Научная статья на тему 'ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
120
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Батищев Сергей А.

В статье рассматриваются гуманитарные проблемы, связанные с неполной коммуникацией людей, формирующейся в ходе цифровой трансформации. Исторически информатизация развивалась на базе только вербальной компоненты коммуникации, без учета невербальной. Автор анализирует невербальную коммуникацию, исторические особенности цифровизации. Ключевая мысль, сформулированная автором, состоит в необходимости практического использования в цифровой среде универсальной информации, включающей в себя вербальную и невербальную компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIAN ISSUES OF DIGITALIZATION

The article looks at the humanitarian challenges posed by incomplete human communication emerging from digital transformation. Historically, informatization developed on the basis of only the verbal component of communication, excluding non-verbal. The author analyzes non-verbal communication, historical features of digitalization. The key idea formulated by the author is the need for the practical use of universal information in the digital environment, which includes verbal and non-verbal components.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

УДК 8Г322 ББК 81.11

С.А. Батищев Гуманитарные проблемы цифровизации

В статье рассматриваются гуманитарные проблемы, связанные с неполной коммуникацией людей, формирующейся в ходе цифровой трансформации. Исторически информатизация развивалась на базе только вербальной компоненты коммуникации, без учета невербальной. Автор анализирует невербальную коммуникацию, исторические особенности цифровизации. Ключевая мысль, сформулированная автором, состоит в необходимости практического использования в цифровой среде универсальной информации, включающей в себя вербальную и невербальную компоненты.

Ключевые слова: цифровизация, невербальная коммуникация, цифровая среда, гуманитарные проблемы

Цифровая трансформация превратила компьютер в доминирующее средство коммуникации. По каналам связи передается только вербальная часть общего потока информации, которой обмениваются пользователи. Актуальным становится поиск подходов, позволяющих обеспечить в цифровой среде полноценную коммуникацию. Целью статьи является анализ неполной социальной коммуникации, формирующейся в ходе цифровой трансформации.

Проблемы, стоящие перед цифровизацией, не ограничиваются нарастающим потоком продуцируемых данных, ростом генерации различных коммуникационных устройств, рисками информационной безопасности, рисками при принятии решений искусственным интеллектом, трудностями алгоритмизации процессов в масштабах страны, когда ограниченность критериев сказывается на результатах. Серьезную проблему представляет обеспечение социальной коммуникации в цифровой среде.

© Батищев С.А., 2022

Значение невербальной коммуникации

Известно, что речевое поведение людей состоит из вербальной (словесной) и невербальной составляющих. П.В. Якупов считает, что

...коммуникация людей представляет собой не только прием и передачу информации, но создание некой общности, определенной степени взаимопонимания между участниками, предполагающей необходимость обратной связи, взаимного наложения сфер личного опыта, особенностей генерирования смысла [Якупов 2016, с. 261].

Коммуникация - это всегда влияние, которое участники взаимодействия оказывают друг на друга. При этом невербальная коммуникация шире по объему и иногда важнее для взаимопонимания. Неправильно упрощать и сводить ее к языку тела. По мнению И.Н. Горелова,

.речевое поведение - это сложный комплекс внешних и внутренних действий человека, пользующегося национальным языком в качестве средства обмена (с другим человеком) необходимой информацией и выражающего свое отношение к партнеру, к самой информации, к самому себе и к условиям общения [Горелов 2016, с. 14].

Невербальная коммуникация - это полноправный информационный канал связи. «Невербальные коммуникативные средства генетически старше вербальных, и когда в ходе социализации человека сформировалась вторая сигнальная система (язык), она не отменила, не вытеснила полностью невербальные средства, а именно «прибавилась» к ним. Невербальные средства остались моторикой первой сигнальной системы» и охватывают часть второй сигнальной системы [Горелов 2016, с. 15]. При коммуникации вербальная и невербальная составляющие переплетаются и взаимодействуют друг с другом. По предположению Поля Отле, слово только возбудитель, а не передатчик мысли [ОЙе1 1934, р. 34]. При этом невербальные коммуникативные средства разворачиваются первыми и только потом, если их действия недостаточно, подключаются вербальные средства (поток речи на национальном языке) [Горелов 2016, с. 15]. Вербальное общение осознается обеими сторонами. При невербальной коммуникации прием и передача информации по большей части происходят бессознательно: человек «считывает» невербальные знаки. Невербальная составляющая несет в себе особые цели говорящего, реализует нападение или защиту. Считается, что вербальная составляющая может не превышать 7% от общего речевого воздействия [Особенности 2020], то есть смысл сообщения передается в большей степени не словами.

Из вышесказанного следует, что невербальная компонента коммуникации необходима для понимания смысла, вложенного в коммуникацию.

Гуманитарные проблемы, связанные с неполной коммуникацией

Коммуникация повседневно обеспечивает управление в обществе, единство и преемственность человеческой деятельности. Невербальная коммуникация является неотъемлемой частью речевого поведения, но она не циркулирует в цифровой среде. Воздействие неполной коммуникации на общество может накапливаться. Устойчивое и длительное нарушение естественной коммуникации может приводить к появлению в обществе гуманитарных проблем.

В настоящее время растет популярность социальных сетей, предлагающих именно вербальный формат коммуникации. Социальные сети имеют миллиарды пользователей, которые охотно отказываются от телефонных звонков в пользу коротких текстовых сообщений. Однако основной смысл человеческого общения - это передача опыта. Оценка информации, включающая опыт для принятия решений, передается в невербальной составляющей. Социальная коммуникация без невербальной компоненты может затруднять получение опыта, обеднять, создавать проблемы для гармоничного развития и раскрытия собственного потенциала.

Длительный дефицит невербальной информации, неполучение при коммуникации привычных невербальных установок и ориентиров, возникающие трудности в распознании фейков могут способствовать кризису доверия информации как таковой.

Общество становится особенно уязвимым для информационно-психологического воздействия, которое широко используется, в том числе при противоборстве государств в информационном пространстве. Проблема уязвимости личности для информационно-психологического оружия при отсутствии опоры на невербальную коммуникацию, помогающую оценить достоверность информации, облегчает организацию цветных революций и способствует развитию деструктивных процессов в обществе. Только удавшихся цветных революций уже больше двадцати. Среди них «бульдозерная революция» в Югославии в 2000 г., «революция роз» в Грузии в 2003 г., «тюльпановая революция» в Киргизии в 2005 г., «революция достоинства» на Украине в 2014 г.

Ряд авторов считает, что без невербальной компоненты коммуникация вообще не происходит. Поэтому вербальная коммуникация людей, ставшая основной в условиях ограничений при панде-

мии СОУГО-19, способствует росту недопонимания между людьми, затрудняет социализацию, а также может вести к обострению розни: межнациональной, межконфессиональной, межрасовой и др.

Важно учитывать, что именно невербальная компонента коммуникации вместе с информацией о значимости, достоверности, личным отношением содержит в себе нравственную оценку сказанным словам как внутреннюю жизненную установку говорящего. Информация без нравственной составляющей и беззащитна, и опасна. Аристотель говорил: «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, а не вперед»1. Без невербальной коммуникации общество может зайти в тупик, столкнуться с сужением своих возможностей, дополнительными трудностями в развитии кадров и человеческого капитала.

Сегодня существует связанная с Интернетом беспрецедентная угроза разглашения персональных данных, критически важной корпоративной информации, государственной тайны. Современные средства защиты информации с большой степенью надежности нейтрализуют возможные угрозы утечки информации, несанкционированного доступа, преднамеренных действий внутренних нарушителей, несанкционированного доступа по каналам связи. Однако если риски безопасности технического характера максимально снижены, то риски, обусловленные «человеческим фактором», сохраняются. Неполная коммуникация и общее недоверие информации способствуют тому, что люди не задумываются и не ощущают последствий, когда работают с информацией (пользуются браузером, обмениваются документацией в мессенджерах и др.), что приводит к инцидентам информационной безопасности. Кроме того, растущая социальная незрелость пользователей способствует росту нарушений и преступлений в информационном пространстве. Хакерство становится обыденным явлением.

В ходе цифровизации растет влияние на общество процесса виртуализации. Погружение пользователей в цифровую среду способствует их большему отрыву от реальности, а также привыканию к новым нормам коммуникативного взаимодействия.

Гонка за разработкой все более технологичных форм работы с информацией, внедрение цифровизации в социокультурные процессы могут привести к окончательной утрате целостной картины мира, рискам общей дегуманизации.

Реакцией общества на дефицит невербальной составляющей человеческого общения выглядит международный код общения в интер-

1 Энциклопедия афоризмов. Античность. Древняя Индия. Древний Китай. Библия. Мн.: Современ. литератор, 1999. С. 168. (Классическая философская мысль)

нет-среде на базе эмодзи, лайков, мемов, эпических формул, хэште-гов. Однако следствием новой стилистики в информационной среде, в свою очередь, вытесняющей вербальную составляющую общения, может стать обеднение естественного языка и замедление развития личности.

Можно предположить, что полностью цифровая среда без обеспечения полноценной социальной коммуникации несет в себе угрозы устойчивому развитию общества.

Исторические особенности цифровизации

Цифровизацию, опирающуюся на современные технологии, возможно, будут считать очередным, шестым этапом информатизации. Сейчас процесс информатизации человечества, вследствие четырех информационных революций, можно разделить на пять этапов: естественный язык, письменность, книгопечатание, технологии, использующие электричество (телефон, радио, телеграф и др.), персональный компьютер [Митрофанов 2007, с. 395]. Информатизация развивается за счет совершенствования средств и способов генерирования и передачи информации. Однако в предложенной цепочке из пяти этапов нет строгой преемственности самой информации: во время первой информационной революции, при переходе от первого этапа ко второму (от естественного языка к письменности), был существенно искажен состав используемой информации - полностью утрачена невербальная составляющая речевого поведения, без которой невозможно при коммуникации людей использовать естественный язык (табл.).

Таблица

Коммуникация людей в процессе информатизации

Этап информатизации Схема коммуникации Комментарий

I Ч. —Ч. Полноценная коммуникация непосредственно от человека к человеку

II Ч. ->■ текст ->Ч. Неполная коммуникация, в основном отсутствие невербальной компоненты. Преодоление коммуникационных барьеров

III Ч. -> книга Ч. Неполная коммуникация, в основном отсутствие невербальной компоненты. Широкий охват аудитории

Окончание табл.

Этап информатизации Схема коммуникации Комментарий

IV телефон Ч. ->• телеграф ->• Ч. радио и др. Неполная коммуникация, есть элементы невербальной коммуникации. Массовая коммуникация

V Ч. компьютер ->• Ч. Неполная коммуникация, есть элементы невербальной коммуникации. Глобальная коммуникация

Ч. ->• Ч. (компьютер) Полноценная коммуникация через компьютерную сеть (не реализована)

Письменность как система знаков закрепляет именно вербальную составляющую речевого поведения и не учитывает невербальную. Отталкиваясь от письменности (текста), в силу несовершенства технологий информатизация исторически развивалась на базе генерирования и передачи именно вербальной составляющей информации. В основе цифровизации также лежит упрощение используемой информации: современные технологии развивают возможности привычной письменности. Поль Отле считал, что сила книги и слова еще не полностью использована и мы пока не знаем, как привести их в действие [ОЙе1 1934, р. 35]. Характер цифровизации закрепляет такое положение.

Проанализируем не место человека в технологической цепочке, а место средств коммуникации в человеческой цепочке (табл.). Если рассматривать средство коммуникации (текст, книгу, телефон, компьютер и др.) как некий «фильтр» между людьми, пропускающий только определенную составляющую общего потока коммуникации, то можно констатировать прогресс коммуникации от этапа к этапу информатизации: «фильтр» от этапа к этапу пропускает все больше невербальной информации, становится все более «прозрачным». Можно предположить, что существующая тенденция приведет к тому, что в ходе информатизации средство коммуникации (например, компьютерная сеть) станет полностью «прозрачным» для коммуникации людей и сможет обеспечивать полноценную коммуникацию (как на первом этапе информатизации), т. е. будет передавать всю информацию от человека к человеку в полном объеме: и вербальную, и невербальную. В таком случае, рассматривая информацию как ключевой ресурс общества, можно было бы говорить о реализации на практике природоподобной технологии, направленной на восстановление нарушенного естественного ресурсооборота человечества. Полную информацию, циркулирующую в обществе и поддерживающую его

нормальную жизнедеятельность, назовем «универсальной». «Универсальная» информация включает в себя одновременно и вербальную, и невербальную компоненты коммуникации. Использование «универсальной» информации вместо традиционной могло бы изменить характер цифровизации и восстановить полноценную социальную коммуникацию. В настоящее время невербальная компонента активно исследуется.

Невербальная информация в цифровой среде

Вербализацией невербальных средств коммуникации занимаются лингвисты. Г.Е. Крейдлин считает, что незнаковое поведение может стать знаковым, а невербальное поведение человека является, как и вербальное, осмысленным, интерактивным, социальным и культурным. Неосознанное и неконтролируемое - это предмет изучения биологии, психологии и других наук [Крейдлин 2000, с. 49]. Невербальная семиотика, включающая ряд наук (паралингвистику, кинесику, аускультацию, гаптику и др.), изучает звуковые коды невербальной коммуникации, жесты и жестовые движения, мимические средства, язык глаз и визуальное поведение людей, слуховое восприятие звуков, язык касаний и тактильной коммуникации, знаковые функции пищи и напитков, язык запахов, пространство коммуникации и др. В лингвистике предложено много подходов к пониманию речевого воздействия, его механизмов [Котов 2003, с. 299]. Лексическое описание невербального поведения человека может быть одним из способов идентификации «универсальной» информации для последующего использования в цифровой среде.

Современные технологии также уже работают с невербальной информацией. Активно развивается коммуникация человека и компьютера в контексте развития технологий искусственного интеллекта и невербальных коммуникационных интерфейсов между человеком и компьютером. Роботы все лучше распознают эмоции собеседника. Разрабатываются средства естественного общения для роботов, в частности моделируется понимание естественной речи и иронии [Ко1оу 2017, р. 57]. Мимике, жестикуляции и речи роботов уделяется особое внимание. В 2019 г. Сбербанком был представлен первый цифровой русскоязычный теледиктор Э.ЛЕНА, который автоматически озвучивает текст. Компьютерная программа, использующая несколько независимых технологий с компонентами искусственного интеллекта, преобразует текстовую информацию в видеоряд: голос формируется посредством нейросетевого синтеза речи на основе искусственных сетей глубокого обучения, мимика воспро-

изводится ансамблем искусственных нейронных сетей, предварительно обученных на видеоматериалах и 3Б-сканах актрисы-прообраза, ошибки этого двухэтапного преобразования устраняются с помощью автоматизированного технологического инструментария, компонентов компьютерного зрения и систем распознавания речи [Ефимов 2019, с. 3]. Невербальные интерфейсы, являясь инструментом для изучения проблематики человеко-машинного взаимодействия и искусственного интеллекта, дают возможность воздействия на интерпретационные каналы человека в недоступном ранее объеме [Ефимов 2019, с. 4].

Использование «универсальной» информации

Сейчас невербальный интерфейс используется для наделения визуальным образом искусственного интеллекта, чтобы избежать отчуждения человека и компьютера, а также не потерять смысловую информацию при передаче от компьютера к человеку [Ефимов 2019, с. 4]. При передаче «универсальной» информации через компьютерную сеть опыт подобных невербальных интерфейсов может быть задействован на финальном этапе цепочки коммуникации: передаче «универсальной» информации от компьютера к человеку. Перед этим завершающим этапом для осуществления полноценной коммуникации предстоит собрать по частям «универсальную» информацию, объединить ее, закодировать, передать и раскодировать. Определение состава «универсальной» информации является первоочередной задачей, которую предстоит решить в исследовании «универсальной» информации. В самом общем виде «универсальная» информация имеет три компоненты: вербальную, невербальную осознаваемую, невербальную неосознаваемую. Невербальная осознаваемая информация, которая идентифицируется с помощью пяти чувств человека, может быть зафиксирована с применением различных технологий, в том числе компьютерного зрения и распознавания речи. Невербальная неосознаваемая информация проявляется в виде изменения физиологических и биохимических параметров человека. При этом могут быть задействованы достижения современных методик «детектора лжи», опыт космической медицины. «Универсальная» информация в своем составе может иметь особые отметки, ссылки на источник, адресат, историю коммуникации и др.

Следующей задачей является выбор способа представления информации. Сложность, нелинейность, «многомерность» структуры «универсальной» информации труднореализуема в традиционном бытовом представлении. Недостаточны и скорости традиционных вычислений для реализации коммуникации в режиме реального времени.

Высокая лабильность человеческой коммуникации и всех параметров человеческого организма ассоциируется с квантовыми вычислениями. Согласование способа представления «универсальной» информации с возможностями квантовых компьютеров предпочтительно по той причине, что развитие вычислительных средств, принципиально отличных от применяющихся в настоящее время, неизбежно влечет пересмотр всех применяемых алгоритмов, и если вписать «универсальную» информацию в объективные процессы, связанные с другой технологией, то внедрение самой «универсальной» информации не станет революционным изменением, сворачивающим старые технологии и рынки.

Современные технологии идут по пути имитации, симулирования невербальной коммуникации. Важно превратить имитацию в реальный процесс передачи невербальной информации через компьютерную сеть, пусть пока в неполном формате. Практическое использование «универсальной» информации позволило бы решить не только ряд гуманитарных проблем. Включение в состав «универсальной» информации невербальной компоненты информации позволило бы обеспечить аутентификацию информации на всех этапах ее жизненного цикла, исключить фейки или подделку информации. Стала бы возможной гарантированная идентификация и аутентификация пользователя, что в том числе позволило бы решить проблему легитимации пользователя в Сети и исключить анонимность, являющуюся одним из основных факторов нарушений и преступлений в кибер-пространстве [Шевцова, Батищев 2021, с. 154]. Новые решения могли бы качественно снизить риски, связанные с «человеческим фактором», а также способствовать развитию правового регулирования как в Сети, так и в киберпространстве в целом.

В настоящее время в киберпространстве уже идут полномасштабные военные действия: информационно-техническому воздействию подвергаются информационно-управленческие системы, информационные ресурсы, банки данных, системы телекоммуникации и связи, радиоэлектронные средства и системы, компьютерные системы и технологии. Более 140 стран мира ведут деятельность по созданию «информационного оружия» для информационно-технического воздействия, в то время как в состав критической информационной инфраструктуры РФ входит свыше 50 тысяч значимых систем2. При этом развитие средств защиты отстает от развития средств нападения. От возможного пересмотра самих основ информатизации информаци-

2 На страже киберграниц: замсекретаря Совбеза - о защите интересов страны [Электронный ресурс] // Аргументы и Факты. 2020. 26 авг. № 35. URL: https://aif.ru/politics/world/na_strazhe_kibergranic zamglavy sovbeza -_o_zashchite_ interesov_strany (дата обращения 25.10. 2021).

онная безопасность может выиграть: современное понимание защиты информации требует обеспечения безопасности информации уже на этапе проектирования объектов информатизации, а новый подход к информации может помочь обеспечить новый уровень защиты информации.

Новая «цифровая среда» востребована для существования электронного документа. В условиях, когда он признается заменой бумажного документа, необходимо выполнение требований к обеспечению его аутентичности, достоверности, целостности, пригодности для использования. Важен и вопрос обеспечения юридической значимости и силы электронных документов [Букреева 2019, с. 19]. Использование на практике «универсальной» информации могло бы способствовать решению этих проблем.

Поль Отле описывал заключительный этап эволюции документации следующим образом:

...Визуальные документы и звуковые документы дополняются другими документами - тактильными, вкусовыми, обоняемыми и еще другими. На этой стадии также «нечувственное», неощутимое станет чувствительным и видимым конкретным посредником инструмента-документа. В свою очередь, иррациональное, все то, что непередаваемо, и чем пренебрегли, и что из-за этого восстает и волнуется, как это случается в наши дни, иррациональное найдет свое «выражение» пока еще неизвестными путями. [Otlet 1934, р. 429].

В приведенном описании можно предположить научное предвидение использования на практике невербальной компоненты информации.

Проведенный анализ позволяет сделать ряд обобщающих выводов. Невербальная компонента коммуникации необходима для понимания смысла, вложенного в коммуникацию. Цифровая среда без обеспечения полноценной социальной коммуникации может нести в себе угрозы устойчивому развитию общества. Информатизация исторически развивалась на базе только вербальной компоненты коммуникации, без учета невербальной. Неполная социальная коммуникация, единственно возможная сегодня в цифровой среде, может создавать гуманитарные проблемы. Практическое использование в цифровой среде «универсальной» информации, отражающей истинную природу коммуникации и включающей в себя вербальную и невербальную компоненты, может изменить характер цифро-визации и способствовать решению проблем, связанных с неполной коммуникацией.

Литература

Букреева 2019 - Букреева О.Н. О междисциплинарном подходе в докумен-товедении (исторический аспект) // Гуманитарный акцент. 2019. № 4. С. 14-23.

Горелов 2016 - Горелов И.Н. О вербальных и невербальных составляющих речевого поведения // Вопросы психолингвистики. 2003. № 1. С. 13-18.

Ефимов 2019 - Ефимов А.Р. Технологические предпосылки неразличимости человека и его компьютерной имитации [Электронный ресурс] // Искусственные общества. 2019. T. 14. URL: https://artsoc.jes.su/s207751800007645-8-1/ (дата обращения 02.01.2022).

Котов 2003 - Котов А.А. Описание речевого воздействия в лингвистической модели / А.А. Котов // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: Труды Междунар. конф. «Диалог-2003». Протвино, 11-16 июня 2003 г. / Рос. НИИ иск. интеллекта. Протвино: Академич. науч.-изд., про-изводственно-полиграф. и книгораспространительский центр «Наука», 2003. С. 299-304.

Крейдлин 2000 - Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика в ее соотношении с вербальной: Дис. ... д-ра филол. наук. М., 2000 [Электронный ресурс].

URL: https://xn----8sbechgrcw2ao7aj4li.xn--p1ai/f/kreydlin_neverbalnaya_

semiotika.pdf (дата обращения 09.04.2022).

Митрофанов 2007 - Митрофанов Е.П. Процесс информатизации общества // Вестник Чувашского университета. 2007. № 4. С. 395-402.

Особенности 2020 - Особенности вербального и невербального общения. 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://anonssmi.ru/osobennosti-verbalnogo-i-neverbalnogo-obshhenija/ (дата обращения 25.10.2021).

Шевцова, Батищев 2021 - Шевцова Г.А., Батищев С.А. Персональные данные: новый подход к защите // Взаимодействие вузов, научных организаций и учреждений культуры в сфере защиты информации и технологий безопасности: Сб. ст. по материалам Междунар. конф., посв. памяти проф. А.А. Тарасова и О.В. Казарина. Москва, 21-22 апреля 2021 г. / Под ред. Д.А. Митюшина. М.: РГГУ, 2021. С. 147-158.

Якупов 2016 - Якупов П.В. Коммуникация: определение понятия, виды коммуникации и ее барьеры // Вестник университета. 2016. № (10). С. 261-266.

Kotov 2017 - Kotov A.A. A computational model of consciousness for artificial emotional agents // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. Vol. 10. № 3. P. 57-73. DOI: 10.11621/pir.2017.0304.

Otlet 1934 - Otlet P. Traité de documentation: le livre sur le livre, théorie et pratique Bruxelles: Editiones Mundaneum, 1934. 607 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.