Научная статья на тему 'ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ'

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивашко Наталья Николаевна, Луценко Виктория Евгеньевна

Статья посвящена проблемам гуманизации образовательной среды вузов ФСИН России. Ввиду того, что профессиональная деятельность выпускников вузов ФСИН России связана с решением гуманистической, педагогической задачей исправления осуждённых, гуманизация образовательной среды вузов ФСИН России является актуальной проблемой. Цель исследования - изучение образовательной среды вузов ФСИН России и её гуманизации. Исследование проводилось методом сравнительного анализа нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность вузов ФСИН России и определяющей структуру их образовательной среды. Результаты, полученные в ходе анализа, показали, что в вузах ФСИН России возникают определенные сложности с процессом гуманизации. Однако, несмотря на наличие обозначенных проблем, в целом для вузов ФСИН России характерен учет современных тенденций развития образования и его гуманизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивашко Наталья Николаевна, Луценко Виктория Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANIZATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITIES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

The article is devoted to the problems of humanization of the educational environment of the institutes of the Federal Penal Service of Russia. Due to the fact that the professional activity of graduates of the Federal Penal Service of Russia is connected with the solution of the humanistic, pedagogical task of correcting inmates, the humanization of the educational environment of the institutes of the Federal Penal Service of Russia is an actual problem. The purpose of the article is to study the educational environment of institutes of the Federal Penal Service of Russia and its humanization. The study was conducted by the method of comparative analysis of the regulatory framework regulating the activities of the institutes of the Federal Penal Service of Russia and determining the structure of their educational environment. The results of the analysis showed that in the institutes of the Federal Penal Service of Russia there are certain difficulties with the process of humanization. However, despite the existence of these problems, in general, the institutes of the Federal Penal Service of Russia are characterized by taking into account modern trends in the development of education and its humanization.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ»

18. Ivanova N.G., Khrebtishchev V.N. (2020), "World view concept of safety of living standard and its impact on the mental and physical health of the younger generation", Baltic Humanitarian Journal, V. 9, No. 3, pp. 88-90.

19. Rybakhuk, N.A., Romanova, A.P. and Ivanova, N.G. (2019), "Organizational and pedagogical conditions for the formation of vocational-applied physical culture of students of pedagogical specialties", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11, рр. 380-383.

Контактная информация: m.vvvvv.m66@bk.ru

Статья поступила в редакцию 29.05.2022

УДК 378:343.83

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ

Наталья Николаевна Ивашко, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника института по учебной работе, Кузбасский институт ФСИН России, г. Новокузнецк; Виктория Евгеньевна Луценко, кандидат философских наук, доцент Владивостокский филиал Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Уссурийск

Аннотация

Статья посвящена проблемам гуманизации образовательной среды вузов ФСИН России. Ввиду того, что профессиональная деятельность выпускников вузов ФСИН России связана с решением гуманистической, педагогической задачей исправления осуждённых, гуманизация образовательной среды вузов ФСИН России является актуальной проблемой. Цель исследования - изучение образовательной среды вузов ФСИН России и её гуманизации. Исследование проводилось методом сравнительного анализа нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность вузов ФСИН России и определяющей структуру их образовательной среды. Результаты, полученные в ходе анализа, показали, что в вузах ФСИН России возникают определенные сложности с процессом гуманизации. Однако, несмотря на наличие обозначенных проблем, в целом для вузов ФСИН России характерен учет современных тенденций развития образования и его гуманизации.

Ключевые слова: образование, гуманизация, гуманитаризация, образовательная среда, Федеральная служба исполнения наказаний.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p153-157

HUMANIZATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITIES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Natalya Nikolaevna Ivashko, the candidate of pedagogical sciences, docent, deputy head of the institute for academic work, Kuzbass Institute of the Federal Penal Service of Russia, Novokuznetsk; Vktoriya Evgenyevna Lutsenko, the candidate of philosophical sciences, docent, Vladivostok branch of Far Eastern Law Institute of the Ministry ofInternal Affairs of the Russian

Federation, Ussuriisk

Abstract

The article is devoted to the problems of humanization of the educational environment of the institutes of the Federal Penal Service of Russia. Due to the fact that the professional activity of graduates of the Federal Penal Service of Russia is connected with the solution of the humanistic, pedagogical task of correcting inmates, the humanization of the educational environment of the institutes of the Federal Penal Service of Russia is an actual problem. The purpose of the article is to study the educational environment of institutes of the Federal Penal Service of Russia and its humanization. The study was conducted by the method of comparative analysis of the regulatory framework regulating the activities of the institutes of the Federal Penal Service of Russia and determining the structure of their educational environment. The results of the analysis showed that in the institutes of the Federal Penal Service of Russia there are certain difficulties with the process of humanization. However, despite the existence of these problems, in general, the institutes of the Federal Penal Service of Russia are characterized by taking into account modern trends

in the development of education and its humanization.

Keywords: education, humanization, humanitarization, educational environment, Federal Penal Service of Russia.

ВВЕДЕНИЕ

В современном педагогическом обществе обращение к вопросам, связанным с общим развитием человека, с образовательной средой как аспектом, от которого зависит судьба каждого обучающегося, в частности и страны в целом, не утрачивает своей актуальности. В настоящее время образование оказалось на рубеже очень важных, радикальных изменений, происходит осмысление интересов в сфере образования. Отказ от Болон-ской системы является еще одним свидетельством неизбежности рефлексии обществом приоритетов целей образования. Как заявил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, «будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента». Становится очевидным, что в современных условиях повышается роль личности, активизируется процесс гуманизации общества, признающего человека высшей ценностью.

Анализ научных исследований в области педагогики, психологии, философии, социологии свидетельствует о том, что среда признаётся одним из ведущих факторов развития личности. Воздействие среды на развитие человека рассматривалось как в трудах классиков зарубежной педагогики - К.А. Гельвеция, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо Д. Дьюи и др., - так и в работах отечественных педагогов К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П.Ф. Лесгафта, А.С. Макаренко, Ю.С. Мануйлова, Л.И. Новиковой, С.Т. Шацкого, В.А. Ясвина и других.

Мы разделяем позицию В.А. Ясвина, который считает, что окружающая среда охватывает комплекс природных и социокультурных факторов, которые могут влиять на жизнь и деятельность людей. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие, человек является одновременно и продуктом, и создателем своей среды, которая дает ему физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие. Интересно, что человек для другого человека также может выступать как элемент окружающей среды, оказывая на него влияние своими отношениями и действиями. Таким образом, среда для человека - это еще и его естественное социальное окружение, обладающее комплексом влияний и условий [7]. С нашей точки зрения образовательная среда предстает в качестве внешних объектов и условий, обеспечивающих процесс образования человека, в который «погружаются» обучающие и обучаемые, происходит общение между ними [3].

Цель исследования - изучение образовательной среды вузов ФСИН России и её гуманизации.

Исследование проводилось методом сравнительного анализа нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность вузов ФСИН России и определяющей структуру их образовательной среды.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Образовательная среда вуза не существует изолированно от образовательной системы в целом. Приоритет выбора той или иной педагогической системы, построение взаимодействия обучающегося с образовательной средой неразрывно связаны с нормативно-правовой базой функционирования и тенденциями развития системы отечественного образования, которая обеспечивает процесс подготовки специалистов для современного общества. Обозначенная выше политика оказывает непосредственное влияние на изменения в сфере образования. Согласно позиции Т.А. Рубанцовой именно «гуманизация образования является одним из основных факторов гуманизации общества, так как

через систему образования идет процесс социализации, профессионализации индивида, и именно в данной структуре он усваивает нормы, правила и ценности культуры общества, в котором живет» [6, с. 175]. Гуманизм провозглашает человека высшей ценностью, соответственно гуманизация образования предполагает усиление роли и значимости каждой отдельно взятой личности, ее свободу, самостоятельность, творчество и самореализацию.

Средством реализации гуманистических идей выступает гуманитаризация образования - придание образованию культурологического и культуро-творческого характера [1].

Рассматривая систему образовательных организаций высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России), необходимо отметить, что гуманизация образовательной среды вуза ФСИН России является актуальной проблемой, так как деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) связана с решением педагогической задачи - исправлением осуждённых. Данная задача может быть решена только при условии реализации в отношении осужденных принципа гуманизма, эффективно реализовать который сможет сотрудник с развитой гуманистической направленностью личности. Такой вывод несложно сделать, опираясь на требования, предъявляемые к сотрудникам уголовно-исполнительной системы.

Современный сотрудник УИС должен быть интеллектуально развит, стрессоустойчив, коммуникабелен, готовым к действиям в экстремальных ситуациях, уметь работать эффективно в соответствии с принципами законности, гуманности и уважения к правам человека. Наличие перечисленных качеств будет свидетельствовать о его сформированной личности как профессионала [2].

Высшие образовательные учреждения ФСИН России осуществляют подготовку кадров к служебно-профессиональной деятельности в УИС. Сравнительный анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность вузов ФСИН России и определяющих структуру образовательной среды этих высших учебных заведений, позволил сделать вывод о том, что процесс подготовки курсантов построен на принципах авторитарной педагогики, единоначалия, субординации, жесткой регламентации времени и взаимоотношений. Офицер, старший по званию определяет цели, задачи обучения и воспитания курсанта как во время аудиторной, так и во время внеаудиторной работы. Помимо этого, курсанты постоянно находятся под контролем офицеров, подчиняются четко установленному порядку жизнедеятельности. В связи с этим, на наш взгляд, в вузах ФСИН России, возникают определенные сложности с процессом гуманизации. С одной стороны, гуманизация предполагает возрастание роли и значимости отдельно взятой личности, с другой - от каждого обучающегося требуется беспрекословное подчинение старшему по званию.

Служебные отношения в высшем учебном заведении ФСИН России ограничивают возможности гуманизации, которая, с точки зрения А.М. Новикова, охватывает и гуманитаризацию образования. Рассматривая ее в широком смысле, он утверждает о том, что гуманитаризация предполагает, но не сводится только к усилению в образовании составляющей гуманитарных дисциплин. С его точки зрения, гуманитаризация должна рассматриваться в контексте формирования отношения человека к окружающему миру, своей собственной, в том числе и профессиональной, деятельности и самому себе [4, с. 54].

Высшие учебные заведения ФСИН России готовят специалистов, работающих в системе отношений «человек - человек», что уже предполагает глубокое изучение дисциплин гуманитарного профиля. Внедрение гуманистических идей в образовательный процесс затруднено, прежде всего, недостаточной разработанностью сущности гуманитаризации образования как социально-педагогического феномена и принципов ее реализации - основных исходных целей, обуславливающих направление поисков в построении новой технологии образования.

Процесс гуманизации и гуманитаризации предполагает качественное совершенствование образовательного процесса. В связи с этим возникает вопрос о преемственности изучения всех дисциплин гуманитарного цикла. Принцип гуманизации и гуманитаризации профессиональной подготовки в вузе ФСИН России предполагает создание содержательных, организационных и методических условий, обеспечивающих становление зрелой личности сотрудника уголовно-исполнительной системы с учетом индивидуальных особенностей и этапов становления ценностного отношения к себе как к профессионалу и к системе служебных отношений, построенных на принципах единоначалия и подчинения. В тоже время, в качестве основных результатов профессиональной подготовки курсанта вуза ФСИН России должны стать самоценность и исполнительность, эмоциональная устойчивость, рефлексивность и уважение к правам человека вообще, и заключенного, в частности. В данном контексте вузы ФСИН России должны быть, как определяет П. Рогонов, не просто «кузницей кадров», а центром культуры, источником гуманистических знаний и нравственного воспитания [5, с. 58-65].

В соответствии с проведенным анализом удалось установить, что в целом для вузов ФСИН России, характерен учет современных тенденций развития образования:

- создаются условия для профессионального развития личности, ее самореализации в служебно-профессиональной деятельности ФСИН России;

- особое значение приобретает научная и самостоятельная работа. В процессе подготовки курсантов существенное значение приобретает технологизация процесса обучения, развивающая у курсантов навыки самостоятельной учебно-научной деятельности, умение работать с источниками и проводить самостоятельные исследования;

- предоставляются возможности для творчества и научной деятельности;

- педагогический процесс ориентирован на использование современных форм и методов обучения, достижений отечественной и зарубежной науки;

- в учебные планы по специальностям и направлениям подготовки, реализующихся в вузах ФСИН включены такие дисциплины, как «Профессиональная этика и служебный этикет», «Пенитенциарная психология», «Пенитенциарная педагогика», «Воспитательная работа с осужденными», «Психология профессиональной деятельности сотрудников УИС» и др., в ходе освоения которых курсанты изучают базовые гуманистические понятия;

- решается задача совершенствования системы непрерывного образования, отвечающая требованиям сегодняшнего дня и перспективам развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, нами установлено, что гуманизация образовательной среды вуза на сегодняшний день является одним из основных принципов развития современного образования в России. В силу того, что профессиональная деятельность выпускников вузов ФСИН России связана с решением гуманистической, педагогической задачей исправления осуждённых, гуманизация образовательной среды вуза ФСИН России является актуальной проблемой. Сравнительный анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность вузов ФСИН России и определяющей структуру их образовательной среды, позволил сделать вывод о том, что в вузах ФСИН России возникают определенные сложности с процессом гуманизации. Однако, не смотря на наличие обозначенных проблем, в целом для вузов ФСИН России характерен учет современных тенденций развития образования и его гуманизации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дзятковская Е.Н. Образовательная среда: задача гуманизации и гуманитаризации / Е. Н. Дзятковская // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 11. - С. 11-16.

2. Додуева О.Ф. Педагогические условия формирования гуманистической направленности личности курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России / О.Ф.

Додуева, , О.В. Евсеева // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2022. - № 4. - С. 38-44. Ивашко Н.Н. Педагогические условия успешной адаптации курсантов к образовательной среде вуза ФСИН России / Н.Н. Ивашко // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. - 2019. - № 2 (6). - С. 25-32.

3. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития / А. М. Новиков. - Москва : Эгвес, 2000. - 272 с.

4. Рогонов П. Не знанием единым: (о духовно-нравственной подготовке студентов) / П. Рогонов // Высшее образование в России. - 1996. - № 4. - С. 58-65.

5. Рубанцова Т.А. Гуманизация современного образования / Т.А. Рубанцова. - Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2000. - 252 с.

6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - Москва : Смысл, 2001. - 365 с.

REFERENCES

1. Dzyatkovskaya, E.N. (2020), "Educational environment: the task of humanization and humanization", Modern pedagogical education, No. 11, pp. 11-16.

2. Dodueva, O.F., and Evseeva, O.V. (2022), "Pedagogical conditions for the formation of a humanistic orientation of the personality of cadets of educational organizations of higher education of the Federal Penitentiary Service of Russia", Vedomosti of the penal system, No. 4, pp. 38-44.

3. Ivashko, N. N. (2019), "Pedagogical conditions for the successful adaptation of cadets to the educational environment of the university of the Federal Penitentiary Service of Russia", Theory and practice of scientific research: psychology, pedagogy, economics and management, No. 2 (6), p. 25-32.

4. Novikov, A.M. (2000), Russian education in a new era: heritage paradoxes, development vector, Egves, Moscow.

5. Rogonov, P. (1996), "Not knowing one thing: (on the spiritual and moral training of students)", Higher education in Russia, No. 4, pp. 58-65.

6. Rubantsova, T.A. (2000), Humanization of modern education, Publishing House of SB RAS, Novosibirsk.

7. Yasvin, V.A. (2001), Educational environment: from modeling to design, Smysl, Moscow.

Контактная информация: ivashkon@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.06.2022

УДК 378.172

ОЦЕНКА ПРОЯВЛЕНИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Татьяна Геннадьевна Илькевич, кандидат педагогических наук, Гжельский государственный университет, п. Электроизолятор; Константин Борисович Илькевич, кандидат педагогических наук, профессор, Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Марат Ринатович Шакиров, преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва

Аннотация

Стресс (от англ. stress - напряжение) или «общий адаптационный синдром» - это совокупность обшцх неспецифических физиологических, психологических и биохимических реакций организма в ответ на действие стрессоров - раздражителей чрезвычайной силы любой природы. При длительном действии стрессорного фактора адаптивные механизмы трансформируются в повреждающие и становятся основой развития стрессорных болезней: сердечно-сосудистых заболеваний, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, иммунопатологий, онкологических заболеваний, нервно-психических нарушений. В современном обществе информационному стрессу (ИС) особенно подвержены студенты разных форм обучения, поэтому целью данного исследования, является необходимость подтверждения наличия и степени проявлений ИС у студентов. Для оценки ИС, были использованы методики оценки типа высшей нервной деятельности (ВНД), уровня проявления стресса, а также проведен анализ изменения показателей функционального состоя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.