Научная статья на тему 'Проблема формирования и воспитания волевых качеств личности в отечественной психологии'

Проблема формирования и воспитания волевых качеств личности в отечественной психологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1412
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЯ / WILL / ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / VOLITIONAL CONTROL / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / VOLITIONAL QUALITIES OF PERSONALITY / ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ / HISTORY OF DOMESTIC / ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ / VOLITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батыршина Альфия Робертовна

Рассматриваются два подхода к формированию и воспитанию волевых качеств личности, сложившиеся в отечественной психологии и педагогической практике. С исторической точки зрения анализируются исследования отечественных психологов, раскрывающие пути, механизмы, способы формирования и воспитания воли человека.The article it is dealt with two approaches to the formation and education of volitional qualities existing in domestic psychology and educational practice. From the perspective of historical analysis it is described researches of local psychologists, revealing pathways, mechanisms, methods of formation and education of the will.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования и воспитания волевых качеств личности в отечественной психологии»

УДК 159.9

А.Р. Батыршина,

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Проблема формирования и воспитания волевых качеств личности в отечественной психологии

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Необходимость возврата в орбиту научного обсуждения проблемы воли в психологии обусловлена важностью задач воспитания и формирования волевой личности. Этот вопрос остается актуальным в силу усиливающейся ответственности молодого поколения за будущее общества, страны и государства.

Социум всегда был заинтересован в разработке научно обоснованной системы развития личности, формирующей волевую структуру и навыки саморегуля-

© Батыршина А.Р, 2014

ции. Л.С. Выготский, Л.И. Божо-вич, В.А. Ив анников, Е.О. Смирнова и другие ученые считают проблему формирования волевой личности центральной для психологии личности. Ввиду слабой разработанности теоретических вопросов психологии воли очевидна недостаточность предлагаемых педагогических форм и методов формирования волевых качеств и волевой сферы личности, несмотря на то что эта проблема считается традиционной для отечественной психологии.

Идея воспитания и формирования высоконравственной личности как конечная цель воспитания, предложенная известным ученым-хирургом Н.И. Пирого-вым в середине XIX века, обусловила пристальное внимание к вопросам развития волевой сферы личности и психической деятельности. Интерес к проблеме воли проявлялся в различных аспектах. С одной стороны, продолжал оставаться актуальным вопрос свободы воли как философско-этическая сторона проблемы, с

АЛЬФИЯ РОБЕРТОВНА БАТЫРШИНА

кандидат педагогических наук, доцент, докторант Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, заведующая кафедрой гуманитарных наук, информационных технологий и сервиса Набережночелнинского государственного тор-гово-технологического института. Сфера научных интересов: история психологии. Автор более 100 публикаций

Рассматриваются два подхода к формированию и воспитанию волевых качеств личности, сложившиеся в отечественной психологии и педагогической практике. С исторической точки зрения анализируются исследования отечественных психологов, раскрывающие пути, механизмы, способы формирования и воспитания воли человека.

Ключевые слова: воля, волевая регуляция, волевые качества личности, история отечественной психологии, воспитание волевой сферы.

The article it is dealt with two approaches to the formation and education of volitional qualities existing in domestic psychology and educational practice. From the perspective of historical analysis it is described researches of local psychologists, revealing pathways, mechanisms, methods of formation and education of the will.

Key words: will, volitional control, Psychology, volitional education.

volitional qualities of personality, History of domestic

другой - собственно психологические идеи повлияли на разработку педагогического аспекта этой проблемы, сосредоточившись на изучении онтогенетического развития волевой деятельности, ее роли в формировании личности, возможностей и путей воспитания воли.

Основные формы, приемы и методы воспитания волевых качеств многими педагогами-психологами конца XIX века сводились к умению переносить как физические нагрузки (П.Ф. Каптерев), так и социальные лишения (Е.Н. Во-довозова); соблюдению режима дня или труда; освоению навыков самоконтроля и самообладания (Е.Н. Водовозова); формированию способности управлять своими движениями, чувствами и мыслями (Е.Н. Водовозова, И.А. Сикорский, П.Ф. Каптерев). Основными механизмами формирования волевых качеств рассматривались: инстинкт, подражание, пример взрослых (И.А. Си-корский), трудовая деятельность (П.Ф. Каптерев).

В 1920-1930-х годах тема воспитания воли была не менее актуальной. Так, в одной из работ русского психолога А.П. Нечаева «Сила воли и средства ее воспи-

тания» (1928), обращенной как к взрослому читателю, так и к молодежи, содержались емкие и точные советы по воспитанию. Приведем некоторые из них.

1. Припомни все свои привычки, которые ты считаешь вредными. Твердо реши бороться с этими привычками и не допускай даже мысли, что у тебя не хватит для этого силы.

2. Всю жизнь работай над своей личностью. Старайся разобраться во всей интересующих тебя вопросах. Старайся понять свой общественный долг.

3. Не принимай серьезных решений в состоянии утомления или душевных волнений (страха, обиды, гнева, особенной радости).

4. Старайся общаться с теми, кого искренне уважаешь. При своих решениях чаще думай о том, как эти уважаемые тобою люди поступили бы на твоем месте.

5. Берись только за те дела, которые соответствуют твоим силам и твоему пониманию. Иначе ты или переутомишься, или станешь игрушкой в руках других.

6. Всегда намечай для себя время, когда это должно быть сделано [6, с. 71-72].

Не менее интересным и занимательным является подход к си-

стеме самовоспитания здоровой личности посредством формирования культуры воли, предложенный И.Т. Назаровым (1928). Предлагаемая им система, встроенная в рефлексологическую концепцию, построена на идее, рассматривающей «волевой акт как сознательный, скоординированный с бессознательным» [5, с. 7]. По его мнению, это означает, что каждое новое действие в достижении цели должно быть ранее скоординировано и базировано на прежде установленных аналогичных навыках. И.Т. Назаров предлагает «новую культуру нервной системы, при которой достижение навыков превращается в правильную цепь рефлексов, в которой появление нового звена обязательно базируется на предыдущем» [5, с. 7]. Он убежден, что таких «признаков характера в поведении человека, как спокойствие, уверенность в своих действиях, твердость, терпение, настойчивость, решительность, - то, что мы называем сильной волей, - можно достичь только при координированной нервной системе, так как все признаки воли имеют физиологическое основание» [5, с. 7].

Система самовоспитания культуры нервной системы (в нашем случае - воли) базируется на средствах, которые «необходимы для приобретения координированного организма», а именно:

- сконцентрированном внимании;

- сознательной пассивности;

- самоконтроле;

- культуре мышц-антогонистов;

- естественном дыхании;

- психической гимнастике;

- самовнушении [5, с. 9].

Система включала упражнения, которые, по мнению И.Т. Назарова, должны были занимать ежедневно по 10 минут. Применение упражнений, как утверждал он, в известной степени способствует разрешению проблемы молодости, поскольку ускоряет обмен веществ.

Большое место автор системы отводил самовнушению, так как немалую роль играло и пассивно-волевое состояние сознания, на которое и были направлены элементы самовнушения. Таким образом, культура самовоспитания воли, по И.Т. Назарову, заключалась «в улучшении функций центральной и периферической нервной системы и их координации». Он был убежден, что при правильной культуре не только исчезнут «дурные навыки», но и будут сформированы многие качества характера, присущие человеку с развитой волей.

Тематика, связанная с условиями, приемами и средствами воспитания волевой сферы личности, была наиболее популярной в психологии и педагогике 1940-1960-х годов. Наибольшее количество статей, брошюр и книг по данным вопросам принадлежит К.Н. Корнилову (более 15 работ). Пожалуй, ни в одной из работ того периода не было такой ясности и простоты в содержании правил, приемов и способов по формированию волевых качеств. При воспитании волевых свойств К.Н. Корнилов советует строго соблюдать принцип постепенности, считая, что волевое усилие увеличивается или развивается только в том случае, когда оно встречает преодолимое препятствие, и падает, если препятствие является непреодолимым. Эту мысль он основывает на методическом положении о том, что «воля и характер не даются от природы в готовом виде, это неврож-

денные особенности человека, а продукты конкретных условий жизни, воспитания и самовоспитания человека» [3, с. 16]. В последующем это положение прочно войдет в педагогику формирования воли, отвечая запросам идеологической системы педагогической практики. Среди условий, обеспечивающих успешность формирования волевых качеств, первым К.Н. Корнилов считает выработку цельного мировоззрения, вторым - правильную организацию труда и создание строго определенного режима, третьим - путь упражнения и тренировки волевого усилия [3].

Исследования по психологии воли имели большую практи-ко-педагогическую направленность. Так, в конце 1940-х годов в педагогической лаборатории под руководством С.М. Ривеса и И.А. Рыбникова была составлена программа по изучению учащихся, которая, помимо таких разделов, как успеваемость и отношение учащегося к учебным занятиям, общее развитие, дисциплина и навыки культуры поведения, включала изучение волевых качеств личности - целенаправленности, настойчивости, уверенности в своих силах.

Поскольку основополагающей точкой зрения в советской психологии являлась мысль о том, что волевые черты и характер не являются врожденными, а формируемыми, большая часть исследователей разрабатывала программы воспитания и самовоспитания, а также рекомендации для учащихся-подростков, которые имели большое публицистическое распространение. Например, В.А. Крутецкий предлагает следующую программу воспитания и самовоспитания воли и характера [4].

1. Человек должен иметь определенную цель в жизни, так как только через преодоление трудностей человек идет к своей цели.

2. Средством воспитания воли и характера является обществен-

но полезный труд, в частности физический.

3. Для упражнения волевого усилия имеется учение.

4. Средством воспитания характера является общественная работа в коллективе и для коллектива.

5. Самовоспитание - важное условие формирования воли и характера.

6. Безусловное исполнение решений - условие для воспитания воли и характера.

7. Критически относиться к своим поступкам, своему поведению - условие самовоспитания.

8. Тренировка в преодолении препятствий.

9. Для выработки выдержки и самообладания - без нужды не торопиться, говорить, тщательно обдумав слова, сдерживать необдуманные и ненужные действия, подавлять отрицательные желания и чувства, приступы раздражения.

10. Для настойчивости - ставьте перед собой разумные задачи и упражняйтесь в преодолении трудностей на пути к выполнению.

11. Для воспитания упорства, настойчивости полезны упражнения в произвольном внимании.

12. Борьба с искоренением недостатков и дурных привычек.

13. Выработка у себя положительных привычек.

14. Велика роль режима, распорядка жизни и труда.

15. Выработка привычки планировать свои действия [4].

В 1950-1970-х годах в советской психологии наблюдается чрезмерное приписывание волевым качествам характера лучших (по идеологическим соображениям) проявлений человека. Однако на этом этапе развития отечественной психологии это, наверное, было неизбежно. Только в учебниках по психологии можно было встретить выделение более 30 волевых качеств личности, характеристика которых не всегда отличалась научностью [3, 4].

Необходимость выделения волевых качеств в качестве отдельного объекта изучения объяснялась сложностью определений понятия воли, многообразием описываемых разными авторами проявлений личности, которые ставились как критерии наличия или степени проявления способности к волевым действиям либо к волевым усилиям. «В качестве конкретных проявлений воли, - пишет А.Ц. Пуни, - должны рассматриваться не отдельные характеристики волевого действия, а волевые свойства личности» [8, с. 16]. «Правильнее говорить не о воле вообще, - считает Е.П. Ильин, - а о различных ее проявлениях, называемых волевыми качествами» [2, с. 74]. Волевые свойства личности большинство психологов начинают определять как «относительно постоянные, независимые от данной ситуации, устойчивые психические образования личности», в совокупности составляющие волю личности (В.И. Селиванов).

Большое число работ посвящено исследованию отдельных волевых качеств личности. В них исследовались такие качества, как настойчивость (А.В. Полтев, Д.Г. Реби-зов, Е.П. Михайлов, А.П. Чернышева, А.И. Высоцкий, Т.С. Конорева), выдержка (Н.С. Лукин, Р.Л. Кварц-хава), решительность (И.П. Петяй-кин), выносливость (И.Э. Плотни-ек, М.Н. Ильина), инициативность (М.С. Говоров), смелость (Т.И. Агафонов, И.Д. Скрябин), активность (В.Н. Семин, А.И. Высоцкий), самостоятельность (Л.М. Пименова, В.Е. Гавриличева, К.П. Кузавкова), целеустремленность (Д.О. Оганесян, К.М. Маличенко), дисциплинированность (В.И. Асин), организованность (В.А. Гольнева), уверенность (Ф.И. Иващенко), упрямство (А.П. Ларин), ответственность (З.Н. Борисова, Е.М. Кнохи-нов) и др.

Выделение для исследования того или иного качества осуществлялось с учетом обстоятельств

условий деятельности, в которых реализуются конкретные качества. «Конкретные проявления воли обусловлены особенностями препятствий, с преодолением которых приходится сталкиваться человеку. Препятствия многообразны, отсюда многообразны и волевые качества», - утверждает А.Ц. Пуни [8, с. 16].

Во всех исследованиях указывалось, что волевые черты складываются и закрепляются посредством организации и обогащения соответствующего опыта в процессе конкретной деятельности. В силу этого практико-ориентиро-ванные исследования проводятся на материале учебной, трудовой, общественной и спортивной деятельности. Условиями воспитания волевых черт являлись две взаимосвязанные стороны: воспитание у учащихся соответствующих мотивов, запускающих механизм волевого действия, и формирование умений и навыков по сознательному направлению и регулированию своих поступков. Слабостью этих исследований явилось то, что в них волевые качества не рассматривались в системе и во взаимосвязи с другими структурами личности. Однако это направление исследований являлось одним из многочисленных и представительных в советской психологии и педагогике этого периода.

В современных исследованиях фактически не встречаются такие

качества, как принципиальность, деловитость, храбрость. В них приобретают новые оттенки другие качества, традиционно относящиеся к волевым (организованность, настойчивость, решительность). А в понятийном аппарате волевой сферы личности появляются такие свойства, как уверенность, склонность к риску.

Таким образом, основные положения классической теории воспитания воли сводятся к следующему. Это:

- воспитание волевых качеств наиболее эффективно проходит в коллективе в ходе выполнения коллективной деятельности;

- установление у детей связи между мотивом и целью;

- закрепление «правильных», нужных, приемлемых для социума форм поведения детей, и затормаживание «неправильных» через систему естественных и специальных упражнений. При этом миссия взрослого человека заключается в контроле над обязательным выполнением поставленных задач.

На роль постоянных упражнений и повторений до выработки методичных привычек психологи указывали еще в начале нашего столетия (Э. Мейман, Ф. По-лан). Однако было замечено, что, несмотря на множество удачных экспериментальных попыток развить у детей те или иные волевые качества, после снятия экспериментальной ситуации все навыки довольно быстро исчезали; и

поведение детей возвращалось в прежнее состояние, что свидетельствовало о формировании в экспериментальной ситуации внешних форм проявления воли.

Все исследования приводили к формированию такой системы воспитания волевых качеств в массовой школе, которая затрагивала формальные стороны, внешнее их проявление. Вместо объяснения сути овладения волевым поведением предлагалось осуществлять «социальный тренинг», направленный на овладение правильными формами поведения. А суть процесса формирования и самосовершенствования волевой личности заключается в постепенном уменьшении самопринуждения к тому, что побуждает у человека необходимость (Ю.М. Орлов). Работа воли лишь в незначительной части содержит усилия, а главными ее составляющими являются умения мыслить и представлять так, как необходимо для реализации цели (согласно гипотезе В.А. Иваннико-ва). Поэтому многие рекомендации по воспитанию воли учили и учат скорее эффективному насилию над собой, а действительное самосовершенствование, по мнению А.Э. Пасниченко, может реа-лизовываться только на пути ненасилия, который способствует достижению целей посредством усилий на грани приятного и желанного [7]. Только тогда, ког-

да воля перейдет на уровень «по-слепроизвольного внимания» (Н.Ф. Добрынин), можно говорить о действительном ее развитии. Поэтому формирование воли должно охватывать два этапа: формирование потребности к совершению волевого действия и / или усилия и обучение волевой регуляции, которое должно осуществляться не в поведенческом, а в смысловом поле значений. Так, еще Л.И. Бо-жович отмечала, что ребенок, прекративший желать чего-либо сразу после запрета взрослого, не обладает волей.

Таким образом, одним из подходов к решению проблемы формирования и воспитания волевых качеств, по мнению В.А. Иванни-кова и других психологов, является формирование способов побуждения к волевому действию посредством изменения или создания смысла действия. Необходимыми условиями волевого развития в этом случае являются самостоятельное формирование намерений и настойчивость в их реализации. Таким образом, на начальных этапах становления волевой сферы личности очень важным является полная реализация задуманной активности.

При таком подходе меняется роль взрослого, которая должна заключаться, во-первых, в формировании действенной мотивации, во-вторых, в оказании помощи ребенку в осуществлении намеченного, в-третьих, в предоставлении ему своих услуг при столкновении с препятствиями (трудностями) либо в предложении нескольких способов (на выбор), чтобы преодолеть возникшие трудности (при сохранении его стремления завершить действие), либо в актуализации первоначальных задач, оказании помощи с целью осознать мотивы (цели) или результаты будущей деятельности (при пропадании у него желания завершить действие).

В силу этого контроль взрослых в процессе формирования и

воспитания волевых качеств ребенка необходим, но не в смысле «вести его за руку», а в том, чтобы «идти с ним рядом».

К сожалению, до сих пор классический подход к воспитанию волевых качеств личности сводится к следующим педагогическим рекомендациям и советам: учить владеть собой, сдерживать непосредственные желания и негативные эмоции. В результате воспитательная работа тоже исчерпывается такими же призывами: не бояться трудностей, доводить дело до конца. Создание «неклассической» психолого-педагогической системы по формированию и воспитанию волевых качеств личности требует еще своей большой научной и научно-практической работы, и очевидно, что без понимания психологических основ формирования воли эта задача не будет решена.

Литература

1. Изучение учащихся в процессе их обучения и воспитания. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. 80 с.

2. Ильин Е.П. Воля: миф или реальность // Человек как единство телесного, душевного и духовного: материалы VIII Рос. науч. конф. Рязань, 1999. С. 73-75.

3. Корнилов К.Н. Воспитание воли и характера. М., 1950. 36 с.

4. КрутецкийВ.А. Воспитание воли и характера. М.: Знание, 1960. 40 с.

5. Назаров И.Т. Культура воли: система воспитания здоровой личности. Л., 1928. 79 с.

6. Нечаев А.П. Сила воли и средства ее воспитания. М.; Л., 1928. 72 с.

7. Пасниченко А.Э. Оценка индивидуал ьно-возрастных особенностей развития волевых качеств личности: дис. ... канд. психол. наук. М., 1995. 262 с.

8. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте: учеб. пособие. Л.: Изд-во ИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1977. 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.