Научная статья на тему 'ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ КАДЕТ'

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ КАДЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / КАДЕТСКИЙ КОРПУС / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марковская Елена Александровна

В статье представлен процесс организации проектной деятельности в кадетском военном корпусе. При организации образовательного процесса в кадетском военном корпусе педагоги определяют главной целью своей деятельности не только дать образование воспитанникам, но и подготовить выпускника для дальнейшего обучения в учреждениях высшего военного профессионального образования, воспитать патриота, развить лучшие нравственные качества личности. Кадет должен уметь использовать полученные знания в различных областях науки, техники, в общественной жизни, в процессе обучения в высших учебных заведениях МО РФ. Одна из важнейших задач реализации поставленной цели - создание системы ранней военно-профессиональной ориентации кадет и осознанного выбора воспитанниками военной профессии. В процессе проведения уроков, внеклассных и воспитательных мероприятий, занятий по программам дополнительного образования происходит обучение, воспитания и развития воспитанников в кадетском военном корпусе. Большое значение в этом имеет формирование гуманистической направленности проектной деятельности в воспитании кадет. Приводятся примеры проектов разработанных воспитанниками и педагогами кадетского военного корпуса и представленных на различных конкурсах, конференциях и фестивале «Старт в науку».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANISTIC ORIENTATION OF PROJECT ACTIVITY IN THE EDUCATION OF CADETS

The article presents the process of organizing project activities in the cadet military corps. When organizing the educational process in the cadet military corps, teachers determine the main goal of their activities not only to educate pupils, but also to prepare graduates for further training in institutions of higher military vocational education, to educate a patriot, to develop the best moral qualities of a person. A cadet should be able to use the acquired knowledge in various fields of science, technology, in public life, in the process of studying at higher educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation. One of the most important tasks of the implementation of this goal is the creation of a system of early military professional orientation of cadets and an informed choice of the military profession by pupils. In the process of conducting lessons, extracurricular and educational activities, classes on additional education programs, training, education and development of pupils in the cadet military corps takes place. Of great importance in this is the formation of a humanistic orientation of project activities in the education of cadets. Examples of projects developed by pupils and teachers of the cadet military corps and presented at various competitions, conferences and the Start in Science festival are given.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ КАДЕТ»

Выводы. Таким образом, профессиональное образование рассматривается как социально-педагогический процесс, имеющий специфические особенности, закономерности и принципы. Концептуальными идеями выпутают законы развития общественного производства, отраслевая и межотраслевая интеграция производственных процессов, автоматизация и концентрация производства, теория деятельности и теория познания, социальные и педагогические основы обучения и воспитания будущих рабочих и специалистов.

Литература:

1. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Перспективы использования цифрового следа в образовательном и научном процессах / М.Е. Вайндорф-Сысоева, В.В. Пчелякова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, № 3(36). - DOI 10.26795/23071281-2021-9-3-1.

2. Маркова, С.М. Основные тенденции развития содержания профессионального образования / С.М. Маркова, Е.Ф. Котенко, Н.М. Григорян // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-4. - С. 124-127

3. Маркова, С.М. Социально-педагогические факторы разработки содержания профессионально-педагогического образования / С.М. Маркова, С.А. Цыплакова, Е.Ф. Котенко. - 2019. - № 6. - С. 36-47

4. Уракова, Е.А. Основные направления развития профессионального образования / Е.А. Уракова, Е.Н. Гусев, А.Н. Сидоров // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-3. - С. 240-243

5. Цыплакова, С.А. Направления развития профессиональной педагогики как науки / С.А. Цыплакова, Ю.А. Бекетова // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспектив. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск. Под общей редакцией А.Г. Миронова. -Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет. 2019. - С. 310-311

Педагогика

УДК 373.1

кандидат педагогических наук, профессор РАЕ Марковская Елена Александровна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург)

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ КАДЕТ

Аннотация. В статье представлен процесс организации проектной деятельности в кадетском военном корпусе. При организации образовательного процесса в кадетском военном корпусе педагоги определяют главной целью своей деятельности не только дать образование воспитанникам, но и подготовить выпускника для дальнейшего обучения в учреждениях высшего военного профессионального образования, воспитать патриота, развить лучшие нравственные качества личности. Кадет должен уметь использовать полученные знания в различных областях науки, техники, в общественной жизни, в процессе обучения в высших учебных заведениях МО РФ. Одна из важнейших задач реализации поставленной цели - создание системы ранней военно-профессиональной ориентации кадет и осознанного выбора воспитанниками военной профессии. В процессе проведения уроков, внеклассных и воспитательных мероприятий, занятий по программам дополнительного образования происходит обучение, воспитания и развития воспитанников в кадетском военном корпусе. Большое значение в этом имеет формирование гуманистической направленности проектной деятельности в воспитании кадет. Приводятся примеры проектов разработанных воспитанниками и педагогами кадетского военного корпуса и представленных на различных конкурсах, конференциях и фестивале «Старт в науку».

Ключевые слова: кадетское образование, воспитание, кадетский корпус, гуманистическая направленность, проектная деятельность.

Annotation. The article presents the process of organizing project activities in the cadet military corps. When organizing the educational process in the cadet military corps, teachers determine the main goal of their activities not only to educate pupils, but also to prepare graduates for further training in institutions of higher military vocational education, to educate a patriot, to develop the best moral qualities of a person. A cadet should be able to use the acquired knowledge in various fields of science, technology, in public life, in the process of studying at higher educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation. One of the most important tasks of the implementation of this goal is the creation of a system of early military professional orientation of cadets and an informed choice of the military profession by pupils. In the process of conducting lessons, extracurricular and educational activities, classes on additional education programs, training, education and development of pupils in the cadet military corps takes place. Of great importance in this is the formation of a humanistic orientation of project activities in the education of cadets. Examples of projects developed by pupils and teachers of the cadet military corps and presented at various competitions, conferences and the Start in Science festival are given.

Key words: cadet education, upbringing, cadet corps, humanistic orientation, project activity.

Введение. Сегодня профессия военного требует глубоких знаний и всесторонней образованности. Чтобы этого добиться, нужны желание и возможности. В кадетский военный корпус все мальчишки приходят мотивированными, они все хотят стать военными. Гораздо труднее ребятам сохранить желание быть военным в старших классах, пронести его через годы обучения [4].

Кадетский военный корпус - образовательная организация особого типа. Здесь ребята не просто учатся, они получают возможность познакомиться с профессией военного поближе. Вся урочная, внеурочная и воспитательная деятельность направлены на восприятие молодым человеком специальной информации. Конечно, заочное знакомство с будущей профессией даёт представление о ней, но для кадет приоритетно личное знакомство с представителями тех или иных родов войск. Например, непосредственное посещение военной части, в которой ребята увидят условия жизни и быта настоящих военных. Экскурсии развивают мышление, пополняют знания, профессионально ориентируют кадет. Встреча с человеком необычной службы, таким как военный испытатель, запускавшим Гагарина в космос, запомнится им на всю жизнь. Живая беседа с человеком, стоявшим у истоков космической эры, приближает далёкое время первопроходцев. Эти незабываемые впечатления надолго остаются в памяти, аккумулируясь и превращаясь в мечту.

При организации образовательного процесса в кадетском военном корпусе ставится задача заложить определенный общеобразовательный уровень и подготовить выпускника для обучения в военном вузе, воспитать патриота, развить лучшие нравственные качества личности. Выпускник должен уметь использовать полученные знания в различных областях науки, техники, в личной и общественной жизни [1, 6].

Основное содержание воспитательной работы с кадетами направлено на знакомство с миром военных профессий, первичным самоопределением, изучением и оценкой их профессиональных навыков, способностей, наклонностей и потребностей. Мероприятия, проводимые для кадет:

- организация профориентационной работы с кадетами путем применения диагностического метода (наблюдение, анкетирование, беседа, анализ успеваемости, анализ результатов творческой деятельности, тестирование);

- проведение воспитательных мероприятий, направленных на профориентационную работу с воспитанниками кадетского военного корпуса (тренинговые занятия в группах, опросы, игры, консультирование обучающихся и их родителей, законных представителей);

- развитие в различных организационных форм военной составляющей в воспитательной деятельности, внедрение школы младших командиров;

- реализация гуманистически направленных и социально значимых, проектов.

Изложение основного материала статьи. Работа над гуманистической направленностью проекта - процесс кропотливый, педагогу важно сохранить роль консультанта, а успех работы над проектом во многом зависит от грамотной организации деятельности воспитанника и педагога, их сотворчества. Педагог идет рядом с воспитанником, помогая ему учиться, проявляя его готовность изменять себя к лучшему, развивая те способности, которые помогут воспитаннику реализовать себя как личность и стать успешным в жизни. Это и есть подлинное сотворчество [3]. Именно через проектную деятельность, педагог способствует развитию проектного мышления у воспитанников, помогая увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

Гуманизация воспитательной деятельности заключается в направленности кадет на восприятие правильного мировоззрения и жизни для формирования высоких идеалов, моральной целостности, знаний, культуры и соблюдение личной дисциплины.

Обучение, воспитание и развитие воспитанников в кадетском военном корпусе осуществляется в процессе проведения учебных занятий, внеклассных мероприятий, занятий по программам дополнительного образования, соблюдения воспитанниками правил поведения и соблюдения внутреннего порядка, установленного внутренними правилами. Одна из особенностей жизни воспитанников кадетского военного корпуса - это определенный бюджет времени. Кадет выбирает досуг (часть свободного времени, используемая для общения, самодеятельного творчества, прогулок, развлечений и других форм, обеспечивающих отдых и развитие личности) в соответствии со своими наклонностями и потребностями. В связи с достаточно жесткой регламентацией жизни кадет актуальным стало рассмотрение вопроса развития творческих способностей подростков, воспитанников кадетского корпуса, путем включения их в благоприятную социокультурную образовательную среду. Рассмотрим на примере проектной деятельности.

Социальный метапредметный проект для обучающихся 5-6 классов «Прогулки по Петергофу» [5] был направлен на расширение кругозора и получение информации об истории и природе Петергофа. Проводились экскурсии, наблюдения, квесты по территории корпуса, по окрестностям Петергофа с целью глубокого изучения особенностей климата, флоры и фауны, всего, что связано с природой и необходимостью её охранять. Проводились воспитательные мероприятия нравственно-экологической направленности «Дадим шар земной детям», «Фонтаны Петергофа», «Вода вокруг нас», природоохранные акции «Спасём мир вместе». На всем протяжении учебы в кадетском корпусе воспитатели совместно с кадетами проводят познавательные чтения, беседы, изготовление плакатов к тематическим мероприятиям, экологические игры-викторины, книжные выставки «Заповедные места России», «Они нуждаются в защите», «Красная книга России», фотовыставки «Природа, общество, человек» и конкурсы поделок из природного материала. Накопленные за несколько лет знания и опыт помогают, уже в старших классах, с честью представлять Санкт-Петербургский кадетский военный корпус на олимпиадах, слётах, семинарах разного уровня и побеждать в них.

Социальный проект «Чтобы тело и душа были молоды» - проект, способствующий формированию физического и нравственного здоровья кадет. В форме диалога с врачами-специалистами, воспитанники получили много важной и необходимой информации для их дальнейшей жизни и здоровья. Были проведены круглые столы «Наркотикам - нет», «Мы - против спида» и совместные спортивно-оздоровительные мероприятия с родителями на природе «Дни здоровья». Участие в данном проекте вызывало у кадет особую радость. Они сразу видели результаты своего совместного труда, пользу, которую они принесли своему любимому корпусу. И они очень старались внести посильный вклад для того, чтобы с каждым годом корпус становился всё уютнее, осознавая, что корпус стал для них родным домом.

К гуманистической направленности военно-патриотических проектов можно отнести работы «Космические дали. Говорим о традициях», «Герои императорских кадетских корпусов армии и флота в русско-японской войне 1904-1905 годов. Связь поколений», «Имя в истории отечественного флота: Николай Оттович Эссен», «Имя в истории отечественного флота: Всеволод Фёдорович Руднев, командир крейсера «Варяг», «Пушкин и Крым», «Пушкин и флот». Они были созданы на основе изучения исторических источников, направлены на расширение общего кругозора кадет, внесения ценностных аспектов в восприятие данной информации кадетами.

Гуманистическая направленность проектов по теме «Лидеры России» («Спортивная журналистика в кадетском корпусе», «Связь времен: две дуэли в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и лидеры России о перспективах развития страны») развивает навыки литературоведения и демонстрирует гражданскую позицию у кадет. На основе смыслового чтения обучающиеся составили платформу современных лидеров России с учетом особенностей мировоззрения кадета, будущего офицера. Слова В. Путина о патриотизме стали своеобразным девизом для кадет в работе над проектами [2].

Особое значение для формирования гуманистической направленности воспитания занимают проекты, связанные с взаимодействием культур России и Сирии («Многоступенчатый проект по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», «Восточные мотивы как средство решения жанровых и стилистических загадок в «Сказке о Золотом петушке» А.С. Пушкина»). Значимость таких проектов заключается в расширении межкультурного пространства средствами литературы, в обеспечении новых возможностей изучения русского языка как иностранного (в кадетском военном корпусе обучаются граждане Сирийской Арабской Республики).

Большое внимание в корпусе уделено индивидуальной работе воспитанников, итогом которой становится представление проектов на различных конкурсах и конференциях, в том числе и на Международном фестивале инновационных научных идей «Старт в науку» среди обучающихся довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также на форуме «Армия-2023». Данное мероприятие является основным в системе военного образования, на нем представляется научно-техническое творчество воспитанников всех довузовских образовательных организаций.

Цель фестиваля - создание условий для развития технического и прикладного творчества, интеллектуального потенциала и инженерного мышления детей и молодежи, а также демонстрация их достижений в технических, инженерных и прикладных направлениях развития [7].

Проведение фестиваля помогает выявлять одаренных кадет, дает возможность воспитанникам развить свои творческие и технические способности, освоить разнообразные методы и технологии научного поиска и добиться результатов, кроме того создает площадку для обмена идеями среди сотрудников довузовских образовательных организаций в самых разнообразных областях научной и творческой деятельности. Инновационные идеи, представленные воспитанниками корпуса, находят свое дальнейшее применение и внедряются в практику.

На Фестивале «Старт в науку - 22» кадет Дмитриев П. представил исследовательскую работу «Новые данные по эволюции озерно-болотных систем береговой зоны южной части Финского залива в голоцене» (научный руководитель -преподаватель географии, к.г.н. Морозов Д.А.). В работе автор делает уточнение существующих и установление новых представлений об особенностях и этапах голоценовой эволюции болотных систем в береговой зоне южной части Финского залива в районе Копорской губы с использованием методов литостратиграфического описания болотных отложений и радиоуглеродного датирования. Результаты исследования имеют большое практическое значение. Они могут быть использованы для корреляции разрезов донных отложений голоцена и создания региональных моделей изменения уровня Финского залива, также могут быть полезны для изучения целого комплекса ключевых проблем археологии и военной истории Балтийского региона, для выявления свидетельств заселения человеком Восточной Балтики, а также обоснование строительства некоторых древних крепостей Северо-Запада в удалении от береговой линии моря. Опыт проведения подобной экспедиции может использоваться в учебном процессе довузовских военных образовательных учреждений как пример патриотического и гражданственного воспитания обучающихся, а также формирования у кадет основ научного мировоззрения.

Данное исследование было продолжено и в этом году, на Фестивале «Старт в науку - 23», был представлен доклад «Загадка старой крепости» (автор кадет Тонконог А., научный руководитель преподаватель истории, к.и.н. Садов Ю.В.). Автор работы задался целью изучения вопроса об историческом местоположении Копорской крепости относительно береговой линии современного Финского залива. Для определения местоположения Копорской крепости был использован метод историографического изучения объекта. Были изучены письменные, картографические, археологические свидетельства о Копорской крепости, но подтвердить или опровергнуть ту или иную версию не удалось. Радиоуглеродный анализ показал, что торф в районе между Копорской крепостью и Финским заливом начал формироваться 8 тысяч лет назад. Время построения крепости приходится на начало XIII века. Таким образом, радиоуглеродный метод с большей долей обоснованности подтверждает версию о том, что крепость Копорье строилась на суше и не была морской твердыней.

Представленные доклады показывают, что кадеты в военном корпусе занимаются серьезными научными исследованиями, включающими не только работу с научной литературой, но и полевые экспедиции, и работу с собранными образцами на современном оборудовании в научно-исследовательских институтах.

Социальные науки также интересуют кадет. Исследовательская работа «Земное богатство - источник бедности?» (автор кадет Прокопенко Г., научный руководитель преподаватель истории Арсентьева В.А.). Объектом исследования стал довольно широкий ряд тем: политика в сфере экономики ряда стран в разные периоды истории, отраслевая структура их хозяйства и мировое влияние, а также анализ действий правящих групп и международных организаций, направленных на решение проблемы бедности.

Исследовательская работа «Сказка - ложь, да в ней намек» раскрывает острые проблемы современности в пророческом послании А.С. Пушкина (кадет Абаскулиев С., научные руководители - преподаватели Охтилева О.П. и Полякова Е.А.). Актуальность заявленной темы определяется тем фактом, что в корпусе обучаются кадеты, проживающие в России и кадеты, прибывшие для обучения из Сирии. Соединение русского и восточного в сказке стало определяющим фактором при выборе предмета исследования. Кадет - будущий защитник Отечества, человек, позиция которого в будущем будет определять политическую картину мира. Воспитание уважения к России и ее культуре - сверхзадача кадетского военного корпуса!

В наше время важно сохранить правду о Великой Отечественной войне, о победе нашего народа и передать эту память следующим поколениям. Идея экспозиции «Великая культура великой войны», представленная на Фестивале «Старт в науку - 22», заключается в изучении истории Великой Отечественной войны на примерах судеб её участников:

- экспонат «Нет в России семьи такой...». В семье каждого из нас есть свои герои, которыми можно гордиться. Кадеты собрали информацию о своих дедах и прадедах, участвовавших в Великой Отечественной войне, чтобы показать нынешнему поколению, какие тяжёлые испытания выпали на их долю, и как важно помнить об этом;

- экспонат «Песня, рожденная войной». Песни рассказывают историю войны не хуже учебников. Они вели в бой и лечили раненые солдатские души. Песня «В землянке» с душевным текстом и легко наигрываемой мелодией быстро нашла своего слушателя;

- экспонат «Макет Ленинградской филармонии времен блокадного Ленинграда». Культурная жизнь Ленинграда не останавливалась даже в страшные дни его блокады. Около сотни музыкальных произведений было написано в осажденном городе, но только Седьмая симфония Шостаковича стала символом стойкости, мужества, веры в победу жителей блокадного города;

- экспонаты «Стук в сердце каждого» и «Бессмертный полк фронтовых писем». Изучение истории блокадного Ленинграда происходит не только через исторические факты, но и через встречи кадет с защитниками и жителями блокадного Ленинграда. После таких встреч музей кадетского корпуса пополняется бесценными экспонатами, которые и были представлены на выставке;

- экспонат «Книга скрапбукинг «Между миром и войной». Вопросы мира и войны актуальны и в настоящее время, поэтому коллективом преподавателей и кадет была создана эта книга, знакомящая читателей с произведениями советской, русской и арабской литературы Книга выполнена в технике «скрапбукинг». Дополнительная информация размещена на отдельных вкладках в виде декоративных элементов, а также фильмы и фотографии представлены на удалённых носителях, которые можно посмотреть с помощью QR-кода;

- экспонат «Подвиг, воспетый в камне и бронзе», в виде инсталляции макетов фронтальных барельефов «Стел Воинской Славы» городов Ленинградской области. Макеты получили высокую оценку жюри конкурса-выставки «Эхо прошедшей войны», проходившей под эгидой Департамента культуры Минобороны России. В настоящее время экспонат находится в Государственном военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи.

Выводы. Таким образом, системный подход в проектной деятельности, связанный с гуманистической направленностью воспитания, приобщает детей к творческому поиску, дает возможность участвовать в конкурсах и побеждать, что повышает мотивацию к обучению, стимулирует мыслительную деятельность, формирует универсальные умения и навыки.

Можно с уверенностью сказать, что гуманистическая направленность проектной деятельности в воспитании кадет важна не меньше, чем в учебной деятельности. Именно в процессе реализации таких проектов осознается ценностная значимость знаний и воспитания для формирующегося мировоззрения воспитанника кадетского военного корпуса.

Литература:

1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

2. Владимир Путин о патриотизме: из выступления на совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи: Выступления и стенограммы, Краснодар, 12 09. 2012 г.: сайт. - 2023. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/16470/ (дата обращения: 12.04.2023).

3. Марковская, Е.А. Сотворческая стратегия как основная идея гуманизации кадетского образования / Е.А. Марковская // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 6-1. - С. 98.

4. Машковская, Т.О. Сегодня кадет, завтра офицер реализация межпредметной модели военно-профессиональной ориентации воспитанников в образовательной среде Оренбургского президентского кадетского училища / Т.О. Машковская // Вестник военного образования. - 2020. - № 4(25). - С. 84-87

5. Образовательная программа летней учебной практики социально-адаптационной направленности для 5-6 классов «Прогулки по Петергофу»: Методическое пособие / Составитель Е.А. Марковская. Под общей редакцией И.Н. Царева, С.Б. Матюка. - Казань: Общество с ограниченной ответственностью «Бук», 2017. - 84 с.

6. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.] // Национальный психологический журнал. - 2011. - № 1(5). - С. 104-110

7. Старт в науку - 2022: сайт. - 2023. - URL: http://www.spbkk.org/index.php?id=6327/ (дата обращения: 16.04.2023).

Педагогика

УДК 37.012

аспирант 3 курса Масленникова Оксана Валериевна

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); директор

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №29» (г. Калуга)

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье внимание авторов обращено к инструментарию оценки читательской грамотности в современной школе. Предлагаемый инструментарий обладает полнотой и достоверностью, а также прост при использовании в деятельности школьного учителя. Автор считает оптимальными для использования в педагогической практике методики оценки читательской грамотности Г.А. Цукерман и Г.С. Ковалевой, которые при их применении оптимизируют трудозатраты педагога на их проведение и дают возможность отследить образовательные результаты школьников в динамике. Данный инструментарий был на протяжении длительного времени внедрен в деятельность пяти образовательных организаций г. Калуги. В работе рассмотрены такие понятия как грамотный читатель, инструментарий оценки читательской грамотности, международные исследования, организационно - педагогические условия. Выявлены условия, ведущие к планируемому результату. Рассмотрены преимущества применения данного инструментария в условиях современной школы.

Ключевые слова: инструментарий, грамотный читатель, мониторинг, международные исследования, организационно-педагогические условия.

Annotation. In the article, the authors' attention is drawn to the tools for assessing reader literacy in a modern school. The proposed toolkit has completeness and reliability, and is also easy to use in the activities of a school teacher. The author considers G.A. Zuckerman and G.S. Kovaleva's methods of assessing reader's literacy optimal for use in pedagogical practice, which, when applied, optimize the teacher's labor costs for their implementation and make it possible to track the educational results of schoolchildren in dynamics. This toolkit has been implemented for a long time in the activities of five educational organizations in Kaluga. The paper considers such concepts as a literate reader, tools for assessing reader literacy, international studies, organizational and pedagogical conditions. The conditions leading to the planned result are revealed. The advantages of using this tool in the conditions of a modern school are considered.

Key words: tools, a competent reader, monitoring, international research, organizational and pedagogical conditions.

Введение. Низкая читательская грамотность населения - острая проблема всего мира. Россия - не исключение. Известная фраза «Все мы родом из детства» применима и тут: воспитывать грамотного читателя необходимо с детства, начиная с 1 класса, а прививать любовь к книгам еще в детском саду. Основная нагрузка практического решения этой проблемы «на местах», безусловно, ложится на плечи педагогов [7, С. 107]. «Сквозная цель образования - воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления» [6, С. 7]. Грамотный читатель - это человек, читающий осмысленно: находящий и понимающий, осмысливающий и интерпретирующий полученную информацию, осуществляющий саморефлексию имеющегося информационного потока и умеющий применять его в своей социальной жизни.

В федеральных государственных образовательных стандартах на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования четко прослеживается значимость смыслового чтения, оно входит не только в состав предметных планируемых результатов по русскому языку и литературе; родному языку и литературе, но и, самое важное, является метапредметным результатом [10, 11, 12; раздел 2].

Очевидно, что в период обучения в школе при переходе с уровня на уровень значимость чтения и его функциональная нагрузка возрастают, значительно увеличивается объем информации, который ученики изучают, анализируют, перерабатывают и интерпретируют. Без сформированного навыка смыслового чтения быть успешным становится достаточно сложно. В связи с этим важнейшим аспектом решения данной задачи является обучение чтению не только как рецептивному виду речевой деятельности, состоящему в понимании речи в ее графическом выражении, но и смысловому чтению, связанному с пониманием, анализом цели чтения и с выбором соответствующего ей вида чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее).

Изложение основного материала статьи. Возникает вопрос: как школьному педагогу отследить формирование навыка смыслового чтения у обучающихся? Для этого необходимо знать исходные, промежуточные, итоговые данные в исследуемом вопросе, т.е. необходим системный мониторинг. Именно он в совокупности с системными комплексными изменениями в учебной деятельности учащихся; переориентацией системы образования на новые результаты, связанные с «навыками 21 века» (функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных стратегий поведения в различных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.