Научная статья на тему 'Факты, определяющие основные направления образовательной системы и этапы становления и развития техники'

Факты, определяющие основные направления образовательной системы и этапы становления и развития техники Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель технического образования / модернизации образования / подготовка инженеров / гуманитаризация / технические специальности / model of technical education / modernization of education / training of engineers / humanitarization / technical specialties

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мовсумзаде Эльдар Мирсамедович, Валитова Ника Эдуардовна, Баулин Олег Александрович, Колчина Галина Юрьевна, Логинова Марианна Евгеньевна

В работе представлены основные положения важных направлений, разрабатываемых для повышения подготовки специалистов технических специальностей. Рассмотрены новые направления подготовки инженерно-технических специалистов по важным разделам: гуманитаризация, математизация, информационно-цифровые технологии и психолого-педагогические навыки. Освещены вопросы формирования целостного гуманитарного мировоззрения будущих специалистов. Популярно рассказано о достижениях современной математики, развитии методов оптимизации и теории автоматического управления, использовании языка математики, математического моделирования и компьютерных технологий. В работе предпринята попытка рассмотрения исторического развития педагогической мысли и перспектив развития инженерного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мовсумзаде Эльдар Мирсамедович, Валитова Ника Эдуардовна, Баулин Олег Александрович, Колчина Галина Юрьевна, Логинова Марианна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTS DETERMINING THE MAIN DIRECTIONS OF EDUCATIONAL SYSTEM AND STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF TECHNOLOGY

The paper presents the main provisions of important areas being developed to improve the training of technical specialists. New directions of training of engineering and technical specialists in important sections are considered: humanitarization, mathematics, information and digital technologies and psychological and pedagogical skills. The issues of the formation of a holistic humanitarian outlook of future specialists are highlighted. It is popularly told about the achievements of modern mathematics, the development of optimization methods and the theory of automatic control, the use of the language of mathematics, mathematical modeling and computer technology. The paper attempts to consider the historical development of pedagogical thought and prospects for the development of engineering education.

Текст научной работы на тему «Факты, определяющие основные направления образовательной системы и этапы становления и развития техники»

УДК 378.147

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2022-2-3-5-8

I

Факты, определяющие основные направления образовательной системы и этапы становления и развития техники

2-3 • 2022

Мовсумзаде Э.М.12, Валитова Н.Э.1, Баулин О.А.1, Колчина Г.Ю.3, Логинова М.Е.1

1 Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: eldarmm@yahoo.com

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7135-0601, E-mail: nikaga@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6798-0205, E-mail: rector@rusoil.net ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7077-8705, E-mail: ufamel@yandex.ru

2 Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 117997, Москва, Россия ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: eldarmm@yahoo.com

3 Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, 453103, г. Стерлитамак, Россия ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2808-4827, E-mail: kolchina.gyu@mail.ru

Резюме: В работе представлены основные положения важных направлений, разрабатываемых для повышения подготовки специалистов технических специальностей. Рассмотрены новые направления подготовки инженерно-технических специалистов по важным разделам: гуманитаризация, математизация, информационно-цифровые технологии и психолого-педагогические навыки. Освещены вопросы формирования целостного гуманитарного мировоззрения будущих специалистов. Популярно рассказано о достижениях современной математики, развитии методов оптимизации и теории автоматического управления, использовании языка математики, математического моделирования и компьютерных технологий. В работе предпринята попытка рассмотрения исторического развития педагогической мысли и перспектив развития инженерного образования.

Ключевые слова: модель технического образования, модернизации образования, подготовка инженеров, гуманитаризация, технические специальности.

Для цитирования: Мовсумзаде Э.М., Валитова Н.Э., Баулин О.А., Колчина Г.Ю., Логинова М.Е. Факты, определяющие основные направления образовательной системы и этапы становления и развития техники // История и педагогика естествознания. 2022. № 2-3. С. 5-8.

DOI:10.24412/2226-2296-2022-2-3-5-8

Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта по гранту № 19-29-07471 мк.

FACTS DETERMINING THE MAIN DIRECTIONS OF EDUCATIONAL SYSTEM AND STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF TECHNOLOGY Eldar M. Movsumzade12, Nika E. Valitova1, Oleg A. Baulin1, Galina YU. Kolchina3, Marianna E. Loginova1

1 Ufa State Petroleum Technological University, 450062, Ufa, Russia

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: eldarmm@yahoo.com ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7135-0601, E-mail: nikaga@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6798-0205, E-mail: rector@rusoil.net ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7077-8705, E-mail: ufamel@yandex.ru

2 Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art) 117997, Moscow, Russia ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: eldarmm@yahoo.com

3 Sterlitamak branch of the Bashkir State University, 453103, Sterlitamak, Russia ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2808-4827, E-mail: kolchina.gyu@mail.ru

Abstract: The paper presents the main provisions of important areas being developed to improve the training of technical specialists. New directions of training of engineering and technical specialists in important sections are considered: humanitarization, mathematics, information and digital technologies and psychological and pedagogical skills. The issues of the formation of a holistic humanitarian outlook of future specialists are highlighted. It is popularly told about the achievements of modern mathematics, the development of optimization methods and the theory of automatic control, the use of the language of mathematics, mathematical modeling and computer technology. The paper attempts to consider the historical development of pedagogical thought and prospects for the development of engineering education. Keywords: model of technical education, modernization of education, training of engineers, humanitarization, technical specialties. For citation: Movsumzade E.M., Valitova N.E., Baulin O.A., Kolchina G.YU., Loginova M.E. FACTS DETERMINING THE MAIN DIRECTIONS OF EDUCATIONAL SYSTEM AND STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF TECHNOLOGY. History and Pedagogy of Natural Science. 2022, no. 2-3, pp. 5-8. DOI:10.24412/2226-2296-2022-2-3-5-8.

Acknowledgments: The reported study was funded by RFBR according to the re-search project No 19-29-07471 mk.

История и педагогика естествознания

Аналитический подход к технической образовательной системе показал необходимость изменения подготовки инженерных кадров. Такой подход предполагает рассмотрение исторического развития педагогической мысли и перспектив развития инженерного образования.

Сегодня считают, что инженер - это человек, способный изобретать, специалист с техническим образованием. Инженер - это прикладная профессия, а технологии создаются на базе трех основных ресурсов, которыми располагает человечество: энергия, материалы и информация. Общая цель инженерного образования заключается в подготовке студентов к инженерной профессии. Инженер сам не создает материальный объект, а лишь разрабатывает способ его создания, применяя свои знания. Сущностью инженерной деятельности является инженерная инновация. Именно изобретение следует считать центральным звеном всего цикла создания технических средств. Поэтому важную роль в формировании квалификации инженера играет образование.

Одной из наиболее актуальных и социально значимых задач, стоящих перед российским образованием сегодня, является задача гуманитаризации высшего технического образования. По справедливому замечанию Э.А. Тайсиной, гуманитаризация представляет собой серьезную проблему: «...и если она не будет решена, нам предстоит в скором будущем, на фоне экранной культуры, консьюмеризма, денежного фетишизма и отсутствия идеалов, встреча с современным мутантом - «фанерным» технарем, лишенным шарма физиков-лириков 60-х гг. ХХ века, или нечто еще более пугающее» [1].

Как отмечает Н.С. Бирюкова, «гуманитаризация современного образования - общемировое явление, которое объясняется тремя причинами: во-первых, гуманитаризация призвана обеспечить цивилизованное и разумное использование научно-технического потенциала, экологических ресурсов и социальных аспектов; во-вторых, приобщить общество к культурным ценностям своего народа; в-третьих, обеспечить социальный заказ на новые знания и науку» [2].

В центре проблемы гуманитаризации образования находятся вопросы культуры, которая, как отмечает Б.М. Бим-Бад «выполняет важнейшую корректирующую функцию в развитии науки и техники, выступая посредником в разрешении достаточно острых противоречий между материальным и духовным. Именно в сфере культуры оказывается возможным достоверно определить ценность и судьбу того или иного технического и технологического проекта» [3].

Причем культура в соответствующих педагогических, психологических и философских исследованиях получает самое широкое осмысление: это и совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность; и характеристика определенных исторических эпох, обществ, наций, а также специфических сфер деятельности или жизни; и созданная людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения, главным и единственным субъектом и преимущественным объектом которой является человек.

Н.С. Розов подчеркивает, что «формирование целостного гуманитарного мировоззрения невозможно, если при изучении дисциплин социального и гуманитарного цикла не будут реализованы такие требования, как: проблемное видение познавательной ситуации, исторический аспект проблемы, выявление того, как осмыслена проблема в разных культурологических традициях (европейской, отечественной, мировой); выявление теоретического и ценностного аспектов про-

блемы, включающих аналитический подход к философским основаниям проблемы, ее разнообразные концептуальные решения, этически нормативные основания» [4].

Важный фактор образования в XXI веке - это потребность в высококвалифицированных специалистах технического профиля, имеющих при этом подлинное и целостное гуманитарное образование. А важнейшим компонентом гуманитаризации технического образования является включение в учебные программы курса «История специальности» по соответствующим дисциплинам и предметам. Постижение культуры прошлого, в частности через изучение истории развития человеческих знаний, само по себе представляет огромную просветительскую ценность, реконструируя историю человеческого духа и его целостности.

В настоящий момент происходит изменение стандартов технического образования в России, отказ от узкопро-фильности подготовки инженерных кадров, своеобразный гуманитарный, коммуникационный сдвиг в инженерном образовании. Ключевым аспектом здесь становится формирование инженера как личности, сочетающей в себе все надлежащие профессиональные знания, умения, навыки с качествами, необходимыми для успешной самореализации в современных быстро изменяющихся социокультурных условиях.

Ценностные ориентации российского инженерного образования определяются реалиями современного периода. Информационная революция и переход общества на информационный этап диктуют необходимость формирования информационной культуры, критического мышления и одновременно требуют широкого внедрения информационных требований в учебный процесс. Темпы развития общественного сознания отстают от развития глобальных проблем человечества, что требует формирования у студентов планетарного мышления, введения новых дисциплин, таких как системное моделирование, прогностика, глобалистика и других в силу необходимости сформирования целостного миропонимания, новых ценностных ориентаций на основе общегуманистических принципов. Под гуманитаризацией образования понимается процесс создания условий для самореализации, самоопределения личности слушателя, создания в вузе гуманитарной сферы, способствующей раскрытию творческого потенциала личности, формированию ноосферного мышления, ценностных ориентаций и нравственных качеств с последующей их реализацией в профессиональной и общественной деятельности. Не следует забывать, что знания не бывают сами по себе ни добрыми, ни злыми - лишь человек делает их таковыми. Сегодня как никогда актуально звучат опасения академика В.И. Вернадского: «Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать эту силу, которую обязательно даст ему наука?» [5]. Гуманитаризация образования, особенно технического, предполагает расширение перечня гуманитарных дисциплин для получения системного знания.

В практике подготовки высококвалифицированных специалистов в той или иной области знаний широко используется математический аппарат. Дисциплины «Математика» и «Информатика» содержат информацию о фундаментальных понятиях, применимых в повседневной практике.

Математика и вычислительная техника являются необходимыми в решении многих научных проблем. Математика и вычислительная техника имеют и гуманистическую направленность, с их помощью разработан компьютерный рентгеновский томограф, это еще раз отражает синтез математики и техники. Значимость математики в развитии науки и техники постоянно возрастает. Во-первых, без ма-

История и педагогика естествознания

2-3 ■ 2022

тематического описания целого ряда явлении невозможно их понимание и усвоение, во-вторых, развитие многих наук предполагает широкое использование аппарата и методов математики.

Математическая культура - это специфическая деятельность по созданию абстрактных, идеализированных объектов науки, по установлению между ними связеИ и соотношении в целях познания и преобразования мира. В силу этого истоки математическои культуры всегда оказываются связанными с историеИ техники, а также археологии, антропологии, геологии, астрономии, лингвистики. Каждый элемент математической науки находится в единстве с общечеловеческой культурой, ее уровнем.

Математика - это орудие познания мира с точки зрения порядка и меры, она приучает думать ясно и четко.

В середине XIX века Ф. Энгельс в своей работе «Анти-Дюринг» дал определение предмета математики. По Ф. Энгельсу «чистая математика имеет своим объектом пространственные формы и количественные отношения действительного мира». Это определение отражает развитие математики от ее рождения до середины XIX века.

В советское время классическим считалось определение, данное А.Н. Колмогоровым: «Математика... наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира» [6]. Современное определение можно сформулировать, например, так: математика - наука, которая исследует пространственные формы, количественные отношения, аксиоматические структуры и вопросы доказательства путем построения абстрактных моделей действительного мира.

Математика проникла практически во все сферы человеческой деятельности. Это объясняется, во-первых, тем, что она способна создавать модели изучаемых явлений (математической моделью изучаемого явления называется логическая конструкция, которая отражает геометрические формы этого явления и (или) количественные соотношения между его числовыми параметрами), а во-вторых, математика используется для обработки цифровых данных (как средство расчета).

В настоящее время различные численные и аналитические методы используются не только в естественных, но и в гуманитарных науках, например в социологии, лингвистике, юриспруденции, экономике.

С помощью математических методов можно более глубоко анализировать сложные экономические явления и процессы, а с другой стороны, проблемы экономики стимулируют разработку новых математических теорий. Например, необходимость решения задач экономического планирования привела к разработке теории линейного программирования в 1930-х годах. Можно сделать вывод о том, что глубокое изучение экономических процессов и управление этими процессами невозможны без знания современного математического аппарата. Математическая подготовка современного специалиста в области экономики имеет свои специфические особенности, связанные со сложностью проведения финансово-экономических операций и принятия рациональных управленческих решений по ним [7].

Как наука математика имеет свойственное ей специфическое (абстрактное) мировоззрение, однако для специалистов в области экономики, менеджмента, психологии и юриспруденции математика, с одной стороны, предоставляет мощный инструментарий для проведения необходимых расчетов и исследований и, с другой стороны, служит надежным фундаментом, на котором строится современное здание высшего профессионального образования.

Эталоном подготовки становится инженер, обладающий широким профессиональным и мировоззренческим

кругозором, а также рядом гуманитарных компетенций, к примеру, умением работать в команде, владением приемами эффективной профессиональной коммуникации, пониманием этической ответственности принятия инженерных решений.

Главное педагогическое значение математики состоит в том, что в математике преимущественно перед другими предметами ученику предоставляется самостоятельная умственная работа.

Известный ученый С.Л. Соболев писал: «Пройдет немного времени, и недоучки, не знающие математики, не смогут работать ни на заводе, ни в колхозе, ни на тракторе».

Программы подготовки инженерных кадров должны продемонстрировать, что выпускники обладают:

- способностью применять знания математики, науки и техники;

- способностью разрабатывать и проводить эксперименты, а также анализировать и объяснять полученные данные;

- способностью работать в многопрофильных командах;

- способностью идентифицировать, формулировать и решать инженерные проблемы;

- пониманием профессиональной и этической ответственности;

- способностью к эффективной коммуникации;

- достаточно широким образованием, необходимым для понимания влияния результатов инженерной деятельности на общество и мир в целом;

- пониманием необходимости и способностью обучаться в течение всей жизни;

- способностью использовать методы, навыки и современные инженерные инструменты, необходимые для инженерной практики [8].

Человечество уверенно вступило в XXI век, который, как мы часто слышим, будет проходить под знаком генетики, биотехнологий, нанотехнологий и информационных технологий. Все эти направления развития науки и техники поставили на повестку дня вопрос интенсификации инженерной деятельности, расширения инженерных специальностей, совершенствования инженерного образования.

Возрастает роль профессии инженера в производстве. В этой связи при формировании инженерного корпуса нового типа обращается внимание на подготовку инженера с гуманистическим мировоззрением, фундаментализацию и информатизацию инженерного образования, подготовку специалиста с глубокой экологической и менеджментской подготовкой, способного искать, принимать патентоспособные и конкурентоспособные решения.

Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется переходом к так называемому информационному обществу, в котором в результате процессов информатизации и компьютеризации информационные технологии во всех сферах деятельности играют более важную роль, нежели индустриальные, аграрные и др. Как отмечал академик А.П. Ершов, информатизация - всеобщий неизбежный период развития цивилизаиии, период освоения информационной картины мира, осознания единства законов функционирования информации в природе и обществе, практического их применения, создания индустрии производства и обработки информации.

Информатика в широком смысле представляет собой единство разнообразных отраслей науки, техники и производства, связанных с переработкой информации главным образом с помощью компьютеров и телекоммуникационных средств связи во всех сферах человеческой деятельности. В узком смысле информатика состоит из трех взаимосвязанных частей: технических средств (hardware), программных

2-3 ■ 2022

История и педагогика естествознания

средств (software), интеллектуальных средств (brainware). В свою очередь, информатику как в целом, так и каждую ее часть обычно рассматривают с разных позиций: как отрасль народного хозяйства, как прикладную дисциплину, как фундаментальную науку.

Информатика как отрасль народного хозяйства включает в себя предприятия разных форм хозяйствования, где занимаются производством технических средств обработки и передачи информации, программных продуктов и разработкой современных технологий переработки информации.

Информатика как прикладная дисциплина занимается изучением закономерностей в информационных процессах (накопление, переработка, распространение); созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях человеческой деятельности; разработкой информационных систем и технологий в конкретных областях и выработкой рекомендаций относительно их жизненного цикла: для этапов проектирования и разработки систем, их производства, функционирования и т.д.

Информатика как фундаментальная наука занимается разработкой методологии создания информационного обеспечения процессов управления любыми объектами на базе компьютерных информационных систем. Одна из главных задач этой науки - выяснение, что такое информационные системы, какое место они занимают, какую должны иметь структуру, как функционируют, какие общие закономерности им свойственны.

«Информатика... буквально на наших глазах из технической дисциплины о методах и средствах обработки данных при помощи средств вычислительной техники превращается в фундаментальную естественную науку об информации и информационных процессах в природе и обществе», отмечает академик Н.Н. Моисеев [9].

И наконец, педагогический, а еще важнее - педагоги-ко-психологический аспект является составным и важным компонентом подготовки инженеров. И это направление педагогической и психологической методики (технологии) преподавания естественно-технических дисциплин является основополагающим в организации подразделения, а именно - кафедры инженерной педагогики [10-12].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тайсина Э.А. Теория познания. М.: Алетейя, 2014. 264 с.

2. И.Б. Романенко, Н.С. Бирюкова Тенденции массовизации и элитизации образования: социально-философский анализ // Общество. Среда. Развитие. 2014, № 3. С. 127-130.

3. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. 224 с.

4. Розов Н.С. Идеи и интеллектуалы в потоке истории: Микросоциология и философия науки и образования. М.: URSS, 2019. 344 с.

5. Вернадский В.И. О науке. Т. 1. Дубна: Феникс, 1997. 576 с.

6. Колмогоров А.Н. Математика - наука и профессия. М.: Ленанд, 2022. 288 с.

7. Мовсумзаде Э.М. Интенсификация инженерного образования / под ред. С.И. Пахомова. М.: ОБРАКАДЕМНАУКА, 2020. 88 с.

8. Мовсумзаде Э.М. Ступени трансформации профессиональной образовательной системы и современные перспективы инженерного образования: моногр. / под ред. С.И. Пахомова. М.: ОБРАКАДЕМНАУКА, 2021. 188 с.

9. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987. 304 с.

10. Мовсумзаде Э.М., Пахомов С.И. Значение подразделения «Интенсификация образовательного процесса» в подготовке специалистов на современном этапе // История и педагогика естествознания. 2018. № 3. С. 24-26.

11. Мовсумзаде Э.М., Колчина Г.Ю., Пушина Л.А. и др. Основные составляющие инженерного образования - гуманитаризация и математизация // История и педагогика естествознания. 2021. № 1-2. С. 76-82.

12. Белгородский В.С., Лаврова О.М., Гусейнова С.Н. и др. Практико-ориентированные модели инженерного образования // История и педагогика естествознания. 2022. № 1. С. 65-70.

REFERENCES

1. Taysina E.A. Teoriyapoznaniya [Theory of Cognition]. Moscow, Aleteyya Publ., 2014. 264 p.

2. Romanenko I.B., Biryukova N.S. Trends of mass and elitisation of education: socio-philosophical analysis. Obshchestvo. Sreda. Razvitiye, 2014, no. 3, pp. 127-130 (In Russian).

3. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskaya antropologiya [Pedagogical anthropology]. Moscow, Yurayt Publ., 2018. 224 p.

4. Rozov N.S. Idei i intellektualy vpotoke istorii: Mikrosotsiologiya i filosofiya nauki i obrazovaniya [Ideas and intellectuals in the flow of history: Micro-sociology and philosophy of science and education]. Moscow, URSS Publ., 2019. 344 p.

5. Vernadskiy V.I. Onauke. T.1 [On science. Vol. 1]. Dubna, Feniks Publ., 1997, 576 p.

6. Kolmogorov A.N. Matematika - nauka iprofessiya [Mathematics is science and profession]. Moscow, Lenand Publ., 2022. 288 p.

7. Movsumzade E.M. Intensifikatsiya inzhenernogo obrazovaniya [Intensification of engineering education]. Moscow, OBRAKADEMNAUKA Publ., 2020. 88 p.

8. Movsumzade E.M. Stupeni transformatsiiprofessionally obrazova-tel'noy sistemy i sovremennyye perspektivy inzhenernogo obrazovaniya [Stages of transformation of the professional educational system and modern prospects of engineering education]. Moscow, OBRAKADEMNAUKA Publ., 2021. 188 p.

9. Moiseyev N.N. Algoritmy razvitiya [Algorithms of development]. Moscow, Nauka Publ., 1987. 304 p.

10. Movsumzade E.M., Pakhomov S.I. The significance of the department "Intensification of the educational process" in the training of specialists at the present stage. Istoriya ipedagogikayestestvoznaniya, 2018, no. 3, pp. 24 - 26 (In Russian).

11. Movsumzade E.M., Kolchina G.YU., Pushina L.A., Lyubimova V.D., Chernoglazkin S.YU., Guseynova S.N., Chuyko YE.V., Isayeva T.A., Seleznev V.S. The main components of engineering education are humanitarization and mathematization. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2021, no. 1-2, pp. 76-82 (In Russian).

12. Belgorodskiy V.S., Lavrova O.M., Guseynova S.N., Isayeva T.A., Kobrakov K.I., Movsumzade E.M., Guseynov F.I. Practice-oriented models of engineering education. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2022, no. 1, pp. 65-70 (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Мовсумзаде Эльдар Мирсамедович, д.х.н., проф., чл.-корр. РАО, советник ректора, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Валитова Ника Эдуардовна, к.полит.н., доцент кафедры социальных и политических коммуникаций, замдиректора Института нефтегазового бизнеса, Уфимский государственный нефтяной технический университет. Баулин Олег Александрович, к.т.н., ректор, Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Колчина Галина Юрьевна, к.х.н., доцент кафедры химии и химической технологии, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета.

Логинова Марианна Евгеньевна, к.ф.-м.н., доцент кафедры бурения нефтяных и газовых скважин, Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Eldar M. Movsumzade, Corresponding Member RAE, Dr. Sci. (Chem.), Prof.,

Adviser to the Rector, Ufa State Petroleum Technological University, Kosygin

Russian State University (Technology. Design. Art).

Nika E. Valitova, Cand. Sci. (Polit.), Assoc. Prof. of the Department of Social

and Political Communications, Deputy Director of the Oil and Gas Business

Institute, Ufa State Petroleum Technological University.

Oleg A. Baulin, Cand. Sci. (Tech.), Rector, Ufa State Petroleum Technological

University.

Galina YU. Kolchina, Cand. Sci. (Chem.), Assoc. Prof., Sterlitamak branch of the Bashkir State University.

Marianna E. Loginova, Cand. Sci. (Ph.-m.), Assoc. Prof. of the Department of Oil and Gas Well Drilling, Ufa State Petroleum Technological University.

История и педагогика естествознания

2-3 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.