Научная статья на тему 'Гуманистическая трактовка формирования воли в отечественной психологии советского периода'

Гуманистическая трактовка формирования воли в отечественной психологии советского периода Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
263
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ / HISTORY OF DOMESTIC PSYCHOLOGY / ВОЛЯ / ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ / WILL AND PERSONALITY'S VOLITIONAL SPHERE / VOLITIONAL CONTROL / WILL TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Батыршина Альфия Робертовна

Рассматриваются гуманистические взгляды отечественных психологов М.М. Рубинштейна и В.М. Экземплярского, сыгравшие важную роль в решении проблемы формирования волевой личности. Антрополого-гуманистический подход к развитию личности через социальное формирование воли у М.М. Рубинштейна и идеи психолого-педагогической интерпретации духовной природы (воли) личности у В.М. Экземплярского сохраняют свою актуальность и во многом отвечают запросам современной психологической науки и педагогической практики.It is dealt with humanistic views of domestic psychologists such as M.M. Rubinshteyn and V.M. Ekzemplyarsky. These views played an important role in the problem solving of formation of a strong-willed personality. It draws our attention to urgent requirements of the modern psychology and educational practice such as M.M. Rubinshteyn’s anthropological and humanistic approach to personal development by means of social formation of will and V.M. Ekzemplyarsky’s ideas of psychoeducational interpretation of the person’s spirituality (will).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманистическая трактовка формирования воли в отечественной психологии советского периода»

■ ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9

А.Р. Батыршина,

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Гуманистическая трактовка формирования воли в отечественной психологии советского периода

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Первая треть ХХ века отмечена бурным развитием отечественной психологии. Однако разработка психологических проблем происходила неодинаково интенсивно, и в числе наименее изученных оставалась проблема воли и волевого поведения человека, вышедшая из психологической проблематики XIX века.

В рассматриваемый период в психологии наблюдалось переплетение терминологического

© Батыршина А.Р., 2015

аппарата старых и новых,отечественных и зарубежных психологических теорий, различных физиологических, биологических и социологических концепций, философских и идеологических систем. К концу 20-х годов XX века в нашей стране в системе наук о человеке утверждается идеологическое направление, согласно которому формирование личности детерминируется социальными факторами. Поло-

жение о необходимости воспитания «новой» личности становится базовым для создания идеи «манипулятивного управления человеком и "овладения" его психикой» [2].

Проблематика воли в это время рассматривалась крайне негативно. Это было связано с тем, что в научно-теоретическом плане воля позиционировалась в качестве духовной способности, неотчуждаемой от личного бытия

АЛЬФИЯ РОБЕРТОВНА БАТЫРШИНА

кандидат педагогических наук, доцент, докторант Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, заведующая кафедрой гуманитарных наук, информационных технологий и сервиса Набережночелнинского государственного торго-во-технологического института. Сфера научных интересов: история психологии. Автор более 100 публикаций

Рассматриваются гуманистические взгляды отечественных психологов М.М. Рубинштейна и В.М. Экземплярского, сыгравшие важную роль в решении проблемы формирования волевой личности. Антрополого-гуманистический подход к развитию личности через социальное формирование воли у М.М. Рубинштейна и идеи психолого-педагогической интерпретации духовной природы (воли) личности у В.М. Экземплярского сохраняют свою актуальность и во многом отвечают запросам современной психологической науки и педагогической практики.

Ключевые слова: история отечественной психологии, воля, волевая сфера личности, волевая регуляция, воспитание воли.

It is dealt with humanistic views of domestic psychologists such as M.M. Rubinshteyn and V.M. Ekzemplyarsky. These views played an important role in the problem solving of formation of a strong-willed personality. It draws our attention to urgent requirements of the modern psychology and educational practice such as M.M. Rubinshteyn's anthropological and humanistic approach to personal development by means of social formation of will and V.M. Ekzemplyarsky's ideas of psychoeducational interpretation of the person's spirituality (will).

Key words: History of domestic Psychology, will and personality's volitional sphere, volitional control, will training.

человека. Все известные в то время в психологии авторы концепций воли (Г.И. Челпанов, Н.О. Лос-ский, Н.Н. Ланге, И.А. Сикорский и др.) суть волевого действия находили во внутренних процессах сознания, и усилия советских ученых вынужденно были направлены на поиски объективных социокультурных обоснований актов воли. Именно поэтому характерная для субъективной психологии телеологическая трактовка волевого акта (например, у Н.О. Лосско-го) вызывала протест со стороны сторонников поведенческой психологии. Так, в «Учебнике психологии» К.Н. Корнилова(1929) она даже не упоминается и мы не находим реактологических аналогов термина «воля».

Однако не все ученые разделяли такой подход. Более того, именно в волевой активности личности психологи и педагоги видели основу для построения образовательного процесса, сохраняя духовно-нравственную составляющую личности.

Одним из авторов уникальной гуманистической концепции вос-

питания личности является отечественный философ, педагог и психолог Моисей Матвеевич Рубинштейн (1878-1953). Основными позициями его концепции явились идея личности как основы мировоззрения, идея взаимодействия всех основных видов жизнедеятельности ребенка, построение воспитательного процесса на дея-тельностной, активной основе, изучение психических процессов и состояний личности с целью их учета в образовательном процессе.

Важным моментом в воспитании учащихся является формирование волевых процессов, которые, по мысли Рубинштейна, органически связаны с мышлением и обеспечивают успешную адаптацию к условиям образования. Рассматриваемые Рубинштейном психические процессы и состояния выделяются и систематизируются (память - воображение - мышление - воля - эмоции (чувства) - внимание) в качестве основы, составляющей сущность психических процессов. Такая систематизация психических процессов обусловлена степенью

важности и значимости их для формирования личности.

Разделяя взгляды В. Вундта, ученый считает, что аффективные переживания человека лежат в основе волевой активности. Для Рубинштейна волевой акт - это борьба мотивов: «живя в обстановке, доставляющей массу самых разнообразных представлений, и черпая отсюда настоящий калейдоскоп эмоциональных переживаний, человек сравнительно скоро знакомится с так называемой борьбой мотивов, которая переводит нас уже в сферу того, что мы называем волей в более узком или собственном смысле слова» [3, с. 422].

Рубинштейн тесно связывает волевой акт с решимостью как критериальным результатом борьбы мотивов. С педагогической точки зрения именно борьба мотивов является важной проблемой теории воспитания. Описывая волевой акт, ученый выделяет следующие действия:

первый этап - индивид получает определенные представления: душевный уклад, самочувствие, самооценку, более или менее ясное сознание;

второй этап - представления индивида окрашиваются в определенный эмоциональный тон, из которого рождаются мотивы;

третий этап - в зависимости от единства либо противоположности мотивов они вступают в противоречие друг с другом;

четвертый этап - индивид решается на достижение поставленной цели в результате выбора между мотивами;

пятый этап - осуществление намеченного как акта действия [4, с. 428].

Сущность воли Рубинштейн связывает с активностью личности, определенным настроем на успех и указывает, что уже одно сомнение в своих силах, неуверенность способны значительно понизить волевое напряжение. Выход

из такой ситуации ученый видит в усилении физической составляющей в воспитании детей, совмещая обучение их ловкости, самообладанию, власти над средствами в осуществления своей воли. Однако ученый отмечает, что «сильное тело не создает сильной воли, но стойкая воля становится значительно богаче, когда в ее распоряжении находится здоровое, гибкое, ловкое тело...» [3, с. 349].

Описывая процесс генезиса воли, Рубинштейн указывает на проявление импульсивной воли, проявляющейся как естественное стремление к чему-либо. При дальнейшем развитии у ребенка формируется способность мотивировать свои поступки, объяснять их, что делает уже возможным существование его волевых усилий. Учитывая естественную потребность в игровой деятельности и в общении, необходимо использовать ее как основной фон воспитания воли. Ученый был убежден, что единственным правильным путем воспитания сильной и стойкой воли являются «здоровые», повышенные требования к ней и соответствующая выдержанная семейная обстановка и среда. Так, школьная атмосфера, по Рубинштейну, должна быть «полна духа свободы, без которого нельзя вырастить цельную и ценную личность, но она должна быть в то же время атмосферой твердо выдержанной дисциплинированности» [3, с. 322].

Определяя воспитание как функцию общества, Рубинштейн указывает на социальную направленность воли каждого члена социума. Особенно важно, по мысли педагога, формировать стремление к благородной смелости и мужеству. В целом, Рубинштейн высоко оценивает значение воспитания воли в контексте формирования личности ребенка. «С развитием воли, строго говоря, связываются прямо или косвенно все наши лучшие надежы и ожида-

ния, и прежде всего на этом пути обретается та внутренняя свобода, без которой нет личности, так как только наша сознательная воля в тесном союзе с мыслью может вырвать нас из власти произвола, и мы можем перестать быть игрушкой простого психического механизма» [3, с. 322].

Таким образом, в основе научного похода М.М. Рубинштейна лежит положение о том, что психические процессы и состояния (воля, память, мышление, воображение, эмоции) у человека выступают в качестве открытых систем и находятся в постоянном взаимодействии, обладая внутренними и внешними контурами регулирования.

В 1929 году выходит книга, автор которой писал, что основная задача психолога и педагога - помочь подрастающему человеку «осознать свой душевный мир» и научиться самому регулировать свое поведение, усвоив определенные способы управления «механизмом своих стремлений» [5, с. 4]. Автором книги был Владимир Михайлович Экземплярский (1889-1957), и называлась она «Воспитание воли». Уже в предисловии автор указывает на причину своего интереса к этому процессу, отмечая, что «на современном научно-психологическом языке "воля" есть условный термин», но «в ее развитой форме является признаком, специфическим для человеческого поведения» [5, с. 3]. Экземплярский связывает волю с характером, более того, определяет психологию воли и все вопросы, связанные с самовоспитанием и воспитанием воли, как «психотехнику характера».

Работы В.М. Экземплярского, посвященные проблемам воспитания воли, рассматриваются с точки зрения развития характера и изучения содержания стремлений. Ученый приходит к выводу, что развитие личности, формирование характера и генезис воли -

процессы одного порядка, тесно связанные между собой, а формирование характера и воли идет в русле развития личности. Причем об уровне развития воли необходимо судить по уровню развития характера. Данные процессы связаны и подчинены влиянию эмоций и интеллекта (ума) и осуществляются на основе инстинктов.

Автор указывает на то, что основная характеристика характера - это предпочтение цели и воздержание от удовлетворения определенного желания, вставшего на пути достижения цели. В результате генезиса воли происходит формирование характера, а на следующем этапе развития происходит смена ведущего компонента и воля развивается вслед за характером в результате самовоспитания. Вопрос о развитии воли исследователь считает крайне важным, так как, зная реальный процесс развития, легче выяснить возможности воспитательного воздействия. В области волевой жизни индивидуальные различия, лежащие в основе органической структуры отдельных людей, значительны, эти различия кроются в характере и темпераменте.

Исходная форма волевой жизни, по Экземплярскому, - это инстинкт. Но данное утверждение основывается на исторически первоначальном смысле понятия «инстинкт», поэтому ученый оперирует качественно иным пониманием проблемы. Применяя положения теории У. Мак-Дугалла (1916), Экземплярский считает, что инстинкты имеют эмоциональную окраску, интеллектуальную и волевую стороны, и поэтому инстинкт - это душевный процесс.

Генезис воли заключается в пути от инстинкта к высшему проявлению воли. В процессе жизнедеятельности происходят изменения моторной и рецепторной стороны инстинктов, что ведет к усложнениюдействий. Появление

влечений или стремлений (основу их составляет сознание цели) -это есть зародыш волевого действия. Волевой аспект вырисовывается отчетливей, когда есть какое-либо механическое препятствие и требуется усилие для его преодоления. Наличие различных стремлений приводит к состоянию выбора, условием этого выбора является «внутренний» конфликт.

Следующий этап развития воли - возможность следовать какой-нибудь отдаленной цели, образование известной устойчивости выбора. Фоном этого процесса формирования и развития воли служат различные взаимодействия инстинктов и эмоций, они вступают в тесную взаимосвязь друг с другом, в результате чего появляются сложные инстинкты и сложные эмоции. В последующем эти сложные эмоции сопровождают весь путь становления воли, а как следствие - и характера. У человека складывается система эмоциональных отношений к людям, предметам, которые формируют вокруг себя совокупность определенных эмоциональных тенденций. Таким образом начинают развиваться наши склонности к определенным объектам, чувства любви, ненависти к этим объектам и чувство собственного достоинства. Последнее - это есть отношение человека к самому себя, оценка своего «Я». Чувство собственного достоинства относится к высшим формам человеческого поведения, так как является результати-рующим развития человеческого характера.

Следующий этап развития воли - обдумывание поступков, их контроль, борьба между мимолетными очень сильными импульсами, целями и мотивами, которые возникают в системе чувства собственного достоинства. Укрепление воли заключается в том, что это чувство в сильно развитой

форме начинает подавлять всякий противоположный импульс.

Наконец, высший этап развития воли - это появление так называемой ясности духа, когда цели поведения ясно определяются в сознании, появляется твердый нравственный характер.

Итак, высший момент в развитии воли - это образование характера. Различия характеров представляют, прежде всего, различия в волевой жизни, которые вытекают из содержания и направления преобладающих у того или другого человека стремлений, то есть материальных свойств этих стремлений, и формальных стремлений - различия в отношениях между стремлениями, в качествах отдельных стремлений. Экземплярский считает, что этот внутренний склад человека является основной составляющей частью характера и именно характер означает некоторое определенное направление воли.

Проблему формирования воли Экземплярский рассматривает в контексте проблемы одаренности, указывая при этом, что «по отношению к самому содержанию (проблемы одаренности - А.Б.) можно отметить, что она лишена отделов, касающихся эмоциональной и волевой сфе-

ры... Но нам кажется, что проблема одаренности должна быть понимаема шире, даже по отношению к практически-педагогическим задачам. Мы должны понимать под одаренностью высоту и своеобразие психического развития вообще, включая и эмоционально-волевую сферу. При волюнтаристических тенденциях современной психологии является бесспорным, что успешность обучения в очень большой степени зависит не только от интеллектуальной одаренности, но и от развития волевой сферы ученика, а при условности современной психологической классификации или, вернее, рубрификации отдельных сторон психической жизни мы не можем по существу отделить волевой сферы от эмоциональной; значение эмоционально-волевой сферы естественно должно быть принято в расчет при использовании определения одаренности и для психиатрически-клинических целей» [6, с. 106].

Причину отсутствия эмоциональной и волевой сфер в системе испытаний одаренности Экземплярский видит в недостаточной разработке методов исследования. А метод реакций, который являлся основным для экспериментального исследования во-

Психолог за работой

левой сферы, «ни в коей мере не разрешает вопрос об индивидуальных различиях волевой области» [6, с. 106]. И ученый заключает: «задача разработки методов... в области эмоционально-волевой жизни должна быть поставлена с большой настоятельностью» [6, с. 107].

Разработку вопроса воспитания воли ученый ставит в контексте преодоления «болезней» воли, к которым он относил слабость, разнонаправленность, импульсивность стремлений. В целях преодоления деструктивных проявлений волевой жизни Экземплярский рассматривает

1) методы работы; 2) психологические условия их эффективного применения; 3) «психолого-педагогическую рецептуру», или приемы воспитания и самовоспитания характера.

В качестве основных психологических условий им были определены:

- «внимание к себе в смысле изучения своей психофизиологической организации с целью ее усовершенствования, . которое одинаково может быть полезно» при различных формах «болезней воли» [5, с. 170];

- самоотчет о состоянии индивидуальной волевой сферы;

- ясность и отчетливость образа необходимых действий.

Психолого-педагогическая рецептура способствует приведению сферы психического в состоянии «самособранности», ведь «волевой акт является ответом всей твоей личности как целого на впечатления окружающей среды» [5, с. 174].

Продолжая во многом традиции русской психологии рубежа Х1Х-ХХ веков, Экземплярский доказывает ведущую роль самостоятельных личных усилий в становлении характера как нравственного лица волящей личности.

Таким образом, не отрицая социальной сущности формирования личности, отечественные ученые предлагали свои варианты решения психолого-педагогиче-

ской проблемы: с одной стороны, в виде антрополого-гуманистиче-ского подхода к духовному развитию личности через социальное формирование воли у М.М.Рубинштейна, с другой стороны - разработка психолого-педагогической интерпретации явлений духовной природы (воли)личности у В.М. Экземплярского. Все это отчетливо выявляет духовно-нравственную сущность взглядов отечественных ученых первой трети ХХ века, которые во многом отвечают запросам современной психологической науки и педагогической практики.

Литература

1. Батыршина А.Р. Вильгельм Вундт: психология волевого акта // Высшее образование сегодня. 2008. № 9. С. 82-84.

2. Олешкевич В.И. История психотехники. М., 2002.

3. Рубинштейн М.М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. 2-е изд. М.: Торг дом К.И. Тихомирова, 1916. 613 с.

4. Рубинштейн М.М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. 3-е изд. М.: Задруга, 1920. 540 с.

5. Экземплярский В.М. Воспитание воли (биологические основы психотехники характера). Издание автора. М., 1929. 176 с.

6. Экземплярский В.М. Проблема одаренности. М., 1923. 136 с.

Ф.Б. Шарипов

Педагогический менеджмент

Учебное пособие

Вышло в свет новое учебное пособие авторитетного ученого Ф.В. Шарипова «Педагогический менеджмент». В нем изложен курс теории и практики управления системой образования, раскрыты предмет, задачи, функции и принципы педагогического менеджмента, методы и стиль руководства. Особое внимание уделено менеджменту высшего профессионального образования. Книге присвоен гриф УМО по образованию в области менеджмента, рекомендовавшего его в качестве учебного пособия. Для студентов, обучающихся в вузах по направлению подготовки «Менеджмент» (по профилю «Менеджмент образования»). Пособие может использоваться в учебном процессе по педагогическим направлениям и специальностям.

Цена - 473 руб.

По вопросам приобретения литературы обращаться в Издательскую группу «Логос» (111024, г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 55, корп. 31).

Справки и заказы по тел. (495) 642-59-89, 981-51-12;

эл. почте «universitas@mail.ru»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.