Научная статья на тему 'ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕСУРС ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА'

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕСУРС ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сираева М.Н.

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что, с одной стороны, направление вектора развития современных университетов задается и корректируется потребностями и состоянием рынка труда, а, с другой - необходимостью реализовывать и расширять свою гуманитарную и гуманистическую миссию, создавать гибкую образовательную среду в условиях экономики знаний. Цель статьи заключается в анализе ресурсных характеристик и функциональной нагрузки дополнительного профессионального образования, обеспечивающих гуманитаризацию образовательной среды регионального вуза. В качестве примера приводится анализ актуальных программ дополнительного образования, реализуемых в Удмуртском государственном университете, с точки зрения их корреляции с общей гуманитарной и гуманистической миссией университета. Представлена структура Института дополнительного профессионального образования Удмуртского государственного университета, проанализирован потенциал данного структурного подразделения через призму содействия расширению гуманитарной образовательной среды университета. Развитие института дополнительного профессионального образования рассматривается в контексте концепции непрерывного образования. Показано, что организация дополнительного профессионального образования в рамках классического регионального вуза способствует повышению эффективности его деятельности, создает условия встраивания его в перспективные планы развития региона, актуализирует его влияние на сохранение социокультурного и научного потенциала территории. Автор приходит к выводу о том, что дополнительное профессиональное образование является самостоятельным этапом профессионального становления личности, в ходе реализации которого обеспечивается освоение набора компетенций, необходимых для осуществления эффективной профессиональной деятельности и достижения высоких результатов, повышение их общего культурного и интеллектуального уровней, учитываются особенности социального, экономического и культурного развития региона, создаются условия для оптимизации собственных конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION AS A RESOURCE OF THE HUMANIZATION OF THE REGIONAL UNIVERSITY’S EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The relevance of the following article is connected with the fact that, on the one hand, the growth vector of modern universities is shaped and modified by market demands and conditions and, on the other hand, - by the need to fulfill and expand universities’ humanitarian and humanist mission, to develop flexible educational environment against the background of knowledge-driven economy. The aim of the article is to analyze resource characteristics and functional load of additional vocational education which contributes to humanitarization of a regional university educational environment. The paper relies on the analysis of the current additional vocational education programmes implemented in the Udmurt State University with regard to their correlation with the common university humanitarian and humanist mission. The article introduces the structure of the Institute’s additional vocational education of the Udmurt State University, analyzes the potential of this University functional unit through the prism of its contribution to the expansion of the university humanitarian learning environment. The development of the Institute of additional vocational education is regarded in the context of the lifelong learning concept. The paper illustrates that implementation of additional vocational education in the classical regional university improves its operating efficiency, creates conditions to involve it in the development strategy of the region, updates its influence on the preservation of sociocultural and scientific potential of the territory. The author comes to the conclusion that additional vocational education proves to be a unique stage of professional development which meets citizens’ demands in terms of a set of competencies relevant to professional advancement and career growth, improves their cultural fluency and intelligence level taking into account socioeconomic and sociocultural development trends of the region, makes it possible to leverage individual competitive advantages.

Текст научной работы на тему «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕСУРС ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА»

УДК 378

Дополнительное профессиональное образование как ресурс гуманитаризации образовательной среды регионального вуза

Additional vocational education as a resource of the humanization of the regional university's educational environment

Сираева М.Н., Удмуртский государственный университет, marinasiraeva@mail.ru Siraeva M., Udmurt State University, marinasiraeva@mail.ru DOI: 10.51379/KPJ.2023.159.2.005

Ключевые слова: высшее образование, образовательная среда, гуманитаризация образования, дополнительное профессиональное образование, Удмуртский государственный университет.

Keywords: higher education, educational environment, humanitarization of education, additional vocational education, Udmurt State University.

Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена тем, что, с одной стороны, направление вектора развития современных университетов задается и корректируется потребностями и состоянием рынка труда, а, с другой - необходимостью реализовывать и расширять свою гуманитарную и гуманистическую миссию, создавать гибкую образовательную среду в условиях экономики знаний. Цель статьи заключается в анализе ресурсных характеристик и функциональной нагрузки дополнительного профессионального образования, обеспечивающих гуманитаризацию образовательной среды регионального вуза. В качестве примера приводится анализ актуальных программ дополнительного образования, реализуемых в Удмуртском государственном университете, с точки зрения их корреляции с общей гуманитарной и гуманистической миссией университета. Представлена структура Института дополнительного профессионального образования Удмуртского государственного университета, проанализирован потенциал данного структурного подразделения через призму содействия расширению гуманитарной образовательной среды университета. Развитие института дополнительного профессионального образования рассматривается в контексте концепции непрерывного образования. Показано, что организация дополнительного профессионального образования в рамках классического регионального вуза способствует повышению эффективности его деятельности, создает условия встраивания его в перспективные планы развития региона, актуализирует его влияние на сохранение социокультурного и научного потенциала территории. Автор приходит к выводу о том, что дополнительное профессиональное образование является самостоятельным этапом профессионального становления личности, в ходе реализации которого обеспечивается освоение набора компетенций, необходимых для осуществления эффективной профессиональной деятельности и достижения высоких результатов, повышение их общего культурного и интеллектуального уровней, учитываются особенности социального, экономического и культурного развития региона, создаются условия для оптимизации собственных конкурентных преимуществ.

Abstract. The relevance of the following article is connected with the fact that, on the one hand, the growth vector of modern universities is shaped and modified by market demands and conditions and, on the other hand, - by the need to fulfill and expand universities' humanitarian and humanist mission, to develop flexible educational environment against the background of knowledge-driven economy. The aim of the article is to analyze resource characteristics and functional load of additional vocational education which contributes to humanitarization of a regional university educational environment. The paper relies on the analysis of the current additional vocational education programmes implemented in the Udmurt State University with regard to their correlation with the common university humanitarian and humanist mission. The article introduces the structure of the Institute's additional vocational education of the Udmurt State University, analyzes the potential of this University functional unit through the prism of its contribution to the expansion of the university humanitarian learning environment. The development of the Institute of additional vocational education is regarded in the context of the lifelong learning concept. The paper illustrates that implementation of additional vocational education in the classical regional university improves its operating efficiency, creates conditions to involve it in the development strategy of the region, updates its influence on the preservation of

sociocultural and scientific potential of the territory. The author comes to the conclusion that additional vocational education proves to be a unique stage ofprofessional development which meets citizens' demands in terms of a set of competencies relevant to professional advancement and career growth, improves their cultural fluency and intelligence level taking into account socioeconomic and sociocultural development trends of the region, makes it possible to leverage individual competitive advantages.

Введение. Эволюционная модель развития общества актуализирует потребность выпускников вузов и специалистов в доступе к систематическому расширению своих социальных и профессиональных компетенций. В этой связи можно говорить о расширении гуманитарной и гуманистической миссий современного высшего образования.

Гуманитарная миссия университета реализуется через опору на фундаментальные исследования и заключается в развитии межотраслевых научных исследований, обеспечении интеграционных связей между образованием, науками и производством. Гуманистическая миссия высшей школы предполагает признание ценности человека, уважение его прав и достоинств и находит свое выражение в системе мировоззренческих универсалий, в содействии развитию человеческого капитала, в обращенности к человеку как центральному звену всех социальных, культурных, экономических и политических трансформаций.

Соотношение гуманитарной и

гуманистической миссий высшей школы обусловлено корреляционными связями между гуманизацией и гуманитаризацией

образовательной среды, ключевым субъектом которой становится личность обучающегося, формирующаяся в результате созидательной, культуротворческой деятельности

образовательных учреждений. В логике нашего исследования гуманистическая образовательная среда понимается в широком смысле как совокупность условий и предпосылок для целенаправленного формирования личности на основе принципа гуманизма как ведущей общечеловеческой ценности. Рассматривая гуманизацию и гуманитаризацию как корневые паронимы, гуманизацию мы будем понимать как цель формирования личности обучающегося, а гуманитаризацию - как средство достижения данной цели.

Одной из задач современной высшей школы следует признать более эффективное использование имеющегося гуманитарного и гуманистического потенциала, а также поиск новых «точек роста» с целью расширения гуманитарной образовательной среды вузов. Точкой роста может стать дополнительное профессиональное образование за счет

реализации программ, содержание которых направлено на формирование гуманистических ценностей, обеспечение социальной

защищенности и поддержку профессиональной и академической мобильности обучающихся. Решая задачу всестороннего удовлетворения образовательных потребностей, дополнительное профессиональное образование обладает такими преимуществами как гибкость и вариативность образовательных программ, опора на добровольный и личностно мотивированный выбор слушателей, учет индивидуальных потребностей, склонностей, интересов и ценностей обучающихся, право выбора сроков, режима и темпа освоения образовательных программ.

Особое место дополнительного

профессионального образования в структуре гуманитарной образовательной среды вуза определяется тем, что оно призвано удовлетворять потребность общества и государства в непрерывном развитии кадрового и человеческого потенциала, обеспечивать связь с рынком труда, создавать условия для социальной и профессиональной мобильности обучающихся. Необходимость обеспечения и укрепления пропорциональных связей между рынком труда и рынком образовательных услуг, превращает дополнительное профессиональное образование в актуальный ресурс адаптации к постоянно меняющимся требованиям общества

информационного типа.

В связи с этим Е.Н. Чикилева выделяет три основные функции дополнительного

профессионального образования: 1) адаптация личности к ранее неосвоенным социальным и профессиональным ролям; 2) обеспечение содействия социальным и профессиональным инициативам личности; 3) содействие развитию социально-профессиональной компетентности личности как интегративной характеристики, отражающей ее направленность на социум и профессию [29].

В исследовании З.Г. Башировой акцент делается на регионализацию дополнительного профессионального образования и предлагается рассматривать его как основополагающее звено в структуре единого регионального

образовательного пространства, устойчивость которого позволяет региону улучшать свои

конкурентные позиции в национальных и мировых рейтингах, добиваться оптимальной динамики социально-экономического развития

[4].

Цель данного исследования заключается в том, чтобы на примере Удмуртского государственного вуза проанализировать роль и потенциал дополнительного профессионального образования в реализации гуманитарной и гуманистической миссий современного регионального вуза.

Материалы и методы исследования. Методология современного высшего

образования, в том числе регионального, определяется следующими факторами: влияние рыночной экономики на социализацию субъектов образовательного процесса; необходимость нейтрализации негативных последствий информационного прессинга; обеспечение социальной, культурной, профессиональной и научной мобильности в обществе; содействие адаптации обучающихся к информационному обществу как сложной развивающейся системы, основными продуктами производства которого являются информация и знания; свобода выбора и корректирования образовательной и

профессиональной траекторий [13].

Теоретико-методологическую основу

исследования составили идеи гуманизации, гуманитаризации и демократизации образования (А.Г. Асмолов [1], Б.С. Гершунский [10], Н.Д. Никандров [20], A.M. Новиков [21] и др.), компетентностный подход (В.И. Байденко [2], И.А. Зимняя [14], А.В. Хуторской [28] и др.), концепция непрерывного образования (Т.Г. Браже [6], С.Г. Вершловский [7] и др.), концепция «открытого» или свободного обучения (С .И. Змеев [5], Б.Р. Мандель [17] и др.), теория дополнительного образования (Б.А. Дейч [11], А.В. Золотарев [16], Г.У. Матушанский [18], Н.Р. Сенаторова [25], B.C. Сенашенко [26] и др.).

Социальные преобразования последних десятилетий, характерные для

постиндустриального развития общества, не могли не повлиять на динамику развития системы профессионального образования. Основные задачи, связанные с профессиональным формированием и развитием личности, по-прежнему решаются за счет традиционных ресурсов высшего и среднего профессионального образования, решение остальной части задач обеспечивают региональные центры занятости [22]. Для поиска и достижения конкурентных преимуществ региональной высшей школе необходимо осуществлять мониторинг рыночных конъюнктурных колебаний, обеспечивать

симметрию рынка труда и реализуемых образовательных программ, предполагающую сбалансированность структуры и объема подготовки специалистов и профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу [23].

В исследованиях Т.А. Балмасовой [3], Н.А. Медушевского, О.В. Перфильевой [19], Г.Р. Хасаева и Е.В. Болтовой [27] анализируются вопросы интеграции науки и образования, в связи с чем подчеркивается необходимость переориентировать вектор развития системы высшего образования на создание условий для обеспечения академического лидерства как одного из индикаторов качества востребованности, престижности,

инвестиционной привлекательности

региональных систем высшего образования.

Материалом исследования послужили программы курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки и проектная деятельность, реализуемые Институтом дополнительного профессионального

образования Удмуртского государственного университета (УдГУ).

В соответствии с целями и задачами исследования основную группу методов составили анализ, синтез, описание, обобщение, наблюдение и опрос.

Результаты исследования. Акцент на стратегии академического лидерства требует от региональной политики в сфере высшего образования обеспечения условий для создания единого регионального образовательного пространства, для совместного использования потенциала образовательных, научных и производственных организаций во взаимных интересах, наличия взаимосвязанных и коррелирующих точек роста человеческого капитала в регионе и создания региональной инновационной среды [9]. В этой связи актуализируется роль дополнительного профессионального образования, содержание которого призвано отражать актуальные образовательные запросы населения, а также потребности регионального рынка труда и региональной экономики.

В соответствии с целями и задачами статьи представим опыт реализации программ дополнительного образования, накопленный Удмуртским государственным университетом как классическим региональным вузом. В общем плане стратегия дополнительного

профессионального образования в Удмуртском государственном университете реализуется в русле национальной политики РФ в сфере

высшего образования и может быть описана с помощью следующих основных характеристик: направленность на модель кадрового обеспечения, основанную на концепции непрерывного образования, приоритете универсальных и общечеловеческих ценностях; направленность на удовлетворение

профессиональных, образовательных и научных интересов всех субъектов образовательного процесса; учет потребностей и интересов потребителей и работодателей; учет особенностей и современного состояния регионального рынка труда.

Ретроспективный анализ позволяет проследить эволюцию развития дополнительного профессионального образования в УдГУ.

В 1995 году на основании приказа Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию №710 от 17 мая 1995 года и приказа ректора Удмуртского государственного университета №329/01-05 от 13 июля 1995 года был создан Факультет повышения квалификации преподавателей, который впоследствии был включен в состав Управления дополнительного образования УдГУ. Образовательная политика УдГУ в части организации повышения квалификации коррелирует с национальной политикой в сфере высшего образования, рассматривается в качестве основного параметра деловой карьеры преподавателя и осуществляется в течение всей его трудовой деятельности.

В текущем учебном году Факультетом повышения квалификации УдГУ реализуются 49 программ, объем которых варьируется от 16 до 72 часов, а также 48 программ с объемом 72 часа и выше.

С 1998 года подготовка абитуриентов к вступительным испытаниям в УдГУ закреплена за Центром довузовского образования. В деятельности Центра довузовского образования можно выделить следующие ключевые направления:

1) профориентационное тестирование -реализует циклы компьютерных тестирований «Профориентатор» для учащихся средних общеобразовательных школ и «Профкарьера» для студентов высших учебных заведений. Программа «Профориентатор» для учащихся школ предлагает по каждому блоку ранжированный список профессий с указанием необходимых для подготовки предметов, а ее результаты дают обучающимся возможность определиться с выбором профильного класса. Кроме того, участие в Программе предусматривает цикл консультаций с

психологом-профессиоведом с тем, чтобы внести необходимые коррективы в рекомендации и задать вектор движения в выбранном направлении профильной подготовки. Участие студентов в тестировании «Профкарьера» позволяет обучающимся получить более четкое представление о получаемой специальности; определить сферу приложения полученных знаний и принципов построения карьеры; определить траекторию и перспективы профессионального развития; получить представление о тех должностных позициях, на которых есть возможность проявить себя конкурентоспособным, востребованным и успешным специалистом.

Результаты обратной связи с участниками данных тестирований свидетельствуют о том, что его итоги позволили им оценить освоенные и не освоенные компетенции, очертить контуры желаемой образовательной траектории, глубже понять содержание и особенности будущей профессиональной деятельности, получить представление о профессиограмме, описывающей требования к избираемой профессии.

2) Естественнонаучный образовательный турнир школьников (ЕНОТ) - является командно-личным конкурсным мероприятием в области биологии, химии и физики среди учащихся 7 - 10 классов школ Удмуртской Республики. Целью мероприятия является стимулирование интереса школьников к изучению естественных наук и поощрение наиболее талантливых и перспективных юных исследователей. Участникам предлагается для решения комплекс творческих научных задач практической направленности, позволяющий расширить научный кругозор, научиться инициировать, планировать, создавать, выполнять и презентовать научные проекты.

Анализ содержания данного мероприятия показал, что его гуманитарный и гуманистический ресурс заключается в нацеленности на развитие командных компетенций, реализации проектной

деятельности, направленной на развитие творческого и интеллектуального потенциала обучающихся, а также в интерактивности, способствующей повышения познавательной активности и развитию мотивационной сферы личности.

3) Цикл публичных лекций «Знание - сила» реализуется в смешанном формате, объединяет учащихся старших классов и педагогов республиканских школ и направлен на расширение кругозора участников, совместный поиск решения актуальных проблем современной

науки, формирование представлений о роли и месте человека в условиях цифровизации ключевых социальных институтов. Основной вклад подобного лектория в развитие гуманитарной образовательной среды вуза, на наш взгляд, может сводиться к обеспечению преемственности образования, укреплению междисциплинарных связей и формирование эффективного имиджа университета в масштабах региона.

4) Программа выходного дня «Географ знает все» предполагает организацию лекций по актуальным вопросам, отражающим современный этап развития географии как самостоятельной области знаний. Данная площадка позволяет расширить «портфель компетенций» обучающихся за счет знакомства с историческим, культурным, национальным, географо-демографическим, этническим, природно-экологическим своеобразием региона и сформировать к ним ценностное отношение.

5) «Интернет-подготовка к ЕГЭ» -образовательная Программа, использующая достижения современных информационных технологий, позволяющая осуществлять теоретическую подготовку по предмету, применять полученные теоретические знания в практической деятельности с помощью онлайн-тренажеров как с участием преподавателя, так и в режиме самостоятельной работы, а также проходить пробные тестирования по единому государственному экзамену. Использование данного ресурса позволяет повысить эффективность организации времени за счет таких параметров как гибкость занятий, автоматическая проверка тестов, своевременные комментарии преподавателей, актуальные справочные материалы, дополнительная литература, мобильные приложения и тренажеры, отсутствие территориальных границ, возможность построения индивидуальной образовательной траектории, учет индивидуальных целей обучающегося и его уровня знаний.

6) «Прогулки с профессором» организуются в период летних каникул для учащихся 6-10 классов Республиканских школ, а также для всех заинтересованных лиц и представляют собой цикл тематических информационно-познавательных экскурсий о природе, культуре, истории города Ижевска и Удмуртской Республики. Гуманитарная и гуманистическая направленность данной Программы проявляется в ее нацеленности на воспитание любви к родному региону, к отечественной и мировой культуре, к родному городу, к родной речи.

В 1999 году был организован Факультет довузовского образования как структурное подразделение Управления дополнительного образования. Основная задача Факультета довузовского образования сводилась к обеспечению системы подготовки учащихся школ Республики к поступлению в высшее учебное заведение, организации

профориентационной работы с абитуриентами. Для школ Республики сотрудниками Факультета разрабатывались и внедрялись в реальный учебный процесс программы профильного образования, а также образовательные программы довузовской подготовки. На базе факультета создана Заочная школа УдГУ. С этого периода Факультет активно завоевывает позиции на региональном образовательном рынке и становится важной структурной единицей вуза.

С целью обеспечения качественной подготовки студенческой молодежи к управленческой деятельности и государственной службе, развития политической культуры, повышения уровня политико-правовой компетенции и гражданской ответственности обучающихся в 2007 году была учреждена Малая академия государственного управления в Удмуртской Республике. Инициаторами создания Малой академии государственного управления выступили полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе и Правительство Удмуртской Республики.

Малая академия государственного управления в Удмуртской Республике как структурное подразделение Института дополнительного образования реализует следующую совокупность целей: подготовка слушателей по специальным образовательным программам с целью обеспечения кадрового резерва государственной гражданской службы, муниципальной службы, коммерческих и некоммерческих организаций; профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих; анализ социально-экономического, политического и правового состояния основных государственно-правовых институтов;

осуществление грантовой деятельности по актуальным социально-экономическим,

политико-правовым направлениям; организация и проведение научно-практических конференций, форумов и симпозиумов различного уровня; организация научно-исследовательской и проектной деятельности; изучение и анализ основных видов деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской

Федерации, Государственного Совета Удмуртской Республики, органов

исполнительной власти Российской Федерации и Удмуртской Республики, аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.

Проанализировав цели и задачи Малой академии государственного управления в Удмуртской Республике, можно сделать вывод о том, что ее деятельность направлена на сохранение и расширение кадрового и человеческого потенциала региона, обеспечение условий для научной мобильности и профессионального самоопределения

слушателей, для развития их

конкурентоспособности и лидерских качеств.

В 2011 году в результате реорганизации и реструктуризации Управления дополнительного образования был создан Институт дополнительного профессионального

образования (ИДПО), включивший в себя Факультет повышения квалификации преподавателей, Малую академию

государственного управления, Центр довузовского образования (ранее - Факультет довузовского образования).

В 2020 году в рамках национального проекта «Образование» и его подпроекта «Успех каждого ребенка» на базе УдГУ был открыт и включен в структуру ИДПО Ключевой центр дополнительного образования детей «Дом научной коллаборации» (ДНК) имени В.И. Вернадского.

В настоящее время в ДНК реализуются 4 образовательных проекта: «Детский университет» - дополнительные общеразвивающие программы для детей (5 - 9 классы); «Малая академия» -дополнительные общеразвивающие программы для детей (10 - 11 классы); «Урок технологии, урок биологии» - обновленное содержание и технологии преподавания учебных предметов «Технология», «Биология» и реализация уроков в сетевой форме с использованием инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов УдГУ; «Педагог К-21» -дополнительные профессиональные программы для педагогических кадров, с освоением современных универсальных компетенций.

Реализация данных проектов позволяет обеспечить взаимосвязь школьного и высшего образования, внедрять личностно-

ориентированные технологии обучения, основанные на методах активного обучения, на гуманистических принципах и на уважении права обучающегося на выбор траектории личностного и профессионального развития. Резюмируя

содержание проектов ДНК, можно заключить, что его деятельность опирается на три ключевых гуманистических принципа: понять

побудительные мотивы поведения обучающихся; признать индивидуальность обучающегося; уважать право обучающегося на принятия решений и проявление инициатив.

В 2021 году на основании приказа Министерства науки и высшего образования РФ №1580 от 25.12.2020 года «Об утверждении перечня организаций, отнесенных к федеральным инновационным площадкам, составляющим инновационную инфраструктуру в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального

образования» ИДПО признан федеральной инновационной площадкой с образовательным проектом «Институт дополнительного профессионального образования УдГУ - ХАБ (ядро) организаций, создающих инновации в системе профессионального роста».

Цель проекта заключается в обеспечении перехода к третьей миссии университета в рамках Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» и создании системы сотрудничества и ХАБ (ядро) организаций на базе УдГУ для привлечения материально-технических, кадровых и интеллектуальных ресурсов организаций, создающих

инновационные программы для обеспечения роста отраслей экономики и развития социальной сферы.

Основными задачами реализации проекта являются: трансформация ИДПО в открытую коллаборативную систему; разработка и реализация новой модели управления и мониторинга системы повышения квалификации и переподготовки для непрерывного развития кадров посредством консолидации и совместного использования ресурсов образовательных организаций; разработка и реализация сетевых образовательных программ для непрерывного развития кадров.

С 2022 года профессорско-преподавательский состав ИДПО организует обучение слушателей по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» совместно с Томским государственным университетом. Также начинается реализация программ дополнительного профессионального

образования, востребованных экономикой и рынком труда Удмуртской Республики в рамках федеральной Программы «Приоритет-2030». В рамках программы ПСАЛ «Приоритет-2030»

ИДПО становится одной из ресурсных площадок для реализации проекта «Цифровая кафедра», где студенты вузов Республики получают дополнительное образование по ГГ-профилю. Ожидается, что в 2022 году обучение на «Цифровой кафедре» Удмуртского

государственного университета пройдут 500 студентов, в 2023 году - 900 студентов.

Если оценивать перспективный эффект от реализации Проекта «Цифровая кафедра», то 5 лет назад в Удмуртской Республике было 700 ГГ-предприятий, в настоящее время их более тысячи. Если учесть, что вузы Удмуртской Республики выпускают менее 1000 ГГ-специалистов, то следует ожидать появление до 20 новых ГГ-компаний. Также планируется открытие дополнительных 250 мест для проведения стажировок в региональных ГГ-компаниях.

Нами было проведено исследование с целью выявить, какими мотивами руководствуются слушатели различных программ дополнительного профессионального образования, реализуемых в Удмуртском государственном университете. Экспериментальной базой исследования стали Институт истории и социологии и Институт языка и литературы УдГУ. В опросе приняли участие 70 студентов 2 - 4 курсов, обучающихся по направления подготовки «История», «Политология», «Филология», «Лингвистика», «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», а также 25 преподавателей данных структурных

подразделений.

Среди студентов наиболее востребованными оказались такие программы дополнительного профессионального образования как «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», «Педагог нового стандарта» и «Цифровая кафедра».

Анализ результатов опроса показал, что значительная часть студентов (70%) рассматривают дополнительного

профессионального образования как альтернативу второму высшему образованию, которая в удобные сроки и в удобном формате позволяет приобрести компетенции,

необходимые для осуществления нового вида деятельности. 95% опрошенных студентов отметили, что наличие дополнительных компетенций в профессиональном портфолио необходимо для улучшения их конкурентных позиций на рынке труда. 85% респондентов оценили получение новых профессиональных навыков как источник дополнительного дохода, а также как социальный лифт, обеспечивающий более широкие перспективы выбора будущей

профессиональной деятельности, карьерного роста и социальной мобильности. Для 45% опрошенных студентов важной характеристикой программ дополнительного образования является гибкий график занятий, а также акцент на профессиональных дисциплинах и отсутствие общеобразовательных дисциплин. 30% опрошенных отметили, что недостаточный объем дисциплин по выбору не позволяет удовлетворять образовательные потребности в полной мере. 10% обучающихся отметили, что после освоения программы дополнительного образования можно уверенно работать и самостоятельно развиваться дальше в выбранной сфере деятельности. 8% студентов, получающих дополнительное образование, отметили, что выбор программы был осуществлен в соответствии с рекомендациями родителей или других обучающихся, освоивших данную программу ранее.

Тем самым, можно заключить, что основными факторами, обусловливающими интерес студенческой аудитории слушателей программ дополнительного образования, являются перспективы успешного

трудоустройства, профессионального роста и получения материальных благ, а также ориентация на социальную и профессиональную мобильность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди основных требований, предъявляемых к программам дополнительного образования, студенты отметили учет личностных и образовательных потребностей обучающихся, наличие международных программ

академической мобильности и совместной проектной деятельности с российскими и зарубежными вузами, возможность построения индивидуального образовательного маршрута, смешанный формат обучения, комбинирующий аудиторные занятия с элементами электронного обучения, практикоориентированность.

В ходе опроса студентам также было предложено сформулировать свои ожидания от освоения выбранной программы

дополнительного образования.

Было выявлено, что основные ожидания студентов связаны с получением компетенций, необходимых для реализации своих образовательных траекторий после получения диплома о высшем образовании, а также с возможностью самореализации и раскрытия личных талантов и способностей.

Представим результаты опроса, проведенного среди профессорско-преподавательского состава Института истории и социологии и Института языка и литературы.

85% профессорско-преподавательского состава, принимавшего участие в опросе, склонно рассматривать дополнительное

профессиональное образования как один из перспективных на сегодняшний день источников воспроизводства человеческого капитала, как обязанность педагога и его право на непрерывное образование. Ожидаемо основные запросы преподавателей на получение дополнительного образования связаны с профилем их педагогической деятельности, повышением уровня педагогического мастерства и профессиональной культуры, популяризацией своей области знаний и удовлетворением образовательных потребностей. Значительная часть респондентов (85%) в качестве ключевого мотива для участия в программах дополнительного образования отметила релевантность и востребованность цифровых компетенций в педагогической деятельности. В частности, 100% опрошенных педагогических работников принимали участие в программах повышения квалификации, реализуемых на площадках АНО ВО «Университет Иннополис». Основным результатом обучения стала модернизация основных образовательных программ, реализуемых в Институте истории и социологии и Институте языка и литературы УдГУ, а также расширение научных контактов между университетами посредством

конференционной и публикационной

деятельности. 55% опрошенных в качестве основного фактора участия в программах дополнительного профессионального

образования отметили необходимость соблюдения условий эффективного контракта, действующего в УдГУ. 5% респондентов мотивировали свое участие в программах дополнительного образования потребностью приобретения навыков анализа изменения нормативно-правовых актов в сфере высшего образования. Для 7% респондентов востребованными оказались программы дополнительного образования, связанные с реализацией и модернизацией формата ЕГЭ по профильным дисциплинам.

Среди основных ожиданий профессорско-преподавательского состава, связанных с освоением программы дополнительного образования, следует отметить перспективу развития человеческого и интеллектуального развития региона, возможность для реализации траектории непрерывного образования, а также для актуализации рабочих программ по дисциплинам, разработки нового электронного курса по читаемым дисциплинам с учетом

актуальных потребностей студентов и работодателей.

Участвовавшие в опросе преподаватели выделили такие требования к организации и содержанию программ дополнительного образования как практикоориентированность, интерактивность, соответствие современному состоянию науки и техники и культурно-национальным особенностям региона, возможность для расширения научных и образовательных контактов.

Полученные в ходе опроса данные показывают, что программы дополнительного профессионального образования педагогические работники рассматривают в контексте стратегии гуманитаризации и гуманизациии современной высшей школы и концепции обучения в течение всей жизни. Приоритетными мотивами их участия в программах дополнительного профессионального образования являются возможность расширения и повышения уровня квалификации по уже освоенным компетенциям, удовлетворение потребностей в

профессиональном совершенствовании,

необходимость соблюдения условий актуального эффективного контракта.

Таким образом, опыт реализации дополнительного профессионального

образования в Удмуртском государственном университете позволяет говорить о том, что его модель способствует реализации гуманитарной и гуманистической миссий университета за счет включения гуманитарно ориентированного содержания образования; обеспечения социального характера образования и условий для подготовки кадровых ресурсов, удовлетворяющих актуальным экономическим, социальным и культурным потребностям региона; формирования у студентов гуманистических ценностных ориентаций и усиления их субъектной позиции; развития творческого потенциала личности; сопряжения ключевых и базовых компетенций с основными видами профессиональной компетентности современного специалиста; создания условий для интеграции гуманитарного, естественнонаучного, инженерного и математического знания; создания условий для преемственности образования.

Заключение. Высшее учебное заведение, являясь центром образования, науки и культуры, субъектом региональной инновационной системы, играет важную роль в социальном, экономическом и культурном развитии региона, несет существенную нагрузку в обеспечении социальной стабильности и информационной устойчивости, обеспечивает процесс

конструирования и трансляции новых знаний, их трансформацию в технологии и последующее потребление [8]. Миссия современного дополнительного образования заключается в создании условий для удовлетворения постоянно меняющихся образовательных,

профессиональных и социально-культурных потребностей граждан, личностного и профессионального роста слушателей с учетом их талантов, задатков и потребностей.

Дополнительное образование позволяет обеспечить равновесие между сферой досуга и различными формами образовательной деятельности, а также положительно влияет на динамику занятости и трудоустройства молодежи [24]. Акцент на конкурентных преимуществах региона обусловливает разработку и внедрение новых инструментов взаимодействия, реализация которых призвана обеспечить соответствие компетенций выпускников вузов, расположенных в регионе, стратегии социально-экономического развития данной территории [27]. На современном этапе социально-экономического развития российского общества интеграции вузов в общественную жизнь сообществ и регионов становится важным фактором инновационного развития регионов. При этом принимаемые на всех уровнях управленческие решения в той или иной степени направлены на укрепление национальной инновационной системы, интеграцию в мировое экономическое пространство и повышение

конкурентоспособности отечественного высшего образования [12].

Анализ опыта Удмуртского государственного университета показал, что потенциал дополнительного профессионального

образования в расширении гуманитарной образовательной среды регионального вуза обусловлен возможностями для:

профессиональной социализации личности обучающегося; социальной ориентации личности обучающегося; трансформации социального статуса личности обучающегося; интеграции личности обучающегося в определенную профессиональную среду; повышения профессиональной гибкости личности обучающегося за счет расширения «портфеля» компетенций; создания условий для обеспечения преемственности образования; регионализации содержания образовательных программ дополнительного образования.

Новизна исследования определяется обоснованием гуманитарной и гуманистической миссий дополнительного профессионального образования как особого вида социально значимой деятельности в контексте регионализации высшей школы. Практическая значимость исследования заключается в возможности воспроизведения полученных результатов при организации системы дополнительного образования в вузах и при создании условий для гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса в высшей школе.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Персонализация образования и антропология будущего / А.Г. Асмолов // Народное образование. - 2021. - № 3(1486). - С. 75-82.

2. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В.И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - №11. - С. 3-13.

3. Балмасова Т.А. Третья миссия университета -новый вектор развития? / Т.А. Балмасова // Высшее образование в России. - 2016. - № 8-9. - С. 48-55.

4. Баширова З.Г. Дополнительное профессиональное образование: региональный аспект / З.Г. Баширова // Казанский педагогический журнал. -2016. - Т. 2. - № 2. - С. 265-268.

5. Берулава М.Н. Принципы гуманизации образования / М.Н. Берулава // Гуманизация образования. - 2001. - № 1. - С. 15-34.

6. Браже Т.Г. Гуманитарная культура взрослых: развитие в процессе непрерывного образования / Т.Г. Браже. - СПб.: Изд-во «Тускарора», 2006. - 163 с.

7. Вершловский С.Г. Непрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена / С.Г. Вершловский. - СПб.: СПбАППО, 2008. - 151 с.

8. Веселовский М.Я. Значение высшей школы в инновационном развитии региональной экономики / М.Я. Веселовский // Вопросы структуризации экономик. - 2013. - № 4. - С. 60-63.

9. Воденко К.В. Регионализация государственной политики в сфере высшего образования в контексте становления академического лидерства / К.В. Воденко // Вопросы управления. - 2021. - № 1. - С. 156-168.

10. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершунский. - М.: ИнтерДиалект, 1998. - 238 с.

11. Дейч Б.А. История и теория дополнительного образования / Б.А. Дейч. - М.: Изд-во Юрайт, 2023. -239 с.

12. Дьяков И.И., Третьяк Н.А., Грищенко К.С. Оценка инновационной среды вузов / И.И. Дьяков, Н.А. Третьяк, К.С. Грищенко // Современное образование. - 2018. - № 1. - С. 22-34.

13. Занина Л.В. Методология дополнительного профессионального образования в постиндустриальном обществе / Л.В. Занина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2011. - № 1(6). - С. 5-12.

14. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретико-методологический аспект) / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. -2006. - № 8. - С. 20-26.

15. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: учебное пособие / С.И. Змеев. - М.: Академия, 2002. -126 с.

16. Золотарев А.В. Дополнительное образование детей: история и современность / А.В. Золотарев. - М.: Юрайт, 2016. - 353 с.

17. Мандель Б.Р. Андрагогика: история и современность, теория и практика / Б.Р. Мандель. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. - 412 с.

18. Матушанский Г.У. Дополнительное профессиональное образование преподавателя высшей школы (история, модели, перспективы) / Г.У. Матушанский. - Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2003. -159 с.

19. Медушевский Н.А., Перфильева О.В. Интерпретация третьей роли университетов на современном этапе / Н.А. Медушевский, О.В. Перфильева // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение». - 2016. - № 3(5). -С. 19-31.

20. Никандров Н.Д. Ценности в жизни и образовании / Н.Д. Никандров // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 11. - С. 34-40.

21. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / А.М. Новиков // Парадоксы наследия, векторы развития. - М.: Эгвес, 2000. - 272 с.

22. Парахина О.В. Современные тенденции системы дополнительного профессионального образования в России / О.В. Парахина // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 6-2. - С. 445-448.

23. Пузыревская А.А., Артюшкова О.С. Подходы к оценке конъюнктуры рынка образовательных услуг / А.А. Пузыревская, О.С. Артюшкова // Высшее техническое образование. - 2019. - № 1(3). - С. 17-23.

24. Ретинская В.Н., Топоркова А.М. Дополнительное образование в условиях цифровой экономики / В.Н. Ретинская, А.М. Топоркова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2021. -№ 4. - С. 40-44.

25. Сенаторова Н.Р. Дополнительные квалификации в аспекте гуманизации / Н.Р. Сенаторова // Высшее образование в России. - 2003. - № 6. - С. 816.

26. Сенашенко B.C. Дополнительные образовательные программы / В.С. Сенашенко // Высшее образование в России. - 2001. - № 5. - С. 3744.

27. Хасаев Г.Р., Болгова Е.В. Регионализация высшего образования и инновационное развитие экономики российских регионов / Г.Р. Хасаев, Е.В. Болгова // Известия УрГЭУ. - 2015. - № 1(57). - С. 6170.

28. Хуторской А.В. Модель компетентностного образования / А.В. Хуторской // Высшее образование сегодня. - 2017. - № 12. - С. 9-16.

29. Чикилева Е.Н. Развитие дополнительного профессионального образования в регионе: социально-институциональные аспекты: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Чикилева Елена Николаевна. - Пенза, 2018. - 181 с.

References:

1. Asmolov A.G. Personalization of education and anthropology of the future / A.G. Asmolov // National education. - 2021. - № 3(1486). - Pp. 75-82.

2. Baidenko V.I. Competencies in vocational education (towards the development of a competence-based approach) / V.I. Baidenko // Higher education in Russia. -2004. - №11. - Pp. 3-13.

3. Balmasova T.A. The third mission of the University - a new developmental vector? / T.A. Balmasova // Higher education in Russia. - 2016. - № 8-9. - Pp. 48-55.

4. Bashirova Z.G. Additional professional education: a regional aspect / Z.G. Bashirova // Kazan Pedagogical Journal. - 2016. - Vol. 2. - № 2. - Pp. 265-268.

5. Berulava M.N. Principles of humanization of education / M.N. Berulava // Humanization of education. -2001. - № 1. - Pp. 15-34.

6. Brazhe T.G. Humanitarian culture of adults: development in the process of lifelong education / T.G. Brazhe. - St. Petersburg: Publishing house "Tuscarora", 2006. - 163 p.

7. Vershlovsky S.G. Lifelong education: historical and theoretical analysis of the phenomenon / S.G. Vershlovsky.

- St. Petersburg: SPbAPPO, 2008. - 151 p.

8. Veselovsky M.Ya. The importance of higher education in the innovative development of the regional economy / M.Ya. Veselovsky // Issues of structuring economies. - 2013. - № 4. - Pp. 60-63.

9. Vodenko K.V. Regionalization of state policy in higher education in the context of the formation of academic leadership / K.V. Vodenko // Management issues.

- 2021. - № 1. - Pp. 156-168.

10. Gershunsky B.S. Philosophy of education for the XXI century / B.S. Gershunsky. - M.: InterDialect, 1998. -238 p.

11. Deich B.A. History and theory of additional education / B.A. Deich. - M.: Yurayt Publishing House, 2023. - 239 p.

12. Dyakov I.I., Tretyak N.A., Grishchenko K.S. Evaluation of the innovative environment of universities / I.I. Dyakov, N.A. Tretyak, K.S. Grishchenko // Modern education. - 2018. - № 1. - Pp. 22-34.

13. Zanina L.V. Methodology of additional vocational education in post-industrial society / L.V. Zanina // Scientific support of the system of advanced training of personnel. - 2011. - № 1(6). - Pp. 5-12.

14. Zimnaya I.A. Competence-based approach. What is its place in the system of modern approaches to the problems of education (theoretical and methodological aspect) / I.A. Zimnaya // Higher education today. - 2006. -№ 8. - Pp. 20-26.

15. Zmeev S.I. Technology of adult education: manual / S.I. Zmeev. - M.: Academy, 2002. - 126 p.

16. Zolotarev A.V. Additional education of children: history and modernity / A.V. Zolotarev. - M.: Yurayt, 2016. - 353 p.

17. Mandel B.R. Andragogy: history and modernity, theory and practice / B.R. Mandel. - M.; Berlin: Direct-Media, 2017. - 412 p.

18. Matushansky G.U. Additional professional education of a high school teacher (history, models, prospects) / G.U. Matushansky. - Kazan: Kazan State Energy University, 2003. - 159 p.

19. Medushevsky N.A., Perfilieva O.V. Interpretation of the third role of universities at the present stage / N.A. Medushevsky, O.V. Perfilieva // Bulletin of the Russian State University. The series "Political Science. History. International relations. Foreign regional studies. Oriental Studies". - 2016. - № 3(5). - Pp. 19-31.

20. Nikandrov N.D. Values in life and education / N.D. Nikandrov // Higher education today. - 2004. - № 11. - Pp. 34-40.

21. Novikov A.M. Russian education in a new era /

A.M. Novikov // Paradoxes of heritage, vectors of development. - M.: Egves, 2000. - 272 p.

22. Parakhina O.V. Modern trends of the system of additional vocational education in Russia / O.V. Parakhina // Fundamental research. - 2013. - № 6-2. - Pp. 445-448.

23. Puzyrevskaya A.A., Artyushkova O.S. Approaches to assessing the conjuncture of the educational services market / A.A. Puzyrevskaya, O.S. Artyushkova // Higher technical education. - 2019. - № 1(3). - Pp. 17-23.

24. Retinskaya V.N., Toporkova A.M. Additional education in the digital economy / V.N. Retinskaya, A.M. Toporkova // Bulletin of the Penza State University. - 2021. - № 4. - Pp. 40-44.

25. Senatorova N.R. Additional qualifications in the aspect of humanization / N.R. Senatorova // Higher education in Russia. - 2003. - № 6. - Pp. 8-16.

26. Senashenko B.C. Additional educational programs / V.S. Senashenko // Higher education in Russia. - 2001. -№ 5. - Pp. 37-44.

27. Khasaev G.R., Bolgova E.V. Regionalization of higher education and innovative development of the economy of Russian regions / G.R. Khasaev, E.V. Bolgova // USUE News. - 2015. - № 1(57). - Pp. 61-70.

28. Khutorskoy A.V. Model of competence-based education / A.V. Khutorskoy // Higher education today. -2017. - № 12. - Pp. 9-16.

29. Chikileva E.N. Development of additional vocational education in the region: socio-institutional aspects: dis. ... cand. Social sciences: 22.00.04 / Chikileva Elena Nikolaevna. - Penza, 2018. - 181 p.

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования Сведения об авторе:

Сираева Марина Наилевна (г. Ижевск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры лингвистического и лингводидактического сопровождения иноязычной профессиональной коммуникации Института языка и литературы Удмуртского государственного университета, e-mail: marinasiraeva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.