Научная статья на тему 'Этнологическое образование в России'

Этнологическое образование в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томилов Николай Аркадьевич

В статье рассмотрены место и значение этнологического образования в России в контексте общей проблемы гуманитарного образования. Доказывается необходимость открытия специальных кафедр по этнологии в вузах, расширение подготовки специалистов в аспирантуре и докторантуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOLOGICAL EDUCATION IN RUSSIA

Place and importance of ethnological Education in Russia in the context of general problem of humanitarian education are considered. The necessity of special chairs opening on ethnology in higher schools and widening of specialists preparation in post-graduate courses is probed.

Текст научной работы на тему «Этнологическое образование в России»

18

ОБРАЗОВАНИЕ

говорят и ответы на вопрос о нравственных приоритетах, на которых подавляющее большинство преподавателей ориентируется в своей педагогической и клинической деятельности. К таким приоритетам они относят трудолюбие, честность, порядочность, доброту, справедливость, патриотизм, вежливость, дисциплинированность, обязательность, профессионализм, независимость, терпимость, интеллигентность, гуманное отношение к людям, нравственные устои христианской религии, компетентность, уважение к старшим по возрасту, милосердие и т.д.

Всё, или почти всё, что мы можем сегодня в

сфере духовно-нравственного влияния сделать для студенческой молодежи,- это дать ей живой, наглядный личный пример.

Таким образом, все планы устройства вузовской жизни надо начинать с человека, в нашем случае - с преподавателя и студента, их образования, культуры, научного развития, нравственных качеств, здоровья и воспитания.

24.08.98 г.

Матусов Иван Ефимович - канд. мед. наук, доцент кафедры патофизиологии, проректор по воспитательной работе Омской государственной медицинской академии

Н.А.Томилов ЭТНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

В статье рассмотрены место и значение этнологического образования в России в контексте общей проблемы гуманитарного образования. Доказывается необходимость открытия специальных кафедр по этнологии в вузах, расширение подготовки специалистов в аспирантуре и докторантуре.

Актуальность расширения объема преподавания гуманитарных дисциплин в сфере высшего, среднего специального и среднего школьного образования России продолжает сохраняться. Это связанно с тем, что, несмотря на некоторые изменения в структуре образовательно-профессиональной программы базового образования в вузах и на факультетах естественнонаучного и технического профиля в сторону увеличения числа учебных часов на гуманитарные науки, существенных сдвигов здесь пока не произошло.

В данной статье уделяется особое внимание месту и значению этнологического образования в России и роли в этом университетов. Но этот вопрос связан с более широкой проблемой гуманитарного образования. Выступление на Меедународ-ной научно-практической конференции "Индустриальные тенденции современной эпохи и гуманитарное образование" (Омск, 1992 г.) ученые и практические работники народного образования (около 200 человек) единодушно пришли к выводу, что принципиальный вопрос о формах и содержании подлинной гуманитарной направленности образования в России и ряде других стран СНГ решается сегодня чаще в рамках внешней перестройки - преобразование кафедр общественных наук и кафедры культуры, привлечение неспециалистов (в основном из среды обществоведов и историков КПСС) к чтению сложнейших курсов по культурологии, истории культуры, истории религии". И далее участники конференции высказали тревогу, что "...во многих вузах стран СНГ гуманитаризация образования либо не проводится, либо осуществляется формально, не вводятся курсы по истории культуры, религиоведению, этнологии (этнографии), а в университетах России вдвое сократилось

преподавание этнографии даже на исторических факультетах"1.

И сегодня в России и ряде других стран СНГ пока отсутствует научно обоснованная программа гуманитарного образования. Создающиеся кафедры культуры в подавляющем большинстве вузов не имеют системной и комплексной основы своих учебных планов и направлений деятельности, часто ограничиваются простым просвещением студентов, не организовывают научного углубленного освоения гуманитарных дисциплин. В вузах часто используется кадровый и научно-практический потенциал историков и этнографов в гуманитаризации образования. Нет опоры в этом деле и на богатые отечественные традиции XIX - начала XX вв., в том числе на методы родиноведения и краеведения и использования этих дисциплин в качестве учебных во всех типах учебных заведений России.2

Проблеме этнографического образования в послевоенный период уделяли внимание многие российские ученные и среди них прежде всего Р.Ф.Итс и В.В.Пименов3. В 1987 г. на Всесоюзной научной конференции "Этнографическая наука и пропаганда этнографических знаний" (Омск) две секции были посвящены роли этнографических знаний в воспитании и образовании населения страны4.

Наконец, в 1988-1989 гг. на страницах журнала "Советская этнография" прошла дискуссия по статье В.В.Пименова "Подготовка профессионального этнографа. Проблемы перестройки", где ее участники Е.П.Бусыгин (Казань), Г.Г.Лашук, Г.Е.Марков (Москва), В.И.Наулко (Киев), Н.А.Томилов (Омск), В.М.Шамиладзе (Тбилиси) всесторонне рассмотрели проблемы этнографического образования в университетах и подготовки профессиональных этнографов и этносоциологов для нужд

экономики, регулирования национальных отношений, решений национальных вопросов и системы образования5. В послесловии к дискуссии редакция журнала отметила важность того, что "в некоторых выступлениях прозвучала мысль о необходимости расширения этнографического образования, начиная со средней школы, привлечения населения к краеведческой работе (Н.А.Томилов) и т.д."6 Преподаванию этнографии в вузах были посвящены и несколько работ омских этнографов7.

Во весь голос проблема введения всеобщего этнографического образования в России была поднята 1992 г. на Международной научно-практической конференции "Индустриальные тенденции современной эпохи и гуманитарное образование" (Омск), где работала секция "Традиционные культуры и этнология в индустриальных обществах". Участники конференции приняли специальную резолюцию "Об этнографическом образовании в высшей и средней школе России", которая была опубликована отдельной брошюрой и позднее в журнале "Этнографическое обозрение"8. Тем не менее в сознание россиян представление о потерях общества, связанных с всеобщим этнографическим невежеством в стране, так и не проникли. Отсюда необходимость еще и еще раз возвращается к этой проблеме.

Осознание в обществе потребности расширения преподавания этнографии в системе образования четко возникло еще в конце 50-х годов. Тогда впервые ставился вопрос о введении преподавания этнографии в средних школах. С обострением во второй половине 80-х годов межнациональных отношений, с возникновением конфликта ситуаций и всеобщей напряженности в связи с остротой национального вопроса в СССР ученые-практики еще раз обратили внимание на всеобщую этнографическую необразованность советских людей.

Сегодня, в 90-х годах, напряженность в межнациональных отношениях сохраняется в странах СНГ, в том числе и в Российской Федерации, а также в странах ближнего зарубежья. При этом порой охватывает учащуюся молодежь школ, специальных учебных заведений и студентов вузов. Например, свыше 70% опрошенных в начале 90-х годов учащихся школ города Омска заявили, что они были свидетелями недружелюбных отношений меэду людьми разных национальностей. Известны случаи, когда дело доходило до драк групп учащейся молодежи, состоящих из лиц разных национальностей.

По мнению многих ученых, в такой многонациональной стране, какой является Россия, не может быть разночтений о важности этнологических (этнографических) знаний в деятельности специалистов разных профилей, а не только учителей-историков. Пока этнография преподается лишь на

исторических факультетах университетов, ряда педагогических институтов и университетов, кое-где на географических факультетах вузов, в некоторых институтах и университетах культуры и фраг-ментально в отдельных средних специальных заведениях системы Минкультуры России. Что касается школ, то в некоторых из них (и очень нерегулярно) преподается дисциплина по народной культуре.

Если обратить внимание на зарубежный опыт, то, например, в большинстве университетов США и некоторых других англоязычных стран культурная и социальная антропология (это название этнографии в англоязычных странах) является обязательным предметом наряду, скажем, с иностранным языком, для изучения не только будущими гуманитариями, но и специалистами всех естественнонаучных профилей. Почти в каждом университете таких экономически развитых стран, как Канада, США, Япония и другие, функционируют этнологические отделения, факультеты и кафедры. В.В.Пименов приводит данные о том, что в небольшой Норвегии в 4 университетах имеются отделения этнологии, а в Венгрии в 3 университетах - этнологические кафедры, что общее число этнологов в России примерно в 20 раз меньше, чем в США. И далее он делает вывод о печальном состоянии этнологического образования в чрезвычайно сложной по этическому составу населения и национальным проблемам Российской Федерации. Об университетской этнографии он пишет следующее: "Кафедры этнологии (этнографии) имеются только в двух ведущих университетах страны - Московском и Петербургском. В Омском университете, где имеется очень активная и серьезная школа этнологов, этнология входит в состав комплексной кафедры. Ни в одном российском университете нет ни отделения, ни факультета этнологии"9.

Специальное внимание этому вопросу уделяет В.А.Тишков в вызвавшей длительную научную дискуссию статьей "Советская этнография: преодоление кризиса". В ней он обращает внимание на недостаточно привлекательный имидж этнологии как дисциплины и профессии "среди молодого поколения, препятствующий притоку в нее наиболее талантливых студентов и сознанию конкурентной ситуации, так и среди деятелей высшего образования, препятствующий решению масштаба подготовки кадров и ее материальной обеспеченности". И далее он предлагает: "Пусть не 300 факультетов антропологии ... как в университетах США, но хотя бы с десяток самостоятельных факультетов или отделений в советских вузах - и положение можно было бы несколько поправить"10.

В 1987 г. более 300 участников научной конференции "Этнографическая наука и пропаганда эт-

20

ОБРНЗОВННИЕ

нографических знаний (Омск) указали в своем решении, что расширение научных этнографических исследований, преподавания этнографических знаний в школах, средних специальных учебных заведениях и вузах, подготовки специалистов этнографов для нужц специальной сферы будут способствовать достижению качественно нового состояния и оптимизации социальных, в том числе национальных проблем, дальнейшему развитию экономики, культуры и науки, действенности гражданского, нравственного и эстетического воспитания, углублению патриотического и интернационального мировоззрения, борьбе со всеми разновидностями национализма и расизма, расширению взаимопонимания меэду народами. Такие же мысли были высказаны и на Всесоюзной научной конференции "Национальные и социально-культурные процессы в СССР" (Омск, 1990), участниками которой были 240 ученых, на Всероссийской научно-практической конференции "Региональные проблемы межнациональных отношений в России" (Омск, 1993), на трех всероссийских конференциях "Русский вопрос: история и современность" (Омск, 1993, 1995,1997), на международной конференции "Исламская цивилизация в преддверии XXI века" (Омск, 1994), на IV международной научной конференции "Россия и Восток: проблемы взаимодействия" (Омск, 1997), на II мемодународном конгрессе этнографов и антропологов (Уфа, 1997).

С учетом дальнейшего осмысления проблемы этнографического образования в новых условиях жизни России в 1992 г. актуальность ее была определена следующим образом: "Политическое, экономическое, мировоззрение и воспитательное значение этнологических знаний в современном обществе существенно велико для разрешения территориальных споров мееду государствами, предотвращения войн, разрешения межнациональных конфликтов, снятия напряженности в межнациональных отношениях, для решения национальных проблем, использования рационального и экономического опыта народов в традиционных отраслях хозяйства, для возрождения и развития культуры, для формирования историзма мышления людей, борьбы против шовинизма и расизма, утверждения идей равенства народов, воспитания уважительного отношения к истории и культуре каждого народа и каждой национальной группы, расширения взаимопонимания меноду народами, укрепления представлений об общности исторических судеб человечества"11.

Для решения национальных проблем, стабилизации межнациональных отношений, профилактики межнациональных конфликтов в цивилизованных странах давно действует антропологическая (этнографическая) служба, включающая этнографов,

психологов и социологов. Ученые нашей страны не раз высказывались за создание такой службы и в России12. Профессиональная этнографическая и этносоциологическая служба призвана будет осуществлять в России сращивание науки и национальной политики. Собственно, вузовские ученые основное выполнение республиканской научной программы "Народы России: возрождение и развитие" видят в необходимости убедить общество в сознании аппарата профессионалов для реализации национальной политики в рамках Российской Федерации13.

Таким образом, вырисовывается картина возможных значительных приобретений с резким расширением и углублением этнографического образования российским обществом в различных сферах человеческой деятельности. Учитывая это обстоятельство, участники Международной научно-практической конференции "Индустриальные тенденции современной эпохи и гуманитарное образование" в специальной резолюции высказали ряд предложений. Мы позволим себе еще раз привести эту заключительную часть резолюции:

"Исходя из сказанного, конференция считает необходимым обратиться к Министерству науки, высшей школы и технической политики, Министерству народного образования (ныне - это единое Министерство общего и профессионального образования РФ. - Н.Т.) и Министерству культуры Российской Федерации со следующими предложениями.

1. Признать необходимым введение преподавания курсов (учебных предметов) по этнологии в учебные планы и программы всех высших и средних учебных заведений Российской Федерации. Рекомендовать министрам указанных министерств издать по этому вопросу приказы, содержащие соответствующие указания и рекомендации.

Участники конференции считают необходимым:

1) увеличить объем часов по этнографии на исторических факультетах университетов до 110150 часов и ввести преподавание этнографии на протяжении двух семестров;

2) ввести обязательное преподавание общей этнографии или этнографии народов России в вузах на всех факультетах в блоке гуманитарных дисциплин структуры образовательно-профессиональной программы базового образования при подготовке всех специальностей в объеме не менее 60-80 часов;

3) ввести обязательное преподавание общей этнографии или этнографии народов России во всех средних специальных учебных заведениях (при этом учитывается факт отсутствия этнографического образования в школе) в объеме не менее 60 часов.

2. Рекомендовать Министерству науки, высшей школы и технической политики Российской Феде-

рации установить рабочие контакты с академическими, вузовскими и иными коллективами, привлечь ученых этнологов к разработке необходимых учебных программ, учебников, хрестоматий, иллюстративных материалов (в том числе карт, диапозитивов, кино- и видеофильмов и др.), необходимых для развертывания учебного процесса в высших и средних учебных заведениях.

3. Рекомендовать Министерству народного образования и Министерству науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации привлечь ученых-этнологов (там, где это возможно и имеются необходимые кадры) к преподаванию различных этнологических дисциплин в высших и средних учебных заведениях разного профиля, а также в школах.

4. Ввиду того, что для развертывания преподавания этнографии в вузах, средних специальных заведениях и школах, для подготовки специалистов-этнографов к работе в местных и центральных органах управления по решению национальных проблем и регулированию межнациональных отношений, для подготовки работников музеев и культурно-просветительных учреждений потребуются дополнительные квалифицированные кадры этнологов с высшим образованием, считать необходимым в системе высших учебных заведений по линии Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации:

1) открывать в университетах на исторических и географических факультетах кафедры этнологии или этнографии и вводить специальность "этнология (этнография)" - в ближайшие годы особенно важно создать кафедры (отделения) этнологии (этнографии) в Дагестанском, Воронежском и Петрозаводском университетах;

2) при отсутствии возможности создать сразу кафедры этнографии все же вводить в университетах официально специализацию по этнографии и постепенно создать такие специализации во всех университетах России;

3) расширять подготовку этнографов через аспирантуру университетов и академических институтов;

4) всемерно содействовать студенческой этнографической науке - расширять сеть этнографических кружков, систематически проводить республиканские студенческие этнографические конференции, организовать ежегодный республиканский конкурс на лучшие научные работы студентов по этнографии народов мира, главным образом по проблемам национальных культур и межнациональных отношений и т.д.;

5) предложить Министерству науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации образовать комиссию, включив в нее и этнографов из Московского, Омского и Петербургского университетов, по подготовке предложений и

проектов документов, необходимых для соответствующих правительственных решений и нормативных актов"14.

Резолюция была тиражирована, разослана всем заинтересованным центральным органам управления, но ситуация меняется очень незначительно. Введено преподавание этнографии во многих педагогических институтах и университетах на ряде факультетов. В Краснодарском крае рекомендовано преподавать этнографию во всех вузах. Сегодня в Омске этнография преподается на 6 из 7 факультетов университета, как дисциплина по выбору в педагогическом университете. Здесь же проводился эксперимент с введением преподавания этнографии в школе на базе средних школ № 84 и 144 г. Омска15. К сожалению, по ряду причин экспериментальная работа была прервана.

С одобрения Комитета по образованию администрации Омской области и ее председателя И.В.Мехи в мае 1994 г. ученые госуниверситета (а именно кафедры этнографии и музееведения) и Омского филиала ОИИФФ СО РАН стали готовить двухгодичный эксперимент по внедрению этнографии в школьные процессы образования и воспитания. В августе группа ученых (И.В.Лоткин, С.А. Рублевская, Т.В.Савранина, Н.А.Томилов), руководителей и преподавателей средней школы № 84 г.Омска (Л.В.Аплетаева, А.И.Емельянова, Г.Е.Го-менюк и др.) приступили к проведению данного эксперимента.

Программа выполняемой темы "Этнографическое образование в российской школе" была на 19941996 годы и состояла из нескольких блоков. Основной научно-методический блок включал разработку программы курса этнографии, планов уроков, подготовку учебного пособия по этнографии (возможно, в двух вариантах - по всеобщей и по отечественной этнографии), учебных наглядных пособий. Второй блок охватывал проведение занятий (уроков) в классах, при этом выделялись два этапа - сначала 8-10 классах, а на втором году эксперимента и в 6-7 классах с целью анализа усвояемости знаний школьниками разных возрастов. Третий блок охватывал организацию и проведение научно-исследовательской работы школьников (участие в этнографических экспедициях, в работе школьного этнографического кружка, в подготовке научных докладов и выступлений с ними на научных конференциях), а также их культурно-досу-говой деятельности с использованием материалов по народной культуре. В программу эксперимента входило проведение панельного социального изучения уровня этнографических знаний и социальных установок школьников в начале и по завершении эксперимента.

Конечным результатом работы должна была стать подготовка комплектов документов и материалов эксперимента для Министерства образо-

22

ОБРАЗОВАНИЕ

вания РФ и Министерства РФ по делам национальностей и региональной политике на предмет рассмотрения вопроса о возможностях и необходимости введения этнографии в образовательный и воспитательный процесс школ России. Но, к сожалению и эта работа из-за прекращения ее финансирования была прервана. Более успешной оказалась судьба эксперимента этнологов Московского госуниверситета по преподаванию "Народоведения" в трех московских школах"16.

Кое-где в университетах в названия комплексных кафедр вводятся (на втором месте) слова, связанные с этнографической дисциплиной - например, в Алтайском, Казанском, Мордовском университетах.

Но все эти небольшие сдвиги не решают столь важной для российской действительности проблемы всеобщего этнологического (этнографического) образования и подготовки кадров профессиональных этнографов. А значит, по-прежнему значительны потери в политической, социальной и экономической сферах жизни России. Опять же наличие в Омске целого отряда этнологов и кафедры этнологии в Омском госуниверситете дает возможность всем вузам и средним образовательным учреждениям активно внедрять этнологию в систему образования Омской области.

Литература

1. Рекомендации Международной научно-практической конференции "Индустриальные тенденции современной эпохи и гуманитарное образование" - Омск, 1992. - С. 1-2.

2. Там же. С. 2.

3. Итс РФ. Введение в этнографию. - Л., 1974.

- С. 5-24; он же. Национальные проблемы и этнография // Этнические и социально-культурные процессы у народов СССР. - Омск, 1990. - Кн. 1. - С. 34 и др.; Пименов В.В. Подготовка профессионального этнографа: проблемы перестройки // Советская этнография. -1988. - № 3. - С. 65-71; он же. Об этнографическом образовании в высшей и средней школе России // Индустриальные тенденции современной эпохи и гуманитарное образование.

- Омск. 1992. - Т. 1. - С. 52-54; он же. Этнология в вузе и школе // Второй международный конгресс этнографов и антропологов. - Уфа. 1997. - Ч. П. -С.22-23 и др.

4. Роль этнографических знаний в идеологической работе и в ускорении социально-экономического развития общества. - Омск, 1987. - С.200.

5. Обсуждение статьи В.В.Пименова "Подготовка профессионального этнографа: проблемы перестройки" // Советская этнография. -1988. - № 6.

- С. 65-81; 1989. - № 3. - С. 60-69.

6. От редакции // Советская этнография. -1989.

- № 3. - С. 69.

7. Дрягин В.В. О месте детских коллективов в решении ряда проблем исследования этнографической современности // Роль этнографии в идеологической работе и в ускорении социально-экономического развития общества. - Омск, 1987. -

С.116-118; Кублякова Л.В., Шаргородский Л.Т. Этнография в школьном краеведении // Там же. - С. 138-139; Матющенко В.И., Томилов H.A. Об опыте использования технических средств обучения во время преподавания курсов этнографии и археологии // Материалы третьей отчетной научно-методической конференции Омского университета. -Омск, 1977. - С. 253-254; Реммлев В.В., Томилов H.A. Из опыта идеологической работы омских этнографов // Роль этнографии в идеологической работе... - Омск, 1987. - С. 73-75; Ситнянский Г.Ю. Студенческая этнография Омского университета (1974-1986 гг.)//Там же. - С. 175-176; Томилов H.A. К вопросу о применении средств передачи информации в преподавании исторических дисциплин // Материалы второй отчетной научно-методической конференции Омского университета. - Омска, 1976

- С. 136-137; он же . Всероссийская студенческая научная этнографическая конференция // Советская этнография. 1984. - № 4. - С. 138-139; он же. Этнология в системе гуманитарного образования в России// Индустриальные тенденции современной эпохи и гуманитарное образование. Омск, 1992.

- Т. 1. - С. 70-73; он же. Индустриальные тенденции современной эпохи и гуманитарное образование. -1992. - № 6. С. 135-137; он же. Место этнологии в гуманитарном образовании российских университетов //Университеты и общественная жизнь Сибири. - Омск, 1993, и др.; Филиппов И.В. Этнография в работе этнографического кружка Дома пионеров Ленинского района г.Омска // Роль этнографии в идеологической работе ... - Омск, 1987. -С. 182-183 и др.

8. Резолюция Международной научно-практической конференции "Индустриальные тенденции современной эпохи и гуманитарное образование", "Об этнографическом образовании в высшей и средней школе России" // Этнографическое образование - 1992. - № 6. - С. 138-140.

9. Пименов В.В. Об этнографическом образовании в высшей и средней школе России. - С. 52.

10. Тишков В.А. Советская этнография: преодоление кризиса // Этнографическое образование. -1992. -№1. -С. 9.

11. Резолюция Международной научно-практической конференции "Индустриальные тенденции..." - С. 138.

12. Пименов В.В. Проблемы прикладной этнографии // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований 1984-1985 гг. - Йошкар-Ола, - 1986. - С. 49-51; Итс Р.Ф. Национальные проблемы и этнография. - С.З-4; Томилов H.A. Национальные процессы и некоторые задачи советской этнографической науки // Этнические и социально-культурные процессы у народов СССР. - Омск, 1990. - Кн. 1. - С.4-8, и др.

13. Томилов H.A. Некоторые задачи советских этнографов на современном этапе // Этническая история и культура народов Советской страны. -Омск, 1991.-С. 86-90.

14. Резолюция Международной научно-практи-

ческой конференции "Индустриальные тенденции..."-С. 139-140.

15. Томилов H.A. Этнографическое образование в российской школе (омский эксперимент) // Проблемы историковедения в вузовском курсе отечественной истории. - Омск, 1995. - С. 26-28.

16. Пименов В.В. Этнология в вузе и школе. - С.22-23.

26.10.98 г.

Томилов Николай Аркадьевич - д-р историч. наук, профессор, директор Омского филиала Института истории, филологии и философии СО РАН.

УДК 378.02:372.8

Л.А.Шатохина

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ РАДИОИНЖЕНЕРОВ

Излагается современная концепция организационно-экономической подготовки радиоинженеров, основанная на индивидуализации обучения. Анализируются знания, умения, навыки, получаемые радиоинженерами по экономической специализации.

Условия становления и развития рынка требуют не только индивидуализации обучения, но и внедрения наукоемких технологий образования (НТО) в подготовке будущих специалистов. Это также накладывает особые требования на качество методического обеспечения и организацию учебного процесса подготовки радиоинженеров в условиях значительного спада производства радиоаппаратуры.

В таких условиях наряду с проблемами профессиональной подготовки немаловажное значение приобретает и организационно-экономическая подготовка в рамках дополнительных специализаций. Это связано с тем, что в условиях экономического кризиса радиоинженерам трудно найти чисто проектную или конструкторскую работу. Поэтому важна быстрая адаптация выпускников не только на предприятиях, производящих теле- и радиоаппаратуру, но и в организациях и фирмах, реализующих и перепродающих ее, а также оказывающих различные сервисные услуги. Следовательно в настоящее время очень важно объединять профессиональную подготовку с индивидуализацией обучения в рамках современных и нужных для рынка специализаций.

Научно-методическое объединение по специальности 200800 "Проектирование и технология радиоэлектронных средств (РЭС)" утвердило около 20 специализаций в рамках государственного обязательного стандарта, позволяющих определенным образом приспосабливаться к быстро меняющейся конъюнктуре рынка, требующей специалистов различного профиля даже в рамках одной специальности.

Содержание образования в системе НТО отличается от типовых форм и методов проведения и организации учебного процесса, так как:

- осуществляется на основе тематики научных исследований преподавателей и внедрения их результатов в учебный процесс;

- происходит расширение учебного плана за счет внедрения в учебный процесс новых, нетра-

диционных спецкурсов и дисциплин по выбору;

- проводится индивидуальная работа с каждым студентом по тем направлениям подготовки, которые оговариваются в контрактах с организациями и фирмами, по заказу которых и внедряются дополнительные и современные специализации (1).

На кафедре "Конструирование и производство радиоаппаратуры" ОмГТУ проводятся научно-методические исследования и внедряется специализация 200806 "Производство и маркетинг РЭС".

Внедрение новой специализации требует:

- корректировки типовых учебных планов и рабочих программ дисциплин, взаимосвязанных с внедряемой специализацией;

- внедрения новых нетрадиционных организационно-экономических дисциплин с обязательной актуализацией дидактических материалов как для преподавателей, так и для студентов;

- увязки основных требований уровня профессиональной подготовки радиоинженеров с задачами и концепцией углубленного организационно-экономического образования и внедрения НТО в учебный процесс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим некоторые особенности такой технологии.

Во-первых, опробирована и внедрена в учебный процесс методика интенсивного обучения на базе учебных пособий лектора по экономической тематике. Причем весь массив учебной информации разбивается на две части:

- базовую, которая излагается в учебном пособии;

- переменную, которая сообщается студентам на лекциях и семинарских занятиях.

Специфичность такой технологии чтения лекций заключается в том, что сначала лектор излагает наиболее сложные и интересные сведения, а затем, ставя соответствующие проблемы, рассмотренные в учебных пособиях, отвечает на вопросы студентов, уже ознакомленных с теорией вопроса.

Во-вторых, построение лекций и формирование учебного материала по блокам-модулям с концентрацией рассматриваемых вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.