Научная статья на тему 'Прогностическая модель формирования гармонично развитой личности обучающегося в кросс-культурной образовательной среде школы'

Прогностическая модель формирования гармонично развитой личности обучающегося в кросс-культурной образовательной среде школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЧНО РАЗВИТАЯ ЛИЧНОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДОБРОДЕТЕЛИ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГУМАННОСТЬ / КУЛЬТУРОСОЗИДАТЕЛЬНОСТЬ / HARMONIOUSLY DEVELOPED PERSONALITY / SPIRITUALITY / MORALITY / VIRTUES / IDENTITY / SOCIALIZATION / HUMANITY / CULTURAL CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедьянова А. Х.

Автор предлагает прогностическую модель формирования личности обучающегося как гармонично развитой личности в кросс-культурной образовательной среде школы. Формирование гармонично развитой личности обучающегося рассматривается как непрерывный образовательный процесс. Так, на каждой ступени практикуются определённые подходы и функциональные особенности кросс-культурной образовательной среды школы с целью гармонизации личности ученика: на ступени начального общего образования образовательный процесс выполняет основную функцию это функция социализации, на ступени основного общего образования гуманитарную функцию, на ступени полного (среднего) общего образования культуросозидательную. Каждая ступень образования основана на теоретико-практических принципах определенных наук: на ступени начального общего образования образовательный процесс базируется на педагогике, на ступени основного общего образования на психологии, на ступени полного (среднего) общего образования на философии. Подобное проектирование образовательного процесса в кросс-культурной образовательной среде школы позволяет получить качественную модель гармонично развитой личности обучающегося, владеющую ключевыми компетенциями и кросс-культурной грамотностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмедьянова А. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author offers a prognostic model of the student's personality formation as a harmoniously developed personality in the cross-cultural educational environment of the school. The formation of a harmoniously developed personality of the student is considered as a continuous educational process. Thus, at each stage, certain approaches and functional features of the cross-cultural educational environment of the school are practiced in order to harmonize the student's personality: at the stage of primary General education, the educational process performs the main function the function of socialization, at the stage of basic General education a humanitarian function, at the stage of complete (secondary) General education a cultural and creative one. Each stage of education is based on the theoretical and practical principles of certain Sciences: at the stage of primary General education, the educational process is based on pedagogy, at the stage of basic General education-on psychology, at the stage of complete (secondary) General education on philosophy. Such a design of the educational process in the cross-cultural educational environment of the school allows to obtain a qualitative model of harmoniously developed personality of the student, possessing key competencies and cross-cultural literacy.

Текст научной работы на тему «Прогностическая модель формирования гармонично развитой личности обучающегося в кросс-культурной образовательной среде школы»

УДК 373 : 159.9.018.5

А. Х. Ахмедьянова

Прогностическая модель формирования гармонично развитой личности обучающегося в кросс-культурной образовательной среде школы

Автор предлагает прогностическую модель формирования личности обучающегося как гармонично развитой личности в кросс-культурной образовательной среде школы. Формирование гармонично развитой личности обучающегося рассматривается как непрерывный образовательный процесс. Так, на каждой ступени практикуются определённые подходы и функциональные особенности кросс-культурной образовательной среды школы с целью гармонизации личности ученика: на ступени начального общего образования образовательный процесс выполняет основную функцию - это функция социализации, на ступени основного общего образования - гуманитарную функцию, на ступени полного (среднего) общего образования - культуросозидательную. Каждая ступень образования основана на теоретико-практических принципах определенных наук: на ступени начального общего образования образовательный процесс базируется на педагогике, на ступени основного общего образования - на психологии, на ступени полного (среднего) общего образования - на философии. Подобное проектирование образовательного процесса в кросс-культурной образовательной среде школы позволяет получить качественную модель гармонично развитой личности обучающегося, владеющую ключевыми компетенциями и кросс-культурной грамотностью.

The author offers a prognostic model of the student's personality formation as a harmoniously developed personality in the cross-cultural educational environment of the school. The formation of a harmoniously developed personality of the student is considered as a continuous educational process. Thus, at each stage, certain approaches and functional features of the cross-cultural educational environment of the school are practiced in order to harmonize the student's personality: at the stage of primary General education, the educational process performs the main function - the function of socialization, at the stage of basic General education - a humanitarian function, at the stage of complete (secondary) General education - a cultural and creative one. Each stage of education is based on the theoretical and practical principles of certain Sciences: at the stage of primary General education, the educational process is based on pedagogy, at the stage of basic General education-on psychology, at the stage of complete (secondary) General education - on philosophy. Such a design of the educational process in the cross-cultural educational environment of the school allows to obtain a qualitative model of harmoniously developed personality of the student, possessing key competencies and cross-cultural literacy.

Ключевые слова: гармонично развитая личность, духовность, нравственность, добродетели, идентичность, социализация, гуманность, культуросозидательность.

Key words: harmoniously developed personality, spirituality, morality, virtues, identity, socialization, humanity, cultural creativity.

© Ахмедьянова А. Х., 2019

На сегодняшний день современное историческое пространство, общество и школьное образование характеризуются многокультурностью и многонациональностью. Поэтому в научном мире широко распространяется новая модельная среда - кросс-культурная. Важным этапом в формировании адаптационного механизма к данной среде является школьная образовательная среда, в которой должны быть созданы кросс-культурные условия для получения гармонично развитой личности обучающегося с кросс-культурной компетентностью и кросс-культурной грамотностью.

Обратим внимание на то, что на каждой ступени школьного образования - начальном общем образовании, основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании - образовательный процесс выполняет свои определенные функции. Так, на ступени начального общего образования образовательный процесс выполняет основную функцию - это функция социализации, на ступени основного общего образования - гуманитарную функцию, на ступени полного (среднего) общего образования - культуросозидательную функцию. Также каждая ступень образования базируется на теоретико-практических основах определенных наук: на ступени начального общего образования образовательный процесс - на педагогике, на ступени основного общего образования - на психологии, на ступени полного (среднего) общего образования - на философии.

На ступени начального общего образования образовательный процесс, как было выше отмечено, выполняет функцию социализации и базируется на принципах педагогической науки, а именно не на обучении, а на воспитании детей.

Главной воспитательной основой в формировании гармонично развитой личности обучающегося на ступени начального общего образования и в нашей прогностической модели являются духовно-нравственные ресурсы. Именно в младшем школьном возрасте происходит формирование ресурсного состояния. Ресурсное состояние - это «состояние, в котором человек может мыслить и действовать эффективно» [7, с. 10].

Обратим внимание на само понятие «духовно-нравственные ресурсы». Начнем с определения «нравственность». Нравственность происходит от слова «нравы», что означает «общественные привычки людей ... это те эталоны и нормы поведения, которыми непосредственно руководствуются люди. ... нравы как сущее, как наличное бытие добра и зла в поведении.» [14]. То есть нравы - это привычки. В младшем школьном возрасте дети умеют очень легко перенимать привычки, подражать друг другу и взрослым. Поэтому мы должны формировать в них такие эталоны бытия, как добро, любовь, вера, надежда, мировоззрение, непосредственно относящиеся к добродетелям характера и созре-

вающие в душе, сердце ребенка. Таким образом, нравы есть внутренняя установка души личности учащегося, которая выражается в нравственных поступках согласно своей совести. Совесть - это есть духовный инстинкт, который легко разбирается, что такое добро и зло. Библия утверждает, что тот, кто следует совести, своей духовности, тот никогда не сожалеет о своих поступках, так как эти поступки совершают добродетели. Духовность является потребностью души. Духовность - это есть «способность и умение в педагогическом взаимодействии правильно выбирать нравственные ценности и в соответствии с ними определять и осуществлять свои поступки» [10].

Духовно-нравственные ресурсы на начальном общем образовании должны быть направлены на формирование у личности обучающегося, как утверждал Аристотель, «добродетели характера» или гражданские добродетели. «Характер» - это «есть совокупность психических особенностей, из которых складывается личность человека, и которые проявляются в его действиях, поведении» [16]. Так как на сегодняшний день очень много агрессивных и злых людей, необходимо, чтобы у детей в начальной школе формировался характер добродетеля - это человек, который думает, говорит добрые слова, делает добрые дела и поступки, способен созидать добро. Добро рождается только благодаря культуре, об этом говорил и Д.С. Лихачев: «В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас мире. А добро - это, прежде всего, счастье всех людей» [11].

Рассмотрим духовно-нравственные ресурсы, направленные на формирование характера добродетели с 1 по 4 классы. Мы утверждаем, что добро на ступени начального общего образования можно формировать методом музыкального искусства, а именно на основе национальных песен, танцев и звуковых мелодий в сопровождении национальных инструментов. Добро формирует мировоззрение добродетеля, которое развивается с помощью изобразительного искусства, а именно: изучая с детьми язык и символ национального орнамента своего народа и народов, живущих бок о бок; а также научить детей говорить на своем родном языке и проявлять интерес, уважение к языкам своих одноклассников, относящихся к различным этнокультурам; учить говорить детей только слова добродетелей, и при этом развивать умение говорить эти слова на любом иностранном языке. В нашем случае, раз мы живем в Башкортостане, наиболее близкие к тюркским языкам в произношении - английский язык, для русскоязычной группы - английский, немецкий языки.

В формировании любви мы будем практиковать: 1) уроки физической культуры с элементами национальных видов состязаний и игр, и уроки окружающего мира, т. е. уроки ориентированы на формирование любви к внешней окружающей красоте; 2) воспитывать любовь к национальным блюдам, которые необходимо включить в рацион питания

школьной столовой как показатель развития душевной любви к своему народу, так как издавна сложились и поговорки, и пословицы, которые указывают на то, что «пища имеет душу», «еду готовят с душой».

Понятия «вера» и «надежда» будут формироваться в ходе изучения национальных эпосов, сказаний на уроках чтения, где будут анализироваться поступки героев и будут сделаны определённые выводы. Весь полный курс подобных национальных элементов с учетом этнического состава класса позволит в дальнейшем на ступени основного общего образования раскрыть и развить на высоком уровне духовную сущность личности - гражданские добродетели, являющиеся категориями добродетелей характера и фундаментом развития добродетелей ума: доброжелательность, вежливость, сочувствие, толерантность, патриотизм, долг, честь, мужество, вежливость, уважение, цивилизованность, трудолюбие, а также будет способствовать формированию граж-данско-этнической идентичности, которая дает представление личности «своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл» [1, с. 4].

На ступени основного общего образования образовательный процесс реализуется на основе гуманитарной функции в психологическом аспекте. Известно, что «гуманность» означает «человечность», следовательно, гуманизация образования ставит своей целью формирование гуманных качеств в личности ребенка, определяющих культуру жизненного самоопределения. Культура жизненного самоопределения - это процесс осознания себя как особого субъекта своей жизни, способного принимать решения и нести полную ответственность за свои поступки и действия. Готовность к подобному самоопределению означает готовность личности к выбору своей трудовой и профессиональной деятельности, осознанию непосредственно собственных интересов, а также индивидуально-психологических особенностей своего «я».

В 11-15 лет подростки, овладевшие социокультурным опытом на ступени начальных классов, теперь смогут применить его к тем видам деятельности, которые помогут почувствовать себя взрослым, что очень важно во избежание психологического стресса. Поэтому в процессе гуманитаризации личностного развития мы будем создавать педагогические условия формирования гармонично развитой личности на ступени основного общего образования сквозь призму психологической науки. Психология - от древнегреческого языка, означает «душа» [5], следовательно, знания, полученные на уроках, прежде всего должны удовлетворять душевную потребность учащегося, или то, что требует душа ребенка в определенный возрастной период, т. е. воспитывать его душу.

И необходимо отметить, что если на ступени начального общего образования мы формируем гармонично развитую личность как носителя гражданско-этнической идентичности, осознающую свою принадлежность обществу, живущую по социокультурным нормам, ценностям, то с 5 по 9 класс мы формируем гармонично развитую личность как носителя российской гражданской идентичности, готовую приумножить этот социокультурный, духовно-нравственный пласт для процветания своего государства.

Российская гражданская идентичность - это есть социально-психологический и социокультурный феномен, который направлен на осознание, переживания и чувствования себя на основе событий, связанных с понятием государства. Она проникнута общей национальной идеей, чувством принадлежности к своему народу и стране, живущая на базовых национальных ценностях и имеющая общую историческую судьбу.

Подросток на ступени общего основного образования, как утверждают психологи, жадно готов усваивать три уровня познания: житейский опыт, художественные и научные знания. Поэтому было бы верно определить предметные области, указанные в Федеральном государственном стандарте основного общего образования, по уровням. Отметим, что предположительное соотнесение той или иной предметной области является авторской концепцией.

1. Житейский опыт дают такие предметные области, как филология, общественно-научные предметы, основы духовно-нравственной культуры народов России, физическая культура и уроки основы безопасности жизнедеятельности; несмотря на то, что данные предметные области являются и основами в получении научных знаний, в целом на 100% они есть социально значимый фундамент в жизни личности.

2. Художественные знания составляют предметные области: искусство и технология.

3. Научные знания - это естественно-научные предметы, математика и информатика.

Важно понять тот факт, что наука выросла из житейского опыта. С психологической позиции житейский опыт способен развить и углубить душевный разум, научить понимать личностью последствия своих слов и поступков, помогать решать жизненные проблемы, находясь в психологическом равновесии и имея развитый механизм адаптации. Перечисленные предметные области в ракурсе житейского опыта связаны прежде всего с языком человеческой культуры, которое складывалось и складывается на протяжении тысячелетий. Житейский опыт - это знания, которые порой действительно являются более рациональными, чем научные знания. К тому же предметные области, дающие житейский опыт, актуальны всегда. Об объекте данных областей и сам полученный опыт как объект можно употреблять постоянно в любом обществе, а вот

научные знания математики, физики и др. мы позволяем себе упоминать и говорить лишь в узком кругу знатоков. Поэтому житейский опыт -это первая важная субстанция, ориентированная непрерывно на формирование качеств добродетелей характера и добродетелей ума.

На уроках предметной области «филология», куда входят русский язык и башкирский язык в нашем регионе (Республика Башкортостан), можно практиковать коммуникативно-эстетические возможности. Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков позволят в ученической среде приобщиться к грамотному общению не только в «живом» виде, но будет обеспечивать грамотное неречевое общение в социальных сетях на русском и родных языках, что глобально в информационном мире.

Необходимо отметить, что и уроки обществознания являются неоценимым житейским опытом и основой профориентации. Так, в 6 классе есть тема «Труд». К этому уроку учащиеся могут подготовить информацию о профессиях своих родителей, дедушек и бабушек, и в целом, кем трудились их предки, при этом можно будет построить генетическое дерево той или иной профессии. В 7 классе есть тема «Золотые руки мастера», здесь можно обратить внимание на историю происхождения ремесел того или иного народа, учитывая национальный состав класса. В 8 классе на тему «Образование и наука» дети должны будут рассказать об истории происхождения и о роли естественно-научных предметов, математики и информатики в жизни человека. Вот и получится апробация полученных знаний по естественно-научным предметам, в которых могут быть, конечно, не все «асами». Это даст понять, что математика, физика, информатика необходимы так же, как житейский опыт для строительства дома, в магазине, в использовании интернета и в ремонтировании техники.

Художественные знания составляют предметную область искусства - это изобразительное искусство и музыка. На уроках музыки мы предлагаем практиковать искусство импровизации национальных мелодий и песен, а на уроках изобразительного искусства представлять орнамент как популярный вид национального фэн-шуя. Далее продолжить формировать национальный эстетический вкус на уроках технологии: девочкам учиться готовить национальные блюда, пробовать шить платья, фартуки и др. с национальными орнаментами; мальчикам изготавливать утварь с национальными узорами. Все это позволит «осознать значение искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, ... чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой; формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России» [12, с. 19].

Физическая культура также формирует эстетический вкус к прекрасному здоровому телу. На это обратили свое внимание еще древние греки, которые утверждали, что умственные занятия должны обязательно сопровождаться физическими упражнениями и музыкой: «музыка - это гармония, которая есть проявление гармонии Вселенной, воспитывающая у человека такое же равновесие, как и спорт, поэтому физические упражнения должны выполняться под музыку, чтобы тело не стало духовно мертвым» [8, с. 35]. Сегодня современному школьнику необходимо осознать понятие «здоровье» не только как «здоровье от» (свободной от болезни), а как «здоровье для» (реализующий себя, так как человек может реализовать себя только тогда, когда он здоров) [2, с. 64]. Необходимо со школьного возраста воспитывать в учениках «разумное отношение к своему телу, проводить разъяснительную работу о значимости духовно-нравственного здоровья, душевной гармонии, духовного и телесного равновесия, о методах укрепления духа и тела через призму традиционных игр, состязаний, различных видов спорта, которые являются составной частью физической культуры и физического воспитания» [2, с. 65], так, по словам Франкла, «здоровье - это есть упорство духа» [15, с. 130]. Исходя из этого, физическую культуру можно смело определять как «часть (подсистему) общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере развития, оздоровления и воспитания людей» [15, с. 131]. Сегодня довольно продуктивно в кросс-культурном образовательном пространстве школы с 5 по 9 класс на уроках физической культуры два часа из трех отводить национальным видам соревнований славянских народов и тюрков, т. е, учитывая национальный состав класса. Так как национальные виды позволяют почувствовать и познать философскую и медицинскую основу того или иного состязания, борьбы, закаливают дух и тело, воспитывают уважение к своей и чужой культуре, прививают привычку заниматься спортом и обеспечивают «физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учетом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области» [12, с. 23]. Суть всех национальных соревнований -это созидание гармоничного здорового образа жизни.

Таким образом, с 5 по 9 класс с целью формирования гармонично развитой личности в подростковый период при условии гуманизации образования мы должны обеспечить в рамках различных предметных областей создание следующего портрета личности обучающегося и совершенствование его личностной сущности в соответствии ФГОС ООО: «1. Формирование российской гражданской идентичности. 2. Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся и сохранение их здоровья. 3. Любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции.

4. Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества» [12].

На ступени среднего (полного) общего образования (10-11 класс) образовательный процесс реализуется на основе культуросозидатель-ной функции в философском аспекте, с целью формирования свободной творческой и гармонично развитой личности с общемировой идентичностью.

Несмотря на то что после 9 класса большинство выпускников поступают в средние специальные учреждения, в данных учреждениях педагогам было бы приемлемо взять на вооружение нашу модель формирования гармонично развитой личности, так как студенты также должны пройти программу обучения за 10-11 класс.

Юношеский возраст 16-18 лет - это возраст максимальной рассудительности и ответственности.

Обратим внимание на высказывание Е.В. Бондаревской. Она считает, что формирование культуросозидательной функции в возрасте 16-18 лет ориентируется непосредственно на воспитание культурной личности, а необходимым «условием формирования подобной личности является интеграция образования в культуру и одновременно культуры - в образование» [4, с. 14].

Известно, что синонимом «созидания» является «творчество». Однако ученые между ними проводят тонкую грань: так «творчество» происходит от слова «творить, варить», т. е. это непрерывный хаотичный процесс, в котором в результате выборки, анализа и синтеза создаются или созидаются определенные образы и формы, нужный проект, продукт. С философской позиции это выглядит так: творчество - это бурная река-хаос, из которого выходит на берег нечто новое, созидающееся, лично-индивидуальное, уникальное. Если соотнести данную философскую трактовку к кросс-культурному подходу, то получится, что кросс-культурная образовательная среда школы - это творческая среда, в которой происходит непрерывный процесс создания/созидания/формирования гармонично развитой личности, находящейся в постоянном творческом акте, являющейся критерием духовного совершенствования, саморазвития, самореализации, приносящей благо обществу.

Отметим, что в июне 2018 г. состоялся Международный консорциум, где были показаны различными западными и восточными странами педагогические модели, опыт развития гармонично развитой личности выпускников школы. Главная проблема на консорциуме - это какими ключевыми компетенциями и каким уровнем грамотности должен обладать выпускник школы. Была предложена такая позиция.

«Ключевые компетенции в целях анализа предложено разделить на три крупные взаимопереплетающиеся группы:

1) связанные с мышлением (критическое, креативное),

2) связанные с социальным и эмоциональным взаимодействием с окружающими (кооперация, коммуникация),

3) связанные с саморегулированием (умение планировать, адаптироваться, учиться самостоятельно и др.).

Грамотность же делится на два вида:

1) как навык использования инструментов (читательская и математическая грамотность, а также новый важнейший вид грамотности -цифровая);

2) как владение базовым понятийным аппаратом той или иной сферы (финансовая, правовая, экологическая, медицинская грамотность и др.). Неграмотность в этих областях означает, что человек не способен полноценно использовать возможности, предоставляемые ему современным обществом, что ведет к углублению социального неравенства и социальному исключению уязвимых категорий населения и в перспективе - к социальной нестабильности» [6].

Приведенные ключевые компетенции и грамотность выпускника школы являются продуктом высокой мыслительной деятельности - рефлексии, которая есть фундаментальная база урочных и внеурочных занятий по ФГОС второго поколения.

Хай Чун Лин в своей диссертации доказывает, что ученик, который проходит все ступени образования, в конце он должен получить главную инструкцию жизни - это мудрость или философию, как стратегию жизни. Великий русский философ Н.А. Бердяев, написал феноменальную трактовку о философичности личности и жизни: «Философия, всегда претендовала быть не только любовью к мудрости, но и мудростью... И отказ от мудрости есть отказ от философии, замена ее наукой»; «Философия связана с улучшением жизни, она неизбежно и практическая философия. Философия связана с целостной жизнью духа и она есть функция жизни духа. Философия есть акт жизни» [3].

Таким образом, предложенная прогностическая модель ориентирована на формирование гармонично развитой личности обучающегося в кросс-культурной образовательной среде школы на ступени полного общего образования, где важную роль играет культура. А. Подберезкин верно отметил, что культура, как «духовный потенциал, является важнейшей частью национального человеческого потенциала, которая в XXI в. будет расти как относительно, так и абсолютно» [9], поэтому прак-тикование кросс-культурной образовательной среды школы в формировании гармонично развитой личности обучающегося на всех ступенях образования направлено на то, чтобы они признавали «этнокультурное многообразие России, которое является важным элементом международного имиджа, неотъемлемой частью мирового духовного наследия» [13, с. 5].

Список литературы

1. Асмолов А. Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики // Лидеры образования. - 2007. - №6. - С. 4-10.

2. Ахмедьянова А.Х. Онтологические основания совершенствования духа и тела. - Уфа: РИЦ БашГу, 2017. - 130 с.

3. Бердяев Н.А. Одиночество философа [Электронный ресурс]. - URL: http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/11/chrest/berd.htm.

4. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы / Е.В. Бондаревская. - Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 1997. - 28 с.

5. Большая психологическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. - URL: https://psychology.academic.ru/616/душа.

6. Международный консорциум обсуждает компетенции, которыми должен обладать выпускник школ. [Электронный ресурс]. - URL: https://ioe.hse.ru/news/206854708.html.

7. Онишина В.В. Технология здоровьесбережения школьников в процессе учебной деятельности. - М., 2009. - 91с.

8. Платон. Сочинения: в 3 т. Т. 1 / под ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса. - М.: Мысль, 1968. - 623 с.

9. Подберезкин А. Роль национального человеческого капитала в период «фазового перехода человечества» [Электронный ресурс] // Лица России. - 2011. - № 2.

- URL: http://viperson.ru/Wind.php?ID=639846&soch=1.

10. Психология общения. Энциклопедический словарь. [Электронный ресурс].

- URL: https://psy.wikireading.ru/76031.

11. Семь мудрых советов академика Лихачева. [Электронный ресурс]. - URL: https://interesnosti.mediasole.ru/7_mudryh_sovetov_akademika_lihacheva.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897). [Электронный ресурс]. - URL: https://минобрнауки.рф/documents/938/print.

13. Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)». [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/pril/84/67/83/718_ghu.pdf.

14. Философский словарь. [Электронный ресурс]. - URL: http://ponjatija.ru/node/1387.

15. Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. / пер. с англ. и нем.; общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вступ. ст. Д. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. -368 с.

16. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике^[Электронный ресурс]. - URL: https://psychology_pedagogy.academic.ru/19901/ХАРАКТЕР.

Статья поступила: 08.04.2019. Принята к печати: 29.04.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.