
Наличие волонтерского движения всегда говорит о жизнеспособности той или иной общественной организации и о путях формирования чувства справедливости, терпимости, милосердия и других нравственных качеств.
Можно сколько угодно говорить о путях возрождения духовных и нравственных ценностей, но без деятельностного подхода к данной проблеме все остается на уровне слов.
Северный государственный медицинский университет — вуз гуманитарного направления, он готовит
специалистов, которые будут работать в системе профессий «человек — человек», и здесь чрезвычайно важно участие всех факультетов в общественно-полезных мероприятиях духовно-нравственной направленности, которая, как сейчас принято говорить в общественной практике, способствует формированию гражданской позиции и ценностных ориентаций.
Открытие курсов «Патронажная сестра милосердия» на факультете социальной работы — это не только явление, которое возникло в результате процессов демократизации и гуманизации в вузе. Это проявление особой идеологии, которая формирует определенные образцы нравственного поведения.
Возвращение к духовным традициям православия как естественному процессу заполнения духовно-нравственного вакуума, который возник в результате ломки ценностных ориентаций, является одной из форм гуманизации образования. Нравственное воспитание, основанное на исключительно светском подходе, никогда не давало полного ответа на многие вопросы морали и нравственности. Важно осознавать религиозные корни тех ценностей, абсолютных истин, которыми сегодня живет здоровое общество.
16—17 апреля 2003 года в университете в рамках VIII учебно-методической конференции успешно прошел международный семинар «Христианство и медико-социальное служение». География участников была самой разнообразной: в семинаре участвовали Архангельская и Холмогорская епархия, Московская, Санкт-Петербургская и Петрозаводская епархии, ученые научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, ученые Белорусского государственного университета, Мурманска, ректор известного в России Свято-Димитриевского училища сестер милосердия комитета здравоохранения г. Москвы, представители Норвежского диаконического движения, представители Общества православных врачей г. Костромы, руководитель Православного центра медико-социальной помощи во имя Святителя Луки (Вой-но-Ясенецкого) г. Москвы, руководители департаментов здравоохранения и социальной защиты мэрии г. Архангельска, начальник управления исполнения наказания Минюста РФ по Архангельской области, профессорско-преподавательский состав, студенты и сотрудники СГМУ, а также многие другие уважаемые люди, руководители различных ведомств г. Архангельска и Архангельской области. Все это говорит не только об интересе к духовно-нравственным проблемам, но и о необходимости взаимодействия различных государственных структур, общественных организаций с Русской православной церковью по содействию в оказании социально-психологической помощи и медико-социальному служению уязвимым группам населения.
Семинар подобного рода прошел впервые и вызвал большой интерес у общественности. Тематика докладов была актуальной и разнообразной, включая духовнонравственные проблемы, социально-правовые, социально-психологические, медико-социальные и другие.
Участники семинара продемонстрировали высокий профессионализм, и практически в каждом выступлении ученых и практиков звучало убеждение, что такого рода встречи и обсуждения проблем есть еще один способ учиться быть милосердным, формировать ценностные установки.
На высоком уровне и с высоким качеством была организована и проведена в СГМУ 25 марта 2004 года межвузовская студенческая конференция «Современные проблемы молодежи: духовно-нравственные ценности и ориентиры».
Цель конференции — активное включение студенческой молодежи в осуществление государственной молодежной политики Российской Федерации, постоянное личное и профессиональное самосовершенствование. В конференции приняло участие около 400 человек, это были студенты и преподаватели Северного государственного медицинского университета, Поморского государственного университета, Архангельского государственного технического университета, Международного института управления, руководители Комитета по делам женщин, семьи и молодежи администрации Архангельской области, советник по работе с молодежью департамента образования, культуры и спорта мэрии г. Архангельска, представители Архангельской и Холмогорской епархии. На конференции были представлены интересные содержательные доклады студенческой молодежи г. Архангельска по следующим направлениям: «Ценностное отношение к образованию и профессии» и «Творчество, духовно-нравственные ценности и ориентиры».
В результате опроса студентов, принявших участие в конференции, было решено организовать и провести международный студенческий форум в 2005 году, что нашло свое отражение в резолюции конференции.
В университете широко представлены различные формы культурно-массовой работы, действуют различные кружки, секции, студенческий клуб, появилось новое направление — молодежное отделение землячеств, цель которых — возрождение традиций, освоение социально-исторического опыта предшествующих поколений, патриотическое воспитание.
Сегодня воспитательная работа не может и не должна строиться как набор мероприятий, необходимо решать вопрос о качестве их проведения, о высокой культуре постановки воспитания студенческой молодежи в вузе.
Известно, что есть мероприятия, которые плохо организованы и не формируют ни эстетического, ни художественного вкуса. В настоящее время в столичных вузах наравне с полюбившейся игрой КВН, которая впитала в себя самые лучшие интеллектуальные, нравственные, творческие традиции, появилось некое ее подобие, получившее неуважительное определение «кавээнщина», за которым стоит самый низкий вкус, ерничество, отсутствие интеллектуального содержания. Об этом стоит подумать и нашим командам КВН. Качество любого мероприятия зависит от четкой постановки цели, задач и его планирования.
Для улучшения качества воспитательной работы и повышения мотивации студенческой молодежи в участии в воспитательных мероприятиях необходимо:
• ввести единое ежемесячное планирование воспитательной работы (с целью лучшего информирования и привлечения к активному участию студентов и преподавателей);
• оптимизировать работу художественного совета (с целью повышения качества и эффективности проводимых мероприятий);
Модель специалиста
Составляющие модели специалиста Требования, предъявляемые к специалисту Актуализация требований в квалификационной характеристике
Функциональная и предметная Профессиональные Обеспечивается в полном объеме
Высокий профессионализм Способность к профессиональной адаптации Способность к последипломному образованию (непрерывное образование, повышение квалификации) Способность к интеграции со специалистами смежных и других специальностей Способность к проектной деятельности Системное видение производственных процессов
Функциональная и предметная, частично личностная Социально-психологические Обеспечивается в некоторой мере
Умение управлять трудовым коллективом Умение организовать профессиональную деятельность людей Знание законов социально-экономического развития общества и умение применять их на практике
Личностная Личностные Обеспечивается в незначительной мере
Понимание сущности и социальной значимости своей специальности Следование этическим и правовым нормам общества Наличие аксиологических устремлений (ценности, приоритеты, мотивации, идеалы и т.д.) Знание законов межличностного общения и умение использовать их на практике Способность принимать решения и нести за них ответственность
• организовать «Школу молодого куратора»;
• предусмотреть обобщение и распространение лучшего опыта воспитательной работы кураторов;
• проводить конкурс «Лучший куратор университета»;
• возобновить практику проведения конкурсных вечеров факультетов, «Дня факультета», «Недели факультета»;
• по просьбе и пожеланиям студентов организовать «Школу лидерства», «Дискуссионный клуб»;
• формировать студенческие социальные, строительные отряды.
Как уже было сказано выше, воспитание — это основное звено социализации будущего специалиста. Формирование и развитие «воспитательной среды» вуза начинается уже со входа в университет, с его фойе, с занятий, на которых формируются и профессиональные, и личностные качества специалиста (учебный процесс непозволительно отделять от воспитательного!), с системы взаимоотношений студентов, педагогов, сотрудников университета и конкретного содержания различных организационных форм воспитательной работы.
Все мы понимаем, что образование — это не только передача знаний, умений и научение навыкам. В слове «образование» скрыто понятие «образ», то есть формирование самого себя.
Образование и воспитание, представляющие собой единое целое, есть процесс становления полноценного специалиста и гражданина и не может восприниматься иначе, как высший принцип образовательной деятельности, поскольку названное единство готовит человека к общественной и государственной жизни [4].
Президент Международной академии наук высшей школы профессор В. Е. Шукшунов при обсуждении концепции воспитания отмечал: «Лучшие умы человечества сегодня видят выход из исторического тупика через формирование новой образовательной парадигмы. В центре ее они ставят духовность, нравственную
и творческую сущность человеческой деятельности. А в качестве главной задачи образования понимается не только познание законов природы и общества, но и деятельное овладение гуманистической методологией творческого преобразования мира» [6].
Список литературы
1. Болотин И. Н. Кадры современной высшей школы / И. Н. Болотин // Высшее образование в России. — 1998.
— № 2. — С. 20—22.
2. Воспитание и развитие личности студента в условиях современного вуза: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — М., 2000. — С. 66—70.
3. Жураковский В. Вузовский преподаватель сегодня и завтра / В. Жураковский // Высшее образование в России. — 2000. — № 3. — С. 4 — 6.
4. Качество образования: состояние проблемы и перспективы: Материалы научно-практической конференции.
— М., 2000. — С. 24—25.
5. Кочергин А. И. Философия образования / А. И. Кочергин. — М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.
— С. 5—10.
6. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи в России / В. Т. Лисовский. — СПб., 2000. — С. 485—487.
7. Петрунева Р. О главной цели образования / Р Петрунева, Н. Дулина, В. Токарев // Высшее образование в России. — 1988. — № 3. — С. 42—43.
HUMANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN MEDICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
1\ I. Velikolug
Northern State Medical University, Arkhangelsk
The world experience shows that success in development of advanced technologies, development of economy and improvement of intellectual knowledge were never achieved at the expense of saving on human culture and the process of education of values. That is why active humanization of the model of modern education takes place in all civilized countries.
Key words: humanization of education, education, model of a specialist, management of educational work quality.