Научная статья на тему 'Математизация – важная ступень развития инженерных специальностей'

Математизация – важная ступень развития инженерных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
НефтеГазоХимия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
подготовка инженерных кадров / конкурентоспособность / требования к подготовке / общепрофессиональные компетенции / онлайн-технологии / проектное обучение / training of engineering personnel / competitiveness / training requirements / general professional competencies / online technologies / project training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мовсумзаде Эльдар Мирсамедович, Исаева Татьяна Александровна, Пушина Любовь Александровна, Гусейнова Саадет Назимовна, Любимова Валерия Дмитриевна

В статье рассмотрены вопросы современных требований к инженерным кадрам и их согласование с компетентностной моделью выпускника, определяемой Федеральными государственными образовательными стандартами. Математизация является одним из основных направлений инженерных специальностей. Рассматривается возможность интеграции инженерного и гуманитарного знания, предполагающая освоение обучающимися ценностей логики, cпособов создания и использования знаний о техносфере в их неразрывной связи с требованиями социальных отношений, c интересами активной и безопасной деятельности будущих выпускников-инженеров в производственной сфере. Отмечены значения математических, компьютерных, историко-технологических знаний в обучении по профилю подготовки, знаний корпоративной педагогики, а также освещены вопросы перестройки содержания инженерных дисциплин на основе обогащения развивающим материалом междисциплинарного, эмоционально-эстетического, интерактивного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мовсумзаде Эльдар Мирсамедович, Исаева Татьяна Александровна, Пушина Любовь Александровна, Гусейнова Саадет Назимовна, Любимова Валерия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATHEMATIZATION IS AN IMPORTANT STAGE IN THE DEVELOPMENT OF ENGINEERING SPECIALTIES

The article deals with the issues of modern requirements for engineering personnel, and their coordination with the competence model of the graduate, determined by the Federal State Educational Standards. Mathematization is one of the main directions of engineering specialties. The article considers the possibility of integrating engineering and humanitarian knowledge, which involves the development of students ' values of logic, ways of creating and using knowledge about the technosphere in their inseparable connection with the requirements of social relations, with the interests of active and safe activities of future graduates-engineers in the industrial sphere. The importance of mathematical, computer, historical and technological knowledge in training in the profile of training, knowledge of corporate pedagogy, as well as the issues of restructuring the content of engineering disciplines on the basis of enriching the developing material of an interdisciplinary, emotional-aesthetic, interactive nature are highlighted.

Текст научной работы на тему «Математизация – важная ступень развития инженерных специальностей»

УДК 378.147

https://doi.org/10.24412/2310-8266-2020-3-4-62-65

Математизация - важная ступень развития инженерных специальностей

Э.М. Мовсумзаде1,2, Т.А. Исаева2, Л.А. Пушина3, С.Н. Гусейнова1, В.Д. Любимова2, В.С. Селезнев2, О.М. Лаврова4, Г.Ю. Колчина5, Чуйко Е.В.6

1 Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия

ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-7267-1351, E-mail: [email protected], E-mail: [email protected]

2 Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 117997, Москва, Россия

ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-7267-1351, E-mail: [email protected], E-mail: [email protected], E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

3 Удмуртский государственный университет, 426034, г. Ижевск, Россия E-mail: [email protected]

4 Казанский национальный исследовательский технологический университет, 420015, г. Казань, Россия E-mail: [email protected]

5 Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, 453103, г. Стерлитамак, Россия ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2808-4827, E-mail: [email protected]

6 Государственный университет управления, 109542, Москва, Россия E-mail: [email protected]

Резюме: В статье рассмотрены вопросы современных требований к инженерным кадрам и их согласование с компетентностной моделью выпускника, определяемой Федеральными государственными образовательными стандартами. Математизация является одним из основных направлений инженерных специальностей. Рассматривается возможность интеграции инженерного и гуманитарного знания, предполагающая освоение обучающимися ценностей логики, отособов создания и использования знаний о техносфере в их неразрывной связи с требованиями социальных отношений, c интересами активной и безопасной деятельности будущих выпускников-инженеров в производственной сфере. Отмечены значения математических, компьютерных, историко-технологических знаний в обучении по профилю подготовки, знаний корпоративной педагогики, а также освещены вопросы перестройки содержания инженерных дисциплин на основе обогащения развивающим материалом междисциплинарного, эмоционально-эстетического, интерактивного характера.

Ключевые слова: подготовка инженерных кадров, конкурентоспособность, требования к подготовке, общепрофессиональные компетенции, онлайн-технологии, проектное обучение.

Для цитирования: Мовсумзаде Э.М., Исаева Т.А., Пушина Л.А., Гусейнова С.Н., Любимова В.Д., Селезнев В.С., Лаврова О.М., Колчина Г.Ю., Чуйко Е.В. Математизация - важная ступень развития инженерных специальностей // НефтеГазоХимия. 2020. № 3-4. С.62-65.

D0I:10.24412/2310-8266-2020-3-4-62-65

Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта по гранту № 19-29-07471 мк.

MATHEMATIZATION IS AN IMPORTANT STAGE IN THE DEVELOPMENT OF ENGINEERING SPECIALTIES

Eldar M. Movsumzade1,2, Tatyana A. Isaeva2, Lyubov A. Pushina3, Saadet N. Guseynova1, Valeria D. Lyubimova2, Vladislav S. Seleznev2, Oksana M. Lavrova4, Galina YU. Kolchina5, Egor V. Chuyko6

1 Ufa State Petroleum Technological University, 450062, Ufa, Russia

ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-7267-1351, E-mail: [email protected], E-mail: [email protected]

2 Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art) 117997, Moscow, Russia

ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-7267-1351, E-mail: [email protected], E-mail: [email protected], E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

3 Udmurt State University, 426034, Izhevsk, Russia

ORCID: ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7270-4195, E-mail: [email protected]

4 Kazan National Research Technological University, 420015, Kazan, Russia E-mail: [email protected]

5 Sterlitamak branch of the Bashkir State University,453103, Sterlitamak, Russia ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2808-4827, E-mail: [email protected]

6 State University of Management, 109542, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

Abstract: The article deals with the issues of modern requirements for engineering personnel, and their coordination with the competence model of the graduate, determined by the Federal State Educational Standards. Mathematization is one of the main directions of engineering specialties. The article considers the possibility of integrating engineering and humanitarian knowledge, which involves the development of students ' values of logic, ways of creating and using knowledge about the technosphere in their inseparable connection with the requirements of social relations, with the interests of active and safe activities of future graduates-engineers in the industrial sphere. The importance of mathematical, computer, historical and technological knowledge in training in the profile of training, knowledge of corporate pedagogy, as well as the issues of restructuring the content of engineering disciplines on the basis of enriching the developing material of an interdisciplinary, emotional-aesthetic, interactive nature are highlighted.

Keywords: training of engineering personnel, competitiveness, training requirements, general professional competencies, online technologies, project training.

For citation: Movsumzade E.M., Isaeva T.A., Pushina L.A., Guseynova S.N., Lyubimova V.D., Seleznev V.S., Lavrova O.M., Kolchina G.YU., Chuiko E.V. MATHEMATIZATION IS AN IMPORTANT STAGE IN THE DEVELOPMENT OF ENGINEERING SPECIALTIES. Oil & Gas Chemistry. 2020, no. 3-4, pp. 62-65. DOI:10.24412/2310-8266-2020-3-4-62-65

Acknowledgments: The reported study was funded by RFBR ac- cording to the research project No 19-29-07471 mk

НАШ САЙТ В ИНТЕРНЕТЕ: WWW.NEFTEGAZOHIMIYA.RU СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ

£

Технический прогресс в современном мире погружен в мир техники и интеллектуальных технологий. Настоящая эра интеллектуализации технологических средств жизнеобеспечения человека, роботизации, компьютеризации самых разных процессов жизнедеятельности как отдельных людей, так и целевых сообществ ставит закономерный вопрос о собственно человеческой роли в технотропном мире. Человек, существующий в технотропном мире как в естественной среде, человек, присваивающий человеческую культуру, делает это через ее технотронные формы, черпая информацию и выражая себя в работе с ней. При этом всевозможные технотронные инструменты, гаджеты, средства коммуникации и т.п. не вытесняют иные технические устройства, приспособления, машины, а качественно дополняют, видоизменяют их, делают умными и приспособленными к человеческим потребностям, что требует от содержания высшего инженерного образования постоянного учета их наличия в технико-технологическом мире и сосредоточения на них активного, деятельностного внимания студентов. Несмотря на достаточно долгую историю разработки в отечественной педагогике проблемы гуманитаризации высшего образования, она остается одной из самых важных и требующих дальнейших исследований. Не последнюю роль в этом играет сохраняющаяся до сих пор тенденция рассматривать гуманитаризацию в ключе количественных показателей приема на гуманитарные специальности и выпуска по ним, номенклатуры изучаемых гуманитарных дисциплин и т.п. Гуманитаризация не только определяется для гуманитарных наук и специальностей, а представляет собой проблему широкого методологического плана, связанную с подготовкой кадров самых разных специальностей и определяющую другие характеристики образовательного процесса.

Элементы, поддерживающие устойчивость реализации направлений и акцентирующие для обучающихся полезность гуманитарных ценностей в практике предстоящей инженерной деятельности:

- для истории специальности - логика технологического прогресса, позволяющая глубже осознать современные подходы специалиста к работе и тенденции их развития;

- для математики - логика классов математических задач, имеющих наибольшую вероятность возникновения в рабочей практике специалиста, с соответствующим инструментарием для каждого из классов;

- для компьютеризации - логика возможностей компьютерного представления материала (видеопрезентация, гиперссылки, анимация и пр.), а также коммуникационных процедур, обеспечиваемых информационно-компьютерными сетями.

Математика - это неотъемлемая часть практически, всех дисциплин в техническом образовании. Математизация технических дисциплин сопровождает весь курс изучения данной дисциплины. Невозможно представить технические дисциплины без расчетов, математической обработки результатов решения технических задач.

Математизация, математические модели являются основным методом решения задач оптимизации технологических процессов. Метод математического моделирования применяют при изучении свойств процессов, для которых имеется достаточно точное математическое описание. При этом важно учесть степень полноты математического описания, то есть полноты системы уравнений, описывающей все основные стороны моделируемого процесса и все числовые значения параметров этих уравнений. Вопросы оптимизации, моделирования, инструментализации, расчета и конструирования, автоматизации, экономики производства и

3-4 • 2020

управления связаны с математическим языком обучения и интерпретации естественно-технических предметов. Математизация является теоретической основой объяснения естественно-технических процессов и производств, поскольку возможности производственной практики студентов в последние 10-15 лет достаточно осложнены, так как связаны с коммерциализацией производств и предприятий. Поэтому магистерское обучение сопровождающееся производственной практикой, предлагается начинать в третьем учебном семестре на базе выпускающих кафедр, с применением компьютерно-цифровых и информационно-технологических методов.

Математизация и моделирование инженерно-технического образования предполагает формирование у будущих инженеров действенного математического аппарата решения инженерных задач. Математизация означает приведение содержания дисциплины к потребностям инженерных специалистов, а не просто раскрытие математических знаний самих по себе, что в значительной степени снижает их ценность для студентов и усложняет их понимание. Математизация предполагает создание содержания математической подготовки, соединяющего фундаментальные математические знания с типами инженерных задач и раскрывающего возможности их решения. Это существенно усиливает практическую ориентацию математической подготовки и подводит фундаментальную математическую базу под подготовку в рамках собственно инженерной составляющей. Развитие математического образования в вузе соответствует Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Математические методы сопровождают все междисциплинарные предметы инженерного образования. Так, в нефтяных специальностях бурения и добычи все предметы, как то: сопротивление материалов, детали машин, термодинамика и теплотехника, гидродинамика, гидравлика и гидравлические машины, расчет и конструирование машин и механизмов, автоматизация и управление и др. Аналогично можно привести и ряд междисциплинарных предметов технологических и перерабатывающих специальностей. Процесс обучения на химико-технологических специальностях сопровождается, естественно, и полным набором чисто химических и технологических дисциплин, которые спасобствуют анализу всего периода развития науки. Математизация инженерно-технических и естественно-научных направлений является основой естественно-технических предметов обучения будущих специалистов. Вопросы оптимизации, моделирования, инструментализации, расчета и конструирования, автоматизации, экономики производства и управления связаны с математическим языком обучения и интерпретации естественно-технических предметов.

Применение теоретических предложений реализации процессов на мониторе компьютера с изучением процессов и изменением параметров их протекания позволяет ввести будущих специалистов в производство. Информационные технологии современного уровня открывают возможности использования тренажеров для обучения и подготовки специалистов. Математизация предметов и дисциплин постоянно прогрессирует и отличается тем, что математические методы зависят от новизны и новшеств возможностей их систем. Так, например, основными задачами химической технологии являются создание новых высокоэффективных процессов и совершенствование уже действующих, что возможно только с помощью разработки и использования систем автоматизированного проектирования и оптимизации химико-технологических процессов, развитие которых обусловлено широким внедрением средств вычислитель-

НефтеГазоХимия 63

ной техники и прикладного математического обеспечения. Основой таких систем является метод математического моделирования, заключающийся в представлении свойств объекта с помощью математической модели.

В начале второй половины прошлого столетия было дано количественное определение скорости реакции как изменение количества превращающегося вещества в единицу времени в единице объема зоны, в которой протекает химическая реакция. Далее в ходе исследований с применением математических вычислений были установлены основные типы зависимости скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ, от температуры и других факторов, влияющих на ход химического превращения. Однако рост химической промышленности в послевоенные годы обусловил пересмотр способов исследования и оптимизации химико-технологических процессов. Применяющиеся ранее для изучения многофакторных химических процессов однофакторные методы не гарантировали оптимальности разработанных режимов, требовали длительного времени, давали недостаточное количество информации об изучаемом объекте. Все это стало основой быстрого развития и внедрения в практику статистических методов планирования экстремальных экспериментов.

Конечной целью исследования с применением статистических методов планирования является получение математического описания процессов в оптимальной области. Полученные таким способом математические модели могут быть использованы не только для выявления оптимальных режимов, но и как источник информации, необходимой для создания систем оптимального управления процессом. И естественно, такое математическое внедрение в расчеты производительности процессов не может быть завершающим, поскольку проявляет необходимость дальнейших расчетов, то есть дальнейшей математизации процессов химической технологии. Главное - получение целевых продуктов с максимальным выходом при полном использовании исходного сырья.

Однако надо отметить, что приближение к таким условиям достигается проведением химических реакций с рециркуляцией непрореагировавшего сырья.

Во всех технологических производствах и процессах математизация является определяющим и основным фактором, объясняющим и резюмирующим практически эти явления. Математические шаги в науке и технике привели к созданию приборов и аппаратов, регистрирующих и регулирующих основные параметры процессов. Все это легло в основу производства проборов и аппаратов управления,

а дальнейшее развитие науки и техники привело к совершенствованию и созданию автоматических систем управления (АСУ). Дальнейшее развитие АСУ промышленными предприятиями нашло свое выражение в качественно новых системах - интегрированных автоматизированных системах управления. Объективными условиями создания таких систем явились:

- выпуск отечественной промышленностью ЭВМ третьего поколения;

- многочисленные виды периферийных устройств.

Математические операции практически были внедрены во все операции ЭВМ. На предприятиях с непрерывным характером производства обычно разработки систем управления предприятиями (автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП)) проводились раздельными системами управления.

ЭВМ второго поколения не позволяли строить эффективные многомашинные комплексы, обеспечивающие взаимосвязанное решение функциональных задач различных иерархических уровней управления и принадлежащих различным подсистемам.

Требования совершенствования управления крупными предприятиями, появление новых средств измерения, сбора и переработки информации - и особенно ЭВМ третьего поколения - обуславливают необходимость и возможность создания качественно новых систем управления предприятиями - интегрированных автоматизированных систем. Эти системы должны осуществлять оптимальное управление предприятием, решая наряду с задачами технико-экономического управления предприятием в целом и задачи управления технологическими процессами, при этом осуществляется поиск наилучших решений с учетом функционирования всего предприятия.

Как видно, математический аппарат способствует созданию систем автоматического регулирования. Качество функционирования системы управления промышленным предприятием во многом определяется организацией и степенью автоматизации информационных процессов. Совершенствование организации сбора, технологии обработки, выдачи и хранения информации, а также технических средств, используемых в этих процессах в целях наибольшего удовлетворения нужд управления, - задача, которая никогда не потеряет своей актуальности.

Развитие системы автоматизированного проектирования в проектных и научно-исследовательских институтах, в конструкторских бюро обусловлено широким внедрением средств вычислительной техники прикладного математического обеспечения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Филиппов В.М. Место фундаментального естественно-научного образования в новой образовательной парадигме // Вестник РУДН. Сер.: Фундаментальное естественно-научное образование. 1995. № 1. С. 5-7.

2. Мовсумзаде Э.М. Гуманитаризация инженерно-технического образования. М.: Современный университет, 2007. 100 с.

3. Черноглазкин С.Ю., Балыхин М.Г., Пушина Л.А. Содержание подготовки специалистов в области гуманитарной логики: методология моделирования // История и педагогика естествознания. 2015. № 4. С. 13-16.

4. Черноглазкин С.Ю., Пушина Л.А., Мовсумзаде Э.М., Балыхин М.Г. Гуманитарно-ориентированная подготовка специалистов легкой промышленности: методологическое введение // История и педагогика естествознания. 2016. № 1. С. 9-13.

5. Черноглазкин С.Ю., Пушина Л.А., Кобраков К.И. и др. Гуманитарно-смысловое моделирование подготовки инженерно-промышленных кадров: ведущие принципы // История и педагогика естествознания. 2016. № 3. С. 16-19.

6. Бахтизин Р.Н., Шемяков А.О., Керимов В.Ю. и др. Курс «История специальности» как реализация гуманитаризации технического образования // История и педагогика естествознания. 2016. № 4. С. 9-16.

7. Керимов В.Ю., Осипов А.В., Мустаев Р.Н. Новые направления подготовки кадров для топливно-энергетического комплекса // История и педагогика естествознания. 2016. № 4. С. 6-8.

8. Бахтизин Р.Н., Шемяков А.О., Керимов В.Ю., Мовсумзаде Э.М. Подготовка инженерных кадров в области гуманитарного моделирования // История и педагогика естествознания. 2017. № 1. С. 6-11.

9. Хасанов И.И., Логинова Е.А., Полетаева О.Ю. Регистрация, контроль и управление в нефтепереработке и нефтехимии, основные параметры регулирования процессами // НефтеГазоХимия. 2017. № 3. С. 25-27.

10. Мовсумзаде Э.М. Математизация, гуманитаризация, информационные технологии, педагогика и психология в многоступенчатом образовательном процессе // История и педагогика естествознания». 2017. № 3. С. 22-26.

11. Мовсумзаде Э.М., Пахомов С.И., Бахтизин Р.Н., Шемяков А.О. Математическое моделирование - основа инженерных специальностей // История и педагогика естествознания. 2018. № 2. С. 45-48.

12. Мовсумзаде Э.М., Белгородский В.С., Колчина Г.Ю. и др. Математизация в технических предметах подготовки специалистов // История и педагогика естествознания. 2019. № 1. С. 18 - 22.

НАШ САЙТ В ИНТЕРНЕТЕ: WWW.NEFTEGAZOHIMIYA.RU

СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ

13. Мовсумзаде Э.М., Колчина Г.Ю., Полетаева О.Ю., Каримов Э.Х. Некоторые практические возможности современного изложения курса «Общая химия» // История и педагогика естествознания. 2019. № 3. С. 5-9.

14.Колчина Г.Ю., Мовсум-заде Н.Ч., Бахтина А.Ю., Мовсумзаде Э.М. Квантовая химия: перспективы и достижения // НефтеГазоХимия. 2016. № 1. С. 51-60.

15. Колчина Г.Ю., Полетаева О.Ю., Мовсум-заде Н.Ч. и др. Гуманитарные и математические научные направления в магистерском образовательном процессе // История и педагогика естествознания. 2020. № 1. С. 17-20.

16. Владимиров А.И. Об инженерно-техническом образовании. М.: Недра, 2011. 81 с.

17. Бехманн Г. Техногенные катастрофы: жизнь в обществе риска // Философские науки. 2011. № 8. С. 39-43.

18. Биктагиров И.А., Вологдин A.A. Подготовка инженерных кадров к деятельности в условиях интеграции российской экономики в мировую // Высшее образование в России. 2012.№ 11. С.67-70.

19. Ола Дж., Гепперт А., Прокаш С. Когда закончится нефть и газ: пер. с англ. М.: БИНОМ; Лаборатория знаний, 2015. 416 с.: ил.

20. Борисов В.П., Балыхин М.Г., Черноглазкин С.Ю., Пушина Л.А., Мовсумзаде Э.М. Цивилизационный путь России и развитие отечественной текстильной промышленности. М.: ОБРАКАДЕМНАУКА, 2015. 40 с.

21. Бахтизин Р.Н., Гюльмалиев А.М., Пахомов С.И., Мовсум-заде Н.Ч. Математические методы в нефтегазохимическом комплексе. М.: ОБРАКАДЕМНАУ-КА, 2016. 200 с.

22. Бахтизин Р.Н., Шемяков А.О., Мовсум-заде М.Э. Математические методы в экономике нефтегазохимических производств. М.: ОБРАКАДЕМНАУКА, 2016. 158 с.

23. Слесаренко И.В. Гуманитаризация профессиональной подготовки специалистов // Высшее образование в России. 2009. № 1. С. 173-176.

24. Багдасарьян Н.Г., Гаврилина Е.А. Еще раз о компетенциях, или Концепт культуры в компетенциях инженеров // Высшее образование в России. 2010. № 6. С. 24-28.

REFERENCES

1. Filippov V.M. The place of fundamental natural science education in the new educational paradigm. Vestnik RUDN, 1995, no. 1, pp. 5 - 7 (In Russian).

2. Movsumzade E.M. Gumanitarizatsiya inzhenerno-tekhnicheskogo obrazovaniya [Humanitarianization of engineering and technical education]. Moscow, Sovremennyy universitet Publ., 2007. 100 p.

3. Chernoglazkin S.YU., Balykhin M.G., Pushina L.A. The content of training specialists in the field of humanitarian logic: modeling methodology. Istoriya i pedagogikayestestvoznaniya, 2015, no. 4, pp. 13 - 16 (In Russian).

4. Chernoglazkin S.YU., Pushina L.A., Movsumzade E.M., Balykhin M.G. Humanitarian-oriented training of light industry specialists: a methodological introduction. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2016, no. 1, pp. 9 - 13 (In Russian).

5. Chernoglazkin S.YU., Pushina L.A., Kobrakov K.I., Balykhin M.G., Movsumzade E.M. Humanitarian-semantic modeling of training of engineering and industrial personnel: leading principles. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2016, no. 3, pp. 16 - 19 (In Russian).

6. Bakhtizin R.N., Shemyakov A.O., Kerimov V.YU., Pakhomov S.I., Mastobayev B.N., Movsumzade E.M. History of the specialty course as the implementation of the humanization of technical education. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2016, no. 4, pp. 9-16 (In Russian).

7. Kerimov V.YU., Osipov A.V., Mustayev R.N. New directions of personnel training for the fuel and energy complex. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2016, no. 4, pp. 6-8 (In Russian).

8. Bakhtizin R.N., Shemyakov A.O., Kerimov V.YU., Movsumzade E.M. Training of engineering personnel in the field of humanitarian modeling. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2017, no. 1, pp. 6-11 (In Russian).

9. Khasanov I.I., Loginova YE.A., Poletayeva O.YU. Registration, control and management in oil refining and petrochemistry, the main parameters of process regulation. NefteGazoKhimiya, 2017, no. 3, pp. 25-27 (In Russian).

10. Movsumzade E.M. Mathematization, humanitarization, information technology, pedagogy and psychology in a multistage educational process. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2017, no. 3, pp. 22-26 (In Russian).

11. Movsumzade E.M., Pakhomov S.I., Bakhtizin R.N., Shemyakov A.O. Mathematical modeling is the basis of engineering specialties. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2018, no. 2, pp. 45 - 48 (In Russian).

12. Movsumzade E.M., Belgorodskiy V.S., Kolchina G.YU., Poletayeva O.YU., Shemyakov A.O. Mathematization in technical subjects for training specialists. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2019, no. 1, pp. 18 - 22 (In Russian).

13. Movsumzade E.M., Kolchina G.YU., Poletayeva O.YU., Karimov E.KH. Some practical possibilities of the modern presentation of the General Chemistry course. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2019, no. 3, pp. 5 - 9 (In Russian).

14. Kolchina G.YU., Movsum-zade N.CH., Bakhtina A.YU., Movsumzade E.M. Quantum chemistry - prospects and achievements. NefteGazoKhimiya, 2016, no. 1, pp. 51 - 60 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Kolchina G.YU., Poletayeva O.YU., Movsum-zade N.CH., Pushina L.A., Bakhtina A.YU., Movsumzade E.M. Humanities and mathematical scientific directions in the master's educational process. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2020, no. 1, pp. 17 - 20 (In Russian).

16. Vladimirov A.I. Ob inzhenerno-tekhnicheskom obrazovanii [On engineering and technical education]. Moscow, Nedra Publ., 2011. 81 p.

17. Bekhmann G. Technogenic disasters: life in a risk society. Filosofskiye nauki, 2011, no. 8, pp. 39-43 (In Russian).

18. Biktagirov I.A., Vologdin A.A. Training of engineering personnel for activities in the context of the integration of the Russian economy into the world economy. Vyssheye obrazovaniye vRossii, 2012, no. 11, pp. 67-70 (In Russian).

19. Ola Dzh., Geppert A., Prokash S. Kogda zakonchitsya neft i gaz [When oil and gas run out]. Moscow, BINOM. Laboratoriya znaniy Publ., 2015. 416 p.

20. Borisov V.P., Balykhin M.G., Chernoglazkin S.YU., Pushina L.A., Movsumzade E.M. Tsivilizatsionnyy put Rossii i razvitiye otechestvennoy tekstil'noy promyshlennosti [The civilization path of Russia and the development of the domestic textile industry]. Moscow, OBRAKADEMNAUKA Publ., 2015. 40 p.

21. Bakhtizin R.N., Gyul'maliyev A.M., Pakhomov S.I., Movsum-zade N.CH. Matematicheskiye metody v neftegazokhimicheskom komplekse [Mathematical methods in the petrochemical complex]. Moscow, OBRAKADEMNAUKA Publ., 2016. 200 p.

22. Bakhtizin R.N., Shemyakov A.O., Movsum-zade M.E. Matematicheskiye metody v ekonomike neftegazokhimicheskikh proizvodstv [Mathematical methods in the economics of petrochemical industries]. Moscow, OBRAKADEMNAUKA Publ., 2016. 158 p.

23. Slesarenko I.V. Humanitarianization of professional training of specialists. Vyssheye obrazovaniye vRossii, 2009, no. 1, pp. 173-176 (In Russian).

24. Bagdasar'yan N.G., Gavrilina YE.A. Once again on competencies, or the concept of culture in the competencies of engineers. Vyssheye obrazovaniye v Rossii, 2010, no. 6, pp. 24-28 (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Мовсумзаде Эльдар Мирсамедович, д.х.н., проф., чл.-корр. РАО, советник ректора, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Исаева Татьяна Александровна, магистр, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). Пушина Любовь Александровна, к.филол.н., доцент, Удмуртский государственный университет.

Гусейнова Саадет Назимовна, к.т.н., н.с., Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Любимова Валерия Дмитриевна, магистр, Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). Селезнев Владислав Сергеевич, аспирант, Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). Лаврова Оксана Мударисовна, к.х.н., доцент, Казанский национальный исследовательский технологический университет.

Колчина Галина Юрьевна, к.х.н., доцент кафедры химии и химической технологии, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета. Чуйко Егор Валерьевич, магистрант, Государственный университет управления.

3-4 • 2020

Eldar M. Movsumzade, Corresponding Member Russian Academy of education, Dr. Sci. (Chem.), Prof., Adviser to the Rector, Ufa State Petroleum Technological University, Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art). Tatyana A. Isaeva, Master, Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art).

Lyubov A. Pushina, Cand. Sci. (Philol.), Assoc. prof., Udmurt State University. Saadet N. Guseynova, Cand. Sci. (Tech.), Researcher, Ufa State Petroleum Technical University.

Valeria D. Lyubimova, Master, Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art).

Vladislav S. Seleznev, Postgraduate Student, Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art).

Oksana M. Lavrova, Cand. Sci. (Chem.), Assoc. prof., Kazan National Research Technological University.

Galina YU. Kolchina, Cand. Sci. (Tech.), Associate Prof. of the Department of Chemistry and Chemical Technology, Sterlitamak branch of the Bashkir State University.

Egor V. Chuyko, Undergraduate, State University of Management.

НефтеГазоХимия 65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.