М. С. Антонова
Культурная политика в контексте региональной полиэтничности
Проблемы взаимодействия культуры и политики являются одним из важных направлений исследований в современной культурологии, где политика выступает консолидирующим фактором социальной жизни, отражая полиэдр культурных интересов народа, включая его региональное своеобразие. Культурная политика государства и, в частности, региона представляется как проблемный комплекс «политическая коммуникация и культура» и как система мероприятий и форм в отношении состояния и развития культуры, социальной интеграции и консолидации этносов. Регулирование государством региональной культурной политики осуществляется механизмами культурно-исторической преемственности на основе этнического духовного опыта, уважительного отношения к отечественной культуре, ее истории, традициям. Процесс регионализации в области культуры имеет специфические параметры: социальная среда проживания и обитания человека, этнокультурная составляющая, историко-культурный потенциал.
Определенный этап регионализации культурной политики начинается в 1990-х годах, когда формируется комплексное сочетание «федеральный центр - регион - местное самоуправление». Одним из основных критериев данного комплекса явились и сохранение, и устойчивое развитие локальных этнических общностей, и адаптация их в современном социуме с текущими трансформационными явлениями, связанными с тенденциями глобализации и локализации. Процессу глобализации характерно, на наш взгляд, развитие технологий, размывание языковых, национально-конфессиональных границ, в свою очередь, локализация способствует сохранению самобытных этнокультур. Решение государственных глобальных проблем невозможно без должного внимания на их локальность, имеющую свою специфику и особенности. Именно региональная культурная политика разрешает эти насущные проблемы, учитывая историко-культурные, социально-экономические и другие факторы. Это особенно значимо и актуально для полиэтнических регионов.
Одним из уникальных историко-культурных регионов России является Республика Бурятия, в которой проживают представители свыше ста национальностей. Коренные народы - буряты, эвенки, сойоты на протяжении трех с половиной веков живут вместе с русскими на земле вокруг Байкала. В республике соединились судьбы многих народов и этнических групп края, толерантно сосуществуют шаманизм, буддизм, христианство, другие конфессии, происходит взаимный диалог культурных традиций
Востока и Запада. Территориально-географическое положение, полиэт-ничность и поликонфессиональность обусловили многообразие самобытных национальных культур. Регион перестал отождествляться только с административно-территориальной единицей и представляется целостным культурным пространством, где осуществляется ментальная самоидентификация и духовное самоопределение территориального сообщества, образуется целостная взаимосвязанная система, обеспечивающая культурный процесс.
Сохранению этнических особенностей в культуре во многом способствует самобытность этнической психологии, национального самосознания, источником для формирования которого служит именно традиционная культура. Следует отметить, что национальный состав и межэтнические культурные связи оказывают значительное влияние на ту модель культуры, которая существует в настоящее время. Региональное исследование, проводимое автором, демонстрируют степень значимости национального вопроса в жизнедеятельности проживающего на его территории населения. Поликонфессиональность исследуемого региона обусловлена всем ходом его культурно-исторического развития, тем не менее, культура республики базируется на двух основных религиозных источниках: буддизме и православии. В целом, конфессиональные субкультуры на территории республики активно развиваются, функционируют культовые сооружения. Исторически сложившееся единство культуры основывается на синтезе и взаимопроникновении духовных мировоззренческих оснований.
Культурная политика республики особо направлена на возрождение и сохранение культурного наследия этносов. Наряду с русскими, бурятами, эвенками и сойотами в республике проживают украинцы, татары, евреи, немцы, корейцы, поляки и т. д. Самобытна традиционная культура и религиозные верования субэтносов русских - старообрядцев-семейских, забайкальского казачества. Сохранение этих этнокультур по-прежнему требует особого внимания со стороны государственных структур. Ситуация, связанная со статусом этноса, комплексом демографических, социально-правовых и культурных проблем, сложилась у коренных малочисленных народов Бурятии - эвенков, сойотов. Восстановление традиционных промыслов и природопользования, охрана здоровья и среды обитания имеют определенное значение в комплексе задач культурной политики республики. Аспекты сохранения культуры, языка, традиций и национальной идентичности этнических групп - диаспор, проживающих на территории Бурятии, также во внимании культурной политики, учитывая исходность данных проблем из-за их малочисленности, оторванности от компактного проживания коренных этносов.
В системе региональной полиэтничности тема межнациональных отношений имеет определенную важность, что непосредственно отражает-
ся в функциональности культурной политики. На межнациональные отношения, носящие константный характер в современной Бурятии, оказывают непосредственное влияние такие общие для всей России взаимосвязанные тенденции общественного развития, как: стремление народов к самоопределению при объективной необходимости интеграции российского общества; стремление сохранить и развить этнокультурную самобытность при одновременном процессе интеграции культур и формировании общих духовно-нравственных ценностей. Но существующие неразрешенные проблемы характерны не только для межнациональных отношений в целом, но и для каждого этноса из числа проживающих в республике, они сказываются на их внутринациональном «самочувствии». К проблемам политической состоятельности бурятского этноса следует отнести: незавершенность процесса внутриэтнической консолидации; острую необходимость в сохранении этнической культуры и языка, обычаев и традиционных форм хозяйственной деятельности, подвергшихся деформации тоталитарной системой. Реализация современной кадровой политики требует выработки объективных критериев представительства бурят в органах государственной власти. Существенен вопрос совершенствования отношений между органами государственной власти Российской Федерацией и Республики Бурятия, которые должны последовательно строиться на принципах подлинного федерализма, охватывающего вопросы социально-экономического и культурного развития.
Диалог культур, взаимное уважение и внимание к традиционным культурам полиэтничной Бурятии являются следствием не только исторически сложившихся взаимоотношений народов, но и результатом целенаправленной политики органов государственной власти. За последние годы в республике принят ряд законов и нормативно-правовых актов, регулирующий различные аспекты национально-культурных отношений, предполагающие конкретные механизмы реализации конституционных прав по сохранению и развитию языков, национальных культур. В 1991 году создана Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия (далее РБ), в 1998 году - Совет национальностей при президенте РБ, в 1999 году начал работу Совет координационнокультурных центров. С 2001 года из республиканского бюджета впервые стали выделять средства на реализацию концепции государственной культурной политики республики. Полиэтничность и многослойность региональной культуры - итог непрерывных внутренних миграционных процессов и племенной, этнической и культурной ассимиляций. Современная культурная политика призвана создавать условия для успешного социально-культурного развития всех коренных национальностей и этнических групп.
В республике официально зарегистрировано 35 национально-культурных общественных объединений, в том числе этнические землячества
и национально-культурные центры, деятельность которых регулярно обсуждается на заседаниях Совета по культуре и искусству при президенте Бурятии. В г. Улан-Удэ планируется строительство культурного здания-комплекса «Дом дружбы», где будет предоставлена возможность представителям национально-культурных общественных объединений РБ активизировать деятельность по сохранению этнических традиций, реализовывать этнокультурные проекты в рамках межкультурной коммуникации.
В регионе создана Ассамблея народов Республики Бурятия, объединяющая 20 национально-культурных центров (далее НКЦ): немецкий, польский, еврейский, корейский, татарский, азербайджанский, армянский, русский этнокультурный центр, эвенкийский и др., зарегистрированных в Управлении юстиции Министерства юстиции Российской Федерации по РБ. Практически все НКЦ имеют устойчивые связи с Комитетом по делам национальностей и связям с религиозными объединениями администрации Президента и Правительства РБ, постоянные связи с территориями этнической принадлежности, являются полноправными членами Ассамблеи народов Бурятии. Основная работа центров направлена на изучение истории, языка, культуры народов, создание творческих коллективов, проведение научно-практических конференций, издание научных и краеведческих работ, которые существенно дополняют историю республики Бурятия. Несомненно, у национально-культурных центров достаточно проблем, и связаны они, в основном, не только с отсутствием финансовой поддержки. Несмотря на внешнее сходство (одинаковость провозглашенных целей и задач, однотипность Уставов, примерно совпадающее время создания - начало 1990-х гг.), существуют серьезные отличия в направлениях и формах их реальной деятельности, для которой немаловажно и наличие государственности на исторической родине, существование взаимоинтереса к диаспоре. Возьмем важнейшие, согласно Уставам, направления деятельности НКЦ: возрождение и развитие образования на основе изучения родного языка, сохранение национальных традиций, обычаев и популяризация национальной культуры, художественное творчество и научно-поисковая работа и т. д. Одно из главных направлений организаций - это изучение национального языка и организация воскресной школы. Но во многих центрах практически нет профессиональных представителей сфер культуры и науки, что рождает естественный вопрос, как руководители и сотрудники этих центров могут способствовать эффективному удовлетворению культурных и духовных запросов своих диаспор. Поэтому задачи такого рода или реализовываются, или остаются в рамках желаемой идеи. К примеру, имея серьезную поддержку и помощь Генеральных консульств Польши, Германии, соответствующие государственные культурные центры имеют определенную эффективность своей деятельности, другим центрам приходится рассчи-
тывать только на «свои силы». Работа центров по сохранению национальных традиций непосредственно связана с художественным творчеством, и в популяризации, пропаганде национальной культуры больших сложностей не наблюдается. Все центры участвуют в Днях национальной культуры, отмечают свои национальные праздники. При многих НКЦ действую фольклорные коллективы, ансамбли народной песни и танца, воскресные школы, летние лингвистические лагеря.
Важно отметить, что с 1991 года в республике действует общественная организация - Всебурятская ассоциация развития культуры (далее ВАРК), деятельность которой направлена на основные цели:
- консолидация этноса и развитие культуры бурятского народа;
- возрождение основных видов традиционного бурятского искусства;
- укрепление дружбы, взаимопонимания и доверия между народами.
ВАРК осуществил ряд успешных проектов по реставрации дацанов,
открытию студий и мастерских старобурятской живописи (на основе минеральных красок), чеканки, художественной резьбы по дереву, шитья национальной одежды, изготовления гобеленов-тааров из конского волоса и ряд мероприятий международного уровня, в числе которых является традиционный Международный всебурятский фестиваль «Алтаргана». Это единственная общественная организация, которая на протяжении более 17 лет занимается вопросами сохранения и развития национальной культуры, языка, традиций, обычаев бурятского этноса, приобщения широких масс к ценностям культуры, содействует в реализации государственной национально-культурной политики в России и Республике Бурятия.
Концепция культурной политики региона представляет собой систему современных научно-обоснованных теоретических положений, определяющих принципы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере национальных отношений, в различных областях жизнедеятельности общества, в частности, в духовной сфере. Реализация задач данной сферы направлена на:
- формирование и культивирование идей духовного сотрудничества населения;
- создание обстановки межнационального согласия, чувства любви к малой Родине - Бурятии, как основы общероссийского патриотизма;
- выдвижение в число первоочередных проблем консолидацию многонационального народа Бурятии, объединенного общей целью процветания родного края, защиты озера Байкал, создания экономически мощного потенциала республики, социального и национального мира;
- возрождение и развитие духовных ценностей народов Бурятии: сохранение их культурного наследия, расширение и углубление знаний об истории и культуре;
- создание атмосферы взаимного уважения к национальным традициям и обычаям, дальнейшее развитие духовно-культурного обмена и
использование исторического опыта взаимовлияния народов России и Бурятии в рамках евразийского пространства;
- воссоздание и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития национальной культуры и языка, воспитание уважения к культуре, истории, языку народов Бурятии и России, мировым культурным ценностям.
Разработаны и утверждены органами государственной власти Программы национально-культурного развития в Республике Бурятия, в основу которых заложен ряд мер, определяющих деятельность органов исполнительной, законодательной власти, органов местного самоуправления, общественных и национально-культурных объединений, образовательных учреждений и средств массовой информации, направленных на сохранение и развитие этнических культур, языков, лучших традиций бурятского, русского народов и других этнических общностей, сотрудничество и духовное взаимообогащение граждан республики всех национальностей. Реализация республиканской Президентской программы «Развитие и сохранение культуры и искусства Республики Бурятия (2004-2007)» позволила аккумулировать финансовые, материальные и кадровые ресурсы на приоритетных направлениях развития культуры и искусства.
Анализ состояния социокультурной ситуации в регионе, представленной в виде «очагов» национальных культур, постепенно трансформирующихся в условиях отсутствия острых межнациональных конфликтов, показывает, что «ядром» программ развития всех сфер жизнедеятельности, решения и национально-культурных проблем, и профилактики межнациональных конфликтов, становится социально-культурная проблематика. При этом особого внимания требуют следующие основные задачи:
- сохранение и развитие имеющегося культурного потенциала;
- формирование нового механизма культурной преемственности;
- использование «коммерческого потенциала» национальных культур;
- разработка комплексной программы непрерывного эстетического воспитания подрастающего поколения на традиционной национальной основе и преподавания национальных языков;
- создание государственных или общественно-государственных структур в форме национально-культурной автономии.
Таким образом, культурная политика в системе региональной поли-этничности, являясь неотъемлемой частью и социальной политики, существует как самостоятельное направление деятельности государства, связанное с развитием отрасли культуры и искусства, специфика которой определяется культурно-историческим своеобразием региона, поликон-фессиональной толерантностью. Наличие в регионе разных субкультур, различных образов жизни требует разрешения противоречий, возникающих при их воспроизводстве, трансляции и развитии. В настоящее время
идет процесс поиска оптимальных путей развития духовной жизни гражданского общества, воспроизводства его культуры, обострена проблема этнической самоидентификации и самоопределения. Происходит интенсивный рост интереса к локальным идентичностям, национальным культурам, этническим и религиозным особенностям, что позволяет отдельным группам и сообществам сохранить свою «самость». Локальная межэтническая и межкультурная толерантность населения, при известном сохранении этническими группами культурной и территориальной особенности, всегда являлась важным условием социальной стабильности и в регионе, и в государстве. Благодаря продуманному, административно и профессионально обоснованному опыту руководства культурными процессами, данная сфера достигает значительных успехов в своем развитии. На уровне региона и муниципалитетов культурная политика должна быть направлена на стимулирование развития местных учреждений культуры, обеспечение их «самодостаточности» в удовлетворении и формировании культурных потребностей населения.
Фактором культурного устойчивого развития региона должно стать сохранение и развитие его культурного разнообразия, а также системы культурных и межкультурных коммуникаций как инфраструктуры межрегиональных, межсубъектных и (пр.) связей. На наш взгляд, оптимизации культурной политики способствуют:
- определенные позиции в отношениях и взаимодействиях власти и культуры, науки и культуры, образования и культуры, средств массовой информации и культуры;
- духовно-интеллектуальный, кадровый фактор с повышением социального статуса;
- использование инновационно-технологических и научных разработок, проектов;
- поддержание необходимого баланса между традициями и инновациями, использование культурного достояния и творческих достижений и ценностей.
Следует отметить, что культурной политике региона присущи свойства фундаментальности, системности, прагматической ориентации, гарантирующие эффективность в достижении многоуровневых, комплексных целей, а ее содержательный потенциал является в целом важной составляющей перспективного, последовательного развития российского общества.