Научная статья на тему 'Гуманистическое воспитание методами чеченской народной педагогики'

Гуманистическое воспитание методами чеченской народной педагогики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1070
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ГУМАНИЗАЦИЯ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЭПОС / ЧЕЧЕНСКИЕ СКАЗКИ / ФОЛЬКЛОР / ЛИЧНОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мусханова Исита Вахидовна

В статье подчеркивается актуальность проблемы гуманистического воспитания методами чеченской народной педагогики, к которым относятся семейное, трудовое, физическое, духовно-нравственное воспитание, а в их основе такие принципы, как честность, человеколюбие, терпение, сдержанность, патриотизм, милосердие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманистическое воспитание методами чеченской народной педагогики»

УДК 37.013.42 (470.661) ББК 74.65 (2 Рос. 4сч) М 91

И.В. Мусханова

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЕТОДАМИ ЧЕЧЕНСКОЙ НАРОДНОЙ

ПЕДАГОГИКИ

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. В статье подчеркивается актуальность проблемы гуманистического воспитания методами чеченской народной педагогики, к которым относятся семейное, трудовое, физическое, духовно-нравственное воспитание, а в их основе такие принципы, как честность, человеколюбие, терпение, сдержанность, патриотизм, милосердие.

Ключевые слова: этнопедагогика, гуманизация, народная педагогика, эпос, чеченские сказки, фольклор, личность, духовность, нравственность, народная культура.

I.V. Muskhanova

ON HUMANISTIC EDUCATION BY METHODS OF THE CHECHEN NATIONAL PEDAGOGY

Abstract. In the paper, an accent is made on the urgency of a problem of humanistic education by methods of the Chechen national pedagogy, which contain family, labour, physical, spiritual-moral education, and in their basis such principles as honesty, philanthrophy, patience, restraint, patriotism and mercy.

Keywords: ethnopedagogy, a humanization, national pedagogy, the epos, the Chechen fairy tales, folklore, the person, spirituality, morals, national culture.

В настоящее время, в век высоких технологий, необходимо твердо знать, что любой этнос обречен на полную деградацию, если будет предавать забвению все то, что было свято для его предков.

Профессор, доктор искусств Менсфилдского университета, Чак Хой после знакомства со студентом Волгоградского государственного университета, чеченцем Эли-Тамерланом Ибаевым, в своей статье писал: «Национальная культура и менталитет чеченцев заслуживают тех же почестей, что и великие культуры Греции, Египта и Рима...»

Поэтому, говоря о проблеме гуманистического воспитания методами чеченской народной педагогики, следует отметить необходимость учета этических норм семейного, трудового, физического, духовно-нравственного воспитания, так как в их основе лежат такие принципы, как честность, человеколюбие, терпение, сдержанность, патриотизм, милосердие.

Трудовым воспитанием девочки в чеченской семье занималась мать. Мать приучала девочек к работе, старанию, добросовестности, усердию.

Мальчику-подростку поручалось выполнять все хозяйственные работы. Как и в любом виде воспитания, личный пример в труде - лучший воспитатель.

Народная педагогика чеченцев изобилует множеством примеров отрицательного отношения к тунеядству, праздности, воровству, мошенничеству и т.д.

Народные легенды, притчи, сказки, пословицы и поговорки полны ярких образов, подчеркивающих негативное отношение общества к таким проявлениям.

Поэтому важно при обучении студентов делать акцент на трудолюбие народа, рассказывать им об уважаемых людях, подчеркивать важность честного, созидательного труда.

В формировании нравственных качеств будущих учителей немаловажное значение имеют народная этика, традиции и обычаи.

Этика - наука о морали. Как свидетельствует история, зародилась эта наука в глубокой древности. Прогрессивные просветители прошлого Авиценна, Рудаки, Омар Хайям рассматривали этику как воспитательный опыт народа.

Арсенал этих мыслей богат методами гуманистического воспитания. Вместе с тем они учитывали и самобытность каждого народа и, главное, обращали внимание на его традиции и обычаи. «Они составляют физиономию народа, и без них народ есть образ лица, мечта небывалая и несбыточная», - метко отмечал В.Г. Белинский [1].

Во всем мире известен поэт Омар Хайям, воспевший идеи гуманизма и свободомыслия, прославивший величие человеческого духа словами:

Человек, словно зеркало мира, многолик.

Он ничтожен и он же безмерно велик.

В Бухаре жил выдающийся философ, поэт, врач, естествоиспытатель, математик Абу Али Ибн Сина, медицинские энциклопедии которого получили мировое признание и были переведены на многие языки. Его трактат «О добре и зле» посвящен проблемам гуманности и нравственности.

Многие поэтические строки в виде поговорок и пословиц мыслителя раннего средневековья Рудаки вошли в сокровищницу устного народного творчества, обогатив мировую этику. Он воспевал чувства доброты и благородства, призывая молодежь украсить свою жизнь гуманными делами и поступками. Рудаки писал:

Слепую прихоть подавляй - и будешь благороден,

Калек, слепых не оскорбляй - и будешь благороден,

Не благороден, кто на грудь упавшему наступит.

Нет! Ты упавших поднимай - и будешь благороден.

Писатель и философ Насир Хосров (1004-1088гг), автор назидательных трактатов «Книга просветителя» и «Книга о счастии», называет семь бед, которые мешают правильному, гуманному воспитанию человека: надменность, хитрость, тупость,

жадность, гнев, похоть и зависть. Он дает совет покинуть семерых «друзей своих негодных», а взамен им найти других - высоких, благородных, гуманных, для которых главное - скромность, честность, воздержание, простота, довольство малым, щедрость, гуманность и доброта.

В назидании Насир Хосров заключает:

Да будет жизнь твоя для всех других отрадной:

Дари себя другим, как гроздья винограда...

Изучению нормативной этики вайнахов посвящена книга историка, публициста, ученого Эдди Исаева «Вайнахская этика».

Автор пишет: «Сегодня глубокое изучение морально-этических норм своего народа дает возможность нынешней молодежи, следующим поколениям вобрать в себя и развить все лучшее, что было создано историей человечества, обогатить в новых условиях многообразие духовных ценностей.

Изучение этики позволит лучше познать характер народа. Народная мудрость, как правило, производит на человека сильное впечатление.

Народная этика вайнахов служит могучим средством гуманистического воспитания детей и студентов в современных условиях.

Нормативная этика вайнахов представляет собой свод педагогических истин народа, который отразил в ней свои идеалы. Поэтому самое сложное - и неотложное -дело, идущее под «первым номером», - это этическое воспитание наших детей - детей не только нового мышления, но и нового чувствования, нового поведения».

Во все времена в центре внимания чеченского общества был человек, следующий нормам и принципам народной этики. Одним из главных источников изучения того, как чеченцами понимался идеал человека, является их устное народное творчество.

Чеченские народные сказки, этические песни несут в себе большую нравственнопсихологическую нагрузку, показывая борьбу добра и зла, воспевая народных героев.

В сказках чеченцев противопоставляется правда - неправде, ум - глупости. Сказки учат благоразумию, терпеливости, наблюдательности, проницательности. Герой комических сказок молла Несирт (у восточных народов мулла Насреддин) олицетворяет собой остроумного, обладающего тонким чувством юмора чеченца.

Сказки у чеченцев поучительны, назидательны; как правило, они утверждают какую-нибудь моральную истину. Так, например, в чеченских народных сказках в очеловеченных домашних животных народ в аллегорической форме высмеивает глупость, жадность, упрямство, хитрость и другие человеческие пороки. Особенно идеализируется в чеченских сказках конь. В таких сказках, как «Князь Монца и Вдовий сын», «Нойпарза и Молодец», «Аккинский Жанхот», конь выступает в роли верного друга, всегда готового прийти на помощь своему хозяину.

Сказка - это опыт человечества. Нельзя пренебрегать опытом прошлого. Мы с благодарностью отмечаем прекрасную этическую сказку- поэму Билала Саидова «О храбром Сулиме, о мужестве и силе, о жадном Садо и живой воде», в которой каждое слово пронизано добротой, гуманностью.

Автор пишет:

Сказки - выдумка, но, право,

Их народ не зря сберег:

Где для глупого забава - там для умного урок.

И заканчивает Билал Саидов сказку назиданием:

Долгих лет вам, звонких песен.

Ночь за окнами синей, смысл сказки всем известен:

Тот, кто смел, и тот, кто честен,

Кто всегда с друзьями вместе, тот на свете всех сильней.

Особенно необходимо знание сказок учителям начальных классов. Большинство школьников очень чутко и эмоционально воспринимают сказки, запоминают действия и поступки положительных героев, стремятся подражать им.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая поэма!» - восклицал великий классик русской литературы А.С. Пушкин. Созвучны мыслям великого классика русской литературы и слова корифея русской педагогики К.Д. Ушинского: «Сказка - педагогический гений народа».

Для воспитания гуманности, для формирования правильных ценностных ориентиров учителям в педагогической деятельности необходимо использовать воспитательное воздействие сказок. К сожалению, книжки чеченских народных сказок выпускаются небольшими тиражами и даже без иллюстраций.

Народные сказки развивают творческую фантазию детей, прививают им умение и навыки самим определять, где зло, а где добро. Сказки прививают детям самые благородные нравственные качества, ибо сказки - это благородный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, честности; они помогают стать благоразумным.

Уважительное и почтительное отношение к женщине и к старшим людям находит широкое отражение почти во всех сказках. Таковы волшебные сказки: «Золотой мальчик и девочка», «Чингиз», «Всевидящая и всемогущая Малха-Азни» и другие, в которых с большим мастерством народ выражает свою признательность, любование женщиной-умелицей, гимн ее «золотым рукам», способным из одной четверти сафьяна сделать чувяки и ноговицы на 63 человека, из одного блюда муки выпечь столько хлеба, что хватило его на 63 человека.

Примером почтительного и уважительного отношения младшего поколения к старшим является образ Жер-Бабы, положительной во всех сказках. Очень часто герои обращаются к ней за советом и всегда получают от нее добрый и умный совет. Жер-Баба помогает герою бороться с девятиголовым Хожей. Такая трактовка образа Жер-Бабы у чеченцев очень тесно вязана с реальной действительностью, потому что воспроизводит традиционное почтительное отношение народа к женщине, к ее мудрости.

Эти идеи, мысли, советы, выражающие отношение старшего поколения, приобрели традиционный характер и не потеряли своего смысла и в наши дни. Они, безусловно, учат постигать смысл поступков человека. В них сосредоточено богатство жизненных наблюдений, опыт нравственности и этики взаимоотношений.

В чеченском эпосе показано воспитание чувств любви к Родине, высшего долга, высоких физических и моральных качеств, необходимых для борьбы за справедливость, счастье всех людей на земле. Положительные черты героев рисуются сказателями глубокого эмоционально, с душевной теплотою. Определяющие черты их характера -трудолюбие, гостеприимство, храбрость, строгое соблюдение традиций и обычаев, готовность поделиться с каждым тем, что имеет. Одним из моральных требований чеченцев к подрастающему поколению была любовь к родине. Образ родины в устном народном творчестве встречается и без прямого обращения к чувству патриотизма людей. Произведения устного народного творчества знакомят нас с горами и полями, реками и лесами, со всем тем, что обуславливает психологию чеченцев, присущую только им и связанную территорией. Все то, без чего невозможно представить себе воспитание у подрастающего поколения любви и уважения к своей родине. Для чеченцев любовь к родному краю - это любовь к красоте высоких гор, горным ущельям, вековым башням и альпийским лугам. Святая обязанность каждого человека не просто любить и хранить дух своей родины, но и приумножить его и обогащать. У чеченцев существуют по этому поводу пословицы: «Страшно умирать лишь тому, кто за всю свою жизнь не посадил ни одного дерева». Об этом говорят также и чеченские народные сказки: «Странствия Ахмеда», «Три брата и три облака», «Хамбор и Альбина» и др. Народ в своем творчестве высказал идею о том, что для сохранения родины нужна глубокая преданность ее сыновей и дочерей. В этом отношении вот что интересно: герои чеченских сказок, как и в сказках других народов, где бы они ни находились и как бы хорошо ни устраивались, возвращались домой. Счастье они ищут и находят не в «тридевятом царстве», а в своей стране. Чеченские пословицы и поговорки также внушают чувство любви к своей родине и содержат прямое обращение вернуться домой: «Чем быть счастливым в чужой стране, лучше страдать, но жить в своей».

Любовь к родине в устном народном творчестве часто отождествляется с любовью к родному городу, селу, дому, семье. «Обойди весь свет и вернись в свой дом». Но особенно ярко эта идея выражена в героическом эпосе чеченцев.

Для героико-исторических песен чеченцев характерно утверждение гуманистических идеалов трудового народа, утверждение и поэтизация идеальных для данной эпохи норм жизни человека моральных устоев.

Фольклор черпает материал для создания героических образов из самой жизни. Идеал героя в определенную историческую эпоху утверждался в условиях суровой жизни народа, полной внешних и внутренних опасностей и тревог, требовавших от членов общества высоких боевых качеств, и являлся мощным средством воспитания.

Эпический герой - это не реальный человек, а идеализированный образ, о котором народ мечтает, к которому стремится. У него значительная высшая степень национального самосознания: он глубоко осознает себя защитником своего рода, племени и народа и всегда готов встать на их защиту, жертвуя собой и своим благополучием. Обращает на себя тот факт, что герои эпических произведений, борющиеся за интересы народа, рождаются необыкновенно сильными и при необыкновенных условиях. Таков

герой турпал (богатырь) Нохчо, о котором народ сложил героическую песню еще в средневековье. Вот отрывок из этой песни:

Споем про турпала Нохчо!

Как искры сыплются от булата,

Как мы рассыпались от турпала Нохчо.

Родились мы в ту ночь,

Когда от волчицы родятся щенки.

Имена нам были даны в то утро,

Когда ревел барс:

Такими произошли мы от предка нашего турпала Нохчо! [2].

В историко-песенном фольклоре утверждаются и идеализируются народные представления о мужестве, доблести, чести и других высоких гуманных качествах, которые вместе взятые образуют обширный кодекс гуманно-эстетических правил человека, на которых должно воспитываться общество.

Одним из активных источников воспитания правильных норм и правил поведения молодежи являются чеченские пословицы и поговорки. Они имеют поучительное содержание, так как отражают думы и чаяния народа, его взгляды на различные проявления жизни. Как и у других народов, они создавались на основе каждодневных наблюдений. В них в сжатой форме показан социально-исторический и житейский опыт народа.

Вот что пишет доктор филологических наук, профессор И. Алироев: «Ни в каком другом жанре не отражено с такой краткостью, силой и меткостью многообразие народной жизни: правда и ложь, любовь и ненависть, мужество и трусость, радость и огорчение, победа и поражение, мудрость и глупость.» [3].

Огромный поучительный потенциал несут пословицы: «Друг смотрит в лицо, а недруг в ноги», «Ищущий зло плохого не избег», «Ты уважишь - тебе уступят», «Кто не знает вкуса соли, не узнает вкуса воды», «У умного - слово, у дурака - кулак», «Терпение - основа победы».

Народные пословицы и поговорки содержат рекомендации, выражающие народные представления о человеке, о формировании личности, о нравственном и этическом воспитании.

В формировании нравственных качеств будущих учителей, несомненно, большое место занимают народные обычаи и традиции. Чтобы правильно ориентироваться в настоящем, оказывать верное воздействие на становление духовности, нужно глубоко знать прошлое. Обычаи и традиции при их правильном использовании могут выступать важным фактором формирования нравственного гуманистического сознания будущих учителей.

Духовное тепло, богатство нравственных ценностей несут в себе прогрессивные народные обычаи и традиции. О таких обычаях чеченского народа писали еще в дореволюционном прошлом многие авторы.

Так, в первой половине 19 века русский путешественник В. Бурьянов писал: «... У этих народов очень много хорошего. Они имеют чрезвычайное уважение к старости, совет опытного старца всегда имеет большое влияние на молодежь, а гостеприимство у них считается первой добродетелью.» [4].

Традиции и обычаи передаются из поколения в поколение, при этом одни из них в силу объективных и субъективных условий развиваются, совершенствуются, третьи вовсе исчезают. С какой исторической необходимостью связано возникновение обычаев и традиций? Наиболее полный ответ на этот вопрос мы находим в работах Ш.М-Х. Арсалиева.

Изучая чеченские традиции и обычаи, он приходит к выводу, что каждая новая эпоха в своем историческом развитии являлась качественно новым скачком вперед в сфере материального производства и в развитии духовной культуры. Трудовые и другие

навыки предшествующих поколений передавались новым поколениям через опыт отцов и дедов.

Автор описывает полную гуманизма традицию коллективной взаимопомощи, издревле существующей у чеченцев, как и у многих других народов. У чеченцев она называется «белхи». «Задумал, скажем, труженик-чеченец построить свой семье новый дом, но он не в состоянии сделать это усилиями только своей семьи, - пишет Ш.М-Х. Арсалиев. Тогда он объявлял в определенный день «белхи». Со всего села сходились мужчины, все, кто в состоянии был хоть чем-нибудь помочь. С песнями и шутками закипала работа и, глядишь, к вечеру дом уже готов. К тому времени хозяйка вместе с соседками накрывала для участников «белхи» стол соответственно возможностям семьи. «Белхи» превращался в праздник новоселья для труженика» [5].

Сама жизнь убедила горца: помоги односельчанину в нужный момент, и он тебе отплатит тем же. Эта жизненная гуманистическая формула выработала в психологии индивидов устойчивую привычку, и по первому же зову соплеменника привычка автоматически срабатывала.

Из поколения в поколение передаются такие обычаи и традиции чеченского народа, как патриотизм, интернационализм, любовь к Родине, гостеприимство, куначество, бережливое отношение к природе.

Устное народное творчество чеченцев изобилует примерами побратимства между чеченцами и представителями различных кавказских народов, а также с русским народом. Ярким тому примером является трогательная дружба и куначество великого писателя Л.Н. Толстого с чеченцем Садо Мисербиевым.

О гостеприимстве чеченского народа сложено множество легенд. В качестве примера приведем пример семьи Исаевых из города Грозного.

Это произошло в 20-е годы прошлого столетия, во время становления Советской власти в Чечне. Халад Исаев, офицер Красной Армии, получивший блестящее образование в Одессе, принимал у себя в Грозном друга детства Абубакара, которого преследовали кровники. В ворота Исаевых постучали незнакомые люди и попросили выйти Абубакара. Хозяин дома представился тем, кого искали кровники, ценой своей жизни спасая друга- гостя.

В 1930-е годы, спасаясь от голодной смерти, жители Украины устремились в южные республики. В семье моей тети в селении Мартан-чу вырос мальчик Михаил, который стал им родным сыном. Михаил женился на девушке-украинке, которая также нашла приют в другой чеченской семье. Они до сих пор живут со своей семьей в селе Ермоловка в Чечне.

Это только ряд примеров. Но примеры эти типичны, потому что они выражают подлинный характер гостеприимства чеченского народа, гостеприимства на уровне национального кодекса.

Истинный патриотизм, беззаветную преданность и любовь к Родине продемонстрировали сыны чеченского народа и на полях сражений Великой Отечественной войны.

Ветеран Великой Отечественной войны Саид-Ахмед Мадалов из поселка Новые Алды в своих воспоминаниях на встречах с молодежью приводил множество примеров мужественных поступков наших земляков.

Приведем только один из них.

На поле боя тяжело раненный Анатолий Власов истекал кровью. На него наткнулся Идрис Товсултанов, раненный в плечо и ногу. Но он не оставил боевого товарища. Это были люди разных национальностей, но они понимали, что своими корнями едины. Их дружба продолжалась много лет.

Этот пример - доказательство того, что нельзя забывать из глубины веков идущие традиции. Мало их понимать, нужно на них, посредством их воспитывать подрастающее поколение.

Великий сын индийского народа Махатма Ганди, который всю свою жизнь посвятил борьбе за независимость Индии, писал: «Я не хочу, чтобы мой дом был обнесен стенами и чтобы его окна были замурованы. Я хочу, чтобы культуры всех стран свободно проникали в мой дом, но я не хочу, чтобы хоть одна из них взяла верх надо мной» [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В духовном возрождении народа ведущее место занимают культура и образование. Задача педагога заключается в том, чтобы показать величие мировой культуры и цивилизации, ничуть не умаляя при этом значение народной, национальной культуры. Пришло время вернуться к своим истокам. Если мы хотим видеть нравственную молодежь, нужно учить ее нравственности, которую мы получили от своих предков. Основой такой нравственности является любовь. Любовь к родине, к земле, на которой родился и вырос, любовь к народу, любовь ко всему живому, что окружает.

Трудолюбие, доброта, честность, любовь, уважение добрых традиций народа - вот главные критерии оценки личности человека. В формировании таких личностных критериев ведущее место принадлежит гуманистическому воспитанию. Воспитание их в каждом от мала до велика, воспитание их в семье, в школе, в вузе должно стать задачей государственной важности.

Примечания:

1. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1948.

2. Амаева Т.Б. Чеченские малые фольклорные жанры: дис. ... канд. филол. наук. Тбилиси,

1985.

3. Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов. Грозный, 1990.

4. Бурьянов В. Прогулки по России. Ч. 4. Новосибирск, 1937.

5. Арсалиев Ш.М-Х. Этнопедагогика чеченцев. М.: Гелиос АРВ, 2007.

6. Растелли М. Махатма Ганди - «Великая душа» // За рубежом. 1988.

References:

1. Belinsky V.G. Selected pedagogical compositions. М., 1948.

2. Amaeva T.B. Chechen small folklore genres: Thesis for Candidate of Philology degree. Tbilisi,

1985.

3. Aliroev I.Yu. Language, history and culture of Vainakhes. Grozny, 1990.

4. Buryanov V. Walkings across Russia. Part 4. Novosibirsk, 1937.

5. Arsaliev Sh.M-H. Ethnopedagogy of Chechens. М.: Gelios АRV, 2007.

6. Rastelli M. Mahatma Gandhi - “The Great soul”//Za rubezhom. 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.