Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ПО АКТУАЛИЗАЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОГО ВОЕННОГО КОРПУСА'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ПО АКТУАЛИЗАЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОГО ВОЕННОГО КОРПУСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / КАДЕТСКИЙ ВОЕННЫЙ КОРПУС / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АКТУАЛИЗАЦИЯ / ВЕКТОР АКТУАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марковская Елена Александровна

В условиях современной социально-политической ситуации и новой парадигмы образования актуализация гуманистических ценностей воспитанника кадетского военного корпуса является особенной общественно-государственной проблемой и требует более глубокого рассмотрения в теории, практике и разработке особых педагогических подходов. В статье раскрывается такой подход, основанный на гуманизации ценностей кадетского образования. В основе его лежит теория логотерапии В. Франкла. Значимое место в формировании гуманистических ценностей кадет играют педагоги со сформированными ключевыми компетенциями. Перевод внутренней потенциальной готовности в проявленную (осуществленную) деятельность и составляет процесс актуализации гуманистических ценностей педагога, на осознании их и строится процесс формирования ценностей кадет. Процесс актуализации ценностей педагогов легче осуществляется в специально организованном образовательном пространстве повышения квалификации. Образовательный кластер кадетского военного корпуса включает в себя уровни: образовательная среда, пространство взаимодействия, система повышения квалификации, кластер компетенций педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS’ ACTIVITIES ON ACTUALIZATION OF HUMANISTIC VALUES OF MILITARY CADET CORPS STUDENTS

In the context of the modern socio-politic of a student of the cadet military corps is a special social and state problem and requires deep consideration in theory, practice and development of special pedagogical approaches. The article reveals such approach based on the humanization of the values of cadet education. It is based on the theory of logotherapy by V. Frankl. A significant place in the formation of humanistic values of cadets is played by teachers with formed key competencies. The transition of internal potential readiness into manifested (carried out) activity is the process of actualizing teacher’s humanistic values, and the process of forming cadets’ values is based on their awareness. The process of updating teachers’ values is easier to carry out in a specially organized educational space for in-service training. The educational cluster of the military cadet corps includes the following levels: educational environment, interaction space, in-service training system, a cluster of teachers’ competencies

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ПО АКТУАЛИЗАЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОГО ВОЕННОГО КОРПУСА»

УДК 37.01

Е.А. Марковская

(Санкт-Петербург)

деятельность педагогов по актуализации гуманистических ценностей воспитанников кадетского военного корпуса

teachers' activities on actualization of humanistic values of military cadet corps students

В условиях современной социально-политической ситуации и новой парадигмы образования актуализация гуманистических ценностей воспитанника кадетского военного корпуса является особенной общественно-государственной проблемой и требует более глубокого рассмотрения в теории, практике и разработке особых педагогических подходов. В статье раскрывается такой подход, основанный на гуманизации ценностей кадетского образования. В основе его лежит теория логотерапии В. Франкла. Значимое место в формировании гуманистических ценностей кадет играют педагоги со сформированными ключевыми компетенциями. Перевод внутренней потенциальной готовности в проявленную (осуществленную) деятельность и составляет процесс актуализации гуманистических ценностей педагога, на осознании их и строится процесс формирования ценностей кадет. Процесс актуализации ценностей педагогов легче осуществляется в специально организованном образовательном пространстве повышения квалификации. Образовательный кластер кадетского военного корпуса включает в себя уровни: образовательная среда, пространство взаимодействия, система повышения квалификации, кластер компетенций педагогов.

Ключевые слова: гуманизм, гуманистические ценности, кадетский военный корпус, компетентность, актуализация, вектор актуализации ценностей, образовательный кластер.

In the context of the modern socio-politicof a student of the cadet military corps is a special social and state problem and requires deep consideration in theory, practice and development of special pedagogical approaches. The article reveals such approach based on the humanization of the values of cadet education. It is based on the theory of logotherapy by V. Frankl. A significant place in the formation of humanistic values of cadets is played by teachers with formed key competencies. The transition of internal potential readiness into manifested (carried out) activity is the process of actualizing teacher's humanistic values, and the process of forming cadets' values is based on their awareness. The process of updating teachers' values is easier to carry out in a specially organized educational space for in-service training. The educational cluster of the military cadet corps includes the following levels: educational environment, interaction space, in-service training system, a cluster of teachers' competencies.

Key words: humanism, humanistic values, cadet military corps, competence, actualization, actualization values vector, educational cluster.

Актуализация ценностей воспитанников кадетского военного корпуса возможна в условиях высокой степени активности их участия в различных видах образовательной и социально значимой деятельности. Процесс формирования ценностей может быть результативным лишь при условии интеграции общечеловеческих и общественных

ценностей в личностно значимые. Такой подход позволяет осуществлять процесс воспитания через имеющийся личностный опыт воспитанника и проверять эффективность его в действии. Подросток, основываясь на практическом опыте, может с уверенностью сказать, что, только попробовав сам и почувствовав свои возможности, сможет

сказать, чего он хочет, что он может, а что ему еще нужно узнать, какие сделать новые открытия.

Одним из таких подходов может быть теория логотерапии (др. - греч. Лоуо^ — смысл) В. Франкла [5], фокусирующаяся на поисках смысла человеческого существования, рассматривающая процессы актуализации у личности неосознаваемых ценностей. Стремление найти смысл жизни является первичной мотивирующей силой человека. В качестве наивысшего уровня в образовании рассматривается нахождение тех ценностей, которые обучающийся может получить и воплотить на своем жизненном пути, но решение о таких ценностях принимает сам обучающийся, а не педагоги. Это необходимо, чтобы он мог решить, перед кем и за что он несет ответственность в жизни. Таким образом, актуализация ценностей в образовании заключается в осмыслении собственной ответственности в образовательном процессе и приводит к самостоятельному принятию ответственности.

Актуализация - действие по значению (происходит от лат. асШа^ - деятельный), перевод чего-либо из состояния потенциального в реальное, актуальное, соответствующее современным условиям; превращение чего-либо в нечто важное, насущное, актуальное. Понятие «актуализация» давно используется разными науками, и нередко ученые вкладывают в него разные смыслы. В философии оно трактуется как осуществление; переход из состояния возможности в состояние действительности.

В психологии обучения актуализация понимается как действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, воспоминании или непосредственном воспроизведении [3]. Актуализация основывается на возбуждении ранее образованных систем временных связей (ассоциаций), их «следов» в центральной нервной системе, оживляемых действием наличных предметных и словесных раздражителей. В социологии это понятие означает действие, направленное на приспособление чего-либо к условиям данной ситуации [2].

В педагогике актуализация интерпретируется как перевод в процессе обучения знаний, навыков и чувств из скрытого, латентного состояния в явное, действующее, используются словосочетания «актуализация знаний», «актуализация жизненного опыта» [1].

Таким образом, под актуализацией понимается процесс проявления в «настоящем» (реальном, актуальном) того, что в «прошлом» было предъявлено извне и существовало как скрытая потенция. Обнаружение в «настоящем» и развертывание этой потенции происходят как ответ человека на требование (вызов) ситуации развития, возникающей естественным образом или искусственно конструируемой, в том числе в образовательном процессе кадетского корпуса.

Педагог, актуализируя гуманистические ценности, создает условия и побуждает к выбору, а не транслирует информацию. При этом его гуманистические ценности и смыслы образования вовлекаются в актуализирующий диалог с учеником.

Актуализация ценностей воспитанников кадетского корпуса представляет собой педагогически организованный процесс, способствующий осознанию кадетами ценностей, самораскрытию заложенных свойств личности; трансформацию гуманистических ценностей в личностные ценности.

Ведущим понятием, определяющим аксиологическую сущность присвоения ценностей кадетами, является Вектор актуализации ценностей, оно требует обоснования и уточнения.

Вектор - направление, цель - происходит от лат. vector - несущий, перевозчик [1]. Таким образом, вектор актуализации ценностей воспитанников кадетского военного корпуса показывает основное направление деятельности, определяет воспроизведение имеющихся у воспитанников знаний, умений, навыков, различных форм поведения и эмоционального состояния, переводит их из потенциального состояние в актуальное, придает степень важности явлению или действию.

Вектор актуализации ценностей действует в направлении от личного пространства воспитанника к деятельностному, через смысловое и образовательное пространство, актуализируя ценности - смыслы - цели - деятельность воспитанников кадетского корпуса (рисунок 1).

Вектор актуализации ценностей действует в направлении от ценностного к деятельностному компоненту, через нравственный и волевой компонент, актуализируя ценности - смыслы - цели - деятельность воспитанников, определяет воспроизведение имеющихся у воспитанников знаний, умений, навыков, различных форм поведения и эмоционального состояния, переводит ценности из потенциального состояния в актуальное.

Основная роль по актуализации гуманистических ценностей у воспитанников кадетского военного корпуса отводится педагогу. От того, какой педагог придет в учебное заведение, зависит качество воспитания, образования, жизнедеятельность корпуса. Педагог не только сам должен обладать гуманистическими ценностями, но должен уметь создавать условия для их становления у кадет. Для успешной реализации идеи гуманистического воспитания и образования у педагогов должны быть сформированы ключевые компетентности [4]:

- Исследовательская - анализ и оценка различных ситуаций, умения делать выводы, осознавать перспективы развития и направления деятельности.

- Выбор - умение осуществить выбор и принимать решение в конкретной ситуации.

- Действия - реализации сделанного выбора, принятого решения.

- Коммуникация - умения взаимодействовать с людьми.

- Учебная - стремление дальнейшего образования в постоянно меняющихся условиях.

Все виды компетентности не могут быть сформированы без опоры на гуманистические ценности и не могут реализовываться вне системы ценностных ориентиров. Поэтому у педагога должны быть сформированы как определенная жизненная позиция, так и внутренняя готовность к ее реализации в процессе воспитательного и образовательного процесса.

На рисунке 2 изображена схема развития компетенций педагогов кадетского военного корпуса. В такой структуре реально создается поле возможностей развития компетенций педагогов (преподавателей, воспитателей, педагогов-психологов) и перевода внешних воздействий (обучение вне кадетского военного корпуса) на формирование внутренних потенциалов (внутрифирменное повышение квалификации) в пространстве взаимодействия и стремление к самообучению, самовоспитанию и саморазвитию у членов педагогического коллектива. Аттрактором, вектором построения и развития образовательного кластера

■ компоненты

вектор

, ценностный нравствен 11ЫЙ волевой деятель-ностный

У ценностн смыслы цели деятельность

Воспитанник кадетского военного корпуса с гуманистическими ценностями

Рис. 1. Направление вектора актуализации гуманистических ценностей у воспитанников кадетского военного корпуса.

будет социальный заказ на образование и воспитание кадет.

Уровень 1 - образовательная среда кадетского военного корпуса - представляет структуру кластера. В основании лежат кла-стерообразующие субъекты образовательного процесса кадетского военного корпуса (воспитанники, родители, педагоги). Сфера основания кластера представлена образовательной средой кадетского военного корпуса.

Уровень 2 - пространство взаимодействия - отражает навыки, систему и культуру самообучения педагогов, ориентированные на самостоятельную подготовку педагогов в процессе взаимодействия, которая должна учитывать следующие принципы:

- осознанной перспективы - возникновение между педагогами и воспитанниками пространства взаимодействия, заинтересованности и сотворчества;

- открытости образовательной системы - осуществлять обмен с внешней средой информацией, ресурсами, технологиями и т.д.

Уровень 3 - система повышения квалификации, основанная на возможности выбора вариантов индивидуального обучения, -каждый педагог имеет возможность активно участвовать в построении и реализации собственной образовательной траектории (вне кадетского военного корпуса, внутрифирменное обучение, самообучение).

Уровень 4. Под кластером компетенций педагогов понимаются взаимосвязанные компетенции, востребованные для работы в кадетском военном корпусе. Набор компетенций в кластере не ограничен, может варьироваться относительно времени, места и других факторов.

Необходимым условием нормального функционирования системы воспитательной работы является формирование высокопрофессионального коллектива старших воспитателей - командиров учебных курсов и воспитателей - командиров учебных взводов. Организация методической работы с офицерами-воспитателями и педаго-

нябыки самообучения

Система повышения квалификации

Гамообучриие

Вцутр1фцр мекное оЁучрнне

Культура гямообученнл

Проспцтнство взаимодействия

Копиининикк

Родктрли

Рис. 2. Образовательные уровни компетенций педагогов кадетского военного корпуса.

гами-организаторами учебных курсов по вопросам воспитания в кадетском военном корпусе проводится посредством педагогических советов, работы методического объединения воспитателей учебных курсов, участия в семинарах, конференциях, круглых столах, открытых воспитательных мероприятиях; изучение научно-методической литературы; участие в конкурсах педагогического мастерства. Представление собственного опыта работы происходит через публикации в печати, представление опыта на конференциях и семинарах, круглых столах. С целью повышения профессиональной компетентности и приобретения практического опыта для воспитателей и педагогов-организаторов учебных курсов были проведены занятия в рамках внутрифирменного обучения «Образовательные технологии в деятельности воспитателя кадетского корпуса в соответствии с ФГОС». По итогам обучения воспитатели подготовили выступление на одну из предложенных тем:

«Образовательные технологии в деятельности воспитателя», «Гражданско-патриоти-ческое воспитание кадет», «Воспитательная работа с одаренными кадетами». На зачетном занятии были представлены работы по использованию образовательных технологий на воспитательных мероприятиях -небольшой теоретический материал и полностью разбор технологии на примере конкретного воспитательного мероприятия.

Предметом обсуждения участников семинара стал алгоритм формирования гражданской идентичности воспитанников кадетского военного корпуса в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности и технологии работы с одаренными детьми. В ходе обсуждения затронуты проблемы поиска наиболее эффективных форм работы с кадетами, а также вопрос взаимодействия воспитателей и педагогов отдельных дисциплин с целью развития гуманистических ценностей у воспитанников.

Литература

1. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. Брокзауза и И. Ефрона. - М.: Эксмо, 2007. - С. 848.

2. Максимова Н. Е. и др. Структура и актуалгенез субъекта с позиций системно-эволюционного подхода // Психологический журнал.- 2004. - Т.25. - № 1. - С.17-40.

3. Общая психология. Словарь /под. ред. А. В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. - М.: ПЕРСЭ, 2005.

4. Родиков А. С. Становление и развитие педагогической компетентности руководителя образовательной организации в системе непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. - 42 с.

5. Франкл В. Основные понятия логотерапии // Доктор и душа. - СПб.: Ювента, 1997. - С. 242-279.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.