Научная статья на тему 'ГУМАНИТАРНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РЕГИОНАЛЬНОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ'

ГУМАНИТАРНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РЕГИОНАЛЬНОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманизация образования / гуманитаризация образования / регионализация образования / гуманитарная стратегия / гуманистическая стратегия / humanization of education / humanitarization of education / regionalization of education / humanitarian strategy / humanistic strategy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сираева Марина Наилевна

Цель данной статьи заключается в рассмотрении гуманизации и гуманитаризации как интегративных характеристик, которые в совокупности составляют основу гуманитарно-гуманистического подхода современного высшего образования. В фокусе статьи – обоснование системообразующей роли гуманитарной и гуманистической стратегий высшего образования и анализ возможностей их реализации в региональных вузах. В контексте данного исследования гуманизация понимается в широком смысле как развитие общекультурных, социальных, нравственных и профессиональных компетенций личности обучающегося. Гуманитаризация высшего образования рассматривается с позиций социально-философского подхода как способ институционально организованной человекоориентированной деятельности по производству и трансляции знаний, получивший свое концептуальное обоснование в контексте реализации третьей миссии университета или модели исследовательского университета. В статье анализируются тенденции гуманизации и гуманитаризации регионального высшего образования на примере Удмуртского государственного университета в контексте его участия в национальной Программе «Приоритет 2030». Автор обосновывает гуманитарно-гуманистический подход как методологию, основанную на принципах личностно-ориентированного обучения и педагогики сотрудничества, нацеленных на саморазвитие и самореализацию личности обучающегося, реализующих обучение через диалог, объединение, взаимоуважение, творчество и свободу выбора. Гуманитарно-гуманистический подход рассматривается как реакция на существующие противоречия в системе высшего образования, характеризующиеся неопределенностью в выборе средств, способов организации деятельности, разными подходами к определению целей и задач субъектов образовательного процесса. В качестве иллюстрации реализации гуманитарногуманистического подхода описывается деятельность функционирующих в Удмуртском государственном университете Центра компетенций Soft Skills и Центра дополнительного образования «Дом научной коллаборации имени В.И. Вернадского». Автор приходит к выводу, что деятельность данных Центров позволяет обобщить специфику гуманизации и гуманитаризации образовательной среды регионального вуза, которая заключается в рассмотрении регионализации как предпосылки социально-экономического подъема, развитие интеллектуального потенциала региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIAN AND HUMANISTIC APPROACH IN REGIONAL HIGHER EDUCATION

The aim of the article is to regard humanization and humanitarization as integrative features which are expected to lay the ground for the humanitarian and humanistic approach in higher education. The article focuses on humanitarian and humanistic strategies as key strategies of higher education and analyzes certain means of their implementation in regional universities. Within the framework of the research humanization is broadly regarded as development of cultural, social, moral and professional competencies of a learner. Humanitarization of higher education is regarded from the perspective of socio-philosophical approach as institutionally arranged human oriented work methods aimed to produce and convey knowledge and associated with the University 3.0 model or the research university model. The article analyzes trends of humanization and humanitarization of regional higher education relying on the background of Udmurt State University as a participant of the national Programme “Priority 2030”. The author considers humanitarian and humanistic approach as a methodology based on principles of student-centered education and pedagogy of cooperation associated with self-development and self-realization of a learner through dialogue, collaboration, mutual respect, creativity and freedom of choice. Humanitarian and humanistic approach is regarded as a respond to some current contradictions associated with uncertainty when it comes to the selection of means and techniques of activity arrangement and targeting of the learning process subjects. The author comes to the conclusion that implementation of humanitarian and humanistic approach suggests integration of professional and humanitarian competencies of a student which are relevant in terms of professional development of future experts as well as their social mobility and flexibility and development of the competence of self-improvement and self-education. To illustrate realization of humanitarian and humanistic approach the paper describes activities of UdSU based Competence Centre Soft Skills and Centre for continuing education “The House of Scientific Collaboration” named after V.I. Vernadsky.” The author comes to the conclusion that activities of these Centres makes it possible to clarify distinctive nature of humanization and humanitarization of the regional university learning environment which depends on regarding regionalization as a background for socioeconomic prosperity and the development of intellectual potential of the region.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИТАРНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РЕГИОНАЛЬНОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 378.017.92(045) М.Н. Сираева

ГУМАНИТАРНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РЕГИОНАЛЬНОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Цель данной статьи заключается в рассмотрении гуманизации и гуманитаризации как интегративных характеристик, которые в совокупности составляют основу гуманитарно-гуманистического подхода современного высшего образования. В фокусе статьи - обоснование системообразующей роли гуманитарной и гуманистической стратегий высшего образования и анализ возможностей их реализации в региональных вузах. В контексте данного исследования гуманизация понимается в широком смысле как развитие общекультурных, социальных, нравственных и профессиональных компетенций личности обучающегося. Гуманитаризация высшего образования рассматривается с позиций социально-философского подхода как способ институционально организованной человекоориентированной деятельности по производству и трансляции знаний, получивший свое концептуальное обоснование в контексте реализации третьей миссии университета или модели исследовательского университета. В статье анализируются тенденции гуманизации и гуманитаризации регионального высшего образования на примере Удмуртского государственного университета в контексте его участия в национальной Программе «Приоритет 2030». Автор обосновывает гуманитарно-гуманистический подход как методологию, основанную на принципах личностно-ориентированного обучения и педагогики сотрудничества, нацеленных на саморазвитие и самореализацию личности обучающегося, реализующих обучение через диалог, объединение, взаимоуважение, творчество и свободу выбора. Гуманитарно-гуманистический подход рассматривается как реакция на существующие противоречия в системе высшего образования, характеризующиеся неопределенностью в выборе средств, способов организации деятельности, разными подходами к определению целей и задач субъектов образовательного процесса. В качестве иллюстрации реализации гуманитарно-гуманистического подхода описывается деятельность функционирующих в Удмуртском государственном университете Центра компетенций Soft Skills и Центра дополнительного образования «Дом научной коллаборации имени В.И. Вернадского». Автор приходит к выводу, что деятельность данных Центров позволяет обобщить специфику гуманизации и гуманитаризации образовательной среды регионального вуза, которая заключается в рассмотрении регионализации как предпосылки социально-экономического подъема, развитие интеллектуального потенциала региона.

Ключевые слова: гуманизация образования, гуманитаризация образования, регионализация образования, гуманитарная стратегия, гуманистическая стратегия.

DOI: 10.35634/2412-9550-2023-33-2-174-183

Введение

Поиск ответов на вызовы современного постиндустриального общества, связанные с общечеловеческими ценностями, пришедшими в противоречие с достижениями цифровой экономики, последствиями цифровизации и технологизации ключевых социальных институтов, одним из которых следует признать дегуманизацию педагогических стилей общения, зависит от нового типа личности, обладающей ценностным сознанием, духовной, нравственной, интеллектуальной и гуманитарной культурой, продуктивным мышлением, устойчивой системой ценностных ориентаций, человеколюбием.

Актуальность исследования обусловлена потребностью в обеспечении баланса между гуманитарным и естественнонаучным знанием, а также наличием противоречия между выдвижением человека в качестве общенаучной проблемы и отсутствием теоретического подхода, который бы интегрировал подтвердившие свою эффективность человекоцентрированные образовательные модели.

Несмотря на то, что на данный момент университет четвертого поколения как центр планирования и организации учебной и научно-исследовательской деятельности, функционирующий в условиях экономики знаний и информации, можно описать лишь «эскизным и прожектным образом», нельзя не признать тот факт, что индустрия 4.0 (концепция, согласно которой мы живем на пороге очередного эволюционного этапа развития общества, связанного с повсеместным внедрением цифровых технологий) требует пересмотра и модификации образовательных парадигм [10].

Внимание исследователей к проблеме формирования гуманитарной культуры личности в определенной степени связано с пониманием уязвимости распространенного подхода к образованию как к

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

сфере услуг, с переводом знаний в плоскость товарно-денежных отношений, с признанием необходимости структурирования научных и технических инноваций в виде системы более высокого порядка, с необходимостью методологического обоснования процессов гуманизации и гуманитаризации в высшей школе, ориентированной на цифровое поколение студентов.

В методологическом плане гуманизация и гуманитаризация как социально-педагогические феномены носят общенаучный характер, являются одним из важнейших элементов в структуре субъект-субъектных отношений, связывающих участников педагогического процесса, служат установлению гармоничного взаимодействия с природой, обществом и другими людьми [20].

Цель исследования - выявление и обоснование сущности гуманитарно-гуманистического подхода в контексте регионального высшего образования.

Научная новизна исследования определяется обоснованием интеграции гуманитарного и гуманистического подходов в условиях региональной высшей школы.

Теоретическая значимость исследования заключается в описании содержательных характеристик гуманитарно-гуманистического подхода как методологического основания современного высшего образования, в уточнении региональных особенностей гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса. При этом полученные результаты могут быть востребованы при проектировании гуманитарной образовательной среды высшего учебного заведения нового поколения.

Методы

Разнообразие методологических оснований, используемых при исследовании гуманистических смыслов обучения и воспитания, обусловливает необходимость их логически обоснованного сочетания с целью комплексного и многостороннего изучения процессов гуманизации и гуманитаризации с учетом достижений разных областей знаний и подходов разных научных школ.

Выбор методов для данного исследования обусловлен его целями и задачами.

Исследование основывается на гуманистической парадигме образования, системном, антропоцентрическом, личностно-ориентированном, деятельностном, культурологическом, аксиологическом, междисциплинарном и компетентностном подходах и предполагает использование следующей совокупности методов: синтез, анализ, описание, сравнение, экспертная оценка, наблюдение, интервью.

Отдельное место в данном исследовании занимает гуманитарный подход, функциональное предназначение которого заключается в обеспечении условий для гуманизации и гуманитаризации образовательной среды в учебных заведениях различного уровня, в реализации принципов равенства, справедливости, гуманности как нормы отношений в образовательном учреждении. Представляя собой гносеологическую целостность, гуманитарный подход располагает ресурсами, которые позволяют сформировать моральный кодекс личности, структуру и содержание гуманитарной культуры личности, а также помогают понять другого человека, интерпретировать и определить индивидуальное отношение к тому или иному социальному или культурному явлению, расширяя или модифицируя его смысловое содержание.

Рассматривая гуманизацию и гуманитаризацию как смежные, но не тождественные понятия, исследование основывалось также на принципах гуманистической педагогики, одним из основных положений которой является «понимание человека как сложного, противоречивого и неисчерпаемого для познания существа» [9].

Оценивая влияние гуманистических идей на эволюцию современной педагогики, В.Т. Кудрявцев приходит к выводу, что зарубежные гуманистические идеи в сочетании с постулатами отечественной теории развивающего обучения «с логической неизбежностью ведут к изменению сложившейся философии образования. Они перенацеливают ее на идею личностного роста» [16, с. 58].

Гуманистический подход с его признанием человека в качестве высшей ценности располагает необходимым дидактическим, методическим и методологическим инструментарием для подготовки инновационных кадров, востребованных как на региональном, так и на национальном уровнях [3].

Гуманитарно-гуманистический подход аккумулирует методологические основания гуманитарного и гуманистического подходов, и его реализация может быть осуществлена на основе следующих принципов:

- вариативность содержания образовательного процесса;

- личностно-ориентированный характер образования;

- субъект-субъектные отношения участников образовательного процесса;

- персонализация педагогического взаимодействия;

- диалогичность образовательного процесса;

- рефлексивность образовательной деятельности;

- непрерывность образования.

Опираясь на теоретические основания гуманизации и гуманитаризации высшего образования, связанные с формированием гуманного мировоззрения и гуманитарной культуры личности, к основным закономерностям гуманитарно-гуманистического подхода мы относим центрацию на развитие личности; ценностное отношение к жизни, обществу, образованию, труду, природе; учет культурно-исторических традиций народа, их единства с мировой культурой; профессионально-этическую взаимоответственность; сотворчество и совместно-разделенную деятельность обучающихся и обучающих; учет многосторонних связей человека с внешним миром, преломляющихся через его внутреннее развитие.

Результаты и их обсуждение

К трансформационным моделям высшего образования можно отнести появление Университета 1.0 с миссией образования, представляющего собой организованное сообщество людей, объединенное интеллектуальной составляющей; Университета 2.0, объединившего образовательную, научную и исследовательскую функции, обеспечивающего воспроизводство знаний, его производство и применение с целью поступательного развития промышленности, воспроизводство квалифицированных кадров, востребованных в различных секторах национальной и региональной экономик; Университета 3.0 с миссией социального и экономического развития, призванного обеспечивать производство фундаментальных знаний. К определению Университета третьего поколения, возникшего на постиндустриальном этапе развития общества, существуют разные подходы. Анализ корпуса научных работ позволяет выделить три основных подхода к описанию целей и задач третьей миссии университета [6]. С точки зрения функционального подхода университет нового поколения рассматривается как «реализация стратегической цели производства «человеческого капитала» (подготовка профессионалов для рынка труда, вклад в конкурентоспособное технологически эффективное производство)» [23]. Представители утилитарного и либерального подходов ранжируют миссию Университета 3.0 как ориентир для достижения общественного блага и личностного роста [18]. Ряд исследователей соотносят третью миссию университета с коммунитарной системой идей, которую можно интерпретировать как альтернативу либеральной идеологии, как модель жизнедеятельности полиэтничного общества, основанную на активном культурном воспроизводстве [21].

Разделяя позицию отечественных исследователей О.В. Зиневич и Т.А. Балмасовой, выделяющих в качестве целевого ориентира университета нового поколения «достижение общего (общественного) и связанного с ним личностного блага», считаем целесообразным дополнить ее необходимостью актуализации гуманистических и гуманитарных функций высшей школы новой формации [11].

Моделирование гуманитарной компоненты высшего образования обсуждается представителями отечественных и зарубежных научных школ с разных позиций и в различных контекстах. В научном дискурсе идет обсуждение значимости и статуса гуманитарных наук [17], целесообразности увеличения доли гуманитарного знания в образовательных программах для естественнонаучных, инженерных и технических специальностей [2], реализация культурологической миссии университета [1]. В терминах педагогических наук гуманитаризация рассматривается как ресурс для формирования ценностных ори-ентаций студенческой молодежи в контексте учебно-воспитательной деятельности [13].

Гуманитарность в широком смысле анализируется с точки зрения аксиологизации и антрополо-гизации человеческого сознания и определяется как «воспитание моральной, ответственной личности, ориентированной на творчество и на общественное благо» [7].

О.В. Зиневич, Т.А. Балмасова исследуют гуманитарность в контексте междисциплинарного исследовательского пространства как предмет социально-философского анализа [11].

Исходя из того, что гуманность как нравственный, моральный и этический фундамент образовательной среды лишь частично раскрывает содержание, сущность и границы феномена «гуманитарный», значимыми с нашей точки зрения представляются исследования гуманитаризации как сущностного признака институции высшего образования, а также разделение двух часто отождествляемых концептов - «гуманитарности» и «гуманности» [14].

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

В настоящем исследовании мы исходим из того, что гуманитаризация как предпосылка гуманизации образования создает условия для овладения культурой, способствует формированию социальной принадлежности, приобщению к общекультурным и общечеловеческим ценностям.

Необходимость адаптироваться к условиям рыночной экономики с целью улучшения своих конкурентных позиций как на национальном, так и на региональном уровнях, заставляет университеты в максимально полном объеме удовлетворять актуальные запросы потребителей, роль которых в том или ином соотношении принимают на себя государство, работодатели, студенты и их семьи, общество в целом.

В XXI веке именно регионы как социально-экономические системы во многом определяют динамику развитии экономики, а также задают направление федеральной социальной, культурной и образовательной политики [19].

Для региональных социально-экономических систем и самих университетов, ответственных за расширение интеллектуального и образовательного потенциала региона, акцент на региональных приоритетах предопределяет разработку новых инструментов взаимодействия, реализация которых обеспечит соответствие компетенций выпускников региональных вузов стратегии социально-экономического развития конкретного региона [22].

Для оценки региональных систем образования мы опирались на исследование В.С. Кортова, предлагающего оценивать вклад университета в развитие региона по трем направлениям:

1) вклад университета как крупного работодателя в региональное развитие;

2) технологическое развитие промышленности региона через трансфер технологий (технопарки, инкубаторы, консультационная деятельность и т. п.);

3) профессиональное образование и переподготовка, повышение квалификации и т. п. [15].

Рассматривая университет как эффективный ресурс социально-экономического развития региона,

можно заключить, что стратегически регионализация высшего образования направлена на удовлетворение актуальных требований и перспектив экономики региона, общества, государства в области подготовки квалифицированных кадров и потребности личности в образовании и самореализации [4].

На наш взгляд, специфика гуманизации и гуманитаризации образовательной среды регионального вуза заключается в том, что на региональное высшее образование ложится дополнительная нагрузка, связанная с сохранением и привлечением человеческих ресурсов, с наращиванием человеческого капитала, с сохранением и трансляцией региональных ценностей и региональной культуры. В связи с этим перед региональным высшим образованием встает задача улучшения качества образовательных программ, расширения спектра предлагаемых специальностей и направлений подготовки с целью повышения привлекательности региона и содействия его экономическому росту, удержания выпускников на местном рынке труда. Одним из ресурсов для решения данной задачи может стать реализация гуманитарно-гуманистического подхода как наиболее обращенного к личности, к правам и интересам обучающихся, реализация которого позволит интегрировать в образовательный процесс национально-региональный компонент, коллаборировать методологические принципы гуманитарного и естественнонаучного знаний.

Рассмотрим более подробно опыт Удмуртского государственного университета (УдГУ) как классического регионального высшего учебного заведения.

Исследование показало, что одним из направлений, актуализирующим гуманитарно-гуманистический подход, способствующим расширению гуманитарного и гуманистического потенциала образовательной среды УдГУ, может стать реализация комплекса мероприятий в рамках участия университета в национальной программе «Приоритет 2030».

В данном контексте отдельного обсуждения заслуживает открытие в начале текущего учебного года в УдГУ Центра компетенций Soft Skills. Деятельность данного Центра реализуется в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина по итогам заседания возглавляемого им Наблюдательного совета АНО «Россия - страна возможностей», состоявшегося в марте 2021 года.

В Удмуртском государственном университете Центр как структурное подразделение реализует следующие цели:

- организация дополнительного образовательного пространства, способствующего развитию профессиональных и надпрофессиональных компетенций, навыков командной работы студентов;

- объединение сообществ студентов, преподавателей, представителей власти, бизнеса и общественности для развития и поддержки студенческих инициатив, стартапов, технологического и социального предпринимательства.

В соответствии с целевыми установками Центр призван решать следующие задачи:

- участие в разработке и реализации региональной программы повышения производительности труда и конкурентоспособности, мониторинге выполнения мероприятий региональной программы и оценке достижений предприятий - участников региональной программы;

- разработка и издание учебно-методических и методических указаний, учебных пособий, баз данных, программного обеспечения в области повышения производительности труда, конкурентоспособности, автоматизации, роботизации производственных процессов оптимизации процессов и современных производственных систем;

- организация и проведение семинаров, тренингов, курсов повышения квалификации, лекториев в области повышения производительности труда, конкурентоспособности, автоматизации, роботизации производственных процессов оптимизации процессов и современных производственных систем;

- организация сотрудничества с региональными институтами труда и занятости;

- осуществление оценки кадрового резерва и надпрофессиональных навыков с учетом актуальных тенденций регионального рынка труда.

Центр компетенций является дискуссионной площадкой и местом встреч студентов, работодателей и представителей региональной власти. Успешное освоение образовательных программ будет подтверждаться цифровым сертификатом - официальным документом об уровне компетенций, который должен быть принят во внимание работодателями при собеседовании с соискателями.

В качестве входного этапа обучающимся будет предложено пройти онлайн-диагностику для определения своих индивидуальных особенностей, разработанную методологами и экспертами АНО «Россия - страна возможностей» для наиболее точной и полной оценки когнитивных способностей и личностного потенциала студентов. В основе методологии лежит «конструктор компетенций», структурирующий определенный набор компетенций, в том числе через индикаторы к ним, и позволяющий всем сторонам (работодателям, вузам, студентам) взаимодействовать в одном смысловом и информационном полях.

В частности, будет осуществляться экспертная оценка таких компетенций, как партнерство и сотрудничество; клиентоориентированность; планирование и организация; ориентация на результат; анализ информации и выработка решений; следование правилам и процедурам; коммуникативная грамотность; саморазвитие; лидерство; стрессоустойчивость; эмоциональный интеллект.

Затем с учетом результатов тестирования для обучающихся будет разработан блок консультативных мероприятий по совершенствованию гибких навыков. После прохождения тестирования будет спроектирован индивидуальный профиль каждого студента, на основе которого будут построены индивидуальные траектории развития и предложены образовательные программы, разработанные совместно с вузом. Также на основе результатов диагностики будет сформирован профиль студента, который будет отображаться в специальной базе, разработанной для работодателей. Основной объем программы будет реализовываться в онлайн-формате по индивидуальной программе.

Одним из первых в календаре мероприятий Центра компетенций Soft Skills стал «День Президентской платформы «Россия - страна возможностей», в рамках которого студенты всех вузов Удмуртской Республики приняли участие в квесте «Резюме»; участники и победители различных конкурсов и проектов Президентской платформы поделились своим опытом и в формате рекомендаций представили стратегические ориентиры для разработки и продвижения успешного проекта.

Более 650 студентов из всех вузов Удмуртии приняли участие в мероприятиях, организованных в рамках Дня Президентской платформы «Россия - страна возможностей». По данным интервью, участники мероприятий наиболее ценным считают опыт, приобретенный в ходе игрового квеста «Резюме», а также возможность познакомиться с основными требованиями при составлении резюме и составить общее представление о своем профессиональном имидже. В игровом формате участники получили практические навыки в составлении резюме с последующей экспертной оценкой и рекомендациями, получили представление о требованиях к структуре и содержанию портфолио, сделали профессиональную фотографию для портфолио.

Проведенные в рамках Дня Президентской платформы мероприятия показали, что гуманитарный и гуманистический потенциал Центра компетенций УдГУ может быть реализован за счет уста-

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

новления и расширения связей с социокультурным пространством региона, разработки междисциплинарных проектов, позволяющих получить доступ к ценностным и смысловым установкам другого человека и использовать рассуждение как методологию получения нового знания.

По данным за 2021-2022 учебный год участие в тестировании личностного потенциала и когнитивных способностей приняли студенты из почти 50 университетов в более чем 20 регионах России.

Согласно экспертным оценкам в течение 2023 года в России должны открыться как минимум 75 новых Центров компетенций в разных регионах страны.

В соответствии с ключевой концептуальной идеей в Центрах будет осуществляться оценка 22 компетенций, условно сгруппированных в пять блоков: управление взаимодействием, управление задачами, энергия, общие знания, ценности. Помимо типичных гибких навыков, составляющих первые три блока, также в список были включены такие компетенции, как финансовая, правовая, цифровая грамотность.

Нами был проведен опрос с целью выяснить, какие компетенции обучающиеся оценивают как наиболее релевантные. В опросе приняли участие 35 студентов Института истории и социологии и 35 студентов Института языка и литературы.

Полученные результаты показали, что большинство опрошенных (85 %) в качестве наиболее востребованных рассматривают такие компетенции, как стрессоустойчивость, партнерство и сотрудничество, саморазвитие. 65 % респондентов среди наиболее значимых выделили такие компетенции, как лидерство, эмоциональный интеллект и коммуникативная грамотность. Для 30 % участников опроса актуальными оказались такие компетенции, как ориентация на результат, анализ информации и выработка решений, планирование и организация.

Студентам также было предложено оценить свои ожидания, связанные с полученными результатами тестирования надпрофессиональных навыков. 90 % респондентов отметили, что рассматривают итоги тестирования как возможность адаптироваться к задачам современного рынка труда, а также как отправную точку для построения индивидуального образовательного маршрута. Для 75 % опрошенных на данном этапе первостепенной задачей является получение практического опыта применения надпрофессиональных навыков. 25 % обучающихся, принимавших участие в опросе, рассматривают полученные результаты как возможность оценить перспективы получения дополнительного образования.

Резюмируя полученные результаты опроса, можно заключить, что деятельность Центра компетенций позволяет в той или иной степени преодолеть существующий разрыв между студентами и потенциальными работодателями в регионе, создает триединое смысловое поле, объединяющее университеты, студентов и работодателей, а также является дополнительным ресурсом для развития региональных систем непрерывного образования.

Таким образом, Центр обладает всеми возможностями для целостного и гармоничного развития личности обучающегося, использует достижения гуманитарного и естественнонаучного знания, ориентирует на организацию мотивированной, самостоятельной практико-ориентированной деятельности, результаты которой предъявляются в конкретном социально значимом продукте.

Укрепление научно-исследовательских связей с вузами региона, интеграция в образовательную среду вуза развивающих технологий, тренингов, игровых технологий позволяет повышать мотивацию профессионально-творческого саморазвития, развивать навыки межличностного взаимодействия, формировать индивидуальный стиль познавательной деятельности и в целом способствует расширению социально-гуманитарных и интеллектуальных компетенций обучающихся.

С точки зрения регионального подхода деятельность Центра компетенций позволит повышать качество человеческих ресурсов, привлекать и сохранять квалифицированные кадры, предлагая востребованные позиции и возможности для карьерного роста, профессионального и социального развития внутри региона.

Еще одним значимым проектом, имеющим гуманитарную направленность, можно считать открытие в УдГУ центра дополнительного образования детей «Дом научной коллаборации» имени В.И. Вернадского (ДНК), соответствующего тенденциям модернизации системы дополнительного образования детей и появлению новых востребованных профессий, рынков труда, информационной среды и технологий.

Данный проект нацелен на вовлечение школьников в инновационное творчество и подготовку педагогов. Основная задача - развитие региональной практико-ориентированной образовательной

среды и площадки формирования кадров, обладающих необходимыми компетенциями для генерации и реализации технологических инноваций, а также популяризация научно-технического творчества, развитие системы молодежного наставничества.

Общеразвивающие программы «Дома научной коллаборации» будут способствовать формированию социально-гуманитарных и интеллектуальных компетенций, первичных навыков проектного управления, командной работы, исследовательских и изобретательских навыков, знания основ современных технологий, в том числе программирования, использования больших данных, информационных ресурсов.

Нами был проведен опрос с целью выявить мотивы, побуждающие обучающихся принимать участие в мероприятиях, организуемых «Домом научной коллаборации». В опросе приняли участие 35 учащихся 5-11 классов школ города Ижевска.

Результаты опроса показали, что для 85 % респондентов основным мотивом является возможность попробовать себя в научной сфере и подготовиться к поступлению в ВУЗ. 70 % учащихся в качестве ведущего мотива отметили возможность освоения современных прикладных и гибких компетенций. 50 % оценили «Дом научной коллаборации» как эффективный ресурс профессиональной ориентации. 35 % опрошенных мотивировали свое участие в программах «Дома научной коллабора-ции» возможностью заниматься проектной и исследовательской деятельностью. 3 % опрошенных последовали совету родителей либо рекомендации друзей/одноклассников, которые ранее принимали участие в мероприятиях «Дома научной коллаборации».

Итоги опроса свидетельствуют о том, что деятельность «Дома научной коллаборации» в УдГУ направлена на развитие среды ускоренного развития обучающихся, что позволяет им познакомиться с университетской средой, перенимать знания и опыт, а также получать экспертные оценки научных сотрудников, выстраивать собственную траекторию развития, проявлять личную, творческую, научную инициативы.

Таким образом, деятельность «Дома научной коллаборации» позволит региональной системе образования и организациям реального сектора экономики популяризировать научно-техническое творчество, подготовить кадры для решения научно-практических задач, инновационного и технологического развития, стоящих перед Удмуртской Республикой, обеспечить предприятия Удмуртской Республики высококвалифицированными специалистами.

Внимание отечественных и зарубежных исследователей к вопросам гуманизма, гуманности можно охарактеризовать как вполне объяснимую тенденцию социально-экономического развития, когда статус и роль отдельного человека, а не просто масс, имеет первостепенное значение в поступательном движении мировой цивилизации. Эта проблематика находит свое отражение в проектной деятельности, в научных исследованиях, в опытно-экспериментальной работе.

Исследование гуманитарной парадигмы высшего образования позволяет определить траекторию и основания интеграции научного знания, способствующие переходу к новой парадигме, соответствующей современному этапу развития науки, что, в свою очередь, обусловливает востребованность трансдисциплинарного подхода и синергетической методологии.

Гуманитарная составляющая, направленная на познание субъекта, обладает интегративной потенциалом, позволяющим воспринимать, анализировать и оценивать поток информации с позиций нравственности, морали и разума. Исходя из этого, можно заключить, что гуманитаризация и гуманизация являются теми точками опоры, которые способны аккумулировать лучшие достижения всех областей знания [8].

Поиск интегрированной методологии обусловлен необходимостью нахождения новых точек соприкосновения между гуманитарным и естественнонаучным знанием, исходит из признания того факта, что ни одна из культур, ни естественнонаучная, ни гуманитарная, не является самодостаточной, в связи с чем «рано или поздно не сможет развиваться без привлечения методов другой, вырождаясь иначе в застывшую догму, либо в хаос абсурда» [5].

Сформулированный тезис находит свое подтверждение в работе получившего мировое признание эксперта в области философии и истории культуры М.С. Кагана «Перспективы развития гуманитарных наук в XXI веке», в которой в качестве одной из приоритетных задач автор выделяет формирование мышления «будущих ученых на принципах междисциплинарно-системно-синергетического понимания научной деятельности XXI века» [12, с. 13]. При этом в исследовании подчеркивается особая роль гуманитарного знания, «ибо в нем скрещиваются потоки информации, идущие от всех

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

других отраслей знания - человек принадлежит ... и природе, и обществу, и культуре, и в его существовании, функционировании и развитии особенно ярко проявляются общие законы бытия, рассматриваемые философией и математикой», а также обосновывается актуальность «глубокой разработки методологии междисциплинарных исследований человека», коррелирующей с его системной структурой [12, с. 12].

Междисциплинарные связи в региональном вузе являются тем педагогическим условием, реализация которого позволяет усиливать познавательный интерес, интеллектуальную и творческую активность студентов, интегрировать и структурировать основное содержание образовательных программ, обеспечивать ее информационную релевантность, а также развивать критичность, масштабность и самостоятельность мышления обучающихся.

Заключение

Опыт Удмуртского государственного университета подтверждает, что интеграция принципов гуманизма и гуманитаризма соответствует основным направлениям развития современного высшего образования и может быть использована как ресурс для улучшения конкурентоспособных позиций вуза и способствовать формированию его положительного имиджа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гуманитарно-гуманистический подход предполагает единство общекультурного, социального, нравственного и профессионального развития личности и актуализирует необходимость пересмотра и модификации целей, содержания и технологии образования.

Основная цель реализации гуманитарно-гуманистического подхода - воспитание личности, способной к сопереживанию, готовой к свободному гуманистически обоснованному выбору, мотивированной на интеллектуальное развитие и проявляющей уважение и интерес к многообразию социальных, культурных и духовных ценностей, способной формулировать и аргументировать собственные суждения и готовой к принятию нестандартных решений.

В ходе исследования установлено, что гуманитарно-гуманистический подход позволяет реализовать 4 цели в контексте регионализации высшего образования:

1) трансляция гуманитарных знаний;

2) расширение межпредметных связей между естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами;

3) гуманитаризация естественнонаучного знания;

4) расширение социально-гуманитарных и интеллектуальных компетенций обучающихся. Гуманитарно-гуманистический подход позволяет обеспечить необходимый баланс между гуманитаризацией и профессионализацией учебного процесса, наиболее оптимальное соотношение гуманитарных и профессиональных дисциплин в учебном плане, позволяет реализовывать разнообразные модели гуманитарной подготовки обучающихся с учетом особенностей региона, профиля института, факультета, специфики направления подготовки и получаемой квалификации.

Данный подход интегрирует высшее образование как общественное явление, педагогическую деятельность, самостановление личности и на этой основе проектирует образовательную среду, которая обеспечивает целостное развитие личности, создает условия для развития и саморазвития обучающихся, обеспечивает свободу выбора и творчества, а также трансформацию личностной позиции и структуры ценностей обучающегося посредством погружения в проблемные образовательные ситуации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алдошина М.И. Вызовы XXI века и функции современного университетского образования // Ученые записки Орловского гос. ун-та. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 3 (80). С. 196-201.

2. Бабаева Н.М., Белова Н.Г., Морозов А.П. Гуманитаризация высшего образования и ее реализация в подготовке магистрантов к научно-педагогической деятельности в техническом университете // Образование и педагогика: теория, методология, опыт. Чебоксары: Среда, 2020. С. 31-42.

3. Байдикова Н.Л. Реализация гуманистического подхода к обучению иностранному языку в техническом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1.

4. Беспарточный Б.Д., Медведев И.Н. Регионализация профессионального образования - веление времени // Фундаментальные исследования. 2008. № 9. С. 69-70.

5. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. М.: УРСС, 2007. 232 с.

6. Воинова А.А. От модели «Университета 1.0» к модели «Университета 3.0»: смена образовательной парадигмы // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 73 (7). С. 114-118.

7. Волкова О.А., Шеболкина Е.П. Возможности формирования, диагностики и мониторинга ценностно-смыслового компонента компетенций студентов технического вуза // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 127-140.

8. Горбухова М.Ю. Естествознание и гуманитарные науки: различие и проблема единства в контексте формирования гуманитарной культуры специалиста-естествоиспытателя // Известия Алтайского государственного университета. Сер. Философия, социология, культурология. 2007. № 2 (54). С. 101-105.

9. Гузеев М.С., Литвишков В.М. Методологические основы гуманистической педагогики // Вопросы педагогики. 2020. № 8 (1). С. 17-20.

10. Ефимов В.С., Лаптева А.В. Университет 4.0: философско-методологический анализ // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 21 (1). С. 16-29.

11. Зиневич О.В., Балмасова Т.А. Гуманитаризация университета и миссия социального участия // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 11. С. 52-63.

12. Каган М.С. Перспективы развития гуманитарных наук в XXI веке // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI в. К 80-летию проф. М.С. Кагана: Материалы междунар. науч. конф. 18 мая 2001. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 9-15.

13. Караванов А.А., Устинов И.Ю. Актуальные проблемы гуманизации и гуманитаризации военно-инженерного образования // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 3. С. 57-85.

14. Карелин В.М. Гуманитарное образование и демократическая утопия (по страницам книги Марты Нуссбаум) // Высшее образование в России. 2017. № 4 (211). С. 76-87.

15. Кортов В.С., Кортов С.В., Устелемов С.В Уральский государственный технический университет на пути создания учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК) // Университетское управление: практика и анализ. 2001. № 3. С. 36-41.

16. Кудрявцев В.Т. Свобода учиться: К. Роджерс идет навстречу В.В. Давыдову (контуры новой философии образования) // Психологическая наука и образование. 2010. № 4. С. 51-60.

17. Матвеева С.В., Майорова А.Н., Майорова Е.А. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного образования как фактор профессионального и личностного становления студентов вузов гуманитарной направленности // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 292-296.

18. Панькова Н.М., Погукаева Н.В., Гиниятова Е.В. Генезис либерализма и прагматизма в современном образовании // Вестник науки Сибири. 2015. № 4 (19). С. 130-137.

19. Сираева М.Н. Взаимосвязь национальной и региональной систем образования в контексте гуманитаризации высшей школы // Казанский педагогический журнал. 2018. № 6. С. 169-174.

20. Сманцер А.П., Рангелова Е.М. Гуманизация и демократизация педагогического процесса в условиях университетского образования. Минск: БГУ, 2011. 216 с.

21. Сохраняева Т.В., Волкова Т.П. Проблема целей образования в контексте парадигмы коммунитаризма // Социально-политические науки. 2017. № 6. С. 45-48.

22. Хасаев, Г.Р., Болгова Е.В. Регионализация высшего образования и инновационное развитие экономики российских регионов // Известия УрГЭУ. 2015. № 1 (57). С. 61-70.

23. Челнокова О.Ю. Трансформация классических университетов в национальные исследовательские университеты: региональный аспект // Известия Саратовского ун-та. Сер.: Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13. № 3 (2). С. 461-466.

Поступила в редакцию 12.11.2022

Сираева Марина Наилевна, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 E-mail: marinasiraeva@mail.ru

M.N. Siraeva

HUMANITARIAN AND HUMANISTIC APPROACH IN REGIONAL HIGHER EDUCATION

DOI: 10.35634/2412-9550-2023-33-2-174-183

The aim of the article is to regard humanization and humanitarization as integrative features which are expected to lay the ground for the humanitarian and humanistic approach in higher education. The article focuses on humanitarian and humanistic strategies as key strategies of higher education and analyzes certain means of their implementation in regional universities. Within the framework of the research humanization is broadly regarded as development of cultural,

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

social, moral and professional competencies of a learner. Humanitarization of higher education is regarded from the perspective of socio-philosophical approach as institutionally arranged human oriented work methods aimed to produce and convey knowledge and associated with the University 3.0 model or the research university model. The article analyzes trends of humanization and humanitarization of regional higher education relying on the background of Udmurt State University as a participant of the national Programme "Priority 2030". The author considers humanitarian and humanistic approach as a methodology based on principles of student-centered education and pedagogy of cooperation associated with self-development and self-realization of a learner through dialogue, collaboration, mutual respect, creativity and freedom of choice. Humanitarian and humanistic approach is regarded as a respond to some current contradictions associated with uncertainty when it comes to the selection of means and techniques of activity arrangement and targeting of the learning process subjects. The author comes to the conclusion that implementation of humanitarian and humanistic approach suggests integration of professional and humanitarian competencies of a student which are relevant in terms of professional development of future experts as well as their social mobility and flexibility and development of the competence of self-improvement and self-education. To illustrate realization of humanitarian and humanistic approach the paper describes activities of UdSU based Competence Centre Soft Skills and Centre for continuing education "The House of Scientific Collaboration" named after V.I. Vernadsky." The author comes to the conclusion that activities of these Centres makes it possible to clarify distinctive nature of humanization and humanitarization of the regional university learning environment which depends on regarding regionalization as a background for socioeconomic prosperity and the development of intellectual potential of the region.

Keywords: humanization of education; humanitarization of education; regionalization of education; humanitarian strategy; humanistic strategy.

Received 12.11.2022

Siraeva M.N., Candidate of Pedagogy, Associate Professor Udmurt State University Universitetskaya st., 1, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: marinasiraeva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.