12.Mountian I. Cultural ecstasies: Drugs, gender and the social imaginary. - Routledge. - London, 2013. - 168 p.
13.«Что будет, если покурить чай?» / Doctor.ru: консультации врачей в режиме онлайн [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://doktor.ru/ci/wmxejz/ (дата обращения: 06.01.2018).
References
1.Agamben D. Homosacer. Suverennaya vlast' i golaya zhizn'. - M.: Izd-vo «Evropa», 2011. -148 s.
2.Gordeev, P.A. Neobychnye sostoyaniya soznaniya: filosofskiy analiz: dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata filosofskikh nauk / Saratovskiy gosudarstvennyy universitet imeni N.G. Chernyshevskogo. - Saratov, 2014. -166 s.
3.Grishechkina N. V. Mediaformy kommunikativnogo prostranstva patsienta // Aktual'nye problemy politi-cheskogo, pravovogo i sotsial'nogo razvitiya Rossii: Materialy VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii studentov, magistrantov, aspirantov, soiskateley (17 aprelya 2015, g. Saratov). Saratov: SGU im. N.G. Chernyshevskogo, 2015. - S. 140-144.
4.Men'chikov G.P. Sushchnost' cheloveka: k ponimaniyu cheloveka v kachestve cheloveka/ G.P. Men'chikov / /Antropologicheskaya ekspertiza rossiyskogo zakonodatel'stva. Kazan': Taglimat, 2006. - S. 13-16.
5.Oler N. Tretiy reykh na narkotikakh. M., 2016. 320 s.
6.Ocheretyanyy K. A., Lenkevich A. S. Mediafilosofiya: rossiyskiy kontekst/ Voprosy filosofii. 2016. № 12. - S. 64-72.
7.Presiado B. TestoJunkie: seks, narkotiki i biopolitika / Per. D.Danilova. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://makeout.by/2014/09/19/beatris-preshiado-testo-junkie.html (data obrashcheniya: 22.03.2017).
8.Rossokhin A.V. Refleksiya i vnutrenniy dialog v izmenennykh sostoyaniyakh soznaniya: Intersoznanie v psik-hoanalize. - M.: «Kogito-Tsentr», 2010. - 304 s.
9.Ten A. van Deyk Diskurs i vlast': Reprezentatsiya dominirovaniya v yazyke i kommunikatsii. - M.: Knizhnyy dom «LIBROKOM», 2013. - 344 s.
10.Fuko M. Rozhdenie biopolitiki. Kurs lektsiy, prochitannykh v Kolledzhe de Frans v 1978—1979 uch. godu / Per. s fr. A.V. D'yakov. - SPb.: Nauka, 2010. - 448 s.
11.Khasanova N.F. Otrazhenie v russkom i angliyskom zhargonakh narkomanov deystvitel'nosti narkomanii kak antitsennosti / Materialy II Mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii KGMU «Yazyk v kontekste mezhkul'turnykh i natsional'nykh vzaimosvyazey». - Kazan': KGMU, 2012. - S. 223-226.
12.Mountian I. Cultural ecstasies: Drugs, gender and the social imaginary. - Routledge. - London, 2013. - 168 p.
13.«Chto budet, esli pokurit' chay?» / Doctor.ru: konsul'tatsii vrachey v rezhime onlayn [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://doktor.ru/ci/wmxejz/ (data obrashcheniya: 06.01.2018).
УДК 94 (470.41)
Г.Х. Галимуллина, А.Б. Насибуллина ГУБАЙДУЛЛИНЫ В ИСТОРИИ СЕЛА КИРБИ
Статья посвящена истории мечети села Кирби Лаишевского района Республики Татарстан, первым мусульманским религиозным деятелям села, связи сельской мечети с родословной (династией) Губайдуллиных.
Ключевые слова: село Кирби, мечеть, Салих Губайдуллин.
Galimullina G.Kh., Nasibullina A.B. THE GUBAYDULLINS IN THE HISTORY OF THE VILLAGE OF KIRBY
The article is devoted to the history of the Kirby village mosque in Laishevo district of the Republic of Tatarstan, to the first Muslim religious leaders of the village, to relations between the village mosque and family lineage of the Gubai-dullins.
Keywords: the village of Kirby, mosque, Salih Gubaidullin.
В начале XIX века в с. Кирби Лаишевского района Республики Татарстан работала мечеть, где служили духовные лица, назначенные Казанским губернским управлением. Когда была построена первая мечеть неизвестна. Мечеть, построенная в 1873 г., сгорела в 1907 г. Новая мечеть была возведена на деньги купца 1-й гильдии г. Казани Салиха Сабитовича Губайдуллина в 1908 г., которая сохранилась до наших дней. Автор проекта мечети неизвестен. Постановлением губернского управления она открыла свои двери в феврале 1909 г. [1].
9 декабря 1838 г. имамом (имам-хатибом) мечети был избран Абубакир Гумеров. С 16 ноября 1883 г. его стал заменять сын - Мухамматкарим Абубакиров, 1859 г. рождения. Помогал Мухаммат-кариму его брат - Мухамматвали Абубакиров. В 1872 г. Мухамматвали был назначен вторым имамом. Известно, что дочь Абубакира Гумерова, Шамсуруй, является матерью татарского композитора Султана Габаши.
С 1890-х гг. вторым имамом Кирбинской мечети был избран Мухаммат Сагиев. Он несколько раз преследовался властями за свои независимые взгляды. В 1896 г. Оренбургское Магометанское Духовное Собрание отстранило его от службы на 3 месяца. Через год, в 1897 г., Мухаммат Сагиев навсегда был отстранен от работы.
В 1901 г. имамом-хатибом становится Мухамматгариф - сын муэдзина Кирбинской мечети Миннегали Бикбулатова, уроженец села Татарский Янтык, 1874 г. рождения. В с.Кирби действовала 1 мусульманская махалля. В начале XX в. в махалле насчитывалось 505 мужчин и 510 женщин, в деревне - 159 домов (хозяйств). В медресе учились 40 мальчиков и 30 девочек.
После революции мечеть продолжила свою работу. При Советской власти многое изменилось: коллективизация, культурная революция и другие меры новой власти меняли не только уклад жизни, но и сознание людей. Верующих, посещающих мечеть, становилось меньше. Но, к большому удивлению, в с. Кирби мечеть не была ликвидирована, даже минарет не был снесен.
В годы Великой Отечественной войны здание мечети было передано школе: там начали проводить уроки. Долгие годы мечеть не ремонтировалась. Высокий минарет мечети начал отклоняться от вертикальной оси. В 1985 г. вместо него был возведен низкий минарет. В 1998 году благодаря стараниям директора ООО «Вафин и Ко» Р.К.Вафина и заместителя министра финансов Республики Татарстан Ш.Х.Сунгатова построен высокий минарет.
В 1970-е гг. здание мечети было возвращено верующим.
Необходимо подробнее рассказать о купце 1-ой гильдии С.С.Губайдуллине, на средства которого была построена мечеть в с. Кирби.
Родословная семьи Губайдуллиных (Рисунок I), как и многих других татарских купеческих династий, начинается в Заказанье. В деревне Верхний Пшалым Арского района родился глава рода Сабит Губайдуллин. В середине XIX века он перебрался жить в Казань и «открыл собственное дело по изготовлению карет и тарантасов, всю прибыль от которого затем вложил в мануфактурную торговлю» [2]. Сабит превратился в преуспевающего предпринимателя. Салих Губайдуллин [3, с. 207], его единственный сын, сумел уже к концу XIX века многократно увеличить оставленное ему наследство, вложив средства в текстильное производство, мануфактурные магазины, дорогую казанскую недвижимость. Он и возвел в Кирби мечеть. Тогда он купил землю с полями и лесами у этого села. Недалеко от мечети построил двухэтажный дом. Салих Губайдуллин был женат на дочери богатого купца Уммегульсум Айтугановой. Его жена очень рано умерла, и он больше не женился. У них было трое детей: два сына и дочь. Старший сын Салиха - Газиз (Габдулгазиз) Салихович Губайдуллин [3, с. 205] (псевд. АГазиз) (15.6.1887, Казань — 13.10.1937, Баку), историк, доктор исторических наук (1927), профессор (1927), общественный деятель, публицист. Один из основателей Восточной академии. Его можно назвать первым татарским профессиональным историком. В марте 1937 г. он был арестован органами НКВД, в октябре - расстрелян. Только в 1957 году его реабилитировали. А отец его, Салих Губайдуллин, скончался в 1935 г. в г. Махачкале.
Второй сын С.Губайдуллина - Абдул-Кадыр Салихович Губайдуллин [3, с. 204] (1888, Казань — 4.5.1944), этнограф. Дочь - Марьям Салиховна Губайдуллина [3, с. 208] (1892, Казань — 1933, Баку), этнограф.
В 1995 году сын Газиза, внук Салиха Губайдуллина, Сальман Губайдуллин, приехал в Казань. Со своей женой посетил мечеть в с. Кирби, которую построил его дед.
«Каково же было мое удивление, когда деревенские старожилы рассказали мне, что Салих бай на месте сгоревшей мечети построил в 1908 г. новую: из толстых бревен, с высоким минаретом. Кроме того, в этой же деревне Салих бай построил двухэтажный кирпичный дом в 40 комнат для своих работников. По сей день в честь деда сохранились названия «Бай урамы» (Байская улица), «Бай куле» (Байское озеро). Как рассказывали мне старики, Салих бай перед наймом на работу испытывал людей на честность. Он якобы терял где-нибудь свои золотые монеты, нашедшего и возвратившего их он, безусловно, принимал на работу. Старики по сей день в своих молитвах поминают моего деда Са-лиха» [4], - написал он позже.
Сальман Губайдуллин подарил коллективу Кирбинской средней школы книгу отца Г.Губайдуллина «История татар» и Родословное древо рода Губайдуллиных, составленное своими руками.
Такова история сельской мечети. Сегодня рядом с этой старой мечетью стоит красивая новая мечеть. Нам кажется, они дополняют друг друга.
Рисунок I
Родословная рода Губайдуллиных
Литература
1.Архивные материалы Кирбинского сельского совета.
2.Салихов Р.Р. Газиз Губайдуллин: как представитель «золотой молодежи» стал известным историком и попал под сталинский каток. 2017. Источник: https://realnoevremyaru/artides/69703-gaziz-gubaydullin-istorik-nadonalnyy-ideolog-publirist Открытый доступ. Дата обращения: 16.04.2018.
3.Татарская энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. МХХасанов, отв. ред. Г.С.Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ. — Т. 2: Г-Й. — 2005.
4.Губайдуллин С. «Дорогие мне предки» // Гасырлар авазы - Эхо веков. 2003. №1/2. http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anony-mous/main/?path=mg:/numbers/2003_1_2/061/01/. Открытый доступ. Дата обращения: 16.04.2018.
References
1.Arkhivnye materialy Kirbinskogo sel'skogo soveta.
2.Salikhov R.R. Gaziz Gubaydullin: kak predstavitel' «zolotoy molodezhi» stal izvestnym istorikom i popal pod sta-linskiy katok 2017. Istochnik https://realnoevremya.ru/articles/69703-gaziz-gubaydullin-istorik-nacionalnyy-ideolog-publicist Otkrytyy dostup. Data obrashcheniya: 16.04.2018.
3.Tatarskaya entsiklopediya: V 6 t / Gl. red. M.Kh.Khasanov, otv. red. G.S.Sabirzyanov. — Kazan': Institut Tatar-skoy entsiklopedii AN RT. — T. 2: G-Y. — 2005.
4.Gubaydullin S. «Dorogie mne predki» // Gasyrlar avazy - Ekho vekov. 2003. №1/2. http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anony-mous/main/?path=mg:/numbers/2003_1_2/061/01/. Otkrytyy dostup. Data obrashcheniya: 16.04.2018.
УДК 94 (5-15)+94(61)
С.А. Кириллина, А.Л. Сафронова, В.В. Орлов
КОНЦЕПЦИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ ХАЛИФАТА КАК ФЕНОМЕН ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И ЮЖНОЙ АЗИИ (ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ XX В.)
В статье рассмотрены подходы арабских и южноазиатских мусульманских политических ли-деров и идеологов различных направлений к идее возрождения института халифата в эпоху ослабления и краха Османской империи. Показано взаимодействие между халифатистскими ценностями и формами самоотождествления в традиционных обществах Востока (граждан-скими, культурными, этническими, религиозными). Намечено соотношение панисламского и националистического начал в арабской и южноазиатской мусульманской идеологии и риторике 10-20-х годов XX столетия.