Научная статья на тему 'Экспериментальные результаты междисциплинарных инженерных проектов – важный фактор математизации в педагогическом образовании'

Экспериментальные результаты междисциплинарных инженерных проектов – важный фактор математизации в педагогическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инженерное образование / специализация / интеллектуальность / гуманитаризация / конкурентоспособность / междисциплинарные исследования / engineering education / specialization / intelligence / humanitarization / competitiveness / interdisciplinary research

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахтямов Эрик Касимович, Рольник Любовь Зелиховна, Шаммазов Айрат Мингазович, Мовсумзаде Эльдар Мирсамедович, Чуйко Егор Валерьевич

Рассмотрены особенности организации и реализации магистерских программ в вузе. Указано на необходимость объединения технических и гуманитарных знаний в содержании инженерного образования. Показан рост количества междисциплинарных исследовательских работ и проектов, обусловленный развитием науки на современном этапе – от узкоспециального изучения предметов и явлений к интеграции сведений о них из различных направлений. Анализ содержания и результатов междисциплинарных исследований указывает на их перспективность и потенциал развития. Проанализированы основные направления подготовки инженерно-технических специалистов по важным разделам: гуманитаризация, математизация, информационно-цифровые технологии и психолого-педагогические навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахтямов Эрик Касимович, Рольник Любовь Зелиховна, Шаммазов Айрат Мингазович, Мовсумзаде Эльдар Мирсамедович, Чуйко Егор Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL RESULTS OF INTERDISCIPLINARY ENGINEERING PROJECTS ARE AN IMPORTANT FACTOR OF MATHEMATIZATION IN PEDAGOGICAL EDUCATION

The features of the organization and implementation of master's programs at the university are considered. The necessity of combining technical and humanitar-ian knowledge in the content of engineering education is indicated. The growth of the number of interdisciplinary research works and projects is shown, due to the devel-opment of science at the present stage — from the highly specialized study of subjects and phenomena to the integration of information about them from various directions. The analysis of the content and results of interdisciplinary research indicates their prospects and potential for development. The main directions of training of engineer-ing and technical specialists in important sections are analyzed: humanitarization, mathematization, information and digital technologies and psychological and peda-gogical skills.

Текст научной работы на тему «Экспериментальные результаты междисциплинарных инженерных проектов – важный фактор математизации в педагогическом образовании»

УДК: 378.14

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2021-3-4-66-70

Экспериментальные результаты междисциплинарных инженерных проектов - важный фактор математизации

в педагогическом образовании

Э.К. Ахтямов1, Л.З. Рольник1, А.М. Шаммазов1, Э.М. Мовсумзаде12, Е.В. Чуйко3

1 Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия E-mail: [email protected]

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-7267-1351, E-mail: [email protected]

2 Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 117997, Москва, Россия ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-7267-1351, E-mail: [email protected]

3 Государственный университет управления, 109542, Москва, Россия E-mail: [email protected]

Резюме: Рассмотрены особенности организации и реализации магистерских программ в вузе. Указано на необходимость объединения технических и гуманитарных знаний в содержании инженерного образования. Показан рост количества междисциплинарных исследовательских работ и проектов, обусловленный развитием науки на современном этапе - от узкоспециального изучения предметов и явлений к интеграции сведений о них из различных направлений. Анализ содержания и результатов междисциплинарных исследований указывает на их перспективность и потенциал развития. Проанализированы основные направления подготовки инженерно-технических специалистов по важным разделам: гуманитаризация, математизация, информационно-цифровые технологии и психолого-педагогические навыки.

Ключевые слова: инженерное образование, специализация, интеллектуальность, гуманитаризация, конкурентоспособность, междисциплинарные исследования.

Для цитирования: Ахтямов Э.К., Рольник Л.З., Шаммазов А.М., Мовсумзаде Э.М., Чуйко Е.В. Экспериментальные результаты междисциплинарных инженерных проектов - важный фактор математизации в педагогическом образовании // История и педагогика естествознания. 2021. № 3-4. С. 66-70. D0I:10.24412/2226-2296-2021-3-4-66-70

Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта по гранту 19-29-07471 мк.

EXPERIMENTAL RESULTS OF INTERDISCIPLINARY ENGINEERING PROJECTS ARE AN IMPORTANT FACTOR

OF MATHEMATIZATION IN PEDAGOGICAL EDUCATION Eric K. Akhtyamov1, Lyubov Z. Rolnik1, Ayrat M. Shammazov1, Eldar M. Movsumzade12, Egor V. Chuyko3

1 Ufa State Petroleum Technological University, 450062, Ufa, Russia E-mail: [email protected]

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-7267-1351, E-mail: [email protected]

2 Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art) 117997, Moscow, Russia ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-7267-1351, E-mail: [email protected]

3 State University of Management, 109542, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

Abstract: The features of the organization and implementation of master's programs at the university are considered. The necessity of combining technical and humanitar-ian knowledge in the content of engineering education is indicated. The growth of the number of interdisciplinary research works and projects is shown, due to the devel-opment of science at the present stage — from the highly specialized study of subjects and phenomena to the integration of information about them from various directions. The analysis of the content and results of interdisciplinary research indicates their prospects and potential for development. The main directions of training of engineer-ing and technical specialists in important sections are analyzed: humanitarization, mathematization, information and digital technologies and psychological and peda-gogical skills.

Keywords: engineering education, specialization, intelligence, humanitarization, competitiveness, interdisciplinary research. For citation: Akhtyamov E.K., Rolnik L.Z., Shammazov A.M., Movsumzade E.M., Chuyko E.V. EXPERIMENTAL RESULTS OF INTERDISCIPLINARY ENGINEERING PROJECTS ARE AN IMPORTANT FACTOR OF MATHEMATIZATION IN PEDAGOGICAL EDUCATION. History and Pedagogy of Natural Science. 2021, no. 3-4, pp. 66-70. DOI:10.24412/2226-2296-2021-3-4-66-70

Acknowledgments: The reported study was funded by RFBR ac- cording to the re-search project No 19-29-07471 mk.

История и педагогика естествознания

3-4 • 2021

Вопрос подготовки специалистов выдвигает современные повышенные требования к комплексному подходу в формировании и осуществлении научно-технической политики, ведущую роль в которой играет подготовка инженерных кадров.

Инженерное образование в своей основе базируется на теоретических и технических знаниях с привлечением гуманитарных аспектов подготовки специалистов.

Подготовка инженерных кадров играет ведущую роль в формировании и осуществлении научно-технической политики. Поэтому решением этой проблемы является формирование педагогических основ теории гуманитарно-ценностного содержания инженерного образования, направленного на развитие интеллектуальной одаренности будущего инженера как основы его профессиональной конкурентоспособности. В связи с этим остро стоит задача разработки системы подготовки инженеров, интегрирующей технологический и гуманитарный аспекты и актуализированной требованиями их эффективной профессиональной деятельности в режиме многозадачности, а также обеспечения техносферной безопасности на производстве.

Введение новой дисциплины гуманитаризации технического образования на инженерных специальностях имеет важное значение. В связи с принятием Лиссабонского соглашения о вступлении Российской Федерации в Сообщество европейских вузов, ратифицированного Государственной думой в июле 2000 года, появляются новые данные о методических и учебных планах в программах вузов РФ. В учебно-методических программах и учебных планах важное место должен занять предмет «История естествознания, науки и техники» по соответствующим специальностям и дисциплинам, который уже введен в нефтяных вузах в незначительном объеме. Такой курс должен быть прослушан студентами высших учебных заведений в объеме не менее 120 часов.

Освоение курса истории естествознания и техники позволит студентам понимать смысл основных понятий и терминов, связанных с инженерной деятельностью, знать историю создания технических наук, основные исторические периоды развития инженерного дела. Они смогут использовать знания по истории инженерного дела для совершенствования своей профессиональной и общекультурной компетенции, применять эти знания в профессиональной деятельности.

Развитие человечества, его разума, связано с техническим прогрессом, они взаимозависимы: человеческая мысль определяет развитие техники. И надо отметить, что гуманитарная составляющая занимает в образовании важное место [1-6].

Еще в начале века один из творцов инженерного проектирования и образования профессор А. Ридлер писал: «Задача высшей технической школы заключается не в том, чтобы готовить электриков, химиков, машиностроителей и т.д., то есть таких специалистов, которые никогда бы не покидали своей тесной ограниченной области, но чтобы давать инженеру многостороннее образование, предоставляя ему возможность проникать и в соседние области. В качестве руководителей хозяйственного труда, связанного с социальными и государственными установлениями, инженеры нуждаются в сверхспециальных познаниях и в глубоком объеме образования. Хорошее образование - это такое, которое управляет, то есть устремлено вперед и своевременно выясняет задачи, выдвигаемые как современностью, так и будущим». Однако не все достаточно важные понимания А. Ридлера могут быть использованы в нашем образовании. Следует отметить, что в достаточной степени не осознается проблема того, что наши вузы, готовя будущего инженера,

по сути, ориентируются на образ инженера второй половины XIX и первой половины XX столетия. Современная инженерия стала более сложной, оснащенной компьютерной техникой, с которой решаются нетрадиционные задачи, требующие нового инженерного мышления, основанного на новых математических знаниях, возможностях вычислительной техники. Для нетрадиционных видов инженерной деятельности характерен ряд особенностей. Во-первых, это связь инженерных аспектов деятельности с социальными, экономическими и экологическими. Все чаще инженер вынужден разрабатывать (проектировать и изготовлять) не просто технические изделия, то есть машины, механизмы, сооружения, а сложные системы, включающие, помимо технических подсистем, и другие, нетехнические, разработка которых предполагает обращение к таким дисциплинам, как «Инженерная психология», «Дизайн», «Инженерная экономика», «Прикладная экология» и «Социология» и т.д. Во-вторых, необходимость моделировать и рассчитывать не только основные проектируемые процессы, но и возможные последствия их функционирования, особенно отрицательные. Такие последствия бывают трех видов: изменение среды и природы под воздействием новой техники, изменение деятельности инфраструктур (например, введение новых авиационных технологий влечет за собой необходимость создания новых заводов, специализированных конструкторских бюро, учебных программ, выделения ресурсов и т.п.) и антропогенные изменения, то есть влияние новой техники на человека: изменение его потребностей, условий жизни и т.д. И наконец, можно говорить о новом характере инженерного мышления, предполагающего более высокую общую культуру личности инженера, достаточно развитую рефлексию собственной деятельности, использование в работе представлений и методов современной методологии и прикладных гуманитарных наук. Надо отметить здесь необходимость преодоления инженерным корпусом идеалов естественно-научного мышления. Оппозиция технической и гуманитарной культуры хорошо известна. Представители технической культуры исходят из убеждений, что мир подчиняется законам природы, которые можно познать, а познав, затем поставить на службу человеку. Они убеждены, что в мире действуют рациональные отношения, что все (не исключая и самого человека) можно спроектировать, построить, что явления объективны и «прозрачны» (в том смысле, что их природа и строение рано или поздно могут быть постигнуты человеком). Подобными идеями в конечном счете вдохновляются специалисты генной инженерии, и проектировщики больших систем, политики, обещающие человечеству непрерывный научно-технический прогресс и рост благосостояния, наконец, обычные потребители, убежденные, что природа нашей планеты составлена и построена именно для того, чтобы жить в комфорте и изобилии, и потому ее нужно как можно скорее превратить в заводы, города, машины и сооружения. В современной цивилизации техническая культура, безусловно, является наиболее массовой, ведущей (она буквально на наших глазах меняет облик нашей планеты), а гуманитарная культура находится явно в оппозиции.

Гуманитарная составляющая в профессиональной деятельности специалиста важна прежде всего тем, что технократия осложняет восприятие специальности. Гуманитарная составляющая подготовки специалистов приобретает профессионально значимый характер, обеспечивающий достижение социально-полезных результатов деятельности инженера, что предполагает введение математизации и цифровизации деятельности, знание ее технологической истории и психолого-педагогических аспектов корпоративного общения.

3-4■2021

История и педагогика естествознания

17

Основной задачей гуманитаризации как важного и значимого направления, необходимого для понимания студентами социогуманитарных смыслов их будущей деятельности, предполагается формирование у них соответствующих знаний, компетенций и ценностей. У студентов должно быть сформировано понимание того, что их индивидуальная, частная деятельность представляет собой часть общей деятельности коллектива, отрасли производства и страны в целом. Это становится возможным при создании и реализации содержания обучения, отражающего данные аспекты подготовки и актуально согласованного с содержанием профильно-технологических аспектов. Гуманитаризация выражает обращение содержания деятельности инженера к экологическим (в том числе имеется в виду экология человека), эстетическим, социокоммуникативным смыслам, усиливая при этом историко-специальные компоненты подготовки и выводя из исторических данных факторы и условия достижения многосторонней эффективности в деятельности современного специалиста техносферы [7-11].

Примером гуманитаризации технических отраслей может служить история как нефтяной и газовой индустрии, так и авиационной или автомобильной промышленности, а также, возможно, и зарождение, становление и развитие текстильной области, то есть легкой промышленности. Примеры исторических фактов формирования тяжелой и легкой промышленности, а также разрушительного потенциала результатов естественно-научных и технических исследований позволяют увидеть этапы становления, закономерности и перспективы развития различных направлений промышленного производства. На протяжении веков многие выдающиеся технические достижения человечества сопровождались авариями и катастрофами.

Однако происходившие мрачные и часто неизбежные события не смогли запугать людей и заставить их отказаться от выполнения все более дерзновенных задач. Новые знания и способности придавали людям все новые силы. Сегодня человек более могуществен, чем когда бы то ни было. Историческая составляющая гуманитаризации является основанием для аналитики возникновения и деградации явлений, создания информационных технологий, а в настоящее время - для развития цифровизации. В качестве примера могут быть рассмотрены различные отрасли промышленности, науки и техники в их взаимосвязи.

В процессе обучения, изучения основных и междисциплинарных предметов появляются интересы к выяснению отдельных научно-конструкторских вопросов решения задач основной специальности. Практически все задачи инженерных специальностей завершаются их решением, в основном, построенным на расчетах. Естественно, что такие практические решения сопровождаются подтверждением экспериментальных исследований.

Междисциплинарные знания обусловленны логикой развития науки - продвижением ее от монодисциплинарности, когда предмет исследования не выходит за рамки предметного поля определенной научной отрасли, к полидисципли-нарности, при которой предмет изучается с разных сторон с помощью инструментария нескольких научных дисциплин; и далее - к междисциплинарности и трансдисциплинарно-сти, подразумевающим синергетическое взаимопроникновение наук, благодаря чему появляется новый взгляд на исследуемый предмет и новое знание о нем.

Математические методы практически во всех инженерных и технико-технологических процессах наиболее привлекаемые и реализуемые, поскольку позволяют определять и решать основные вопросы работы агрегатов, механизмов и действующих установок. Особенно важны математические методы в нефтехимических и химико-технологических про-

цессах. Использование методов статистического планирования позволяет определить оптимальные параметры для реакций и процессов, протекающих при добыче и переработке нефти, значительно ускоряя получение результатов по сравнению с экспериментальными исследованиями, и при этом часто не уступая им в точности. Статистическое планирование дает возможность сократить время, необходимое для оптимального планирования экспериментов, проверки и подтверждения результатов расчетов.

Применявшиеся ранее для многофакторных процессов однофакторные методы не гарантировали разработанных режимов, требовали длительного времени, давали недостаточное количество информации об изучаемом объекте. Все это явилось одной из основных причин быстрого развития и внедрения в практику статистических методов планирования экстремальных экспериментов. Целью этих исследований явилось получение математического описания процессов в оптимальной области. Таким образом, эти способы математической модели могут быть использованы не только для выявления оптимальных режимов, но и как источник информации, необходимой для создания систем оптимального управления процессами.

В последнее время важное место в исследовании физико-химических свойств органических соединений заняла вычислительная химия (квантово-химические методы) исследования наряду с такими методами, как спектроскопия, хроматография, масс-спектроскопия и др. Это обусловлено тем, что более доступными стали высокопроизводительные персональные компьютеры, широкое распространение получили эффективные пакеты программ квантово-химиче-ских расчетов, а дополнительным подтверждением важности математизации является и то, что этот последний метод позволяет получать такую информацию, которую трудно или вовсе невозможно получить другими методами. К примеру, с помощью квантово-химических методов можно рассчитать основные параметры структуры (оптимизируя молекулы) и далее предопределить свойства индивидуальных синтетических углеводородов гибридного (смешанного) типа, содержащихся в нефтях.

Математизация предполагает создание содержания математической подготовки, соединяющего фундаментальные математические знания с типами инженерных задач и раскрывающего возможности их решения. При изучении свойств процессов, имеющих точные математические описания, используются методы математического моделирования.

Математические методы практически во всех инженерных и технико-технологических процессах наиболее привлекаемые и реализуемые, поскольку позволяют определять и решать основные вопросы работы агрегатов, механизмов и действующих установок.

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для успешной жизни в современном обществе.

Начало научно-технического прогресса в ХХ веке было обусловлено зарождением горного дела еще в XIX столетии. Уже тогда особенное значение получило развитие нефтегазовой отрасли, которая быстро завоевала приоритет, поскольку давала людям свет, тепло, а также движение, производя разного рода транспорт и еще многое очень важное для существования человечества.

¡68)

История и педагогика естествознания

3-4■2021

А политическая обстановка второй половины XX столетия уже способствовала, а точнее, выставила свои, требования к науке и технике. А если более аналитически подойти к задачам, стоящим перед промышленностью, то можно определить те необходимые шаги, которые человечество уже сделало и должно сделать для прогресса начатого технико-технологического и научно-практического движения вперед. Развитие математики, физики, химии, механики и электротехники требовали решения на тот момент современных задач.

Инженерное образование - подготовка специалиста через магистратуру или подготовка его за пять с лишним лет - является на современном этапе очень важным и востребованным. Современная инженерия, естественно, отличается и должна быть более научной, более сложной, чем предыдущая, поскольку она пропитана современными и естественно-теоретическими науками. Инженерные специальности, такие как материаловедение, машиностроение, физико-химическая технология, энергетика, атомная технология и т.п. получили новое развитие. А это специализация и инженерия на новом, достаточно высоком уровне, что и объясняет необходимость модернизации подготовки специалистов-инженеров [12-23].

Социокультурная среда современного вуза должна отвечать особым требованиям, предъявляемым к личности молодого специалиста, которые зафиксированы в федеральных стандартах высшего образования (ФГОС) в системе компетенций. Суть компетентностного подхода заключается в развитии у учащихся навыков решать проблемы в новых, незнакомых ситуациях самостоятельно. Можно выделить общекультурные (универсальные) и профессиональные компетенции. Специфическая роль образования в современном глобализирующемся и динамично развивающемся мире предопределяет необходимость целенаправленного формирования в первую очередь общекультурных компетенций учащихся, что и выступает главной целью управления социокультурной средой вуза.

Логическим продолжением внедрения математизации и моделирования инженерного образования является формирование компьютерных средств подготовки и способностей ими пользоваться у будущих специалистов в целях решения производственных задач. Предполагается существенное усиление внимания к возможностям информационно-компьютерной составляющей подготовки, использованию информационно-компьютерных средств в проектировании и реализации практической деятельности будущего специалиста.

В современном обществе информационные технологии проникают во все сферы человеческой деятельности и образуют глобальное информационное пространство. Важной частью этих процессов является информатизация образования.

В соответствии с требованиями ФГОС высшего профессионального образования третьего поколения в учебный план включена дисциплина, предполагающая информационную подготовку будущих специалистов. Это дисциплина «Информационные технологии» или «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими природными богатствами, как нефть, газ, полезные ископаемые и т.п.

Переход к цифровой экономике и цифровому обществу вызвал процесс цифровизации профессионального образования и обучения.

Потребность в организации цифрового образовательного процесса профессионального образования и обучения объясняется тремя составляющими цифрового общества:

- цифровое поколение (новое поколение обучающихся, имеющее особые социально-психологические характеристики);

- новые цифровые технологии, формирующие цифровую среду и развивающиеся в ней;

- цифровая экономика и порождаемые ею новые требования к кадрам.

В ходе реализации программы подготовки инженеров предполагается раскрытие психолого-педагогических закономерностей, оснований, технологий преподавания инженерно-технических дисциплин с учетом технических объектов, таких как повышенные требования к безопасности, энергоэкономичности и т.п.

Это требует повышенного внимания к психологии, логике построения знаний об объектах, к наличию в составе материала сведений о физико-химических законах их создания, к аспектам (целям, условиям, нормативам) технологического использования технических объектов, а не простого механического приведения составляющих их технических деталей.

Большое значение получает донесение до студентов основных тенденций развития профессиональной деятельности, тех направлений ее совершенствования, которые наиболее явно выделяются в исследовательских разработках, практических начинаниях работников отрасли. Тенденции развития профессиональной деятельности требуют своего отражения в соответствующих элементах содержания, передающих возможности совершенствования процессов, средств, методов этой деятельности. Эти элементы должны включаться в содержание таким образом, чтобы отражаемые тенденции могли в определенном смысле выводиться из преподносимых знаний, а не просто были бы заявлены как таковые.

Гуманитаризация инженерного образования и вообще инженерной деятельности в условиях инженерно-технического вуза должна идти по двум направлениям:

- формирование общегуманитарной и социальной культуры посредством преподавания философии, истории и философии науки, отечественной и мировой истории, культурологии, русского языка, социологии, политологии;

- формирование методологического сознания будущих инженеров, которое понимается как необходимый компонент в структуре профессионального мышления.

Наибольшее сближение гуманитарного и технического начал в высшем образовании идет в ходе преподавания философских и одновременно общенаучных дисциплин. Такие дисциплины, как философия, философия техники, инженерная этика, логика предоставляют хорошие возможности для развития студентов - будущих инженеров.

Мовсумзаде Э.М. Гуманитаризация инженерно-технического образования. М.: Современный университет, 2007. 99 с.

Багдасарьян Н.Г., Гаврилина Е.А. Еще раз о компетенциях, или Концепт культуры в компетенциях инженеров // Высшее образование в России.

2010. № 6. С. 24-26.

Гребнев Л.С. Болонский процесс и «четвертое поколение» образовательных стандартов // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 29-41.

Владимиров А.И. Об инженерно-техническом образовании. М.: Недра, 2011. 81 с.

Мовсумзаде Э.М. Интенсификация инженерного образования / под ред. С.И. Пахомова. М.: ОБРАКАДЕМНАУКА, 2020. 88 с. Черноглазкин С.Ю., Пушина Л.А., Кобраков К.И. и др. Гуманитарно-смысловое моделирование подготовки инженерно-промышленных кадров: ведущие принципы // История и педагогика естествознания. 2016. № 3. С. 16-19.

История и педагогика естествознания

(6?

7. Колчина Г.Ю., Мовсум-заде Н.Ч., Бахтина А.Ю., Мовсумзаде Э.М. Квантовая химия: перспективы и достижения // НефтеГазоХимия. 2016. № 1. С. 51-60.

8. Керимов В.Ю., Осипов А.В., Мустаев Р.Н. Новые направления подготовки кадров для топливно-энергетического комплекса // История и педагогика естествознания. 2016. № 4. С. 6-8.

9. Бахтизин Р.Н., Шемяков А.О., Керимов В.Ю., Мовсумзаде Э.М. Подготовка инженерных кадров в области гуманитарного моделирования // История и педагогика естествознания. 2017. № 1. С. 6-11.

10.Мовсумзаде Э.М, Пахомов С.И. Значение подразделения «Интенсификация образовательного процесса» в подготовке специалистов на современном этапе // История и педагогика естествознания. 2018. № 3. С. 24-26.

11. Мовсумзаде Э.М. Математизация, гуманитаризация, информационные технологии, педагогика и психология в многоступенчатом образовательном процессе // История и педагогика естествознания. 2017. № 3. С. 22-26.

12. Колчина Г.Ю., Хасанов И.И., Логинова Е.А., Бахтина А.Ю. Характеристика квантово-химических программ, предназначенных для расчета молекул, молекулярных систем твердых тел // НефтеГазоХимия. 2018. № 4. С.10-16.

13. Мовсумзаде Э.М., Белгородский В.С., Колчина Г.Ю. и др. Математизация в технических предметах подготовки специалистов // История и педагогика естествознания. 2019. № 1. С. 18-22.

14.Мовсумзаде Э.М., Пахомов С.И., Бахтина АЮ., Шемяков А.О. Математическое моделирование - основа инженерных специальностей // История и педагогика естествознания. 2018. № 2. С. 45 -48.

15.Колчина Г.Ю., Полетаева О.Ю., Мовсум-заде Н.Ч. и др. Гуманитарные и математические научные направления в магистерском образовательном процессе // История и педагогика естествознания. 2020. № 1. С. 17-20 .

16.Налимов В.В. В поисках иных смыслов. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. 472 с.

17. Буданов В.Г. Междисциплинарность и трансдисциплинарность начала XXI века // Философия, методология и история науки, 2015. Т. 1. № 1. С. 100-112.

18. Буданов В.Г. Новый цифровой жизненный техноуклад - перспективы и риски трансформаций антропосферы // Философские науки. 2016. № 6. С. 47-55.

19.Осмоловская И. М., Краснова Л. А. Процесс обучения с позиции междисциплинарных исследований // Образование и наука, 2018. Т. 20, № 8. С. 9-27.

20. Герасимова И.А., Кучеров В.Г. Генезис нефти и газа: конкуренция парадигм // Вопросы философии. 2019. № 12. С. 106-117.

21. Герасимова И.А. Цифровая трансформация экономики и общества: проблемы методологии исследования // Цифровой ученый: лаб. философа, 2019. № 4. С. 21-29.

22.Алексеева И.Ю., Никитина Е.А. Интеллект и технологии. М.: Проспект, 2015. 81 с.

23.Лепский В.Е. Системные основания для перехода от техногенной цивилизации к социогуманитарной цивилизации // Проблемы цивилизационного развития. 2019. Т. 1. № 1. С. 33-48.

REFERENCES

1. Movsumzade E.M. Gumanitarizatsiya inzhenerno-tekhnicheskogo obrazovaniya [Humanitarization of engineering and technical education]. Moscow, Sovremennyy universitet Publ., 2007. 99 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Bagdasar'yan N.G., Gavrilina YE.A. Once again about competencies, or the concept of culture in the competencies of engineers. Vyssheye obrazovaniye vRossii, 2010, no. 6, pp. 24-26 (In Russian).

3. Grebnev L.S. The Bologna Process and the "fourth generation" of educational standards. Vyssheye obrazovaniye v Rossii, 2011, no. 11, pp. 29-41 (In Russian).

4. Vladimirov A.I. Ob inzhenerno-tekhnicheskom obrazovanii [On engineering and technical education]. Moscow, Nedra Publ., 2011. 81 p.

5. Movsumzade E.M. Intensifikatsiya inzhenernogo obrazovaniya [Intensification of engineering education]. Moscow, OBRAKADEMNAUKA Publ., 2020. 88 p.

6. Chernoglazkin S.YU., Pushina L.A., Kobrakov K.I. Humanitarian and semantic modeling of training of engineering and industrial personnel: leading principles. Istoriyaipedagogikayestestvoznaniya, 2016, no. 3, pp. 16 -19 (In Russian).

7. Kolchina G.YU., Movsum-zade N.CH., Bakhtina A.YU., Movsumzade E.M. Quantum chemistry - prospects and achievements. NefteGazoKhimiya, 2016, no. 1, pp. 51-60 (In Russian).

8. Kerimov V.YU., Osipov A.V., Mustayev R.N. New directions of personnel training for the fuel and energy complex. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2016, no. 4, pp. 6-8 (In Russian).

9. Bakhtizin R.N., Shemyakov A.O., Kerimov V.YU., Movsumzade E.M. Training of engineering personnel in the field of humanitarian modeling. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2017, no. 1, pp. 6-11 (In Russian).

10. Movsumzade E.M, Pakhomov S.I. The value of the "Intensification of the educational process" subdivision in the training of specialists at the present stage. Istoriya ipedagogika yestestvoznaniya, 2018, no. 3, pp. 24-26 (In Russian).

11. Movsumzade E.M. Mathematization, humanitarization, information technology, pedagogy and psychology in the multistage educational process. Istoriya ipedagogika yestestvoznaniya, 2017, no. 3, pp. 22 -26 (In Russian).

12. Kolchina G.YU., Khasanov I.I., Loginova YE.A., Bakhtina A.YU. Characteristics of quantum-chemical programs designed to calculate molecules, molecular systems of solids. NefteGazoKhimiya, 2018, no. 4, pp.10 -16 (In Russian).

13. Movsumzade E.M., Belgorodskiy V.S., Kolchina G.YU. Mathematization in technical subjects of training of specialists. Istoriya ipedagogika yestestvoznaniya, 2019, no. 1, pp. 18 -22 (In Russian).

14. Movsumzade E.M., Pakhomov S.I., Bakhtina AYU., Shemyakov A.O. Mathematical modeling is the basis of engineering specialties. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2018, no. 2, pp. 45 -48 (In Russian).

15. Kolchina G.YU., Poletayeva O.YU., Movsum-zade N.CH., Pushina L.A., Bakhtina A.YU., Movsumzade E.M. Humanities and mathematical scientific directions in the master's educational process. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2020, no. 1, pp. 17-20 (In Russian).

16. Nalimov V.V. Vpoiskakh inykh smyslov [In search of other meanings]. St. Petersburg, Tsentr gumanitarnykh initsiativ Publ., 2013. 472 p.

17. Budanov V.G. Interdisciplinarity and transdisciplinarity of the beginning of the XXI century. Filosofiya, metodologiya i istoriya nauki, 2015, vol. 1, no. 1, pp. 100-112 (In Russian).

18. Budanov V.G. New digital life technology - prospects and risks of transformations in the anthroposphere. Filosofskiye nauki, 2016, no. 6, pp. 47-55 (In Russian).

19. Osmolovskaya I. M., Krasnova L. A. Learning process from the perspective of interdisciplinary research. Obrazovaniye i nauka, 2018, vol. 20, no. 8, pp. 9-27 (In Russian).

20. Gerasimova I.A., Kucherov V.G. The genesis of oil and gas: competition of paradigms. Voprosy filosofii, 2019, no. 12, pp. 106-117 (In Russian).

21. Gerasimova I.A. Digital transformation of the economy and society: problems of research methodology. Tsifrovoy uchenyy: lab. filosofa, 2019, no. 4, pp. 21-29 (In Russian).

22. Alekseyeva I.YU., Nikitina YE.A. Intellekt i tekhnologii [Intelligence and technology]. Moscow, Prospekt Publ., 2015. 81 p.

23. Lepskiy V.YE. Systemic bases for the transition from technogenic civilization to socio-humanitarian civilization. Problemy tsivilizatsionnogo razvitiya, 2019, vol. 1, no. 1, pp. 33-48 (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Ахтямов Эрик Касимович, помощник президента, Уфимский государственный нефтяной технический университет. Рольник Любовь Зелиховна, д.х.н., проф., заместитель завкафедрой общей, аналитической и прикладной химии, Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Шаммазов Айрат Мингазович, д.т.н., проф., академик АН Республики Башкортостан, президент, Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Мовсумзаде Эльдар Мирсамедович, д.х.н., проф., чл.-корр. РАО, советник ректора, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Чуйко Егор Валерьевич, магистрант, Государственный университет управления.

Eric K. Akhtyamov, President "s assistant, Ufa State Petroleum Technological University.

Lyubov Z. Rolnik, Dr. Sci. (Chem.), Prof., Deputy Head of the Department of General, Analytical and Applied Chemistry, Ufa State Petroleum Technological University.

Ayrat M. Shammazov, Dr. Sci. (Tech.), Prof., Academician of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan, President, Ufa State Petroleum Technological University.

Eldar M. Movsumzade, Corresponding Member Russian Academy of education, Dr. Sci. (Chem.), Prof., Adviser to the Rector, Ufa State Petroleum Technological University, Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art).

Egor V. Chuyko, Undergraduate, State University of Management.

70

История и педагогика естествознания

3-4 ■ 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.