Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УДМУРТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА'

АНАЛИЗ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УДМУРТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сираева М.Н.

Актуальность данной статьи определяется трансформацией ролевых и социальных функций высшего образования, его современной миссии, основных тенденций развития, обусловленных экономическими, социальными, политическими и ценностными преобразованиями постиндустриального общества, а также необходимостью переосмысления статуса и функциональной нагрузки человека как субъекта мирового образовательного пространства. Цель статьи заключается в рассмотрении ключевых характеристик образовательной среды современного университета через призму гуманизации высшего образования, а также в оценке гуманистического потенциала образовательной среды Удмуртского государственного университета как классического высшего учебного заведения. Гуманизация образования анализируется с позиций актуализации образовательных технологий, реализация которых обеспечивает формирование личности, способной быть стратегом своей деятельности, преобразовывать свою жизнь, обладающей научным, критическим и креативным стилями мышления. Отдельное внимание уделяется вопросу гуманизации вузовской образовательной среды в контексте реализации национальной программы «Приоритет 2030». В статье также представлена характеристика позиций Удмуртского государственного университета в различных рейтингах, в совокупности отражающих эффективность деятельности вуза на современном этапе его развития. Автор приходит к выводу о том, что перспективы развития современного высшего образования предполагают изменения в структуре научного знания, а, именно, смещение вектора от ее технологической составляющей в сторону философско-гуманитарной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сираева М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF HUMANIST POTENTIAL OF THE UDMURT STATE UNIVERSITY LEARNING ENVIRONMENT

The relevance of the presented article is connected with the current shifts of role-based and social functions of higher education and its mission - major trends of development triggered by profound qualitative transformations relevant to economic, social, political and spiritual scopes of postindustrial society as well as to reconsideration of the role and functions attributed to a human as a subject of the global learning environment. The purpose of the article is to review key features of the modern university learning environment through the prism of humanization of higher education as well as to evaluate humanistic potential of the Udmurt State University learning environment as a classical higher educational institution. Humanization of education is regarded as a formation of personal integrity and personal agency of future professionals and experts as the blend of scientific, rational and humanitarian principles of individual thinking. Special attention should be given to the role of higher education humanization in terms of realization of the national programme “Priority 2030”. The article introduces Udmurt State University key ranking indicators which reflect the current stage of the university development. The author comes to the conclusion that perspectives of modern higher education development suggest certain transformation in the structure of scientific knowledge, namely, a shift from its technological components towards philosophical and humanitarian constituents.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УДМУРТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»

УДК 378.017.924(045)

Анализ гуманистического потенциала образовательной среды Удмуртского государственного университета

Analysis of humanist potential of the Udmurt State University learning environment

Сираева М.Н., Удмуртский государственный университет, marinasiraeva@mail.ru Siraeva M., Udmurt State University, marinasiraeva@mail.ru DOI: 10.51379/KPJ.2022.153.3.008

Ключевые слова: высшее образование, образовательная среда, гуманитаризация образования, цифровизация образования, Удмуртский государственный университет.

Keywords: higher education, learning environment, humanitarization of education, digitalization of education, Udmurt State University.

Аннотация. Актуальность данной статьи определяется трансформацией ролевых и социальных функций высшего образования, его современной миссии, основных тенденций развития, обусловленных экономическими, социальными, политическими и ценностными преобразованиями постиндустриального общества, а также необходимостью переосмысления статуса и функциональной нагрузки человека как субъекта мирового образовательного пространства.

Цель статьи заключается в рассмотрении ключевых характеристик образовательной среды современного университета через призму гуманизации высшего образования, а также в оценке гуманистического потенциала образовательной среды Удмуртского государственного университета как классического высшего учебного заведения.

Гуманизация образования анализируется с позиций актуализации образовательных технологий, реализация которых обеспечивает формирование личности, способной быть стратегом своей деятельности, преобразовывать свою жизнь, обладающей научным, критическим и креативным стилями мышления. Отдельное внимание уделяется вопросу гуманизации вузовской образовательной среды в контексте реализации национальной программы «Приоритет 2030». В статье также представлена характеристика позиций Удмуртского государственного университета в различных рейтингах, в совокупности отражающих эффективность деятельности вуза на современном этапе его развития.

Автор приходит к выводу о том, что перспективы развития современного высшего образования предполагают изменения в структуре научного знания, а, именно, смещение вектора от ее технологической составляющей в сторону философско-гуманитарной.

Abstract. The relevance of the presented article is connected with the current shifts of role-based and social functions of higher education and its mission - major trends of development triggered by profound qualitative transformations relevant to economic, social, political and spiritual scopes of postindustrial society as well as to reconsideration of the role and functions attributed to a human as a subject of the global learning environment.

The purpose of the article is to review key features of the modern university learning environment through the prism of humanization of higher education as well as to evaluate humanistic potential of the Udmurt State University learning environment as a classical higher educational institution.

Humanization of education is regarded as a formation of personal integrity and personal agency of future professionals and experts as the blend of scientific, rational and humanitarian principles of individual thinking. Special attention should be given to the role of higher education humanization in terms of realization of the national programme "Priority 2030". The article introduces Udmurt State University key ranking indicators which reflect the current stage of the university development.

The author comes to the conclusion that perspectives of modern higher education development suggest certain transformation in the structure of scientific knowledge, namely, a shift from its technological components towards philosophical and humanitarian constituents.

Введение. Потребность в образовательных услугах можно рассматривать как следствие социокультурных трансформаций,

эволюционного развития человека, его роли и места в социуме. Образованность как результат получения образования традиционно оценивается как важная характеристика специалиста, востребованного на современном рынке труда.

Образование как ключевой социальный институт призвано удовлетворять основным параметрам исторического типа общества, оказывать влияние на динамику социального развития, способствовать достижению более высокого уровня экономики, производства и культуры в обществе [9].

Одним из ведущих принципов поступательного развития современного вуза является создание социокультурной среды, способствующей профессиональному и личностному развитию будущих специалистов, развитию их духовного, нравственного, профессионального и гуманистического потенциала, предоставляющей широкий спектр образовательных маршрутов, а также возможности для индивидуализации и дифференциации образовательного процесса и контента.

Гуманизация всех социальных институтов, в том числе высшего образования, выступает объективной необходимостью современного этапа развития цивилизации и культурной эволюции.

Гуманистическая миссия образования, фундаментальные отношения и потребности людей, право на достойную жизнь и свободное развитие задают основное направление развития государственной политики в области образования и культуры [15].

Процесс приращения основ научной картины мира становится неотделимым от ее применения, а, следовательно, непосредственно связан с нравственными регуляторами поведения выпускника высшего учебного заведения, с требуемым набором профессиональных компетенций. При этом очевидно, что результаты осмысления действий с позиций гуманизма и норм морали должны сводиться не к непризнанию цифровизации, техники и технологий как составляющих образовательного процесса, наличие которых необходимо для поступательного развития мирового сообщества, а к поиску иных, более гуманных, культуросберегающих и созидательных форм взаимодействия человека, науки и техники, традиций и инноваций, фундаментального и прикладного знания.

Информатизация высшего образования как основной ресурс, способный повысить эффективность самого процесса обучения через цифровые, дистанционные и деятельностные технологии обучения, интерактивность, актуализирует проблему индивидуализации и интеллектуализации образовательного контента, воспитания культуры восприятия

информационного пространства и обработки лавинообразного потока информации [13].

Материалы и методы исследования. В рамках реализации стратегии повышения индекса развития человеческого капитала перед современными высшими учебными заведениями стоит задача создания гуманистической образовательной среды как фундамента для накопления социальных и культурных активов личности.

Анализируя систему образования с позиций эволюционного подхода Е.Ю. Клепцова обобщает основные параметры, позволяющие провести гуманистическую экспертизу современного образовательного учреждения [7]:

- выстраивание отношений между субъектами образовательного процесса на основе общечеловеческих ценностей;

- осознанное и деятельное отношение к социокультурному пространству со стороны всех участников образовательной деятельности;

- возможность ответственного выбора образовательного маршрута, его модификации и пересмотра;

- отбор образовательного контента с учетом основных положений личностно-ориентированной модели обучения;

- защищенность и сохранность образовательной среды;

- плюрализм личностных и культурных ценностей, приоритетов и смыслов;

- толерантность и гуманизм как основа взаимодействия между субъектами образовательного процесса.

Гуманизация образования и гуманизация социума и личности корреляционно связаны между собой и в совокупности могут обеспечить критериальную основу для гуманистической образовательной среды [5].

Проблема гуманизации высшего образования в контексте данного исследования рассматривается как комплексное и междисциплинарное явление. Комплексное применение достижений разных областей знаний позволяет осуществить корреляционный анализ связей между базовыми формами организации профессиональной науки, использовать коллективную модель взаимодействия научных

групп и диверсифицировать поле приложения сил ученых. В частности, использование междисциплинарного подхода дает возможность проанализировать гуманизацию высшего образования на основе синтеза нормативных источников, актуальных статистических, проектных и исследовательских данных из таких областей знаний как экономика, педагогика, история, культурология, социология, педагогика, психология и философия. С точки зрения методологического основания

междисциплинарность предполагает

использование методов, востребованных представителями определенной области знаний, в смежных дисциплинах. В рамках нашего исследования за основу взята разработанная П.А. Сорокиным триада «Человек - культура -общество», предполагающая целостность и причинно-следственную взаимосвязь всех составных элементов. Каждый компонент этой единой триады эволюционирует лишь при взаимодействии с двумя другими компонентами, поскольку «социокультурный порядок неразделим, и никто не может создать специальную науку на основе одного его аспекта, скажем, социального, игнорируя культурные и личностные аспекты» [16, с.220]. Неразделимость означает, что все компоненты взаимопроникают друг в друга, но не производятся один из другого и не приравниваются друг к другу -соответственно, в этом смысле они паритетны и обладают сопоставимым удельным весом при обеспечении баланса образуемой ими триады.

Методология исследования определяется совокупностью философских,

культурологических, психолого-педагогических систем взглядов, в задачи которых входит теоретическое обоснование и опытно -экспериментальная проверка процесса гуманизации ключевых социальных институтов, продвижение общечеловеческих ценностей, создание условий для развития гуманистической центрации личности, интеграция принципов гуманизма в социокультурную среду [2].

Важным методологическим аспектом гуманизации высшего образования является то, что данная проблема реализуется на многих национальных уровнях, носит

интернациональный характер и находит свое решение в структуре различных образовательных систем европейских, американских и азиатских государств. Мировое образовательное сообщество ставит своей целью достижение максимизации эффекта гуманизации, воспитание толерантной, эмпатийной, свободной личности, способной справедливо анализировать

происходящие в мире явления и процессы, а также способной к самостоятельной контролирующей деятельности, самоорганизации и самоконтролю [4].

Результаты исследования. Концептуальное оформление образовательной модели, получившей свое развитие в начале XXI века, было предложено на обсуждение мировому научному сообществу в мае 1961 года в рамках проходившего во Франции международного научного форума «Какое будущее ожидает человечество?». В своем докладе, подготовленном для данной конференции, французский социолог, экономист и один из разработчиков теории индустриального общества Жан Фурастье обосновал предпосылки, указывающие на то, что «эпоха индустриального общества, основанная на природных богатствах и мощной промышленности, для ряда государств исчерпала себя, начинается длительный и многоуровневый процесс перехода от индустриальной к новой научно-технической фазе, опирающейся на образование, культуру, наукоемкие отрасли производства» [6, с.154].

Оценочный анализ динамики развития высшего образования в мире и в России, проведенный исследователями Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, позволяет выделить три направления мировой инновационной политики в сфере высшего образования: использование цифровых технологий; реализация компетентностного подхода для оценки результатов образования и качества образовательных услуг; создание инновационных образовательных учреждений. В той или иной степени все выделенные направления предполагают применение лучших мировых педагогических практик, доказавших свою эффективность, валидность, адаптируемость и воспроизводимость. Статус «инновационного» университета закрепляет за образовательным учреждением миссию, связанную с формированием инновационной культурно-образовательной среды за счет прагматизации и повышения эффективности внутренних процессов, внедрения организационных практик, эффективных методов управленческой деятельности, создания инновационных технологических центров, где были бы созданы условия для взаимодействия представителей бизнеса, работодателей, преподавателей и студентов [12].

Одним из основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года выступает аккумулирование и расширение человеческого

потенциала. Поставленная цель актуализирует внедрение постиндустриальной (креативной) модели образования, направленной, в частности, на универсализацию знаний, на осуществление институциональных трансформаций,

обеспечивающих повышение эффективности распределения и расходования целевых бюджетных средств, а также на повышение конкурентоспособности российского образования и улучшение позиций России на рынке экспорта образовательных услуг [1].

С целью переориентации экономики страны на потребности постиндустриального общества с 2005 года Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации инициируют широкий спектр национальных проектов как специальную программу государственных мероприятий, направленную на развитие человеческого капитала. Для дальнейшего развития отечественной системы высшего образования особое значение приобретает Программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», рассчитанная на 10 лет и направленная на то, чтобы внести структурные изменения в иерархическое выстраивание высших учебных заведений. В данной Программе в качестве стратегических ориентиров выделены модернизация вузов, повышение эффективности их деятельности, разработка структурированного предметного содержания с применением широкого спектра образовательных технологий, обеспечение образовательных услуг

соответствующего объема и качества.

Представим характеристику образовательной среды Удмуртского государственного университета (УдГУ), ставшего одним из участников Программы «Приоритет 2030».

Для более точного понимания особенностей образовательной среды проанализируем позиции УдГУ в рейтингах, оценивающих эффективность деятельности вуза по ряду ключевых параметров.

По данным текущего года УдГУ попал в Национальный агрегированный рейтинг, ранжирующий 694 российских вуза, и вошел в первую лигу - топ-100 лучших российских университетов. Для сравнения, в прошлом году университет находился во второй лиге, топ-200. Национальный агрегированный рейтинг, составляемый Гильдией экспертов в сфере профессионального образования в

сотрудничестве с Национальным фондом поддержки инноваций для выделения лучших практик и зон риска, можно рассматривать как начало координат для поступательного развития университета и совершенствования внутренней

системы менеджмента качества образовательных услуг.

В 2021 году Рейтинговое агентство RAEX при участии Российского Союза ректоров и информационной поддержке и сопровождении Министерства науки и высшего образования России впервые опубликовали пилотную версию локального рейтинга вузов страны. Среди 8 федеральных округов Российской Федерации Приволжский федеральный округ (ПФО) стал вторым по количеству участников локального рейтинга вузов России. В данный рейтинг вошли 59 вузов, представляющих ПФО, среди которых УдГУ занял 8 место. Локальный рейтинг вузов России составляется на основе независимой экспертной оценки деятельности региональных высших учебных заведений и

специализированных вузов, исходя из реализации их образовательного и научного потенциала и влияния на социокультурную среду.

По версии Вебометрики (Webometrics Ranking of World Universities) в 2022 году официальный сайт УдГУ занимает 32 место среди сайтов университетов Российской Федерации, то есть располагается в верхней трети top-100 подобных сайтов.

Британское агентство Quacquarelli Symonds (QS) опубликовало очередной выпуск QS World University Rankings. Этот рейтинг входит в тройку наиболее влиятельных мировых рейтингов вузов и имеет важное значение для внешней оценки университетов, а также дополняет экспертное оценивание и мониторинг, проводимые Министерством науки и высшего образования РФ.

Удмуртский государственный университет номинирован в категории «Лучшие университеты из развивающихся стран Европы и Центральной Азии» (QS EECA World University Rankings). Образовательная среда вуза оценивалась по следующим критериям: соотношение преподавателей и студентов, количество иностранных студентов, доля профессорско-преподавательского состава с ученой степенью и ученым званием, активность в Интернете, медийная активность.

По результатам оценки в 2020 году УдГУ вошел в группу вузов, занимающих места с 301 по 350, в которую попали еще 16 вузов России. При этом среди вузов Удмуртии УдГУ занимает наиболее высокую позицию.

Рейтинг лучших университетов мира, составляемый по версии британской консалтинговой компании Quacquarelli Symonds (QS), включает только те университеты, которые реализуют образовательные программы на всех

уровнях подготовки: бакалавриат, магистратура, и докторантура (или аспирантура в российской практике). Система QS охватывает общие и предметные рейтинговые шкалы,

дополнительным критерием оценки является реализация вузом ООП, охватывающих, по крайней мере, две из представленного перечня научных областей: гуманитарные науки и искусства; инженерные и технические науки; естественные науки; медицина и науки о жизни; социальные науки и менеджмент.

В 2020 году исследовательская группа «Юрайт. Статистика» опубликовала рейтинг цифровой активности вузов и колледжей на территории Удмуртской Республики. Рейтинг был составлен на основе данных, оставляемых преподавателями и студентами при использовании Интернета и цифровых устройств, зафиксированных на образовательной платформе «Юрайт». Удмуртский государственный университет занял 1 место среди вузов региона, 2 место по Приволжскому федеральному округу и 15 место по России и СНГ.

В настоящее время поступательное развитие образовательной среды любого современного образовательного учреждения, в том числе Удмуртского государственного университета, связывают прежде всего с повышением качества образовательных услуг посредством

модернизации образовательного контента, совершенствования воспитательной, учебно-методической, научно-исследовательской

деятельности, осуществляемой в соответствии с основными положениями модернизированных Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) и требованиями со стороны заказчиков на рынке труда к «портфелю» профессиональных компетенций выпускников бакалавриата и магистратуры по всем реализуемым направлениям подготовки.

Модель образовательной среда университета как смыслосозидающей структуры можно представить в виде следующих трех блоков: социально-культурный, учебно-

профессиональный и научно-исследовательский. В совокупности выделенные блоки призваны обеспечить индивидуализацию образовательного маршрута, универсализацию знаний,

формирование у обучающихся ключевых компетенций, востребованных на современном рынке труда.

В формировании и эволюции образовательной среды современного вуза можно выделить несколько этапов:

- определение миссии университета и его функциональной нагрузки;

- интеграция общих целей и задач для всех реализуемых образовательных программ;

- определение системы руководящих принципов;

- проектирование образовательных подсистем, коррелирующих с миссией вуза и общей методикой целеполагания современной высшей школы;

- визуальное сопровождение стратегического развития образовательного учреждения посредством составления «дорожной карты», отражающей основные векторы и перспективы развития образовательной среды вуза.

Датой основания Удмуртского

государственного университета считается 1972 год. УдГУ является преемником Удмуртского государственного педагогического института, начавшего свою деятельность в 1931 году и положившего начало истории высшего образования в Удмуртской Республике. Ретроспективный анализ исторических этапов развития УдГУ позволяет проследить многоступенчатую и хронологически

обусловленную реализацию концепции классической модели высшего образования, основанной на интеграции фундаментальной, прикладной естественно-научной, социально-гуманитарной и инженерно-технологической научных парадигм. В настоящее время Удмуртский государственный университет позиционирует себя как многопрофильный и многофункциональный просветительский

кластер, в образовательный контент которого интегрированы традиции и новации, классические и современные формы научно-исследовательской и учебно-воспитательной работы [10].

УдГУ включает в себя 13 институтов гуманитарного, естественно-научного и инженерного профилей, в которых обучаются более 18 тысяч студентов. Реализуется подготовка по 122 образовательным программам, ориентированным на все закрепленные в российском законодательстве уровни высшего образования, а также на разные сроки, формы и уровни обучения.

Оценивая роль и место УдГУ в мировом образовательном пространстве, ректор университета Галина Витальевна Мерзлякова выделила следующие параметры, позволяющие судить о конкурентоспособности вуза [10]:

1) УдГУ - лидер среди вузов Удмуртии в Национальном рейтинге университетов;

2) по итогам мониторинга Министерства науки и высшего образования РФ, УдГУ признан эффективным вузом и входит в топ-100 кластера вузов в номинации «Лучшие программы инновационной России»;

3) согласно рейтингу востребованности вузов РФ, 93% выпускников университета получают направление на работу;

4) в 2021 г. УдГУ стал участником национальной Программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» и попал в список ведущих высших учебных заведений РФ.

В частности, Удмуртский государственный университет стал единственным вузом в Удмуртской Республике, прошедшим отбор для участия в Программе Министерства науки и высшего образования РФ «Приоритет-2030». Более 60% университетов, вошедших в Программу, представляют региональную высшую школу. В Приволжском Федеральном Округе (ПФО), к которому территориально относится Удмуртский государственный университет, конкурсную часть Программы успешно преодолел 21 вуз, в том числе и УдГУ.

Предусмотренные для участников Проекта «Приоритет 2030» разные форматы финансовой поддержки позволят повысить эффективность и результативность реализации Программы стратегического развития УдГУ, разработанной на основе административного, организационного и информационного сотрудничества с Правительством Удмуртской Республики. В рамках данной Программы готовятся к реализации 5 стратегических проектов разной направленности, объединенных задачами содействия социально-экономическому развитию региона и страны, а также улучшения имиджа УдГУ. Так, целью одного из проектов является создание центра SMART-технологий, а также улучшение условий для учебы и работы и расширение учебных и рекреационных зон.

Одним из самых значимых является проект «Удмуртия в глобальном пространстве», его цель - сохранение и развитие удмуртского языка и культуры, повышение привлекательности Удмуртии в глобальном культурном и экономическом пространствах. Для достижения данной цели будет создана единая комплексная система по изучению и сохранению традиционной художественной культуры удмуртского народа, также будет актуализироваться и модернизироваться логистика, система туристических объектов и продукции предприятий Республики.

Планируется создание лаборатории

«Виртуальные технологии в туризме» для разработки аудиогидов, виртуальных туров и мобильных приложений для туристов и гостей Республики. Важной задачей данного проекта остается сохранение удмуртского языка как одного из государственных языков Удмуртской Республики, создание единой базы данных и создание обучающей электронной среды на всех уровнях обучения удмуртскому языку и культуре.

Кроме того, УдГУ реализует проект «Интеллектуальный капитал развития региона», который связан с развитием системы образования Республики, а также проект «Центр Смарт-компетенций цифровой трансформации УР», нацеленный на повышение цифровой зрелости экономики и социальной сферы Удмуртии. Проект «Новое качество жизни: ответ на современные биоэкологические вызовы» развивает актуальные темы - экологию и биомедицину, проект «Научный центр превосходства в области математики, механики и робототехники» - обеспечит региональное лидерство в системе математического образования и науки, отраслевое научно-технологическое лидерство в области робототехники.

В соответствии с положениями стратегического проекта «Создание центра смарт-компетенций цифровой трансформации Удмуртской Республики» в УдГУ приобретена, установлена и подготовлена для штатной эксплуатации интерактивная видеостудия Jalinga, которая представляет собой программно-аппаратный комплекс с запатентованными цифровыми возможностями по созданию образовательного видеоконтента. Jalinga Premium включает автоматическое управление светом, зеркальный телесуфлер, который позволяет зачитывать текст, смотря в камеру, и видеть свое изображение, за счет чего создается впечатление, что спикер выступает перед зеркалом.

Опираясь на основные положения средового подхода, мы будем понимать образовательную среду УдГУ как иерархическую и полисубъектную систему, обладающую

необходимым набором ресурсов, позволяющих оказывать прямое и косвенное воздействие на студентов с целью удовлетворения их образовательных, личностных потребностей и осуществления мониторинга и коррекции их образовательного маршрута. В основании образовательной среды лежат строение и сочетание различных социальных групп, общность традиций, единство целей и задач, соответствующий психологический климат, трансляция знаний и опыта.

Миссия УдГУ, инициированная ректором, заслуженным работником высшей школы Российской Федерации, депутатом

Государственного Совета Удмуртской Республики, Председателем Совета ректоров вузов Удмуртии, доктором исторических наук, профессором Галиной Витальевной Мерзляковой, состоит в обеспечении качества подготовки высококлассных специалистов, способных вносить вклад в расширение интеллектуального, социально-экономического и культурного потенциала региона и страны, актуальных на мировом рынке труда.

Университет видит свою задачу в улучшении своих конкурентных позиций в международных и национальных образовательных рейтингах, в расширении административных, научных и образовательных контактов, в обеспечении площадок для:

- проведения разнопрофильных и междисциплинарных фундаментальных и прикладных исследований;

- создания и развития научно -педагогических школ;

- привлечения и поддержки талантливой учащейся молодежи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- актуализации основных образовательных программ всех уровней и направлений подготовки;

- осуществления экспертно-аналитической деятельности в сфере науки и образования;

- развития инновационной инфраструктуры.

Статус УдГУ в регионе непосредственно связан со стратегией его развития, основу которой составляет опережающая модель подготовки профессионалов высокой квалификации, востребованных на региональном рынке труда.

Инновационная политика университета, ориентированная на гуманитаризацию образовательной среды, развивается по следующим направлениям [11]:

- аккумулирование научных, технологических и информационных ресурсов с целью перехода региона на инновационную траекторию развития;

- расширение форматов проектной деятельности (проектная работа в малых научных группах; междисциплинарные проекты; региональные проекты и т.п.);

- поддержка региональных научных школ;

- организация и координация научно -исследовательской деятельности учащейся молодежи;

- расширение и диверсификация инновационно-производственной деятельности;

- модернизация распределения, координации и реализации управленческой деятельности;

- привлечение дополнительных источников финансирования;

- повышение уровня конкурентоспособности и востребованности продуктов интеллектуальной деятельности.

Структурный состав образовательной среды УдГУ в достаточно полной степени отражает типологию воспитывающей среды,

предложенной Я. Корчаком [8], соответствует четырехкомпонентной модели, разработанной В.А. Ясвиным и включает в себя следующие блоки [18]:

- субъекты образовательного процесса (профессорско-преподавательский состав, административно-управленческий персонал, обучающиеся и их семьи, социальные и профессиональные группы), участвующие в постановке целей обучения, содержание образовательных отношений, предполагающих активную созидательную деятельность со стороны учащихся по овладению соответствующими профилю подготовки компетенциями и приобретению опыта деятельности;

- социальный (стиль педагогического общения; психологический и моральный климат; нормы этикета);

- пространственно-предметный (учебные здания; интерьер и экстерьер учебных аудиторий; аудитории для самостоятельной работы; помещения для структурных подразделений и вспомогательных служб; зоны отдыха; спортивные сооружения; прилегающие территории; классная и внеклассная обстановка; рекламная и информационная продукция и т.п.);

- дидактический (содержание образовательного процесса; средства, формы и методы обучения; цифровые образовательные ресурсы, адекватные целям учебно-воспитательного процесса).

Гуманитарная экспертиза эффективности функционирования образовательной среды высшего учебного заведения должна осуществляться с учетом широкого спектра критериев и отражать уровень сформированности профессиональной компетентности выпускников, соответствие приобретенного ими «портфеля» компетенций запросам регионального рынка труда и национальной экономики. При проведении экспертной оценки динамики

развития образовательной среды в той или иной степени должны учитываться:

- удовлетворенность студентов образовательным контентом и организацией условий обучения и досуга (привлекательность учебного заведения, объем, сроки и качество предоставляемых образовательных услуг, доступ к информационным и цифровым технологиям, создание условий для самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы, физиологически и академически обоснованный режим учебы и досуга);

- стиль коммуникативного поведения, характер профессиональных и личностных отношений, избираемый участниками образовательного процесса (соблюдение баланса интересов, диалог на паритетных началах, благоприятный психологический микроклимат);

- наличие необходимых пространственно-предметных условий (развитая инфраструктура, современная материально-техническая база, электронные библиотеки, спортивные комплексы, рекреационные зоны, использование энергосберегающих и здоровьесберегающих технологий);

- наличие соответствующего перечня документов, регламентирующих деятельность вуза в целом (наличие электронного документооборота: электронные журналы посещаемости, электронные ведомости, электронные подписи и др.) [17].

Заключение. Гуманизация образования как вектор, определяющий стиль педагогического мышления, интегрирует общекультурное, социальное, нравственное и профессиональное развитие личности, актуализирует необходимость переоценки целевых установок, контента, технологий и ожидаемых результатов образования [14].

Создание гуманистической образовательной среды вуза предполагает:

- актуализацию проблемы формирования гуманистической направленности у всех субъектов образовательной деятельности;

- реализацию комплекса социокультурных и психолого-педагогических условий, способствующих формированию гуманистического мировоззрения у студентов (гуманизм как мировоззренческая установка; формирование ценностных ориентаций; признание ценности человека как личности; приоритет гуманных отношений);

- приобретение практического опыта гуманистически направленной общественной деятельности (добровольчество; внеучебная

деятельность; проектная деятельность; творческая самодеятельность и др.) [2].

Обобщая все описанные выше прогнозы и тенденции, перечислим требования, которым должна отвечать образовательная среда современного высшего учебного заведения, взяв за основу исследование, проведенное учеными Воронежского государственного университета Борисовым И.И. и Запрягаевым С.А. [3].

Образовательная среда вуза должна быть:

- универсальной, то есть продуцировать универсальные знания, обладать эвристическим содержанием и интернациональной формой;

- открытой, то есть воспринимать и учитывать актуальные изменения индивида и окружающей его действительности;

- адекватной, то есть отражать потребности и особенности развития конкретного государства, региона и общества;

- конкурентоспособной, то есть способной предоставлять образовательные услуги более высокого качества и представлять собой площадку для конкурентных взаимодействий рыночных агентов, направленных на получение конкурентных преимуществ и их максимально выгодную реализацию на образовательном рынке;

- доступной для лиц, имеющих склонности к творчеству и исследованию, и для лиц всех возрастов, желающих получить образование с целью реализации определенных профессиональных перспектив;

- разнообразной и гибкой по формам, средствам, методам, технологиям и подходам;

- инструментом для продвижения и утверждения гуманистических и общечеловеческих ценностей;

- транслятором культурно-исторических ценностей и носителем духовно-нравственных принципов;

- способной формировать академическую, профессиональную и научную элиту конкретного государства и мирового сообщества;

- источником просвещения.

Мониторинг образовательной среды высшего

учебного заведения должен задаваться такими параметрами, как насыщенность,

диверсификация, расширение, возможности построения индивидуальной траектории, самоопределение, самореализация,

удовлетворение образовательных,

профессиональных и личностных потребностей [17].

Гуманизация находит свое выражение в целях и функциях образования, переносит свои идеалы

и ценности в сферу образования и культивирует их там.

В данном контексте образовательный контент целесообразно и продуктивно реализовывать, используя интеллект в качестве инструмента обучения, и духовность как стратегию формирования человеческого в каждом человеке. В таком сочетании образованность как результат образования будет представлять собой сопряженность интеллекта и духовности.

Гуманистический и средовой подходы вступают друг с другом в интегральное взаимодействие и образуют между собой «методологическую диаду», на которой осуществляется конструирование

концептуальной модели современного высшего образования.

Вектор установления корреляционных связей между гуманистическим и средовым подходами задается категориями, утверждающими человека в качестве высшей ценности и признающими приоритет уникальности, индивидуальности, «самости», основными среди которых являются: комплексность и гетерогенность; персональная адекватность; ориентация на актуализирующий потенциал; педагогическая поддержка; педагогический потенциал культуры;

преодоление контрапозиции между ценностями культуры и природы; личностное саморазвитие; ориентация на включение в социум; управление формированием и развитием личности; нравственная и гражданская ответственность; сознательность, активность и мотивированность обучающихся.

Результаты анализа образовательной среды Удмуртского государственного университета, «болевые точки», точки роста и зоны риска, которые были обозначены в рамках подготовки заявки для участия в конкурсной Программе «Приоритет 2030», позволяют выделить ряд факторов, способствующих ее гуманизации:

- обеспечение баланса между естественнонаучным, техническим и гуманитарными областями знаний;

- обеспечение вариативности форм представления образовательного контента и способов работы с ним;

- снижение доли «технократизации» учебных планов;

- дифференцированный подход к лавинообразным потокам информации;

- культурологическая интеграция гуманитарных знаний;

- примирение противоречий между принципами сциентизма и гуманизма;

- единство эмоционального и рационального компонентов воздействия;

- возрастания роли рефлексивных знаний и умений, ориентирующих на последующее непрерывное образование;

- гуманизация цифровых образовательных ресурсов;

- рационализация обучающих электронных медиакомпонентов;

- гуманизация научного знания и всех когнитивных процессов.

1. Баранова И.В. Совершенствование маркетингового инструментария повышения конкурентоспособности субъектов образовательного кластера: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / И.В. Баранова. - Волгоград, 2021. - 210 с.

2. Баталова А.В. Формирование гуманистического мировоззрения студентов вузов культуры и искусств: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05, 13.00.01 / А.В. Баталова. - М., 2004. - 204 с.

3. Борисов И.И., Запрягаев С.А. Тенденции развития высшего образования в XXI веке / И.И. Борисов, С.А. Запрягаев // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. -2000. - № 1. - С. 13-29.

4. Добрускин М.Е. Гуманизация как стратегия высшего образования / М.Е. Добрускин // Философия и общество. - 2005. - № 3(40). - 2005. - С. 87-108.

5. Залунин В.И. Проблемы гуманизации высшего образования в современном российском обществе: факторы, основные направления и методы: монография // Образование и педагогика: теория, методология, опыт / Ж.В. Мурзина, Л.А. Степанова, А.В. Штыкова [и др.]. -Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - С. 59-71.

6. Какое будущее ожидает человечество?: [сборник]. - М.: Прогресс, 1988. - 288 с.

7. Клепцова Е.Ю. Факторы гуманизации образования субъектов образовательной деятельности / Е.Ю. Клепцова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2013. - № 1(3). - С. 172177.

8. Корчак Я. Избранные педагогические произведения / Я. Корчак. - М.: Педагогика, 1979. - 473 с.

9. Лукащук О.С. Гуманизация высшего образования как неотъемлемая составляющая его развития / О.С. Лукащук // Актуальные социальные проблемы. -2014. - С. 45-49.

10. Мерзлякова Г.В. Удмуртский университет активно включился в работу по реализации государственной семейной политики на практическом уровне / Г.В. Мерзлякова // Ректор вуза. - 2022. - № 05(208). - С. 24-29.

11. Мерзлякова Г.В., Трубицына Н.А., Савинский С.С. Удмуртский государственный университет: основные достижения в цифрах и фактах / Г.В. Мерзлякова, Н.А. Трубицына, С.С. Савинский. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. - 186 с.

12. Результаты мониторинга информации о тенденциях развития высшего образования в мире и в России. - М.: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2021. - 75 с.

13. Ручкина Г.Ф. Гуманитарное образование как ценность культуры / Г.Ф. Ручкина // Научный Вестник МГТУ ГА. Серия История. Философия. - 2012. - № 182(8). - С. 109-114.

14. Смоликова Т.М. Гуманистический потенциал образования в современном техническом ВУЗе как основа формирования компетентной личности: сборник научных статей / Т.М. Смоликова // Высшее образование в Беларуси: истоки и современность / Материалы Республиканской научно-теоретической конференции;

под. ред. В.А. Божановой, С.В. Боголейши. - Минск: БНТУ, 2015. - С. 202-212.

15. Солертовская Н.К. Гуманистическая направленность обучения младших школьников на занятиях музыкой: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05, 13.00.01 / Н.К. Солертовская. - М., 2011. - 175 с.

16. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

17. Шапран Ю.П., Шапран О.И. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура / Ю.П. Шапран, О.И. Шапран // Молодой ученый. - 2015. - № 7(87). - С. 881-885.

18. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

References:

1. Baranova I.V. Improving marketing tools for increasing the competitiveness of subjects of the educational cluster: dis. ... cand. economic Sciences: 08.00.05 / I.V. Baranova. -Volgograd, 2021. - 210 p.

2. Batalova A.V. Formation of the humanistic worldview of students of universities of culture and arts: dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.05, 13.00.01 / A.V. Batalova. - M., 2004. - 204 p.

3. Borisov I.I., Zapryagaev S.A. Trends in the development of higher education in the XXI century / I.I. Borisov, S.A. Zapryagaev // Bulletin of the Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education. - 2000. - № 1. - P. 13-29.

4. Dobruskin M.E. Humanization as a strategy of higher education / M.E. Dobruskin // Philosophy and Society. - 2005.

- № 3 (40). - 2005. - S. 87-108.

5. Zalunin V.I. Problems of humanization of higher education in modern Russian society: factors, main directions and methods: monograph // Education and pedagogy: theory, methodology, experience / Zh.V. Murzina, L.A. Stepanova, A.V. Shtykova [etc.]. - Cheboksary: Publishing House "Sreda", 2020. - P. 59-71.

6. What future awaits humanity?: [collection]. - M.: Progress, 1988. - 288 p.

7. Kleptsova E.Yu. Factors of humanization of education of subjects of educational activity / E.Yu. Kleptsova // Bulletin of the Vyatka State University for the Humanities. - 2013. - № 1(3). - S. 172-177.

8. Korchak Y. Selected pedagogical works / Y. Korchak.

- M.: Pedagogy, 1979. - 473 p.

9. Lukashchuk O.S. Humanization of higher education as an integral part of its development / O.S. Lukashchuk // Actual social problems. - 2014. - S. 45-49.

10. Merzlyakova G.V. Udmurt University is actively involved in the implementation of state family policy at a

practical level / G.V. Merzlyakova // Rector of the university. -2022. - № 05(208). - S. 24-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Merzlyakova G.V., Trubitsyna N.A., Savinsky S.S. Udmurt State University: main achievements in figures and facts / G.V. Merzlyakova, N.A. Trubitsyna, S.S. Savinsky. -Izhevsk: Publishing House "Udmurt University", 2012. - 186 p.

12. Results of monitoring information on trends in the development of higher education in the world, and in Russia. -M.: Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, 2021. - 75 p.

13. Ruchkina G.F. Humanitarian education as a value of culture / G.F. Ruchkina // Scientific Bulletin of MSTU GA. Series History. Philosophy. - 2012. - № 182(8). - S. 109-114.

14. Smolikova T.M. The humanistic potential of education in a modern technical university as the basis for the formation of a competent personality: a collection of scientific articles / T.M. Smolikova // Higher education in Belarus: origins and modernity / Proceedings of the Republican Scientific and Theoretical Conference; under. ed. V.A. Bozhanova, S.V. Godly. - Minsk: BNTU, 2015. - S. 202-212.

15. Solertovskaya N.K. Humanistic orientation of teaching younger school-children at music lessons: dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.05, 13.00.01 / N.K. Solertovskaya. -M., 2011. - 175 p.

16. Sorokin P.A. Human. Civilization. Society / P.A. Sorokin. - M.: Politizdat, 1992. - 543 p.

17. Shapran Yu.P., Shapran O.I. Educational environment of the university: typology, functions, structure / Yu.P. Shapran, O.I. Shapran // Young scientist. - 2015. - № 7(87). -S. 881-885.

18. Yasvin V.A. Educational environment: from modeling to design / V.A. Yasvin. - M.: Meaning, 2001. - 365 p.

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования)

Сведения об авторе:

Сираева Марина Наилевна (г. Ижевск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистического и лингводидактического сопровождения иноязычной профессиональной коммуникации Института языка и литературы Удмуртского государственного университета, e-mail: marinasiraeva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.