Научная статья на тему 'ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА'

ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
23
2
Поделиться
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ / ГУМАНИТАРНЫЙ ОПЫТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ДУХОВНЫЙ ОПЫТ / ФИЗИЧЕСКИЙ ОПЫТ / HUMANITIES / HUMANITIES EXPERIENCE / PSYCHOLOGICAL EXPERIENCE / SPIRITUAL EXPERIENCE / PHYSICAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Ахмедьянова А.Х.

В статье анализируются актуальные проблемы формирования гармонично развитой личности старшеклассника в школьной среде. Автор статьи предлагает большое внимание в школьной образовательной среде уделять гуманитарным знаниям с целью приобретения старшеклассниками гуманитарного опыта как категориального аппарата «человеческого в человеке», т. е. осмысления себя как личности, ощущения своего собственного развития и становления в культуре, а также личной ответственности за данный процесс и за существование человеческой цивилизации. Рассматриваются три уровня гуманитарного опыта психологический, духовный и физический, сбалансированность и устойчивость которых гарантирует формирование гармонично развитой личности старшеклассника, и которые отвечают требованиям ФГОС и стратегическим концепциям Российской Федерации в сфере образования, политики, культуры и экономики.The article discusses the modern problems of formation of harmoniously developed personality of a senior school student in the school environment. The author offers to pay great attention in the school environment to humanitarian knowledge in order to purchase humanitarian experience as categorical apparatus of «human in man», i.e. understanding yourself as a personality, a sense of their own development and development in culture, as well as the personal responsibility for the process and for the existence of human civilization. There are three levels of humanitarian experience -psychological, spiritual and physical. Their balance and sustainability ensures formation of a harmoniously developed personality of senior who meets the requirements of the Federal State Educational Standard (GEF) and the strategic concepts of the Russian Federation in the sphere of education, politics, economics and culture.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

УДК 373.5.032 - 057.87

А. Х. Ахмедьянова

Гуманитарные знания как основа формирования гармонично развитой личности старшеклассника

В статье анализируются актуальные проблемы формирования гармонично развитой личности старшеклассника в школьной среде. Автор статьи предлагает большое внимание в школьной образовательной среде уделять гуманитарным знаниям с целью приобретения старшеклассниками гуманитарного опыта как категориального аппарата «человеческого в человеке», т. е. осмысления себя как личности, ощущения своего собственного развития и становления в культуре, а также личной ответственности за данный процесс и за существование человеческой цивилизации. Рассматриваются три уровня гуманитарного опыта - психологический, духовный и физический, сбалансированность и устойчивость которых гарантирует формирование гармонично развитой личности старшеклассника, и которые отвечают требованиям ФГОС и стратегическим концепциям Российской Федерации в сфере образования, политики, культуры и экономики.

The article discusses the modern problems of formation of harmoniously developed personality of a senior school student in the school environment. The author offers to pay great attention in the school environment to humanitarian knowledge in order to purchase humanitarian experience as categorical apparatus of «human in man», i.e. understanding yourself as a personality, a sense of their own development and development in culture, as well as the personal responsibility for the process and for the existence of human civilization. There are three levels of humanitarian experience -psychological, spiritual and physical. Their balance and sustainability ensures formation of a harmoniously developed personality of senior who meets the requirements of the Federal State Educational Standard (GEF) and the strategic concepts of the Russian Federation in the sphere of education, politics, economics and culture.

Ключевые слова: гуманитарные знания, гуманитарный опыт, психологический опыт, духовный опыт, физический опыт.

Key words: humanities, humanities experience, psychological experience, spiritual experience, physical experience.

В XXI в. в российской молодежной среде происходят необъяснимые сложные процессы, которые ведут к деградации подрастающего поколения, мутации его истинного человеческого образа и сознания, рождению «духовных сирот», постепенному вымиранию российской цивилизации, угрожают будущему нашей страны как феноменальному государству с уникально богатым культурно-историческим прошлым.

© Ахмедьянова А. Х., 2017

С целью прекращения процесса превращения вышеперечисленных процессов в глобальные проблемы современного российского общества, необходимо тщательно изучить их истоки, найти кардинальные методы их решения, а именно, как предлагает автор статьи, в воспитательно-образовательной среде формировать всесторонне развитую гармоничную личность и дать возможность выпускникам школ получения знаний по гуманитарным наукам. Наиболее приемлемы и легкоусваиваемы гуманитарные знания в раннем юношеском возрасте. В этот возрастной период старшеклассники раскрываются миру. Поэтому необходимо родителям и учителям способствовать в обогащении их нужными знаниями, помочь в становлении самосознания, формировать личность с психологическим, физическим и духовным здоровьем, здравым мышлением.

О необходимости наличия гуманитарных дисциплин в школьной системе образования свидетельствуют результаты наблюдения автора за процессом дисгармонизации старшеклассников в общеобразовательных учреждениях. Так, в основном 89 % старшеклассников зависимы от телефонов, социальных сетей, игр, которые полностью формируют в них нежелание учиться и систематически выполнять домашнее задание по предметам; 92% из них не могут определиться с выбором будущей профессии, т. е. отсутствует чувство самоопределённости, ответственности в выборах экзаменов и получении качественного результата по ним; нет самостоятельности, они экономически и духовно зависят от родителей; не хотят знать и не усваивают законодательную базу, не имеют понятия, что такое этикет и сетикет. Подобная тенденция ярко проявляется в постоянном виртуальном общении, где старшеклассники лишаются навыков речевого грамотного общения, теряется понятие диалога, а значит нормальных межличностных отношений, следовательно, и живого интереса к самой реальной жизни, самому себе. Поэтому практикование гуманитарных знаний должно стать важным методом в педагогическом решении вопроса по формированию гармонично развитой личности старшеклассника.

Гуманитарные знания - это огромный мир человеческой жизни, это прошлое, настоящее и будущее человека, это умение ориентироваться в историческом пространстве. Они формируют наше сознание, и главное, учат гармонично жить в мире, обществе. Преимущество гуманитарных наук заключается и в том, что они полностью соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта, цель которого: «Полное и гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающей ключевыми компетентностями, способной к самореализации и к ответственному поведению в современном обществе» [10].

Гуманитарные знания сосуществуют с человеком. Человек сам на протяжении многих тысячелетий вырабатывал и должен вырабатывать их, они являются универсальным историческим, языковым, духовным, психологическим опытом для подрастающего поколения, который необходимо преподносить старшеклассникам, чтобы это наследие человеческой цивилизации они пропускали через себя и учились жить сообразно законам общества и природы.

Итак, мы предлагаем формирование гуманитарных знаний у учащихся 10-11 классов как альтернативный путь решения обозначенных актуальных проблем.

Отметим, к гуманитарным наукам относятся педагогика, психология, философия, социология, правоведение, история, обществоведение, лингвистика и т. д. В грамотном преподавании, усвоении старшеклассниками гуманитарных знаний особую роль занимает педагогика. Если вновь вспомнить научную трактовку термина «педагогика», который переводится с древнегреческого «искусство воспитания» [5], то можно сделать следующее умозаключение: учителя-предметники, обучающие старшеклассников, должны в ходе преподавания своего предмета, помнить о том, что они не просто обучают 10-11 классы автоматически пересказывать или излагать письменно пройденный материал, а гуманитарные знания, преподнесенные ими по предметам, должны носить воспитательный характер, они должны быть искусством познания, так как искусство со старославянского переводится как «опыт, мастерство» [7]. Иными словами, педагогическое определение гуманитарных знаний заключается в понятии «искусство воспитания» - передача опыта старшеклассникам как уметь образно осмыслять, анализировать и применять знания, полученные в рамках различных гуманитарных школьных дисциплин. В свою очередь, опыт означает «содержание (чувственное или мыслительное), которое субъект обнаруживает в себе; все, что происходит с человеком в его жизни; состояние нашего сознания, в котором выделяется три уровня: психологический опыт, духовный опыт и физический опыт. Опыт - основа познания, его первоначальная ступень, которая формирует чувственно-практический уровень познания» [10].

Старшеклассник, усвоивший гуманитарные знания у грамотного «мастера-учителя», искусно начинает «рисовать», или, научно выражаясь, создавать свой внутренний и внешний мир, находить «согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов, ...упорядоченность многообразия, целостность, уравновешенность» [4, с. 13].

Следовательно, теоретическая основа нашей концепции по обозначенной теме «Гуманитарные знания как основа формирования гармонично развитой личности старшеклассника» звучит так: «Создание оптимальных педагогических условий для учащихся 10-11 классов с целью усвоения гуманитарных знаний способствует овладению гуманитарного опыта как эффективного и качественного воспитательно-образовательного процесса, направленного на формирование гармонично развитой личности старшеклассника». Гуманитарный опыт как «багаж» гуманитарных знаний является аксиологической основой в решении актуальных проблем, обозначенных автором в начале статьи.

Гуманитарный опыт - это специфический опыт человечества, который вкладывается или формируется не в коре головного мозга человека, а в его душе. Душа - это сам человек. Образ души в материальном воплощении - это сердце. Как утверждает профессор В.И. Карасик, сердце -«центр круга, из которого могут исходить бесконечно многие радиусы, или световой центр, из которого могут исходить бесконечно разнообразные

лучи. Поэтому сердце - это центр жизни вообще: физической, психической, духовной и душевной» [8, с. 234]. Следовательно, сердце есть «вместилище души, сосредоточие жизненной силы» [8, с. 235], одна из основ человеческого опыта и знаний, необходимых для гармоничного развития самого человечества.

Теоретически гуманитарный опыт включает в себя следующие приобретённые старшеклассником на уроке гуманитарных дисциплин человеческие знания или категории: сострадание, сочувствие, добродетельность, ответственность, интерес, уважение, надежду, веру, любовь, мужество, патриотизм, свободу, которые отвечают за человеческую сущность и которые в современном подрастающем поколении вообще отсутствует, следовательно, диагноз молодого поколения - «бездушие, бездуховность».

Перечисленные категории гуманитарного опыта относятся к психологическому уровню или душевному опыту, который первоначально необходимо вкладывать и развивать у учащихся 10-11 классов. Если старшеклассник вобрал перечисленные категории психологического уровня, т. е. они в нем сформированы, сбалансированы, самостоятельно применяемы, то значит, открыта возможность к дальнейшему процессу гармонизации. Приобретение духовного опыта - это внутренняя работа души человека, это душевные человеческие знания, закрепленные в памяти и проявляющиеся во всём: в мудрости, мыслях, поступках, действиях, духовной практике, и в первую очередь в помощи людям во имя добра; и физического опыта - это аксиологизация здорового тела как глобальная идея с целью остаться в живых, сохранив генофонд российской цивилизации.

Если вышеобозначенную теоретическую основу применить на практике в рамках любой гуманитарной дисциплины школьной программы для учащихся 10-11 классов, можно получить коэффициент качественного воспитательно-образовательного процесса, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, цель которого была приведена в начале данной статьи, а также в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (направления Концепции - развитие человеческого потенциала, человеческого капитала и массовой физической культуры) [1]. Указ Президента РФ от 19.12.2012 г. «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» определяет (основные цели государственной национальной политики Российской Федерации: а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации); б) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; в) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений [9].

Рассмотрим на практике теорию формирования трехуровнего опыта -психологического-духовного-физического как монад гуманитарного опыта на уроке истории.

История - это учитель всего человечества. С момента появления человеческой цивилизации она являлась и является одним из важных педагогических «инструментов» воспитания гармонично развитой личности, а также гармоничного сочетания внутреннего и внешнего мира своего бытия.

Психологическая и духовная задача истории - это воспитание духовно-нравственных основ через сопереживание участников исторических событий. Так, например, одним из универсальных методов в решении психологической задачи истории как гуманитарной науки является использование кинофильмов на уроке. Кандидат педагогических наук Г. Ксендзова в ходе своего исследования получила такой фактический результат: оказалось, что современные школьники, слушая, запоминают лишь 50 % информации, а увидев и обсудив - 70 % информации [2, с. 205]. Проведенные наблюдения в 10-11 классах автором статьи также показывают, что 90 % старшеклассников полностью воспринимают информацию лишь по зрительному каналу. Современное подрастающее поколение живет «экранной культурой», поэтому практикование художественных видеоматериалов на уроках истории актуально и эффективно.

Довольно продуктивно приобретается гуманитарный опыт на уроках истории в 10-11 классах в ходе просмотра военно-исторического фильма в определенных психолого-педагогических условиях, при которых правильная и грамотная смена методов и средств обучения учителем способствует активизации познавательной деятельности, и формированию благоприятных условий для развития познавательной способности учащихся. Отметим, что формирование и развитие познавательной способности непосредственно зависит от мотивации или интереса учеников 1011 классов к военно-исторической теме.

Сегодня военная тема актуальна и связана с теми категориями, которые (были перечислены выше) относятся к психологическому опыту: это воспитание в школьной среде патриотов, интерес к истории своей страны, уважительное отношение к Родине, ответственность, мужество и героизм, то есть все это возможно сформировать у учащихся 10-11 классов в ходе просмотра военно-исторического фильма, где связующим звеном является «интерес».

Интерес - это латинское слово означает «быть в-между» [11]. Интерес основан на постоянной познавательной активности. Закон интереса - это когда личность способна уловить интеллектуальный, эмоциональный и чувственный опыт внешнего мира и при этом заинтересовать другие личности объектом бытия. На уроке истории главным эпицентром интереса является учитель, формирующий звено интереса между учащимися 10-11 классов к венно-историческому фильму. Учитель вызывает интерес педагогическими приемами словесного пояснения, беседы со старшеклассниками, которые ориентированы на то, чтобы заинтересовать их историческими событиями военной эпохи.

В качестве эксперимента объектом исследования стал видео-воспитательный процесс в 10 а и 11 б классах МБОУ Башкирский лицей №1 города Учалы Республики Башкортостан. Исследование состояло из двух

этапов: до и после просмотра военно-исторического фильма «28 панфиловцев» Кима Дружинина и Андрея Шальопа. На уроке учитель провел урок-лекцию по теме «Великая Отечественная война: уроки мужества и героизма» и анкетирование по теме «Откуда я знаю о войне». Было выявлено, что из 70 учеников 10 а и 11 б классов военно-исторические фильмы в своей жизни просмотрели только двое учащихся. После всем было предложено посмотреть фильм «28 панфиловцев». После просмотра фильма было дано домашнее задание за неделю ознакомиться с военно-историческими фильмами, связанными со Второй Мировой войной. Каждый из 70 учащихся экспериментальных классов просмотрел за поставленный срок 6-7 военно-исторических фильмов и дал краткую аннотацию к каждому фильму в письменном виде. Затем было проведено анкетирование учащихся и выявлены такие результаты: у 97 % ребят повысился интерес к истории своей страны, у 100 % учащихся появилось уважение, сострадание, сочувствие к тем, кто воевал, 100 % учеников оценили мужество, героизм и добродетельные поступки, совершенные русскими солдатами в ходе войны, 100 % опрошенных в экспериментальной группе осознали цену победы и свободу нашего народа, 98 % из них поняли, что такое вера, надежда и любовь народа ради спасения своего Отечества, и у 100 % учеников 10 а и 11 б класса появилось чувство гордости за свою Родину.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: интерес есть познавательная активность, которая формирует познавательную деятельность - динамическую систему взаимодействия субъекта с внешним миром, в ходе которой формируются познавательные способности - приобретённые гуманитарные знания, являющиеся основой гуманитарного опыта, а именно приобретения первоначальных понятий психологического опыта - чувства патриотизма, уважения к истории своей страны, ответственности, мужества и героизма.

Связующим звеном между формированием психологического и духовного опыта является категория ответственности. Именно она есть фундамент духовного уровня, которая позволяет душевные человеческие знания закрепить в памяти и проявлять в духовной практике подрастающего поколения: в мыслях, в поступках, в действиях, в добрых делах, в мудрости. Можно предположить, что ответственность - это душевно-духовный опыт, «это способность осознания того, что качество жизни, уровень успешности и самореализации человека зависят только от него самого; это готовность исполнять все свои обещания и выполнять все свои обязанности наилучшим образом; это умение принимать решения в сложных ситуациях не только за себя, но и за тех, кто от тебя зависит» [5]. Общая ответственность граждан Российской Федерации выражается в основной цели государственной национальной политики Российской Федерации: это а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации); б) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; в) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений. Это и есть духовный опыт, которым должен руководствоваться старшеклассник в будущем [9].

Сформированность и сбалансированность двух видов гуманитарного опыта в личности старшеклассника - психологического и духовного, формирует гуманистическое сознание, ориентированное на гармоничное сосуществование личности с внешним и внутреннем бытием, т. е. такого сознания, которое осознанно выбирает идею вечного бытия, а источник вечности - это здоровье - строительный материал физического опыта. Например, антропологический подход четко вырисовывает формирование трехуровнего опыта личности: « .личность, которая должна быть не только материалом и ресурсом ..., но прежде всего - подлинным субъектом культуры в историческом действии, которая является полным человеком во всех его душевно-духовно-телесном измерениях в качестве субъекта собственной жизни» [6, с. 35]. Этот процесс непосредственно связан с пониманием самой сущности сил человека, с осознанием и раскрытием того человеческого потенциала, который заложен в индивиде. С позиции философии это опыт «моего эго», «опыт меня самого как вещи, физического тела, которое есть у меня» [6, с. 36]. Человеческий потенциал - «это совокупность физических и духовных сил граждан, которые могут быть использованы для достижения индивидуальных и общественных целей, как инструментальных, так и экзистенциональных, включая расширение самих потенций человека и возможность его самореализации» [12, с. 5].

Приведенные подходы полностью соответствуют Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, где имеются стратегические направления - развитие человеческого потенциала, человеческого капитала и массовой физической культуры. Необходимо обратить внимание на понятие «человеческий капитал», аксиологической основой которого является человеческий потенциал: «Человеческий капитал - совокупность знаний, умений, навыков, использующийся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом» [3]. В указанной концепции также сказано, что «человеческий капитал есть фактор основного развития России, . залог вхождения ее в пятерку лидирующих стран по экономическим, духовным и жизнеспособных показателей». Это означает, что все зависит от подрастающего поколения, от выпускников школ. Поэтому данная концепция должна стать стратегией каждого учителя в воспитательно-образовательном процессе, где должны создаваться условия «перехода от системы массового образования к созданию инновационной социально ориентированной экономики непрерывного индивидуализированного образования для всех, направленного на развитие образования, связанного с мировыми фундаментальными науками, ориентированными на формирование творческой социально ответственной личности» [1]. Поясним, что «индивидуализированное образование - это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся . в процессе обучения и воспитания; обусловленное потребностью в нерегламентированных, творческих видах деятельности в соответствии с особенностями каждого конкретного индивида» [1]. Индивидуальный подход есть средство всестороннего гармоничного развития личности. Приведенная модель формирования гармонично развитой личности старшеклассника и стратегические концепции

Российской Федерации, практикование их в школьной системе способствуют эффективному выполнению основной цели по федеральному государственному образовательному стандарту: «Полное и гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающей ключевыми компетентностями, способной к самореализации и к ответственному поведению в современном ей обществе» [10].

Таким образом, гуманитарные знания являются фундаментальными, формирующими гуманитарный опыт в личности старшеклассника. Гуманитарный опыт есть формирование понятия «человеческого в человеке», осмысление личности своего собственного развития и становления в культуре, личная ответственность за данный процесс и за существование человеческой цивилизации. Поэтому гуманитарный опыт должен формироваться на уроках гуманитарных дисциплин в рамках школьного образования, особенно глобально актуализироваться на уроках в 10-11 классах, так как это тот возраст, когда ученик открыт миру идей и материи. И учителю, и родителю дается возможность оптимально «смастерить» гармонично развитую личность старшеклассника. Профессор В.П. Шестаков верно отметил: «Гармония является законом не только искусства, но и природы, она охватывает всю жизнь человека и всю природу вещей. Гармония в искусстве является отражением гармонии в природе. Наилучшей моделью для нее является гармония частей живого организма, которая лучше всего воплощает в себе согласие и соответствие частей» [13, с. 45].

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) [электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/194365/

2. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М.: Педобщество по России, 2000. - 356 с.

3. Нестеров А.К. Человеческий капитал [электронный ресурс]. - URL: http://odiplom.ru/lab/chelovecheskii-kapital.html

4. Новейший философский словарь / под ред. В. А. Кодрашова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. - 672 с.

5. Педагогический словарь [электронный ресурс]. - URL: http://slovo.yaxy.ru/87.html

6. Слободчиков В. И. Антропологические горизонты психологии развития // Изв. Южного федер. ун-та. Технические науки. - Таганрог. - 2005. - № 7. - С. 31-36.

7. Словарь старославянских слов [электронный ресурс]. -URL:http://hogwarts.ru/library/show.php?cat=1&id=39503&uid=guest

8. Тарасов Б. «Мыслящий тростник». Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 896 с.

9. Указ Президента РФ от 19.12.2012 г. «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [электронный ресурс]. -URL: http://base.garant.ru/70284810/

10. Федеральный государственный стандарт утвержденный Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) [электронный ресурс]. - URL: http://le-galacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17052012-n-413/

11. Философия в понятиях и терминах (краткий адаптированный словарь) [электронный ресурс]. - URL: http://www.studfiles.ru/preview/6019559/

12. Фромм Эрих Зелигманн. Революция надежды. Избавление от иллюзий. М.:, 2004. 80 с. [электронный ресурс]. - URL: https://unotices.com/page-books.php?id=85753

13. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. - М.: Наука, 1973. - 256 с.