Научная статья на тему 'Гуманитарная интеллигенция в современном обществе'

Гуманитарная интеллигенция в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
208
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллигеннт / интеллигенция / гуманитарная интеллигенция / інт елігент / інт елігенція / гуманіт арна інт еллігенція

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Н. Л. Клячкина

В статье дается анализ основных научных подходов и критерии идентификации гуманитарной интеллигенции, раскрывается сущность категории «интеллигенция», «гуманитарная интеллигенция», социальные функции гуманитарной интеллигенции в обществе, рассмотрены культ урологический и социологический подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Гуманіт арна інт еллігенція в сучасном суспільст ві

В ст ат ьі даєт ься аналіз основних наукових підходів т а крит еріїв ідент ифікації гуманіт арної інт еллігенціі, розкриваєт ься сут ь кат егорії «інт еллігенція», «гуманіт арна інт еллігенція», соціальні функціі гуманіт арної інт еллігенціі в суспільст ві, розглядені культ урологічний т а соціологічний підходи.

Текст научной работы на тему «Гуманитарная интеллигенция в современном обществе»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Философия. Социология». Том 21 (60). №3,2008. С. 157-163

УДК 374

Н. Л. Клячкина

ГУМАНИТАРНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В ст ат ье дает ся анализ основных научных подходов и крит ерии идент иф икации гуманит арной инт еллигенции, раскрывает ся сущност ь кат егории «инт еллигенция», «гуманит арная инт еллигенция», социальные функции гуманит арной инт еллигенции в общест ве, рассмот рены культ урологический и социологический подходы.

Ключевые слова: инт еллигеннт , инт еллигенция, гуманит арная инт еллигенция.

Изменение всех форм организации социальной жизни, интенсификация общественных отношений, социальная стратификация общества обусловливают потребность в осмыслении феномена интеллигенции в современном российском обществе. Это тем более важно, что в условиях движения цивилизации к информационному обществу, «обществу знаний» вопрос об интеллектуальной элите, ее качестве и креативных возможностях приобретает особую актуальность в российском социуме.

Проблема интеллигенции, определение ее сущности, социальной природы, роли, функций всегда вызывали диспуты и противоречивые суждения. История интеллигенции уходит вглубь веков. При всем огромном массиве социально-гуманитарной научной литературы современное понимание интеллигенции в целом и гуманитарной в частности не отвечает требованиям времени.

Теоретическая недостаточность определения «интеллигенции»

компенсировалась выработкой сущностных черт, характеристик этих феноменов (чувство гордости за свое государство, свой народ, вера в величие родины, действенный патриотизм, способность к самопожертвованию во имя великой цели, развитые нравственно-эстетичекие качества и т.д.) в произведениях писателей, в трудах философов и социологов, в работах публицистов, в обыденном сознании людей.

В настоящее время в социологии идут дискуссии о границах этой социальной группы, ее статусе, критериях отнесения к ней, о том, является ли она специфически российским феноменом, отличающимся от западных интеллектуалов, выступают ли современные работники науки, образования, культуры и искусства наследниками дореволюционной интеллигенции, или Россия сегодня имеет, по словам А.И. Солженицына, лишь «образованщину».

Понятие «интеллигенция» означает «социальный слой людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом и обладающих необходимым для этого специальным образованием».

Велико количество публикаций, содержащих общие рассуждения или исторические экскурсы, однако ощущается острая нехватка качественных работ, в

которых бы изучение интеллигенции осуществлялось через призму результатов конкретных исследований.

В последние годы распространяется идея отказа от самого понятия «интеллигенция» как несоответствующего современным реалиям. Между тем история не знает ни одного сообщества без интеллигенции, как бы она в разные эпохи не называлась - правящей элитой, жреческой или шаманской группой, знахарями или лекарями, наставниками или руководителями. В разных социальных формах и с разной степенью реализации своих социальных функций она существовала во всех самосознающих себя обществах.

Проблема исследования феномена интеллигенции, в т.ч., гуманитарной, актуализировалась в связи с переходом к рыночным отношениям, коренной сменой духовно-ценностных ориентиров в обществе. Изменившиеся место и роль этой группы, с одной стороны создали условия для потенциального превращения ее из вспомогательной социальной прослойки в значимую силу общественного развития, способную не только работать по заказу и генерировать идеи, но и воплощать их в жизнь независимо от власти, а с другой - заставили интеллигенцию адаптироваться к новым условиям, проходить сложный и противоречивый процесс социокультурной идентификации.

Основная проблема и противоречие ситуации состоят в том, что современная интеллигенция выступает важной социальной силой, обеспечивающей движение страны к информационному обществу, что обусловливает необходимость, как понимания, так и знания ее творческих возможностей и ресурсов. Однако сегодня в структуре современного общества интеллигенция занимает периферийное место, обладает низким социальным авторитетом. Налицо противоречие между объективной потребностью социума в производстве и использовании высококачественных интеллектуальных проектов и продуктов, обусловленной вызовами и требованиями времени, с одной стороны, и невостребованностью творческого потенциала интеллигенции - с другой. Отсутствие рационального соотношения между реальным уровнем потребности в общественном интеллекте и его практическим использованием ведет к неэффективной растрате жизненных сил интеллигенции, неудовлетворительному ее самочувствию, радикальным изменениям в ее идентификации. В этих условиях интеллигенция, должная быть, по сути, инициатором и источником социальных и духовно-гуманитарных новаций, не выполняет своей общественной роли и исторического предназначения.

Актуальность исследования обусловлена и тем, что интеллигенция не является неизменной. В периоды коренных трансформаций общества происходят сдвиги в ее ведущих характеристиках, прежде всего в социальном положении, роли, статусе. Уяснение содержательных аспектов этих сдвигов, понимание стимулов и мотивов деятельности интеллигенции позволяет эффективнее рассчитывать направленность, цели и результаты ее решений и действий, использовать ее потенциал.

Первые попытки осмысления феномена интеллигенции были сделаны в 1870-х гг. теоретиками народничества. Они выделили интеллигенцию в особую социальную группу по социально-этическим критериям, считая ее частью народа,

взявшей на себя социальную функцию общественного самосознания от имени и во имя всего народа.

В начале XX в., на пороге революционных потрясений, тема роли интеллигенции в общественной жизни, ее ответственности за судьбы вызвала острейший общественный интерес. Вышли в свет сборники статей известных философов, экономистов, юристов, литераторов «Вехи», «В защиту интеллигенции», в которых были затронуты жизненно важные для интеллигенции вопросы, первым из которых был вопрос о ее отношении к власти и народу и которые стали документальным подтверждением осознания ею поворотного момента в своей истории и этапом самопознания. Имея, прежде всего политическое звучание, эти статьи содержали глубокие философские мысли и легли в основу нравственно-философского или культурологического подхода в изучении проблем интеллигенции.

Марксистская концепция интеллигенции, начавшаяся оформляться в тот же период, положила начало новому подходу - социологическому. Работы стали составной частью концепции интеллигенции, предложенной Г.Плехановым,

B.Лениным, А.Луначарским, Л.Троцким, трактовавшими интеллигенцию согласно социально-классовому критерию как социальную прослойку. Это понимание интеллигенции было развито и завершено в трудах И.Сталина, став частью государственной концепции социальной структуры советского общества. Началось формирование догматической схемы, где вся интеллигенция делилась на контрреволюционные верхи, оторванные от народа, и революционные низы, политически близкие пролетариату, а также колеблющуюся середину.

До начала 1960-х гг. в СССР издавались работы преимущественно популяризаторского, разъясняющего характера - книги и статьи С.Вольфсона,

C.Ковалева, Ф.Константинова, Е.Ярославского и других.

С началом «оттепели» намечается оживление культурной жизни, появляются новые работы в литературе, науке, искусстве. Поиск истины вне рамок заданных схем приводит к некоторому раскачиванию норм «марксистско-ленинского учения об интеллигенции». Поток литературы, связанной с интеллигенцией, вновь становится мощным, накапливается обширный фактический материал, проводятся научные конференции и симпозиумы, появляются обобщающие исследования Б.Балуева, Л.Булгаковой, М.Штранге и др. Выпущенный в это время библиографический указатель «Советская интеллигенция. Советская историческая и философская литература за 1968-1978 годы» содержал 1995 источников.

В 1970-1980-е гг. проблему интеллигенции затрагивали ученые, изучавшие различные аспекты духовной жизни общества, основ его правового функционирования, формирования его социальной сгрукгуры, маргинализации -С.Алексеев, Ю.Вишневский, В.Шапко, другие исследователи. Во второй половине 1980-х- 1990-е гг. продолжает преобладать традиционная точка зрения, представленная Э.Андреевым, А.Бакуниным, Н.Яковенко.

Провозглашение «гласности» и «перехода к общечеловеческим ценностям» приводит к смещению акцентов в оценке интеллигенции, появляются альтернативные мнения. Как разновидность бюрократии рассматривают интеллигенцию Е.Баразгова и О.Шабурова. Первые попытки исследования

интеллигенции как мифа предприняли Д.Ванюков, С.Ковалева, В.Кормер, Л.Фишман и др.

Соотнесение интеллигенции и класса интеллектуалов или интеллектуальной элиты провели В.Иноземцев, А.Севастьянов, и другие ученые. Исследования по определению места интеллигенции в социальной структуре, в т.ч. в составе среднего класса, осуществляли Е.Авраамова, Л.Беляева, А.Терехин, Н.Тихонова, О.Шкаратан, М.Чешков и др.

Ряд социокультурных аспектов феномена гуманитарной интеллигенции рассмотрен в работах С.Барзилова, И.Болотина, Е.Элбакяна и др.

Социологическая сущность понятия интеллигенции как социальной группы, ее классификации исследованы в современной научной литературе Р.Ароном, В.Астаховой, Э.Вином, В.Мансуровым, Н.Хомски, рядом других ученых.

Проблемы адаптации гуманитарной интеллигенции к меняющимся социально-экономическим условиям и ее социального самочувствия анализируются в работах Л.Беляевой, Д.Берри, Е.Давыдовой, К.Додд, Я.Крупеца, С.Кугеля, Л.Орловой, Л.Петровой, Ж.Тощенко, С.Харченко Л.Шпака.

Значимый идентификационный критерий - социальная и политическая активность гуманитарной интеллигенции, а также ее взаимоотношения с властью исследованы в работах Т.Адорно, К.Барбаковой, С.Волкова, А.Гелла, В.Сердюченко, В.Сперанского, С.М.Фалькович, и др.

В связи с этим социологический анализ трансформаций гуманитарной интеллигенции, ее социокультурной идентификации пред став ляе! большие возможности и эвристический интерес. Ощущается потребность в выявлении, исследовании и операционализации новых проблем, динамики гуманитарной интеллигенции, особенностей основных ее групп, способности отвечать на вызовы настоящего и будущего. Перспективным является анализ влияния гуманитарной интеллигенции на развитие информационного общества, «общества знаний».

С культурологической точки зрения интеллигенция, а) преимущественно люди профессионального умственного труда, духовно-нравственная элита общества, внесословное и внеклассовое образование; б) группа людей, идентифицируемая по критериям идейности, самоотверженности, наличия гражданской позиции, способности к пониманию, осознанию, переосмыслению основ общества, динамизму критического ума (Н.А.Бердяев, Р.В.Иванов-Разумник, А.И.Солженицын, П.Б.Струве, С.Л.Франк и другие). Культурологический взгляд позволяет определить своеобразие духовной природы интеллигенции, выявить содержание ее ценностных и общественных ориентации. Вместе с тем вне рамок этого подхода остается понимание интеллигенции, се сущности и особенностей как социальной группы.

В рамках социологического подхода осуществляется поиск объективных критериев, которые характеризовали бы интеллигенцию как социальную общность, отличали и определяли ее положение в системе общественных отношений (М.Вебер, А.Грамши, М.Руткевич, П.Сорокин и др.). Согласно этому подходу интеллигенция - это: а) социальная группа, основной характеристикой которой является профессиональное занятие умственным трудом высокой квалификации

(«профессиональная работа интеллектуального характера»), занимающая в обществе положение прослойки; б) социальная группа, гипотетически входящая в состав формирующегося среднего класса. Основным критерием ее включения в средний класс является высокий уровень образования, владение интеллектуальной собственностью.

На основе анализа концептуальных подходов в отечественной и зарубежной социологии, теоретического осмысления результатов эмпирических исследований автор определяет шггеллигенцию как социальную группу, профессионально занимающуюся умственным трудом высокой квалификации, отличающуюся высоким образовательным уровнем и развитыми нравственно-этическими качествами; исторически внесословную и внеклассовую совокупность людей, претендующую, однако, в условиях рыночных отношений на роль основы (ядра) среднего класса российского общества. Это рабочее определение интегрирует существующие теоретические подходы и дает необходимые для социологического анализа социальные характеристики данной группы, указывающие на ее место и роль в обществе.

Интеллигенция - сложная по структуре и динамике социальная страта. Возможна классификация ее групп по культурологическим, нравственно-философским и социологическим критериям. В основе нравственно-философской классификации лежат креативно-гносеологические, ментальные характеристики интеллигенции, типы поведения, мировоззрения и т.д.

В рамках социологической классификации интеллигенция выделяется, а) в зависимости от положения в обществе; б) согласно образовательному цензу; в) по характеру и содержанию различных видов труда и конкретной сферы приложения труда; г) по социальному положению. Основаниями классификации интеллигенции могут выступать также территориальные, социально-демографические признаки. Значительный эвристический интерес представляет идентификация групп интеллигенции по роду и характеру профессиональной деятельности. Это позволяет выделить гуманитарную интеллигенцию как социально-профессиональную группу людей, занятых в духовной, социально-культурной сфере, выполняющих образовательную, просветительскую и воспитательную функции, основной деятельностью которых является создание, хранение, передача, трансформация (развитие) духовной культуры.

В структурном отношении гуманитарная интеллигенция представляет собой сложный, неоднородный феномен, включающий, а) элиту интеллигенции (люди творческих профессий, развивающие науку, культуру, искусство, социально-гуманитарное знание); б) массовую интеллигенцию (врачи, учителя, сотрудники музеев, архивов, журналисты, другие представители СМИ, работники библиотек, выставочных центров), в) полуинтеллигенцию (медицинские сестры, фельдшеры, воспитатели дошкольных учреждений, ассистенты, лаборанты, референты).

В отечественной социологии доминирует мнение о том, что интеллигенция, в т.ч. гуманитарная, входит в состав формирующегося среднего класса, причем в так называемый «новый» средний класс, который отличает прежде всего

интеллектуальная собственность и навыки сложной деятельности, что связано с переходом к постиндустриальной стадии развития, к информационному обществу.

Согласно критерию самоидентификации гуманитарная интеллигенция распределяется по всем трем слоям среднего класса. Это говорит о неоднородности гуманитарной интеллигенции, делении ее не только на основе социально-профессионального критерия, но и по другим признакам. Такими признаками являются критерии выделения среднего класса: материальное благосостояние или материальный статус (способ получения и уровень дохода); уровень образования; профессионально-должностной (социально-профессиональный) статус; степень социально-экономической адаптации; потенциал социальной мобильности; уровень социальной и политической активности и т.д.

Большинство исследователей отмечают ненадежность критерия материального благосостояния (дохода), что связано с малой достоверностью информации о доходах. Критерии образования и профессионально-должностного (социально-профессионального) статуса легко определимы. На этом основании к интеллигенции относят людей, имеющих высшее, неоконченное высшее и среднее специальное образование. Социально-профессиональную структуру интеллигенции составляют: педагогическая (гуманитарный профиль); культурно-просветительская; научная (гуманитарная сфера); медицинская; художественная; духовенство; юридическая.

Таким образом, в современном обществе одновременно сосуществуют три типа интеллигенции: «советская интеллигенция», «интеллигенция переходного периода» и «современная интеллигенция».

Исследование показало, чт о, будучи во многом неудовлет воренной характ ером проводимых реформ, низким уровнем своих доходов, ут рат ой преет иж а сферы занят ост и, пот ерей высокого рейт инга общест венного уваж ения, гуманит арная инт еллигенция все ж е сохраняет надеж ду на улучшение своего полож ения и гуманит арной сферы в целом. Эт от опт имизм лишь в малой ст ene ни связан с государст венной полит икой и возмож ноет ью эмиграции и гораздо больше ориент ирован на индивидуальные усилия. Осваивая акт ивные ст рат егии социальной адапт ации и новые ресурсы, предст авит ели гуманит арной инт еллигенции вынуж дены или уходит ь в бизнес, полит ику, на государст венную служ бу, или искат ь дополнит ельную работ у (совмест ит ельст во), чт о от рицат ельно сказывает ся на профессиональном уровне. Происходит индивидуализация и даж е авт омизация гуманит арной среды, чт о чреват о ее возмож ным распадом.

Анализ суж дений по поводу роли и мест а гуманит арной инт еллигенции в общест ве показал, чт о она либо идент ифицирует ся с инт еллект уальной элит ой, либо рассмат ривает ся как част ь среднего класса. Современную инт еллигенцию следует счит ат ь сост авной част ью среднего класса цивилизованного общест ва, хот я суж дения о средне классе в от ечест венной социологии дискуссионны и прот иворечивы.

Клячина Н.Л Гумашт арна iirr елшгенщя в сучасном сусшльст Bi

В ст ат bi дает ься а нал! основних наукових шдходав т а крит epii'B ¡дснт и(|) i ка nil гумашт арно! iirr слшгснцп. розкривает ься сут ь кат eropii' «iirr елшгенщя», «гумашт арна im елшгенщя», сощальш функцп гумашт арно! ¡нт слшгснцп в сусшльст Bi, розглядеш культ уролопчний т а сошолопчний шдходи.

Ключов1 слова: im с.шгснт , im слгснщя. гумашт арна im елшгенщя.

Klyachkina N. Humanitarian intelligentsia in modern society

Fundamental scientific approaches and criteria of humanitarian intelligentsia identification are analysed in this paper. The essential meanings of the «intelligentsia» and «humanitarian intelligentsia» categories, as well as the functions of the humanitarian intelligentsia in the society are presented The paper also considers the culture-study and sociology-study approaches. Intelligentsia, society, culture-study.

Keywords: intelligentsia, intellectual, humane intelligent.

Поступило в редакцию 26.05.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.