Научная статья на тему 'Гуманитаризация профессиональной подготовки специалистов'

Гуманитаризация профессиональной подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманитаризация профессиональной подготовки специалистов»

Редакционная почта

173

столов. Здесь происходит смещение доминанты с совместной деятельности преподавателя и студента к самостоятельной социально-проектной деятельности студента в составе проектной группы, осознание им роли группового сотрудничества в решении задач проекта, формируется способность работать по алгоритму и в команде; в процессе разработки проекта, представления и оформления продукта проявляется творческое начало, оценивается личный вклад в общее дело.

В табл. 1 показан алгоритм проектной деятельности студентов в сфере социальной реабилитации несовершеннолетних.

Включение студентов в проектирование профессиональной деятельности, в социальную работу с безнадзорными детьми и их семьями способствует формированию у будущих специалистов ценностных ориентиров поведения, способностей применять полученные знания при решении конкретных проблем “сложного” ребенка. У студента накапливается личный опыт успешной коммуникации с семьей и детьми группы риска.

Практическая эффективность реализуемых студенческих проектов оценивается по следующим показателям: 1) количество несовершеннолетних группы риска, которых удалось «увести с улицы», т.е. детей, которые благодаря продуктивной работе участников социального проекта вернулись

к учебе (в свою или другую школу, ПТУ и т.д.), в семью, к родственникам; 2) количество детей, переставших употреблять психоактивные вещества; 3) число безнадзорных детей, задействованных в мероприятиях, проводимых в рамках социального проекта; 4) количество организаций и учреждений системы социальной профилактики, общественных объединений, активно включившихся в студенческий проект с целью решения вопросов ресоциализации, социальной защиты и поддержки социально неблагополучных детей; 5) количество и качество исследовательских разработок в рамках реализации социального проекта, имеющих практическую значимость для учреждений социальной профилактики, для организации продуктивного взаимодействия с социально неблагополучными детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Представленная методика позволяет в ходе обучения соединять технологические и творческие компоненты личностного развития студента и тем самым обеспечивает рост его профессионализма в продуктивной деятельности с социально неблагополучными детьми. Социально-проектное обучение ставит студента в активную субъектную позицию, в которой он не только решает важные в профессиональном плане задачи, но и участвует в изменении себя как будущего профессионала.

И. В. СЛЕСАРЕНКО, доцент Томский политехнический университет

Основными векторами развития высшего технического образования на сегодняшний день являются:

■ слияние интересов промышленности, бизнес-сектора и вузов для определения профессионального портрета специалиста-вы-пускника: обучающийся становится менед-

Гуманитаризация профессиональной подготовки специалистов

жером своих знаний и умений, выпускник способен «продать себя » на рынке труда;

■ создание целой системы программ обучения, ориентированных на конкретные запросы отрасли, крупных российских компаний, влияющих на развитие экономики в стране и за рубежом;

174

Высшее образование в России • № 1, 2009

■ гуманитаризация инженерного образования (инженерное творчество, развитие дедуктивного и критического мышления, владение родным и иностранным языками, самоорганизация как личностное качество самообучающегося человека, формирование личности профессионала, способного воспринимать новое и генерировать инновации);

■ привлечение зарубежных компаний к процессу подготовки российских специалистов, как результат - в том числе увеличение числа иностранных студентов в российских вузах. (Данное направление особенно важно в свете развития международного сотрудничества между университетами, когда создаются программы Double Degree, а группа разработчиков таких программ сталкивается среди прочих проблем и с вопросом стыковки гуманитарного блока дисциплин между учебными планами двух и более университетов) [1];

■ подготовка специалистов, осуществляемая совместно с зарубежным вузом-парт-нером; создание системы непрерывной профессиональной переподготовки, повышения квалификации специалистов (в системе lifelong learning) в виде международных вузовских центров переподготовки и непрерывного образования на IT-платформе.

Формирование, наращивание интеллектуальных активов вузов возможно посредством формирования и развития инновационного типа мышления будущих специалистов - выпускников таких вузов. Необходимо готовить специалистов, способных принимать нестандартные решения, управлять своей деятельностью, производить анализ окружающей информации, уметь добывать необходимую информацию для принятия решений, генерировать инновации [2].

Отметим, что, становясь специалистами, способными к творчеству и инновациям в профессиональной сфере, выпускники одной и той же специальности будут иметь разные склонности к различным видам деятельности (управленческой, методической, исследовательской). Следовательно, с самого начала процесса обучения важно предо-

ставить студентам возможность самореализации не только в профессиональном плане, но и в личностных предпочтениях, диктуемых складом характера, доминантными характеристиками обучающегося как личности, необходимо направить такое развитие в социально значимое русло.

В связи с этим встает вопрос о принципиально новой организации процесса обучения, пересмотре приемов и методов обучения, активном включении деятельности научения, изобретательской деятельности в учебный процесс, предоставлении студентам возможности решать поставленные перед ними задачи, предлагая и выбирая решения на основе их многокритериальнос-ти. Такой подход к организации деятельности обучения позволит готовить конкурентоспособного специалиста, активно владеющего технологиями решения инженерных задач, способного к успешной адаптации в новой среде, воспринимающего конкуренцию как стимул к развитию и как путь поиска оптимального решения и приобретения нового знания.

Попыткой ответить на вышеуказанные вызовы, а также одним из путей реализации обсуждаемых направлений развития ВПО является гуманитаризация высшего технического образования. В рамках этой стратегии актуальным становится вопрос о разработке принципиально новой парадигмы высшего профессионального инженерного образования - о создании междисциплинарных учебных курсов, интегрированных программ обучения, обеспечивающих синтез гуманитарных и технических знаний, формирующих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию, планированию и проектированию будущего результата деятельности.

Реализация данных направлений возможна путем разработки и применения социальных технологий в процессе профессиональной подготовки. К социальным технологиям в образовании относят синтез информационных, деятельностных и организационных технологий, обеспечивающих

Редакционная почта

175

личностно-значимое проектно-ориентированное и организационно-деятельностное обучение [3]. Социальные технологии предполагают, что постановкой главной цели при обучении будет являться развитие творческого потенциала обучающегося путем комплексного сочетания различных видов деятельности: исследования, проектирования, менеджмента.

Таким образом, обучаемый не только приобретает знания посредством выполнения инженерной деятельности, но и формирует системное представление о методологии получения и применения знаний, управляет процессом самообразования, способен к самокоррекциии, планированию результатов деятельности и самостоятельной постановке целей для будущего профессионального и личностного саморазвития. Одним из маркеров успешного освоения деятельности обучения и научения является получение профессионально значимого результата (эмпирических данных по итогам эксперимента, новой последовательности проведения опыта, выполненного проекта и сформированного пакета документов к нему, патента на изобретение, готового продукта).

Одним из приоритетных направлений профессиональной подготовки инженеров в рамках гуманитаризации ВПО является обеспечение языкового образования. Концепция профессионально-ориентированной иноязычной подготовки должна рассматривать иностранный язык в качестве средства выполнения академической и профессиональной деятельности, профессионального самовыражения и самосовершенствования. Языковое образование инженера должно формировать потребность в использовании иностранного языка как адекватного орудия удовлетворения профессиональных интересов, профессиональной самореализации. Оно должно быть ориентировано в том числе на решение вопросов стыковки образовательных программ в рамках реализации программ Double Degree, организационно позволяя осуществить

скорейший синтез учебных курсов и содержательно оснащая студента средствами быстрой и эффективной адаптации к новым условиям процесса обучения.

Опыт Томского политехнического университета в области языковой подготовки студентов элитного технического образования (2005-2007 гг.) в рамках краткосрочных программ языкового и поликуль-турного погружения позволяет решать конкретные задачи обучения коммуникации в системе иностранного языка, планировать учебную деятельность на иностранном языке в зависимости от профессиональных задач. Нами была предпринята попытка применить теоретические знания о компетентностном подходе к профессиональному образованию в контексте взаимообусловленных курсов обучения, представленных в виде предметных блоков, каждый из которых сопровождался набором соответствующих упражнений и заданий [4]. Современные образовательные программы, на наш взгляд, должны представлять собой симбиоз профессиональных знаний и умений и иноязычных социокультурных знаний и умений, связанных со спецификой специальности, которую осваивают будущие специалисты в области науки, техники и технологий.

Для дальнейшего исследования заявленной проблематики потребуется внимательное изучение опыта разработки междисциплинарных образовательных программ, позволяющих обучающимся реализовываться в референтной системе иностранного и родного языков, детальная проработка курсов, учебных дисциплин, связанных с преподаванием иностранного языка для академических и профессиональных целей общения, создание обучающих программ интенсивного усвоения иностранного языка посредством осуществления профессионально значимой деятельности и обеспечения условий, при которых иностранный язык становится не самоцелью процесса обучения, а средством выполнения другой деятельности.

176

Высшее образование в России • № 1, 2009

Гуманитаризация высшего профессионального образования не ограничивается вопросами включения иностранного языка в процесс подготовки инженерных кадров - одновременно решаются задачи построения учебных курсов, позволяющих реализовывать проблемно-ориентированное обучение. Тем не менее роль иностранного языка как фактора профессиональной социализации и адаптации огромна. Поэтому нам предстоит еще решить ряд комплексных вопросов разработки и создания системы языкового профессионально-ориентированного образования, востребованного современными техническими университетами, ставящими перед собой цель подготовки элитных специалистов в области науки, техники и технологий, конкурентоспособных на международном рынке труда.

Литература

1. См.: Pokholkov Yu.P., Chuchalin A.I., Agranovich B.L., Mogilnitsky S.B. Ranking of Russian Higher Education Institutions // Higher Education in Europe. 2007. Vol. 32. No. 1. P. 31-47.

2. См.: Месяц Г.А., Похолков Ю.П., Аграно-

вич Б.А., Чудинов В.Н., Чучалин А.И., Ямпольский В.З. Академический инновационный университет // Высшее образование сегодня. 2003. № 7. С. 12-21.

3. См.: Взятышев В., Романкова А. Соци-

альные технологии в образовании // Высшее образование сегодня. 1998. № 1. С. 28-38.

4. См.: Васильева С.А, Парнюгин А.С., Сле-

саренко И.В., Смоляр М.О. Программа школы языкового и поликультурного погружения для студентов Элитного технического образования. Томск: Изд. ТПУ, 2006. 24 с.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.