Научная статья на тему 'Гуманитарная составляющая и ее значение в инженерном образовании'

Гуманитарная составляющая и ее значение в инженерном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманитаризация образования / инженерное образование / современный университет / профессионализм / техника / технология / humanitarization of education / engineering education / modern university / professionalism / technique / technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мовсумзаде Эльдар Мирсамедович, Валитова Ника Эдуардовна, Тептерева Галина Алексеевна, Логинова Марианна Евгеньевна, Гусейнова Саадет Назимовна

Исследуются процессы гуманитаризации высшего технического образования. Рассмотрены проблемы подготовки инженера, обладающего широким профессиональным и мировоззренческим кругозором, а также рядом гуманитарных компетенций. Представлены вопросы теории и практики усиления преподавания в технических вузах таких гуманитарных дисциплин, как социология, философия, логика, история, русский и иностранные языки, и их взаимосвязи со специальными дисциплинами, гармонизация знания путем синтеза и взаимообогащения естественно-научного и гуманитарного знаний на основе их общечеловеческого содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мовсумзаде Эльдар Мирсамедович, Валитова Ника Эдуардовна, Тептерева Галина Алексеевна, Логинова Марианна Евгеньевна, Гусейнова Саадет Назимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HUMANITARIAN COMPONENT AND ITS IMPORTANCE IN ENGINEERING EDUCATION

The processes of humanitarization of higher technical education are investigated. The problems of training an engineer with a broad professional and ideological outlook, as well as a number of humanitarian competencies are considered. The issues of theory and practice of strengthening teaching in technical universities of such humanities disciplines as sociology, philosophy, logic, history, Russian and foreign languages, and their relationship with special disciplines, the harmonization of knowledge through synthesis and mutual enrichment of natural science and humanities knowledge based on their universal content are presented.

Текст научной работы на тему «Гуманитарная составляющая и ее значение в инженерном образовании»

УДК 378.147

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2022-2-3-16-19

I

Гуманитарная составляющая и ее значение в инженерном образовании

Лаврова О.М.3, Исаева Т.А.2

Мовсумзаде Э.М.12, Валитова Н.Э.1, Тептерева Г.А.1, Логинова М.Е.1, Гусейнова С.

1 Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-7267-1351, E-mail: eldarmm@yahoo.com

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7135-0601, E-mail: nikaga@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2328-6761, E-mail: teptereva.tga@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7077-8705, E-mail: ufamel@yandex.ru E-mail: guseynovas@yandex.ru

2 Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина, 117997, Москва, Россия ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-7267-1351, E-mail: eldarmm@yahoo.com

E-mail: tanya.isaeva7@yandex.ru

3 Казанский национальный исследовательский технологический университет, 420015, г. Казань, Россия E-mail: Lavrovaom@yandex.ru

Резюме: Исследуются процессы гуманитаризации высшего технического образования. Рассмотрены проблемы подготовки инженера, обладающего широким профессиональным и мировоззренческим кругозором, а также рядом гуманитарных компетенций. Представлены вопросы теории и практики усиления преподавания в технических вузах таких гуманитарных дисциплин, как социология, философия, логика, история, русский и иностранные языки, и их взаимосвязи со специальными дисциплинами, гармонизация знания путем синтеза и взаимообогащения естественно-научного и гуманитарного знаний на основе их общечеловеческого содержания. Ключевые слова: гуманитаризация образования, инженерное образование, современный университет, профессионализм, техника, технология.

Для цитирования: Мовсумзаде Э.М., Валитова Н.Э., Тептерева Г.А., Логинова М.Е., Гусейнова С.Н., Лаврова О.М., Исаева Т.А. Гуманитарная составляющая и ее значение в инженерном образовании // История и педагогика естествознания. 2022. № 2-3. С. 1619.

DOI:10.24412/2226-2296-2022-2-3-00-00

Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта по гранту № 19-29-07471 мк.

THE HUMANITARIAN COMPONENT AND ITS IMPORTANCE IN ENGINEERING EDUCATION Eldar M. Movsumzade12, Nika E. Valitova1, Galina А. Teptereva1, Marianna E. Loginova1, Saadet N. Guseynova1,

Oksana M. Lavrova3, Tatyana A. Isaeva2,

1 Ufa State Petroleum Technological University, 450062, Ufa, Russia

ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-7267-1351, E-mail: eldarmm@yahoo.com ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7135-0601, E-mail: nikaga@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2328-6761, E-mail: teptereva.tga@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7077-8705, E-mail: ufamel@yandex.ru E-mail: guseynovas@yandex.ru

2 Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art) 117997, Moscow, Russia ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-7267-1351, E-mail: eldarmm@yahoo.com E-mail: tanya.isaeva7@yandex.ru

3 Kazan National Research Technological University, 420015, Kazan, Russia E-mail: Lavrovaom@yandex.ru

Abstract: The processes of humanitarization of higher technical education are investigated. The problems of training an engineer with a broad professional and ideological outlook, as well as a number of humanitarian competencies are considered. The issues of theory and practice of strengthening teaching in technical universities of such humanities disciplines as sociology, philosophy, logic, history, Russian and foreign languages, and their relationship with special disciplines, the harmonization of knowledge through synthesis and mutual enrichment of natural science and humanities knowledge based on their universal content are presented.

Keywords: humanitarization of education, engineering education, modern university, professionalism, technique, technology. For citation: Movsumzade E.M., Valitova N.E., Teptereva G.A., Loginova M.E., Guseynova S.N., Lavrova O.M., Isaeva T.A. THE HUMANITARIAN COMPONENT AND ITS IMPORTANCE IN ENGINEERING EDUCATION. History and Pedagogy of Natural Science. 2022, no. 2-3, pp. 16-19.

DOI:10.24412/2226-2296-2022-2-3-16-19

Acknowledgments: The reported study was funded by RFBR according to the research project No 19-29-07471 mk.

История и педагогика естествознания

2-3 • 2022

Гуманитаризация высшего технического образования является сегодня одной из актуальных задач, стоящих перед российским образованием.

Как отмечают в своих работах И.Б. Романенко и Н.С. Бирюкова, гуманитаризация современного образования - общемировое явление, которое объясняется тремя причинами: во-первых, гуманитаризация призвана обеспечить цивилизованное и разумное использование научно-технического потенциала, экологических ресурсов и социальных аспектов; во-вторых, приобщить общество к культурным ценностям своего народа; в-третьих, обеспечить социальный заказ на новые знания и науку [1-3].

Темпы и масштабы социокультурных изменений, к которым приводит научно-технический прогресс, достаточно остро ставят вопросы своевременного предвидения последствий разработки и внедрения новых технологий, а также моральной ответственности инженера. Весьма актуальными становятся вопросы гуманитарного контроля в науке и сфере высоких технологий, социально-гуманитарная экспертиза научно-технических разработок.

Эталоном подготовки становится инженер, обладающий широким профессиональным и мировоззренческим кругозором, а также рядом гуманитарных компетенций, к примеру, умением работать в команде, владением приемами эффективной профессиональной коммуникации, пониманием этической ответственности принятия инженерных решений.

Надо отметить, что на рубеже тысячелетий особенно интересно обратить взоры на все созданное, открытое, построенное и осознанное человечеством за время его развития. Наиболее важным в жизнедеятельности человечества является энергетическое обеспечение, которое дает движение всему одушевленному и неодушевленному на земле. Если в середине ХХ века человечество научилось управлять атомом и предопределило XXI век быть атомным, то уже в конце XX века минусы этого вида энергии оказались столь значимы, что она уже не является основной альтернативой нефтегазовой энергии. Если положить на одну чашу весов нефтегазовый комплекс, а на другую - атомную энергетику, вероятнее всего, первая перевесит, поскольку своим негативным действием атом нанес большой вред экологии земного шара.

С этих позиций интерес к нефтегазовому комплексу высок и, естественно, его развитие чрезвычайно актуально. Особенно интересным и важным является анализ всего сделанного в нефтегазовой сфере с целью прогнозирования путей ее дальнейшей эволюции. Необходимо изучение истоков зарождения нефтегазового дела (поиск, бурение, добыча, транспорт и хранение, переработка, нефте- и газохимия) с целью прогнозирования как поведения соответствующих источников энергии, так и технических решений, осуществляемых в данном контексте.

Если рассматривать инженерную деятельность как некоторую систему, необходимо определить основные составляющие этой системы. Такими составляющими являются техника, технология и наука.

Слово «техника» происходит от греческого 1есии, которое переводится как «искусство», «мастерство», «сноровка». В русском языке понятие «техника» включает совокупность устройств, средств, создаваемых для осуществления производственных потребностей общества, то есть инструментов, машин, приборов, агрегатов и т.п.

Понятие «техника» в философском смысле представляет собой совокупность технических структур (в начальном периоде развития человечества довольно примитивных), с помощью которых человек преобразует окружающий его мир, творит «искусственную природу».

Инженерная деятельность возникла и начала свой путь к признанию и утверждению только тогда, когда в сфере материального производства наметилось отделение ум-

ственного труда от физического. Иначе говоря, сущностью деятельности инженера с древнейших времен и до наших дней следует считать интеллектуальное обеспечение процесса решения технических и технологических задач. Ибо инженер, как правило, не создает техническую структуру, а использует умения и навыки ремесленников и рабочих для реализации своего замысла, то есть материализует его, разрабатывая способы, приемы и технологические процессы создания реального объекта, используя свои знания. Именно в этом заключается главное отличие профессиональной группы инженеров от ремесленников и рабочих [4].

Практическая деятельность инженера охватывает в наше время весьма обширную область человеческих знаний. Так, знаний выдающегося инженера и величайшего ученого древнего мира Архимеда было достаточно, чтобы одному создать метательные машины, поражавшие воображение многих людей. В настоящее время потребовалось объединение усилий множества талантливых ученых и незаурядных инженеров во главе с выдающимся инженером нашей эпохи академиком С.П. Королевым, чтобы решить современную задачу метания - «метания» в космос искусственного спутника Земли.

Современному инженеру для его инженерной деятельности не хватило бы всех знаний Архимеда, Леонардо да Винчи и А.С. Попова, вместе взятых. Однако это не означает, что любой инженер нашего времени может сравниться в техническом творчестве с кем-то из названных выше. Техническое творчество инженера каждой общественной формации использует опыт и достижения ее предшественников как фундамент, на котором каждый возводит свое «здание».

Наиболее важным аспектом гуманитаризации технического образования является вопрос связи методологии гуманитарной подготовки с будущей профессиональной деятельностью формирующегося специалиста. Гуманитарный подход предлагаемой модели подготовки должен ориентировать студента на профессиональные проблемы, характерные именно для его сферы производства [5].

Рассматриваются проблемы расширения общекультурной составляющей образования, повышения культуры и расширения эрудиции, улучшения мыслительных способностей, обретения «широкоугольного» взгляда на мир в целом и на место человека в нем, а также реализации принципов субъектности, развития личности на основе свободы выбора, личностном и деятельностном участии студента в процессе обучения, самостоятельности смысло-, рече-, тек-стопорождения, диалогичности, коммуникативности и некоторые другие [6-7].

Разрабатываются вопросы теории и практики усиления преподавания в технических вузах таких гуманитарных дисциплин, как социология, философия, логика, история, русский и иностранные языки, и их взаимосвязи со специальными дисциплинами, гармонизация знания путем синтеза и взаимообогащения естественно-научного и гуманитарного знания на основе их общечеловеческого содержания, а не только формальных междисциплинарных научных связей [8].

Существует проблема, когда вузы, готовя будущего инженера, по сути, ориентируются на образ инженера второй половины XIX - первой половины XX столетия. Дело в том, что современная инженерная деятельность не только стала более сложной и оснащенной компьютерной техникой, но в ней все чаще решаются нетрадиционные задачи, требующие нового инженерного мышления. Для нетрадиционных видов инженерной деятельности характерен ряд особенностей. Во-первых, это связь инженерных аспектов деятельности с социальными, экономическими и экологическими. Все чаще инженер вынужден разрабатывать (проектировать и изготовлять) не просто технические изделия, то

2-3 ■ 2022

История и педагогика естествознания

есть машины, механизмы, сооружения, а сложные системы, включающие помимо технических подсистем, и другие, нетехнические, разработка которых предполагает обращение к таким дисциплинам, как инженерная психология, дизайн, инженерная экономика, прикладная экология и социология и т.д. Во-вторых, это необходимость моделировать и рассчитывать не только основные процессы проектируемого инженерного объекта, но и возможные последствия его функционирования, особенно отрицательные. Такие последствия бывают трех родов: изменение под воздействием новой техники среды и природы, изменение деятельности инфраструктур (например, введение новых авиационных технологий влечет за собой необходимость создания новых заводов, специализированных конструкторских бюро, учебных программ, выделение ресурсов и т.п.) и наконец влияние новой техники на человека: изменение его потребностей, условий жизни и т.д. Можно говорить о новом характере инженерного мышления, предполагающего более высокую общую культуру личности инженера, достаточно развитую рефлексию собственной деятельности, использование в работе представлений и методов современной методологии и прикладных гуманитарных наук.

Вторая проблема: как преодолеть ориентацию инженерного корпуса только на идеалы естественно-научного уровня мышления или более широко - на техническую культуру? Оппозиция технической и гуманитарной культуры хорошо известна. Представители технической культуры исходят из убеждений, что мир подчиняется законам природы, которые можно познать, а познав, затем поставить на службу человеку. Они убеждены, что в мире действуют рациональные отношения, что все (не исключая и самого человека) можно спроектировать, построить, что явления объективны и прозрачны (в том смысле, что их природа и строение рано или поздно могут быть постигнуты человеком).

Подобными идеями, в конечном счете, вдохновляются и специалисты генной инженерии, и проектировщики больших систем, и политики, обещающие человечеству непрерывный научно-технический прогресс и рост благосостояния, наконец, обычные потребители, убежденные, что природа нашей планеты существует именно для того, чтобы жить в комфорте и изобилии, и потому ее нужно как можно скорее превратить в заводы, города, машины и сооружения.

В современной цивилизации техническая культура, безусловно, является наиболее массовой, ведущей (она буквально на наших глазах меняет облик нашей планеты), гуманитарная культура явно в оппозиции. Гуманитарно ориентированный человек отказывается принимать научно-инженерную обусловленность и причинность не вообще, а в отношении жизни самого человека, общества или природы. Он убежден, что и человек, и природа - суть духовные образования, к которым нельзя подходить с мерками технической культуры. Для него все это - живые субъекты, их можно понять, услышать, с ними можно говорить (отсюда роль языка), но ими нельзя манипулировать, их нельзя превращать в средства.

Глубокая специализация и социализация в этих двух культурах в конечном счете приводит к тому, что формируются два разных типа людей с разным видением, пониманием мира, образом жизни. Для инженера гуманитарий нередко выглядит и ведет себя как марсианин (поскольку, живя в мире технической цивилизации, он не хочет признавать этот мир), для гуманитария технически ориентированный человек не менее странен (технический человек и технический мир напоминают рациональное устройство, пугающую или, напротив, комфортную).

Вообще постановка вопроса о гуманитаризации технического образования, очевидно, не может сводиться к вопросу о преподавании в инженерных вузах гуманитарных

наук и дисциплин. Вероятно, этот вопрос должен ставиться достаточно широко: каким должно быть инженерное образование, чтобы отвечать современным требованиям и инженерной профессии, характеру и тенденциям современной инженерии, особенностям современного образовательного процесса, общим требованиям и идеалам человека постиндустриальной культуры? В каком смысле при такой постановке вопроса можно говорить о гуманитаризации технического образования?

Вероятно, если обособление технической и гуманитарной культуры становится нетерпимым, способствует углублению кризиса нашей цивилизации, то нужно работать на их сближение, стремиться к целостной гуманитарно-технической личности.

Идеал - целостный, органичный человек, ориентирующийся в обеих культурах, являющий собой ростки (очаги) новой культуры, где уже не будет самой оппозиции гуманитарное - техническое. По сути, указанные здесь моменты задают один из смыслов идеи гуманитарного образования. Второй его смысл - профессиональный: очевидно, будущие инженеры и другие специалисты в области технических дисциплин должны усвоить какие-то специальные знания и методы из области гуманитарных наук.

Гуманитаризация означает обогащение содержания подготовки такими аспектами, которые формируют широту профессиональных взглядов будущего специалиста, описывая предстоящую ему деятельность с позиций значимости и социальной цены, включая в круг важных сторон деятельности также и качество личных отношений человека к ней, его самовыражения в ее ходе. Гуманитаризация направлена на раскрытие многопланового человеческого потенциала в структуре профессиональной деятельности, на его реализацию в согласовании с общественными требованиями к ее процессу и результатам, в обеспечении многосторонней связи индивидуальной деятельности специалиста с деятельностью его социально-производственного окружения, что в итоге обуславливает повышение качества производимых работ и социальной и психологической устойчивости отдельных людей и производственных коллективов [9].

Гуманитарное моделирование подготовки инженерных кадров самого процесса гуманитаризации научно-технического образования представляет собой исследование объектов познания на их моделях, построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений и результатов, которые могут произойти после внедрения модели в образовательную практику.

Гуманитаризация представляет собой не ломку традиционного более или менее привычного содержания подготовки по техническим и естественно-научным специальностям или отдельным дисциплинам, а перевод содержания на новый концептуальный уровень - уровень социального выражения деятельности, социальных механизмов ее эффективности. Это уровень видения работниками общих конечных результатов своего участия в общем созидании, своих возможностей влияния на общие результаты, повышающие самооценку людей и их личностный статус в обществе. Человек при таком подходе не испытывает отчужденности от других людей или безразличия к общественным интересам, а ощущает включенность в общее дело предприятия, отрасли и шире - общества в целом. Это происходит тогда, когда работник включен в реальные социально-производственные связи, взаимоотношения и взаимодействия, когда он воочию видит или осознает причастность к их выстраиванию, поддержанию их работоспособности и к необходимой перестройке.

[18)

История и педагогика естествознания

2-3 ■ 2022

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Романенко И.Б., Преображенская К.В., Корольков А.А. Педагогическая антропология в зеркале философии. СПб.: Алтейя, 2017. 111 с.

2. Романенко И.Б., Пую Ю.В. Цифровизация и социальные сети: актуальный формат существования человека // Научное мнение, 2020. № 6. С. 52-58.

3. Романенко И.Б., Бирюкова Н.С. Тенденции массовизации и элитизации образования: социально-философский анализ // Общество. Среда. Развитие. 2014. № 3. С. 127-130.

4. Мовсумзаде Э.М. Интенсификация инженерного образования / под ред. С.И. Пахомова. М.: ОБРАКАДЕМНАУКА, 2020. 88 с.

5. Мовсумзаде Э.М., Колчина Г.Ю., Пушина Л.А. и др. Основные составляющие инженерного образования - гуманитаризация и математизация // История и педагогика естествознания. 2021. № 1-2. С. 76-82.

6. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М. Изд-во УРАО. 2002. 587 с.

7. Новиков А.М. Российское образование новой эпохи. Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес. 2000. 272 с.

8. Черноглазкин С.Ю., Пушина Л.А., Кобраков К.И., Балыхин М.Г., Мовсумзаде Э.М. Гуманитарно-смысловое моделирование подготовки инженерно-промышленных кадров: ведущие принципы // История и педагогика естествознания, 2016. № 3. С. 16-19.

9. Мовсумзаде Э.М. Ступени трансформации профессиональной образовательной системы и современные перспективы инженерного образования: моногр. / под ред. С.И. Пахомова. М.: ОБРАКАДЕМНАУКА, 2021. 188 с.

REFERENCES

1. Romanenko I.B., Preobrazhenskaya K.V., Korol'kov A.A. Pedagogicheskaya antropologiya vzerkale filosofii [Pedagogical anthropology in the mirror of philosophy]. St. Petersburg, Alteyya Publ., 2017. 111 p.

2. Romanenko I.B., Puyu YU.V. Digitalization and social networks: the actual format of human existence. Nauchnoye mneniye, 2020, no. 6, pp. 52-58 (In Russian).

3. Romanenko I.B., Biryukova N.S. Trends of mass and elitization of education: socio-philosophical analysis. Obshchestvo. Sreda. Razvitiye, 2014, no. 3, pp. 127-130 (In Russian).

4. Movsumzade E.M. Intensifikatsiya inzhenernogo obrazovaniya [Intensification of engineering education]. Moscow, OBRAKADEMNAUKA Publ., 2020. 88 p.

5. Movsumzade E.M., Kolchina G.YU., Pushina L.A., Lyubimova V.D., Chernoglazkin S.YU., Guseynova S.N., Chuyko YE.V., Isayeva T.A., Seleznev V.S. The main components of engineering education are humanitarization and mathematization. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2021, no. 1-2, pp. 76-82 (In Russian).

6. Ushinskiy K.D. Pedagogicheskaya antropologiya. Chelovek kakpredmet vospitaniya. Opyt pedagogicheskoy antropologii [Pedagogical anthropology. A person as an object of education. The experience of pedagogical anthropology]. Moscow, URAO Publ., 2002. 587 p.

7. Novikov A.M. Rossiyskoye obrazovaniye novoy epokhe. Paradoksy naslediya, vektory razvitiya [Russian education in the new era. Paradoxes of heritage, vectors of development]. Moscow, Egves Publ., 2000. 272 p.

8. Chernoglazkin S.YU., Pushina L.A., Kobrakov K.I., Balykhin M.G., Movsumzade E.M. Humanitarian and semantic modeling of engineering and industrial personnel training: leading principles. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2016, no. 3, pp. 16 - 19 (In Russian).

9. Movsumzade E.M. Stupeni transformatsiiprofessionally obrazovatel'noy sistemy i sovremennyye perspektivy inzhenernogo obrazovaniya [Stages of transformation of the professional educational system and modern prospects of engineering education]. Moscow, OBRAKADEMNAUKA Publ., 2021. 188 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Мовсумзаде Эльдар Мирсамедович, д.х.н., проф., чл.-корр. РАО, советник ректора, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Валитова Ника Эдуардовна, к.полит.н., доцент кафедры социальных и политических коммуникаций, замдиректора Института нефтегазового бизнеса, Уфимский государственный нефтяной технический университет. Тептерева Галина Алексеевна, д.т.н., проф. кафедры общей, аналитической и прикладной химии, Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Логинова Марианна Евгеньевна, к.ф.-м.н., доцент кафедры бурения нефтяных и газовых скважин, Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Гусейнова Саадет Назимовна, к.т.н., н.с., Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Лаврова Оксана Мударисовна, к.х.н., доцент, Казанский национальный исследовательский технологический университет. Исаева Татьяна Александровна, магистр, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Eldar M. Movsumzade, Corresponding Member Russian Academy of education, Dr. Sci. (Chem.), Prof., Adviser to the Rector, Ufa State Petroleum Technological University, Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art).

Nika E. Valitova, Cand. Sci. (Polit.), Assoc. Prof. of the Department of Social

and Political Communications, Deputy Director of the Oil and Gas Business

Institute, Ufa State Petroleum Technological University.

Galina А. Teptereva, Dr. Sci. (Tech.), Prof. of the Department of General,

Analytical and Applied Chemistry, Ufa State Petroleum

Technological University.

Marianna E. Loginova, Cand. Sci. (Ph.-m.), Assoc. Prof. of the Department of Oil and Gas Well Drilling, Ufa State Petroleum Technological University. Saadet N. Guseynova, Cand. Sci. (Tech.), Researcher, Ufa State Petroleum Technological University.

Oksana M. Lavrova, Cand. Sci. (Chem.), Assoc. prof., Kazan National Research Technological University.

Tatyana A. Isaeva, Master, Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art).

2-3 • 2022

История и педагогика естествознания

ftp

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.