Научная статья на тему 'ГУМАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ КАК ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ'

ГУМАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ КАК ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманизация / образование / студенты / личностное развитие / активное вовлечение / коммуникативные навыки / humanization / education / students / personal development / active involvement / communication skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Наталья Владимировна

В статье исследуется принцип гуманизации подготовки студентов как основа для построения современных образовательных систем. Гуманизация образования является процессом, направленным на развитие личности и формирование гражданской ответственности студентов вместе с приобретением академических знаний и навыков. Для достижения этой цели предлагается анализировать и учитывать потребности и интересы студентов, создавать способы активного вовлечения студентов в образовательный процесс, а также развивать коммуникативные и межличностные навыки. Исследование подчеркивает, что гуманизация подготовки студентов способствует их самостоятельности, развитию критического мышления и способности к адаптации в современном обществе. Традиционные методы преподавания, основанные на передаче знаний и акцентирующие внимание на запоминании информации, не всегда эффективны в современном информационном обществе. Вместе с тем, становится все более важным формирование у студентов комплекса навыков и качеств, которые позволят им успешно адаптироваться к быстро меняющимся требованиям и вызовам современного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the principle of humanization of student training as a basis for building modern educational systems. The humanization of education is a process aimed at personal development and the formation of students' civic responsibility along with the acquisition of academic knowledge and skills. To achieve this goal, it is proposed to analyze and take into account the needs and interests of students, create ways to actively involve students in the educational process, as well as develop communication and interpersonal skills. The study emphasizes that the humanization of students' training contributes to their independence, the development of critical thinking and the ability to adapt in modern society. Traditional teaching methods based on knowledge transfer and focusing on memorizing information are not always effective in the modern information society. At the same time, it is becoming increasingly important for students to develop a set of skills and qualities that will allow them to successfully adapt to the rapidly changing requirements and challenges of the modern world.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ КАК ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ»

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО Горбунова Наталья Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ГУМАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ КАК ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Аннотация. В статье исследуется принцип гуманизации подготовки студентов как основа для построения современных образовательных систем. Гуманизация образования является процессом, направленным на развитие личности и формирование гражданской ответственности студентов вместе с приобретением академических знаний и навыков. Для достижения этой цели предлагается анализировать и учитывать потребности и интересы студентов, создавать способы активного вовлечения студентов в образовательный процесс, а также развивать коммуникативные и межличностные навыки. Исследование подчеркивает, что гуманизация подготовки студентов способствует их самостоятельности, развитию критического мышления и способности к адаптации в современном обществе. Традиционные методы преподавания, основанные на передаче знаний и акцентирующие внимание на запоминании информации, не всегда эффективны в современном информационном обществе. Вместе с тем, становится все более важным формирование у студентов комплекса навыков и качеств, которые позволят им успешно адаптироваться к быстро меняющимся требованиям и вызовам современного мира.

Ключевые слова: гуманизация, образование, студенты, личностное развитие, активное вовлечение, коммуникативные навыки.

Annotation. The article examines the principle of humanization of student training as a basis for building modern educational systems. The humanization of education is a process aimed at personal development and the formation of students' civic responsibility along with the acquisition of academic knowledge and skills. To achieve this goal, it is proposed to analyze and take into account the needs and interests of students, create ways to actively involve students in the educational process, as well as develop communication and interpersonal skills. The study emphasizes that the humanization of students' training contributes to their independence, the development of critical thinking and the ability to adapt in modern society. Traditional teaching methods based on knowledge transfer and focusing on memorizing information are not always effective in the modern information society. At the same time, it is becoming increasingly important for students to develop a set of skills and qualities that will allow them to successfully adapt to the rapidly changing requirements and challenges of the modern world.

Key words: humanization, education, students, personal development, active involvement, communication skills.

Введение. Гуманизация подготовки студентов предполагает переориентацию образовательных систем на развитие личности каждого обучающегося, на учет его индивидуальных потребностей, интересов и способностей. Это означает акцент на формирование навыков критического мышления, самостоятельности, творческого и креативного подхода к решению задач, коммуникативных и коллаборативных навыков.

Такой подход к подготовке студентов становится все более востребованным в условиях быстрого развития технологий, глобализации и межкультурного взаимодействия. Гуманизация образования помогает студентам развивать не только профессиональные навыки, но и ценностные ориентиры, этическое сознание, умение работать в команде и уважительно относиться к различиям [2]. Кроме того, гуманизация подготовки студентов способствует их личностному росту и самоопределению, развитию самоуважения и самоэффективности. Это помогает им стать активными гражданами, способными к саморазвитию и самосовершенствованию.

Изложение основного материала статьи. Гуманизм - это философско-этическое учение и мировоззрение, которое акцентирует ценность и достоинство человеческой жизни, а также приверженность улучшению условий существования каждого человека. Гуманисты стремятся к построению гармоничного общества, основанного на равенстве, справедливости и уважении к правам и свободам каждого индивида.

Основные принципы гуманизма включают:

1. Человекоцентризм - ставит человека в центр своего внимания и признает его индивидуальность, автономию и способность к развитию. Человекоцентризм подразумевает, что цели и ценности общества должны служить благополучию каждого человека.

2. Рационализм - гуманисты признают значение разума и научного подхода в понимании мира и решении проблем. Они стремятся к основанному на знаниях и логике мышлению, а не на предрассудках и суевериях.

3. Этика и мораль - гуманизм основывается на этических принципах, которые подразумевают уважение к правам и достоинству каждого человека. Гуманисты признают значимость моральных ценностей, таких как доброта, справедливость, толерантность и ответственность.

4. Секуляризм - гуманизм отделяет религию от государства и апеллирует к светским принципам управления и образования. Он признает свободу вероисповедания и уважает право каждого человека на свои религиозные убеждения или их отсутствие.

5. Глобализация и мировое сообщество - подчеркивается важность глобальной солидарности и сотрудничества в решении глобальных проблем, таких как бедность, неравенство, конфликты и экологические вызовы. Гуманисты стремятся к созданию мирного и справедливого мирового сообщества.

Гуманность - это нравственно-психологическая характеристика, которая подразумевает уважение и сопереживание к другим людям, а также стремление к доброте и состраданию. Она проявляется в различных аспектах жизни, начиная от взаимодействий с близкими людьми и заканчивая отношением к незнакомым людям и окружающей среде [3]. Она является основой для установления и поддержки положительных межличностных отношений и социальной солидарности.

Гуманизация образования - это стремление к построению отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга. Ге основная цель заключается в превращении социального опыта в личный опыт для достижения целенаправленного развития личности. Гуманизация также подразумевает установление сотрудничества между участниками образовательного процесса, включая педагогов и обучающихся, а также совместное развитие общекультурных, социально-нравственных и профессиональных навыков.

В гуманизированном образовательном процессе обучающийся выступает в качестве активного субъекта обучения, а также воспитания и формирования его образования. Это означает, что студенты, вместо пассивного принятия знаний, активно взаимодействуют со своими преподавателями и другими студентами. Они выступают в роли исследователей и создателей знаний, что способствует более глубокому и осмысленному усвоению материала.

Гуманизация образования также подразумевает учет индивидуальных потребностей и интересов каждого обучающегося. Преподаватель должен адаптировать свой подход к обучению в соответствии с уровнем подготовки и особенностями каждого студента. Это способствует более эффективному обучению и повышает мотивацию студентов.

Еще одной важной составляющей гуманизации образования является развитие навыков сотрудничества и коммуникации. В образовательной среде студенты учатся взаимодействовать друг с другом, уважать и слушать мнения и идеи других людей. Это помогает формированию толерантного и открытого общества, в котором каждый человек ценится и уважается.

Основные принципы гуманитаризации образования и их значимость:

1. Центральное место личности. В гуманитаризации образования личность ставится в центре образовательного процесса. Обучающийся рассматривается как активный субъект, способный самостоятельно конструировать знания, а не пассивный объект, которому знания просто передаются. Этот принцип способствует развитию самостоятельности, творческого мышления и критического мышления обучающихся.

2. Гуманитарные ценности. Особое внимание уделяется развитию гуманитарных ценностей, таких как толерантность, солидарность, справедливость, уважение к другим и культурному наследию. Это помогает формировать обучающихся как граждан социально ответственных, способных к диалогу и сотрудничеству.

3. Междисциплинарный подход. Гуманитаризация образования подразумевает интеграцию различных дисциплин и областей знания. Обучающиеся не только учатся отдельным предметам, но и учатся видеть связи между ними, анализировать их взаимодействие и применять полученные знания в реальных ситуациях. Такой междисциплинарный подход способствует развитию системного мышления и способности решать комплексные задачи.

4. Развитие эмоционального интеллекта. Включает в себя умение понимать и управлять своими эмоциями, развитие эмпатии и способность эффективно взаимодействовать с другими людьми. Развитие эмоционального интеллекта помогает обучающимся лучше понимать себя и окружающих, а также успешно адаптироваться в различных социальных ситуациях.

5. Контекстуальное обучение. Предполагается контекстуальное обучение, то есть связывание учебного материала с реальными жизненными ситуациями и проблемами. Обучающиеся не только учатся теории, но и применяют свои знания на практике, решая актуальные задачи. Такое обучение стимулирует интерес и мотивацию обучающихся, помогает им осознать практическую ценность получаемых знаний.

История развития образования свидетельствует о длительном пути, который человечество прошло, чтобы достичь современных образовательных систем.

В древних цивилизациях, таких как Египет, Месопотамия, Китай и Индия, образование было часто доступно только элите. Образование в этих обществах было связано с религиозными и культурными нормами, и его целью было подготовить людей для специфических ролей в обществе [4].

В средние века в Европе образование было контролируемым церковью. Клерики и монахи играли важную роль в сохранении и передаче знаний. Образование было ориентировано на религиозное образование и подготовку духовных лидеров.

Период Возрождения (Х1У-ХУ1 века) принес с собой новые идеи о значимости образования. Гуманисты признавали важность образования для развития человека и акцентировали внимание на гуманитарных науках и изучении классической литературы.

Во время Просвещения (ХУП-ХУШ века) философы и просветители, такие как Декарт, Руссо и Вольтер, выдвигали идеи о всеобщем образовании и свободном доступе к знаниям. В этот период возникли первые общеобразовательные школы и университеты.

С развитием индустриализации в XIX веке растет потребность в образовании для рабочего класса. Государства начинают активно вмешиваться в системы образования, вводя обязательное школьное образование и создавая публичные школы.

В XX веке образование становится всеобщим и все более специализированным. Развиваются системы высшего образования, появляются профессиональные школы и учреждения, ориентированные на конкретные области знаний и навыков.

В современности образование стало глобальным и доступным благодаря развитию информационных и коммуникационных технологий. Виртуальные университеты, онлайн-курсы и дистанционное образование позволяют получить знания из любой точки мира.

Тенденции в современных образовательных системах включают акцент на развитии критического мышления, творческих навыков и цифровой грамотности. Также большое внимание уделяется инклюзивному образованию и адаптации системы к различным потребностям обучающихся.

Традиционные методы преподавания, основанные на заучивании и механическом воспроизведении знаний, становятся все менее эффективными и релевантными в современном обществе. Вместо этого, современные школы и университеты все больше акцентируют внимание на развитии навыков проблемного мышления, творчества и коммуникации. Такой подход способствует гуманизации образования, поскольку он ставит личностные потребности студентов в центр внимания, развивая их потенциал и способности.

Следует отметить рост важности социальной компетентности. В современном мире, где межкультурное взаимодействие и межличностные отношения становятся все более важными, студентам необходимо развивать навыки эмоционального интеллекта, умения работать в коллективе и уважительного общения. Университеты теперь придают большее значение развитию таких навыков, предоставляя студентам возможности для участия в социальных проектах, волонтерстве и студенческих организациях. Это способствует гуманизации образования, формируя гражданскую активность и ответственность у студентов.

Третьей важной тенденцией, влияющей на гуманизацию образования, является внедрение информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс. Современные университеты все больше используют онлайн-платформы, виртуальные учебные среды и мультимедийные ресурсы для обеспечения более интерактивного и доступного обучения. Это позволяет студентам более свободно выбирать темп и методы обучения, а также получать доступ к разнообразным и актуальным знаниям. Такие технологии способствуют гуманизации подготовки студентов, учитывая их индивидуальные потребности и предпочтения.

Рассмотрим несколько теоретических подходов к построению современных образовательных систем с учетом принципа гуманизации.

Первый подход - это персонализированное обучение. Он основан на идее, что каждый обучающийся имеет уникальные потребности и способности, и что образовательная система должна быть адаптирована к индивидуальным потребностям каждого обучающегося. Персонализированное обучение предполагает использование технологий и данных для анализа индивидуальных потребностей обучающихся и предоставления персонализированных учебных материалов и заданий.

Второй подход - это активное обучение. Он основан на идее, что обучающиеся должны активно участвовать в процессе обучения, а не просто пассивно получать информацию от педагога. Активное обучение предполагает использование интерактивных методов обучения, таких как дискуссии, групповые проекты, игры и т.д. Это помогает обучающимся развивать критическое мышление, коммуникативные навыки и творческое мышление.

Третий подход - это социальное обучение. Он основан на идее, что обучающиеся могут учиться друг у друга и взаимодействовать в рамках образовательной среды. Социальное обучение предполагает использование коллективных методов обучения, таких как групповые проекты, ролевые игры и т.д. Это помогает обучающимся развивать социальные навыки, сотрудничать и решать проблемы вместе.

Четвертый подход - это контекстное обучение. Он основан на идее, что обучающиеся лучше усваивают знания, когда они связаны с реальными ситуациями и проблемами. Контекстное обучение предполагает использование реальных примеров и ситуаций для объяснения учебных материалов и развития понимания обучающихся.

Пятый подход - это активное обучение с использованием технологий. Он основан на идее, что технологии могут быть использованы для улучшения процесса обучения и повышения эффективности обучения. Активное обучение с использованием технологий предполагает использование интерактивных платформ, онлайн-курсов, вебинаров и т.д. Это помогает обучающимся получать доступ к информации и обучению в любое время и в любом месте.

Гуманизация образования - это процесс создания условий для развития личности каждого студента, формирования его индивидуальности и саморазвития. Важным фактором гуманизации образования является создание комфортной среды обучения.

Комфортная среда обучения - это комплекс условий, которые обеспечивают оптимальное развитие личности студента. Она включает в себя не только материальную базу образовательного учреждения, но и психологический климат, отношения между преподавателями и студентами, а также методы и формы обучения.

Одним из главных аспектов создания комфортной среды обучения является материальная база. Современные образовательные учреждения должны иметь хорошо оборудованные аудитории, лаборатории, библиотеки, компьютерные классы и другие помещения, которые соответствуют современным требованиям и технологиям.

Психологический климат в образовательном учреждении также играет важную роль в создании комфортной среды обучения. Он зависит от многих факторов, таких как отношения между преподавателями и студентами, атмосфера в группе, уровень доверия и взаимопонимания. Для создания благоприятного психологического климата необходимо проводить работу по формированию культуры общения, уважения мнения других людей, развитию навыков конструктивного диалога и сотрудничества.

Отношения между преподавателями и студентами также являются важным аспектом создания комфортной среды обучения. Они должны быть основаны на взаимном уважении, доверии и поддержке. Преподаватели должны быть готовы помочь студентам в решении возникающих проблем и ответить на все вопросы, которые у них могут возникнуть.

Методы и формы обучения также играют важную роль в создании комфортной среды обучения. Они должны соответствовать потребностям и возможностям каждого студента, а также современным требованиям и технологиям. Важно использовать различные методы и формы обучения, такие как лекции, семинары, практические занятия, проектная деятельность и другие, чтобы каждый студент мог выбрать наиболее подходящий для себя.

Создание комфортной среды обучения является важным фактором гуманизации образования. Она позволяет создать условия для развития личности каждого студента, формирования его индивидуальности и саморазвития. Материальная база, психологический климат, отношения между преподавателями и студентами, а также методы и формы обучения - все эти аспекты должны быть учтены при создании комфортной среды обучения. Только тогда образование станет действительно качественным и полезным для каждого человека.

Подход предполагает активное внедрение гуманитарных ценностей и принципов в педагогическую практику, создавая таким образом благоприятную и эмоционально комфортную образовательную среду. В данной статье мы рассмотрим, какие средства могут быть использованы для гуманитаризации процесса обучения студентов в университете.

1. Развитие эмоциональной поддержки.

Одним из ключевых средств гуманитаризации обучения является развитие эмоциональной поддержки. Преподаватели могут создавать доверительные отношения с каждым студентом, проявлять понимание и сострадание к их индивидуальным потребностям и проблемам. Важно учитывать разнообразие эмоциональных состояний студентов и создавать условия для выражения своих мыслей и чувств.

2. Применение интерактивных методик.

Использование интерактивных методик обучения способствует гуманитаризации процесса обучения. Задания, направленные на активное взаимодействие студентов друг с другом и с преподавателем, помогают развивать коммуникативные навыки, учат сотрудничеству и эмпатии. Такие методики, как дискуссии, проектные работы, ролевые игры и групповые задания, позволяют студентам лучше понять и оценить различные точки зрения, развивают критическое мышление и способствуют формированию толерантного отношения.

3. Использование инновационных технологий.

Применение инновационных технологий в образовательном процессе способствует гуманитаризации обучения. Интерактивные электронные доски, онлайн-платформы, облачные сервисы и другие средства технологий обеспечивают доступ к дополнительным образовательным ресурсам, способствуют гибкости и индивидуализации обучения. Такие технологии также могут быть использованы для создания комфортной образовательной среды, например, путем предоставления возможности анонимного обсуждения тем или обратной связи через онлайн-формы.

4. Интеграция гуманитарных дисциплин.

Включение гуманитарных дисциплин в учебный план способствует гуманитаризации процесса обучения. Изучение предметов, таких как философия, этика, психология, позволяет студентам развивать свое мировоззрение, этические принципы, аналитические и рефлексивные способности. Это помогает не только формированию широкого кругозора, но и развитию личности студента в целом [5].

Выводы. В заключении можно отметить, что гуманизация подготовки студентов является неотъемлемым принципом построения современных образовательных систем. Этот подход ставит в центр внимания развитие личности каждого студента, его потребностей, интересов и способностей. Гуманизация образования способствует формированию гармонично развитой, творческой и самостоятельной личности, способной успешно адаптироваться в современном мире.

Одним из ключевых выводов является то, что гуманизация образования требует перехода от традиционной модели преподавания, ориентированной на передачу знаний и оценку результатов, к модели, основанной на активном взаимодействии преподавателя и студента, индивидуальном подходе и развитии разносторонних компетенций.

Кроме того, гуманизация образования требует создания благоприятной образовательной среды, где студенты чувствуют себя комфортно и могут проявлять свои таланты и интересы. Важно также обеспечить доступность образования и равные возможности для всех студентов, независимо от их социального статуса, пола или физических возможностей. Наконец, требуется постоянное совершенствование образовательных программ, методов и технологий, а также вовлечения преподавателей в процесс профессионального развития.

Литература:

1. Корепанова, И.Н. Гуманизация образования: социокультурный аспект / И.Н. Корепанова // Образование и наука в современной жизни. 2016, № 3.

2. Трусов, П.В. Гуманизация образования: понятие, содержание, проблемы и перспективы / П.В. Трусов // Вестник Кубанского государственного аграрного университета. 2015, № 1.

3. Фролова, В.П. Проблемы гуманизации образования в условиях информационного общества / В.П Фролова // Вестник транснациональной академической группы. 2017, № 2.

4. Чернышева, Л.В. Гуманизация образования: методологический аспект / Л.В. Чернышева // Педагогика. 2018, № 3.

5. Шевелева, ГЛ. Гуманистические принципы образования в современной педагогике / ГЛ. Шевелева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013, № 4.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); аспирант Кучеров Иван Владимирович

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ЦЕРКОВНО ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ ТАВРИЧЕСКОЙ ЕПАРХИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.:

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. Отечественная система образования накопила значительный педагогический опыт. В статье рассматривается историко-педагогический опыт деятельности церковно-приходских школ Таврической епархии на рубеже XIX - начале XX вв. Материалы исследования показывают, что церковно-приходские школы решали вопросы, связанные с распространением начального образования. За годы деятельности данных школ была выработана определенная методика преподавания, которая доказала свою эффективность.

Ключевые слова: церковно-приходские школы, образование, воспитание, методика преподавания, педагогический опыт, практика.

Annotation. The domestic education system has accumulated considerable pedagogical experience. The article examines the historical and pedagogical experience of the activity of the parochial schools of the Tauride diocese at the turn of the XIX - early XX centuries. The research materials show that parochial schools solved issues related to the spread of primary education. Over the years of the activity of these schools, a certain teaching methodology has been developed, which has proven its effectiveness. Key words: parochial schools, education, upbringing, teaching methods, pedagogical experience, practice.

Введение. Вывозы, стоящие перед современным российским обществом, имеют глубокий и системный характер. Важным и актуальным в современной повестке остается вопрос создания эффективной системы образования, которая бы обеспечивала эффективное развитие всех сфер общественной и государственной жизни.

В современной системе образования большое внимание уделяют вопросам гражданского и патриотического воспитания, считая данные компоненты приоритетными для формирования личности подрастающего поколения. Обращение к педагогическому опыту предыдущих исторических периодов, является важным этапом как в процессе осмыслении современных происходящих изменений, так и в привлечении и использовании воспитательного потенциала существовавших образовательных систем в истории отечественного образования в настоящее время.

Цель статьи - рассмотреть педагогический опыт церковно-приходских Таврической епархии в конце XIX -начале XX вв.

Изложение основного материала статьи. Больший методический и педагогический потенциал содержится в системе дореволюционного образования Российской империи, особо выделяется период рубежа XIX - XX вв. Именно в конце XIX столетия система российского образования приобрела завершенный вид, были сформированы все ступени в образовательной сфере начиная с начального и заканчивая высшим.

Важным этапом в создании и широком распространении начального образования сыграли принятые 13 июня 1884 г. «Правила о церковно-приходских школах», которые стимулировали процесс открытия начальных церковных школ. В задачи данных учебных заведений помимо образовательных функций, таких, как основы грамоты и начального счета, входило также нравственное воспитание и привитие любви к царю и церкви. Данные школы выступали в качестве оплота государственной идеологии Российской империи действуя в идеологеме - «Православие, Самодержавие и Народность». Создаваемые церковные школы были двух типов (см. рис. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.