Научная статья на тему 'Гуманизация межэтнических отношений как социальная потребность в региональном социуме'

Гуманизация межэтнических отношений как социальная потребность в региональном социуме Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
181
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманизация межэтнических отношений как социальная потребность в региональном социуме»

УДК 316.472

Гуманизация межэтнических отношений как социальная потребность в региональном социуме

И.А. Макарова, Забайкальский государственный университет (Чита,

Россия)

Сегодня обособленное существование народов и культур становится невозможным, так как интенсификация миграционных и демографических процессов, существование межэтнических семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах значительно расширяют рамки межэтнического взаимодействия. Все это способствует преобразованию социальной среды, характерной особенностью которой является полиэтничность.

В современной России идеи гуманизма, толерантности признаны Конституцией Российской Федерации, в которой заявлено о гарантии прав и свобод граждан, в том числе на свободу убеждений, право на труд, личную безопасность. В «Национальной доктрине образования» Российской Федерации, федеральной целевой программе «Культура России», в «Основах Законодательства Российской Федерации о культуре», в Федеральной целевой программе - «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» подчеркивается необходимость обеспечения исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

Совершенствование государственных структур для реализации интересов граждан всех национальностей, проживающих на территории субъектов Федерации; обеспечение межнационального согласия, уважения к традициям народов, «любви к родному краю, к России»; обеспечение условий для социально-экономического и культурного развития народов и

их взаимодействия; предотвращение и мирное разрешение межэтнических конфликтов - одна из целей гуманизации межэтнических отношений.

Гуманизация межэтнических отношений, строящихся на принципах диалога и толерантности, становится необходимой социальной потребностью, в первую очередь, для полиэтнических регионов России, к которым относится, в частности, Забайкальский край, в силу своего геополитического положения всегда являвшийся полем интенсивного цивилизационного взаимодействия. В связи с этим, возрастающее значение приобретает научный поиск путей стабилизации межэтнических отношений для поддержания социально-политической, экономической целостности и общественного согласия в обществе.

Одной из главных закономерностей формирования гуманистических тенденций в обществе можно выделить ориентацию на гармоничное, профессиональное и общекультурное развитие личности. Эта закономерность тесно связана с другой - саморазвитием личности на принципах индивидуального творческого подхода и профессионально-этической взаимоответственности, позволяющей вырабатывать собственные стратегии самосовершенствования и организации, самодвижения к результату той или иной деятельности. И еще одна важная закономерность - здоровая социальная среда, принимающая и воплощающая гуманистические тенденции формирования человека-созидателя.

Целенаправленное системное воздействие на процесс формирования жизненных ориентиров будущих граждан страны, и, соответственно, на будущее тех народов возможно через образовательную систему страны. В условиях многонациональной России перед образовательными учреждениями и, особенно ВУЗами, стоит задача: взять на себя основную сложность по конструированию общественных представлений и установок в сознании молодежи, включающих основные составляющие идеологии гуманности, согласия и терпимости; ценностей и идеалов, способствующих общегражданской и этнической консолидации российского общества, а также по формированию культуры межэтнических отношений, межнациональной толерантности и ментальной совместимости, так как только на

этой основе возможно преодоление негативных тенденций в духовной и нравственной сфере.

В Забайкалье Забайкальский государственный университет является многопрофильным учебно-научно-инновационным комплексом, осуществляющим многоуровневую подготовку специалистов для промышленных предприятий, государственных, муниципальных органов и силовых структур Забайкалья, Дальнего Востока и Восточной Сибири.

Ежегодно в университете более ста иностранных граждан проходят обучение по выбранной инженерно-технической или гуманитарной специальности высшего профессионального образования, повышают свой профессиональный уровень, защищая кандидатские диссертации, а студенты ЗабГУ обучаются в образовательных центрах США, Канады, Великобритании, Германии, Китая, Монголии. В целях активизации и расширения международных связей на базе университета осуществляют научно-исследовательскую и просветительскую деятельность Забайкальское региональное отделение «Общества Российско-Китайской дружбы», Читинский филиал Института дальнего Востока Российской Академии Наук, Международный Центр соизучения языков и культур, Восточный центр.

Таким образом, гуманизация образования расширяет горизонты образовательной деятельности; способствует формированию полифонического видения мира; ставит своей целью воспитание «многомерного» человека; культивирует толерантность как нравственный идеал и норму поведения. Поликультурное образование зиждется на принципах плюрализма, недопустимости авторитарности в научных учреждениях, в его рамках осуществляется демократизация образовательного процесса.

Гуманизация образования, характеризующаяся этнокультурной направленностью, разрешая проблемы соотношения общечеловеческих и национальных ценностей, даст возможность молодому человеку самоидентифицироваться как представителю той или иной культуры, а также сформировать национальное самосознание гражданина новой России.

Необходимо формировать поликультурную личность - индивида, ориентированного через свою культуру на другие, обладающего целост-

ным мировоззрением, развитым лингвистическим, историческим, географическим, правовым, художественно-эстетическим сознанием решать следующие вопросы:

приобщать молодое поколение к глубокому познанию своего родного языка, истории, литературы, как наиболее способствующих ускорению развития народа, возрождению его национального самосознания и достоинства и к языку межнационального общения - русскому языку, прививать любовь и уважение к ним;

приобщать к нормам этноэтики и этносоциальным ролям; воспитывать чувства патриотизма, искренней преданности и любви к своему народу и Родине;

формировать нравственную культуру и ценности, необходимые для воспроизводства различных элементов мировой культуры в жизнедеятельности учащихся в школе, семье, и окружающей жизни. Все это формирует следующие компоненты личности: обеспечение личности возможностью самоидентифицироваться, как представителю определенной национальной культуры;

обеспечение условий и формирование потребностей для равноправного диалога с этнокультурным окружением;

вовлечение личности в цивилизационные процессы, опирающиеся на национальные, общероссийские и общечеловеческие ценности.

Молодому поколению необходимо усвоить такие понятия и категории поликультурного образования, как: самобытность, уникальность, культурная традиция, духовная культура, этническая идентификация, национальное самосознание, российская культура, мировая культура, общие корни культур, многообразие культур, различия между культурами взаимовлияние культур, межкультурная коммуникация, культура межнационального общения, конфликт, культура мира, взаимопонимание, согласие, сотрудничество, толерантность и другие.

Таким образом, в полиэтническом обществе теоретическое и практическое решение проблемы культурной и духовной консолидации этносов, подготовку личности к жизни можно считать одной из главных функций системы образования.

Этническая самобытность является основой сохранения исторического этноса. Она предполагает наличие неких компонентов культурного достояния общества, которые постоянно проявляются и оказываются функционально необходимыми на новых этапах его существования, обеспечивая его самосохранение при всех изменениях, происходящих внутри и во вне его.

Культура Забайкальского края - явление особенное и уникальное. Ее неповторимый облик - это результат многолетнего взаимопроникновения традиций многих народов, развивающийся, длящийся во времени и пространстве информационно-эстетический поток.

Процесс осознания национальной, национально-культурной самобытности является реальностью и современного общества и одним из факторов, направляющих его развитие. Во многом это связано с попыткой целых народов по-новому осмыслить свое духовное наследие, а также свою роль и место в мире. В этом направлении заслуживает специального изучения и осмысления, в котором целесообразно выделить следующие реалии:

корни дружбы народов Российской Федерации обусловлены, прежде всего, общностью исторических судеб;

их роднят языки, что усиливается билингвизмом (русский язык сближает и объединяет народы);

в условиях Забайкальского края имеет место межэтническое сближение русского, бурятского, татарского, украинского, китайского, монгольского, армянского и других народов.

Чтобы усвоить особенности других культур и тонкости взаимоотношений между представителями различных национальностей на межличностном, межэтническом или даже внутриэтническом уровне, следует учитывать, что межнациональная толерантность складывается из множества компонентов, среди которых исследователи считают наиболее важными следующие виды знания:

знание истории культуры своего этноса, ее традиций; знание национальной культуры этноса, с которым осуществляется процесс общения;

знание роли своей национальной культуры и роли культуры этноса-партнера в мировой культуре;

знание особенностей национальной культуры как выражения национальной психологии;

знание языков, как своего родного, так и языка межнационального общения.

Основу этнической культуры любого народа составляет этническая идентичность, и прежде всего, чувство принадлежности к конкретной этнокультурной общности, группе. Эта принадлежность существует с раннего детства на базе родственных связей, мифов, исторических легенд о происхождении своего народа. Поэтому широко распространено представление о некой «врожденности» этнической принадлежности.

В Забайкалье создан консультативно-совещательный орган Законодательного Собрания Забайкальского края - Собрание представителей Агинского Бурятского округа, который защищает законные интересы народов, проживающих на территории Агинского Бурятского округа их прав на сохранение самобытности, культуры, языка, обычаев и традиций.

С духовностью прежних веков, с красотой множества этнокультурных традиций неразрывно связаны и наша повседневная жизнь и яркие национальные праздники. Фольклорные экспедиции и массовые праздники всегда проходят с привлечением театрализованных обрядовых действий. Традиционно большое число участников и зрителей ежегодно привлекают мероприятия учреждений культуры по празднованию «Сагаалга-на» (нового года по лунному календарю), который проводится более 20-лет. Татарско-башкирский весенний праздник «Сабантуй», бурятский летний праздник «Обоо», мероприятия в рамках Дня славянской письменности и культуры, еврейский праздник «Пурим» и многие другие находят отклик в душах забайкальцев, помогают осознавать себя частицей великой культуры России.

Обеспечение сохранения в едином культурном пространстве многообразия всей накопленной предыдущими поколениями системы ценностей - вот основной механизм Культурного воспитания. Культурное воспитание не только прививает нравственные устои, но и не оставляет места в

душах людей для национальной и религиозной розни. И культура Забайкалья - во всем ее многообразии и богатстве - играет ключевую объединяющую роль.

Сегодня Забайкалье не только многонациональный край, но и поликонфессиональный.

Многоконфессиональность и полиэтничность выдвигают на передний план задачу поддержания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным конфессиям и этносам. Это требование актуально, оно отражает одну из ценностей современной жизни.

Духовная жизнь человека - это чувственный и рациональный мир, который подчиняется специфическим законам развития и саморегуляции. Он не только отражает материальный мир, но и творит его, фантазирует, мечтает, просвещает, определяет пути эволюции и защищает его, находясь в процессе непрерывного и противоречивого становления и обновления. Забайкалье стало местом проникновения буддизма в Россию, и местом проживания старообрядцев. Здесь имеется большой пласт казачьей Православной культуры и интересные центры иудаизма и ислама. Одним из символов Читы и всего региона является старый Градочитинский холм, с которого и пошла Чита. На нём рядом стоят и православная церковь, и синагога и мечеть.

Продуктивное межэтническое взаимодействие содействует реальному межнациональному и межконфессиональному согласию и толерантности. Национально-культурные объединения являются одной из форм проявления общественной активности, которые призваны обеспечивать такое взаимодействие.

За последние несколько лет на территорию Забайкалья стало больше прибывать граждан из стран бывших союзных республик, в первую очередь, из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. В большинстве случаев иностранцы сюда приезжают с целью найти работу, что обусловлено экономической ситуацией в стране их гражданской принадлежности. Поэтому особо остро встает проблема гуманизации межэтнических отношений как необходимого регулятора общественных отношений и условие успешной адаптации мигрантов в принимающем сообществе.

По инициативе национальной общественности в крае создана «Ассамблея народов Забайкалья», которая регулярно проводит этнические фестивали и дни национальных культур. Сюда входят: азербайджанская, татарская, армянская, башкирская, киргизская, бурятская, цыганская, немецкая, корейская и другие диаспоры. Деятельность Ассамблеи способствует утверждению межнационального согласия, восстановлению и сохранению национально-культурных традиций, содействует развитию этнических культур, поддерживает диаспоры и этнические общества. «Ассамблея народов Забайкалья» участвует в проведении этнических фестивалей в районах и областном центре, ее цель обратить внимание на тех, кто живет рядом с ними и принадлежит к другой национальности, другой культуре, другой религии.

Деятельность национально-культурных общественных объединений должна согласовываться с общими целями и задачами государственной национальной политики РФ, направленными на гармонизацию межнациональных отношений и достижение национального согласия.

Помимо этого деятельность этнокультурных объединений должна быть направлена на интеграцию представляемых национальных групп в общероссийское социально-культурное пространство и налаживание взаимопонимания с местной средой, где действует то или иное объединение; обеспечение максимально благоприятных условий для всестороннего духовно-культурного развития образовавших их национальных групп, налаживание связей с представителями этносов на территории РФ, выпуска газет, журналов на русском и языках других народов.

Наряду с традиционными целям и задачам этнокультурных общественных объединений - выступать в качестве центров национальной культуры, оказывая всяческую помощь в сохранении культуры, прессы, организации обучения языку, они должны являться проводниками и защитниками интересов представляемой этнической группы, принимать активное участие в предупреждении возможной межэтнической напряженности как внутри этнической общности, так и между членами других этнических групп.

Процесс осознания национальной, национально-культурной самобытности является реальностью и современного общества и одним из факторов, направляющих его развитие. Во многом это связано с попыткой целых народов по-новому осмыслить свое духовное наследие, а также свою роль и место в мире.

В заключении хотелось бы отметить, что Забайкальский край, являясь полиэтническим, многоконфессиональным по своему составу, не находится в зоне повышенного уровня интолерантных отношений и является эталоном гармонично развивающихся межэтнических отношений в русле диалога и толерантности. Терпимое отношение к иному миропониманию, взглядам, идеям и необходимость сосуществования в одном обществе ведет к интеллектуальному и духовному совершенствованию.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 04-10-2000 751 О национальной доктрине образования в Российской Федерации (2014) URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/39758/

2. Постановление Правительства РФ от 3 марта 2012 г. N 186 "О федеральной целевой программе "Культура России (2012 - 2018 годы)" (с изменениями и дополнениями)

3. Правительство Российской Федерации, постановление от 25 августа 2001 г. N 629 «О Федеральной целевой программе "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе

4. Головатая Л.В Национально-культурные и этнические аспекты проявления толерантности в образовательной среде. Электронный ресурс. URL: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3605

© И.А. Макарова, 2014.

© «PEM: Psychology. Educology. Medicine», 2014. — • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.