УДК 37.034 Д. А. Данилов, А. Г. Корнилова
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Проблемы духовно-нравственного воспитания представлены анализом социально-педагогических условий, на основе которого разработаны идеи и положения, определяющие оптимальную его организацию.
Ключевые слова: духовный кризис; жизненные ценности; духовность; нравственность; гуманитаризация образования.
D. A. Danilov, A G. Kornilova
Conceptual Regulations of the Organization of Spiritual and Moral Education
The article consider the problems of spiritual and moral education which are represented by the analysis of social and pedagogical conditions designed on the basis of ideas and regulations defining its optimal organization.
Keywords: spiritual crisis; life values; spirituality; morality; humanitarization of education.
Введение
Организация духовно-нравственного воспитания предусматривает превращение социально-необходимых требований общества, как долг, честь, совесть, достоинство, во внутренние стимулы личности каждого ребенка. Как видно из эмпирической практики, осуществление духовно-нравственного воспитания пока не дает желаемых результатов на формирование и развитие личности растущего человека. Это связано с отсутствием у молодого поколения четких положительных жизненных ориентиров. Жизненные ценности определяются образом жизни людей в обществе и выступают регуляторами деятельности человека. Они в России советской эпохи были близки к христианским: добросовестный труд на благо страны, нетерпимость к нарушению общественных интересов, коллективизм, взаимопонимание, гуманное отношение и взаимное уважение между людьми, честность, справедливость. Сегодня в нашем обществе они вытеснены бизнесом, идеалом денег, стремлением к богатству, принципом личной выгоды, что породило в ценностях жизни антиценности.
Общие идеи и положения концепции
В современных условиях, как известно, через средства массовой информации люди знакомятся с антиценностями. Так, они пропагандируют мракобесие, пошлость и криминал с подробностями, внедряя в сознание растущего человека ориентиры, чуждые общечеловеческим ценностям. По этому поводу М. Ю. Кузьминов [1] подчёркивает, что антиценности, влияя на
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич - д. п. н., проф., зав. кафедрой профессиональной педагогики, психологии и управления образованием ПИ СВФУ им. М. К. Аммосова.
E-mail: [email protected]
КОРНИЛОВА Алла Георгиевна - д. п. н., проф., зав. кафедрой социальной педагогики ПИ СВФУ им. М. К. Аммосова.
E-mail: [email protected]
DANILOV Dmitrii Alekseevich - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov.
E-mail: [email protected]
KORNILOVA Alla Georgievna - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov.
E-mail: [email protected]
сознание растущего человека, могут искажать его ценностные ориентации. Это можно увидеть в их поведении: пренебрежение элементарными нормами этикета; вызывающее нарочитое нарушение норм дисциплины как форма мнимой свободы и независимости и т.д. Такое обстоятельство свидетельствует о духовном кризисе в нашем сегодняшнем обществе.
Духовный кризис подчеркивается и в государственных документах, в частности, в послании Президента В. В. Путина Федеральному Собранию [2]: «Российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп - милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились». И он поставил задачу: «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества», подчеркивая, что в системе образования «качественное обучение без воспитания невозможно».
Решение проблемы духовного кризиса - задача сложная, охватывающая все стороны жизни. В статье мы касаемся ее решения с социально-педагогической стороны - духовной и нравственной культуры личности, на основе которой формируется и развивается духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Основные позиции организации духовно-нравственного воспитания в условиях духовного кризиса исходят из базисных характеристик личности - духовности и нравственности. Духовность отвечает сущностной природе человека, а нравственные принципы являются ее выражением, как принято: нельзя быть духовным, но безнравственным. Остановимся на сущности этих понятий.
Понятие «нравственность» имеет корень «нравы», что указывает на реальные отношения и способы поведения людей в обществе. В каждой сфере жизни общества и в каждой культуре складываются своеобразные правила поведения, которые теряют силу за их пределами. В словаре С.И. Ожегова нравственность определена как внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, как этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами [3]. Нравственность, как форма общественного сознания и вид общественных отношений, определяет принципы, по которым человек соотносит свои желания и устремления с общечеловеческими универсальными постулатами общежития в социуме, регулирует свое поведение, подчиняясь правилам уважения других людей. Иначе, нравственность - это личная мораль, предполагающая наличие у человека внутреннего регулятора. Мораль формальна, ее всегда можно свести к совокупности неких правил и запретов. Нравственность формируется вместе с личностью индивида и неотделима от его «Я».
Иначе, нравственность является регулятором отношений личности и общества, внутренних индивидуальных потребностей и принятых в данном обществе норм морали и общечеловеческих ценностей. Отсюда можно прийти к заключению, что нравственность - совокупность общих принципов и норм поведения людей, она как форма общественного сознания отражает социальную действительность в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развития общества.
Основу нравственности составляет духовность - ценностная характеристика сознания. Специалистами раскрывается ее сущность: К. А. Абульханова-Славская [4] определяет духовность как творческую деятельность по самоосуществлению; Л. И. Божович [5] - как особый вид сознания, связанный с мировоззрением; В. И. Зинченко [6] - как потребность и деятельность по самопознанию и саморазвитию; Н. В. Шелковая [7] - как становление, непрерывный процесс самосовершенствования и самореализации; В. Н. Колесников [8] - как глубинная «бессознательная» сила человеческой индивидуальности. Отсюда вытекает, что духовность личности - индивидуальная характеристика человека, нашедшая отражение в процессе его внутреннего развития, индивидуальная уникальность каждого человека, его индивидуальные принципы, выработанные самостоятельно на основе сущностных характеристик собственного «Я».
Таким образом, духовность, как внутренний мир личности, представляет собой личностную потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни, что позволяет понять человеку законы окружающей действительности, осознать самого себя, свое назначение в обществе и реализовать себя как гражданина. Нравственность, как совокупность общих
принципов и норм поведения человека, определяется внутренними духовными качествами личности. Отсюда видно, что духовность и нравственность выступают как единство сознания и поведения.
Другая концептуальная идея духовно-нравственного воспитания связана с расширением пространства сферы образования и заключается в гуманитаризации образования, методология которой базируется на общности наук о природе, человеке. Беглый взгляд на развитие человеческого общества показывает, что картина технического, экономического, научного прогресса осознавалась всеми как неизбежное и автоматически переносилась на все развитие общества. На основе этого всеми воспринималось, что весь прогресс автоматически обеспечивает единство экономического, научно-технического развития. Однако реальная картина жизни опровергла эти представления, показав, что весь прогресс является результатом осуществления гуманистических идей и ценностей.
Результатом гуманитаризации образования выступает гуманитарная культура личности, состоящая из таких определенных компонентов, как: когнитивный (владение гуманитарными знаниями и всесторонне осмысливание рассматриваемого объекта во всех его проявлениях), психоэмоциональный (сформированность нравственных чувств, душевность, сопереживание), конативный (культура общения и поведения, готовность бескорыстно помогать людям, заботиться о природе). Главным критерием гуманитарной культуры личности являются практические действия человека, которые носят гуманно-нравственный характер: любовь к миру, терпимость, способность переживать, душевность, трудолюбие.
В Пединституте СВФУ разработана программа духовно-нравственного воспитания молодого поколения, которая апробируется в процессе опытной работы в школах, средних специальных учебных заведениях и в самом пединституте. Программа опытной работы разработана на основе определенных концептуальных идей: гуманизация внутреннего мира человека, дающая возможность обращения к духовным ценностям как основам воспитания гармонично развитой личности; эффект формирования личности достигается на передовых традициях воспитания.
Исходя из данных идей, в программе предусматривается наполнение новым содержанием стремления, идеалы индивида, его представления о добре и зле, т.е. о присвоении им новых духовных ценностей в процессе «выстраивания себя» как нравственной, творческой личности. Весьма по современному построенным и положительным является эмпирический опыт учителя математики средней школы №2 12 г. Якутска А. К. Чиряева. Он руководствуется идеей: нельзя передавать знания, не воспитывая; научить ученика работать и мыслить самостоятельно, ставить цели, задачи и достигать их. Для этого он много времени уделяет на воспитательную работу, проводит внеклассные, внешкольные мероприятия со школьниками: летние и зимние математические школы, экспедиции и походы по родному краю, чтобы дети узнали свой мир, свою природу, жизнь людей. Все увиденное дети всегда анализируют, пишут сочинения об увиденном и услышанном. В результате школьники становятся взрослее, мудрее и самостоятельнее, все демонстрируют успехи в учебе.
Заключение
Так, на основе изучения социально-педагогических проблем общества, базисных характеристик личности нами определены концептуальные подходы к организации духовно-нравственного воспитания:
- преодоление духовного кризиса в обществе позитивным взглядом на жизнь, единением умственных, нравственных, духовных качеств личности, стремлением к духовному прогрессу;
- духовность и нравственность - это те нормы, идеалы, стандарты, принципы, принятые в обществе и в отдельном социуме, которые выражают сущность жизнедеятельности общества, данной общности, образа жизни, деятельности и мировоззрения человека;
- духовные и нравственные ценности представляют собой жизненные цели, смыслы, идеалы, задающие общую направленность жизни и деятельности;
- человек - не столько биологическое, сколько духовное существо, что выражается в его устремленности к высшим ценностям, идеалам и способности создавать внутренний мир идеальных сущностей;
- духовно-нравственное развитие человека совершенствуется в системе гуманитаризации образования, где действует непрерывный процесс «очеловечивания себя».
Литература
1. Кузьминов М. Ю. Формирование ценностных ориентаций личности в условиях развитого социалистического общества: автореферат дис. ... канд. фил. наук. - М., 1979.
2. Послание президента В. В. Путина Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г.
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1986.
4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. труды. - М.; Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии», 1995.
6. Зинченко В.И. Деятельность. Знание. Духовность // Высшее образование в России. - 2003. - №5. С. 86-91.
7. Шелковая Н. В. Духовность как ценностная интенция личности // Человек и духовные ценности. - Кишинев: Современник, 1990.
8. Колесников В. Н. Лекции по психологии индивидуальности. - М.: Институт психологии РАН, 1996.
References
1. Kuz'minov M. Ju. Formirovanie cennostnyh orientacij lichnosti v uslovijah razvitogo socialisticheskogo obshhestva: avtoreferat dis. ... kand. fil. nauk. - M., 1979.
2. Poslanie prezidenta V. V. Putina Federal'nomu Sobraniju 12 dekabrja 2012 g.
3. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo jazyka. - M.: Russkij jazyk, 1986.
4. Abul'hanova-Slavskaja K. A. Strategija zhizni. - M.: Mysl', 1991.
5. Bozhovich L. I. Problemy formirovanija lichnosti: Izbr. psihol. trudy. - M.; Voronezh: Izd-vo «Institut prakticheskoj psihologii», 1995.
6. Zinchenko V.I. Dejatel'nost'. Znanie. Duhovnost' // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2003. - №5. S. 8691.
7. Shelkovaja N. V. Duhovnost' kak cennostnaja intencija lichnosti // Chelovek i duhovnye cennosti. -Kishinev: Sovremennik, 1990.
8. Kolesnikov V. N. Lekcii po psihologii individual'nosti. - M.: Institut psihologii RAN, 1996.