щие их синхронную активность - тренировка, направленная на “сглаживание” билатеральных предпочтений, представляет собой естественный способ адаптации к внешней среде и не вызывает вредных последствий для физического развития человека.
ГУМАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ
МОЛОДЕЖИ
Паначев Валерий Дмитриевич, кандидат социологических наук, доцент, Сырчиков Александр Сергеевич, доцент,
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный технический университет» (ГОУ ВПО ПГТУ)
г. Пермь
Аннотация
Повышение уровня образовательной направленности физкультурно-оздоровительной деятельности студентов означает процесс не только их телесного развития, но и, главное, духовного обогащения знаниями, которые способствуют осознанному, творческому отношению к задачам, средствам, методам и формам физкультурно-оздоровительной деятельности, формированию отношения к физической культуре как ценности.
HUMANIZATION OF THE ATHELETIC EDUCATION OF STUDENTS
Panachev Valery Dmitrievich, the candidate of sociological sciences, the senior lecturer, Syrchikov Alexander Sergeevich, the senior lecturer,
Perm state technical university Perm
Abstract
The increasing of educational directivity level of athletic-sanitary activity of students means not only the process their flesh-colored development, but also, the main, spiritual enrichment by knowledge, which promote realized, creative attitude to the problems, facilities, methods and the forms of athletic-sanitary activity, shaping relations to the physical culture as a value.
ВВЕДЕНИЕ
Повышение уровня образовательной направленности физкультурнооздоровительной деятельности студентов означает процесс не только их телесного развития, но и, главное, духовного обогащения знаниями, которые способствуют осознанному, творческому отношению к задачам, средствам, методам и формам физкультурно-оздоровительной деятельности, формированию отношения к физической культуре как ценности.
Физическая культура представлена в вузах как учебная дисциплина и важнейшая базовая компонента формирования общей культуры молодежи. Она способствует гармонизации телесно-духовного единства, обеспечивает формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство студенческой молодежи. Понимание физической культуры личности студента как ценности может стать действенным фактором формирования резервов различных видов физической культуры, прогрессивных тенденций в развитии общественного мнения и потребностей в освоении ценностей спорта. Такова уж специфика труда физкультурного работника, выбравшего местом своей деятельности высшее учебное заведение. В этом и заключается фундамент физического образования и его самого, и тех, кого он призван профессионально обучать. Не случайно П.Ф. Лес-гафт, отдавая должное внимание идее физического воспитания, все же акцентировал особое внимание именно на физическом образовании человека. Образование в целом как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков,
как необходимое условие подготовки молодежи к жизни и труду тесно связано с воспитанием. Физическое воспитание как раз этому и соответствует, способствует активной социализации студентов.
Физическая активность молодежи приводит к значительному сокращению негативных явлений среди подрастающего поколения (стресс, гиподинамия, наркомания и т. п.). Это - мощный фактор и механизм социализации личности. Физическая культура в системе образования должна быть нацелена, в первую очередь, на укрепление здоровья, на формирование мотивационно-потребностной сферы студенческой молодежи по использованию средств физической культуры в повседневной жизни. Заслуживает внимания объем занятий по физическому воспитанию, принятый в государствах Центральной, Восточной и Западной Европы (около 5 ч в неделю), а также представляет интерес прекрасная материальная база для занятий физическим воспитанием и спортом в странах Западной Европы.
Ориентация политики наших государств на Европейский Союз в настоящее время становится фактом. В процессе приспособления к европейским стандартам необходимо учитывать опыт организации физкультурно-спортивной деятельности стран европейского содружества с поправкой на экономические, общественные и культурные особенности. Для стран Западной Европы характерен поворот к постмодернизму, сильно выражено стремление к самореализации, индивидуализации (понимаемых как ощущение полной персональной автономии), очевидна тенденция к открытию заново ценности тела. Такой подход позволяет относить к спорту и занятия, не требующие стремления к максимальному результату, понизить требования, предъявляемые к участникам спортивных мероприятий. В особую группу видов спорта для студенческой молодежи следует выделить высокоинтеллектуальные игровые виды спорта, а именно: шахматы, шашки, го, рендзю, компьютерные игры, дартс, теннис, бридж и т.д. Это, прежде всего, - удовольствие, забава, нахождение в коллективе, стремление к здоровью, самореализация, ловкость, приключения, стремление к хорошему внешнему виду - вот стимулы, побуждающие большинство людей заниматься все новыми нетрадиционными видами спорта. В Пермском государственном техническом университете наибольшую популярность и любовь завоевали среди студентов и преподавателей шахматы. На протяжении всей истории университета именно эта древняя игра ума и воображения стала доминировать не только в массовых соревнований среди студенческих групп и факультетов, но и на всероссийских студенческих чемпионатах. В 1999 и 2003 годах всероссийские универсиады по шахматам были проведены именно в Перми, на них первое место завоевали студенты ПГТУ. За эти годы среди сильнейших шахматистов ПГТУ были: международный гроссмейстер В. Иконников (выпускник факультета «Авиадвигатели»), международный мастер В. Шинкевич (выпускник гуманитарного факультета); мастера спорта ФИДЕ: К. Вшивков, Д. Хайруллин, И. Кириллов, Т. Стерлигова, А. Гаврилов, А. Сырчиков. Шахматистов всегда отличает высокий интеллект и успешная учеба в вузе. Многие из спортсменов отлично закончили университет.
Ученые университета, изучающие игру в шахматы, отмечают, что именно этот вид спорта учит критически мыслить, развивает воображение, фантазию, способность к нешаблонным решениям, воспитывает умение владеть собой, не поддаваться опасным эмоциям и чувствам, проявлять хладнокровие, терпение и выдержку, формирует творческое начало, прививает навыки умственного труда, умение правильно его организовать и планировать на перспективу и т.д. Все это в целом формирует профессиональные компетенции будущих бакалавров, магистров и специалистов и требует весьма серьезного учета объективных особенностей студенческой молодежи. Если студенты возьмут за основу базовые положения спорта и осознают это, то они будут в состоянии:
- приспособить свои действия к изменяющейся ситуации;
- организовать и оценить занятия, направленные на улучшение их физического состояния и здоровья;
- выработать у себя творческий подход к занятиям спортом и критическое отношение к различного рода спортивной информации, подаваемой через средства массовой информации.
Стремление студенческой молодежи к проявлению таких качеств должно, в соответствии с представлениями, потребовать от организаторов в сфере студенческого спорта следующего:
1. Выдвижения широкой и разнообразной гаммы предложений по видам спорта (формы физкультурно-спортивной активности), которая включала бы в себя не только традиционные виды, но и рекреационные (развлекательные), а также экстремальные виды спорта и общефизической направленности.
2. Подключения локальных спортивных обществ (клубы, школы танца, центры спортивной формы) к проведению занятий в вузах.
3. Нахождения тренерами и преподавателями по физическому воспитанию равновесия между потребностями сегодняшнего дня и будущего.
4. Старания не попасть в „ловушку" педагогического актуализма, то есть необходимо не поддаваться целиком инициативам студентов, с одной стороны, и не навязывать им тех видов спорта, которыми педагоги сами занимались в молодости, - с другой.
5. Воспитания у студентов самостоятельности и чувства ответственности путем подключения их к планированию, организации и проведению спортивных мероприятий в вузе.
6. Достижения полной самостоятельности студенческой молодежи путем предоставления им возможности выбора форм спортивных занятий.
7. Не только организации спортивных соревнований, направленных на достижение определенного спортивного результата, но и проведения различных спортивных праздников, фестивалей, представлений, конкурсов.
8. Учета при планировании и проведении спортивных мероприятий природных факторов, погоды и времени года.
9. Учета экономических факторов, что необходимо для обеспечения участия в спортивных мероприятиях всех желающих, невзирая на уровень их обеспеченности.
МЕТОДИКА
С целью изучения факторов развития спортивной культуры личности студента в условиях вуза было проведено специализированное эмпирическое исследование. По данным опроса: 28% юношей и 23% девушек курят; 14% юношей и 19% девушек переедают, в основном, по праздникам и семейным торжествам; 17% юношей и 8% девушек недоедают; регулярно выпивают 11%, (по праздникам - 38%); совсем не пьют 51% юношей и, соответственно, 5%, 7%, 24% девушек. Если верить в искренность ответов, выявлено 8 наркоманов, которые прекратили вредное занятие. 2% девушек и 10% юношей пробовали наркотики, 87% - не пробовали и не имеют желание пробовать, понимая пагубность этого увлечения.
Данные исследования показывает, что состояние здоровья респондентов находится на низком уровне. Следует обратить внимание, что 74% участников опроса являлись представителями семей интеллигенции - той части общества, которая призвана формировать моду на здоровье, спортивную культуру и здоровый образ жизни. К сожалению, на деле это не так. Можно утверждать, что не на должном уровне находится семейное, дошкольное и школьное физическое воспитание, которые формируют наличие интереса, знаний, убеждений и потребностей к самостоятельным занятиям спортом.
Исследование факторов здорового образа жизни показало, что динамика отношений к нему неуклонно ползет вниз, и это снижение обусловлено изменениями в социальной среде и общем снижением уровня жизни. Общество не играет должной роли в воспитании сознательного отношения к здоровому образу жизни, регулярным занятиям физкультурно-спортивной деятельностью.
Целью исследования было изучение социальных и культурных особенностей студентов различных вузов и факультетов, их отношения к спорту, здоровому образу жизни. Для реализации поставленной цели использовались методы анкетирования, статистическая и графическая обработка данных. Методика анкетного опроса как прием социологического исследования включала в себя две части: итервьюирование и анкетирование, осуществляемые параллельно.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ, РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты анкетирования показали, что подавляющее большинство (85%) студентов занимались или занимаются спортом (87% юношей и 82% девушек). 95% респондентов положительно относятся к спорту (96% юношей и 93% девушек). Поступив в вуз, молодые люди обычно прекращают активно заниматься спортом, что связано с большой занятостью учебой.
Лишь 16% (20% юноши и 11% девушки) респондентов занимаются спортом «высших достижений» на международном, республиканском, областном и городском уровнях. В настоящее время для поддержания здоровья студенты достаточно активно занимаются физической культурой и спортом. Отрицательное отношение к наркотикам - 68%, а к курению - 63%. Изредка употребляют спиртные напитки 58% студентов. Вероятно, необходимо в этом возрасте усилить пропаганду спортивного стиля, здорового образа жизни в вузах. В ходе проведенного исследования было выявлено, что большинство опрошенных положительно высказались о качестве занятий физической культурой - 46% (49% и 41%, соответственно). Они удовлетворены в целом как формой обучения, так и ее содержанием, за исключением несоответствия спортивной базы вузов современным требованиям. Финансовое положение студентов практически полностью зависит от родителей и родственников - 87%. На одну стипендию умудряются выжить в наше трудное время 12% респондентов. Часть студентов подрабатывают - 24%. Будущую профессию большинство студентов связывают с высокооплачиваемой работой - 65%. Тренерами могли бы работать только 6% (7% и 4%) респондентов. Оценивая вероятность реализации планов на будущее, студенты высказали различное мнение. В будущей профессии самым главным студенты считают самые разные факторы: высокий заработок, удовольствие от работы, возможность путешествовать, высокий престиж, самоутверждение, возможность открыть свое дело - 45%.
ВЫВОДЫ
Образ жизни студентов Пермского края, по данным социологического исследования, является интегральным показателем того, каковы мотивы, ценностные ориентации, содержание, способы и формы жизнедеятельности будущих специалистов. Социологический анализ показал, что студенты вузов области в основном ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом, стараются контролировать свое здоровье, не употребляют наркотики, но недостаточно отдыхают, не рационально используют свой досуг. Кафедры физической культуры, социологии и политологии ПГТУ в течение 1997 - 2007 г.г. провели совместно социологическое исследование. Актуальностью данного исследования заключается в том, что более 60% студентов гуманитарного факультета освобождены от занятий в основной группе по физической культуре. В специальной медицинской группе занимаются большинство экономистов, политологов факультета. По данным социологического исследования, студенты до поступления в ПГТУ занимались спортом (85%) и сейчас хотели бы заниматься: плаванием (35%), аэробикой, туризмом, спортивными играми. К сожалению, в учебные часы это сделать невозможно, так как пока в университете нет бассейна, и в ближайшие годы его строительство не запланировано. Для повышения мотивации студентов к регулярным занятиям на кафедре физической культуры разработан учебно-методический комплекс по дисциплине «физическая культура». Готовится к новому учебному году более совершенная рабочая учебная программа для специальной медицинской группы с учетом
индивидуальных занятий по каждой группе заболеваний студентов. Разработаны комплексные тесты по специальной физической подготовке. Оценка результатов и анализ сдачи тестов дают возможность разработать правильные рекомендации студентам по коррекции функционального состояния и развитию профессионально важных качеств в процессе плановых учебных и самостоятельных занятий, а также по здоровому образу и стилю жизни.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ХОККЕИСТОВ 17-19 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ НА СПЕЦИАЛЬНОПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ
Плотников Алексей Владимирович - мастер спорта международного класса России по хоккею с шайбой, соискатель, Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК), г. Челябинск
Аннотация
Статья посвящена обобщению взглядов ведущих тренеров хоккейных молодежных команд на значимость воспитания физических способностей на специально-подготовительном этапе в подготовительном периоде. Особое внимание обращается на результаты анкетирования тренеров и педагогического тестирования уровня физической подготовленности хоккеистов 1719 лет.
THE PHYSICAL DEGREE OF TRAINING OF 17-19 YEARS OLD HOCKEY PLAYERS DURING THE SPECIALIZED TRAINING LAP IN THE PREPARATORY PERIOD
Plotnikov Alexey Vladimirovich, the master of sports of the international class of Russia in
ice hockey, the competitor,
Ural state university of physical training Chelyabinsk
Abstract
The article is devoted to the summarizing of the leading juvenile hockey trainers' views onto the importance of the education of physical abilities during special preparatory lap in the preparatory period. Great attention is paid to the results of the questionnaire among trainers and pedagogical testing of 17-19 years old hockey players' physical degree of training.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В фокусе нашего исследования - проблема физической подготовленности хоккеистов фарм-клубов (молодежные команды клубов суперлиги) на специальноподготовительном этапе (СПЭ) подготовительного периода. Команда, имеющая более высокий уровень физической подготовленности, имеет большие возможности к разносторонней тактической оснащенности в соревновательном периоде. Низкий уровень физической подготовленности отрицательно отражается на волевых качествах спортсменов, не способствует активному освоению тренировочных и соревновательных нагрузок и росту спортивного мастерства [2; 3]. Это объясняется следующими факторами:
1. Рост спортивных достижений всегда требует нового уровня развития физических способностей спортсмена.
2. Высокий уровень физической подготовленности - одно из важных условий повышения тренировочных и соревновательных нагрузок.
Последнее согласуется и с общими положениями теории и методики спортивной подготовки, отводящими этой стороне физического потенциала спортсмена ведущую роль во многих видах спорта.
Физическая подготовка хоккеистов на специально-подготовительном этапе, ко-