Научная статья на тему 'ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И.Г. ПЕСТАЛОЦЦИ О ПРЕОДОЛЕНИИ ПОСЛЕДСТВИЙ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ'

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И.Г. ПЕСТАЛОЦЦИ О ПРЕОДОЛЕНИИ ПОСЛЕДСТВИЙ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманизм / взаимная любовь / педагогика доброты / нравственные добродетели / беседа-диалог / совместная деятельность взрослого с ребенком / humanism / mutual love / pedagogy of kindness / moral virtues / conversation-dialogue / joint activity of an adult with a child

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пчелинцева Евгения Владимировна

В формате теоретических основ исследования в статье рассматривается генезис развития феномена преодоления последствий насилия над детьми, представленного в педагогических трудах Иоганна Генриховича Песталоцци (1746-1827) педагога-гуманиста, сторонника прогрессивных для XVIII века идей гуманизма и гражданской ответственности. Сделан акцент на том, что мировое сообщество осознает важность малоизученных исторических аспектов зарубежного педагогического наследия, исторически-сложившегося в ходе развития цивилизаций, обеспечивающего интеграцию гуманистических традиций и инновационной деятельности, обуславливающих роль общечеловеческих нравственных ценностей, воспитания уважения, взаимопонимания, установление гуманистических общественных отношений. В статье отмечено, что гуманизация воспитания, рассматриваемая швейцарским педагогом как система взглядов, признающая ценность периода детства, неповторимого этапа в онтогенетическом развитии личности ребенка, ответственного за формирование нравственно-этических качеств, таких как: справедливость, уважение, милосердие, отзывчивость, доброжелательность, раскрывает роль гуманистической этики, противостоящей злу, насилию, авторитаризму, жестокости в отношении ребенка. Приоритетным направлением педагогической системы, реализуемым крупнейшим педагогом-гуманистом, выступает принятие «взаимной любви взрослого и ребенка», способствующей достижению внутренней гармонии с самим с собой, с другими людьми в процессе природосообразного нравственного воспитания, осуществляемого в семье, атмосфера которой является «храмом нравственной природы» личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the format of the theoretical foundations of the study, the article examines the genesis of the development of the phenomenon of overcoming the consequences of violence against children, presented in the pedagogical works of Johann Henrikhovich Pestalozzi (1746-1827), a humanist teacher, a supporter of progressive ideas of humanism and civic responsibility for the XVIII century. The emphasis is placed on the fact that the world community is aware of the importance of little-studied historical aspects of foreign pedagogical heritage, historically formed during the development of civilizations, ensuring the integration of humanistic traditions and innovative activities that determine the role of universal moral values, education of respect, mutual understanding, the establishment of humanistic social relations. The article notes that the humanization of education, considered by a Swiss teacher as a system of views that recognizes the value of the childhood period, a unique stage in the ontogenetic development of a child's personality responsible for the formation of moral and ethical qualities, such as justice, respect, mercy, responsiveness, benevolence, reveals the role of humanistic ethics that opposes evil, violence, authoritarianism, cruelty to a child. The priority direction of the pedagogical system, implemented by the largest humanist teacher, is the adoption of "mutual love of an adult and a child", which contributes to achieving inner harmony with oneself, with other people in the process of natural moral education carried out in a family, the atmosphere of which is the "temple of the moral nature" of the individual.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И.Г. ПЕСТАЛОЦЦИ О ПРЕОДОЛЕНИИ ПОСЛЕДСТВИЙ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ»

5. Марокова, Г.Е. Роль учителя английского языка в развитии творческого мышления и творческих способностей учащихся / Г.Е. Марокова, Ю.Г. Киктева. — Молодой ученый: [сайт], 2016. - № 9 (113). - С. 1141-1143. - URL: https://moluch.ru/archive/113/28913/ (дата обращения:12.07.2023)

6. Павлова, Д.Д. Современные технологии обучения иностранным языкам / Д.Д. Павлова. - Молодой ученый: [сайт], 2012. -№ 11 (46).-С. 471-473. - URL: https://moluch.ru/archive/46/5713/(дата обращения: 12.07.2023)

7. Рець, М.С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС / М.С. Рець. - Молодой ученый: [сайт], 2016. -№ 17.1 (121.1). - С. 46-50. - URL: https://moluch.ru/archive/121/33516/(дата обращения:12.07.2023)

8. Сатюкова, A.A. Современная классификация игр (на основе теории М.Ф. Стронина) / A.A. Сатюкова, М.В. Фоминых. - Молодой ученый: [сайт], 2016. - № 7.5 (111.5). - 71 с. - URL: https://moluch.ru/archive/lll/26916/ (дата обращения:12.07.2023)

9. Селевко, Г.К. Воспитательные технологии / Г.К. Селевко. -М: Народное образование, 2005. - 145 с.

10. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин. - М.: Просвещение, 2001. - 370 с.

Педагогика

УДК 37.012.2

доцент, кандидат педагогических наук Пчелинцева Евгения Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановская государственная медицинская академия» (г. Иваново)

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И. Г.ПЕСТАЛОЦЦИ О ПРЕОДОЛЕНИИ ПОСЛЕДСТВИЙ НАСИЛИЯ НАД

ДЕТЬМИ

Аннотация. В формате теоретических основ исследования в статье рассматривается генезис развития феномена преодоления последствий насилия над детьми, представленного в педагогических трудах Иоганна Генриховича Песталоцци (1746-1827) - педагога-гуманиста, сторонника прогрессивных для XVIII века идей гуманизма и гражданской ответственности. Сделан акцент на том, что мировое сообщество осознает важность малоизученных исторических аспектов зарубежного педагогического наследия, исторически-сложившегося в ходе развития цивилизаций, обеспечивающего интеграцию гуманистических традиций и инновационной деятельности, обуславливающих роль общечеловеческих нравственных ценностей, воспитания уважения, взаимопонимания, установление гуманистических общественных отношений. В статье отмечено, что гуманизация воспитания, рассматриваемая швейцарским педагогом как система взглядов, признающая ценность периода детства, неповторимого этапа в онтогенетическом развитии личности ребенка, ответственного за формирование нравственно-этических качеств, таких как: справедливость, уважение, милосердие, отзывчивость, доброжелательность, раскрывает роль гуманистической этики, противостоящей злу, насилию, авторитаризму, жестокости в отношении ребенка. Приоритетным направлением педагогической системы, реализуемым крупнейшим педагогом-гуманистом, выступает принятие «взаимной любви взрослого и ребенка», способствующей достижению внутренней гармонии с самим с собой, с другими людьми в процессе природосообразного нравственного воспитания, осуществляемого в семье, атмосфера которой является «храмом нравственной природы» личности.

Ключевые слова: гуманизм, взаимная любовь, педагогика доброты, нравственные добродетели, беседа-диалог, совместная деятельность взрослого с ребенком.

Annotation. In the format of the theoretical foundations of the study, the article examines the genesis of the development of the phenomenon of overcoming the consequences of violence against children, presented in the pedagogical works of Johann Henrikhovich Pestalozzi (1746-1827), a humanist teacher, a supporter of progressive ideas of humanism and civic responsibility for the XVIII century. The emphasis is placed on the fact that the world community is aware of the importance of little-studied historical aspects of foreign pedagogical heritage, historically formed during the development of civilizations, ensuring the integration of humanistic traditions and innovative activities that determine the role of universal moral values, education of respect, mutual understanding, the establishment of humanistic social relations. The article notes that the humanization of education, considered by a Swiss teacher as a system of views that recognizes the value of the childhood period, a unique stage in the ontogenetic development of a child's personality responsible for the formation of moral and ethical qualities, such as justice, respect, mercy, responsiveness, benevolence, reveals the role of humanistic ethics that opposes evil, violence, authoritarianism, cruelty to a child. The priority direction of the pedagogical system, implemented by the largest humanist teacher, is the adoption of "mutual love of an adult and a child", which contributes to achieving inner harmony with oneself, with other people in the process of natural moral education carried out in a family, the atmosphere of which is the "temple of the moral nature" of the individual.

Key words: humanism, mutual love, pedagogy of kindness, moral virtues, conversation-dialogue,joint activity of an adult with a child.

Введение. Анализ современной социальной ситуации развития общества, выдвигает на первый план проблему защиты ребенка от всякого рода насильственных действий, унижающих достоинства личности [1, 3, 4]. Отечественными и зарубежными учеными (Л.И. Божович, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерс, 3. Фрейд, Э. Эриксон и др.), определяющих детерминанты возникновения жестокого обращения с детьми, неоднократно отмечалась высокая степень риска культурной ограниченности взрослых, прибегающих к насилию в ситуации внутриличностного конфликта, неудовлетворенности собственным социальным положением, являющихся источниками возникновения насильственных действий в семье [2].

Эскалация различных проявлений негативных тенденций в процессе воспитания, насилия над детьми в современном мире, ставит под угрозу процесс нравственного развития, основой которого являются гуманистические традиции воспитания. Именно поэтому, большое значение имеет ретроспективный анализ исторически-сложившихся педагогических систем, основанных на нравственно-духовных идеях человеколюбия, уважения, доверия, любви к детям, раскрывающих роль методических инструментов воспитательной ненасильственной практики в предотвращении насилия, обеспечения воспитания личности в духе гуманизма [5].

Обращение к истории как отечественной, так и зарубежной педагогики, по мнению выдающихся ученых (Е.И. Цымбал, Н.А. Шведовой, Т.Я. Сафоновой, М.В. Смагиной и др.), также позволяет определить особенности содержательной наполняемости генезиса развития педагогического феномена преодоления последствий насильственных действий над ребенком [6, 11].

Одним из представителей крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII - начала XIX века, является швейцарский педагог - Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827 гг.). Спустя столетия, научный теоретический и практический интерес привлекают написанные им педагогические сочинения «Лингард и Гертруда» (1781-1787) «Как Гертруда учит своих детей»

(1801), «Книга матерей, или Руководство для матерей, как учить их детей наблюдать и говорить», «Лебединая песня» (1826), выдвигающие идею гармонического и всестороннего развития естественной природной сущности человека, противостоящей негативному внешнему влиянию [6].

Вместе с тем проблема преодоления последствий насилия над детьми в педагогических произведениях И.Г. Песталоцци не нашла достаточного освещения и научного анализа в зарубежных и в отечественных работах. Именно поэтому, исследование педагогических трудов И.Г. Песталоцци, раскрывающих сущность, содержание и особенности преодоления последствий насильственных действий над детьми, приобретает особую актуальность.

Цель исследования: выявить сущность, содержание и особенности педагогического феномена преодоления последствий насилия над детьми в педагогическом наследии И.Г. Песталоцци и возможности использования исторически-сложившейся воспитательной тактики швейцарского педагога в современных российских условиях.

Методологической основой исследования выступили: культурологический подход, раскрывающий роль нравственно-этических принципов воспитания доброжелательности, заботы, уважения взрослого личности ребенка, обуславливающих при этом, культурную направленность воспитательных технологий, воссоздающих культурные образцы и нормы взаимодействия воспитанников со взрослыми на гуманистической основе, культурных практик преодоления последствий насилия над детьми воспитания; аксиологический подход как ведущий компонент воспитательной системы, утверждающий самоценности периода детства; цивилизационный подход, определяющий сущность, особенности воспитательной концепции преодоления зла, насилия, дисциплинарных жестких обращений взрослых с детьми, с учетом исторически-сложившихся социально-экономических отношений в обществе, нашедших отражение в воспитательной тактике И.Г. Песталоцци.

Изложение основного материала статьи. Педагогическое наследие И.Г. Песталоцци является целостной системой воспитания, центральными положениями которой являются гуманистические идеи «педагогики доброты», уходящей своими корнями в различные сферы научного знания, демонстрирующей такие нравственные качества личности как: сострадание, сочувствие, заботу о других [7].

Посвятив, большую часть своей педагогической деятельности, выдающийся швейцарский педагог, организатор приюта для беспризорных и безнадзорных детей, лишенных родительской заботы, испытавших унижения, физические побои, наказания, настойчиво следовал выдвинутой идее воспитания истинной человечности [7]. Этимологический смысл, предлагаемой тактики воспитания, заключался в проявлении взрослыми доброты, эмпатии, помогающих справиться детям с горем, травмой, негативными переживаниями.

Ученые И.О. Зиновьева и Н.Ф. Михайлова отмечают, что научно-практический интерес педагогических воззрений И.Г. Песталоцци заключается в изложении основополагающих идей «педагогики доброты», ставшей своего рода философией воспитания, основанной на добром соучастии педагога, помогающего преодолеть детям, последствия жестокости взрослых [6].

Приоритетными направлениями педагогической системы, реализуемыми педагогом-гуманистом, являются:

- принятие «взаимной любви взрослого и ребенка», как педагогического контекста, обоснованного с позиций гуманистического мировоззрения, реализуемого в совместном творчестве ребенка со взрослым, уважающего детские помыслы и занятия;

- утверждение ведущей роли в воспитании нравственных добродетелей, оказывающих позитивное влияние на отношения привязанности между взрослыми и ребенком в процессе воспитательного диалога;

- демонстрация в воспитательных практиках, образцов для подражания, идущих от родителей, заботливой матери, умеющей чувствовать и понимать настроение ребёнка.

Гуманистическая парадигма, заложенная в основу воспитательной системы швейцарского педагога, берет свое начало в античной философии правдивости, честного отношения к человеку. Так, Цицерон в философском труде «Об обязанностях» отмечает, «что истина нравственно-красивого воспитания заключается в том, что взрослые должны идти вслед за естественной природой ребенка, раскрывая активность к самостоятельности, самоопределению. Воспитывая справедливость, честность, противостоящих греху, жадности, насилию над душой, взрослый провозглашает свободу творческих проявлений» [8, 12]. Рассуждая о воспитании детей в философско-педагогическом сочинении «О воспитании детей», Плутарх писал о том, что «...надо воспитывать в детях добрые убеждения словами, но никак не ударами или дурным обращением» [8]. Платон, обращаясь к родителям, воспитателям, указывал «не приучайте ребенка учиться силой или суровостью; но направляйте его к этому с помощью того, что развлекает его умы, чтобы вы могли лучше и точнее выявить особую склонность гения каждого» [8].

По мнению М.А. Галагузовой, античные и средневековые гуманистические тенденции, раскрывающие роль творческого начала, как движущей силы в преодолении последствий негативных переживаний, страхов, отчуждения ребенка, во многом предопределили в педагогике Песталоцци выдвинутые им методы воспитания без насилия и угроз [10]. Рассматривая, природосообразный принцип «взаимной любви взрослого и ребенка» в процессе воспитания, как ведущее направление в устранении последствий насильственных действий, реализуемого в совместном творчестве, Песталоцци, отмечает роль игры взрослого с ребенком. Именно в творческой игре дети проигрывают негативные эмоции страха, отвержения, неудачи, огорчения, взяв на себя роли различных игровых персонажей сюжета игры, утверждая свой выбор поведенческой модели, приобретая опыт выхода из травмирующей ситуации [6]. Обращаясь, к игре как методическому средству, помогающего справиться с травмирующим последствием, Песталоцци отмечает важность конструктивных методических инструментов таких как: совместное сотрудничество взрослого с ребенком в процессе творческих видов занятий (игры рисования, конструирования); поддержка ребенка в ситуациях принятия решений, взаимное обсуждение продуктов детского творчества. При этом, отображая в игре, в рисунках, поделках, постройках из природного материала свое настроение, ребенок, переживший насилие, снижает степень психического напряжения [10].

Доказательством вышесказанного, являются утверждения М. Винклера (Winkler) который отмечает, что творческие виды детских занятий, выполняющих роль рефлексии, помогают раскрыть внутренние потенциальные ресурсы, изменить собственное представление о себе. Принятие себя как личности находит отражение в преодолении страхов, одиночества, фрустрации, уныния [7]. Значимую роль в организации детской деятельности, Песталоцци отводит матери. Так, в педагогическом сочинении «Книга матерей, или Руководство для матерей, как учить их детей наблюдать и говорить», Песталоцци отмечает роль матери, ее участие, заботливое отношение к ребенку, что способствует преодолению последствий негативных эмоциональных состояний, помогающих изменить предвзятое отношение личности к социальной несправедливости, посредством активного познания себя как субъекта происходящего. Игровое творчество по утверждению педагога, являлось средством устранения негативного настроения, травмирующих последствий насилия, при этом, помогая ребенку «выплеснуть наружу» обиду, досаду, недовольство собой, приобретая навык освобождения от страхов, переключаясь на иной продуктивный вид деятельности [12].

М. Винклер, В.А. Ротенберг отмечают, что в русле данного направления гуманистической педагогики, инициируемая Песталоцци доброжелательность в межличностных отношениях, обеспечивала социальную безопасность ребенка [10].

Обращение И.Г. Песталоцци в собственной в педагогической практике к диалогу, как эффективной стратегии устранении последствий травмирующих ситуаций, объясняет особую значимость различных видов бесед-диалогов, помогающих «ребёнку высказаться, утвердиться в собственном решении и почувствовать всю реальность несправедливого отношения к себе, к другим окружающим, всю сущность принуждения» [7]. При этом, как отмечают В.А. Сластенин, Б.М. Бим-Бад, В.И. Загвязинский, именно обсуждение, открытые обращения участников друг к другу и стремление к взаимопониманию, выполняли роль диагностического инструмента в познании ребенком внутриличностного опыта переживаний, своих потенциальных ресурсов, стимулируя детей поступать нравственно.

Следуя природосообразному принципу нравственного воспитания Песталоцци в знаменитом педагогическом сочинениях ««Гертруда» и «Как Гертруда учит своих детей» (1781-1784 гг.), отмечает, что в «жизненных беседах, мать в процесс наблюдения за происходящими событиями «воспитывала в ребенке такого рода душевное настроение, при котором он питал внутреннее отвращение ко всему дурному, при этом руководствоваться не словами и наставлениями, а делом, давая ему возможность практиковаться в совершении добра» [12]. Следуя, поступкам матери, отца, демонстрирующих образцы поведения, ребенок чувствовал себя увереннее, проявляя самостоятельность, упорство при выполнении поставленной им задачи. Такой подход помогал самовыражению посредством «вхождения во внутренним мир ощущений, восприятия» [7]. Основой воспитательного диалога являлись субъект-субъектные отношения взрослого и воспитанника.

По мнению Я.В. Абрамова, В.Г. Алексеева, В.С.Веселовой, демонстрация в процессе воспитания образцов для подражания, идущих от родителей, заботливой матери, умеющей чувствовать и понимать настроение ребёнка, есть важное положение в преодолении последствий насилия над детьми [4]. И.Г. Песталоцци, отмечает, что подражательность есть метод выработки произвольности поведения ребенка. Эффективным средством развития подражательной функции личности являются «упражнения в добродетельности», игра, труд. Парная методика совместной деятельности ребенка со взрослым, учит воспитанника через «упражнения в добродетельности» познавать «что хорошо» и «что плохо», преодолевать сложности противоречий, обеспечивая проявление волевого участия, настойчивости в определении выхода из сложной ситуации. Методическим средством воспитания «истинной человечности», с учетом взглядов педагога- философа, являются различные ситуации в игровой обстановке, в которых взрослый подсказывает оптимальные решения выхода из конфликта, преодолевая последствия насилия [12].

Выводы. Научно-теоретический анализ педагогических сочинений И.Г. Песталоцци, раскрывающих содержание педагогического феномена преодоления последствий насилия над детьми в формате реализуемой им «педагогики доброты» позволил сформулировать следующие выводы:

- определено значение основополагающее направление в преодоление последствий насильственных действий -следование природосообразному принципу «взаимной любви взрослого и ребенка», в процессе творческих видов детской деятельности, выполняющей рефлексивную функцию отображения последствий насилия над детьми;

- выявлены и обоснованы особенности успешных и эффективных стратегий воспитательного диалога как метода беседы взрослого с ребенком, помогающей понять окружающую действительность, проявить активность использовать приобретенный опыт в жизненных ситуациях, используемого И.Г. Песталоцци в процессе оказания помощи детям, переживших насилие;

- установлена роль «упражнений в добродетельности», парной методики совместной деятельности ребенка со взрослым, обучающей воспитанника через упражнения познавать «что хорошо» и «что плохо», преодолевать сложности противоречий, обеспечивая проявление волевого участия, настойчивости в определении выхода из сложной ситуации.

Литература:

1. Бобоева, М.В. Домашнее насилие / М.В. Бобоева // Вестник Таджикского национального университета. - Душанбе. -2018. -№6. -С.210-216

2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., 1968. - 100 с.

3. Валькова, Н.В. Домашнее насилие над детьми. Формы жестокого обращения с детьми / Н.В. Валькова // Проблемы науки. - 2020. - №8 (56). - С. 52-56

4. Веселова, B.C. Ценности современного общества и образования / B.C. Веселова // Ценности и смыслы. - 2020. - №2 (5). - С. 64-73

5. Волкова, Г.Н. Защита детей от насилия и жестокого обращения / Г.Н. Волкова, Т.Н. Балашова. - Н. Новгород: Изд-во ООО «Папирус», 2004. -154 с.

6. Грошева, С.С. Проявление в современной образовательной сфере нравственных ценностей И.Г. Песталоцци / С.С. Грошева, С.А. Десятникова, A.B. Ларина, Г.Р. Христославенко // Молодой ученый. - 2021. - № 20 (362). - С. 159-161

7. Зауторова, Э.В. Педагогические взгляды И.Г. Песталоцци на воспитание подрастающего поколения / Э.В. Зауторова // Проблемы педагогики. - 2018. - №5 (37). - С. 5-6

8. Ивашин, P.A. Понятие насилия в социально-политической философии Аристотеля / P.A. Ивашин // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. -2022. -№3. - С. 152-157

9. Лихачёв, Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачёв. -М.: Издательство «ACT», 2018. - 192 с.

10. Максимов, A.M. Песталоцци XXI. Книга для умных родителей. Как не стать врагом своему ребенку (комплект из 2 книг) (количество томов: 2) / A.M. Максимов. - М.: Питер, 2016. - 747 с.

11. Перегримова, Г.Д. Домашнее насилие над детьми / БД. Перегримова // Международный школьный научный вестник. -2019. - № 4 (часть 4). - С. 482-486

12. История педагогики и образования: учебник для вузов / [А. И Пискунов и др.]; под ред. А.И. Пискунова. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 452 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.