УДК 373 : 159.9.018.5
А. Х. Ахмедьянова
Прогностическая модель формирования гармонично развитой личности обучающегося в кросс-культурной образовательной среде школы
Автор предлагает прогностическую модель формирования личности обучающегося как гармонично развитой личности в кросс-культурной образовательной среде школы. Формирование гармонично развитой личности обучающегося рассматривается как непрерывный образовательный процесс. Так, на каждой ступени практикуются определённые подходы и функциональные особенности кросс-культурной образовательной среды школы с целью гармонизации личности ученика: на ступени начального общего образования образовательный процесс выполняет основную функцию - это функция социализации, на ступени основного общего образования - гуманитарную функцию, на ступени полного (среднего) общего образования - культуросозидательную. Каждая ступень образования основана на теоретико-практических принципах определенных наук: на ступени начального общего образования образовательный процесс базируется на педагогике, на ступени основного общего образования - на психологии, на ступени полного (среднего) общего образования - на философии. Подобное проектирование образовательного процесса в кросс-культурной образовательной среде школы позволяет получить качественную модель гармонично развитой личности обучающегося, владеющую ключевыми компетенциями и кросс-культурной грамотностью.
The author offers a prognostic model of the student's personality formation as a harmoniously developed personality in the cross-cultural educational environment of the school. The formation of a harmoniously developed personality of the student is considered as a continuous educational process. Thus, at each stage, certain approaches and functional features of the cross-cultural educational environment of the school are practiced in order to harmonize the student's personality: at the stage of primary General education, the educational process performs the main function - the function of socialization, at the stage of basic General education - a humanitarian function, at the stage of complete (secondary) General education - a cultural and creative one. Each stage of education is based on the theoretical and practical principles of certain Sciences: at the stage of primary General education, the educational process is based on pedagogy, at the stage of basic General education-on psychology, at the stage of complete (secondary) General education - on philosophy. Such a design of the educational process in the cross-cultural educational environment of the school allows to obtain a qualitative model of harmoniously developed personality of the student, possessing key competencies and cross-cultural literacy.
Ключевые слова: гармонично развитая личность, духовность, нравственность, добродетели, идентичность, социализация, гуманность, культуросозидательность.
Key words: harmoniously developed personality, spirituality, morality, virtues, identity, socialization, humanity, cultural creativity.
© Ахмедьянова А. Х., 2019
На сегодняшний день современное историческое пространство, общество и школьное образование характеризуются многокультурностью и многонациональностью. Поэтому в научном мире широко распространяется новая модельная среда - кросс-культурная. Важным этапом в формировании адаптационного механизма к данной среде является школьная образовательная среда, в которой должны быть созданы кросс-культурные условия для получения гармонично развитой личности обучающегося с кросс-культурной компетентностью и кросс-культурной грамотностью.
Обратим внимание на то, что на каждой ступени школьного образования - начальном общем образовании, основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании - образовательный процесс выполняет свои определенные функции. Так, на ступени начального общего образования образовательный процесс выполняет основную функцию - это функция социализации, на ступени основного общего образования - гуманитарную функцию, на ступени полного (среднего) общего образования - культуросозидательную функцию. Также каждая ступень образования базируется на теоретико-практических основах определенных наук: на ступени начального общего образования образовательный процесс - на педагогике, на ступени основного общего образования - на психологии, на ступени полного (среднего) общего образования - на философии.
На ступени начального общего образования образовательный процесс, как было выше отмечено, выполняет функцию социализации и базируется на принципах педагогической науки, а именно не на обучении, а на воспитании детей.
Главной воспитательной основой в формировании гармонично развитой личности обучающегося на ступени начального общего образования и в нашей прогностической модели являются духовно-нравственные ресурсы. Именно в младшем школьном возрасте происходит формирование ресурсного состояния. Ресурсное состояние - это «состояние, в котором человек может мыслить и действовать эффективно» [7, с. 10].
Обратим внимание на само понятие «духовно-нравственные ресурсы». Начнем с определения «нравственность». Нравственность происходит от слова «нравы», что означает «общественные привычки людей ... это те эталоны и нормы поведения, которыми непосредственно руководствуются люди. ... нравы как сущее, как наличное бытие добра и зла в поведении.» [14]. То есть нравы - это привычки. В младшем школьном возрасте дети умеют очень легко перенимать привычки, подражать друг другу и взрослым. Поэтому мы должны формировать в них такие эталоны бытия, как добро, любовь, вера, надежда, мировоззрение, непосредственно относящиеся к добродетелям характера и созре-
вающие в душе, сердце ребенка. Таким образом, нравы есть внутренняя установка души личности учащегося, которая выражается в нравственных поступках согласно своей совести. Совесть - это есть духовный инстинкт, который легко разбирается, что такое добро и зло. Библия утверждает, что тот, кто следует совести, своей духовности, тот никогда не сожалеет о своих поступках, так как эти поступки совершают добродетели. Духовность является потребностью души. Духовность - это есть «способность и умение в педагогическом взаимодействии правильно выбирать нравственные ценности и в соответствии с ними определять и осуществлять свои поступки» [10].
Духовно-нравственные ресурсы на начальном общем образовании должны быть направлены на формирование у личности обучающегося, как утверждал Аристотель, «добродетели характера» или гражданские добродетели. «Характер» - это «есть совокупность психических особенностей, из которых складывается личность человека, и которые проявляются в его действиях, поведении» [16]. Так как на сегодняшний день очень много агрессивных и злых людей, необходимо, чтобы у детей в начальной школе формировался характер добродетеля - это человек, который думает, говорит добрые слова, делает добрые дела и поступки, способен созидать добро. Добро рождается только благодаря культуре, об этом говорил и Д.С. Лихачев: «В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас мире. А добро - это, прежде всего, счастье всех людей» [11].
Рассмотрим духовно-нравственные ресурсы, направленные на формирование характера добродетели с 1 по 4 классы. Мы утверждаем, что добро на ступени начального общего образования можно формировать методом музыкального искусства, а именно на основе национальных песен, танцев и звуковых мелодий в сопровождении национальных инструментов. Добро формирует мировоззрение добродетеля, которое развивается с помощью изобразительного искусства, а именно: изучая с детьми язык и символ национального орнамента своего народа и народов, живущих бок о бок; а также научить детей говорить на своем родном языке и проявлять интерес, уважение к языкам своих одноклассников, относящихся к различным этнокультурам; учить говорить детей только слова добродетелей, и при этом развивать умение говорить эти слова на любом иностранном языке. В нашем случае, раз мы живем в Башкортостане, наиболее близкие к тюркским языкам в произношении - английский язык, для русскоязычной группы - английский, немецкий языки.
В формировании любви мы будем практиковать: 1) уроки физической культуры с элементами национальных видов состязаний и игр, и уроки окружающего мира, т. е. уроки ориентированы на формирование любви к внешней окружающей красоте; 2) воспитывать любовь к национальным блюдам, которые необходимо включить в рацион питания
школьной столовой как показатель развития душевной любви к своему народу, так как издавна сложились и поговорки, и пословицы, которые указывают на то, что «пища имеет душу», «еду готовят с душой».
Понятия «вера» и «надежда» будут формироваться в ходе изучения национальных эпосов, сказаний на уроках чтения, где будут анализироваться поступки героев и будут сделаны определённые выводы. Весь полный курс подобных национальных элементов с учетом этнического состава класса позволит в дальнейшем на ступени основного общего образования раскрыть и развить на высоком уровне духовную сущность личности - гражданские добродетели, являющиеся категориями добродетелей характера и фундаментом развития добродетелей ума: доброжелательность, вежливость, сочувствие, толерантность, патриотизм, долг, честь, мужество, вежливость, уважение, цивилизованность, трудолюбие, а также будет способствовать формированию граж-данско-этнической идентичности, которая дает представление личности «своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл» [1, с. 4].
На ступени основного общего образования образовательный процесс реализуется на основе гуманитарной функции в психологическом аспекте. Известно, что «гуманность» означает «человечность», следовательно, гуманизация образования ставит своей целью формирование гуманных качеств в личности ребенка, определяющих культуру жизненного самоопределения. Культура жизненного самоопределения - это процесс осознания себя как особого субъекта своей жизни, способного принимать решения и нести полную ответственность за свои поступки и действия. Готовность к подобному самоопределению означает готовность личности к выбору своей трудовой и профессиональной деятельности, осознанию непосредственно собственных интересов, а также индивидуально-психологических особенностей своего «я».
В 11-15 лет подростки, овладевшие социокультурным опытом на ступени начальных классов, теперь смогут применить его к тем видам деятельности, которые помогут почувствовать себя взрослым, что очень важно во избежание психологического стресса. Поэтому в процессе гуманитаризации личностного развития мы будем создавать педагогические условия формирования гармонично развитой личности на ступени основного общего образования сквозь призму психологической науки. Психология - от древнегреческого языка, означает «душа» [5], следовательно, знания, полученные на уроках, прежде всего должны удовлетворять душевную потребность учащегося, или то, что требует душа ребенка в определенный возрастной период, т. е. воспитывать его душу.
И необходимо отметить, что если на ступени начального общего образования мы формируем гармонично развитую личность как носителя гражданско-этнической идентичности, осознающую свою принадлежность обществу, живущую по социокультурным нормам, ценностям, то с 5 по 9 класс мы формируем гармонично развитую личность как носителя российской гражданской идентичности, готовую приумножить этот социокультурный, духовно-нравственный пласт для процветания своего государства.
Российская гражданская идентичность - это есть социально-психологический и социокультурный феномен, который направлен на осознание, переживания и чувствования себя на основе событий, связанных с понятием государства. Она проникнута общей национальной идеей, чувством принадлежности к своему народу и стране, живущая на базовых национальных ценностях и имеющая общую историческую судьбу.
Подросток на ступени общего основного образования, как утверждают психологи, жадно готов усваивать три уровня познания: житейский опыт, художественные и научные знания. Поэтому было бы верно определить предметные области, указанные в Федеральном государственном стандарте основного общего образования, по уровням. Отметим, что предположительное соотнесение той или иной предметной области является авторской концепцией.
1. Житейский опыт дают такие предметные области, как филология, общественно-научные предметы, основы духовно-нравственной культуры народов России, физическая культура и уроки основы безопасности жизнедеятельности; несмотря на то, что данные предметные области являются и основами в получении научных знаний, в целом на 100% они есть социально значимый фундамент в жизни личности.
2. Художественные знания составляют предметные области: искусство и технология.
3. Научные знания - это естественно-научные предметы, математика и информатика.
Важно понять тот факт, что наука выросла из житейского опыта. С психологической позиции житейский опыт способен развить и углубить душевный разум, научить понимать личностью последствия своих слов и поступков, помогать решать жизненные проблемы, находясь в психологическом равновесии и имея развитый механизм адаптации. Перечисленные предметные области в ракурсе житейского опыта связаны прежде всего с языком человеческой культуры, которое складывалось и складывается на протяжении тысячелетий. Житейский опыт - это знания, которые порой действительно являются более рациональными, чем научные знания. К тому же предметные области, дающие житейский опыт, актуальны всегда. Об объекте данных областей и сам полученный опыт как объект можно употреблять постоянно в любом обществе, а вот
научные знания математики, физики и др. мы позволяем себе упоминать и говорить лишь в узком кругу знатоков. Поэтому житейский опыт -это первая важная субстанция, ориентированная непрерывно на формирование качеств добродетелей характера и добродетелей ума.
На уроках предметной области «филология», куда входят русский язык и башкирский язык в нашем регионе (Республика Башкортостан), можно практиковать коммуникативно-эстетические возможности. Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков позволят в ученической среде приобщиться к грамотному общению не только в «живом» виде, но будет обеспечивать грамотное неречевое общение в социальных сетях на русском и родных языках, что глобально в информационном мире.
Необходимо отметить, что и уроки обществознания являются неоценимым житейским опытом и основой профориентации. Так, в 6 классе есть тема «Труд». К этому уроку учащиеся могут подготовить информацию о профессиях своих родителей, дедушек и бабушек, и в целом, кем трудились их предки, при этом можно будет построить генетическое дерево той или иной профессии. В 7 классе есть тема «Золотые руки мастера», здесь можно обратить внимание на историю происхождения ремесел того или иного народа, учитывая национальный состав класса. В 8 классе на тему «Образование и наука» дети должны будут рассказать об истории происхождения и о роли естественно-научных предметов, математики и информатики в жизни человека. Вот и получится апробация полученных знаний по естественно-научным предметам, в которых могут быть, конечно, не все «асами». Это даст понять, что математика, физика, информатика необходимы так же, как житейский опыт для строительства дома, в магазине, в использовании интернета и в ремонтировании техники.
Художественные знания составляют предметную область искусства - это изобразительное искусство и музыка. На уроках музыки мы предлагаем практиковать искусство импровизации национальных мелодий и песен, а на уроках изобразительного искусства представлять орнамент как популярный вид национального фэн-шуя. Далее продолжить формировать национальный эстетический вкус на уроках технологии: девочкам учиться готовить национальные блюда, пробовать шить платья, фартуки и др. с национальными орнаментами; мальчикам изготавливать утварь с национальными узорами. Все это позволит «осознать значение искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, ... чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой; формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России» [12, с. 19].
Физическая культура также формирует эстетический вкус к прекрасному здоровому телу. На это обратили свое внимание еще древние греки, которые утверждали, что умственные занятия должны обязательно сопровождаться физическими упражнениями и музыкой: «музыка - это гармония, которая есть проявление гармонии Вселенной, воспитывающая у человека такое же равновесие, как и спорт, поэтому физические упражнения должны выполняться под музыку, чтобы тело не стало духовно мертвым» [8, с. 35]. Сегодня современному школьнику необходимо осознать понятие «здоровье» не только как «здоровье от» (свободной от болезни), а как «здоровье для» (реализующий себя, так как человек может реализовать себя только тогда, когда он здоров) [2, с. 64]. Необходимо со школьного возраста воспитывать в учениках «разумное отношение к своему телу, проводить разъяснительную работу о значимости духовно-нравственного здоровья, душевной гармонии, духовного и телесного равновесия, о методах укрепления духа и тела через призму традиционных игр, состязаний, различных видов спорта, которые являются составной частью физической культуры и физического воспитания» [2, с. 65], так, по словам Франкла, «здоровье - это есть упорство духа» [15, с. 130]. Исходя из этого, физическую культуру можно смело определять как «часть (подсистему) общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере развития, оздоровления и воспитания людей» [15, с. 131]. Сегодня довольно продуктивно в кросс-культурном образовательном пространстве школы с 5 по 9 класс на уроках физической культуры два часа из трех отводить национальным видам соревнований славянских народов и тюрков, т. е, учитывая национальный состав класса. Так как национальные виды позволяют почувствовать и познать философскую и медицинскую основу того или иного состязания, борьбы, закаливают дух и тело, воспитывают уважение к своей и чужой культуре, прививают привычку заниматься спортом и обеспечивают «физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учетом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области» [12, с. 23]. Суть всех национальных соревнований -это созидание гармоничного здорового образа жизни.
Таким образом, с 5 по 9 класс с целью формирования гармонично развитой личности в подростковый период при условии гуманизации образования мы должны обеспечить в рамках различных предметных областей создание следующего портрета личности обучающегося и совершенствование его личностной сущности в соответствии ФГОС ООО: «1. Формирование российской гражданской идентичности. 2. Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся и сохранение их здоровья. 3. Любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции.
4. Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества» [12].
На ступени среднего (полного) общего образования (10-11 класс) образовательный процесс реализуется на основе культуросозидатель-ной функции в философском аспекте, с целью формирования свободной творческой и гармонично развитой личности с общемировой идентичностью.
Несмотря на то что после 9 класса большинство выпускников поступают в средние специальные учреждения, в данных учреждениях педагогам было бы приемлемо взять на вооружение нашу модель формирования гармонично развитой личности, так как студенты также должны пройти программу обучения за 10-11 класс.
Юношеский возраст 16-18 лет - это возраст максимальной рассудительности и ответственности.
Обратим внимание на высказывание Е.В. Бондаревской. Она считает, что формирование культуросозидательной функции в возрасте 16-18 лет ориентируется непосредственно на воспитание культурной личности, а необходимым «условием формирования подобной личности является интеграция образования в культуру и одновременно культуры - в образование» [4, с. 14].
Известно, что синонимом «созидания» является «творчество». Однако ученые между ними проводят тонкую грань: так «творчество» происходит от слова «творить, варить», т. е. это непрерывный хаотичный процесс, в котором в результате выборки, анализа и синтеза создаются или созидаются определенные образы и формы, нужный проект, продукт. С философской позиции это выглядит так: творчество - это бурная река-хаос, из которого выходит на берег нечто новое, созидающееся, лично-индивидуальное, уникальное. Если соотнести данную философскую трактовку к кросс-культурному подходу, то получится, что кросс-культурная образовательная среда школы - это творческая среда, в которой происходит непрерывный процесс создания/созидания/формирования гармонично развитой личности, находящейся в постоянном творческом акте, являющейся критерием духовного совершенствования, саморазвития, самореализации, приносящей благо обществу.
Отметим, что в июне 2018 г. состоялся Международный консорциум, где были показаны различными западными и восточными странами педагогические модели, опыт развития гармонично развитой личности выпускников школы. Главная проблема на консорциуме - это какими ключевыми компетенциями и каким уровнем грамотности должен обладать выпускник школы. Была предложена такая позиция.
«Ключевые компетенции в целях анализа предложено разделить на три крупные взаимопереплетающиеся группы:
1) связанные с мышлением (критическое, креативное),
2) связанные с социальным и эмоциональным взаимодействием с окружающими (кооперация, коммуникация),
3) связанные с саморегулированием (умение планировать, адаптироваться, учиться самостоятельно и др.).
Грамотность же делится на два вида:
1) как навык использования инструментов (читательская и математическая грамотность, а также новый важнейший вид грамотности -цифровая);
2) как владение базовым понятийным аппаратом той или иной сферы (финансовая, правовая, экологическая, медицинская грамотность и др.). Неграмотность в этих областях означает, что человек не способен полноценно использовать возможности, предоставляемые ему современным обществом, что ведет к углублению социального неравенства и социальному исключению уязвимых категорий населения и в перспективе - к социальной нестабильности» [6].
Приведенные ключевые компетенции и грамотность выпускника школы являются продуктом высокой мыслительной деятельности - рефлексии, которая есть фундаментальная база урочных и внеурочных занятий по ФГОС второго поколения.
Хай Чун Лин в своей диссертации доказывает, что ученик, который проходит все ступени образования, в конце он должен получить главную инструкцию жизни - это мудрость или философию, как стратегию жизни. Великий русский философ Н.А. Бердяев, написал феноменальную трактовку о философичности личности и жизни: «Философия, всегда претендовала быть не только любовью к мудрости, но и мудростью... И отказ от мудрости есть отказ от философии, замена ее наукой»; «Философия связана с улучшением жизни, она неизбежно и практическая философия. Философия связана с целостной жизнью духа и она есть функция жизни духа. Философия есть акт жизни» [3].
Таким образом, предложенная прогностическая модель ориентирована на формирование гармонично развитой личности обучающегося в кросс-культурной образовательной среде школы на ступени полного общего образования, где важную роль играет культура. А. Подберезкин верно отметил, что культура, как «духовный потенциал, является важнейшей частью национального человеческого потенциала, которая в XXI в. будет расти как относительно, так и абсолютно» [9], поэтому прак-тикование кросс-культурной образовательной среды школы в формировании гармонично развитой личности обучающегося на всех ступенях образования направлено на то, чтобы они признавали «этнокультурное многообразие России, которое является важным элементом международного имиджа, неотъемлемой частью мирового духовного наследия» [13, с. 5].
Список литературы
1. Асмолов А. Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики // Лидеры образования. - 2007. - №6. - С. 4-10.
2. Ахмедьянова А.Х. Онтологические основания совершенствования духа и тела. - Уфа: РИЦ БашГу, 2017. - 130 с.
3. Бердяев Н.А. Одиночество философа [Электронный ресурс]. - URL: http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/11/chrest/berd.htm.
4. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы / Е.В. Бондаревская. - Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 1997. - 28 с.
5. Большая психологическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. - URL: https://psychology.academic.ru/616/душа.
6. Международный консорциум обсуждает компетенции, которыми должен обладать выпускник школ. [Электронный ресурс]. - URL: https://ioe.hse.ru/news/206854708.html.
7. Онишина В.В. Технология здоровьесбережения школьников в процессе учебной деятельности. - М., 2009. - 91с.
8. Платон. Сочинения: в 3 т. Т. 1 / под ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса. - М.: Мысль, 1968. - 623 с.
9. Подберезкин А. Роль национального человеческого капитала в период «фазового перехода человечества» [Электронный ресурс] // Лица России. - 2011. - № 2.
- URL: http://viperson.ru/Wind.php?ID=639846&soch=1.
10. Психология общения. Энциклопедический словарь. [Электронный ресурс].
- URL: https://psy.wikireading.ru/76031.
11. Семь мудрых советов академика Лихачева. [Электронный ресурс]. - URL: https://interesnosti.mediasole.ru/7_mudryh_sovetov_akademika_lihacheva.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897). [Электронный ресурс]. - URL: https://минобрнауки.рф/documents/938/print.
13. Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)». [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/pril/84/67/83/718_ghu.pdf.
14. Философский словарь. [Электронный ресурс]. - URL: http://ponjatija.ru/node/1387.
15. Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. / пер. с англ. и нем.; общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вступ. ст. Д. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. -368 с.
16. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике^[Электронный ресурс]. - URL: https://psychology_pedagogy.academic.ru/19901/ХАРАКТЕР.
Статья поступила: 08.04.2019. Принята к печати: 29.04.2019