DOI: 10.12731/2218-7405-2016-12-17-23 УДК 378.034/.035.6
ПРОБЛЕМА фОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА
Буянтуева Г.Ц-Д.
В статье рассматривается содержание процесса формирования духовно-нравственной культуры студентов. Автор приходит к выводу, что находясь в процессе изменения мировоззрения, возможностей и целей человека, уже сегодня можно обозначить те процессы, с которыми сталкивается современное общество в ситуации духовно-нравственного кризиса и которые требуют пристального научно-психологического внимания.
Ключевые слова: духовно-нравственная культура; национальное воспитание; этнопедагогика; гуманизация; гуманитаризация.
THE PROBLEM OF FORMATION OF THE SPIRITUAL CULTURE OF STUDENTS
Buyantueva G.Ts.-D.
The paper discusses the content of the process offormation of spiritual and moral culture of the students. The author comes to a conclusion that being in process ofchange ofoutlook, opportunities and purposes of the person, already today it is possible to the designate those processes which modern society in a situation of spiritual and moral crisis faces and which demand close scientific and psychological attention.
Keywords: spiritual and moral culture; national education; pedagogy; humanization; humanization.
Формирование духовной культуры личности студента имеет как внутриличностный смысл для каждого индивида, так и непреходящее социально-практическое значение для общества в целом.
Кризис, охвативший все сферы жизни нашего общества, затронул в значительной степени и духовную. Это выражается в падении гражданской ответственности, превалировании ценностей «рыночной культуры», бездуховности и т.п.
Залогом духовного возрождения России и инновационного развития ее экономики является целенаправленный процесс духовно-нравственного воспитания молодежи, обеспечивающей раскрытие ее созидательного, креативного потенциала. Теоретиками и практиками образования сегодня актуализирован поиск оптимальной методики духовно-нравственного воспитания, которая соединит в себе общее и особенное, общечеловеческие и национально-значимые ценности, способность к быстрой адаптации в условиях изменяющейся социокультурной ситуации в современной России.
Воспитание духовности является той основой, на которой возможно решение проблемы усвоения социумом и личностью нравственных норм и ценностей.
Имеется множество философских направлений, занимающихся исследованием феномена культуры и духовности. В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, Э.С. Маркарян рассматривают культуру в качестве технологической характеристики деятельности; А.И. Арнольдов, Э.А, Баллер, Н.С. Злобин, Л.Н. Коган, В.М. Межуев полагают, что культура - это общественно выработанная форма саморазвития и самоутверждения человека, подчеркивают связь культуры с универсальным характером деятельности субъекта. В рамках этого направления всесторонне рассматривается взаимосвязь между культурой и деятельностью, обществом, личностью и культурой. В.И. Шинкарук, Н.Ф. Тарасенко, А.И. Яценко за основу изучения культуры берут общественно-историческую практику.
Духовность одни понимают как историческое сознание, другие -целостность психологической деятельности человека, третьи - синтез эстетизма, этизма и теоретизма, четвертые - истину, добро и красоту как некое целое, пятые - единство всех нравственных сил человека, шестые связывают духовность с миром эмоций (М.А. Барт, М.С. Каган, В.Г. Федотова, В.И. Гусев, Ю.Г. Буртин, В.М. Демин, М.А. Розов и др.).
Достаточно полное и развернутое определение дает представитель аксиологического направления отечественной гуманитарной науки А.К. Уледов: «Духовность как качество человека проявляется в его тяге к природе, добру, красоте, в его стремлении к общению с другими людьми, в заботливом отношении к природе. Духовность - это, прежде всего качество, проявляющееся в интеллигентности и благородстве мыслей и действий, в высокой культуре чувств и поведения» [5, 20].
Мы же полагаем, что духовность - это внутренний мир человека, вобравшего в себя совокупность интеллектуальных, этнокультурных знаний, эмоциональных чувств, нравственных императивов, экологических, семейных, общественных традиций этноса, проявляющихся в поведении и поступках [1, 9].
Как видим разброс, мнений велик, тем не менее понятие «культура» и «духовность» очень близкие, взаимопроникающие, взаимодополняющие друг друга.
Духовная культура, характеризуя человека как личность, оценивает характер его деятельности. Духовная культура студента - это прежде всего образовательная деятельность по идеальному присвоению общественных отношений в виде образов, знаний, умений, имеющих ценностную окраску. С другой стороны, она предполагает активность личности в виде духовных порывов, постоянного духовного напряжения.
В системе высшего образования формируется духовный мир студента, происходит мировоззренческое становление личности, вырабатываются потребности и интересы. Духовно-нравственное воспитание стало важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском образовании» сформулированы основные принципы воспитания духовности и нравственности:
• удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
• формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
• сохранение и приумножение нравственных культурных и научных ценностей;
• воспитание потребности в освоении ценностей мировой и национальной культуры;
• воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Таким образом, гармоничное сочетание общечеловеческих ценностей с приоритетами национальной культуры представляется той основой, из которой вырастает духовность. В плане постановки проблемы формирования духовной культуры личности студента важной выглядит тенденция гуманизации и гуманитаризации образования.
Гуманистическая цель образования - это освоение гуманистических ценностей в образовании и организация учебного процесса с точки зрения этих ценностей. Гуманизация образования достигается через формирование гуманитарных целей обучения в вузе и качественные изменения в его содержании, методике, организации учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы. Гуманизация в центре внимания ставит проблему формирования целостной социально-культурной личности.
Гуманитаризация образования - это введение в учебный предмет цикла гуманитарных дисциплин. Гуманитаризация также предполагает формирование у студентов нового типа мышления, которое после работ М. Бахтина стали называть гуманитарным. «Гуманитарное мышление, - пишет В.А. Доманский, формирует целостную картину мира и определяет место человека в ней, способствует овладению критериями оценки и интерпретации социальных, культурных и природных явлений, обеспечивает трансляцию человеческого опыта, ин-териоризируя культурные завоевания предыдущих поколений» [3, 14].
Известно, что целостная картина мира представляет собой взаимосвязь на основе синтеза мифологической, религиозной, философской и научной картины мира (А.Ф. Лосев, Н.Н. Моисеев, Г.П. Ще-дровицкий, В.А. Балханов, В.П. Зинченко, В.М. Симонов и др.).
Таким образом, формирование целостной этнической картины мира у студентов понимается нами как процесс освоения мифологической, философской, религиозной и научной картины мира и установление взаимосвязей между ними, что способствует развитию личности.
Особенностью формирования картины мира является преломление ее в национальной культуре. Культура бурятского народа имеет глу-
бокие корни, располагает большим арсеналом, идей, традиций, дает представление об уровне картины мира, которая определяет место человека в этом мире, регламентирует его проявления в семье, обществе, природе, Вселенной, сообщает основные духовно-нравственные заповеди. Исследователи З.П. Морохоева, Г.Р. Галданова, И.А. Мала-нов, Н.Б. Дондобон и др. отмечают, что у бурятского народа обучение и воспитание носили духовно-практический характер, строились по алгоритмам практики, образование было вложено в контекст действия, связано с практической задачей. В качестве основных методов обучения использовались «показ», «наблюдение», «решение», а не «рассказ».
По мнению Г.Р. Галдановой, «следствием духовно-практического характера воспитания является неразделенность мира детей и мира взрослых, отсутствие дихотомии «ребенок - взрослый». Неразделен-ность мира детей и взрослых предопределялась спецификой быта и труда скотоводов-охотников. В этом едином пространстве постоянно происходил диалог «учитель - ученик» [2, 59]. Это определяло уважительное отношение взрослых к детям, их личности, склонностям и интересам, сочетающимся с требовательностью к ним. В обучении и воспитании студентов необходимо учитывать особенности познавательных процессов, прежде всего понятийного мышления, восприятия и памяти, соотношения зрительных и слуховых восприятий. Этнопсихологи считают, что особенностью являются и национальные различия в характере эмоциональных проявлений, коммуникативных качеств, эмпатии, сопереживания и защитных реакций.
Итак, благоприятную базу для формирования, развития духовно-нравственных представлений у студентов создает учет познавательных процессов, соблюдение принципов преемственности, выбор оптимальных форм и приемов работы педагогом.
Гуманизация и гуманитаризация высшего образования способствует формированию духовной культуры студента. Это может быть достигнуто при реализации таких целей образования как формирование нравственного, правового сознания, экологического мышления, эстетического вкуса, толерантности, утверждение созидательных аспектов в жизнедеятельности людей с учетом глобальных проблем современности. Личность, чтобы догнать человечество,
должна прожить для себя культуру, пройти ее этапы в своем духовном развитии. С другой стороны, она должна участвовать в диалоге, полилоге культур и сознаний. Все это дает возможность личности более полно проявить свои способности и дарования в плане последующей самореализации на протяжении жизненного пути.
Таким образом, в современных условиях вуз решает задачи формирования специалиста нового типа, обладающего не только профессиональными знаниями, но и высшим уровнем духовности.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Социокультурное пространство столиц Внутренней Азии (на примере г. Улан-Удэ (Республика Бурятия РФ), г. Улан-Батор (Монголия), г. Хух-Хото (Автономный район Внутренняя Монголия КНР))», проект №14-31-01299.
Список литературы
1. Бадмаева О.Б. Духовно-нравственное образование учащихся бурятской национальной школы. Автореф. дисс. ...канд. пед.наук. Улан-Удэ, 1999. 18 с.
2. Боташева Х.Ю. Развитие духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета: дис. ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2010. 219 с.
3. Галданова Г.Р. Вопросы воспитания и социализации в традиционном бурятском обществе // Проблемы развития национальной школы в Бурятии: методологические основы этнопедагогики. Улан-Удэ, 1996. С. 59-64.
4. Доманский В.А. Культурологический подход к изучению словесности в школе. Москва: Наука, 2002. 368 с.
5. Миняева Н.М. Самообразование студента в вузе в свете ключевых идей гуманитарных наук // Высшее образование сегодня. 2010. №7. С. 49-54.
6. Яновский Л.М. Формирование духовно-нравственной культуры студентов: основные направления // Сибирский медицинский журнал. 2009. № 1. С. 98-100.
References
1. Badmaeva O.B. Duhovno-nravstvennoe obrazovanie uchashhihsja bur-jatskoj nacional 'noj shkoly [Spiritually-moral education of pupils of the Buryat national school]. Ulan-Udje, 1999. 18 p.
2. Botasheva H.Ju. Razvitie duhovno-nravstvennoj kul'tury studentov v vospitatel'nom prostranstve universiteta [The development of spiritual and moral culture of students in educational space of the university]. Rostov-na-Donu, 2010. 219 p.
3. Galdanova G.R. Problemy razvitija nacional'noj shkoly v Burjatii: met-odologicheskie osnovy jetnopedagogiki [Problems of development of national school in Buryatia: methodological bases ethnopedagogics]. Ulan-Udje, 1996, pp. 59-64.
4. Domanskij V.A. Kul'turologicheskij podhod k izucheniju slovesnosti v shkole [Cultural approach to the study of literature in school]. Moscow: Nauka, 2002. 368 p.
5. Minjaeva N.M. Vysshee obrazovanie segodnja. 2010. №7, pp. 49-54.
6. Janovskij L.M. Sibirskij medicinskij zhurnal. 2009. № 1, pp. 98-100.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Буянтуева Гэрэлма Цырен-Доржиевна, кандидат филологических наук, ст. методист Центра развития и сохранения бурятского языка, вед. спец. отдела подготовки кадров высшей квалификации ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет» ул. Смолина, 24а, г. Улан-Удэ, Респ. Бурятия, 670000, Российская Федерация [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Buyantueva Gerelma Tsyren-Dorzhievna, Candidate of Philological Sciences, Senior Methodologist of the Center for Development and Preservation of the Buryat Language, Leading Specialist of the Training of Highly Qualified Buryat State University
24a, Smolin Str., Ulan-Ude, Buryatiya, 670000, Russian Federation [email protected]