Научная статья на тему 'ДИДАКТИКА ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: АСПЕКТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАДЕТ'

ДИДАКТИКА ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: АСПЕКТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАДЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / КАДЕТСКИЙ ВОЕННЫЙ КОРПУС / ЦИФРОВАЯ ДИДАКТИКА / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марон Аркадий Евсеевич, Рословцева Марина Юрьевна

Новые технологии открывают безграничные возможности использования цифровых ресурсов, применения адаптивных механизмов и цифровых сред, способствуют расширению пространства дидактики, содействуют развитию интереса к процессу патриотического воспитания. Воспитание устойчивого патриотизма у кадет является важной задачей, стоящей перед педагогическим коллективом кадетского военного корпуса. Целью данной статьи является изучение особенностей организации педагогами деятельности патриотической направленности в цифровой среде. Актуальность проблемы цифровизации процесса патриотического воспитания в кадетском военном корпусе обусловлена необходимостью обеспечения педагогическими работниками его эффективности в соответствии с потребностями современного общества. В статье обосновывается важность готовности педагогов к трансформации деятельности патриотической направленности и овладения ими цифровой компетентностью. Доступ к различным информационно-коммуникационным материалам позволяет педагогам не только отбирать нужные, но и вносить в них изменения, разрабатывать собственные цифровые ресурсы для повышения эффективности решения конкретных задач патриотической направленности. В данной работе проанализированы важные факторы, которые необходимо учитывать педагогам в условиях цифровизации патриотического воспитания кадет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марон Аркадий Евсеевич, Рословцева Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTICS OF EDUCATION DIGITALIZATION: THE ASPECT OF CADETS’ PATRIOTIC EDUCATION

Progressive technologies open up limitless possibilities of using digital resources, the use of adaptive mechanisms and digital environments, contribute to the expansion of the space for creativity, promote the development of interest in the process of patriotic education. Fostering sustainable patriotism among cadets is an important task facing the teaching staff of the cadet military corps. The purpose of this article is to study the peculiarities of the organization of patriotic activities by teachers in the digital environment. The urgency of the problem of digitalization of the process of patriotic education in the cadet military corps is due to the need for teachers to ensure its effectiveness in accordance with the needs of modern society. The article substantiates the importance of teachers' readiness for the transformation of patriotic activities and their mastery of digital competence. Access to various information and communication materials allows teachers not only to select the necessary ones, but also to make changes to them, to develop their own digital resources to improve the effectiveness of solving specific patriotic tasks. This paper analyzes the important factors that teachers need to take into account in the conditions of digitalization of patriotic education of cadets.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИКА ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: АСПЕКТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАДЕТ»

Человек и образование. 2022. №3. С. 99-105.

Научная статья УДК 37.013

doi: 10.54884/S181570410023071-3

Образовательные системы и технологии

ДИДАКТИКА ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: АСПЕКТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАДЕТ

Аркадий Евсеевич Марон1, Марина Юрьевна Рословцева 2Н

1 Филиал Института управления образованием Российской академии образования, Санкт-Петербург, Россия

2 Санкт-Петербургский кадетский военный корпус имени князя Александра Невского, Санкт-Петербург, Россия

1 sofamaron@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0003-4443-3329 2Hmarisha_ros@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3227-5987

Аннотация. Новые технологии открывают безграничные возможности использования цифровых ресурсов, применения адаптивных механизмов и цифровых сред, способствуют расширению пространства дидактики, содействуют развитию интереса к процессу патриотического воспитания. Воспитание устойчивого патриотизма у кадет является важной задачей, стоящей перед педагогическим коллективом кадетского военного корпуса. Целью данной статьи является изучение особенностей организации педагогами деятельности патриотической направленности в цифровой среде. Актуальность проблемы цифровизации процесса патриотического воспитания в кадетском военном корпусе обусловлена необходимостью обеспечения педагогическими работниками его эффективности в соответствии с потребностями современного общества. В статье обосновывается важность готовности педагогов к трансформации деятельности патриотической направленности и овладения ими цифровой компетентностью. Доступ к различным информационно-коммуникационным материалам позволяет педагогам не только отбирать нужные, но и вносить в них изменения, разрабатывать собственные цифровые ресурсы для повышения эффективности решения конкретных задач патриотической направленности. В данной работе проанализированы важные факторы, которые необходимо учитывать педагогам в условиях цифровизации патриотического воспитания кадет.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, цифровая среда, кадетский военный корпус, цифровая дидактика, цифровая компетентность.

Для цитирования: Марон А.Е., Рословцева М.Ю. Дидактика цифровизации образования: аспект патриотического воспитания кадет // Человек и образование. 2022. №3. с. 99-105. http:dx.doi. org/10.54884/S181570410023071-3

Educational Systems and T echnologies

Original article

DIDACTICS OF EDUCATION DIGITALIZATION: THE ASPECT OF CADETS' PATRIOTIC EDUCATION

Arkady E. Maron 1, Marina Yu. Roslovtseva 2H

1 Branch of Institute of Education Management of the Russian Academy of Education in St. Petersburg, Russia

2 St. Petersburg Cadet Military Corps named after Prince Alexander Nevsky, St. Petersburg, Russia 1 sofamaron@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0003-4443-3329

2H marisha_ros@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3227-5987

Abstract. Progressive technologies open up limitless possibilities of using digital resources, the use of adaptive mechanisms and digital environments, contribute to the expansion of the space for creativity, promote the development of interest in the process of patriotic education. Fostering sustainable patriotism among cadets is an important task facing the teaching staff of the cadet military corps. The purpose of this article is to study the peculiarities of the organization of patriotic activities by teachers in the digital environment. The urgency of the problem of digitalization of the process of patriotic education in the cadet military corps is due to the need for teachers to ensure its effectiveness in accordance with the needs of modern society. The article substantiates the importance of teachers' readiness for the transformation of patriotic activities and their mastery of digital competence. Access to various information and communication materials allows teachers not only to select the necessary ones, but also to make changes to them, to develop their own digital resources to improve the effectiveness of solving specific patriotic tasks. This paper analyzes the important factors that teachers need to take into account in the conditions of digitalization of patriotic education of cadets. Keywords: patriotic education, digital environment, cadet military corps, digital didactics, digital competence

For citation: Maron A.E., Roslovtseva M.Yu. Didactics of education digitalization: the aspect of cadets' patriotic education // Man and Education. 2022; (3): 99-105. (In Russ). http:dx.doi.org/10.54884/ S181570410023071-3

Введение. Становление и развитие цифровой экономики и цифрового общества, как приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации, обусловило необходимость использования потенциала цифровых технологий в системе образования для эффективного решения поставленных педагогических задач в соответствии с запросами современного общества. Постоянно совершенствующиеся инструменты и сервисы цифровой среды, инновационные цифровые педагогические практики, непрерывность профессионального роста педагогов создают новые организационные и инфраструктурные условия для патриотического воспитания молодёжи, в частности воспитанников кадетского корпуса.

Воспитание устойчивого патриотизма у воспитанников является важной задачей, стоящей перед педагогическим коллективом кадетского военного корпуса. В современных условиях вопрос грамотной организации процесса цифровизации этого направления деятельности стал актуальным. Целью исследования, представленного в данной статье, являлось изучение особен-

ностей процесса патриотического воспитания кадет в цифровой среде кадетского военного корпуса и основных факторов, оказывающих влияние на его эффективность.

Материалы и методы. Применение современных цифровых технологий требует определенной подготовки педагогов, их умения правильно спроектировать и реализовать этот процесс. Неготовность педагогических кадров к быстрой адаптации в цифровой среде существенно ограничивает процесс цифровизации их профессиональной деятельности.

Расширение функционально-ролевых позиций педагога кадетского военного корпуса в условиях цифровизации дополняет традиционное содержание его профессиональной деятельности функционалом, необходимым в цифровом образовательном пространстве. Появляется возможность ре-ализовывать в процессе патриотического воспитания кадет более активные, гибкие и увлекательные цифровые педагогические практики [1].

Применение цифровых технологий в деятельности патриотической направленности условно можно разделить на фор-

мальное, предполагающее замещение или улучшение традиционного инструмента посредством цифровых технологий и оказывающее минимальное влияние на расширение возможностей педагогической практики, и инновационное, предусматривающее внесение существенных изменений или преобразований в функциональность традиционных инструментов, позволяющих качественно изменить условия для решения педагогических задач.

Процесс патриотического воспитания кадет в цифровой среде трансформирует профессиональную деятельность педагога. Видоизменяется и взаимодействие между его участниками. На практике наблюдаются такие варианты взаимодействия:

- традиционное прямое межличностное взаимодействие кадета с педагогом, выступающим в роли разработчика траекторий, организатора и мотиватора деятельности патриотической направленности;

- смешанное взаимодействие педагога и воспитанника через оптимальное использование цифровых и нецифровых технологий. Использование виртуального и физического пространства может способствовать более успешному формированию ценностей и норм патриотического мировоззрения [1];

- цифровое взаимодействие, предполагающее индивидуальную или командную деятельность обучающихся непосредственно в цифровом пространстве.

Педагогически осмысленное применение цифровых технологий помогает повысить эффективность процесса патриотического воспитания, но именно широкое распространение их формального использования порождает мнение об их неэффективности. Так, электронный вид традиционного печатного ресурса, даже содержащий гиперссылки, анимацию и видеофрагменты, допускает формальное использование возможностей цифровой среды, так как стратегия работы с ним не меняется, повышение мотивации у обучающихся будет краткосрочным, зато появляется риск потери гуманистической составляющей процесса воспитания и образования.

Целью исследования является изучение особенностей и поиск условий повышения эффективности патриотического воспитания кадет в цифровой среде.

Результаты. Для повышения эффективности использования в патриотическом воспитании кадет цифровой инфраструктуры кадетского военного корпуса педагоги должны обладать цифровой компетентностью:

- понимать смысл, цели и задачи процесса цифровизации деятельности патриотической направленности;

- владеть культурой работы с информацией;

- освоить навыки эффективного использования возможностей цифровых технологий;

- владеть умениями самостоятельного профессионального развития и общения в цифровой среде и т.д. [2].

Цифровые технологии как средства расширяют возможности патриотического воспитания, способствуют его индивидуализации, повышают его комфортность и результативность, устраняют рутинные операции. Но зачастую возникают ситуации, когда использование информационных технологий вызывает затруднение в усвоении представляемого педагогом материала. Например, при излишней визуализации контента обучающийся может запомнить яркие иллюстрации, но забыть те закономерности, для подтверждения которых они использовались [3].

С распространением в современной образовательной практике дистанционного и смешанного обучения появилось понятие педагогического дизайна, который рассматривается как системный инструмент, концептуальное и процедурное основание проектирования обучения. Для максимально быстрой, точной и эффективной передачи знаний и информации современному педагогу необходимо обладать определенным уровнем подготовки в области педагогического дизайна. В процессе проектирования проводится анализ потребностей обучающихся, разработка педагогически эффективной, методически обоснованной образо-

вательной среды и используемых средств. Так как патриотическое воспитание является не только умственным, но и эмоциональным процессом, то педагогу важно уметь создавать такой контент, который будет эффективно сочетать самостоятельную деятельность обучающихся с получением дозированной педагогической помощи и максимально увлекать их.

Принципы цифровой дидактики, как правило, преемственно развивают принципы и подходы традиционной дидактики [4]. Создание информационной архитектуры или упорядочение структурных единиц контента является важной частью педагогического дизайна, ориентированной на его организацию, структурирование и маркировку эффективным и устойчивым способом, обеспечивающей основу для навигации по информации, что помогает создать организованную сеть знаний, которая может раскрыть смысл и помочь в быстром поиске [5]. Проведя анализ образовательного контента патриотической направленности, можно понять, как элементы соотносятся друг с другом, а части соединяются вместе и какой из подходов к информационной архитектуре выбрать.

Поскольку большинство людей учатся пользоваться алфавитным порядком с детства, то традиционным и почти интуитивным принципом организации контента является алфавитный порядок. Он обеспечивает быстрый и легкий доступ к информации, как, например, в справочной документации или глоссариях.

Содержание образовательного контента может иметь плоскую структуру. В случае отсутствия иерархии и последовательности, наличия тем похожего уровня сложности без предварительных условий можно организовать контент по категориям в нелинейной структуре. Например, содержимое может быть организовано по задачам.

Подобные практики можно наблюдать в деятельности патриотической направленности педагогов кадетского военного корпуса. Например, расширение музейного пространства за счет создания виртуальной

формы музея, что позволяет знакомиться с имеющимися экспонатами всем желающим в любое удобное время. Создание виртуального музея является результатом исследовательских проектных работ воспитанников одной из учебных рот. Программа работы над проектом состояла из нескольких этапов. На подготовительном этапе проводилась архивная и поисково-организационная деятельность. Далее проводились разработка технической документации, создание виртуальной базы, анализ и обработка материалов с последующим формированием виртуальных экспозиций с применением современных цифровых технологий. Заключительным этапом проекта стала презентация продукта - демонстрация виртуальных экскурсий.

Также патриотически направленный образовательный контент может быть организован по причине и следствию. Когда в содержании представлены проблемы и решения, уместна причинно-следственная структура.

Часто содержание имеет собственную структуру, когнитивно-естественную для субъекта. Если содержание представляет события на временной шкале, то очевиден хронологический порядок. Если контент вращается вокруг различных географических областей, то естественна организация по местоположению.

В плоской структуре без встроенной иерархии возможно использование порядка его важности. Поскольку обучающиеся обычно уделяют наибольшее внимание началу и концу темы, то существует несколько вариантов организации содержания, например:

- разместить наиболее важный контент в начале и в конце;

- идти от наименее важного к наиболее важному содержанию;

- идти от самого важного к наименее.

Контент может быть организован и от

простого к сложному, даже если более простое содержание не является подчиненным или обязательным условием для сложного содержания. Эта стратегия обеспечивает медленное знакомство с материалом, укре-

пляя уверенность обучающегося и укрепляя знания.

В случае четкого представления процесса патриотического воспитания наиболее эффективно структурировать контент в виде последовательности шагов - «зацепок» для запоминания шагов процедуры.

Спиральный подход предполагает систематическое возвращение к каждой теме на более детальном и сложном уровне [6]. Примером может стать долгосрочный творческий проект по изучению воспитанниками кадетского военного корпуса героико-па-триотического наследия Родного края, посещение мемориальных мест, посвященных защитникам Ленинграда. Проект завершился созданием кадетами аудиовизуального каталога макетов фронтальных барельефов «Стел Воинской Славы» городов Ленинградской области. Каталог включает фото оригинала и созданного участниками проекта макета барельефа с его описанием, снабжен аудиогидом с возможностью переключения с русского языка на английский, что делает каталог универсальным в использовании представителями всех стран, содержит адрес достопримечательности и данные для GPS-навигатора.

Иерархическая структура содержания контента эффективна в случае необходимости освоения обучающимися второстепенных навыков или знаний для перехода к навыку более высокого уровня. Это одна из наиболее часто используемых структур, так как многое основано на предварительных знаниях и навыках. Например, подобную структуру имеет программа дополнительного образования «Военная робототехника», где кадеты от сборки роботов по инструкции или по образцу под руководством педагога переходят к самостоятельному конструированию роботов средней сложности с последующим изготовлением роботов сложного уровня по собственному замыслу.

Подход к организации контента «целое по частям» предполагает сначала представить общую картину системы, а затем углубиться в ее части. Представление общей картины помогает обучающимся осмыс-

лить информацию и обеспечивает основу для сопоставления информации в памяти. Организация подхода похожа на структуру от общего к частному.

Оценка эффективности выбранных подходов определяется динамикой общих показателей успешности процесса патриотического воспитания: повышением уровня патриотизма обучающихся, усилением мотивации к деятельности патриотической направленности и развитием их самостоятельности.

Проведенный анализ контента патриотической направленности, разработанного педагогами кадетского военного корпуса с использованием цифровых ресурсов, раскрыл возможности разных вариантов подходов к его организации в зависимости от его характера и условий применения.

Обсуждение. Наряду с положительными аспектами цифровой трансформации патриотического воспитания не следует забывать и о возможных рисках. В эпоху глобальной цифровизации происходит конкуренция человеческих и технологических возможностей. Так, методически и педагогически необоснованное применение цифровых технологий ведёт к риску уменьшения значимости педагога в процессе воспитания патриотизма и перехода кадет к самообучению [1]. Тем самым педагог делегирует свои профессиональные функции сложным техническим системам, что приводит к ослаблению его профессиональных навыков и деградации профессионализма [7]. На фоне информационного многообразия цифрового мира воспитанники могут утратить способность к критическому и адекватному восприятию действительности. Поэтому педагогам необходимо выстраивать процесс патриотического воспитания в цифровой среде с учетом характера негативных влияний цифровых технологий и средств на здоровье, функциональное и эмоционально-психологическое состояние кадет. Педагогическая эффективность воспитания патриотизма в цифровом пространстве зависит и от качества его цифровой составляющей, которая должна быть основана не

просто на «оцифровке», а на цифровой дидактике, предполагающей переосмысление и существенную трансформацию данного процесса и его элементов [1].

Следует отметить, что в системе патриотического воспитания кадетского военного корпуса невозможно заменить цифровыми средствами и полностью исключить живое межличностное общение кадет с педагогами и воспитателями, которые являются основным источником патриотической мотивации.

Заключение. Процесс цифровизации деятельности патриотической направленности является сложной системной зада-

чей, успешность решения которой зависит не только от технологического оснащения образовательной организации, но и от педагогически и методически обоснованного преобразования, перестройки процесса патриотического воспитания, а также уровня педагогической компетентности в цифровой среде. Умение грамотно структурировать контент, направленный на воспитание патриотизма, помогает сгруппировать логически связанную информацию для более осмысленного ее восприятия обучающимися, что способствует облегчению реализации деятельности патриотической направленности и повышению ее эффективности.

Список источников

1. Дудышева Е. В., Гусева Т. А., Солнышкова О. В. Практики экоцифрового воспитания обучающихся в гибридных средах образовательных экосистем // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3. С. 69.

2. Рословцева М. Ю. Системная трансформация деятельности образовательной организации в цифровую эпоху // Кадетское образование: формируя будущее: научно-практические статьи. Казань: Бук, 2021. С. 79-82.

3. Кларин М. В., Осмоловская И. М. Перспективные направления дидактических исследований: постановка проблемы // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 10. С. 61-89.

4. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко [и др.]. М. : Перо, 2019. 98 с.

5. Галкин В. А., Павлов М. С., Синельникова В. Р. Информационная архитектура // Молодой ученый. 2017. № 25. С. 32-35.

6. Морвиль П., Розенфельд Л. Информационная архитектура в Интернете / пер. с англ. С. Мак-кавеева и Е. Смогайлова. 3-е изд. СПб.: Символ, 2010. 606 с.

7. Сафонова С. В. Система педагогической диагностики в условиях цифровой трансформации образования // Человеческий капитал. 2021. № 3. С. 179-188.

References

1. Dudysheva, E. V., Guseva, T. A., Solnyshkova, O. V. (2022) Practices of eco-digital education of students in hybrid environments of educational ecosystems. Modern Problems of Science and Education, no. 3, p. 69. (In Russ.)

2. Roslovtseva, M. Yu. (2021) Systemic transformation of the activity of an educational organization in the digital age, in: Cadet education: shaping the future: Scientific and practical articles. Kazan: Limited Liability Company "Buk", pp. 79-82. (In Russ.)

3. Klarin, M. V., Osmolovskaya, I. M. (2020) Promising directions of didactic research: problem statement. Education and Science, vol. 22, no. 10, pp. 61-89. (In Russ.)

4. Bilenko, P.N., Blinov, V I., Dulinov, M. V. (2019) Didactic concept of digital vocational education and training. M.: Publishing House "Pero". (In Russ.)

5. Galkin, V. A., Pavlov, M. S., Sinelnikova, V. R. (2017) Information architecture, Young Scientist, no. 25, pp. 32-35. (In Russ.)

6. Morville, P., Rosenfeld L. (2010) Information architecture on the Internet (transl. from English by Makkaveev, S. and Smogailova, E.). 3rd ed. St. Petersburg: Symbol. (In Russ.)

7. Safonova, S. V (2021) System of pedagogical diagnostics in the conditions of digital transformation of education. Human Capital, no 3, pp. 179-188. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 24.08.2022; одобрена после рецензирования 11.09.2022, принята к публикации 26.09.2022.

The article was received on 24.08.2022; approved after reviewing on 11.09.2022; accepted for publication on 26.09.2022.

Информация об авторах:

Марон Аркадий Евсеевич

Доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией Филиала Института управления образованием Российской академии образования в г. Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург

Рословцева Марина Юрьевна

Методист, Санкт-Петербургский кадетский военный корпус имени князя Александра Невского, Санкт-Петербург

Information about the authors:

Maron Arkady Yevseyevich

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the laboratory of Branch of Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education» in St. Petersburg, St. Petersburg

Roslovtseva Marina Yuryevna

Methodologist, St. Petersburg Cadet Military Corps named after Prince Alexander Nevsky, St. Petersburg

Вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.