СТЕПЕНЬ ВОСТРЕБОВАННОСТИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
О.А. Сбитнева, старший преподаватель
Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10966
Аннотация. В статье обсуждается степень востребованности и удовлетворенности студентов в физкультурно-спортивной деятельности во внеучебное время. Выявлены мотивы, интересы, потребности в физкультурно-спортивной деятельности. Определены источники информации о спорте, спортивных секциях, фитнес залах. Анализируются проблемы посещений секций, спортивных залов.
Ключевые слова: мотивы, потребности, физкультурно-спортивная деятельность, исследование, респонденты, двигательная активность, здоровье.
В настоящее время студенческая молодежь сталкивается с экономическими, экологическими, социальными проблемами в обществе, потере или смешении ценностных ориентиров. Изменяется образ жизни, совмещается учеба и труд, условия обучения требуют постоянного напряжения интеллектуальных, эмоциональных, волевых и других функций. К организму студентов предъявляются повышенные требования. Актуальными становятся проблемы недостаточной двигательной активности, ухудшения здоровья. Правильно организованная физическая активность должна являться насущной потребностью, здоровье и физическая подготовленность - основными ценностями, для молодого поколения. Удовлетворяя потребности, воспитывается положительная мотивация к занятиям физической культуры и спорта. Формируя мотивации необходимо создать интерес. В физкультурно-спортивной деятельности студентов объединяются личные интересы и общественные, студенты развиваются как личность, со своими ценностями, идеалами, отношением к физической культуре. Физическая культура и спорт являются базовым компонентом формирования общей культуры студентов, одной из важнейших сфер оздоровления, активной формой профилактики различных заболеваний. В данном исследовании была поставлена цель: определить степень востребованности и удовлетворенности студен-
тов в физкультурно-спортивной деятельности во внеурочное время. В ходе исследования был применен метод анкетирования, в качестве респондентов выступали студенты 2-3 курса факультета ветеринарной медицины и зоотехнии Пермского ГАТУ. В опросе приняло участие 99 студентов, в том числе 82 девушки и 17 юношей в возрасте 18-23 года. Анализ мотивов к физкультурно-спортивной деятельности показал, что приоритетными для студентов-девушек являются желание укрепить свое здоровье - 41.4%, выглядеть эстетично - 35.3%, потребность в движении -28%. У юношей доминирует потребность в движении - 29.4%; желание выглядеть эстетично - 29.4%; далее они выбрали желание заняться любимым делом - 23.5%; желание укрепить свое здоровье - 23.5%. Для будущей профессиональной деятельности девушек, значимость занятий физической культурой и спортом состоит в укреплении здоровья - 75.6%; развитии волевых и моральных качеств - 52.4%, необходимых при подготовке высококвалифицированных специалистов, положительном влиянии на самостоятельную деятельность -28.0%; в возможности раскрыть свои способности - 24.3%; влиянии на уровень жизни - 24.3%. Главную ценность физической культуры и спорта для развития личности юноши видят в укреплении здоровья - 64.7%; влиянии на самостоятельную деятельность - 29.4%; возможности раскрыть
свои способности - 17.6%. Можно констатировать, что большая часть испытуемых осознает значимость физической культуры и спорта. Во внеурочной спортивной деятельности девушек привлекают занятия, развивающие силу, выносливость, быстроту - 41.4%; так же они считают, что занятия снимают напряжение, повышают работоспособность - 39.0%; нравятся занятия, создающие эмоциональный фон, психологическую обстановку - 30.4%. Юношей привлекают занятия, развивающие память, внимание - 35.2%; развивающие силу, выносливость, быстроту -29.4%; за эмоциональный фон, психологическую обстановку проголосовало - 23.5% опрошенных. Саморазвитием и самореализацией физкультурно-спортивной деятельности в свободное от учебы время готовы заняться 30.4% девушек, 70.5% юношей. Согласно результатам исследования, юноши более вовлечены в занятия физической культуры и спорта, тем самым получают дополнительные творческие, интеллектуальные, спортивные, коммуникативные навыки. Формирование потребности в физкультурно-спортивной деятельности связано с наличием положительных эмоций. Эмоциональные положительные отношения к ценностям физической культуры, к ее объектам и субъектам. Отвечает ли интересам набор предлагаемых физ-культурно-спортивных услуг, девушки с большей долей вероятности ответили «да» - 42.6%; юноши - 35.2%. Удовлетворены организацией работы и бытовыми условиями спортивных сооружений 47.5% девушек; 52.9% юношей. Материально-техническое оснащение спортивных сооружений, оборудования, инвентаря отвечает требованиям у 41.4% девушек; 35.2% юношей. В ходе исследования были выбраны источники информации о спорте, спортивных секциях, фитнес залах, спортивных сооружениях. В приоритете является информация с интернет-сайтов, что подтверждается результатами опроса: девушки - 56.0%, юноши - 47.0%. Далее свое предпочтение респонденты отдали рекомендациям друзей: девушки - 36.5%, юноши - 35.2%; намного реже используется информация с посещения спортивных
мероприятий: девушки - 10.9%, юноши -17.6%. Выяснилось, что самые достоверные сведения студенты получают с интернет - сайтов. Большинству студентов, занимаясь во внеурочное время физической культурой и спортом, достаточно информации по программам, планам, тренировкам, времени проведения, тренерам. Это подтверждается результатами опроса: девушки - 59.7%, юноши - 58.8%. Студенты ценят труд педагогов, которые постоянно работают над собой, повышают свой профессиональный уровень, у которых культура воспитания и личностные качества начинаются с высокой индивидуальной культуры. В педагоге, тренере, преподавателе, выбранного вида спорта, спортивной деятельности респондентов привлекает профессионализм, с этим согласны -71.9% девушек, 64.7% - юношей; далее студенты отмечают интеллигентность, воспитанность, образованность 40.2% -девушек, 29.4% - юношей; личные качества выделили - 40.2% девушек, 23.5% -юношей. Основной проблемой посещений секций, спортивных залов для студентов Пермского ГАТУ является недостаток свободного времени. Это подтверждают результаты опрошенных: девушки -54.8%, юноши - 41.1%. Выявляя готовность студентов оплачивать посещения спортивных секций, фитнес залов, спортивных сооружений по разным видам спорта, было зафиксировано согласие у девушек - 38.95%, юношей - 64.7%; не согласны 35.7% девушек, 29.4% юношей. Исходя из полученных данных, физкуль-турно-спортивная деятельность удовлетворяет личные и общественные потребности в физической подготовке студентов, сохранении и укреплении здоровья, восстановления сил, в гармоничном и всестороннем развитии. Уровень физкультурно-спортивной активности студентов, определяет степень востребованности физической культуры и эффективность ее развития в обществе. Имеется прямая зависимость развития физкультурно-спортивной деятельности от качества предоставляемых услуг, материально-технического оснащения, профессионализма кадров.
Библиографический список
1. Купчинов Р.И. Физическое воспитание: учеб. пособие для студ. подготовительных учеб.-тренировочных групп учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Р.И. Купчинов. - Минск: ТетраСистемс, 2006. - 352 с.
2. Петрова М.Е. Особенности досуговой жизнедеятельности студентов: социологический анализ // Сервис Plus. - 2011 - №3. - С. 43-48.
3. Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта: Учебник / В.И. Столяров. - М.: ФиС, 2005. - 400 с.
4. Сырвачева И.С. Самостоятельная физическая и специальная подго-товка слушателей (студентов) / И.С. Сырвачева, Я.К. Якубовский и др. // Учебное пособие (гриф ДВ РУМЦ). ВФ РТА, Владивосток. - 2001. - 104 с.
5. Чешихина В.В., Кулаков В.Н., Филимонова С.Н. Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. -250 с.
THE LEVEL OF DEMAND AND SATISFACTION OF STUDENTS IN SPORTS ACTIVITIES IN THEIR SPARE TIME
O.A. Sbitneva, senior lecturer
Pryanishnikov Perm state agrarian and technological university (Russia, Perm)
Abstract. The article discusses the degree of demand and satisfaction of students in sports activities in extracurricular time. Motives, interests, needs in sports activity are revealed. Sources of information about sports, sports sections, fitness halls are defined. Analyzes the problems of the visits to the sections of gyms.
Keywords: Motives, needs, sports activity, research, respondents, motor activity, health.