Научная статья на тему 'Гуманистическая сущность профессии медицинского работника среднего звена'

Гуманистическая сущность профессии медицинского работника среднего звена Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
553
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА / ГУМАНИЗМ / ГУМАННОЕ ОТНОШЕНИЕ / ПАЦИЕНТ / КОНЪЮНКТИВНЫЕ / ДИЗЪЮНКТИВНЫЕ ЧУВСТВА / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ЛЮБОВЬ / МИЛОСЕРДИЕ / ЧУТКОСТЬ / NURSE / HUMANISM / HUMANE ATTITUDE / PATIENT / CONJUNCTIVE / DISJUNCTIVE FEELINGS / MORALITY / SPIRITUALITY / JUSTICE / LOVE / MERCY / SENSITIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна

В статье обосновывается современный уровень требований к медицинской сестре в контексте социально-гуманитарный аспекта. Рассматривается гуманизм как вера в разум человека, его творческую сущность. Показывается масштабность гуманизма как системы философских глобальных идей, обусловливаемых сущностными характеристиками: автономностью, универсальностью, фундаментальностью гуманистических идей, единством целей в гуманистическом мировоззрении. Делается акцент на гуманистическую сущность профессии медицинской сестры, проявляющейся в специфической эмоционально-чувственной основе профессиональных и межличностных отношений медицинского работника со своими пациентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HUMANISTIC ESSENCE OF THE PROFESSION OF A MID-LEVEL MEDICAL WORKER

The article substantiates the current level of requirements for a nurse in the context of the socio-humanitarian aspect. Humanism is considered as faith in the human mind, its creative essence. The scale of humanism as a system of philosophical global ideas, determined by essential characteristics: autonomy, universality, fundamental nature of humanistic ideas, unity of goals in a humanistic worldview, is shown. The emphasis is placed on the humanistic essence of the profession of a nurse, which is manifested in the specific emotional and sensual basis of professional and interpersonal relations of a medical worker with his patients.

Текст научной работы на тему «Гуманистическая сущность профессии медицинского работника среднего звена»

13. Bogdanova Yu.Z., Zharkova M.A. On the improving health and familiarizing students and teachers of the agricultural university with a healthy lifestyle. International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019, 8 (2.1): 762-767.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА СРЕДНЕГО

ЗВЕНА

Аннотация. В статье обосновывается современный уровень требований к медицинской сестре в контексте социально-гуманитарный аспекта. Рассматривается гуманизм как вера в разум человека, его творческую сущность. Показывается масштабность гуманизма как системы философских глобальных идей, обусловливаемых сущностными характеристиками: автономностью, универсальностью, фундаментальностью гуманистических идей, единством целей в гуманистическом мировоззрении. Делается акцент на гуманистическую сущность профессии медицинской сестры, проявляющейся в специфической эмоционально-чувственной основе профессиональных и межличностных отношений медицинского работника со своими пациентами.

Ключевые слова: медицинская сестра, гуманизм, гуманное отношение, пациент, конъюнктивные, дизъюнктивные чувства, нравственность, духовность, справедливость, любовь, милосердие, чуткость.

Annotation. The article substantiates the current level of requirements for a nurse in the context of the socio-humanitarian aspect. Humanism is considered as faith in the human mind, its creative essence. The scale of humanism as a system of philosophical global ideas, determined by essential characteristics: autonomy, universality, fundamental nature of humanistic ideas, unity of goals in a humanistic worldview, is shown. The emphasis is placed on the humanistic essence of the profession of a nurse, which is manifested in the specific emotional and sensual basis of professional and interpersonal relations of a medical worker with his patients.

Keywords: nurse, humanism, humane attitude, patient, conjunctive, disjunctive feelings, morality, spirituality, justice, love, mercy, sensitivity.

Введение. Медицинские сестры занимают специфическое место в иерархии медицинских работников. Их деятельность традиционно соотносится с гуманистическими идеалами, такими, как человеколюбие, справедливость, милосердие, чуткость, готовность помочь другому человеку в трудный период его жизни.

Современная российская действительность предъявляет особые требования к профессиональной подготовке будущих медицинских сестер. Такие требования обусловлены следующим:

• в настоящее время личность медицинской сестры уже не рассматривается в качестве пассивного помощника врача, который обязан только выполнять предписания доктора. Сестринское дело в современной зарубежной и отечественной медицине представляет самостоятельное направление в здравоохранении, с достаточно четким разграничением профессиональных функций, как по медицинской реабилитации пациентов, так и по повышению их качественных жизненных характеристик. В этом плане, в сестринском деле актуализировалась индивидуальная гуманистически ориентированная ответственность медицинских работников среднего звена за выздоровление больных людей, за эффективное профессиональное взаимодействие с ними;

• профессиональное статусное положение современного отечественного медицинского работника среднего звена характеризуется в том числе гуманистическими качествами личности [9];

• при профессиональной подготовке будущих медицинских работников среднего звена в настоящее время приобрел особую значимость ее социально-гуманитарный аспект. Данная подготовка является результативной при условии формирования, в том числе этической готовности специалиста к медицинской деятельности. При этом необходимо соблюсти следующие условия профессиональной подготовки медицинских сестер: формирование у них устойчивой мотивации к непрерывному профессиональному саморазвитию и самообразованию, формирование у будущих медицинских работников ценностного отношения к профессионально-медицинской деятельности и гуманистически ориентированных личностных качеств, необходимых для обеспечения конструктивности профессионального взаимодействия с пациентами, чуткого отношения к ним;

• в деятельностно-практическом аспекте гуманистическое отношение медицинской сестры к собственной профессиональной деятельности определяется: высоким качественным уровнем сформированности этико-коммуникативных способностей (способности к установлению гуманных отношений с пациентами, владением медицинским работником нравственно ориентированными приемами общения); сформированностью у медицинской сестры способности к эмпатии, способности понимать больных людей посредством рефлексии и перцептивной идентификации; должной сформированностью у личности медицинского работника среднего звена необходимых гуманистически ориентированных нравственных качеств личности, то есть тех качеств, которые обусловливают гуманное отношение медицинской сестры к пациентам [2].

Таким образом, профессия медицинской сестры имеет выраженный гуманистический характер. Обратимся теперь к характеристике понятия гуманизма.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время в науке не существует единого универсального определения данного понятия. Наиболее общие определения отражены в источниках справочного характера. В данных источниках гуманизм определяется в качестве мировоззренческого принципа (в том числе принципа нравственности), базовым фундаментом которого, является идеи:

- о безграничности возможностей личности и ее способностей к самосовершенствованию;

- о праве человека на жизнь, здоровье счастье;

- о том, что удовлетворение базовых жизненных потребностей каждого человека и гражданина должно быть основной задачей государства и общества.

При этом гуманизм не просто постулирует в качестве фундаментального принципа принцип уважения к человеку и гражданину, но и актуализирует проблему создания истинно человеческих условий для гармоничного развития его личности в обществе и государстве [10].

Гуманизм как философское учение и социальное явление, существенно влияет на современный социокультурный мир. Гуманизм представляет собой феномен многоплановый как в жизни общества, государства, так и в науке. Различного рода школы научного, религиозного характера, считающие себя гуманистически ориентированными, несмотря на определенную специфику и соответствующие различия, едины в одном: следуя в русле традиций предшествующей философии они полагают, что человек является «мерилом всех вещей» и считают, что максимально возможное раскрытие потенциалов личности, безусловная вера в разум человека, его творческую сущность представляют собой базовую основу общественного и социокультурного прогресса [12].

Современный гуманизм, сформировавшийся как комплекс идей во второй половине ХХ столетия, трактует общественное и социокультурное устройство, как обусловливающее «особость», индивидуальность каждого человека, имеющего природное право на все основные свободы, нравственную мировоззренческую автономию, уверенность в своем социальном будущем. При этом гуманистическое понимание природы человека в русле гуманистической проблематики в обязательном порядке наделяет его личность общественной, моральной и индивидуальной ответственностью за свое поведение, деятельность и поступки.

Масштабность гуманизма как системы философских глобальных идей обусловливается следующими его сущностными характеристиками: автономностью, универсальностью, фундаментальностью гуманистических идей, единством целей и средств в гуманистическом мировоззрении[12].

Актуализируем обозначенные характеристики в соответствующей таблице.

Таблица 1

Сущностные признаки гуманизма Характеристика сущностного признака

Автономность гуманизма Состоит в том, что гуманистические ценностные постулаты не выделяются из разного рода социокультурных источников. Качественное состояние гуманистического миропонимания и соответствующего мировоззрения детерминируется накопленным человечеством опытом в сфере конструктивных общественных отношений, в том числе межкультурного, межэтнического и межнационального характера.

Универсальность гуманистических идей Гуманистические ценности априори должны коррелировать с интересами каждого отдельного культурного человека и соответствующих человеческих сообществ. Миропонимание гуманистического характера позволяет выстраивать общественные и межличностные отношения на принципе оптимального сочетания универсальных общечеловеческих базовых ценностных идеалов и особенных локальных культурных ценностей (например, национальных). Универсальность гуманистических идей также проявляется и в том, что аксиологические постулаты гуманизма, и прежде всего понимание человека в качестве «меры всех вещей», являются базовыми критериями индивидуальной и групповой рефлексии. Ориентированная на такие критерии рефлексия априори диктует необходимость искать, находить и использовать эффективные механизмы разрешения цивилизационных проблем глобального и локального характера с позиции аксиологических нормативных установок гуманизма.

Фундаментальность гуманистических ценностей Проявляется в том, что гуманистические социокультурные ценностные идеалы и соответствующие ориентиры в общественном и культурном отношении не являются чем-то второстепенным и малозначимым. В этом плане гуманистические идеи как социокультурные смыслы по своей значимости составляют фундаментальную основу всех развитых в цивилизационном плане культурных образований.

Единство целей и средств в гуманистическом мировоззрении Объясняется следующим постулатом: нельзя при выстраивании общественных и межличностных отношений ориентироваться на принцип «Цель оправдывает средства». Гуманистические принципы человеческих отношений и их практическая реализация не должны зависеть от какой-либо локальной целесообразности. Насилие и экспансия априори являются деструктивными факторами, обусловливающими соответствующую деструктивность общественных и межличностных отношений [5; 12].

Гуманистическая сущность профессии медицинской сестры проявляется в особом отношении медицинского работника к своим пациентам. При этом такое отношение проявляется на собственно профессиональном и межличностном уровнях взаимодействия медицинской сестры с пациентами.

1. Собственно профессиональный уровень взаимодействия медицинской сестры с пациентами. Этот уровень основан на ценностно-мотивационном отношении медицинской сестры к здоровью пациента. В этом контексте специалист должен полностью осознавать абсолютное значение обозначенного здоровья. Медицинская сестра должна быть способна сострадать пациенту, ценить его жизнь, безусловно признавать право больного человека на облегчение страданий в той мере, в которой это позволяет состояние современной медицины.

Медицинская сестра должна в полной мере осознавать, что непрерывное совершенствование своего профессионального и общекультурного уровня является необходимым условием высокого качества профессионального взаимодействия с пациентами.

2. Межличностный уровень взаимодействия медицинской сестры с пациентами. В общении с пациентами медицинская сестра априори не должна проявлять высокомерие, пренебрежительность, унизительное обращение с ними. Медицинский работник не в праве навязывать пациентам свои мировоззренческие взгляды. Специалист обязан оказывать профессиональную помощь больным людям вне зависимости от их возрастных, гендерных национальных, политических, религиозных, материальных и других особенностей и различий.

Медицинская сестра во взаимодействии с пациентами должна быть мотивирована на поддержание авторитета и репутационной значимости своей профессии, стремиться к опрятности и личной чистоплотности, понимая, что в противном случае, может оскорбить достоинство личности пациентов.

Медицинский работник обязан отказываться от подарков и другого материального вознаграждения от пациентов и соответствующих предложений с их стороны, ставить больных людей в материальную зависимость при оказании им медицинской помощи. Специалист должен уметь принимать искреннюю благодарность пациентов, если такая благодарность не унижает достоинства личности медицинской сестры и ее пациентов, а также не противоречит общепринятым моральным и правовым нормам.

Собственно профессиональное и межличностное взаимодействие медицинской сестры с пациентами в гуманистическом аспекте обусловлены соответствующими нравственными чувствами.

В целом эмоциональная основа взаимодействия медицинской сестры с пациентами означает, что такое взаимодействие возникают и складываются под влиянием определенных аффектов, собственно эмоций и чувств медицинского работника и больных людей. Наиболее важными эмоциональными составляющими, определяющими специфику взаимодействия медицинского работника и пациентов, являются чувства.

Существует огромное количество чувств. Тем не менее, все чувства правомерно разделить на две основные группы:

• конъюнктивные чувства. В этой группе выделяются разноплановые чувства, которые способствуют сближению и интеграции людей. В таких отношениях другая сторона рассматривается в качестве желаемого партнера социального взаимодействия, к которому проявляется стремление к сотрудничеству и совместным действиям;

• дизъюнктивные чувства. Эта группа представлена разобщающими людей чувствами, когда противоположная сторона является неприемлемым объектом социального взаимодействия, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и совместным действиям [1].

Именно к конъюнктивным относят нравственные чувства. В связи с этим рассмотрим понятие «нравственность».

Нравственность представляет собой моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своей жизни, в поведении и деятельности. Если обобщенно охарактеризовать суть нравственного отношения, то она проявляется в ориентировании человеком своего поведения, деятельности и поступков на благо окружающих, в отношении к другим людям не как к средству, а как к цели, в их (людей) самоценной субъектности [3]. Понятие нравственности неотделимо от понятия духовности. В частности Р.Л. Лифшиц связывал понятие бездуховности с понятием «самоотчуждение». Самоотчуждение, по мнению автора, представляет собой такое сотворение социокультурного мира (или его фрагмента) результатом которого является нечто, что человеку является враждебным [5]. Близких идей придерживается Н.П. Клушина. Исследователь отмечает, что духовная позиция личности обусловлена устойчивым доверием человека к социокультурной действительности со всеми актуализированными и потенциальными возможностями личностного развития, а бездуховная позиция, как полагает автор, основана на отчужденном отношении человека к социокультурному бытию, его стремлении любыми средствами «присвоить», проявив при этом свою эгоистичную сущность [3, 4].

Таким образом, является очевидным, что истинно нравственное поведение диктует человеку необходимость самоопределения в смысловом поле категорий добра и зла, в контексте ориентации своих жизненных поступков и деятельности на базовые, абсолютные ценностные идеалы, и в этом плане такая ориентация детерминируется личностными качествами человека, которые можно объединить понятием «духовность». Духовность обусловливает подлинный нравственный выбор и устойчивость нравственных убеждений личности. Духовность характеризуется наличием как «внутреннего» измерения индивидуальной жизни человека, так и интеграцией в это измерение определенной общезначимой универсальной картины социокультурного мира, что позволяет личности выходить в отношениях с миром социума и культуры за пределы только своих индивидуальных потребностей и интересов, ориентируясь на безусловное значение внешнего общественного и культурного бытия [6].

В этом плане нравственные чувства представляют собой переживания, отражающие отношение человека к деятельности, другим людям, к самому себе на основе моральных норм. Это чувство совести, долга, ответственности, справедливости. В основе нравственных чувств лежит способность сопереживать другим людям, стремление облегчить чужую боль, страдания, прийти другому человеку на помощь в трудную минуту [8]. Нравственные чувства априори являются гуманистически ориентированными.

Рассмотрим базовые нравственные чувства, определяющие гуманистическую сущность профессии медицинского работника среднего звена.

Справедливость. Справедливость ориентирована на следующий принцип: «врач должен быть справедливым при всех обстоятельствах» (Гиппократ). Руководствуясь чувством справедливости медицинская сестра должна относиться к пациенту как к самоценности, как к человеку, обладающему правом на здоровье, хорошее самочувствие и т.д. При этом в отношении к пациенту медицинская сестра должна руководствоваться золотым правилом этики.

Любовь. Любовь к пациенту представляет собой трудное чувство. Как полагал Аристотель, наиболее совершенный человек не тот, кто ведет себя добродетельно по отношению к самому себе, а тот, кто ведет себя добродетельно по отношению к другим, что является весьма непростым поведением. Любовь представляет собой высокое чувство, проявляющееся в устойчивой выраженной эмоциональной привязанности личности к другому человеку или людям. Чувство любви в профессиональной деятельности медицинской сестры проявляется в милосердии [7].

Милосердие. Заболевание для человека всегда является бедой и стрессом. Поэтому болезнь человеку очень трудно пережить без проявления милосердия со стороны медицинского работника. Милосердие в профессиональной медицинской деятельности среднего звена проявляется через сострадание и чуткость

медицинской сестры. Сострадание требует от медицинского работника выполнения конкретных действий, обеспечивающих облегчение страданий пациентов [11].

Чуткость. Чуткость правомерно трактовать в качестве внимательности медицинской сестры к больным, способности понимать и чувствовать все переживания пациентов, оказывать им необходимую профессиональную помощь, которая способствует смягчению страданий от болезни, устранению причин, вызвавших болезнь и дальнейшему выздоровлению больных. Чуткость каждого медицинского работника среднего звена является не только нравственным качеством его личности, но и энергией, побуждающей специалиста к творческому поиску в диагностике и лечении, часто требующего от медицинской сестры должной самоотверженности и самопожертвования. В чуткости медицинской сестры таится и значительная лечебная сила, ускоряющая положительные влияния различных мер лечебного характера на выздоровление пациентов [11].

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессия медицинской сестры априори должна быть ориентирована на гуманистические ценности, а гуманистическая сущность обозначенной профессии проявляется в специфической эмоционально-чувственной основе собственно профессиональных и межличностных отношений медицинского работника со своими пациентами.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - 50 -е изд., испр. и доп. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. - 363 с.

2. Бастракова Е.Г. Профессиональное самопознание как условие профессионального становления медицинской сестры (опыт экспериментального исследования) // Человек и Вселенная. 2003. - №8 (29). -С. 15-24

3. Клушина Н.П. Аксиологические основы работы с молодежью. Ставрополь, СКФУ, 2014 - 126 с.

4. Клушина Н.П. Развитие субъектности магистрантов в процессе обучения / Педагогика 2016, № 5, С. 65-71

5. Лифшиц, Р.Л. Духовность и бездуховность личности. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997. - 152 с.

6. Маслоу, А. Мотивация и личность / А.Маслоу. - СПб.: Питер, 2014. - 116 с.

7. Мурашова, Л.А. Общение с пациентами: влияние эмоциональных барьеров и коммуникативной агрессивности у медработников на эффективность общения / Л.А. Мурашова // Перспективы науки. - Тамбов, 2010. - № 3(05). - С. 33-37.

8. Помазанова Е.В., Клушина Н.П. Индивидуально-творческий подход и его методологическое значение в профессиональной подготовке будущих медицинских сестер/ Мир науки, культуры, образования. - 2019. -№1(74). - С. 221-222

9. Силкина Т.В. Формирование социального статуса медицинской сестры: Дис. канд. социол. наук. -Волгоград, 2002. - 136 с.

10. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. - 6-е изд. М.: Политиздат, 1989. - 561 с.

11. Олехнович Л.С. Сестра и пациент: культура общения и поведения // Медицинские знания. - 2010. -№ 1. - С. 2-3.

12. Шиянов Е.Н. Педагогика: общая теория образования: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - Ставрополь: Издательство СКСИ, 2007. - 634 с.

Педагогика

УДК [378:7.05-051].001.57

ассистент кафедры изобразительного искусства,

методики преподавания и дизайна Гадзина Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ К ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлено описание модели подготовки будущих дизайнеров к художественно-проектной деятельности в образовательном процессе высшей школы, рассматривается ее структурное содержание, педагогические условия реализации.

Ключевые слова: подготовка дизайнеров, художественно-проектная деятельность, педагогические условия, модель подготовки, высшая школа.

Annotation. The article describes the model of training future designers for artistic and project activities in the educational process of higher education, examines its structural content, pedagogical conditions of implementation. Keyword: training of designers, art and design activities, pedagogical conditions, training model, high school.

Введение. В условиях современного социального и культурного развития общества формируются новые требования к профессиональной подготовке будущих дизайнеров, что находит отражение в законодательно-нормативной базе Российской Федерации. Национальная доктрина образования Российской Федерации устанавливает приоритеты подготовки высокообразованной, высококвалифицированной, мобильной личности.

Учебный процесс подготовки будущих дизайнеров в образовательном процессе высшей школы представляет собой систему специфического взаимодействия преподавателя и обучающегося, в котором обучающийся занимает активную позицию творческого сотрудничества. В процессе художественно-проектной деятельности происходит становление дизайнера, приобретаются индивидуальные черты творчества, навыки саморазвития и самооценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.