Научная статья на тему 'Pgдуальная роль интеллигенции в истории'

Pgдуальная роль интеллигенции в истории Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инт еллигенция / парсическигенерологичная дуальност ь / новая ст рат ификация / інт елігенція / парсичногенерологічна дуальніст ь / нова ст рат ифікація.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — В. В. Кизима

В статье на основе метафизических парсическигенерологических (pg) представлений по и новому интерпретирует ся природа интеллигенции и ее роль в культурно-историческом процессе, предлагается качественно от личные от традиционной стратификации основания социальной типологизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pgдуальна роль інт елігенції в іст орії

на основі мет афізичних парсичногенерологічних (pg) уявлень поновому інт ерпрет уєт ься природа інт елігенції і її роль в культ урноіст оричному процесі, пропонуєт ься якісно відмінна від т радиційної ст рат ифікації основа соціальної т ипологізації.

Текст научной работы на тему «Pgдуальная роль интеллигенции в истории»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Философия. Социология». Том 21 (60). №3,2008. С. 12-17

УДК 130.2:008.2:572

В В. Кизима

Рв-ДУАЛЬНАЯ РОЛЬ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ИСТОРИИ*

В ст ат ье на основе мет афизических парсически-генерологических предст авлений по-новому инт ерпрет ирует ся природа инт еллигенции и ее роль в культ урно-ист орическом процессе, предлагает ся качест венно от личные от т радиционной ст рат ификации основания социальной т ипологизации.

Ключевые слова: инт еллигенция, парсически-генеро логичная дуальност ь, новая ст рат ификация.

Главное затруднение с идентификацией интеллигенции состоит в том, что, хотя наличие интеллигенции признается, ее сложно ухватить традиционными социологическими методами. Она ест ь везде: говорят о научной, технической интеллигенции, о художественной, сельской, городской, творческой, в каждой профессиональной группе есть своя интеллигенция. Но при всем том ее как бы и нет . Она, как правило, не фигурирует в социологических опросах и не составляет отдельной социальной группы среди прочих групп. Попытка отождествления ее с работниками умственного труда не выдерживает критики, поскольку интеллигенты есть и среди практических работников, с другой стороны, не все люди умственного труда считаются интеллигентами. Из массы интеллектуалов в этом качестве обычно выделяются фамилии только некоторых - Д.С. Лихачев, С.С. Аверинцев,

A.Д. Сахаров и т.д., причем в связи не столько с их интеллектуальной деятельностью, сколько с их гражданской позицией. С гражданской, а не с политической, и это важно, поскольку отсюда следует, что отнюдь не всех профессиональных политиков можно причислить к интеллигентам. Интеллигенция не поддается выделению по классовому признаку и имущественному положению, поскольку ее представители есть в разных классах и обладают разными счетами в банках или не имеют их вообще.

Иногда ее связывают с понятием элиты. Но элита выделялась А.Токвилем и

B. Парето по признаку противопоставления ее народу, а позже - по признаку господства и подчинения, - как привилегированный слой управленцев (Х.Ортега-и-Гассет, Дж. Бернхем). После критики Ч.Миллсом слоя «властвующей элиты» появилась концепция плюрализма элит и теория баланса элит, но суть критериального признака элиты не изменилась. Интеллигенция не тождественна

Работа выполнена в рамках украинско-российского научно-исследовательского проекта «Поиск цивилизационных альтернатив развития», который осуществляется по результатам совместного конкурса НАН Украины и РГНФ - 2007 (проект № 29-03/07-03-91300 / Украина)

элите, поскольку истинная интеллигенция никогда не противостоит народу, а наоборот, отстаивает его интересы, и по этой же причине ее представители редко поднимаются до высших эшелонов власти. Чаще они находятся к ней (как к консервативной силе) в той или иной форме оппозиции.

Состояние интеллигенции «есть и не есть» побуждает выводить ее в сферу маргинеса и аномии. Но на самом деле интеллигенция живет едва ли не наиболее полнокровной жизнью общества, отнюдь не стремится к изоляции от него и отклонению от действующих социальных норм, не страдает отсутствием целей и идеалов и не противостоит порядку как разрушительное экстремистское начало, т.е. не имеет свойств, наиболее характерных для маргиналов в понимании их Р.Парком, Э.Стоунквистом и автором понятия аномии Э. Дюркгеймом. По-своему загадочность интеллигенции представлена у российских мыслителей. Они видели в интеллигенции своеобразный «монашеский орден» (С.Л. Франк) или «некий орден», хотя и не знающий внешних форм, но имеющий свой неписаный кодекс (Г.П. Федотов), «рыцарское братство», «воюющий орден», не имевший письменного устава, но знавший своих членов, рассеянных по всей нашей земле, который стоял поперек течения современной ему жизни (П.В.Анненков). Хотя, как отмечалось, интеллигенция не может отождествляться с «орденом», но в попытке такого отождествления присутствуют важные для ее понимания моменты -духовное предназначение интеллигенции и то, что ее деятельность не связана с внешними уставными формами и кодексами.

Показательно, что даже в конституции СССР 1936 года, сводившей всю социальную структуру общества к классовой, авторы вынуждены были сказать, что интеллигенция - прослойка, рекрутирующая своих членов среди всех классов общест ва. Сказанное выше влечет теоретические и практические следствия, важные не только для понимания природы интеллигенции, а и для социальной теории и социологии.

Pg-дyaльнaя природа инт еллигенции заключается в том, что интеллигенция как социальная сила может все, что профессионально делают члены традиционных страт, поскольку ее представители присутствует в любом социальном слое и обладают его профессиональными умениями. Но представители интеллигенции обладают и какими-т о иными особенност ями, которые их объединяют независимо от вида их профессиональной деятельности и принадлежности к определенным социальным группам. Эти особенности выводят их за пределы социально-профессиональных умений и действий и деятельность интеллигенции оказывается инвариантной по отношению к любой институциализированной деятельности, в том числе - и во времени, осуществляется на иных, непрофессиональных основаниях. Данное обстоятельство означает, что инт еллигент выполняет какую-т о вневременную, субст анциальную миссию в культ урно-ист орическом процессе, хот я и с помощью временных, преходящих форм быт ия социума. Что это за особенности и в чем состоит указанная миссия?

Ответ на данные вопросы требует выхода за рамки институционального анализа актуализированных социальных форм и отношений в более широкую, социально-метафизическую область, опирающуюся на общеметафизические принципы. Наиболее

соответствующим данному случаю является принцип онт ико-онт ологической дуальности бытия [1]. Если сразу применить его к интересующей нас теме, то он означает следующее. Любой человек обладает двойст венност ью: (а) выполняет институционально актуализированные обязанности, т.е. вместе с другими субъектами (например в семье, на производстве и т.п.) обеспечивает ведущие отношения в этих формах и как участник этих устойчивых отношений выступает как монада (монада семьи, производственных отношений и т.д.). Отношения его с другими монадами той же формы называются в метафизике тотальности генерологическими (от лат. Genero -порождать, создавать); (б) участвует во множестве иных, т.е. негенерологических связей, в том числе затрагивающих глубинные, неформализованные (по отношению к генерологической ситуации) возможности человека, которые можно назвать парсическими (лат. pars - часть). Человек, рассматриваемый как носитель парсических свойств называется парсом. Из-за своей разобщенности парсические отношения не определяют жизнь генерологической структуры, но в определенных условиях они могут становиться ведущими, приобретать институциональный характер, например, когда несущественные отношения становятся существенными. А часть прежних генерологических уходит, в этом случае, в парсическую область или вовсе исчезает. Внешняя картина этих событий выступает как изменение вида и характера деятельности людей, соотношения их парсических и генерологических отношений, иначе говоря, осуществляется как парсически-генерологический (pg-) переход социальных форм (подробней о понятиях парсики, генерологии, pg-переходах и других см. [2]).

То же имеет место и в изменениях страт и в межстратных переходах, которые отмечают многие социологи сегодня как феномен подвижности социальной структуры [3] и даже как «ускользающий мир» [4]. Член каждого социального слоя или группы, участвуя в генерологических отношениях ее жизни, т.е. выполняя соответствующие им правила, нормы, законы и предписания, одновременно является носителем множества парсических связей и отношений, касающихся его неинституциональных связей как в рамках генерологии, так и выходящих во внешнюю социальную и природную среду, выступает как парс. В ходе развития общества его парсические свойства могут начинать играть все более важную роль и обретать устойчивый, определяющий, т.е. генерологический характер, а бывшие генерологические, институциональные отношения - утрачивать ведущую роль, переходить в парсическое пространство.

С этих позиций указанные выше «особые свойства» интеллигенции означают не что иное, как исторически никогда не исчезающее, хотя и проявляющееся в разных исторических ситуациях разными своими сторонами и возможностями парсическое поле, которым интеллигент непосредственно связан с другими людьми, с обществом и с внешней природной средой. Наличие сравнимых по значению с генерологическими влияниями влияний парсических создает «пограничное» состояние интеллигенции на грани генерологии и парсики и требует от нее непрерывной реакции на динамику парсически-генерологических отношений. Интеллигент стремится найти оптимальное движение указанной динамики, его истинная миссия состоит в том, чтобы органически увязыват ь онт ическое и

онт ологическое, ст арое и новое, удерж иват ь опт имальное соот ношение инст иг уционального и парсического в процессе развит ия част ных сит уаций и общест ва как целого. Интеллигенты - те, кто постоянно находятся в эпицентре жизненных проблем, независимо от характера их деятельности, хотя и в непосредственной связи с ней. Находясь внутри реальной институционально-парсической ситуации, наиболее талантливые их представители соединяют собой настоящее и будущее. Они не принадлежат полностью институтам, поскольку видят дальше своих функций, но, будучи с ними связанными профессионально, не впадают и в безосновательные фантазии, анархию и произвол маргиналов и безответственных представителей власти. Поэтому интеллигент часто мешает администратору за тягу к новому, политикам - за «излишнюю» осторожность, поскольку он не летит сломя голову в авантюры.

Интеллигенты неизбежно появляются и присутствуют там, где возникает необходимость обновления и поэтому они не «рекрутируются из разных групп и классов» и не составляют особой социальной группы, а скорей представляют собой бродильное начало социума, присут ст вующее во всех его порах. Это близкие друг другу общесоциальными, гражданскими настроениями люди, работающие каждый на своем месте, но одновременно неотрывные от коллективного духа и потребностей общества. Они - скрепы социума, соединяют собой многообразие жизни и сами многообразны в единстве социума.

Интеллигенция реализует уровень социального бытия, более глубокий по от ношению к т радиционному ст рат ифицированному уровню ж изни людей. Подобно гераклитовскому огню, ее деятельность - субст анциальный ист очник рож дения инст иг ут ов и их деят ельност и и возмож ноет ей, равно как и субст анция поглощения т ех из них, кот орые уст арели. Интеллигенты - носители созидательной парсики, которая не только устраняет отжившие институты, а и создает базовые отношения новых институциональных порождений в условиях хаоса. Они - хранители преемственности в изменчивости, а значит идентичности общества и народа. Давно подмечено, что ни одна попытка революций не заканчивалась успехом, если ее не поддерживала интеллигенция.

Интеллигенция репрезентирует все общество как его наиболее чувствительная к текущим событиям часть, и именно от интеллигенции идут первые импульсы назревших преобразований в обществе. Это требует по-новому ставить вопрос о субъектах и движущих силах истории. Можно считать, в частности, что не политические события на самом деле порождают перемены в обществе (они их лишь завершают); начало ист инно значимых перемен и новых смыслов следует искат ь в переж иваниях, чувст вах и головах инт еллигент ов, в непрерывно т екущих в них ант ропологических «революциях», непосредст венно связанных с реальност ью социального быт ия. От людей этой субст анциальной группы новые переживания, чувства и идеи как семена переносятся в общество, «заражают» его и ведут социум к изменениям и преобразованиям.

Когда-то Г.П.Федотов сделал подобный вывод относительно искусства, которое, как он считал, приводило общество в тот исторический момент (начало 20-го века) к кризисам и катастрофам. Он писал, что искусство не отражает этой гибели, оно ее

организует и вдохновляет, что Пикассо и Стравинский в духовном мире значат то же, что в социальном Ленин и Муссолини. Но, говорит Федотов, - пионеры - они, а не политические вожди, которые делают только конечные выводы в найпоследнейшей, то есть нижней сфере деятельности [5]. Н. Корниенко, цитируя эти слова Г.Федотова, говорит, что он тем самым признал за искусством фундаментальную возможность преобразований [6, с. 17-18]. Сама Н.Корниенко говорит о „законе независимости художественных систем" [6, с. 217-219], имея в виду независимость их от хозяйственно-экономической жизни и указывая на глубинный источник творчества и открываемые „новые уровни свободы" во внутренних „невидимых" мирах человека. На самом деле ответ должен быть более общим: речь должна идти не только об искусстве и не только о художественной интеллигенции, а об интеллигенции вообще и ее парсически-генерологических возможностях, что порождает новые основания социальной стратификации.

Следует сделать одно уточнение. Любой человек обладает pg-дуальност ью, а значит и парсическими связями с социумом и природой. Но все же не любого человека мы относим к интеллигенции. Дело в том, что хотя все люди носят pg-дуальный характер, они реализуют его по-разному. А это позволяет типологизировать их по данному основанию и говорить о новом подходе к социальной ст рат ификации. В новой стратификации наряду с другими социальными группами присутствует уже и интеллигенция, причем занимает в ней едва ли не центральное место.

Можно выделить т ри главных группы. Представители первой выполняют преимущественно институциональные, генерологические функции (чиновники всех бюрократических рангов, представители органов всех ветвей власти, армии и др.). Представители вт орой играют деструктивную антиинституциональную, парсическую роль, способствуют разрушению «устоев общества» (антисоциальные элементы, слепо уповающие на простое и окончательное решение всех проблем радикалы, разлагающие общественное сознание ради игры ума безответственные интеллектуалы, готовые пустить под откос весь мир ради тщеславия политические честолюбцы, и т.п.). Представители т рет ьей понимают важность единст ва онтики и онтологии, генерологии и парсики, способны кто больше, кто меньше, видеть не только институциональную ситуацию, а и тенденции, возможности и перспективы ее парсики, т.е. возможные назревающие pg-переходы. Именно к этой группе, наряду с некоторыми другими подгруппами, относится интеллигенция, играя роль ее центрального компонента.

Третья группа распадается на подгруппы: 1) подгруппу собственно интеллигенции.; 2) подгруппу, к которой относятся мудрецы, отшельники, философы, сосредоточившиеся на теоретических вопросах онтико-онтологической дуальнеости и личном совершенствовании, и избравшие молчаливый договор с властью о взаимотерпимости; 3) подгруппа маргиналов и неприкаянных, чувствующих институционально-парсическую двойственность жизни, но не знающих что с ней делать и потому «застревающих» в ней надолго или навсегда; 4) подгруппа научившихся извлекать для себя пользу из pg-неопределенной ситуации -скоморохи, шуты, балагуры, некоторые писатели, артисты, предсказатели, провидцы и т.п., роль которых обычно резко возрастает в исторические переходные

периоды нарастания массовой смеховой стихии, странничества и диффузии социальных идентификаций; 5) подгруппа пассионариев (идущих до конца героев, мучеников и святых), не могущих далее «переносить непереносимое» - отсутствие смыслов, и своей верой, деятельностью, а часто и жизнью развязывающих проблему внесения в общество новых ценностей и норм, после чего в нем быстро формируется новая система pg-oтнoшeний.

Из всего поля предст авлений об инт еллигенции мож ет быт ь сделан обобщенный эмпирический вывод: особенност ь инт еллигенции сост оит в т ом, чт о ее предст авит ели присут ст вуют во всех ст рат ах общест ва, не исчерпывая их, а ст рат ы ни по от де ль ноет и, ни все вмест е не исчерпывают ее специфики.

Список литературы

1. Кизима В.В. Сизигия метаморфоза //Totallogy-XXI (сьомий випуск). Постнекласичш дослижсння. - К.: ЦГО HAH Украши. - 2002. - с.8-186; Кизима В.В. Начала метафизики тотальности // Там же. №17-18. 2007. - с.35-129.

2. Кизима В.В. Тоталлогия (философия обновления). - К.: Издатель ПАР АЛАН, 2005. - 272с.

3. Подвижность структуры. Современные процессы социальной мобильности. - К.: Институт социологии HAH Украины. 1999. - 204с.

4. Гидценс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Изд-во «Весь мир».2004. - 120с.

5. Федотов Г.П. Четверодневный Лазарь. - Круг. Альманах. Кн.1. Берлин, 1936,- с. 140. Цит. по: Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории культуры. - М., 2000. - с. 388.

6. Коршенко Неллг Запрошення до хаосу. Театр (художня культура) i синергетика. Спроба нелшшносп. - К., 2008. - 246с.

Юз1ма В.В. Pg-дуальна роль iirr елгенцп в icT opii

В ст ат т i на ochobI мет афпичних парсично-генеролэпчних (pg-) уявлень по-новому iHT ерпрет ует ься природа шт елгенцп i и роль в культ урно-ют оричному npoucci. пропорет ься якюно вдапнна вщ т радищйно! ст рат и(|)iкаnil основа сощально! т иполопзацп.

Ключов1 слова: iHT елгенщя. парсично-генеролопчна дуальшет ь, нова ст рат ифпеащя.

Kizima V. Pg-dual Role of Intelligentsia in History

The paper is based on metaphysical parsial and generological (pg-) views. The nature of intelligentsia and its role in the cultural and historical process has been reinterpreted anew. Qualitatively different from the traditional stratification, the basis for social typologizasion has been suggested.

Keywords: intelligentsia, pg-duality, new stratification.

Поступило в редакцию 26.05.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.