Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПРОЯВЛЕНИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

ОЦЕНКА ПРОЯВЛЕНИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
146
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС / СТУДЕНТЫ / ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СТРЕССОРЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА / ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Илькевич Татьяна Геннадьевна, Илькевич Константин Борисович, Болдов Александр Сергеевич, Шакиров Марат Ринатович

Стресс (от англ. stress - напряжение) или «общий адаптационный синдром» - это совокупность общих неспецифических физиологических, психологических и биохимических реакций организма в ответ на действие стрессоров - раздражителей чрезвычайной силы любой природы. При длительном действии стрессорного фактора адаптивные механизмы трансформируются в повреждающие и становятся основой развития стрессорных болезней: сердечно-сосудистых заболеваний, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, иммунопатологий, онкологических заболеваний, нервно-психических нарушений. В современном обществе информационному стрессу (ИС) особенно подвержены студенты разных форм обучения, поэтому целью данного исследования, является необходимость подтверждения наличия и степени проявлений ИС у студентов. Для оценки ИС, были использованы методики оценки типа высшей нервной деятельности (ВНД), уровня проявления стресса, а также проведен анализ изменения показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС). В результате проведенного исследования было доказано, что студенты имеют разный тип ВНД, который оказывает влияние на способность студентов адаптироваться к информационным нагрузкам, проявлениям стресса и их выраженности. На основании полученных результатов было выдвинуто предположение, что результаты оценки адаптационного потенциала организма студента необходимы для раннего выявления неоднородности адаптации к стрессу, разделения на группы с большей и меньшей предрасположенностью к болезням и проведения профилактических мероприятий средствами физической культуры и спорта в данных группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Илькевич Татьяна Геннадьевна, Илькевич Константин Борисович, Болдов Александр Сергеевич, Шакиров Марат Ринатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF MANIFESTATIONS OF INFORMATION STRESS IN STUDENTS AND ITS PREVENTION BY MEANS OFPHYSICAL CULTURE AND SPORT

Introduction. Stress (from the English stress - tension) or "general adaptation syndrome" is a set of general non-specific physiological, psychological and biochemical reactions of the body in response to the action of stressors - irritants of extreme force of any nature. With prolonged action of the stress factor, adaptive mechanisms transform into damaging ones and become the basis for the development of stress diseases: the cardiovascular diseases, gastric and duodenal ulcers, immunopathologies, oncological diseases, and neuropsychiatric disorders. In modern society, the students of various forms of education are especially susceptible to informational stress, so the purpose of this study is the need to confirm the presence and degree of manifestations of IP among students. To assess IS, methods were used to assess the type of higher nervous activity (HNA), the level of manifestation of stress, and an analysis was made of changes in the indicators of the functional state of the cardiovascular system (CVS). As a result of the study, it was proved that students have a different type of GNI, which affects the ability of students to adapt to information loads, manifestations of stress and their severity. Based on the results obtained, it was suggested that the results of assessing the adaptive potential of the student's body are necessary for early detection of the heterogeneity of adaptation to stress, division into groups with a greater and lesser predisposition to diseases and preventive measures in these groups.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПРОЯВЛЕНИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

Додуева, , О.В. Евсеева // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2022. - № 4. - С. 38-44. Ивашко Н.Н. Педагогические условия успешной адаптации курсантов к образовательной среде вуза ФСИН России / Н.Н. Ивашко // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. - 2019. - № 2 (6). - С. 25-32.

3. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития / А. М. Новиков. - Москва : Эгвес, 2000. - 272 с.

4. Рогонов П. Не знанием единым: (о духовно-нравственной подготовке студентов) / П. Рогонов // Высшее образование в России. - 1996. - № 4. - С. 58-65.

5. Рубанцова Т.А. Гуманизация современного образования / Т.А. Рубанцова. - Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2000. - 252 с.

6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - Москва : Смысл, 2001. - 365 с.

REFERENCES

1. Dzyatkovskaya, E.N. (2020), "Educational environment: the task of humanization and hu-manization", Modern pedagogical education, No. 11, pp. 11-16.

2. Dodueva, O.F., and Evseeva, O.V. (2022), "Pedagogical conditions for the formation of a humanistic orientation of the personality of cadets of educational organizations of higher education of the Federal Penitentiary Service of Russia", Vedomosti of the penal system, No. 4, pp. 38-44.

3. Ivashko, N. N. (2019), "Pedagogical conditions for the successful adaptation of cadets to the educational environment of the university of the Federal Penitentiary Service of Russia", Theory and practice of scientific research: psychology, pedagogy, economics and management, No. 2 (6), p. 25-32.

4. Novikov, A.M. (2000), Russian education in a new era: heritage paradoxes, development vector, Egves, Moscow.

5. Rogonov, P. (1996), "Not knowing one thing: (on the spiritual and moral training of students)", Higher education in Russia, No. 4, pp. 58-65.

6. Rubantsova, T.A. (2000), Humanization of modern education, Publishing House of SB RAS, Novosibirsk.

7. Yasvin, V.A. (2001), Educational environment: from modeling to design, Smysl, Moscow.

Контактная информация: ivashkon@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.06.2022

УДК 378.172

ОЦЕНКА ПРОЯВЛЕНИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Татьяна Геннадьевна Илькевич, кандидат педагогических наук, Гжельский государственный университет, п. Электроизолятор; Константин Борисович Илькевич, кандидат педагогических наук, профессор, Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Марат Ринатович Шакиров, преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва

Аннотация

Стресс (от англ. stress - напряжение) или «общий адаптационный синдром» - это совокупность общих неспецифических физиологических, психологических и биохимических реакций организма в ответ на действие стрессоров - раздражителей чрезвычайной силы любой природы. При длительном действии стрессорного фактора адаптивные механизмы трансформируются в повреждающие и становятся основой развития стрессорных болезней: сердечно-сосудистых заболеваний, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, иммунопатологий, онкологических заболеваний, нервно-психических нарушений. В современном обществе информационному стрессу (ИС) особенно подвержены студенты разных форм обучения, поэтому целью данного исследования, является необходимость подтверждения наличия и степени проявлений ИС у студентов. Для оценки ИС, были использованы методики оценки типа высшей нервной деятельности (ВНД), уровня проявления стресса, а также проведен анализ изменения показателей функционального состоя-

ния сердечно-сосудистой системы (ССС). В результате проведенного исследования было доказано, что студенты имеют разный тип ВНД, который оказывает влияние на способность студентов адаптироваться к информационным нагрузкам, проявлениям стресса и их выраженности. На основании полученных результатов было выдвинуто предположение, что результаты оценки адаптационного потенциала организма студента необходимы для раннего выявления неоднородности адаптации к стрессу, разделения на группы с большей и меньшей предрасположенностью к болезням и проведения профилактических мероприятий средствами физической культуры и спорта в данных группах.

Ключевые слова: информационный стресс, студенты, высшая нервная деятельность, профилактические мероприятия, информационные стрессоры, функциональное состояние организма, проявления стресса.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p157-162

ASSESSMENT OF MANIFESTATIONS OF INFORMATION STRESS IN STUDENTS AND ITS PREVENTION BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

Tatiana Gennadyevna Ilkevich, the candidate of pedagogical sciences, Gzhel State University,

v. Elektroizolyaror; Konstantin Borisovich Ilkevich, the candidate of pedagogical sciences, professor, Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical science, docent, Marat Rinatovich Shakirov, the teacher, Moscow State University of Psychology and Education,

Moscow

Abstract

Introduction. Stress (from the English stress - tension) or "general adaptation syndrome" is a set of general non-specific physiological, psychological and biochemical reactions of the body in response to the action of stressors - irritants of extreme force of any nature. With prolonged action of the stress factor, adaptive mechanisms transform into damaging ones and become the basis for the development of stress diseases: the cardiovascular diseases, gastric and duodenal ulcers, immunopathologies, oncological diseases, and neuropsychiatric disorders. In modern society, the students of various forms of education are especially susceptible to informational stress, so the purpose of this study is the need to confirm the presence and degree of manifestations of IP among students. To assess IS, methods were used to assess the type of higher nervous activity (HNA), the level of manifestation of stress, and an analysis was made of changes in the indicators of the functional state of the cardiovascular system (CVS). As a result of the study, it was proved that students have a different type of GNI, which affects the ability of students to adapt to information loads, manifestations of stress and their severity. Based on the results obtained, it was suggested that the results of assessing the adaptive potential of the student's body are necessary for early detection of the heterogeneity of adaptation to stress, division into groups with a greater and lesser predisposition to diseases and preventive measures in these groups.

Keywords: information stress, students, higher nervous activity, preventive measures, information stressors, functional state of the body, manifestations of stress.

ВВЕДЕНИЕ

Учебная деятельность современных студентов часто сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением физических и психических функций, угрозой воздействия разнообразных раздражителей личностной, организационной и информационной природы. Информационные стрессоры наносят организму больший вред, требуют больших энергетических затрат и участия всех защитных сил организма, чем другие виды стрес-сорных факторов (хирургические травмы, воздействия высоких или низких температур, различного рода заболевания и др.). В результате информационных перегрузок, происходит истощение адаптационных возможностей организма, что является причиной развития многих психосоматических заболеваний [5, 6].

Под термином информационный стресс большинство авторов понимает разновидность эмоционального стресса, источником развития которого служат внешние сообщения, информация о текущем или предполагаемом воздействии неблагоприятных событий, их угрозе или «внутренняя» информация в форме прошлых представлений и воспомина-

ний о травмирующих психику событиях, ситуациях и их последствиях, сопровождающиеся негативными реакциями, свойственными стрессу [2].

Длительное эмоциональное напряжение может приводить к активации симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, в зависимости от типа ВНД и стадии стресса. Изменения в вегетативной регуляции влекут к развитию переходных процессов, сопровождающихся нарушением вегетативного гомеостаза и повышенной лабильностью реакций сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма.

Наиболее простыми и объективными методами оценки уровня стресса является оценка состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, такие как методы регистрации частоты сердечных сокращений (ЧСС), определение показателей артериального давления (АД), электрокардиография (ЭКГ) и определение параметров функционирования дыхательной системы (частота и глубина дыхания, газовый состав выдыхаемого воздуха и т. д.). Согласно концепции Р.М. Баевского, особенности адаптивных реакций можно оценить с помощью анализа вариабельности сердечного ритма, специфика изменений которого дает возможность получения прогностической информации о функциональном состоянии всего организма [1].

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие студенты обоих полов 1 -2 курса обучения, всего 42 студента из них 20 студента направления подготовки Педагогическое образование (Физическое культура) (ФК) и 22 направления подготовки Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (ДПИ).

Для оценки наличия и проявлений ИС у студентов были проведены исследования определения типа ВНД по опроснику «Характеристика типа высшей нервной деятельности по анемнестической схеме», диагностика психической напряженности в условиях сложной ситуации или ее ожидания по опроснику «Определение нервно-психического напряжения» Т.А. Немчина и оценка структуры переживаний стресса по измерению стрессовых ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателей «Шкала психологического стресса PSM-25» в интерпретации Н.Е. Водопьяновой. Так же был проведен анализ адаптационных резервов организма студентов по оценке приспособительных возможностей организма на основании оценки функционального состояния ССС в покое и при воздействии стресс-стимула.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Исследование типа ВНД проводилось по опроснику «Характеристика типа высшей нервной деятельности по анемнестической схеме». Преобладание типа ВНД симпатического или парасимпатического типа сказывается на способности адаптироваться к информационным нагрузкам.

Сила НП Уравновешенность НП Подвижность НП

ФК ДПИ Рисунок 1 - Тип ВНД у студентов

Показатель выраженности силы нервной системы в группе ФК составляет 43,2% и соответствует средней величине, в группе ДПИ 29,4%, что также соответствует средней

величине силы нервной системы, но он значительно ниже, чем в группе ФК. Показатель выраженности уравновешенности нервной системы в группе ФК составляет 35,8% и соответствует средней величине, в группе ДПИ 27,5%, что также соответствует средней величине силы уравновешенности нервной системы, но он значительно ниже, чем в группе ФК. Показатель выраженности подвижности нервной системы в группе ФК составляет 33,1% и соответствует средней величине, в группе ДПИ 37,9%, что также соответствует средней величине подвижности нервной системы, но он значительно выше, чем в группе ФК.

Анализ диагностики психической напряженности проводился по опроснику «Определение нервно-психического напряжения (НПН)» Т.А. Немчина. По содержанию опросника все признаки стресса разделены на три группы, первая группа отражает наличие физического дискомфорта и неприятных ощущений со стороны соматических систем организма, вторая группа утверждает о наличии (или отсутствии) психического дискомфорта и жалоб со стороны нервно-психической сферы, в третью группу входят признаки, описывающие некоторые общие характеристики нервно-психического напряжения - частоту, продолжительность, генерализованность и степень выраженности этого состояния. 60 -,-521-

40

20

Соматические системы Нервно-психическая

сфера

ФК ДПИ

Общее НПН

Индекс НПН

Рисунок 2 - Степень проявления нервно-психического напряжения у студентов

Индекс НПН студентов группы ФК соответствует первой степени, что говорит об относительной сохранности характеристик психического и соматического состояния (нормотония). Индекс НПН студентов ДПИ соответствует второй степени НПН и свидетельствует развитию у студентов ощущения подъема, готовности к работе и сдвиг в сторону симпатикотонии.

Для оценки измерения феноменологической структуры переживаний стресса применяли «Шкала PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона», в интерпретации Н.Е. Водопьяновой. Цель анализа, измерение стрессовых ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях.

150 и-134-142-

101,5

76,9

0 0

Низкий уровень

Средний уровень стресса Высокий уровень

ФК "ДПИ Рисунок 3 - Уровень стресса у студентов

Общий показатель стресса

По общему показателю уровня стресса студенты группы ФК имеют 76,9 баллов и испытывают низкий уровень стресса, что свидетельствует о состоянии психологической адаптированности к рабочим нагрузкам. Студенты группы ДПИ имеют показатель 101,5

0

баллов, что соответствует среднему уровню стресса.

Анализ показателей функционального состояния сердечно-сосудистой проводился по оценке ЧСС, АД и индекса Кердо. Динамика изменения ЧСС позволяет судить об адаптации системы кровообращения к потребностям организма во время стресса. У людей с преобладанием симпатической регуляции имеет место тенденция к учащению ЧСС (тахикардия), при преобладании парасимпатической регуляции к редкой ЧСС (брадикар-дия). Для оценки баланса симпатической и парасимпатической вегетативной нервной системы рассчитывают индекс Кердо.

ЧСС АД (САД) АД (ДАД)

До ■ После

Рисунок 4 - Функциональные пробы студентов ФК

Индекс Кердо

ЧСС

АД (САД)

АД (ДАД)

Индекс Кердо

До ■ После

Рисунок 5 - Функциональные пробы студентов ДПИ

Все показатели, характеризующие работу ССС у студентов в условиях стресса (перед зачетом) достоверно повышались. У студентов группы ФК средняя частота перед зачетом возросла с 80,6 до 89,4 (на 10,9%) ударов в минуту, у студентов группы ДПИ с 83,6 до 94,3 (на 12,7%) как при работе средней тяжести, что подчеркивает влияние психологических факторов на физиологическое состояние организма. Повышение пульса свидетельствует о резко выраженной реакции симпатической системы на процедуру зачета. По индексу Кердо студенты обеих групп относятся к группе симпатикотоников. Психологический стресс, связанный с тревожным ожиданием зачета, привел к возрастанию показателей систолического и диастолического артериального давления в обеих группах, что, скорее всего, было вызвано влиянием адреналина и повышением периферического сопротивления крови вследствие усиления тонуса сосудистых стенок.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Таким образом, у студентов в условиях информационного стресса имеется повышение параметров, характеризующих активность симпатического отдела вегетативной нервной системы. В группе студентов ДПИ прослеживается преобладание более сильного воздействия симпатического отдела вегетативной нервной системы на организм и более выраженные проявления информационного стресса. В группе ФК у студентов наблюдается умеренное преобладание регуляции симпатического отдела вегетативной нервной системы, что может быть объяснено индивидуальными различиями в исходной физической

подготовленности студентов, таким образом можно сказать, что своевременное проведение оценки адаптационного потенциала организма студента необходимо для раннего выявления неоднородности адаптации к стрессу, разделения на группы с большей и меньшей предрасположенностью к болезням и проведению профилактических мероприятий в данных группах [3, 4].

ВЫВОДЫ

В ходе исследования было установлено, что студенты группы ФК имеют более высокие проявления выраженности силы и уравновешенности нервной системы, студенты группы ДПИ имеют более сильные проявления выраженности подвижности нервной системы. Уровень НПН студентов в группе ФК менее выражен, у студентов ДПИ уровень НПН свидетельствует сдвигу в сторону симпатикотонии. Студенты группы ФК испытывают низкий уровень стресса, а студенты группы ДПИ испытывают средний уровень стресса.

Полученные данные подтверждают мнение о том, что информационный стресс оказывает выраженное стрессогенное влияние на организм студентов. Ответные реакции организма на стресс зависят от уровня ВНД, протекают одновременно на гормональном, вегетативном и нейрофизиологическом уровнях и вызывают негативные изменения в организме, однако в группе студентов ФК все проявления менее выражены. Таким образом, можно сказать, что для повышения адаптации к информационным стрессорам необходимо комплексное применение специальных средств физической культуры для снижения нервно-психической напряженности у студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р.М. Баев-ский. - Москва : Медицина, 1979. - 224 с.

2. Бодров В.А. Информационный стресс / В.А. Бодров. - Москва : ПЕР СЭ, 2004. - 382 с.

3. Отношение студентов творческих специальностей и направлений подготовки к физической культуре и спорту / А.С. Болдов, К.Б. Илькевич, А.В. Гусев, М.Р. Шакиров, Д.А. Иванов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.-- 2021. - № 10 (200). - С. 445-449

4. Илькевич Т.Г. Модель организации оздоровления студенток-художниц в условиях кампуса / Т.Г. Илькевич // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - Т.11, № 4.- С. 70-75.

5. Ковтунович М. Г. Информационный стресс / М. Г. Ковтунович, К. Е. Маркачев // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 5. - С. 83-91.

6. Медведева Н. И. Современная социальная среда как фактор и источник информационного стресса / Н. И. Медведева // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2015. - № 2 (47). - С. 235-239.

REFERENCES

1. Baevsky, R.M. (1979), Forecasting states on the verge of norm and pathology, Medicine, Moscow.

2. Bodrov, V. A. (2004), Information stress, PER SE, Moscow.

3. Boldov, A.S., Ilkevich, K.B., Gusev, A.V, Shakirov, M.R. and Ivanov, D.A (2021), " Attitude of students of creative specialties and areas of preparation for physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 445-449.

4. Ilkevich, T.G. (2016), "Model of organization of improvement of female students-artists in the conditions of the campus", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, Vol. 11, No. 4, рp. 70-75

5. Kovtunovich, M. G. and Markachev, K. E. (2008), "Information stress", Psychological science and education, No. 5, рp. 83-91

6. Medvedeva, N. I. (2015), "Modern social environment as a factor and source of informational stress", Bulletin of the North Caucasian Federal University, No. 2(47), рp. 235-239

Контактная информация: ilk_kb@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.06.2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.