Научная статья на тему 'Гуманитарные технологии в экологическом образовании студентов вуза'

Гуманитарные технологии в экологическом образовании студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГУМАНИЗАЦИЯ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / HUMANITARIAN TECHNOLOGY / SOCIAL TECHNOLOGY / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ECOLOGICAL CULTURE / HUMANIZATION / HUMANITARIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришаева Ю. М. Ю. М.

В работе анализируется понятие «гуманитарная технология» через соотношение понятий «социальная технология», «педагогическая технология», «гуманитарная технология», а также рассматриваются возможности реализации гуманитарных технологий в образовательном пространстве гуманитарного вуза для достижения целей экологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanitarian Technologies in the Ecological Education of University Students

The article is dedicated to the notion «humanitarian technology» which is analyzed through the correlation of such notions as «educational technology», «social technology», «humanitarian technology» and considers the possibilities of realization of humanitarian technologies in the educational process of a humanitarian higher educational institution for the achievement of the goals of ecological education.

Текст научной работы на тему «Гуманитарные технологии в экологическом образовании студентов вуза»

ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Ю. М. Гришаева

Московский гуманитарный педагогический институт, Москва

Humanitarian Technologies in the Ecological Education of University Students

J. M. Grishaeva

Moscow Humanitarian Pedagogical Institute, Moscow

В работе анализируется понятие «гуманитарная технология» через соотношение понятий «социальная технология», «педагогическая технология», «гуманитарная технология», а также рассматриваются возможности реализации гуманитарных технологий в образовательном пространстве гуманитарного вуза для достижения целей экологического образования. Ключевые слова: гуманитарная технология, социальная технология, педагогическая технология, экологическая культура, гуманизация, гуманитаризация.

The article is dedicated to the notion «humanitarian technology» which is analyzed through the correlation of such notions as «educational technology», «social technology», «humanitarian technology» and considers the possibilities of realization of humanitarian technologies in the educational process of a humanitarian higher educational institution for the achievement of the goals of ecological education. Key words: humanitarian technology, social technology, educational technology, ecological culture, humanization, humanitarization.

Современные геополитические, социально-экономические, образовательно-культурные тенденции в глобализующемся мире способствуют в полной мере к поддержанию и развитию ценностно-смыслового дискурса, направленного на выявление важнейших приоритетов, от которых зависит само существование человеческой цивилизации в будущем Очевидно, что объективная стратегия гуманизации и гуманитаризации всех без исключения сфер деятельности человека в настоящее время становится главным ориентиром подавляющего большинства футурологических прогнозов, связанных с будущим человечества.

Научный интерес данной работы связан, прежде всего, с проблемами проектирования актуального образовательного пространства в высшей школе, в частности, с исследованием парадигмальных вопросов эффективного экологического образования будущих профессионалов гуманитарного профиля на основе технологического подхода. Технологии в гуманитарной сфере — это, прежде всего, технологии управления сознанием личности в процессе коммуникации, в процессе межличностного взаимодействия, направленного на актуализацию и развитие «человеческого в человеке» (М. К. Мамардашвили).

Гуманитарная направленность экологического образования очевидна и заключена в его сущности — в экологической культуре личности субъектов педагогического взаимодействия, под которой мы понимаем «меру и способ реализации и развития сущностных сил человека, экологического сознания и мышления в процессе духовного и материального освоения природы и поддержания ее це-

лостности» [2]. Под экологическим образованием нами понимается «целенаправленный, непрерывный и комплексный процесс обучения и воспитания граждан с целью формирования у них экологической культуры, взаимодействия в системе «человек — общество — природа»; процесс, направленный на формирование ценностных ориентаций и норм поведения (социально — ценного опыта) в области культурного природопользования и охраны окружающей среды; процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков в области воздействия на окружающую среду, состояния окружающей среды и последствий изменения окружающей среды. Термин введен на конференции, организованной Международным союзом охраны природы (МСОП) в 1970 г. » [6].

В настоящее время остро встает вопрос формирования экологического сознания, целостного экологического мировоззрения у выпускника вуза, поскольку от культурного уровня будущего профессионала, его ценностно-смысловой ориентации, от «адекватности его бытия» (С. Н. Глаза-чев) зависит сам факт и содержание общественного экологического сознания как части общественного гражданского самосознания. В Декларации тысячелетия ООН среди фундаментальных ценностей для Человекапровозгла-шается «уважение к природе» и подчеркивается, что «„в основу охраны и рационального использования всех живых организмов и природных ресурсов должна быть положена осмотрительность в соответствии с постулатами устойчивого развития. Только таким образом можно сохранить для наших потомков те огромные богатства, которые дарованы нам природой. Нынешние неустойчивые модели

Ценность Антропоцентризм Иудео-христианская этика Биоцентризм Экоцентризм

Внутренняя ценность Человеческие существа Виды/создание целиком Отдельные организмы Виды, экосистемы, биосфера

Ценность природы Инструментальная Целостно-внутренняя Индивидуалистически- Целостно-внутренняя

внутренняя

Место человека в природе Хозяин и повелитель Уборщик Один среди равных Обычный член и гражданин

производства и потребления должны быть изменены в интересах нашего будущего благосостояния и благополучия наших потомков» [4].

Таким образом, перед научно-педагогическими кадрами возникает актуальная задача проектирования педагогического процесса посредством социальных (гуманитарных) технологий, формирующих целостное экологическое сознание личности выпускника вуза, основанное на экоцентризме.

Цель экологического образования в вузе — формирование экологической культуры личности студента, позволяющей ему в его дальнейшей профессиональной деятельности учитывать интересы будущих поколений, «мыслить экосистемно». Что же такое гуманитарные технологии и как. их можно эффективно использовать для решения задач экологического образования? Гуманитарные технологии («производство новых смыслов») — это инновационная отрасль, считают социологи, в частности А. Тупицын [7] высказывается по этому вопросу следующим образом «Сама идея гуманитарных технологий, на мой взгляд, — это попытка отрефлектировать «естественные процессы», протекающие в обществе, и перевести их в «инженерный план». Научиться с этим работать, научиться искусственно менять эту границу, показывая, что то, что мы давно привыкли считать естественным, на самом деле сложилось на основе исторической практики и может изменяться в соответствии с нашими задачами. Инновационная деятельность нуждается в «гуманитарном обеспечении» — в первую очередь, из-за известного феномена сопротивления инновациям, который сопровождает человечество на всем протяжении его истории».

Технологический подход имеет экономические корни («технология производства») и представляет собой запланированный во времени и в пространстве четкий алгоритм действий, направленных на получение конкретного результата (продукта): «„.технология обладает жестко определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели, т. е. инструментальностью. Технология обеспечивает внутреннюю инструментовку процессов, происходящих с предметом педагогического влияния, основанную на использовании в деятельности объективного свойства технологичности (функциональный аспект действий). Она дает возможность комплексного прогностического нормирования поведения и ситуации, обусловленного знанием природы развития того или иного явления (процесса) с помощью определенной последовательности методов» [1].

Таким образом, «производство новых смыслов»

— есть результат внедрения той или иной гуманитар-

ной технологии в процесс межличностного взаимодействия. Для формирования экологического сознания личности гуманитарные технологии как технологии «производства новых смыслов» основаны, по нашему мнению, на ценностях устойчивого развития. В образовательной сфере гуманитарные технологии дискурсивно определяются в форме метафор [3]: «„.педагогика толерантности, здоровья, гражданства, права, гендера, проекта (творчества), партнерства (признания равноправности) и т. д.». Таким образом, нетрудно заметить, что гуманитарные технологии ориентированы на человека во имя самого человека, т. е. гуманитарные технологии в образовании — это технологии гуманитаризации содержания, методов, форм, средств, т. е. целостного педагогического процесса, направленные на достижение объективных целей гуманизации. Экологическое образование (образование для устойчивого развития) в высшей школе направлено на реализацию морально-нравственного потенциала личности обучающегося, но можем ли мы утверждать взаимосвязь между заданной, спроектированной гуманитаризацией педагогического взаимодействия и качественным преобразованием личности студента? Антропоцентризм в массовом сознании западного ци-вилизационого типа культуры продолжает, на наш взгляд, доминировать, поскольку сама система мирового рынка по сути своей антропоцентрична, ориентирована на скорую прибыль, долгосрочные инвестиции экономически нерентабельны, природа рассматривается в качестве инструментальной ценности (см. табл. 1). В противоположность западной этике в традиции незападных этик четко видна ориентация на биоцентризм и экоцентризм (см. табл. 2).

Очевидно, что проектировать гуманитарные технологии невозможно в отрыве от этической составляющей культуры личности (общества). Таким образом, гуманитарные технологии в образовании предстают и как средство, и как содержание, и как цель для решения задач корректировки ценностно-смысловых установок личности.

Рассмотрим соотношение понятий «социальная технология», «педагогическая (образовательная) технология» и «гуманитарная технология» более подробно.

Социальная технология [1] — это система знаний, методов и средств, обеспечивающая создание, модификацию, управление социальным объектом. В зависимости от плана деятельности, в котором применяется социальная технология, она выступает как система знаний о закономерностях развития социального объекта; метод разработки средств управления, модернизации созда-

Таблица 2. Сравнение традиционных незападных природоохранных этик [там же]

Характеристика Ислам Индуизм Джайнизм Буддизм Даосизм Конфуцианство

Источник ценности Внешний Внутренний Внутренний Внутренний Возникающий Возникающий —

в природе Аллах (Бог) Атман — брахман душа (джива) Будда — природа Дао (путь) реляционный

Человеческое отношение Уважение Идентификация; Ахимса Любовь — доброта; Гармония — Взаимосвязанное;

к природе к творению — самореализация (непричинение солидарность сотрудничество взаимозависимое

это уважение вреда)

к Творцу

Практика охраны Сохранить ресурсы Сохранять Низкий уровень Усмирять желания; Адаптировать Сохранять

природы для будущих деревья и другие пищевой цепи; сокращать человеческую природу,

поколений существа, которые низкий уровень потребление; экономику чтобы сохранить

проявляют Атман — потребления созерцать к экономике человеческое

Брахман природу природы общество

Таблица 3. Значение термина «социальная технология» [1]

План деятельности Социальная технология Объект социальной Авторы, работающие

технологии в рамках данного подхода

План теоретического представления

Переход от теории к практике

План практики

Система знаний о законах и закономерностях развития и управления социальными институтами и социальными процессами, а также знаний о способах и средствах управления социальными институтами Средство, инструмент, система методов, обеспечивающих перенос достижений науки в практику

Инновационный метод или система инновационных методов оценки и использования социальных объектов; способ реализации проекта

Социальные отношения, социальные процессы, социальные проблемы, оптимизация жизнедеятельности

Содержание и язык научных законов, язык науки

Деятельность конкретного человека или группы, объект какой-либо деятельности

Л. Я. Дятченко, И. Г. Зайнышев, Б. А. Суслаков

В. В. Афанасьев, Ж. Т. Тощенко

A. И. Пригожин, Н. Стефанов,

В. Н. Иванов,

B. И. Патрушев, Э. С. Капитонов

ния социального объекта; средство создания, модификации, управления социальным объектом (см. табл. 3).

Рассмотрим различные позиции в понимании термина «педагогическая (образовательная) технология», а именно [9]:

1. Педагогические технологии как разработка и применение средств, инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса (Б. Т. Лихачев, С. А. Смирнов, Р. Де Киффер, М. Мейер).

2. Педагогическая технология как процесс коммуникации или способ выполнения учебной задачи, включающий применение бихевиористских методов и системного анализа для улучшения обучения (В. П. Беспалько, М. А. Чошанов, В. А. Сластенин, В. М. Монахов, А. М. Кушнир, Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакамото).

3. Педагогическая технология как обширная область знания, занимающаяся конструированием оптимальных обучающих систем и опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук (П. И. Пидкасистый, В. В. Гузеев, М. Эраут, Р. Стакенас, Р. Кауфман, Д. Эли, С. Ведемейер).

4. Педагогическая (образовательная) технология как система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Селевко Г. К.).

Гуманитарные технологии [3] — «технологии влияния на общество, на человека. Так, в открытом прост-

ранстве коммуникации через определенные группы влияния и средства массовой информации (с помощью гуманитарных технологий, т. е. мягких технологий воздействия на человека), продвигаются новые формы деятельности, которые «прорастают» в непосредственные стратегические государственные проекты и управленческие структуры государства, в корпоративные проекты и различные кампании Зачастую это качество влияния усиливается, переходя в манипулирование». Средствами гуманитарных технологий анализируются, отбираются, проектируются, создаются, оцениваются, корректируются, преобразуются отношения человека к окружающему миру, с окружающим миром в контексте разных условий жизнедеятельности и различных видов его социальной и индивидуальной деятельности» [1].

Таким образом, гуманитарные технологии в образовании — это:

• разновидность социальных технологий в аспекте проектирования, создания и управления социальными объектами;

• разновидность педагогических технологий в аспекте достижений объективных целей гуманизации с использованием принципов гуманитаризации составляющих педагогического процесса.

Н. В. Бордовская выделяет следующие ведущие технологические принципы гуманитаризации вузовского образовательного процесса [1]:

• гуманизацию целей образования;

• проблематизацию содержания образования;

• диалогизацию всех форм коммуникации субъектов вузовского образовательного процесса;

• дифференциацию способов и форм организации образовательного процесса с учетом образовательных интересов и потребностей студентов;

• индивидуализацию способов, последовательности и сроков освоения образовательных программ;

• верификацию используемых методов и средств достижения образовательных целей;

• личностную самореализацию как основание для оценки результатов обучения и профессиональной подготовки в вузе».

Анализируя технологические принципы, перечисленные выше, приходим к выводу о необходимости личностно-ориентированной направленности педагогического процесса, о субъективном восприятии личности обучаемого для соответствия организации педагогического взаимодействия критериям гуманитарной технологии. Однако, перечисленные выше технологические принципы гуманитаризации образовательного процесса необходимо дополнить рефлексией, а также вовлеченностью субъекта в процесс принятия решений (по П. Г. Щедровицкому).

Проанализируем сущность таких понятий как «гуманизм», «гуманизация» и «гуманитаризация» применительно к образовательному процессу с целью обоснования гуманитарных технологий «как средств организации социальной деятельности и социального взаимодействия человека с окружающим миром, позволяющего выразить свое личностное отношение к окружающему миру и самому регулировать характер своих отношений с миром, будь это взаимодействие человека с природой, техникой, информацией, людьми, с самим собой и пр.» [1].

С. В. Хомутцов [13] трактует понятия «гуманизм» и «гуманитарность» следующим образом: «Гуманизм — это обращение к потенциалу лучших личностных качеств человека — духовной полноты, альтруизма, творческой активности, доброй воли, самоуправления, умения решать сложные практические задачи и пр. Он формирует выраженную индивидуальность в целом гармонично развитой одухотворенной личности. А гуманитарность, прежде всего, включает набор общекультурных гуманитарных знаний и дисциплин, призванных сформировать сознание субъекта, предполагающий обращение к высшим идеалам, общекультурным ценностным началам, сформированным в культуре. В первом случае преобладает воспитательный (личностный) аспект, а во втором — образовательный (дисциплинарный) (курсив авт.) аспект, обеспечивающий знаниевый фундамент для формирования гуманной личности».

В научно-педагогической литературе дается множество трактовок понятия «гуманитаризация образования», суть которых, как правило, ориентирована на практическое воплощение идей гуманизации с помо-

щью образовательного процесса, например: «Гуманитаризация образования — это [12]:

• приведение к балансу политехнической и гуманитарной составляющих образования с целью исключения познавательного сциентизма и утверждения эффективного формирования мировоззрения и высоких морально-нравственных качеств обучаемых;

• система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, таким образом, на формирование личностной зрелости обучаемых;

• практическое осуществление гуманизации образования, предполагающее преодоление технократических тенденций, усиление внимания в содержании образования человеку и его культуре, правам и интересам человека».

Применительно к образовательному процессу в высшей школе гуманитаризация практически реализуется в следующих конкретных мерах, а именно [13]:

• повышение роли общегуманитарных компонентов всех изучаемых в общей и высшей школе дисциплин;

• включение в естественнонаучное образование содержательных компонентов, проблем и методов социально-гуманитарного характера;

• усиление культуротворческой направленности социально-гуманитарных и антропологических дисциплин, личностно значимых ценностных приоритетов;

• организацию познавательной деятельности на основе идей целостности мироздания, стремления к гармонии природы, общества, человека и культуры;

• систему мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов мировоззрения человека, на формирование духовно-нравственных основ личности во всех сферах общественных отношений.

Анализ научно-педагогической литературы по исследуемой проблеме позволяет обозначить два основных направления гуманитаризации, отражающие методологическую сущность этого явления в современном образовательном процессе, а именно:

— усиление количества преподаваемых дисциплин социально-гуманитарной направленности в общем и высшем образовании;

— разработка и реализация междисциплинарных связей между естественно-математическими и собственно гуманитарными предметами с целью формирования единой научной картины мира, основанной на этических принципах гуманизма.

Таким образом, гуманизм представляет собой идею нравственно-духовного совершенствования личности, тогда как гуманизация — универсальный метод воплощения этой идеи, актуализация идей гуманизма во всех проявлениях культурной сущности человека, в частности, в культурно-образовательной сфере. Гумани-тарность выступает в этой системе согласно принципу иерархии как технология реализации метода гуманизации в целостном образовательном процессе.

Принципы гуманизма и гуманизации образовательного пространства органично переплетаются с идеями современного экологического образования, которое в последнее время приобретает отчетливый социокультурный акцент, поскольку в методологическом отношении изучение экологии направлено на систему взаимодействия человека с окружающей его социоприродной средой и на определение места и роли человека в этой системе.

Таким образом, процесс гуманитаризации образования направлен на обогащение мировоззренческой, культурной сферы личности, акцентирован на преимущественной роли морально-этических идеалов в ходе социализации обучающихся. Последнее обстоятельство напрямую связано с целями современного экологического образования, несущего идеи глобального образования для устойчивого развития биосферы в целом.

Рассмотрим экологическое образование как педагогическую систему с целью возможного проектирования соответствующего образовательного процесса на основе гуманитарных технологий.

Экологическое образование включает в себя следующие структурные компоненты и системообразующие факторы, присущие образовательному процессу, а именно:

• Целевой (проектировочный) компонент;

• Коммуникативный компонент;

• Содержательно-организационный компонент;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Аналитико-результативный компонент.

Прежде чем приступить к системному исследованию экологического образования и определению места и роли в нем гуманитарных образовательных технологий, необходимо определить его субъекты, которые в значительной мере будут влиять на весь педагогический процесс. Экологическое образование в гуманитарном педагогическом вузе представляет настоящий интерес данной работы. Поэтому субъектами педагогического взаимодействия здесь выступают студенты, будущие педагоги различных гуманитарных специальностей (учителя русского языка и литературы, учителя иностранного языка, социальные педагоги, учителя начальных классов и т. д.), а также преподаватели естественных дисциплин, преимущественно задействованные в реализации целей экологического образования.

Целевой компонент образовательной деятельности, как известно, включает в себя ее планируемый результат. В отношении экологического образования будущего педагога таким результатом выступает в настоящее время его эколого-педагогическая компетентность как формирование готовности и способности к будущей эколого-педагогической деятельности. Цели современного экологического образования также необходимо направлены на реализацию гуманитарной образовательной парадигмы и способствуют духовно-нравственному становлению личности. Экологическая культура личности как главная цель экологического образования воплощает в себе идею стратегии гуманизации общества в целом посредством

духовной самореализации каждого человека в его отношении к окружающему миру.

Коммуникативный компонент экологического образования включает преподавателя и обучаемого как субъектов деятельности. Коммуникативный компонент образовательной деятельности является ведущим его компонентом, поскольку подразумевает обмен информацией между структурными компонентами образовательной системы. Гуманизация современного образовательного процесса подразумевает взаимодействие его субъектов, основанное на принципах сотрудничества, партнерства, демократичности, что в полной мере имеет отношение и к экологическому образованию, особенно, принимая во внимание его эволюцию в образование для устойчивого развития в глобальном масштабе: «ОУР требует переориентации основного внимания с обеспечения знаний на проработку проблем и отыскание возможных решений. Таким образом, в образовании следует сохранять традиционный акцент напреподавание отдельных предметов, и в то же время открыть возможности для многостороннего и междисциплинарного анализа ситуаций реальной жизни. Все это может повлиять на структуру учебных программ и методы преподавания, требуя от педагогов отказаться от роли исключительно передаточного звена, а от учащихся — от роли исключительно получателей. Вместо этого им следует действовать совместно» [11].

Важным средством педагогического сотрудничества (общения, взаимодействия) между преподавателем и обучаемым становится сегодня виртуальное образовательное пространство, инновационные учебно-методические комплексы, включающие сетевой дистант.

Содержательно-организационный компонент экологического образования включает содержание и способы эколого-образовательной деятельности. Современные подходы к проектированию содержания экологического образования отражают общие тенденции гуманитаризации экологического знания, его нарастающий социальный контекст, смещающий содержательные акценты с естественно-научной составляющей на социо-экологическую проблематику изучаемых вопросов: «Ключевыми темами УР являются, в частности, сокращение масштабов нищеты, гражданственность, мир, этичность, ответственность в локальном и глобальном контексте, демократия и управление, справедливость, безопасность, права человека, здравоохранение, равноправие полов, культурное многообразие, развитие сельских и городских районов, экономика, структуры производства и потребления, корпоративная ответственность, охрана окружающей среды, управление природными ресурсами и биологическое и ландшафтное разнообразие. Рассмотрение столь разнообразных тем в рамках ОУР требует применения целостного подхода» [11].

Аналитико-результативный компонент экологического образования включает оценку эффективности (хода) и качества (результата) педагогического процесса. Оценка эффективности хода образовательного процесса основана на внутренних критериях деятельностной педа-

гогической системы (критерий обратной связи, критерий инициативного подхода и др.). Оценка качества (результата) педагогического процесса основана на внешних критериях экологического образования как деятельностной системы, критериях сформированности различных уровней экологической культуры личности студента.

Аналитико-результативный компонент образовательного процесса предполагает использование механизмов саморегуляции, самоменеджмента с целью коррекции потребностей и мотивов, процессов целеполагания и целевыполнения в проектировании деятельности, а также изменение условий функционирования деятельностной системы.

Структурные компоненты и системообразующие факторы образовательного процесса (экологического образования) обязательно связаны между собой, поскольку деятельность предполагает обязательное наличие взаимосвязей между субъектами самой деятельности, а также она невозможна при отсутствии представленного выше компонентного состава деятельностной системы.

Необходимо акцентировать внимание также на таком обязательном свойстве любой системы, присущем и системе экологического образования как эмерд-жентность. Под эмерджентностью понимают появление у системы новых свойств, которые не присущи простой совокупности составляющих ее частей, например, составляющие велосипед части (колеса, руль, рама и т. д.) в простой совокупности не обладают эмерджент-ным свойством велосипеда — движением. В отношении экологического образования (или вообще, образовательного процесса как системы деятельности) эмерджент-ность заключается в появлении качественно нового культурного уровня, характеризующего взаимодействие его субъектов. Таким образом, гуманитарные технологии в экологическом образовании — это технологии проектирования эмерджентных качеств, свойств личности субъектов педагогического взаимодействия.

Эффективность процесса и качество результата педагогической деятельности невозможно осуществить без функционального методического обеспечения. С целью создания полноты представления о методическом потенциале экологического образования в вузе, следует, на наш взгляд, выявить соотношение теории, методики и технологии в образовательном процессе [10]: «„.теория описывает такие компоненты деятельности, как мотивы, цель, задачи, принципы и т. п., методика характеризует выполнение определенных действий в русле поставленной цели, а технология определяет конкретные приемы (операции), их этапы и последовательность».

В педагогике методом обучения принято называть «способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т. е. дидактических задач [8]. Существует много подходов к классификации методов обучения. Нам представляется наиболее целесообразным разделение методов обучения на три основные группы (по Ю. К. Бабанскому):

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности;

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности учащихся.

Метод воспитания — «это модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе» [8].

Аналогично с методами обучения все методы воспитания можно разделить на три большие группы:

1. Методы организации воспитывающей среды;

2. Методы организации воспитывающей деятельности, т. е. взаимодействия обучающихся со средой;

3. Методы организации осмысления обучающимися разворачивающейся перед ним жизни.

Процессы обучения и воспитания неотделимы друг от друга, но, имея ввиду структурно-компонентный состав экологической образовательной деятельности, отметим, что методы обучения направлены на актуализацию гносеологического (знаниевого) компонента, в то время как методы экологического воспитания реализуют аксиологичек-сий и праксеологический его компоненты. По аналогии с представленной выше классификацией методов воспитания методы экологического воспитания можно разделить на следующие три большие группы, а именно:

1. Методы организации эколого-образовательной среды (методы создания благоприятной атмосферы, установления коммуникации, эколого-психологический тренинг, методы мыследеятельности и смыслотворчества);

2. Методы организации эколого-ориентирован-ной деятельности (методы мыследеятельности и смыслотворчества, методы обмена деятельностями, метод интерактивной игры);

3. Методы организации рефлексии.

Критерии выбора методов воспитания необычайно сложны, поскольку объектом воспитательного воздействия является личность обучающегося. Те или иные методы воспитания применяются педагогом, исходя из данных психолого-педагогической диагностики, и реализуются последовательно на всех уровнях педагогического процесса (предметно-ориентированном, практи-ко-ориентированном и личностно-ориентированном).

Исходя из объективных тенденций модернизации современного высшего образования, ближайших его перспектив, касающихся перехода на компетентно-стно-ориентированную модель, очевидно, что методические подходы и технологические приемы должны быть направлены на усвоение обучающимися видов деятельности, с помощью которых в будущей профессиональной практике возможно будет быстро перестраиваться, адаптироваться к новым условиям.

Поэтому на первый план в педагогическом процессе выходят методы обучения, отражающие личностно-деятельностные особенности педагогического

Таблица 4 Анализ современных методов и гуманитарных технологий в экологическом образовании студентов вуза

Общие цели экологического образования

Частные цели

экологического образования

Наиболее эффективные методы

Наиболее эффективные гуманитарные технологии

1. Формирование формирование ценностей метод приоритета нравственных ценностей; проблемное обучение

этического сознания методы создания благоприятной атмосферы, установления коммуникации;

формирование норм методы мыследеятельности, смыслотворчества; игровое обучение;

и правил этического сознания методы обмена деятельностями; метод интерактивной игры развивающее обучение

2. Формирование формирование базы самостоятельная работа учащихся; концентрированное

экологического сознания экологических знаний проблемно-поисковые дедуктивные обучение;

и мышления дифференцированное обучение

формирование системности проблемно-поисковые дедуктивные; модульное обучение;

экологического мышления методы мыследеятельности, смыслотворчества дифференцированное обучение

формирование умения рефлексии методы организации рефлексии активное (комплексное)

саморазвития обучение

3. Формирование готовности формирование системы методы организации экологической развивающее обучение;

к экологически-ориентиро- экологических умений, деятельности; методы создания благоприятной игровое обучение

ванной деятельности технологий взаимодействиями с природой атмосферы, установления коммуникации

формирование опыта эмоционально- по о мн о- п о с к ов сг е па к тиче П) к и контекстное обучение;

волевого отношения в решении обучение через сотрудничество; дифференцированное

экологических проблем метод интерактивной игры обучение

на личностном уровне

взаимодействия — это, на наш взгляд, проектно-исследовательские методы, а также очень важно применять методы, стимулирующие самостоятельную работу обучающихся — методы проблемно-модульного обучения, основанные на информационно-коммуникационных образовательных технологиях (см. табл. 4).

Необходимо акцентировать внимание, на наш взгляд, на позитивном значении для достижения целей экологического образования субъект-субъектных, партнерских отношений преподавателя и учащихся, где усилия преподавателя направлены на создание образовательной среды, мотивацию учеников и совместное с учениками достижение образовательной цели. Педагогическое взаимодействие представляет собой процесс практического взаимодействия педагога и учащихся, функциональная структура которого определяется целями и содержанием образования и воспитания. Такой подход к построению взаимоотношений в системе «учитель (преподаватель) — ученик (студент)» носит

Литература

1. Бордовская Н. В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования. Учебное пособие. Спб.: ООО «Книжный дом», 2007. 408 с

2. Глазачев С Н. Экологическая культура и образование в меняющемся мире/Экологическая культура и образование: опыт России и Югославии. Серия: ЭКОС: Россия +Европа/ Под ред. С. Н. Глазачева, В. И. Данилова-Да-нильяна, Д Ж Марковича. Рязань: Горизонт, 1998. 463 с.

3. Гуманитарные образовательные технологии в вузе. Методическое пособие/ Под ред. С. А. Гончарова. Спб: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. 159 с.

4. Декларация тысячелетия ООН http://www.un.org

5. Кэлликотт Б. Природоохранные ценности и этика//Гуманитарный экологический журнал. 1999. Т. 1. Вып. 2: 40—67.

6. Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации //Зеленый мир. 2000. № 11—12. с. 8.

название фасилитации (от англ. «/аейНаНоп» — «создание благоприятных условий») и основан на сотрудничестве преподавателя и учеников. Заметим, что фасилита-ция предполагает сотрудничество, взаимоуважение и доверие, постоянную поддержку учеников со стороны преподавателя. Очевидно, что методы и технологии, направленные на достижение целей экологического образования (см. табл. 4), в полной мере соответствуют сущности социальных (гуманитарных) технологий.

В заключение следует отметить, что гуманитарные технологии в современном образовательном процессе становятся все более востребованными, и на наш взгляд, необходимыми, поскольку их применение направлено на актуализацию субъектно-деятельностного, личностно-ориентированного, индивидуально-ценностного педагогических подходов, без которых невозможно проектировать продуктивное педагогическое взаимодействие, в том числе и в области формирования экологической культуры личности студента вуза.

7. Тупицын А. Новости гуманитарных технологий // «Со-Общение», 2004. № 10 (http://gtmarket.ru).

8. Педагогика/Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002. 608 с.

Селевко Г. К Альтернативные педагогические технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 224 с.

9.

10. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: ноу-хау в образовании/Учебное пособие. М.: «Высшее образование», 2006. 367 с.

11. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития /Совещание высокого уровня представителей министерств охраны окружающей среды и образования (Вильнюс, 17—18 марта 2005 года). Тюмасева З. И., Богданов Е. Н., Щербак Н. П. Словарь — справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны. СПб.: Питер, 2004. 464 с.

Хомутцов С. В. Проблема гуманитаризации и гуманизации в современном российском образовании// Философия образования, 2008. 3: 74—81.

12.

13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.