Научная статья на тему 'Гуманизация и гуманитаризация высшего образования - магистральный путь повышения уровня современных образовательного и воспитательного процессов'

Гуманизация и гуманитаризация высшего образования - магистральный путь повышения уровня современных образовательного и воспитательного процессов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ДУХОВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЕДИНСТВО ДУХОВНОГО / ДУШЕВНО-НРАВСТВЕННОГО / ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / БИФУРКАЦИЯ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАНИЯ И ОБЩЕНИЯ / ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СВОБОДА / SYSTEM OF EDUCATION / HIGHER EDUCATION / HUMANIZATION / HUMANITARIZATION / SPIRITUALITY / PERSONALITY / UPBRINGING / EDUCATION / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / UNITY OF SPIRITUAL / EMOTIONAL / MORAL / AESTHETIC AND INTELLECTUAL EDUCATION / GLOBALIZATION / BIFURCATION / CULTURE / THE CULTURE OF TEACHING AND COMMUNICATION / PROVINCIAL CULTURE / YOUTH / SOCIALIZATION / SELF-REALIZATION / CREATIVE ACTIVITY / MORALITY / MORAL VALUES / FREEDOM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Г. Ф., Серегина Т. В.

Статья посвящена роли и значению гуманизации и гуманитаризации высшего образования совершенствованию преподавания гуманитарных наук, научных исследований преподавателей, аспирантов и студентов на основе их теоретико-методологической разработки, а на практике активного взаимодействия научных структур с практическими работниками и организациями образования региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANIZATION AND HUMANITARIZATION OF HIGHER EDUCATION - THE MAIN WAY OF INCREASING THE LEVEL OF MODERN EDUCATION AND EDUCATIONAL PROCESSES

The article is devoted to the role and significance of the humanization and humanitarization of the higher education: to the perfection of the humanities teaching level, teachers, postgraduates, students research work on the basis of its theoretical and methodological elaboration, and in practice on the active cooperation of the scientific representatives with practical workers and local educational organizations

Текст научной работы на тему «Гуманизация и гуманитаризация высшего образования - магистральный путь повышения уровня современных образовательного и воспитательного процессов»

ФИЛОСОФИЯ

Г.Ф. НАЗАРОВА, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры логики, философии и методологии науки философского факультета Орловского государственного университета

Тел. 8 910 209 8616; sa57la@rambler.ru

Т.В. СЕРЕГИНА, кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой логики, философии и методологии науки философского факультета Орловского государственного университета

Тел. 8 903 63754 72; sa57la@rambler.ru

ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - МАГИСТРАЛЬНЫЙ путь ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ

Статья посвящена роли и значению гуманизации и гуманитаризации высшего образования - совершенствованию преподавания гуманитарных наук, научных исследований преподавателей, аспирантов и студентов на основе их теоретико-методологической разработки, а на практике - активного взаимодействия научных структур с практическими работниками и организациями образования региона.

Ключевые слова: система образования, высшее образование, гуманизация, гуманитаризация, духовность, личность, воспитание, образование, духовнонравственное воспитание, единство духовного, душевно-нравственного, эстетического и интеллектуального воспитания, глобализация, бифуркация, культура, культура преподавания и общения, провинциальная культура, молодежь, социализация, самореализация, творческая активность, мораль, нравственные ценности, свобода.

Техногенное общество обострило проблему разлада между интеллектуальным и чувственным началами в человеке, сформировало бездушный, жестокий тип личности, человек-компьютер. Чисто рациональное развитие личности привело к опасным тенденциям: массовое распространение потребительского подхода к жизни, нарастающая деградация высших, духовных чувств; противоречие между гло-бальностью технического взлета и ограниченностью функционирующего человеческого сознания, нарушено равновесие между гуманитарными и техническими науками; углубление конфронтации общества с природой; разрушение оптимистического мировосприятия, нарастание трагического мироощущения и эгоцентризма; размывание устойчивых смысловых ориентиров.

Одним из путей решения этих проблем является гуманизация и гуманитаризация научного знания, усиление этого процесса в образовании.

В 2009 году проект «Гуманитарная составляющая современного высшего образования» (руководитель - Г.Ф. Назарова) вошел в аналитическую ведомственную целевую программу «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.)» и был продлен на 2011 год.

© Г.Ф. Назарова, Т.В. Серегина

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Созданный в ходе реализации проекта инструментарий был одним из первых опытов, доказывающих возможность повышения научного уровня преподавания гуманитарных наук, научных исследований преподавателей, аспирантов и студентов на основе его теоретико-методологической разработки, а на практике - активного взаимодействия научных структур с практическими работниками и организациями образования региона.

Предполагаемыми путями получения результата были: деятельность НИИ проблем провинциальной культуры по исследованию гуманитарной составляющей современного высшего образования, работа лаборатории социальных исследований в рамках данной проблематики (проведение конкретно-социологических исследований), разработка учебно-методических материалов, создание программ учебных дисциплин, методических рекомендаций кафедр, научно-методических пособий, публикация монографий, систематическое проведение региональных научно-практических семинаров по проблемам нравственноэстетического воспитания личности, организации работы с молодежью; создание научно-методической документации - положений, научных кон -цепций, научных концепций лабораторий, составление перспективных исследовательских проектов лабораторий; проектирование и проведение фестивалей научного творчества студентов, научных конференций, научных семинаров и т.д.; организация взаимодействия кафедр философского факультета с кафедрами, научными лабораториями всех факультетов ОГУ, учреждениями системы образования.

Целью данного проекта явилось определение места и роли гуманитарных наук в системе научного знания и высшего образования в условиях техногенной цивилизации. Была предпринята попытка исследования отрицательных последствий существования техногенного общества: разлада между интеллектуальным и чувственным началами в человеке (сформирован тип личности: «человек-компьютер»), потребительского подхода к жизни; деградации высших духовных чувств; нарушения равновесия между гуманитарными и техническими науками; углубления конфронтации общества с природой; разрушения оптимистического мировосприятия; нарастания трагического мироощущения и эгоцентризма; размывания устойчивых смысловых ориентаций.

Целеполагание данного проекта неизбежно привело к необходимости решения следующих исследовательских задач:

- доказать, что гуманизация и гуманитаризация научных знаний важнейшая черта современной науки и образования;

- обосновать явление духовности как главного основания гуманизации и гуманитаризации;

- проанализировать место культуры межличностного общения в системе «преподаватель-студент» , « студент-преподаватель»;

- проявить роль национальной культуры, особенности национального менталитета в процессе гуманизации и гуманитаризации системы образования;

- исследовать национальные духовно-нравственные традиции образования как философско-педагогические основы современного образования России;

- показать единство интеллектуального, нравственного и эстетического в формировании современной личности;

- выявить роль философии и философских дисциплин в становлении личности молодого специалиста.

Результатами реализации первого этапа проекта (январь-июнь 2009 г.) стали:

1. Публикация монографии Д.В. Гусева «Религиозно-философские традиции образования в культурном наследии Орловщины (из опыта просветительско-педагогической деятельности православной церкви во второй половине XIX века)»

2. Деятельность НИИ «Проблем провинциальной культуры» по исследованию личности в условиях социокультурного плюрализма

3. Работа лаборатории социальных исследований в рамках данной проблематики

4. Разработка учебно-методических материалов: методических рекомендаций кафедр, научнометодических пособий, обеспечивающих исследовательскую работу преподавателей, докторантов, аспирантов и студентов

5. Систематическое проведение региональных научно-практических семинаров по проблемам нравственно-эстетического воспитания личности, организации работы с молодежью

6. Создание научно-методической документации - положений, научных концепций, научных концепций лабораторий, разработка перспективных исследовательских проектов лабораторий

ФИЛОСОФИЯ

7. Проектирование и проведение фестивалей научного творчества студентов, научных конференций, научных семинаров и т.д.

8. Организация взаимодействия кафедр философского факультета с кафедрами, научными лабораториями всех факультетов ОГУ, учреждениями системы образования.

На стадии второго этапа реализации проекта (июль-декабрь 2009 г.) были получены следующие результаты:

1. Проведены научные конференции: II Всероссийская конференция «Основные направления работы с молодежью в современных условиях (на примере Центрального региона)», III Международная конференция «Булгаковские чтения».

2. Опубликованы научные статьи по данной проблематике в журналах из списка ВАК: Чернышенко В.В. «Экзистенциальные проблемы современных молодежных субкультур», Чернышенко В.В. «Элитарная культура и современная молодёжная субкультура: экзистенциальный аспект».

3. Изданы модернизированные учебные программы: Назарова Г.Ф., Чернышенко В.В. «Молодежные субкультуры», Назарова Г.Ф. «Философские проблемы глобалистики», Назарова Г.Ф. «История материальной культуры и хозяйства».

4. Изданы монографии и учебно-методические пособия: Назарова Г.Ф. «Гуманитарная составляющая современного высшего образования» (монография), Серегина Т.В. «Личность в условиях социокультурного плюрализма» (монография), Назарова Г.Ф., Серегина Т.В., Гусев Д.В., Кононова Е.С., Хохлова Е.И. «Материалы для самостоятельной работы по обществознанию» (Учебно-методическое пособие), Черносвитова И. А. «Мораль и религия» (учебное пособие); защищены диссертации: Ермолиной Ю.В., научный руководитель Г.Ф. Назарова, канд. филос. наук, доцент, «Магия как культурно-религиозный феномен»; Гревцевой А. А., научный руководитель - Назарова Г.Ф., канд. филос. наук, доцент, «Постмодернистская парадигма культуры глобализирующегося мира».

5. Проведены социологические исследования среди студентов вузов г. Орла (сентябрь-октябрь 2009 г.).

Анализ материала позволяет сделать следующие выводы:

§ Из 1258 человек 621 (49,4%) считают, что образование дает возможность добиться успеха в жизни - прагматическое, рациональное отношение к получению знаний и образования.

■ Получение качественного образования как главную проблему современной молодежи отмечают 83 человека (6,6%).

■ Финансовая и жилищная проблема и проблема дальнейшего трудоустройства стоят на 1-м и 2-м местах.

■ Решающим фактором для достижения желаемого в жизни на первом месте - деньги

- 499 человек (39,6%), связи и знакомства -494 человека (39,27%), хорошее образование

- 463 человека (36,8%).

■ Ранжирование ценностей: 1) значимость любви, 3) уважение, 4) значимость знаний, 5) значимость самореализации, 6) значимость безопасности, значимость гармонии и порядка.

■ 833 (67,3%) человека считают, что современная молодежь не обладает духовностью.

■ Духовной атмосфере страны необходимы позитивные перемены - 1131 человек (89,9%).

■ Современная система образования не формирует духовность молодежи - 704 человека (55,9%).

■ Самое эффективное средство возрождения духовности - образование и воспитание - 360 человек (28,6%).

■ Сохранение традиционной русской культуры

- 236 человек (18,8%).

■ Повышение роли культуры и интеллигенции в обществе - 288 человек (22,1%).

■ Уровень знаний современного студента определяется на удовлетворительную оценку

- 642 человека (51%).

■ Духовность как важную компоненту личности определяют на 2 балла 41 8 человек, на 3

- 370 (свыше 60%).

■ Общительность - 5 баллов - 732 человека (58,2%).

■ Профессионализм - 3 балла - 447 человек. Достижениями третьего этапа проекта явились

(январь-июнь 2010 г.):

1. Проведены научные конференции: IV Международная конференция «Булгаковские чтения», III Всероссийская конференция «Основные направления организации работы с молодежью (на примере Центрального региона)», «Трансформация политической культуры: состояние и перспективы».

2. Проведен научный семинар «Проблемы толерантности в современном мире».

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

3. Опубликованы научные статьи по данной проблематике: Гусева Д.В. «Философия человека в культурно-историческом контексте», Гусева Д.В. «Репрезентативность эсхатологических мотивов в менталитете молодежи», Кононовой Е.С. «О надежде и отчаянии как категориях культуры. Проблема кризиса культуры в русской религиозной философии начала ХХ века (на примере Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского)», Бойко А.А. «Наследие философии русского космизма в формировании толерантности современной молодежи», Овичинникова В.В. «Анализ современной молодежи с позиции методов критического рационализма Карла Поппера», Серегиной Т.В. «Социокультурный плюрализм как основание современной культуры», Серегиной Т.В. «Проблема духовности современной студенческой молодежи», Серегиной Т.В. «Гуманитарные исследования М. М. Бахтина», Зубовой М.В. «Структура философской коммуникации», Зубовой М.В. «Философская коммуникация как основа социальной коммуникации», Родиной В.А., Серегиной Т.В. «Личность в мире Интернета», Родиной В.А. «Молодежь в киберпространстве», Хоптяной В.С., Серегиной Т.В. «Включение элементов метафизики в структуру научного знания в концепции Т. Куна», Терехова С.В. «Роль молодежи в процессе становления информационного общества», Чернышенко В.В. «Молодежные субкультуры - своеобразие и тенденции развития», Назаровой Г.Ф. «Кризис техногенной культуры: личность и образования», Назаровой Г.Ф., Чернышенко В.В. «Экзистенциальный дискурс молодежных субкультур», Назаровой Г.Ф. «Ценностные основания современного высшего образования в России», Назаровой Г.Ф. «Культурная глобализация - сущность явления, своеобразие».

4. Разработаны новые программы по гуманитарным дисциплинам: «Аналитическая философия ХХ века и наука» (для магистров), «Человек и кризис современной цивилизации» (для магистров), «Философия сознания» (для магистров), «Методология гуманитарного познания: современная дискуссия» (для магистров), «Философия науки постпозитивизма» (для магистров), «Антропология духовной жизни» (для магистров), «Юридическая антропология» (для магистров), «Молодежные субкультуры», «Гражданское и патриотическое воспитание молодежи», «Духовно-нравственное воспитание молодежи», «Молодежные конфликты».

5. Написаны и защищены дипломные работы: Королевой Н.Н. «Социально-антропологический анализ процесса формирования духовной культу -ры личности в системе высшего профессионального образования», научный рукводитель - к. соц. наук., доц. Павлова И.В., рецензент - к. филос. наук., доц. Назарова Г.Ф.; Сырцевой А.Г. «Социально-антропологический анализ стиля жизни студенчества», научный руководитель - к. соц. наук., доц. Павлова И.В., рецензент - к. филос. наук., доц. Серегина Т.В.

По результатам четвертого этапа проекта (июль-ноябрь 2010 г.):

1. Проведена международная научная конференция «Русский космизм: прошлое, настоящее и будущее» (ноябрь 2010 г.), по итогам которой бу -дут опубликованы научные статьи, монография, в которых ведущие место отведено проблеме эволюции русской и мировой культуры, цивилизации.

2. Опубликована коллективная монография «Образование, наука, культура».

Теоретико-методологическая разработка научно-исследовательского проекта «Гуманитарная составляющая современного высшего образования» и его практическая реализация позволяют сделать следующие выводы:

■ Обозначены основные идеи и методы практической реализации проекта «Гуманитарная составляющая современного высшего образования», которые озвучены как противоречия, сложности в социально-экономическом, политическом и духовном развитии России, являющейся частью мирового глобализирующегося пространства, отражают процесс мучительного перехода современной цивилизации от техногенной к антропогенного культуре. Технотронное общество обострило проблему разлада между интеллектуальным и чувственным началами в человеке, сформировало бездуховный тип личности: человек-компьютер. Чисто рациональное его развитие привело к опасным тенденциям (массовое распространение потребительского подхода к жизни, нарастающая деградация высших духовных ценностей, нарушение равновесия между техническими, естественными и гуманитарными науками, разрушение оптимистического мировосприятия и т.д.).

■ В условиях глобальной нестабильности и модернизации российского социума востре-

ФИЛОСОФИЯ

бован иной тип личности. Необходимы люди, умеющие быстро приспосабливаться к любым изменениям, способные профессионально работать в нескольких специальностях, сохраняющие самообладание в ситуации социально-психологической неопределенности и т.д.

■ Современное образование в России ещё недостаточно готово выполнить инновационные задачи, потому что оно в значительной степени рационализировано, вербализирова-но, из него ушло чувственное, эмоциональное основание, что приводит к распространению профессионально-компетентного, но не способного к творчеству в контексте высокого гуманизма индивида.

■ Сегодня, как никогда, задача учить творчеству, воспитывать самостоятельную личность является главной в процессе образования. Ее решение возможно только на основе воссоединения образования, просвещения, науки и культуры. Поэтому только гуманизация и гуманитаризация научного знания, образования, усиление этих процессов в воспитании смогут сформировать высоконравственную, духовно-развитую и физически здоровую личность - гражданина России, способного к высококачественной профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые решения.

■ Данное исследование является актуальным для ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», обеспечивающего социальногуманитарную подготовку специалистов самого разного профиля, обладающих теоретическими знаниями в области профессиональной этики и способных к их практическому применению.

■ Область применения результатов настоящего проекта - система высшего образования; региональный и муниципальный уровень управления образованием.

■ Научные результаты работ по проекту могут быть использованы в публикациях следующих типов: комплексные и целевые региональные и муниципальные программы развития образования; монографии; учебные пособия для системы повышения квалификации руководящих кадров в сфере образования, а также при проведения курсов повы-

шения квалификации, лечь в основу диссертационных исследований.

■ Результаты, полученные в ходе выполнения проектов, могут послужить основой для эффективного формирования у студентов духовно-нравственных качеств, основ творческой деятельности; достоверность и обоснованность полученных в ходе выполнения настоящего проекта в 2009-2010 годах научных результатов подтверждается в защищенных диссертациях, научных статьях, аналитических материалах, монографиях, а также комплексной программе методик их применения на практике.

■ Общество также до сих пор не осознало значения красоты и добра для своего успешного развития. Оно не связывает успехи в экономической и социально-политической сферах с решением проблем нравственно-эстетического воспитания. Наглядными примерами подобного утверждения являются откат от реформы по гуманизации и гуманитаризации образования в России, сокращение количества часов по этике, эстетике, отсутствие их как обязательных дисциплин в образовательных стандартах даже в гуманитарных высших учебных заведениях.

■ В настоящее время на первый план выдвигаются не столько тонкости, оттенки формирования глубокой духовности, сколько спасение ее как таковой.

■ Формирование духовности в системе высшего образования основано в первую оче -редь на глубоком освоении студентами курса философии. Только философия способствует формированию таких личностных качеств, как достоинство, независимость, нравственная дисциплина, цельность, свободомыслие, без которых ныне человеческая цивилизация не сможет себя сохранить.

■ Для выполнения высшей школой своего предназначения - формирования интеллекта нации - необходимо осмысление системы «педагог - студент» с позиций различных видов гармонии.

■ Какому уровню развития личности должна соответствовать духовная элита общества? Из множества предлагаемых сегодня классификаций уровней развития личности мы отдали предпочтение следующей:

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

1>сш

■ а) первый уровень - личности как таковой нет, человек - объект управления, мораль отсутствует;

■ б) второй уровень - человек догматического склада, внешней морали;

■ в) третий уровень - люди здравого смысла, в определенных пределах им доступно творчество;

■ г) четвертый уровень - одаренные, талантливые люди с высоким творческим потенциалом;

■ д) пятый уровень - гении.

■ К сожалению, до сих пор высшая школа воспроизводила личности первого и второго уровней, в лучшем случае - третьего, и как исключение - четвертого, которые сформировались, скорее, вопреки вузовскому образованию.

■ Только через преодоление разрыва между идеальным и реальным образами студента и преподавателя, только через переход системы «преподаватель - студент» на качественно новый уровень функционирования с новым типом гармонии возможна переориентация вуза на личность четвертого уровня. Ведущая роль в этом глубинном процессе принадлежит педагогу - важнейшему элементу системы «преподаватель - студент», поэтому именно ему необходима поддержка и помощь в духовных исканиях.

а NAZAROVA, Т. SERYOGINA

HUMANIZATION AND HUMANITARIZATION OF HIGHER EDUCATION - THE MAIN WAY OF INCREASING THE LEVEL OF MODERN EDUCATION AND EDUCATIONAL

PROCESSES

The article is devoted to the role and significance of the humanization and humanitarization of the higher education: to the perfection of the humanities teaching level, teachers’, postgraduates’, students’ research work on the basis of its theoretical and methodological elaboration, and in practice on the active cooperation of the scientific representatives with practical workers and local educational organizations.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: System of education, higher education, humanization, humanitarization, spirituality, personality, upbringing, education, spiritual and moral education, unity of spiritual, emotional, moral, aesthetic and intellectual education, globalization, bifurcation, culture, the culture of teaching and communication, provincial culture, youth, socialization, self-realization, creative activity, morality, moral values, freedom.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.