Научная статья на тему 'К вопросу о проблемах организации процесса физического воспитания на первом году обучения в вузе'

К вопросу о проблемах организации процесса физического воспитания на первом году обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРУППА ЗДОРОВЬЯ / ТЕРМИНОЛОГИЯ / ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" (ГТО) / КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ / ТЕСТЫ / СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Наталья Александровна, Никольская Татьяна Вячеславовна

В статье рассматриваются актуальные вопросы повышения эффективности занятий физического воспитания у студенческой молодежи, обучающихся в высших учебных заведениях. Авторы анализируют проблемы организации занятий по физическому воспитанию и предлагают методические рекомендации по улучшению качества организации учебного процесса физического воспитания студентов, которые на первом году обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева Наталья Александровна, Никольская Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of problems in organization of process of physical training within the first year of training in higher education institution

The article analyzes the topical issues of increase in efficiency of the occupations of physical training at student's youth studying in higher educational institutions. Authors analyze the problems of the organization of classes in physical training and offer the methodical recommendations upon improvement of quality of the organization of educational process of physical training of the first year students in higher education institution.

Текст научной работы на тему «К вопросу о проблемах организации процесса физического воспитания на первом году обучения в вузе»

использования методов слова на занятиях физическими упражнениями в группах танцевальной аэробики. - URL : http://www.fizrasport.ru/metody-konstruirovaniya-programm-sostavleniya-svyazok-i-osobennosti-ispolzovaniya-metodov-slova-na-zanyatiyax-fizicheskimi-uprazhneniyami-v-gruppax-tancevalnoj-aerobiki.html. - Дата обращения 01.01.2017.

5. Современные оздоровительные технологии. Методика. Практика : учеб-метод. пособие / В. П. Липовка [и др.] ; под ред. В. П. Липовка. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 87с.

6. Современные оздоровительные технологии. Теория : учеб-метод. пособие / В.П. Липовка [и др.] ; под ред. В.П. Липовка. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 92 с.

7. Урюпин, Н.Н. Общая и специальная подготовленность хоккеистов (методическое руководство для тренеров национальных сборных команд) [Электронный ресурс] / Н.Н. Урюпин, В.В. Савостьянов, А.В. Алехнович ; под общей редакцией В.А. Третьяка. - Москва, 2014. - URL : http://fhr.ru/common/upload/OiSFPKh_text.pdf. - Дата обращения 01.01.2017.

8. Ярчак, Е.Н. Методика проведения оздоровительной аэробики в вузе : учеб-метод. пособие для студентов всех специальностей днев. формы обучения / Е.Н. Ярчак, С. Л. Володкович, Л.М. Ярчак ; Гомельский гос. технич. ун-т им. П.О. Сухого расшифровать. - Гомель : Изд-во ГГТУ им. П.О. Сухого, 2012. - 31 с.

REFERENCES

1. Buykova, O.M. (2010), Functional state of an organism of students engaged in various kinds of improving aerobics, dissertation, Irkutsk.

2. Zhernosiek, A.M. and Rostovtseva, M.Yu. (2005), "Intensity control technology employment by improving step aerobics", Proceedings of the scientific conference of young scientists and students RGUFK (15-17March - April 19-21, 2006.), Moscow, pp. 122-125.

3. Lisitskaya, T.S. and Sidneva L.V. (2002), Aerobics. Private methodic, Vol. II, FAR, Moscow.

4. Slesareva, A.S. (2012), Methods of designing programs Group dance aerobics, available at: http://www.fizrasport.ru/metody-konstruirovaniya-programm-sostavleniya-svyazok-i-osobennosti-ispolzovaniya-metodov-slova-na-zanyatiyax-fizicheskimi-uprazhneniyami-v-gruppax-tancevalnoj-aerobiki.html.

5. Ed. Lipovka, V.P. (2014), Modern improving technologies. Theory: educational method, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.

6. Ed. Lipovka, V.P. (2014), Modern improving technologies. Technique. Practice: educational method, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.

7. Uryupin, N.N., Savostianov, V.V. and Alekhnovich A.V. (2014), General and specially trained players (manual for the national team coach), Moscow, available at: http://fhr.ru/common/upload/OiSFPKh_text.pdf.

8. Yarchak, E.N. (2012), Methods of improving aerobics in high school: textbook method, Gomel GSTU, Gomel.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 04.03.2017

УДК 796.011.3

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПЕРВОМ ГОДУ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Наталья Александровна Воробьева, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленский государственный университет, Смоленск,

Татьяна Вячеславовна Никольская, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленский филиал Московского государственного университета путей сообщения

(МИИТ), Смоленск

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы повышения эффективности занятий физического воспитания у студенческой молодежи, обучающихся в высших учебных заведениях. Авторы анализируют проблемы организации занятий по физическому воспитанию и предлагают методические рекомендации по улучшению качества организации учебного процесса физического воспита-

ния студентов, которые на первом году обучения в вузе.

Ключевые слова: физическое воспитание, группа здоровья, терминология, общеразвива-ющие упражнения, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), контрольные нормативы, тесты, спортивный зал.

TO THE QUESTION OF PROBLEMS IN ORGANIZATION OF PROCESS OF PHYSICAL TRAINING WITHIN THE FIRST YEAR OF TRAINING IN HIGHER

EDUCATION INSTITUTION

Natalia Alexandrovna Vorobyova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Smolensk State University, Tatyana Vyacheslavovna Nikolskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State University of Railway Engineering Smolensk Branch

Annotation

The article analyzes the topical issues of increase in efficiency of the occupations of physical training at student's youth studying in higher educational institutions. Authors analyze the problems of the organization of classes in physical training and offer the methodical recommendations upon improvement of quality of the organization of educational process of physical training of the first year students in higher education institution.

Keywords: physical education, health group, terminology, callisthenic routine, combined developing exercises, all-Russian physical culture training program "Ready for Labour and Defense" (RLD), normative standard, tests, gym.

В соответствии со стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года актуальным остается реформирование и приведение системы образования в соответствии с потребностями развития общества современной России. В связи с этим, повышение эффективности физического воспитания студенческой молодежи является важнейшей задачей и требует поиска недочетов в работе и их быстрого и эффективного устранения. В нашей статье мы попытались проанализировать свою работу, работу коллег и выступить с предложениями по улучшению качества организации процесса физического воспитания на первом году обучения в вузе. К недостаткам мы относим следующие моменты.

Отсутствие в перечне документов абитуриентов медицинского заключения «О группе здоровья по физической культуре» у руководства вуза возникает необходимость организации медицинского обследования. В течение первого месяца занятий, что ограничивает преподавателей в выборе и дозировке программного материала, затрудняет прием контрольных нормативов, характеризующих подготовленность при поступлении в образовательное учреждение и отбор новичков в секцию легкой атлетики. Министерству образования, Министерству здравоохранению и Министерству спорта рекомендуется совместно рассмотреть данный вопрос для принятия решений, позволяющих повысить качество организации учебного процесса

Разные формулировки в медицинских заключениях «О группе здоровья по физической культуре». Встречаются справки, где группа здоровья прописывается словами (основная, подготовительная, специальная), что бесспорно самое удобная форма и справки с цифрами (первая, вторая, третья). «Попадаются» и документы, в которых написано -группа здоровья по физической культуре основная - III, что свидетельствует о разных вариантах классификации и необходимости приведения их к единым требованиям или проведению семинара с разъяснениями данной проблемы для медицинских сотрудников.

Применение «разной» терминологии при обучении строевым и общеразвивающим упражнениям. Например, часто можно услышать И.П. - стойка, ноги на ширине плеч, вместо И.П. - стойка, ноги врозь Данный раздел гимнастики используют на всех этапах обучения в различных возрастных группах, поэтому недооценить важность единого подхода при обучении невозможно. К сожалению, выпускники школ, попадая на 1-й курс

института, а иногда и преподаватели, не обладают «достаточным» уровнем знаний в этой области, поэтому предлагается рассмотреть вопрос о разработке единых методических рекомендаций по обучению строевым и общеразвивающим упражнениям для всех образовательных учреждений и включения их в образовательные стандарты.

Слабый уровень выполнения контрольных нормативов. В связи с введением в действие с 1 сентября 2014 года в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) во все рабочие программы в раздел нормативы были внесены изменения соответствующие вышеизложенному документу. Учитывая, что до всех образовательных учреждений доведены методические рекомендации по тестированию, теперь мы можем сделать первые выводы о полученных результатах. С обязательными испытаниями для девушек на уровне получения значка не справляется подавляющее большинство студенток. Меньше затруднений вызывает бег на 100 м., вероятно, это можно объяснить тем, что в большинстве средних общеобразовательных учреждениях подготовке этого норматива уделялось достаточно времени за весь период обучения и были необходимые условия для тренировки. На занятиях в высшей школе мы продолжаем поддерживать или повышать у студенток уже достаточно хороший уровень развития скоростных способностей. Совсем другая ситуация с бегом на 2 км. Только незначительная часть учащихся способна пробегать всю дистанцию, не переходя на шаг и показывать результаты близкие к нормам ГТО. Тест подтягивание из виса лежа на низкой перекладине, выполняют на среднем уровне большинство испытуемых девушек только после нескольких месяцев подготовки, вероятно в большинстве школ Смоленской области не было условий для полноценной тренировки. Тест сгибание и разгибание рук в упоре лежа не выполняют около 95% девушек, т.к. в методических рекомендациях требования к технике очень завышены на наш взгляд. Тест наклон вперед из положения, стоя с прямыми ногами на гимнастической скамейке «поддается» большинству первокурсников, однако гибкость при отсутствии способности очень трудно тренируема. У юношей сдача бега на 100 м и 3 км затруднений не вызывает, выносливость хорошо тренируема и бывшие школьники приходят в вуз достаточно подготовленными. Самым трудным тестом для сдачи у студентов является рывок гири 16 кг. Предполагаем, причинами такой ситуации послужило следующее: в подавляющем большинстве школ не изучалась техника рывка гири в один прием; отсутствовал необходимый инвентарь; не было квалифицированных тренеров. Сдача теста подтягивание из виса на высокой перекладине так же вызывает затруднения. Часто встречающаяся ошибка-подтягивание рывками или с махами, ее допускают 90%. Из 11 предложенных испытаний по выбору, первокурсники изучали в школе и успешно сдают в университете - поднимание туловища из положения, лежа на спине (девушки) и прыжок в длину с места толчком двумя ногами (юноши). Из-за недостаточного финансирования, отсутствия необходимого инвентаря и оборудования, бассейна, тира, сектора для метаний, ямы для прыжков в длину с разбега не только в школах Смоленской области, но и в большинстве вузов, выполнение 9 оставшихся испытаний требует анализа, подготовительной работы и несколько лет для решения организационных и финансовых вопросов.

В течение двух лет, в сентябре 2014 и 2015 годов, мы проводили анкетирование 83 и 90 первокурсников Смоленского государственного университета. Исследуемая группа - это выпускники школ Смоленской области, поступившие на первый курс. Цель исследования - повысить качество образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура» в вузе, после анализа некоторых вопросов состояния школьного физического воспитания и необходимой корректировки программного материала.

Анкетный опрос показал, что уроки физической культуры в школе проводились регулярно у 89% первокурсниц и 81% первокурсников, их часто отменяли у 11% и 9% соответственно. Таким образом, 15% респондентов не занимались систематически физической культурой, что могло повлиять на результаты контрольного тестирования уровня

общей физической и спортивно-технической подготовленности в начале учебного года. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации", в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов и типов введен третий час физической культуры. Мы выяснили, что у 76% обучающихся урок физической культуры был 3 раза в неделю через день, у 8% - 1 раз «спаренный» урок и 16% респондентов предложили разные варианты ответов от 2 до 4 раз в неделю. Учитывая, что на первом курсе студенты получают обязательную физическую нагрузку на занятиях не менее 4 часов в неделю, а в школе, как мы выяснили из результатов анкетирования, двигательный режим был меньше, возникает необходимость корректировки учебного материала с учетом имеющихся данных.

Вызывает тревогу ситуация с предоставлением «замен» на период отсутствия «основного» учителя, 51% занимающихся ответили "да", а 49% - "нет". Можно предположить, что проблема «замещений» временно отсутствующего педагога остается актуальной на сегодняшний день. Порадовал ответ на следующий вопрос: "Урок по физической культуре вел специалист в данной области?", 98% бывших одиннадцатиклассников ответили "да", и только 2% ответили "учитель другого предмета".

Респонденты отмечают, что в теплое время года уроки по физической культуре проходили на оборудованном школьном стадионе (72%), в парке возле школы (21%), в спортивном зале (7%) и в холодное время года - в спортивном зале (97%), в школьном кабинете, оборудованном под зал (3%). Мы посчитали необходимым выяснить, какими спортивными объектами, инвентарем и оборудованием располагают общеобразовательные школы Смоленской области, результаты представлены на рисунках 1 и 2.

ледовая площадка стадион кабинет для шейпинга бассейн тренажерный зал стрелковый тир спортивный зал

=19

=1 4

40

1 13

20

40

69

90

60

100

Рисунок 1 - Спортивные объекты школ

подвешенный канат перекладина гимнастические скамейки гимнастическое бревно гимнастический конь гимнастический козел скакалки обручи

волейбольные мячи, стойки и сетка баскетбольные мячи и кольца стартовые колодки барьеры

-'-'-1 58

1 62

1

1 61

1 42

1 1

1 52

1 72

1 1 1

1 94

1111

1 86

1 1

1

1 1

1

1 21

1 17

20

40

60

100

0

Рисунок 2 - Спортивный инвентарь и оборудование школ

Приведенные данные свидетельствуют, что 90% средних образовательных учреждений располагают спортивным залом, 69% - стадионом, на наш взгляд самым необходимым, но учитывая современные тенденции к возрождению ГТО, этого явно недостаточно для решения поставленных государством задач. Потребуется время, значительные финансовые средства и высшим учебным заведениям для создания необходимых условий в вопросах организации и достижения высокого уровня физической подготовленности учащейся молодежи.

К сожалению, удалось выяснить, что в 72% школ в спортивном зале одновременно занимаются 2 класса, а в 6% - более двух и в 39% школ допускаются ученики на урок без спортивной формы. Приходиться также констатировать, что у 83% юношей и девушек не было раздельного обучения на уроках физической культуре, у 62 % обучающихся члены семьи не занимаются спортом.

Для создания эмоционально-психологического фона процесса обучения, мы выясняли разнообразие, предлагаемого для изучения программного материала (рисунок 3)

хоккей футбол стрельба плавание шахматы дартц лыжный спорт тяжелая атлетика бадминтон настольный теннис гимнастика волейбол баскетбол легкая атлетика

-1 7

1 1

1

1 13

=1 5

1 9

=1 4

10

20

29

51

46

59

40

60

94

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ 89

79

100

5

0

Рисунок 3 - Программный материал, предлагаемый в школах для изучения

Соревновательная деятельность является составной частью технологии управления физическим воспитанием студенческой молодежи и поэтому на этапе начального планирования спортивной работы необходимо выяснить готовность бывших школьников к соревнованиям. Полученные результаты анкетного опроса свидетельствуют о том, что у 44% соревнования проводились внутри класса, у 87% - между классами, у 67% - между школьниками района, у 35% - между школьниками области.

На вопрос анкеты: "Считаете ли Вы, что уроки физической культуры для школьников должны быть обязательными?", 72% опрошенных ответили - да, 18% - нет. Для преподавателя важной должна оставаться работа со студентами, которые опережают или отстают в развитии своих сверстников. Если перед ними не ставить все новых, отвечающих их уровню развития задач, то интерес к занятиям у них пропадает.

Таким образом, необходимо проводить дальнейшую работу над формированием положительной мотивации школьников и студентов к занятиям физической культурой и спортом. Следует всегда помнить и об обеспечение преемственности программ физического воспитания в образовательных учреждениях, обмене информацией между педагогами и поиском путей решения проблем.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.03.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.