14
ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 370.157+378.18
И.Е.Матусов
О ЕДИНСТВЕ УЧЕБНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Рассматриваются вопросы учебно-воспитательной работы в вузе на примере опыта работы медицинской ака-
демии.
Россия давно не переживала таких переломных и событийно насыщенных периодов, каким стало последнее десятилетие отечественной истории. За это время претерпели трансформацию все важнейшие сферы общественной жизни, изменились отношения собственности, политическая система, приобрели новые формы содержания и оказались в сложных условиях культура, наука и образование.
Происходившие и продолжающиеся развиваться в стране процессы требуют осмысления, которое явно отстает от существующих общественных потребностей. Многие не знают, что России реально грозит разрушение интеллектуального потенциала.
Переживаемый Россией исторический этап требует становления качественно новой системы высшего образования, включающей в себя фундаментальное, естественнонаучное и гуманитарное образование. Это должно сопровождаться глубокой перестройкой менталитета, обновлением и приращением знаний не только у студентов, но и профессорско-преподавательского состава.
Для реализации новой системы образования разработана так называемая многоуровневая структура, которая преследует цель - расширение возможностей высшей школы в удовлетворении многообразных учебных (образовательных) и нравственных запросов личности студента и общества, а также повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалиста высшей квалификации. Эффективность процесса обучения во многом определяется степенью взаимосвязи и даже слиянием образования и воспитания. Тема воспитания молодежи и студенчества в частности ныне явно не в моде, хотя объективно именно сегодня она актуальна. При всей положительной значимости демократических устремлений в нашей стране вместе с тем нельзя не отметить, что в процессе демократизации образование осуществляется с определенными издержками. Демократизация высшего образования некоторыми преподавателями вузов понимается как отказ от традиций советской системы: разрушение сложившейся в прошлые годы системы воспитания. Российская система образования во всем мире признана как инновационная. Выпускники наших школ и вузов за рубежом показывают высокую степень образованности, занимают призовые места на международных олимпиадах, конкурсах, на преподавательских должностях в зарубежных университетах. Доказательством может служить работа на конкур-
сной основе более сорока преподавателей в двадцати зарубежных учебных заведениях, профессоров, доцентов и ассистентов Омской медицинской академии. Появившиеся научные контакты, командировки, участие в международных научных конференциях, конгрессах, стажировка преподавателей и студентов за рубежом показывают приоритетность российской системы образования и воспитания специалистов высшей квалификации. Однако ныне эта система отброшена, а новые цели, принципы, формы и методы воспитательной работы никто сверху не декларирует, а внизу ждут, когда "спустят ценные указания". В результате образовалось при поверхностном рассмотрении затишье. Мо свято место пусто не бывает, и душами молодых людей все больше овладевают "бесы" духовной, безнравственной сегодняшней нашей действительности с ее аферным бизнесом, правовым беспределом, сексуальной вседозволенностью, культом насилия и порнографии. И на таком фоне - отрицание идеологии предшествующего периода, стремление стать якобы вне политики дошли до отрицания воспитания как важнейшей задачи высшей школы. А если учесть, что сегодня пришло поколение, во многом утратившее связь с прошлым, дезориентированное, всеядное, лишенное святынь, патриотических чувств, деидеологизированное, то роль воспитательной работы во много раз ценнее в процессе обучения в вузе.
К сожалению, реформы в современной России сопровождает мотив отсутствия в стране идеологии, способной консолидировать социально-политические силы, объединить народ, придать нашим переменам осмысленный характер. Вообще-то идеология у современных реформ есть. Именно оттого, что "свято место" уже занято, никакие призывы украсить его еще чем-то не имеют успеха. Надо признать интенсивно внедряющуюся в общественное сознание давно известную в странах Запада идеологию потребительского общества. Потребитель - вот альфа и омега, начало и конец реформ, проводимых на всей территории бывшего СССР. Государство втом виде, как оно есть в стране в конце двадцатого века, строит свою деятельность именно в соответствии с идеологическими ценностями потребительского общества. В соответствии с этим духовная культура утратила свое первенство по сравнению с политической и экономической. В обществе снизился престиж знаний, образованности, профессионализма, морали и
нравственности. Засилье массовой культуры, пропагандирующей насилие, цинизм, культ наживы, посягательство на жизнь человека, сексуальную распущенность, бездуховный образ жизни приводят к нивелированию таких понятий, как гражданская честь, долг, ответственность, доброта, сострадание, уважение к людям, в особенности к больным, пожилым. Происходит переосмысление нравственных идеалов и нравственных потенциалов и ориентиров.
Конечно, большинство преподавателей наших вузов сохранило ответственное отношение к воспитательной работе, но свобода выбора поставила некоторых педагогов в тупик. Отсутствие установок сверху, провозглашенная деидеологизация породили такое смятение в умах педагогов, что порой диву даешься, как вчерашние "убееденные бойцы идеологического фронта* неистово отрекаются не только от марксизма-ленинизма, но и от всего нашего прошлого, в котором даже наши традиционные противники находили и находят много хорошего, достойного подражания. А ведь совсем недавно идеологизированные активисты, показывая свою личную преданность марксизму-ленинизму, приходили в партком института, просили дать им партийное поручение - быть руководителем политзанятий и убежденно доказывать слушателям преимущества советской системы образования перед капиталистической. Ныне некоторые из них, став профессорами, с ненавистью к нашему прошлому доказывают обратное. Такие флюгера ненадежны и для современного режима власти. Можно понять преподавателей, отрекающихся от своего прошлого, которые и тогда относились критически к гипертрофированной односторонней идеологизации общества. Вместе с тем воспитание в семье, в школе, институте, университете в ряде стран, прееде всего в США, жестко идеологизировано. Национальный флаг на каэдом доме, в каждом офисе, в каждом колледже, университете. И с каким нескрываемым патриотическим чувством совершаются официальные ритуалы поднятия государственного флага, исполнения государственного гимна. В одном из мексиканских колледжей, автору этих строк было разрешено (как иностранцу) присутствовать на такой торжественной процедуре. И было приятно видеть у некоторых учащихся этого колледжа слезы на глазах при исполнении государственного гимна. В эти минуты человек чувствует себя граэданином своей страны, в эти минуты происходит единение граеданина со своей страной! А ведь и нам есть чем гордиться! У нас был Гимн СССР, который объединял все нации, все народы, населяющие нашу Родину, была общая идеология общественной жизни страны.
Мы часто произносим, обращаясь к родному
вузу: Alma Mater, что означает, как известно, щедро дающая духовную пищу. Но сегодня со всей остротой мы можем поставить вопрос: "Так ли мы щедры на духовную пищу для своих воспитанников?" Да и слово-то это - воспитанник - почти исчезло из нашего лексикона. А ведь великий Владимир Даль отмечал, что образование - есть образование ума и образование нравственности. С воспитания начинается формирование человека не только разумного, но и совестливого. Мне могут возразить: не до возвышенных идеалов, когда одни заботы: как прокормиться, одеться и обогреться. К сожалению, это реальная действительность. Тем не менее, все мы должны помнить, что не хлебом единым жив человек. В противном случае могут оказаться пророческими слова В.В. Розанова, известного русского мыслителя: "При заботе "о хлебе насущном" только померкнет совесть в людях и с нею - сострадание, так как невозможно этих чувств не возвести "к хлебу", ни из "забот о нем" вывести".
Конечно, говорить о полном крахе воспитательной работы в вузах сейчас еще нет оснований: у нас функционируют студенческий театр "Агар", знаменитый ансамбль "Вдохновение" и другие творческие и художественные кружки. Работают студенческий профком, студенческая ассоциация, важно подчеркнуть не просто их многолетнее существование, накопление творческих традиций, но и упомянуть, что многие поколения студентов и сотрудников института прошли школу творчества, получили как бы второе образование. К сожалению, сегодня эти формы воспитания нравственности охватывают очень незначительную часть студентов. Учитывая исключительную важность принципа единства обучения и воспитания, можно высказать лишь некоторые суждения о путях разрешения проблемы воспитания. Да, сегодня трудно молодому человеку противостоять потоку озлобленности, цинизма и эгоизма. В нынешней душной атмосфере распада прежних идеалов жертвами в первую очередь становятся молодые люди. Не случайно героем нового времени в России стал преступник. Он в полной мере выражает происшедшую подмену ценностей. Если раньше преступника сторонились, его боялись и презирали, то сейчас репутация бандита - не единичного, а даже "бригадного" - представляется почетной, с ним ищут знакомства, его боятся и обожают. Бандиты разъезжают на самых престижных автомобилях, поражают воображение высоким материальным уровнем жизни.
К сожалению, разработанные ранее (в советское время) программы воспитания нравственности и патриотизма, отброшены лишь потому, что они коммунистические, комсомольские. А то, что они верные и в них сформулированы положения, кото-
16
0БРН30ВННИЕ
рые могли бы сегодня стать ориентировочными принципами по духовному, нравственному развитию студенческой молодежи, даже при признании за каждым свободы в выборе между добром и злом, персональной ответственности за все ими содеянное.
Безусловно, многое в этих программах устарело. Новые времена, новые подходы. Но основу понятий о нравственности, честности, порядочности они содержат, и это надо брать на вооружение. Учитывая, что обучение и воспитание неразрывно, то главной фигурой воспитания является, преноде всего, преподаватель, ведущий обучение студента, независимо от должности, ученой степени и звания. К сожалению, не все преподаватели считают это своей обязанностью. На их взгляд, этим должны заниматься работники деканатов, учебной части.
Какие же принципы можно положить в основу воспитательной работы со студентами в нынешних условиях идеологической путаницы. Начать, на наш взгляд, надо с выявления преподавателей, положительно относящихся к проведению воспитательной работы среди студентов. К счастью, большинство преподавателей нашей академии к такой работе относятся с одобрением, хотя есть и такие, которые придерживались и придерживаются другого мнения: "Студент уже взрослый человек, и его не надо воспитывать. Он осознанно пришел в вуз получить профессию врача, и главное в работе преподавателя - высокий уровень профессионального обучения".
Многие преподаватели считают, что воспитание нравственности достигается личным отношением к своей работе и в меньшей степени - беседами на нравственные темы. Иначе говоря, в сфере духовно-нравственного влияния на студенческую молодежь главным является живой, наглядный пример преподавателя. Его благородство, трудолюбие, честность и принципиальность в учебном процессе, в отношении со студентами и коллегами на кафедре, в лаборатории, в клинике, в палате больных - вот что еще может убедить студента, вот чем еще можно повлиять на его ум и сердце. Если преподаватели по-прежнему проникнуты сознанием как можно лучше, своевременно оказать больному высококвалифицированную медицинскую помощь независимо от его материального положения в обществе, отношения к религии, его национальности, гражданства и политических взглядов, то такое отношение врача к больному не только обучает, но и воспитывает высоконравственные чувства у студента. Но если преподаватель (врач) видит в больном человеке только источник своего материального обогащения, если он лучше, больше окажет медицинской помощи больному за большую плату, значит, преподаватель (наставник) по-
казывает пример безнравственного отношения к больному и обучающемуся у него студенту.
Уместно привести в этой связи извлечение из Кратких правил Московского университета: "Учитель, не показывающий собою примеров добродетели, больше вреда, нежели пользы, приносит воспитываемым". Из этого примера видно: воспитатель прежде всего сам должен быть воспитанным и нравственно чистым. Нельзя признать оправдывающей ссылку: теперь новые времена, и главенствуют рыночные отношения. Времена могут быть новыми, нравственность всегда одна, она неподкупна.
Сегодня, как и во все времена, именно российская интеллигенция должна возродить высокие национальные идеалы, выражающие интересы Отечества, связывающие разные поколения, дающие смысл жизни. На вопрос, кто должен заниматься воспитательной работой со студентами, когда-то отвечали - комсомол! Теперь его нет! КПСС? Теперь и этого в вузах нет. Получается, что сейчас никто не отвечает за этот важнейший, неразрывный процесс обучения и воспитания. Нам нужно вернуть наших студентов к здоровой духовной жизни, где добро - это добро, а зло - это зло, истина разительно отличается от лжи, если она не утоплена в полуправде. Сегодня особенно понятно, как важно изучать не только влияние материальных факторов на духовные качества человека (классическое: бытие определяет сознание), но и обратное -влияние духовной жизни на экономическую сторону развития общества. И как говорил академик С.Д.Лихачев: "Экология культуры в определенной мере достигается с помощью гуманитарного образования".
В трудах Д.М.Менделеева, М.В.Ломоносова, И.И.Мечникова, И.П.Павлова и других отечественных ученых органично переплетаются самая высокая наука и нравственность, духовность. Наука вообще является одним из высочайших проявлений человеческого духа. Духовность без научности также ущербна, как и научность без духовности. На вопрос, заданный студентам старших курсов, - часто ли вам удавалось побеседовать с преподавателями по душам о жизни, о проблемах учебы, увлечениях, политике и т.д., ответ стандартный - не часто. Ни в процессе занятий, ни после занятий. Как правило, все быстро расходятся или в силу быстрого наступления очередного занятия, или у преподавателя уже другие заботы. На такой же вопрос преподавателям ответ еще более уклончив: "Ныне пошел особый, прагматичного направления студент, сам он не проявляет инициативы для откровенной беседы, а навязывать ему свое мировоззрение обычно имеет малый эффект".
А ведь такие вопросы возникают далеко не случайно: именно взаимоотношения преподавателя со
студентами и студентов с преподавателями составляют стержень, основу неформального общения. Во многом через общение со студентами устанавливается доверие студента к преподавателю, формируется желание обратиться к нему за советом или с просьбой.
В связи с этим предлагается восстановить институт кураторов, обновить соответственно духу времени его содержание. Из прежнего арсенала форм воспитательной работы именно кураторство может дать эффект достижения единства обучения и воспитания. Нельзя оставить студентов, особенно первых курсов, без наставнического внимания. Многие преподаватели положительно оценивают роль кураторов, и это примечательно. Именно такая форма воспитания позволяет оказать предметную, конкретную и оперативную помощь студентам в решении многих и порой непростых жизненных проблем, встающих перед ними, особенно часто в первые годы обучения. Работа куратора - не простая формальность, он должен иметь соответствующую подготовку. Для этого внутри вуза желательно разработать специальную программу семинарских занятий, курс лекций по особенностям работы со студентами на современном этапе развития общества. При этом работа куратора-наставника должна высоко оцениваться и даже стимулироваться не только морально, но и материально. Необходимо приравнивать по значимости эту работу с учебной нагрузкой. Для координации воспитательной работы в вузе предлагается создать специальный Совет во главе с помощником проректора по учебно-воспитательной работе.
Молодые люди во все времена, а современные в особенности, не могут и не обязаны дублировать нас ни в чем. Не будет у нас уважения, терпимости в этом плане - не будет и диалога, взаимопонимания. Бьггь не такими, как мы, не значит быть хуже нас.
Еще немного информации к размышлению о том, какая же она, современная студенческая молодежь. Вопрос: "Чему вы отдаете предпочтение в свободное от учебного процесса время?" - дал понять, что менее всего внимания уделяется работе в библиотеке, но тусовке многие отдают свое личное время. В этих случаях толерантность к образу жизни, привычкам, вкусам студентов должна дополняться нетерпимостью к любым проявлением хамства и нечестности, к пьянству и нерадивому отношению к учебе. К сожалению, можно привести много примеров нарушения дисциплины, варварского отношения к учебникам, учебным пособиям некоторых студентов. О какой гуманности, порядочности можно говорить с таким студентом? Самое страшное в том, что такой вандализм не получает осунедения в группе. Многие студенты любят слушать фомкую музыку. Дело вкуса. Не о запре-
те в этих случаях нужно говорить. Надо объяснить молодым людям (студентам), как будущим врачам, что длительное слушание громкой музыки ведет к притуплению слуха, что в дальнейшем может лишить их возможности услышать негромкий шум при пороках сердца, а это уже скажется на возможности ранней и точной диагностики болезней сердца. О низкой культуре поведения студентов на лекциях, практических занятиях можно привести много примеров. Идет лекция для студентов первого курса, зав. кафедрой читает лекцию, тема сложная -биопотенциалы клеток. Казалось бы, все должны проникнуться сознанием понять излагаемый материал, тем более он будет полезен на старших курсах. Но часть студентов в задних рядах не только не записывает и не слушает, но, пренебрегая элементарной порядочностью, играет в "морской бой", другие читают газеты, журналы и на замечания присутствующего на лекции члена комиссии: "Почему вы не записываете?", студент отвечает: "А все есть в лучшем виде в учебнике, практикуме". Конечно, в этом случае обе стороны ведут себя неадекватно, лектор контактирует со студентами первых рядов, не обращает внимание на всю аудиторию, он прикован к тексту. А студенты пользуются такой невнимательностью лектора, занимаются посторонними делами. Нашим неучастием в пресечении этих явлений мы практически потакаем им. Некоторые студенты в перерыве менаду лекциями "отдыхают", выходя в белых халатах на улицу, курят, плюют, бросают окурки на тротуары. Не в ладах с этикой врача находятся и некоторые преподаватели: курят, злоупотребляют алкоголем. К сожалению, эти факты ни у кого не вызывают возмущения, нетерпимости, многие не видят в этом безнравственного поведения наставников.
Я отдаю себе отчет в том, что непостижимо велика планка морали, нравственности у преподавателя-наставника, учителя в условиях современной действительности.
Могут возразить: мол, к чему эти призывы, коль эти моральные заповеди столь далеки от реальной жизни? Платное обучение, платные операции, платные лекарства, платные врачебные приемы, консультации. По отношению к больному человеку это безнравственно! Но! Высокие нравственные идеалы и принципы для того и существуют, чтобы не позволять людям мириться стой безнравственностью, которая недостойна человека вообще и врача в особенности. К счастью, подавляющее большинство профессорско-преподавательского состава отвечает высоким нравственным качествам. Это свидетельствуете высоком нравственном самосознанишшеподавательского корпуса нашей академимьв егомепринятии лозунга - деньги, деньги любии еттооебом добывания! Об этом
18
ОБРАЗОВАНИЕ
говорят и ответы на вопрос о нравственных приоритетах, на которых подавляющее большинство преподавателей ориентируется в своей педагогической и клинической деятельности. К таким приоритетам они относят трудолюбие, честность, порядочность, доброту, справедливость, патриотизм, вежливость, дисциплинированность, обязательность, профессионализм, независимость, терпимость, интеллигентность, гуманное отношение к людям, нравственные устои христианской религии, компетентность, уважение к старшим по возрасту, милосердие и т.д.
Всё, или почти всё, что мы можем сегодня в
сфере духовно-нравственного влияния сделать для студенческой молодежи,- это дать ей живой, наглядный личный пример.
Таким образом, все планы устройства вузовской жизни надо начинать с человека, в нашем случае - с преподавателя и студента, их образования, культуры, научного развития, нравственных качеств, здоровья и воспитания.
24.08.98 г.
Матусов Иван Ефимович - канд. мед. наук, доцент кафедры патофизиологии, проректор по воспитательной работе Омской государственной медицинской академии
Н.А.Томилов ЭТНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
В статье рассмотрены место и значение этнологического образования в России в контексте общей проблемы гуманитарного образования. Доказывается необходимость открытия специальных кафедр по этнологии в вузах, расширение подготовки специалистов в аспирантуре и докторантуре.
Актуальность расширения объема преподавания гуманитарных дисциплин в сфере высшего, среднего специального и среднего школьного образования России продолжает сохраняться. Это связанно с тем, что, несмотря на некоторые изменения в структуре образовательно-профессиональной программы базового образования в вузах и на факультетах естественнонаучного и технического профиля в сторону увеличения числа учебных часов на гуманитарные науки, существенных сдвигов здесь пока не произошло.
В данной статье уделяется особое внимание месту и значению этнологического образования в России и роли в этом университетов. Но этот вопрос связан с более широкой проблемой гуманитарного образования. Выступление на Меедународ-ной научно-практической конференции "Индустриальные тенденции современной эпохи и гуманитарное образование" (Омск, 1992 г.) ученые и практические работники народного образования (около 200 человек) единодушно пришли к выводу, что принципиальный вопрос о формах и содержании подлинной гуманитарной направленности образования в России и ряде других стран СНГ решается сегодня чаще в рамках внешней перестройки - преобразование кафедр общественных наук и кафедры культуры, привлечение неспециалистов (в основном из среды обществоведов и историков КПСС) к чтению сложнейших курсов по культурологии, истории культуры, истории религии". И далее участники конференции высказали тревогу, что "...во многих вузах стран СНГ гуманитаризация образования либо не проводится, либо осуществляется формально, не вводятся курсы по истории культуры, религиоведению, этнологии (этнографии), а в университетах России вдвое сократилось
преподавание этнографии даже на исторических факультетах"1.
И сегодня в России и ряде других стран СНГ пока отсутствует научно обоснованная программа гуманитарного образования. Создающиеся кафедры культуры в подавляющем большинстве вузов не имеют системной и комплексной основы своих учебных планов и направлений деятельности, часто ограничиваются простым просвещением студентов, не организовывают научного углубленного освоения гуманитарных дисциплин. В вузах часто используется кадровый и научно-практический потенциал историков и этнографов в гуманитаризации образования. Нет опоры в этом деле и на богатые отечественные традиции XIX - начала XX вв., в том числе на методы родиноведения и краеведения и использования этих дисциплин в качестве учебных во всех типах учебных заведений России.2
Проблеме этнографического образования в послевоенный период уделяли внимание многие российские ученные и среди них прежде всего Р.Ф.Итс и В.В.Пименов3. В 1987 г. на Всесоюзной научной конференции "Этнографическая наука и пропаганда этнографических знаний" (Омск) две секции были посвящены роли этнографических знаний в воспитании и образовании населения страны4.
Наконец, в 1988-1989 гг. на страницах журнала "Советская этнография" прошла дискуссия по статье В.В.Пименова "Подготовка профессионального этнографа. Проблемы перестройки", где ее участники Е.П.Бусыгин (Казань), Г.Г.Лашук, Г.Е.Марков (Москва), В.И.Наулко (Киев), Н.А.Томилов (Омск), В.М.Шамиладзе (Тбилиси) всесторонне рассмотрели проблемы этнографического образования в университетах и подготовки профессиональных этнографов и этносоциологов для нужд